Как три “леопарда”
Танк на платформе “Армата” был представлен широкой публике весной 2015 года. Тогда Т-14 впервые участвовали в Параде Победы на Красной площади.
В российской прессе этот проект стали обсуждать немного раньше, и одним из главных аргументов сторонников нового танка было то, что танки Т-90 и Т-72 уже исчерпали возможности для модернизации. В числе этих людей был Юрий Борисов.
“Все от Т-72 и Т-90, мы все исчерпали. Там нету уже возможности для дальнейшей модернизации, нужен качественный скачок. Вот задача создания этой платформы (и мы ее обязательно создадим к 15-му году, мы даже объявили это у себя на сайте) – это получение качественного скачка для развития этого направления”, – говорил тогдашний замминистра обороны в программе “Военный совет” радиостанции “Эхо Москвы” 29 июня 2013 года.
Image caption
Т-90С, который в 2013 году, по словам Юрия Борисова, чуть-чуть отставал от германского Leopard и израильского Merkava
В том же интервью Борисов сетовал на то, что армии приходится “жить на модернизации платформ, которые были созданы еще во времена Советского Союза”. “Сегодня если сравнивать танк Т-90С, он может быть, чуть-чуть отстает, а где-то и в паритете с современными зарубежными образцами. Я имею в виду с немецкими танками, с израильскими”, – говорил Борисов в 2013 году.
Еще раньше, в марте 2011 года, выступая на заседании комитета по обороне и безопасности Совета федерации, тогдашний главнокомандующий сухопутных войск Александр Постников заявил, что Т-90, будучи модификацией советского Т-72, стоил на тот момент 118 миллионов рублей за единицу. На те же деньги минобороны могло купить три немецких танка “Леопард”, отмечал военный.
- Ответ “Армате”: Германия и Франция вместе разработали новый танк
- Зачем Германия расконсервирует припасенные “Леопарды”
- Как “Армата” повлияла на танковое перевооружение в мире
Эти слова тогда раскритиковали многие эксперты, но они довольно точно отражали отношение военных к бронетехнике 1970-х годов, составлявший на тот момент основу парка военных машин российской армии.
Появление танка нового поколения на таком информационном фоне казалось тогда логичным и правильным шагом.
Есть контакт
Летом 2018 года первые планы относительно новых ОКР по теме боевых машин поддержки танков были озвучены официально
Индустриальный директор кластера «Вооружение» корпорации «Ростех» Сергей Абрамов сообщил, что специалисты УВЗ приступили к проработке схемы будущей машины, которую (и это важно) будут создавать с учетом опыта боевого применения
При этом облик третьего «Терминатора» давно не является секретом — макет, на который, скорее всего, максимально будет похож первый прототип БМПТ третьей версии, был представлен на стенде в рамках форума «Армия-2018». Стоит отметить, что вместо максимальной глубокой доработки под существующие (массовые и крайне дешевые) шасси в УВЗ сосредоточились на создании машины совершенно иного типа.
В этом смысле выбор тяжелой унифицированной гусеничной платформы «Армата» представляется оправданным на сто процентов. Следует помнить, что ключевые претензии, применительно к БМПТ прошлого поколения, предъявлялись именно к шасси. Платформа Т-72/90 хоть и завоевала звание одной из самых надежных во всей истории танкостроения, всё же имеет ограничения по модернизационному потенциалу, не позволяющие реализовать возможности перспективных боевых модулей.
БМПТ_2
Необитаемый боевой модуль «Бумеранг-БМ» с 30-мм пушкой 2А42, установленный на боевой машине пехоты Т-15
Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Стоит заметить, что при выборе платформы «Армата» в качестве следующей ступени для БМПТ разработчики заложили как принцип максимальной автоматизации процесса управления боем, так и максимально возможную эффективность новых типов боеприпасов и орудий другого калибра. Задолго до сирийской кампании ВС РФ (и даже задолго до первой и второй кампаний в Чечне) стало очевидно, что самым слабым контуром в огневой мощи советской бронетехники стали 30-мм автоматические пушки, недостатки которых на боевых машинах проявлялись всё чаще.
Само собой, это хорошо понимают и в ГАБТУ (главном автобронетанковом управлении), и в Сухопутных войсках, и в Минобороны в целом. Говоря простым языком, это означает, что для БМПТ версии 3.0 заготовили совершенно иной боевой модуль с автоматическим 57-мм орудием. Он позволит ликвидировать недостатки вполне пригодного для боевой работы (но на другой технике и для других задач) модуля «Бумеранг-БМ» — одной из самых современных версий БМ с 30-миллиметровой пушкой, с которым тяжелые БМП Т-15 на платформе «Армата» были впервые показаны публике четыре года назад.
Что потом
Несмотря на то, что реальные сроки выхода “Арматы” в серийное производство намечены на 2019 год, в “Уралвагонзаводе” уже задумались над проектированием безэкипажных боевых роботизированных машин.
“В программе инновационного развития корпорации до 2020 года планируется реализация следующих основных проектов: разработка и производство семейства наземных безэкипажных дистанционноуправляемых роботизированных гусеничных машин различного назначения”, — говорится в годовом отчете УВЗ.
Как пояснили в компании, речь идет о роботизированных боевых машинах, которые придут на смену экипажным танкам, то есть машинах, способных в дистанционном или полностью автономном режиме решать боевых задачи на уровне, не уступающем экипажным машинам.
“Армата” станет первой российской бронетехникой, на которую будет установлен комплекс оперативного захвата и обнаружения целей с видеорежимом на основе оптоволокна, что позволяет командиру быстро передавать наводчику не просто координаты цели, но и ее видео. Формально управление боем превращается в компьютерную игрушку
Игорь Рябов
директор специального конструкторского бюро Горьковского завода аппаратуры связи им. А.С. Попова
Стоит отметить, что уже сейчас армии мира активно используют беспилотные летательные аппараты, а также наземных роботов для решения разведывательных задач, а иногда и для огневого поражения, так что постепенный переход на роботов явно не за горами, однако окончательные решения все равно будут за человеком.
Алексей Паньшин
Как сейчас
В настоящее время на вооружении российской армии состоит множество различных модификаций танков Т-72, Т-80 и Т-90, которые постоянно совершенствуются.
Танки Т-72Б в ходе капремонта модернизируются до уровня Т-72БЗ с установкой современной всесуточной системы управления огнем, цифровых средств связи, дополнительной защиты и двигателя повышенной до 1130 л.с. мощности
пресс-служба УВЗ
Танки Т-90 в ходе капитального ремонта будут модернизироваться до уровня Т-90М с повышением огневой мощи, защищенности и живучести, а также командной управляемости.
Однако есть и новое поколение бронированных машин, к которым относят танк Т-14 на тяжелой гусеничной платформе “Армата”. Как заявляют в разработавшем этот танк “Уралвагонзаводе” (УВЗ), “Армата” значительно превосходит своих предшественников и конкурентов по таким важнейшим показателям как огневая мощь и защищенность.
Цифровые технологии обеспечивают уровень автоматизации процессов управления огнем и защитой танка и создают предпосылки для дальнейшего сокращения экипажа до двух, а то и одного человека, с переходом на дистанционно-управляемую роботизированную тяжелую боевую машину.
Танк Т-14 “Армата” способен эффективно бороться с применением новых систем и боеприпасов как с тяжелой бронетехникой, так и с пехотой противника, а для ведения боевых действий в условиях массового применения противотанковых средств (например, в городе) танк оснащается дополнительным комплектом модульной защиты.
Проходят войсковые испытания, они должны завершиться до конца 2018 года, а в 2019-м начнется производство. Сколько машин готово заказать Министерство обороны, говорить рано, но уверен, “Армата” будет востребована. Самый современный танк в мире
Сергей Чемезов
генеральный директор госкорпорации “Ростех”
Можно всех посмотреть?
С войной будущего разобрались. Теперь надо рассмотреть наиболее вероятные кандидатуры втанки будущего». Варианттанки не нужны», разумеется, не рассматриваем: на дворе 2018-й, и адептов этой точки зрения почти не осталось, разве что самые замшелые. Последнее десятилетие показало, что не нужны как раз эксперты с подобными взглядами.
Вариант 1(затягивание поясов)
Армия продолжает модернизировать Т-72. Новых танков не будет, максимум капитальный ремонт и модернизация. Вариант очень заманчивый с финансовой точки зрения.
Незадолго до началаАрмии-2018» вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку, так и заявил журналистам:Армата» слишком дорога.
Зачем „наводнять“ „Арматами“ или „Бумерангами“ все вооружённые силы? У нас танк Т-72 пользуется огромным спросом на рынке, его берут все. По сравнению с „Абрамсами“, „Леклерками“ и „Леопардами“ по цене, эффективности и качеству он значительно их превосходит».
Дёшево, сердито, но публичной демонстрациейАрматы» Россия расшевелила осиное гнездо.
Уже в 2016-м концернРейнметалл» показал опытный образец 130-мм танковой пушки. В июне 2018-го Франция и Германия наЕвросатори» представили совместный танк-демонстратор(остряки немедленно окрестили егоЛеоклерком», так как он представлял собой башнюЛеклерка» на шассиЛеопарда»). Американцы всерьёз взялись за КАЗ и очередной апгрейдАбрамса». Работы активизировались в Израиле, Великобритании, Швеции и других странах.
Концепт-гибридЛеопарда» иЛеклерка»
Фарш уже не провернёшь назад, отказаться отАрматы» — значит отстать от противника на десятилетия и навсегда потерять репутацию и экспортные рынки. Экономия сейчас обойдётся очень дорого в будущем.
Вариант 2(компромиссный)
Армия модернизирует Т-72 до Т-72Б3 и закупает в качестве основного Т-90. Например, в варианте Т-90М(наАрмии-2018» стало известно, что Минобороны закупит второй батальонный комплект танков Т-90М).
Казалось бы, идеальный вариант, которому порадуются и военные, и финансисты. Но этот путь всего лишь позволит отсрочить неизбежное — переход на новые машины.
Каким бы отличным ни был танк Т-72 и его новейшее воплощение Т-90М, возможности модернизации не бесконечны даже у него.
Рабочее место танкиста в бронекапсулеАрматы»(но без малой сапёрной лопаты и в XXI веке никуда)
Т-72 — танк простой, надёжный, освоенный производством. Но создавался он для другой войны — глобальной, с потерями, сравнимыми с 1941 годом. Советское руководство былотравмировано» блицкригом, поэтому постоянно боялось, что танков не хватит. В обозримом будущем такая масштабная война маловероятна. Зато вероятны другие — где никак не обойтись без перспективных боевых платформ.
Когда сравнивают Т-14 и Т-72 по размерам, забывают, что экипаж вАрмате» прячется гораздо ниже(все трое — в капсуле, а в Т-72 двое — в башне)
При этом есть ненулевые шансы оказаться в положении, когда новая машина нужнауже вчера», а время и средства потрачены на компромиссные варианты. В самом неприятном сценарии промышленности придётся судорожно осваивать массовое производство, а военным — мириться с неизбежными недостатками, которые невсплыли» в более спокойной обстановке. Да, совсем как в 1940–1941 годах, когда был совершён качественный прыжок от массовых лёгких Т-26 и БТ-7 к среднему Т‑34.
Вариант 3(реальный)
Армия модернизирует Т-72 и Т-80 до вариантов Т-72Б3(или Б3М) и Т-80БВМ. Одновременно закупаются новые Т-90М(лучше Т-90МС, но имеем, что имеем) и Т-14. Вариант — что уж скрывать — самый дорогой, но и наиболее логичный.
Т-14Армата» и Т-72Б3
Плюсов тут несколько. Во-первых, спокойная войсковая эксплуатация в мирное время выявит недостатки, которые будут решены в будущем. Позволит опробовать новые тактические приёмы и новую организационную структуру.
Во-вторых, в армии и на производстве будет расти количество специалистов, знакомых с новой техникой. Всё-таки без подготовленного экипажа или техников даже самый современный танк — груда железа.
Не последнюю роль играет и унификация техники. Текущийвинегрет» с тремя(или больше, если считать глубокие модернизации) видами ОБТ, мягко говоря, неприятен и с точки зрения применения, и с точки зрения обеспечения.
Совсем древние машины с баз хранения будут вытесняться вполне современными модификациями. К примеру, в армии Т-14 придёт на замену Т-72Б3, а на хранении Т-72Б3 заменитдедушек» Т-62, которым найдётся место, например, на Ближнем Востоке.
Из стороны в сторону
Всякий раз при обсуждении вопросов создания перспективной бронетехники военные эксперты старались озвучивать две новости: хорошую и плохую. Касалось это в основном наличия/отсутствия готовых решений или технологического задела, возможности эффективно конкурировать и других ключевых факторов, неразрывно связанных с успешными военными проектами. Драма в новейшей истории с перспективными американскими танками заключается в том, что хороших новостей для командования Сухопутных войск США по этому вопросу пока нет.
Первая плохая новость состоит в том, что танк М1 фактически подошел к пределу технологического развития, а производство новых машин наладить невозможно. Завод «Детройтский арсенал», некогда производивший танки М1 «Абрамс», давно закрыт.
Фактически всю судьбу танков М1 в американской армии еще в 2012 году решил начальник штаба Сухопутных войск генерал Рэй Одьерно, заявивший, что армия США не заинтересована в дальнейших закупках и глубокой модернизации этой машины.
Однако привыкшие чувствовать себя на пике технологического прогресса американские военные задумались о том, какую боевую машину в ближайшей перспективе противопоставить российским танкам Т-14. Здесь стоит сказать о второй плохой новости, суть которой заключается в том, что готового, испытанного и согласованного решения по выводу на арену конкурента российским перспективным боевым машинам в Соединенных Штатах по-прежнему не предвидится.
Метания из стороны в сторону привели к серьезным разногласиям штаба Сухопутных войск с производителями вооружений. Боевые действия в Ираке и Йемене показали, что основные боевые танки М1 по-прежнему уязвимы даже для устаревших противотанковых управляемых ракет, а серьезная масса не позволяет экипажам боевых машин показывать «войну будущего», превращая танки в неподвижные мишени.
Другой стороной вопроса является общее отсутствие понимания, какой проект в итоге понадобится армии США в ближайшие десятилетия. Стоит заранее оговориться и сказать, что экспериментами по созданию тяжелых машин с необитаемой башней в Соединенных Штатах больше не занимаются: единственный прототип, созданный по программе TTB (Test Tank Bed) на базе танка М1 «Абрамс», закрыт более 30 лет и выставлен в качестве музейного экспоната. При этом в Соединенных Штатах было решено отказаться не только от концепции необитаемой башни, но и от размещения в бронемашине 140-мм гладкоствольной пушки АТАС.
С перспективными программами, направленными на повышение мобильности Сухопутных войск, дела обстоят не лучше. Программы NGV и FCS так и не вышли за рамки эскизного проектирования и создания полноразмерных макетов. Крест на судьбе первой поставили американские традиции: масса боевой машины с посредственным вооружением вплотную приближалась к показателям танка М1. Взвесив все за и против Сухопутные войска США захотели получить в распоряжение так называемый «мобильный корпус» – бронетехнику на единой облегченной унифицированной платформе, по массе и габаритам близкую к современным БМП. Однако и этой программой было решено пожертвовать в пользу «пакетов для модернизации» танков М1 и боевых машин пехоты «Брэдли».
Американские военные эксперты утверждают, что срок службы модернизированных боевых машин истечет в 2040 году, однако ответа на вопрос о будущем основного боевого танка, сделанного в США, по-прежнему нет.
Проверка боем
Через несколько месяцев после презентации новейшей российской бронетехники на Параде Победы в Москве эксперты обнаружили, что созданием единой унифицированной платформы увлеклись и китайские разработчики
Однако в этом вопросе важно разделять заявления о создании «танка-близнеца» российского Т-14 и реальную способность повторить успехи УКБТМ и «Уралвагонзавода»
Особенность успешного проектирования танков в КНР долгое время состояла в умении подсматривать хорошие идеи, уже давно реализованные и проверенные на практике. В этом отношении военно-промышленный комплекс КНР шагнул дальше остальных, создав десятки собственных лицензионных (и не очень) бронемашин. Однако на простом копировании хорошей, конкурентоспособной бронетехники в долгосрочной перспективе не построишь.
Важно отметить, что для китайских танкостроительных концернов первостепенной задачей всегда оказывалось не насыщение бронемашинами собственных вооруженных сил, а масштабная экспортная кампания. Однако демонстрацию на стендах, эффектные «прохваты» в рамках профильных форумов и боевые действия, в которых вместо двоек за проваленные упражнения существует риск уничтожения танка вместе с экипажем, необходимо разделять
Справедливости ради стоит отметить, что в новейшей истории конфликтов китайские танки в боевых действиях практически не участвуют, а если и участвуют, то применение таких машин носит единичный характер, собственной школы танкостроения, оплаченной кровью и потом, в КНР не было, нет и, вероятно, не будет еще очень долго.
О перспективах и технологичности собственной бронетехники можно рассказывать сколько угодно, однако важно помнить, что даже самый современный китайский танк «Тип-99» создавали с оглядкой на советские и российские машины. Взять хотя бы орудие 2А46 , принцип бронирования и размещения дополнительных средств защиты, а также элементы подвески и многое другое, принятые за эталон при разработке «Тип-99»
«»Тип-99″ делали долго, а за основу взяли российский Т-90. В итоге получился танк весом в 58 т, что значительно тяжелее российской машины. Поэтому для обеспечения подвижности туда поставили 1500-сильный двигатель. Получилось, конечно, не очень удачно, но они старались», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
При этом бронетехника из КНР по-прежнему остается аутсайдером по количеству успешно пройденных горячих точек. Поставки относительно дешевой техники в страны Азии в разрезе общей успешности такой техники рассматривать не стоит, поскольку серьезных боевых действий такие импортеры китайской техники, как Таиланд, не вели и не ведут.
Амбиции и желание нарастить присутствие на мировых рынках вооружений в этом смысле понятны, однако для серьезных заявлений нужно иметь что-то большее, чем спроектированные в графическом редакторе 3D-модели. Эксперты поясняют, что для успешного создания «аналога» российскому Т-14 китайским промышленникам, науке и профильным специалистам предстоит долгий и трудный путь, который в простонародье называют методом проб и ошибок.
Но для создания полноценного конкурента российской боевой машины специалистам из Поднебесной придется отказаться от главного двигателя китайской промышленности – желания копировать удачные решения. Эксперты поясняют: продешевить в этом вопросе уже не получится, ведь уникальные технологии, заложенные в основу бронетехники на платформе «Армата», секретны, а значит, китайским инженерам остается выбрать одно из двух – либо реализовать не уступающие по качеству решения, испытать и доказать на практике надежность выбранного подхода, либо ограничиться существующими на данный момент возможностями в проектировании ультрасовременной бронетехники.
Суммируя принятые во внимание факторы, успехи отдельных производителей и заявления, стоит отметить, что мероприятие под названием «Создание конкурента для танка «Армата»», несмотря на десятки заявлений, ни одним из мировых производителей не выполнено. Украина криминальная: Авто взорвалось под Одессой
Украина криминальная: Авто взорвалось под Одессой
Новая платформа
Главным отличием танка Т-14 на платформе “Армата” является то, что его экипаж заключен в особо прочную бронекапсулу в боевом отделении в корпусе танка. Его башня необитаема и управляется дистанционно.
Это позволило улучшить условия работы экипажа, а также теоретически повысило его выживаемость в бою. По оценкам экспертов, в танках Т-80, а также Т-90 и Т-72 экипаж сидит буквально окруженный боекомплектом, рискуя жизнью: при внутреннем возгорании заряды могут загореться. В Т-14 экипаж размещается отдельно.
- Физик вместо лирика: что известно о человеке, который сменит Рогозина
- От “Арматы” до “Ярса”: сенсации парада в Москве
- Скоро ли в войсках увидят “Курганец” и “Армату”?
Среди других достоинств новой платформы – современная цифровая система управления огнем, радары и тепловизионные приборы, система активной защиты “Афганит”, а также блоки динамической защиты, разработанные для противостояния современным противотанковым кумулятивным боеприпасам.
Image caption
Т-90АМ – последняя инкарнация Т-72, уже совершенно не похожая на прототип
“Армата” – это название платформы, то есть основы для целого семейства машин. С 2015 года на выставках и парадах демонстрируются две из них: основной боевой танк Т-14 и тяжелая боевая машина пехоты Т-15.
Кроме того, в это семейство обычно включают самоходную артиллерийскую установку 2С35 “Коалиция-СВ”, однако это связано скорее с тем, что ее впервые показали на одном параде с Т-14 и Т-15.
Путин, Кадыров, танк “Армата”: кому нужны патриотические эмодзи?
Ранее в конце декабря 2017 года главком сухопутных войск Олег Салюков заявил, что до 2020 года в армию поступят 100 танков Т-14 для опытной эксплуатации. А в сентябре 2015 года в эфире “Эха Москвы” гендиректор “Уралвагонзавода”, который разрабатывает и производит эти танки, Олег Сиенко сказал, что при массовом производстве его цена составит около 250 миллионов рублей (4 млн долларов).
Под “массовым производством” Сиенко тогда подразумевал 2300 танков. Сколько танков Т-14 закупит оборонное ведомство в нынешней ситуации, неизвестно.
Image caption
Тяжелая платформа “Бумеранг” также показалась куратору ВПК слишком дорогой
Как рассказал Би-би-си военный эксперт, специалист по бронетехнике Виктор Мураховский, смена риторики связана с сокращением финансирования программы перевооружения сухопутных войск в рамках госпрограммы вооружений. По его словам, это касается не только Т-14, но и тяжелой колесной платформы “Бумеранг”, БМП “Курганец” и истребителя пятого поколения Т-50.
Госпрограмма вооружений до 2020 года принималась в 2011 году, когда будущее российской экономики виделось властям более оптимистичным, чем сейчас.
“Темпы роста экономики абсолютно не соответствуют тем планам. Соответственно и средства на закупку вооружений сократились”, – объяснил эксперт.