Подводные лодки
Атомные ПЛ
Атомные ПЛ
С баллистическими ракетами
Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”
Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”
Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”
Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”
Проект 955А
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”
С крылатыми ракетами
Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”
Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”
С ракетно-торпедным вооружением
Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”
Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”
Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”
АС-31
Атомные подводные лодки специального назначения
КС-129 “Оренбург”
Дизельные ПЛ
Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”
Проект 677 “Лада”
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”
Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”
Единицы
Нет | имя | Проект | Látod вниз | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-525 | Архангельск(бывшийМинский Комсомолец) | 949 | 25 июля 1975 г. | 3 мая 1980 г. | 30 декабря 1980 г. | Северный | Списан с 1996 г. списан в 2004 году |
К-206 | Мурманск | 949 | 22 апреля 1979 г. | 10 декабря 1982 г. | 30 ноября 1983 г. | Северный | Списан с 1996 г. списан в 2004 году |
К-148 | Краснодар | 949A | 22 июля 1982 г. | 3 марта 1985 г. | 30 сентября 1986 г. | Северный | На пенсии, сдача началась в конце 2012 г. |
К-173 | Красноярск | 949A | 4 августа 1983 г. | 27 марта 1986 г. | 31 декабря 1986 г. | Тихий океан | Неактивен, загорелся при сдаче в лом |
К-132 | Иркутск | 949A | 8 мая 1985 г. | 27 декабря 1987 г. | 30 декабря 1988 г. | Тихий океан | Предполагается, что до 2023 года останется в ремонте; В настоящее время модернизируется до 949 утра по адресу Завод “Звезда” |
К-119 | Воронеж | 949A | 25 февраля 1986 г. | 16 декабря 1988 г. | 29 декабря 1989 г. | Северный | Действует, после капитального ремонта в ноябре 2011 г. |
К-410 | Смоленск | 949A | 9 декабря 1986 года | 20 января 1990 г. | 22 декабря 1990 г. | Северный | Активно, после капитального ремонта в декабре 2013 г. |
К-442 | Челябинск | 949A | 21 мая 1987 года | 18 июня 1990 г. | 28 декабря 1990 г. | Тихий океан | В настоящее время модернизируется до 949 утра по адресу Завод “Звезда” |
К-456 | Тверь(бывшийВилючинск) | 949A | 9 февраля 1988 г. | 28 июня 1991 г. | 18 августа 1992 г. | Тихий океан | Активный |
К-266 | Орел(бывшийСеверодвинск) | 949 утра | 19 января 1989 г. | 22 мая 1992 г. | 30 декабря 1992 г. | Северный | Активно, после капитального ремонта, завершенного в апреле 2017 г. |
К-186 | Омск | 949A | 13 июля 1989 г. | 10 мая 1993 года | 15 декабря 1993 г. | Тихий океан | Действует, после капитального ремонта 2008 г. |
К-150 | Томск | 949A | 27 августа 1991 г. | 20 июля 1996 г. | 30 декабря 1996 г. | Тихий океан | Действует, после капитального ремонта в 2019 г. |
К-141 | Курск | 949A | 22 марта 1992 г. | 16 мая 1994 | 30 декабря 1994 г. | Северный | Утерян 12 августа 2000 г. |
К-329 | Белгород | 09852 | 24 июля 1992 г. | 23 апреля 2019 г. | 2020 | Главное управление глубоководных исследований в районе операций Северного флота | Плавучий переоборудование, переоборудован для специальных задач[нужна цитата ] |
К-135 | Волгоград | 949A | 2 сентября 1993 г. | Незавершенные, детали, использованные при постройке новых подводных лодокСтроительство может быть возобновлено | |||
К-165 | Барнаул | 949A | Апрель 1994 | Незавершенные, детали, использованные при постройке новых подводных лодокСтроительство может быть возобновлено |
История
Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития подводных лодок класса АПРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену подлодкам проектов и и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты как из надводного, так и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».
- Модернизация
В декабре 2011 года стало известно, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет П-700 на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Модернизация АПЛ Северного флота будет производиться в ЦС «Звёздочка», а Тихоокеанского — на ДВЗ «Звезда».
ПЛА проекта 949 «Гранит», 949 А «Антей» («Oscar I,II»)
- Рубрика:
- Железо |
- Атомные подводные лодки третьего поколения и 21 века
Предназначен для нанесения ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. По конструкции-двухкорпусная подводная лодка с прочным корпусом цилиндрической формы переменного диаметра, разбитым на 10 отсеков. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах.
Тактико-технические характиристики
Вооружение
Минно-торпедное вооружение
4×650мм ТА; 4×533мм ТА. Запас торпед — 24 в различных комбинациях
Ракетное вооружение
24 ПУ контейнерного типа вне прочного корпуса (24ПКР)
Радиотехническое вооружение
Серия:
К-148 «Краснодар» (1986) К-132 «Иркутск» (1987) К-119 «Воронеж» (1988) К-173 «Красноярск» (1988) К-410 «Смоленск» (1990) К-442 «Челябинск» (1990) К-456 «Вилючинск» (1991) К-266 «Северодвинск» (1992) К-186 «Омск» (1993) К-141 «Курск» (1995) К-526 «Томск» (1997) К-139 «Белгород» (1999)
- Главная /
- Железо /
- Атомные подводные лодки третьего поколения и 21 века /
- ПЛА проекта 949 «Гранит», 949 А «Антей» («Oscar I,II»)
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2009.
- (12 декабря 2011). Дата обращения: 12 декабря 2011.
- (англ.) ?. Naval Technology (1 июня 2019). Дата обращения: 31 января 2022.
- . tass.ru. ТАСС (30 декабря 2020). Дата обращения: 25 марта 2021.
- . Военно-промышленный курьер (28 марта 2017). Дата обращения: 9 июля 2019.
- . naked-science.ru. Дата обращения: 17 сентября 2017.
- . Дата обращения: 6 июня 2017.
- . deepstorm.ru. Дата обращения: 13 июля 2020.
- . Дата обращения: 28 августа 2014.
- . Дата обращения: 6 апреля 2017.
- ↑ . Дата обращения: 21 декабря 2015.
- . Дата обращения: 19 июля 2019.
- . ФлотПром. Дата обращения: 15 декабря 2022.
- . Дата обращения: 20 апреля 2017.
- . submarinersclub.ru. Дата обращения: 24 июля 2022.
- А. С. Николаев. . deepstorm.ru (2002-2022). Дата обращения: 23 июля 2022.
- . ФлотПром. Дата обращения: 28 декабря 2021.
- . Газета.Ru. Дата обращения: 10 июня 2020.
- . Российская газета. Дата обращения: 10 августа 2021.
- . Дата обращения: 6 марта 2019.
- . RussianShips.info. Дата обращения: 9 июля 2019.
- . news.rambler.ru (29 сентября 2019). Дата обращения: 3 июня 2021.
- А. С. Николаев. . deepstorm.ru (2002-2020). Дата обращения: 3 июня 2021.
- . Дата обращения: 3 июня 2021.
- . Дата обращения: 3 июня 2021.
Общая оценка проекта
Пуск ракет “Гранит” с ПЛАРК пр.949 “Гранит”
По оценкам специалистов, ПЛАРК 949-го проекта по критерию «эффективность/стоимость» является самым предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. Стоимость одной подлодки проекта 949, по состоянию на середину 80-х годов составляла 226 млн. руб., что по номиналу составляло только 10 процентов стоимости многоцелевого авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) без учёта стоимости авиационного крыла. При этом, по расчетам экспертов промышленности и военно-морского флота, один подводный атомоход был способен с высокой вероятностью вывести из строя ряд кораблей охранения и сам авианосец. Но другие достаточно авторитетные специалисты эти оценки подвергали сомнению, считая, что относительная эффективность данных подлодок сильно завышена. Необходимо учитывать и тот факт, что авианосец – универсальное боевое средство, способное решать широкий круг задач, в то время как подводная лодка являлась кораблем более узкой специализации. И если не сравнивать с авианосцами ВМС США, то постройка двух подлодок проекта 949 стоила дороже чем тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
История создания
В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.
Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.
Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.
В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.
Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.
Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.
Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».
В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».
В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.
Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.
Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».
Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.
История создания
Предпосылки к созданию
После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.
Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.
Проектирование
ПЛАРК К-525 “Архангельск” пр.949 “Гранит” – OSCAR-I
Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):
- число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;
Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки – вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.
Версии
Пр.949 Гранит (Оскар I)
Пр.949
Два проекта 949 Гранит подводные лодки были построены на Северодвинск между 1975 и 1982 годами и был назначен Советский Северный флот. К-525 был заложен в 1975 году и К-206 заложена в 1979 году. После постройки первых двух подводных лодок производство продолжилось улучшенной проект 949А. Антей. Обе подводные лодки проекта 949 были выведен из эксплуатации в 1996 г. и слом в 2004 г.
Пр.949А Антей (Оскар II)
Пр.949А
Одиннадцать пр.949А Антей подводные лодки были построены на Северодвинск, из которых пять были закреплены за Советским Северным флотом. На каком-то этапе планировалось разработать новое четвертое поколение, продолжающее проект 949А, но позже от этого плана отказались. Внешние различия между двумя классами заключались в том, что класс 949A примерно на 10 метров (33 фута) длиннее своего предшественника (примерно 154 метра, 505 футов, а не 143 метра, 469 футов), обеспечивая пространство и плавучесть для улучшенной электроники и более тихой силовой установки. .
Некоторые источники предполагают, что акустические характеристики Oscar II класса лучше, чем у ранних Акула класс но уступает Акула II класса, а также последующих (4-го поколения) дизайнов. У него также плавник большего размера, а пропеллеры иметь семь лезвий вместо четырех.
Как и все советские образцы послевоенного периода, они имеют двойной корпус строительство. Точно так же, как и другие конструкции советских подводных лодок, Проект 949 не только имеет мост открыт для элементов на вершине паруса но, для использования в ненастную погоду, есть закрытый мост впереди и немного ниже этой станции. Отличительный знак – небольшая выпуклость в верхней части плавника. Большая дверь по обе стороны от плавника достигает этой выпуклости. Они шире вверху, чем внизу, и закреплены на шарнирах внизу. В Федерация американских ученых сообщает, что эта субмарина несет капсулу аварийного выхода экипажа; возможно, что эти двери закрывают его. Спасательная капсула ВСК рассчитана на 110 человек.
Проект 949АМ
Модернизация подводных лодок проекта 949А, впервые объявленная Минобороны России в 2011. В рамках модернизации на подводных лодках будут заменены 24 противокорабельные ракеты П-700 Гранит на 72 более новые. 3М-54 Калибр или П-800 Оникс противокорабельные крылатые ракеты. Модернизация не требует изменения конструкции корпуса, поскольку новые ракеты будут помещаться в существующие пусковые установки вне прочного корпуса. Модернизированные лодки также получат модернизированные системы боевой информации «Омнибус-М» и «Симфония-3.2», а также новую систему управления огнем, средства связи, гидроакустические, радиолокационные и электронные средства перехвата. Цель модернизации – довести подводные лодки до того же технологического уровня, что и подводные лодки следующего поколения. Ясень-класс атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
Белгород, пр. 09852
В декабре 2012 года началось строительство исследовательской и спасательной подводной лодки специального назначения проекта 09852 на базе незавершенной подводной лодки проекта 949А (класс «Оскар II»). Белгород. Сообщается, что подводная лодка предназначена для перевозки как пилотируемых (например, сверхмалых подводных лодок проекта 18511), так и беспилотных (например, Klavesin-1R) подводных судов. Тем не менее, несмотря на то, что на корпусе класса «Оскар» возможна перевозка небольших беспилотных подводных аппаратов (БПА), размещение сверхмалых подводных лодок, таких как проект 18511 Paltus или даже больше Пр.10831 Лошарик, Вероятно, потребуется значительное расширение корпуса, чтобы разместить стыковочный отсек. Например, длина подводной лодки БС-64 Подмосковье был увеличен на 9 метров (30 футов), хотя ракетный отсек БРПЛ был полностью удален.
Белгород будет использоваться в качестве носителя слухов Посейдон (Название отчетности НАТО Каньон) атомный, вооруженный ядерным оружием беспилотный подводный аппарат, способный нести ядерную боеголовку мощностью 100 Мт, причем по крайней мере четыре таких устройства несут горизонтально вместо 24 П-700 Гранит (SS-N-19 Кораблекрушение) пусковые установки общей мощностью 600 мегатонны.
По оценкам Белгород будет 184 метра (604 фута) в длину, что сделает его самой длинной подводной лодкой в мире.
23 апреля 2019 г. Белгород спустили со стапеля во время церемонии на заводе Севмаш, которую наблюдал президент России. Владимир Путин через ТВ-ссылку. Дальнейшие работы будут завершены на плаву, а заводские и государственные испытания АПЛ планируется начать в 2020 году после передачи ВМФ России.
История создания
Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям.
Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».
В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного.
Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.
РПК проекта 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей – в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК проекта 949А.
4-й (по очерёдности в серии) РПК проекта 949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.
Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе проекта 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.
атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» фото
комната отдыха
комплекс «Гранит»
спуск на воду подводной лодки «Омск»
подводная лодка «Омск»
подводная лодка «Смоленск»
После первых двух подводных крейсеров началось строительство подводных лодок по улучшенному проекту 949А шифр «Антей» (по классификации НАТО – «Oscar II»).
В результате модернизации субмарина получила дополнительный отсек, позволив конструкторам улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате водоизмещение подводной лодки проекта 949А выросло на 2000 тонн, в то же время удалось снизить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.
Подводные лодки проекта 949 являются двухкорпусными кораблями с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.
Для облегчения всплытия во льдах боевая рубка имеет усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.
Основным вооружением подводных лодок проекта 949 являются 24 противокорабельные ракеты «Гранит», расположенные вдоль бортов в пусковых установках. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. В носовой части установлены торпедные аппараты с боезапасом 26 торпед. Торпедные аппараты автоматизированы и оснащены устройством быстрого заряжания, со стеллажами продольной и поперечной подачи, что позволяет расстрелять весь боезапас в течение нескольких минут.
Подводные лодки проекта 949 оборудованы гидроакустическим комплексом «Скат», навигационным комплексом «Медведица» и комплексом радиосвязи «Цунами».
Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98000 л. с, работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно для вспомогательных функций подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с..
Подводные лодки проекта 949 отличаются от своих «коллег» достаточно приличными условиями комфортности и обитаемости личного состава для длительного автономного плавания.
Все члены экипажа ПЛАРК проекта 949 обеспечены индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырёх- и шестиместных каютах. На подводной лодке имеется кают-компания, и столовая для одновременного приёма пищи 42 моряками. Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных морозильных камерах и кладовых. На ракетоносце также имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и живой уголок.
Руководство планировано иметь в составе ВМФ СССР двадцать подводных лодок такого типа, но было построено всего лишь 13. Ни одна из субмарин не выслужила своего срока. К 2001 году уже списаны подводные лодки К-525 и К-206 проекта 949, в отстое находятся К-148 и К-173. Субмарины К-132 и К-119 требуют капитального ремонта.
Решения правительства о прекращении строительства нет, заложена еще одна однотипная подводная лодка, которой предложено дать название «Память Курска», но финансирование остается не достаточным.