пр.675Н – пр.06754

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Отсеки атомной субмарины и их назначение

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 941 в разрезе

Традиционная компоновка включает от 5 до 8 отсеков (дублируются на лодках проекта 941) со своим назначением и определенной конфигурацией, вплоть до использованных материалов.

1. Первый отсек несет торпедные аппараты и сами торпеды на нескольких палубах, поэтому в зависимости от типа и степени автоматизации лодки может быть необитаем и находиться сразу за легким корпусом.

2. Второй отсек чаще всего используется для размещения радиооборудования: здесь находится центральный пульт управления, пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование.

Именно на втором отсеке размещается рубка, используемая для размещения антенн, перископов. Её основная цель — наблюдение из подводного положения.

3. Третий отсек на современных российских подводных лодках проектов 949А и 955 используется в качестве радиосвязного. Многие ранние типы совмещают его с центральным отсеком управления.

4. Четвертый отсек (он же третий на ряде лодок 3-4 поколений) является жилым: тут размещены каюты экипажа, помещения отдыха, камбуз. В нём проводит время основная часть экипажа, не задействованная в работе на данный момент.

Советские и российские АПЛ между этим и последующим отсеком несет дополнительный отсеки для деконтаминации членов экипажа: очистке одежды членов команды, которые работали в отсеке с реакторами.

Ракетные шахты многоцелевых подводных лодок

5. Пятый (шестой на российских АПЛ) отсеки размещают силовую установку. В зависимости от типа реактора, дизель-генераторы могут находится с ним в одном помещении или в раздельной.

На субмаринах пятого поколения, а так же на американских АПЛ «Сивулф» используется герметичная капсула реактора, которая может полностью изолироваться от остальной лодки.

Самые современные субмарины имеют 7 и 8 отсек, где размещается центр управления реактором и турбинная установка с аккумуляторами. Такая компоновка позволяет исключить контакт с реактором.

Так же в последних отсеках может располагаться автономная капсула для спасения экипажа, созданная по типу спускаемого космического аппарата.

Эксплуатация атомных подводных лодок

Сухой док для обслуживания АПЛ типа «Огайо»

Появление атомных подводных заставило пересмотреть применение и ремонт подобных типов судов: их подводная часть имеет неподходящие для обычных портов габариты, а реакторы опасны.

Учитывая, что большая часть задач связана с длительным скрытным применением у берегов вероятного противника, поход так же должен начинаться в потайном месте — иначе лодки можно будет отслеживать с начала пути.

Аналогичные рассуждения, необходимость защиты АПЛ от вероятного удара противника, необходимость защиты окружения от возможных проблем с реакторами/вооружением привели к появлению уникальных закрытых баз размером с мегаполис.

Схема подземной базы атомных подводных лодок в Балаклавской бухте

Первая появилась в Балаклавской бухте, заняв собой колоссальную площадь отдельными помещениями, связанными туннелями и каналами: ракеты отдельно, боеголовки отдельно, лодки отдельно.

Ремонт — так же в спецзонах, так как 1-3 поколению лодок требовалась не только замена топлива, но и замена активной зоны реактора. Аналогичные комплексы были созданы уже над водой для каждого океанского флота: в Северодвинске, в Заполярье, в бухте Чажма.

АПЛ США повезло больше: военно-морская база Кингс-Бей вместила всю необходимую инфраструктуру, включая учебные центры и заводы по модернизации в одном месте с погодными условиями, исключающими проблемы во время ремонтных или погрузочных работ.

Российская база подводных лодок

Специализированные базы используются только для длительных остановок АПЛ, ремонта и погрузки ядерных материалов. Все остальное время атомные субмарины снабжаются с плавучих причалов (СССР), судов снабжения (Россия и США), оставаясь почти все время в открытом море.

Современные многоцелевые лодки часто используют обычные военно-морские порты для короткого базирования, уходя на специальные базы только при необходимости — вероятность радиоактивного загрязнения среды при их эксплуатации низкая.

Общий вид и органы управления

Основание высокое с электрическим ящиком сбоку и электродвигателем сзади. Коробка подач внутри толстостенной литой стойки. Коробка скоростей собрана в отдельном ящике и расположена сбоку. Консоль небольшого размера поднимается по направляющим, обеспечивая вертикальное перемещение детали.

На основной стол с Т-образными пазами устанавливаются дополнительные приспособления, включая съемный горизонтальный стол. Справа на стойке и столе расположены маховики для ручного перемещения стола и консоли. Там же кнопки пуска и рукоятка переключения скоростей вращения шпинделя.

Подводная кругосветка: как советские подлодки обогнули земной шар

В уникальном походе участвовали серийные атомные подводные лодки без каких-либо доработок.

Ракетная лодка К-116 (проект 675) под командованием капитана II ранга Вячеслава Виноградова вошла в состав ВМФ в конце 1965 года. Она предназначалась для уничтожения кораблей и судов противника ракетами П-6, а также для ударов по крупным береговым объектам стратегическими крылатыми ракетами П-5М. Вторая атомная лодка К-133 (проект 627А) капитана II ранга Льва Столярова имела торпедное вооружение. Она была на три года старше подводного ракетоносца.

Перед советскими подводниками стояла амбициозная задача скрытно преодолеть противолодочные рубежи НАТО и США в Атлантике и Тихом океане, а также усилить Тихоокеанский флот двумя атомными подлодками. Поэтому непосредственно руководил операцией командующий 1-й подводной флотилией Северного флота, контр-адмирал Анатолий Сорокин. Его штаб разместился на К-116.

Для успеха командование ВМФ проложило маршрут через малоизученные районы Мирового океана. Хотя рассматривалось три возможных маршрута перехода. Первый подразумевал переход вокруг Южной Америки через пролив Дрейка, второй — вокруг Африки через Малакку и Сингапур, третий — вокруг Африки и Австралии мимо Сингапурского пролива. Адмирал флота Сергей Горшков остановил свой выбор на первом варианте — через пролив Дрейка.

Подлодки двигались под водой и только иногда поднимались на перископную глубину для определения местоположения.

Как вспоминал находившийся на К-116 ученый-ядерщик и доктор технический наук Анатолий Чечуров, субмарины только один раз всплыли на поверхность — у входа в пролив Дрейка. Это был самый трудный участок пути в 1 300 миль. У оконечности Южной Америки наблюдаются коварные течения и встречаются многочисленные айсберги, поэтому подводникам потребовалось обменяться навигационными материалами.

Через «кладбище кораблей» — пролив Дрейка — подлодки «провели» танкер «Дунай» и экспедиционное судно «Гавриил Сарычев». Семь дней потребовалось советским субмаринам, чтобы выйти за границу айсбергов.

Связь между подлодками под водой поддерживалась с помощью гидроакустической аппаратуры. Иногда К-116 и К-133 на определенное время расходились, чтобы обмануть противолодочные корабли США, а затем встречались в точке рандеву.

Успешно преодолели советские подводники и психологическое испытание. Как пишет член РВИО, историк Александр Коновалов, для снятия раздражительности, усталости и апатии проводились корабельные праздники, отмечались дни рождения членов экипажа. Кстати, под водой 24 марта 1966 года отпраздновали 45-летие командующего отрядом — контр-адмирала Анатолия Сорокина.

Моряки К-133 в течение всей экспедиции вели рукописный журнал «Летопись похода, или 25 000 миль под водой», где собраны стихи, очерки и рисунки подводников. Сейчас журнал хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

26 марта 1966 года, в 4 часа 26 минут, у берегов Камчатки подлодки были встречены советскими эсминцами. Переход занял 52 дня. После перехода К-116 и К-133 были зачислены в дивизию подлодок Камчатской военной флотилии. Появление двух новейших субмарин в бухте Крашенинникова стало неприятных сюрпризом для разведки США и стран НАТО.

По итогам беспримерного похода шестерым офицерам-подводникам, в том числе адмиралу Сорокину и командирам субмарин, было присвоено звание Героя Советского Союза. Других членов экипажей представили к орденам и медалям.

варианты

За время эксплуатации модернизировано 17 подводных лодок проекта 675. Были внесены следующие изменения:

Пр.675МУ

Проект 675МУ (русский: 675МУ) был носителем для испытаний системы дальней связи, которая могла предоставлять собственные ракеты с обновленными данными во время их полета. С этой целью передающая антенна «Аргумент» (НАТО: «Входная дверь А») была удалена и заменена системой «Аргон». Такое переоборудование производилось только на лодке К-28.

Пр.675К

Проект 675К получил название модернизации лодок К-47 и К-125 с 1972 и 1974 годов с системой «Орка-Б», которая могла принимать данные о целях со спутников . Для этого в середине башни был установлен большой выдвижной спутниковый приемник, для размещения башни посередине пришлось расширить.

Пр.675НК

Проект 675НК был переоборудован в К-170 в 1977 году, чтобы лодка могла работать с мини-подводными лодками. Для этого были сняты крылатые ракеты, но дальнейшие подробности неизвестны.

Пр.675МК

Проект 675МК представлял собой мероприятие по модернизации, в ходе которого с 1975 года системы управления огнем девяти лодок были заменены на более современные. К-23, К-56, К-57, К-94, К-104, К-128, К-175, К-184 и К-189 получили системы «Базальт», «Орка-Б» и «Аргон». «-К». Водоизмещение увеличилось до 5090 тонн на поверхности и 6360 тонн в водолазном режиме.

Пр.675МКВт

В проекте 675МКВ система управления огнем “Орка-Б” и другие компоненты устанавливались на катера К-1, К-22, К-34 и К-35 с 1981 года. Модернизация была аналогична проекту 675МК, но здесь вместо модели «К» установили «Аргон KW», а крылатые ракеты П-6 заменили на модель П-1000 «Вулкан» . Оружие могло нести обычную боеголовку массой 500 кг или ядерную боеголовку мощностью 500 кт с 2,5-кратной скоростью звука на расстоянии до 700 км. Несколько большие габариты оружия потребовали доработки стартового контейнера и электронных систем. На К-1 в башне мостика также был установлен устойчивый к давлению контейнер, в котором находились зенитные ракеты « Стрела-3» с плечевой опорой, которые можно было использовать с башни по воздушным целям. Водоизмещение проекта 675MKW изменено до 5375 тонн в надводном положении и 6810 тонн в водолазном режиме. Для работы и обслуживания новых систем на борт пришлось взять восемь дополнительных членов экипажа.

Сенсорное оборудование

Чертеж правого борта проекта 675. Хорошо видна выдвинутая вперед вышка мостика с РЛС управления огнем (здесь убрана).

Гидроакустический комплекс был преобразован в современный МГК-100 «Керчь», который имел значительно более высокие характеристики, чем более старые модели. Надводные корабли уже могли быть обнаружены на расстоянии 150 и более километров, а данные, предоставляемые гидролокатором, были достаточно точными в пределах его досягаемости, чтобы на нем можно было основывать решения по управлению огнем торпед и ракет. Заключительный этап развития системы завершился под высоким давлением параллельно со строительством первых энергоблоков проекта 675. Из-за увеличения занимаемого места два 400-мм торпедных аппарата в носовой части не устанавливались.

Каждая лодка Projekt 675 также получила систему ESM «Накат-М» и расширяемый радиолокационный датчик RLK 101 «Альбатрос» (кодовое название НАТО: «Snoop Tray») для использования на поверхности. Лента работала и использовалась для поиска контактов с поверхностью. Передающая антенна типа «Аргумент» (НАТО: «Входная дверь А») была установлена ​​в передней части башни и могла поддерживать контакт с запущенными крылатыми ракетами на поверхности и при необходимости обновлять их данные о целях. Однако эта система требовала, чтобы лодки оставались на поверхности даже после запуска оружия, что делало их чрезвычайно уязвимыми в этот период.

История создания

История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность.

Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.  В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций.

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки.

Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками.

Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.

В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень».

На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения.  Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.

Особенности конструкции

Фрезерный станок 675 отличается небольшими размерами при возможности обрабатывать заготовки длиной до 600 мм. Конструкция включает в себя два шпинделя, рабочий вертикальный стол и съемный горизонтальный. В комплект станка входит шкаф под приспособления и инструмент.

Цепь главного движения

К горизонтальному шпинделю вращение передается через зубчатое зацепление с барабанной шестерней, соединенной с коробкой скоростей. Электродвигатель соединен с ведущим валом клиноременной передачей. Вертикальный шпиндель вращается через соединение коническими шестернями с горизонтальным двигателем. Настройка числа оборотов обеих рабочих органов производится одной рукояткой.

Цепь подач

Цепь подач передает движение сразу на 3 рабочих узла, обеспечивая перемещение по всем осям:

  • суппорт – вертикальное;
  • салазки – продольное;
  • шпиндельная бабка – поперечное.

Ускоренный ход составляет 935 мм/мин. Рабочих подач 16, от 12,5 мм/мин до 400 мм/мин. Механизм подач работает от главного привода, получая вращение от коробки скоростей через зубчатое зацепление шестеренок.

Суппорт

Через суппорт осуществляется продольное и поперечное перемещение стола с деталью через ходовой винт и приводной вал. Направление перемещения по 3 направлениям включается одной крестовой рукояткой в сторону направления движения. Смазка деталей производится лубрикатором.

Станина

Станина имеет высокое основание. Сверху расположен хобот, используемый при работе горизонтального шпинделя цилиндрическими фрезами. Сбоку в теле станины отлит ящик под коробку подач. Он закрывается дверцей. В передней части стойка с направляющими консоли.

Горизонтальный шпиндель

Горизонтальный шпиндель находится в верхней части станины, под хоботом. Он получает вращение от коробки скоростей через зубчатое зацепление. Шпиндельная бабка крепится на 2 радиальных опорах и стоит в 4 упорных подшипниках. Для крепления деталей в шпинделе имеется конус Морзе 4. При установке оправки с фрезами, используют серьгу.

Перемещение хобота ручное. Зажимается в рабочем положении справа 2 ручками. Скорость вращения регулируется ступенчато, имеет 16 положений. Перемещение шпиндельной бабки в горизонтальной оси ограничивают упоры. Смазка минеральным маслом осуществляется разбрызгиванием. Жидкость подается в поддон корпуса шпиндельной бабки.

Вертикальный шпиндель

Вертикальная головка относится к съемным узлам. Она закрепляется к горизонтальной шпиндельной бабки двумя винтами и получает от нее вращение. Установка производится по рискам для соосности вращающихся деталей. Хобот отводится в заднее крайнее положение.

Вертикальный шпиндель вместе с головкой поворачивается на 90⁰ вручную по шкале, нанесенной на основании его корпуса, и фиксируется штифтами. Встроенная в корпус пружина уравновешивает гильзу при ее перемещении. Радиальные нагрузки гасятся двумя опорами. Осевые вибрации гасятся упорными подшипниками.

Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное

Подводный запуск крылатой ракеты «Томагавк»

Первоначально атомные подводные лодки проектировались в качестве носителей стратегического ядерного вооружения: АПЛ должны были незаметно прорвать оборону вероятного противника и нанести неожиданный удар.

Баллистические ракеты АПЛ первого поколения несли моноблочную часть и не отличались большой дальностью и требовали надводный запуск на относительно спокойной воде (при отсутствии бокового ветра).

Лодки США несли по 16 носителей «Поларис» модификаций А1, А2, А3, «Посейдон» С3, «Трайдент 1» С4 с дальностью от 2200 км у А1 до 7400 км у С4. АПЛ Советского Союза несли по 3 ракеты Р-13, впоследствии замененными Р-21 с дальностью всего 650 км и 1420 км.

Пусковые установки баллистических ракет

Второе поколение АПЛ получило ракеты с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками) количеством от 8 до 16 как в СССР, так и в США. Ранние советские ракеты этого поколения Р-29 получили дальность стрельбы 7800 км, более поздние экземпляры Р-29Р — 9000 км/6500 км (моноблок/разделяемая боеголовка).

Третье и четвертое поколение получило от 16 (проект 955) до 24 баллистических ракет (проект 941 «Акула», «Огайо») Р-29РМУ2 «Синева», Р-30 «Булава-30», UGM-133A «Трайдент II» с дальностью до 9-11 тыс. км.

Кроме баллистических ракет, ракетоносцы несут 4-6 торпедных аппаратов калибра 533 или 650 мм для самообороны и запуска специализированных средств: акустических буёв, мин, спецсредств.

Схема подводного запуска баллистической ракеты с подводной лодки типа «Огайо»

Неядерное (условно, многие управляемые боеприпасы имеют или имели разработанную ядерную боеголовку) вооружение атомных лодок с ранних этапов было представлено как торпедами средних и больших калибров, так и крылатыми ракетами.

«Аметист» и «Малахит» в шахтах стали первым оружием, запускаемым из-под воды. Сегодня их заменяют «Гарпун», «Томагавк» («Сифвулф») и «Калибр», «Оникс», «Циркон» (российские лодки проекта 855 «Ясень»).

Интересно: знаменитые российские низколетящие гиперзвуковые ракеты создавались именно для подводных лодок и сначала предназначались для уничтожения кораблей.

Запуск баллистической ракеты UGM-133 Trident-II

Начиная с четвертого поколения АПЛ-охотников оснастили универсальными пусковыми устройствами с барабанными «магазинами» для запуска торпед, крылатых ракет, а так же ракет класса «поверхность-поверхность».

Им на смену приходят унифицированные варианты для упрощенного запуска из торпедных аппаратов: двигатель ракеты при таком запуске включается далеко от АПЛ, а первая стадия запуска происходит как у торпеды, сжатым воздухом.

Представители

Северное машиностроительное предприятие

НазваниеЗав. №ЗакладкаСпускВвод в строй, флотСписание
К-16653030.05.196106.09.196231.10.1963,
К-10453111.01.196216.06.196316.12.1963, СФ
К-17053216.05.196204.08.196326.12.1963, СФ
К-17253308.08.196225.12.196330.07.1964, СФ
К-4753407.08.196210.02.196431.08.1964, СФ
К-153511.01.196330.04.196430.09.1964, СФ
К-2853626.04.196330.06.196416.12.1964, СФ
К-7453723.07.196330.09.196430.06.1965, СФ
К-2253814.10.196329.11.196407.08.1965, СФ
К-3553906.01.196427.01.196530.06.1965, СФ
К-9054029.02.196417.04.196525.09.1965, СФ
К-11654108.06.196419.06.196529.10.1965, СФ
К-12554201.09.196411.09.196518.12.1965, СФ
К-12854329.10.196430.12.196525.08.1966, СФ
К-13154431.12.196406.06.196630.09.1966, СФ
К-13554527.02.196527.06.196625.11.1966, СФ

Завод имени Ленинского комсомола

НазваниеЗав. №ЗакладкаСпускВвод в строй, флотСписание
К-17517117.03.196230.09.196230.12.1963, ТОФ
К-18417202.02.196325.08.196331.03.1964, ТОФ
К-18917306.04.196309.05.196424.07.1965, ТОФ
К-5717419.10.196326.09.196431.10.1965, ТОФ
К-3117511.01.196408.09.196431.09.1965, ТОФ
К-4817611.04.196416.06.196531.12.1965, ТОФ
К-5617730.05.196410.08.196526.08.1966, ТОФ
К-1017824.10.196429.09.196515.10.1966, ТОФ
К-9417920.03.196520.05.196627.12.1966, ТОФ
К-10818024.07.196526.08.196631.03.1967, ТОФ
К-718106.11.196525.09.196630.09.1967, ТОФ
К-2318223.02.196618.06.196730.12.1967, ТОФ
К-3418318.06.196623.09.196730.12.1968, ТОФ

Всего построено 29 субмарин проекта 675, из них 16 — на «Севмаш»,13 — на «ЗЛК». Подлодки несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Некоторые камчатские лодки несли боевое дежурство в Индийском океане.

Современный статус

В декабре 2009 года на СРЗ «Нерпа» приступили к утилизации двух подводных лодок этого проекта: К-1 и К-125. Ранее К-1 трижды проходила ремонт и модернизацию на предприятии «Звёздочка».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий