Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

История создания и конструкция

Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.

Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.

Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.

Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.

Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.

Ракетно-артиллерийское вооружение

Смотреть галерею

Ударная мощь фрегата впечатляет. Башенная артиллерийская система имеет калибр сто тридцать миллиметров и увенчивает развитый полубак, которым отличается сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». ТТХ установки позволяет вести огонь по всем видам целей, в том числе поражать такие сложные, как противокорабельные ракеты.

За орудийной башней находятся контейнеры с пусковыми установками зенитных ракет ближней зоны «Кинжал», утопленные почти под уровень палубы. Они позволяют уничтожать все виды воздушных целей на дальности до двенадцати километров. Противовоздушные возможности усиливают два поста зенитно-ракетного комплекса «Кортик», находящиеся в кормовой части. Пушки комплекса могут эффективно поражать также надводные и наземные цели.

Основным ударным оружием, которым располагает сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», являются противокорабельные ракеты комплекса «Уран». Пусковые установки с четырьмя ракетами в каждой размещены вдоль каждого борта. Дальность действия ракет составляет 260 километров.

Ракета комплекса атакует цель, двигаясь на высоте до пятнадцати метров над уровнем моря. Выходя на боевой участок траектории, она дополнительно снижается до трёх — пяти метров от воды. Низкий профиль атаки и скорость, близкая к звуковой, делает перехват ракеты сложной задачей.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2020 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Вооружение

На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.

Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».

Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.

А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» — оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.

На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».

Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540

Сторожевому кораблю «Неустрашимый» 21 год СКР «Неустрашимый» вернулся из дальнего похода «Неустрашимый» возвращается в город Балтийск
«Неустрашимый» совершил заход в порт Салала Сторожевой корабль «Неустрашимый»

Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 (по классификации NATO — фрегат) предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Назван в честь эскадренного миноносца «Неустрашимый» — ервого эсминца, построенного после Великой Отечественной войны.

СКР «Неустрашимый», бортовой номер 712, был построен на Прибалтийском судостроительном в Калининграде. Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года, а 14 марта 1991 года был включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

24 января 1993 года на корабле был поднят военно‑морской флаг России.

2 февраля 1993 года корабль был введен в состав бригады противолодочных кораблей.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 3590 тонн, полное 4350 тонн. Длина наибольшая 129,8 метра, ширина наибольшая 15,6 метра, осадка на миделе 4,8 метра. Скорость хода полная 30 узлов, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 3000 морских миль при 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 210 человек, в том числе 27 офицеров.

Двигатели: Двухвальная газотурбинная — 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ.

Мощность: 37 000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20 000 л. с. (форсажные ГТУ).

Вооружение:

Артиллерия: 1 АК-100.

Ракетное вооружение: 4×8 ПУ «Кинжал»; 2 ЗРАК «Кортик».

Противолодочное вооружение: 2×3 533-мм ТА; 1 х РБУ-6000; 2 х «Водопад-НК».

Авиационная группа: 1 вертолёт «Ка-27».

Первый антипиратский поход в Аденский залив СКР «Неустрашимый» совершил в конце 2008 — начале 2009 года, когда впервые в новейшей истории российского ВМФ экипаж корабля выполнял задачу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности плавания российских и иностранных судов в районе залива.

В 2010 году СКР «Неустрашимый» совершил второй поход в район Африканского рога. В этом походе сторожевой корабль провёл в море 144 суток. За это время было пройдено более 22000 морских миль, совершено 3 деловых захода в иностранные порты, проведено 7 конвоев из 28 гражданских судов общим тоннажем около 1,3 млн. тонн.

В составе экипажей судов, проводку которых обеспечил СКР, находилось 496 человек, из них 183 — граждане Российской Федерации. В ходе выполнения задач российские моряки задержали 7 граждан, подозреваемых в пиратстве.

17 марта 2013 года СКР вышел в третий антипиратский поход из главной военно-морской базы БФ – Балтийска и взял курс на западное побережье африканского континента, где он выполнял задачи обеспечения безопасности гражданского судоходства. 17 октября корабль прибыл в пункт постоянного базирования — город Балтийск.

В общей сложности СКР находился в походе 7 месяцев, оставив за кормой более 30 тысяч морских миль за 215 ходовых суток. За это время кораблем совершены неофициальные визиты в порты Мальты, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кении и осуществлен деловой заход на Сейшельские острова. Дальний поход СКР проходил в соответствии с планом боевой подготовки ВМФ России. Корабль выполнял задачи в районах Средиземного, Аравийского и Красного морей.

В январе 2014 года корабль встал на доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления.

Примечания

  1. Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 1155 разнятся от источника к источнику – например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика необычайно много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича; согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») – суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Комплекс «Уран», изначально предусмотренный техническим проектом 11540, фактически был установлен только на втором корабле серии.
  3. В англоязычных источниках подобная схема ГЭУ обозначается сокращением COGAG (от англ. «COmbined Gas And Gas»).
  4. Согласно другим данным, общая техническая готовность третьего корабля составляла 47%.
  5. В англоязычных источниках подобная схема комбинированной ГЭУ обозначается сокращением CODOG (от англ. «COmbined Diesel Or Gas»)
  6. В частности, недостатки обитаемости «Неустрашимого» отмечал его командир Н. Г. Авраамов – даже при том, что проект корабля в целом он оценивает положительно.
  7. РПК «Водопад» применяется также на подводных лодках.

История выпуска кораблей проекта 11540

Новые сторожевые корабли, строительство которых началось в советское время, должны были полностью заменить собой боевые корабли проекта 1135. Во второй половине 1980-х годов планировалось сделать новые многофункциональные фрегаты самыми массовыми во всём советском военно-морском флоте. Изначально планировалось построить около 70 подобных кораблей, благо мощностей судостроительных заводов в СССР хватало для осуществления этого масштабного плана. Строительством новых кораблей должны были заняться 7 судостроительных заводов по всей территории СССР.

Следующий корабль серии был в 1988 году, его спуск на воду произошёл в плановом порядке через 2 года, однако развал СССР надолго остановил доработку этого фрегата. Только в 2009 году данный корабль окончательно доработали и приняли на службу под именем «Ярослав Мудрый».

Третий и последний корабль серии был заложен в 1993 году, однако недостаток финансирования привёл к тому, что его так и не спустили на воду. В 2016 году последний корабль проекта 11540, представлявший из себя один недостроенный корпус, был утилизирован. Так бесславно закончил свои дни последний корабль проекта 11540.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»)

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка – угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

История создания и конструкция

Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.

Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.

Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.

Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.

Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий