Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.
Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.
С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.
Характеристики:
Основные характеристики:
Водоизмещение стандартное (полное) | 30 500 (41 400) т |
Размеры: | |
— длина наибольшая (по КВЛ) | 273 (236) м |
— ширина наибольшая (по КВЛ) | 49.2 (31) м |
— осадка | 8.9 м |
Силовая установка | Котлотурбинная |
Кол-во х тип ГТЗА (суммарн. мощность) | 4 х ТВ-12 (180 000 л.с.) |
Кол-во х тип главных котлов | 8 х КВН-95/64 |
Кол-во х тип движителей | 4 х ВФШ |
Кол-во х тип (мощность) источников тока ЭЭС | 6 х ТГ (1500 кВт) + 4 х ДГ (1500 кВт) |
Экипаж (в т.ч. офицеров) | 1642 (384) чел. |
Авиационно-технические средства:
Количество ВППл | 7 |
Размеры полетной палубы | 184 х 28 м |
Размеры ангара | 130 х 22.5 х 6.6 м |
Самолетоподъемники | |
— количество | 2 |
— размеры платформ | 18.9 х 10 и 18.9 х 6.2 м |
— грузоподъемность | 30 и 15 т |
Ходовые характеристики:
Тип хода | Скорость | Дальность/Расход топлива |
---|---|---|
Максимальный | 30 узл | 4600 миль |
Боевой экономичный | 18 узл | 7000 миль |
Экономичный | 14 узл | |
Малый | 5 узл |
Характеристики ресурсов:
Запас топлива | |
Автономность | 30 сут |
Запас авиационного вооружения | Як-38: 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемые ракеты Х-23, 176 ракет Р-60, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5). Ка-25: 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25. |
Запас авиатоплива | 1200 т |
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 36 ЛА (Як-38 и Ка-25) | |
ПКРК | 4×2 КТ П-500 «Ураган-1143» | 16 ПКР 4К80 «Базальт» |
Зенитное | 2х2 Б-192 УЗРК «Шторм-М» | 2х48 ЗУР В-611 |
2х2 ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» | 2х20 ЗУР 9МЗЗ | |
8х6 АК-630М | 8х4000 выстрелов | |
Противолодочное | 1х2 ПУ МС-18 РПК-1 «Вихрь» | 16 ПЛУР 82Р |
2х5 533-мм ПТА-53-1143 | 10 СЭТ-53 или СЭТ-65 | |
2х12 РБУ-6000 | 120 РГБ-60 | |
Артиллерийское | 2х2 АК-726 | 2х1200 выстрелов |
АСУ | БИУС «Аллея-2» + с-ма автоматизированной обработки РЛ-информации и целеуказания «Байкал-1143» | |
НК «Салгир-V» | ||
Система управления полетами авиации «Привод-СВ» | ||
С-ма автоматизирован. наведения истребителей (подс-ма БИУС) | ||
Комплекс системы МКРЦ «Корвет-1143» | ||
Связь | Комплекс средств обмена информацией «Тройник» | |
Комплекс средств радиосвязи «Тайфун-1А» | ||
Комплекс космической связи «Цунами-БМ» | ||
ПУСБ | «Пурга» | |
РЛС | МР-600 «Восход» | |
МР-710М «Фрегат-М» | ||
2 АП СУО «Гром-М» | ||
2 артиллерийских РЛС МР-105 «Турель» (АК-725) | ||
4 артиллерийских РЛС МР-123 «Вымпел» (АК-630М) | ||
навигационные РЛС МР-310У «Волга» и МР-212 «Вайгач-1143» | ||
ГАС | МГ-342 «Орион» | |
МГ-335 «Платина» | ||
Станции поиска ПЛ МИ-110Р и МИ-110К | ||
РЭБ | Комплекс средств РЭБ «Кольцо» | |
2 МП-150 «Гурзуф» (активных помех) + Р-740К (УКВ-радиопомех) | ||
2х2 ПУ ПК-2 |
Аббревиатуры
Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов
– Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»
– Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»- СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»
– Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
– Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
– Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
– Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов
– Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС- Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ
Постройка
Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов Миг-29, Су-27 и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.
Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.
В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.
Описание
Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.
Вооружение
В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.
Навигационный комплекс
На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.
Авиакрыло
Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.
Описание
Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.
Вооружение
В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.
Навигационный комплекс
На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.
Авиакрыло
Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — самый большой в российском военном флоте корабль и единственный в своем роде тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР), объединяющий в конструкции как достоинства авианосного корабля, на палубе которого возможно разместить и обслуживать 28 самолетов и 24 вертолета, так и оснащение ракетным вооружением.
Предки
«Кузнецов» стал развитием проекта 1143 «Кречет», создателями которого выступили сотрудники Невского ПКБ под руководством Аркадия Маринича. По разработанным чертежам с 1970 по 1978 год были построены 4 авианесущих крейсера. Сам 1143 — продолжение линейки «Кондор» (1123), включавшей противолодочные корабли-вертолетоносцы, предназначенные для обнаружения и уничтожения подводных лодок вероятного противника.
Суда, созданные по проекту 1143, не имели полноценной посадочной палубы — на них базировались самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 и противолодочные вертолеты Ка-26 и Ка-27 общим числом до 36 штук. Но практика использования показала нерациональность размещения на кораблях Як-38. Самолет не имел бортовой радиолокационной станции, чем уступал сходному по характеристикам британскому истребителю-бомбардировщику «Харриер», и отличался слабым вооружением.
Доработка напильником
Из-за обнаруженных проблем с применением СВВП и отсутствия превосходящей «Яки» альтернативы назрела потребность в разработке кораблей, способных принять на борт самолеты традиционной схемы взлета-посадки. Всего создавалось 3 корабля по доработанному к 1981 году проекту 1143:
- «Варяг» (1143.6), заложенный в 1985 году и попавший после распада СССР в недостроенном состоянии к Украине, продавшей доставшееся «наследство» Китаю, переделавшему корабль в авианосец «Ляонин»;
- «Ульяновск» (1143.7), отличительными признаками которого стала ядерная двигательная установка и обновленной конструкции катапульты, — создание судна началось в 1988-м, но через четыре года крейсер разобрали на стапелях из-за сложившейся в государстве плачевной экономической обстановки;
- «Адмирал Кузнецов» (тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5), первое «детище» доработанного проекта, чья постройка окончилась с успехом, был введен в эксплуатацию в 1991-м в составе ВМС РФ, в рядах которого он и нес службу до 2018-го, когда был отправлен на модернизацию и перевооружение на Мурманский судоремонтный завод, где по состоянию на начало 2020 года делают ремонт и переоснащение ТАВКР.
Цели
Главной задачей созданного по проекту 1143.5 «Адмирала Кузнецова» было выполнение защитной функции. Корабль обеспечивал безопасность атомных подлодок в местах боевого патрулирования и противовоздушную охрану сопровождаемым судам, занимался поиском и уничтожением подводных и надводных сил противника. Также в задачи авианесущего крейсера входило прикрытие высадки десанта сил морской пехоты при потребности. Дежурство вблизи чужих берегов с целью угрозы атакой авиации непокорным в функции, предписываемые создателями самому большому кораблю российского военного флота, не входило.
История
4.1 Строительство
В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.
4.2 Испытания
В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.
4.3 Боевая служба
В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.
Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП Як-141, от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка Як-141 отменилась.
В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.
4.4 Продажа крейсера
Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей МиГ-29 К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.
Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.
Представители проекта
Всего было построено четыре корабля подобного типа:
- «Киев» (головной корабль проекта 1143) — заложен в 1970 году.
- «Минск» (проект 1143.2) — заложен в 1972 году.
- «Новороссийск» (проект 1143.3) — заложен в 1975 году.
- «Баку» (проект 1143.4) — заложен в 1978 году.
Также в состав проекта 1143 входят три корабля, фактически являющиеся дальнейшей его эволюцией. Основным их отличием является возможность взлётов и посадок самолётов традиционной схемы. Для этого крейсера имели значительно увеличенную полётную палубу (за счёт освобождения её от ракетно-артиллерийского вооружения) и трамплин для взлёта самолётов.
- «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5) — заложен в 1981 году.
- «Варяг» (проект 1143.6) — заложен в 1985 году.
- «Ульяновск» (проект 1143.7) — заложен в 1988 году.
Кроме того, проект «Ульяновск» отличался от предшественников наличием ядерной силовой установки и паровых катапульт (ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после развала СССР).
Оценка проекта
Авианесущие крейсера проекта 1143 были первыми в советском флоте кораблями, с которых могли эксплуатироваться самолёты. Они представляли собой значительный шаг вперёд по сравнению с предшествующими противолодочными крейсерами-вертолётоносцами проекта 1123.
Тем не менее, крейсера проекта 1143 трудно считать полностью удачными. При значительных размерах кораблей (до 45000 тонн полного водоизмещения) их авиационные возможности были весьма ограничены. Составлявший основу авиагруппы штурмовик СВВП Як-38, в отличие от близкого по лётным характеристикам английского Hawker Siddeley Harrier, не имел бортовой РЛС. Из-за этого Як-38 был практически не способен к участию в воздушном бою, исключая ситуации сближения на дистанцию визуального обнаружения. Кроме того, гамма бортового ракетного вооружения Як-38 была представлена лишь сравнительно недальнобойными ракетами, что делало его применение против кораблей или береговых объектов с мощной ПВО весьма опасным занятием. В определённой степени слабость ударной авиации крейсера проекта 1143 компенсировалась его мощным арсеналом противокорабельных ракет, но компенсировать неспособность Як-38 вести воздушный бой оказалось невозможно.
В результате реальная боевая мощь авиагруппы крейсера проекта 1143 практически не превышала боевых возможностей авиагруппы гораздо меньшего британского лёгкого авианосца типа «Инвинсибл» и значительно уступала возможностям авиагруппы сравнимых по размерам французских авианосцев типа «Клемансо». Предполагаемые сверхзвуковые СВВП Як-141 для замены Як-38 на палубах крейсеров проекта 1143 так и не были доведены в связи с распадом СССР.
Новороссийск — тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3
Все эти проблемы на первом корабле проекта 1143 были неизбежными «болезням роста». И разумеется, конструкторы не сидели на месте, и постоянно совершенствовали конструкцию кораблей. Ещё до передаче флоту «Киева», был готов технический проект 1143М «Кречет», значительно повышавший эксплуатационные характеристики корабля (по нему, также известному как проект 1143.2 был достроен второй авианесущий крейсер — «Минск»).
А в 1978 г. на основе опыта эксплуатации первенцев проекта 1143, был разработан следующий проект ставший основным для последующих кораблей, и получивший новый шифр: 1143.3 (с 1981 г. 11433). По нему достраивался «Новороссийск».
В отличие от первых двух авианесущих крейсеров: «Киева» и «Минска», третий корабль, «Новороссийск» значительно отличался конструктивно: перепланировке подверглись 40% помещений корпуса и надстроек, была существенно расширена авиагруппа, увеличен на 50% запас авиатоплива на борту, взлетная полоса корабля была оборудована тремя газоотводными устройствами под перспективные Як-141 (казалось, ещё немного, и они начнут поступать на вооружение), также на корабле могли базироваться летательные аппараты массой до 15 тонн, а приземление на палубу (без постановки в ангар), обеспечивалось даже для таких громад как транспортный вертолет Ми-6.
Планировалось значительно усилить ПВО корабля за счет а счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал», а 30-мм АУ АК-630М — ЗРАК «Кортик».
Однако по ряду причин, самый совершенный из трех «Кречетов» на тот момент, «Новороссийск» получился самым обиженным в плане вооружения: он не только не дождался своих Як-141, ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал», но и… лишился штатной ЗРК «Оса». РЛС «Подкат» же была установлена так нерационально, что обе её антенны имели «закрытый сектор» из-за высокой палубной надстройки, а на первых порах ещё и забивали сигнал друг друга. Исправить эти неприятные мелочи удалось далеко не сразу.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» («Баку»)