Российский «Каньон»
Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» – штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.
Соцсети
АПЛ проекта 09852 (в центре) – самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения – атомная станция АС-12 «Лошарик».
О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.
В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.
Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.
Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» – подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании» подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.
Соцсети
В конце 1950-х предполагалось «смыть» восточное побережье США подводным ядерным зарядом.
Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» – единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.
История создания
В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.
Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.
Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.
В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.
Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.
Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.
Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».
В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».
В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.
Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.
Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».
Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.
История создания
История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность.
Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты. В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций.
Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.
Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки.
Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками.
Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.
В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень».
На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения. Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.
Червонцы на память
На церемонии вывода корабля присутствовали и представители города, в честь которого «Белгород» получил своё имя. Белгородская делегация передала командиру корабля две иконы, освящённые митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, – святого Николая Чудотворца и Иоасафа Белгородского.
Он зачитал приветственные адреса от губернатора Белгородской области Евгения Савченко и главы администрации Белгорода Юрия Галдуна. Закончил свою речь Владимир Алексеевич эффектно:
Входивший в состав белгородской делегации сотрудник администрации Белгорода Сергей Махортов о подводных лодках знает не понаслышке – капитан 2-го ранга отдал Северному флоту 29 лет жизни. Ему довелось служить и на дизельных подлодках, и на атомных «батонах» – подводных крейсерах проекта 949А, одним из которых изначально и был «Белгород». С 1994 года Сергей Васильевич входил в состав дублирующего экипажа двух однотипных подлодок – К-119 «Воронеж» и К-141 «Курск» (на всех российских подлодках есть сменные экипажи – когда один уходит в отпуск, положенный после автономки, на дежурство заступает другой – прим. авт.).
По словам Махортова, сам вывод подлодки из эллинга начался около двух часов дня. 184-метровый корабль медленно, буквально по сантиметрам, выкатывали из огромного ангара-эллинга, в котором корпус собирали. Сама процедура заняла несколько часов. Гостям и журналистам показали только начальную часть вывода корабля, после чего попросили удалиться. Любительская фотосъёмка была под строжайшим запретом.
Впрочем, без некоторых шалостей всё же не обошлось. По давней традиции на рельсы под колёса стапельного поезда при выводе корабля подкладывают монетки. Расплющенные многотонной нагрузкой деньги потом хранят в качестве сувениров. Сергей Махоротов лично озаботился подбором подходящих монет: специально для церемонии он привёз с собой несколько десятирублёвок с надписью «Белгород» на реверсе – такие выпускали в 2011 году. Теперь эти расплющенные монетки – уже часть истории.
История русского подводного флота
История подводного флота России начинается еще со времен Российской Империи. Еще в 1834 году Карл Андреевич Шильдер разработал прототип первой подводной лодки. Стоит отметить, что его задумка сильно отличалась от подводной лодки в современном понимании этого слова. На ней не было двигателя, а движение она приводилась мускульной силой экипажа, который использовал для этого специальные механические «ласты», вооружена лодка была пусковыми ракетными установками. Такая лодка могла бы передвигаться под водой около 3 часов, а экипаж составлял 12 человек.
Одну из первых серий русских подводных лодок разработал и воплотил в жизнь конструктор Степан Карлович Джавецкий в 1884 году. Эта серия из 50 лодок представляла нечто наподобие прототипу Карла Шильдера, но работали лодки уже с помощью более современного электродвигателя, став первыми в мире подводными лодками на электрической тяге. На вооружении у каждой из них было по 2 мины, а предназначались они для охраны морских военных крепостей. Прослужили эти лодки до 1886 года.
Официально подводный флот России начал свое существование 19 марта 1906 года, с указа императора Николая Второго.
Уже в 1915 году в состав Балтийского военного подводного флота входили:
- Подлодки типа «Барс» («Вепрь», «Пантера», «Рысь» и т.д.)
- Подлодки типа АГ (АГ-11, АГ-14, АГ-12, АГ-16 и т.д.)
- Подлодки типа Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, С-26, С-27, С-32 и т. д.)
- Плавбаза «Амстердам»
Таким образом, уже после 1-ой мировой войны русский подводный флот имел выработанную тактику боевого использования и сложившуюся организацию на случай военных действий.
Большими достижениями отличался русский подводный флот и во времена Советского Союза. В 1919 году подводная русская лодка под командованием А. Н. Бахтина поставила мировой рекорд по времени нахождения под водой — 75 километров она проплыла более чем за одни сутки!
Подводная лодка серии «Декабрист»
Одним из первых проектов кораблестроения в Советском Союзе было строительство шести подводных лодок серии «Декабрист», в котором принимали участие Б. М. Малинин, И. Г. Бубнов, А. Н. Крылов и многие другие советские конструкторы.
За времена СССР в кораблестроении было много успехов, Советский Союз не уступал уровнем разработок в этой области почти ни одному государству мира.
Высокий уровень подводного вооружения поддерживает и сейчас Российская Федерация. Одни из самых значительных разработок кораблестроения современной России как «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» спустили на воду в 2010-2011 годах. Они являются современными ракетными подводными крейсерами 4-го поколения.
Примечания
- ↑ Николаев А. С. . «Штурм Глубины». Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ (недоступная ссылка). ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения: 16 декабря 2011.
- ↑ . Lenta.ru (16 марта 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Александр Кулешов. . «Двина-Информ» (20 июля 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Виктор Литовкин. . «РИА Новости» (3 августа 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . Lenta.ru (26 июня 2009). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . «РИА Новости» (9 февраля 2012). — Интервью главкома ВМФ России. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . FlotProm.ru (20 декабря 2012). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . FlotProm.ru (13 апреля 2017). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ . ТАСС (26 июня 2019).
- . ТАСС. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Антон Валагин. . «Российская газета» (12 апреля 2019). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . «Россия 24» (23 апреля 2019). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . Вести (23 апреля 2019).
- ↑ Константин Смирнов. . РИА ФАН (12 апреля 2019).
- . Российская газета. Дата обращения: 10 августа 2021.
- . Известия (24 апреля 2019). Дата обращения: 17 июня 2019.
- Илья Ведмеденко. . Naked Science (29 июня 2019).
- . «Рамблер/новости» (1 июля 2019).
- . «Российская газета» (26 июня 2019).
- . «Российская газета» (26 апреля 2019).
- Matthew Bodner. (англ.). DefenseNews (13 ноября 2015). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- H I Sutton. (англ.). Covert Shores (19 декабря 2016).
- Рамм Алексей, Корнев Дмитрий, Болтенков Дмитрий. . «Военно-промышленный курьер» (10 августа 2015). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Карпенко А. В. . «Невский Бастион». Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Виктор Сокирко. . «Взгляд» (23 апреля 2019).[неавторитетный источник?]
- (итал.). repubblica.it. Дата обращения: 2 октября 2022.
Оценка проекта
Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит». Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел
Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела
Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.
В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.
Американцы догоняют
То, что такой путь развития подводных военных сил верен, показывают лихорадочные усилия США в попытках догнать Россию в данном секторе.
Так, американцы буквально с потной спиной стараются тоже освоить это самое «третье стратегическое направление», но через поиски способов расширения «шлюзовых» возможностей торпедных аппаратов. Они стремятся использовать эти аппараты для запуска подводных беспилотников, упакованных в специальные контейнеры. Соответственно, этот путь предусматривает всевозможное расширение номенклатуры возможностей БПА. Грубо говоря, через создание длинной линейки подводных роботов.
Насколько это удастся, насколько это вообще верное направление – покажет время. Но пока – американцы нас догоняют.
Александр Покровский, Царьград
Зеленский пытается угодить 24% избирателей Порошенко, отказываясь от своих 73%
История
Заложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей».
6 апреля 1993 года переименована в «Белгород», в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329.
В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована.
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства.
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе.
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год. Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить её в состав ВМФ, готовность оценивалась в 80 %.
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень».
В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» достраивается по специальному проекту. 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852, предположительно именно тогда корабль получил наименование БС-329.
Передача подлодки ВМФ России планировалась в 2018 году.
В ноябре 2018 года Министерство обороны сообщило о формировании экипажа АПЛ «Белгород».
23 апреля 2019 года АПЛ «Белгород» выведена из эллинга в Северодвинске и спущена на воду. Командир корабля — капитан первого ранга Антон Алёхин.
В течение 2019 года должна была пройти достройка подлодки на плаву, тестирование ядерной энергетической установки и швартовные испытания.
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году. Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года, но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года.
По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года.
25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко рассказал: «Начали на АПЛ „Белгород“ государственные испытания, которые будут закончены в следующем году».
8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи Военно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород». Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения поисково-спасательных операций, а также может быть использован как носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов. Служить подлодка будет на Тихом океане в ТОФ.
3 октября разведка стран Нато сообщило о том что апкр К 329 Белгород покинула порт базирования и ушла в неизвестном направлении. По данным разведки К 329 находится в арктических водах. По мнению разведки К 329 вышла для испытания ядерной торпеды посейдон без ядерного заряда.
Примеры современных подводных лодок
«Дмитрий Донской»
Подводный крейсер «Дмитрий Донской»
Из современных разработок России можно отметить выдающийся ТК-208 «Дмитрий Донской». Этот подводный крейсер побил много мировых рекордов, таких как: водоизмещение, мощность вооружения, длина, тишина хода и многое другое. Преимущество этой лодки в особой внутренней конструкции, которая представляет собой что-то похожее на катамаран с двумя прочными корпусами между которыми размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетными установками межконтинентальной дальности. Эта лодка приспособлена даже к северным широтам Арктики и может с легкостью совершать тактические маневры во льдах и под ними. Эта субмарина уникальна и не перестает поражать свой мощностью, ее образ не раз использовался в боевиках, книгах и документальных фильмах. Американский журналист Марк Эпископос оценил невероятные мощности «Дмитрия Донского» назвав его «машиной судного дня».
«Князь Олег»
Еще одним примером современной подводной лодки России может послужить атомная подводная субмарина стратегического назначения К-552 «Князь Олег», проекта 955А «Борей-А». На данный момент «Князь Олег» входит в состав 25-й ДиПЛ ТОФ в Вилючинске. Эта лодка хоть и не может похвастаться сверхмощными параметрами «Дмитрия Донского», однако является отличным примером подводных лодок 4-го поколения. Спущен на воду «Князь Олег» 16 июля 2020 года.
«Ясень»
Подводная лодка «Ясень»
Эта АПЛ отличается от многих тем, что ее легкий стальной корпус покрыт резиной, что способствует очень низкой шумности передвижения и меньшей заметности для гидролокаторов. Также интересное отличие «Ясеня» в том, что его ракеты и торпеды находятся не на носу, а по бокам. У «Ясеня» имеется очень мощный атомный двигатель, который, как утверждают эксперты, может работать без смены топлива около 30-ти лет, как и сама субмарина. Разработало это чудо техники конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором был В. Н. Пялов. При постройке «Ясеня» было принято много решений, раньше не использовавшихся в отечественном кораблестроении.