пр.613 WHISKEY – статус, экспорт, источники

Дизайн

Индонезийский флот Подводная лодка класса виски КРИ Пасопати установлен на постаменте в Сурабая берег реки

Первоначальный дизайн был разработан в начале 1940-х годов как продолжение проекта Подводная лодка S-класса. В результате военного опыта и захвата немецкой техники в конце войны Советский Союз выпустил новое требование к конструкции в 1946 году. Пересмотренный проект был разработан Конструкторское бюро Лазурит базируется в Горьком. Как и большинство обычных подводных лодок, спроектированных в 1946–1960 годах, на их конструкцию сильно повлияли Подводная лодка типа XXI.

Варианты патрулирования

С 1949 по 1958 год в общей сложности 236 из запланированных 340 подводные лодки этого типа были сданы в Советский флот. Суда изначально проектировались как подводные лодки прибрежного патрулирования. Эти патрульные варианты известны на западе как Whisky I, II, III, IV и V, а в Советском Союзе они назывались Проект 613.

  • Виски I – твин 25 мм (1,0 дюйма) пушки в боевой рубке
  • Виски II – твин 57 мм (2,2 дюйма) орудия и спаренные 25-мм пушки
  • Whisky III – оружие удалено
  • Whisky IV – 25-мм пушки – с трубкой
  • Whisky V – без оружия – обтекаемая боевая рубка и трубка

Варианты ракет

Подводная лодка Whisky Twin Cylinder

В 1950-х и 1960-х годах некоторые подводные лодки Whiskey были переоборудованы в подводные лодки с управляемыми ракетами, с возможностью вести огонь от одной до четырех SS-N-3 Shaddock крылатые ракеты. В 1956 году был готов первый прототип. Это был обычный класс Whisky, модифицированный с пусковой трубой на корме паруса, содержащей единственный SS-N-3c. Этот сосуд был известен на Западе как Whisky Single Cylinder. В период с 1958 по 1960 год шесть дополнительных подводных лодок класса «Виски» были переоборудованы для перевозки управляемых ракет. Эти лодки имели два ракетных аппарата за парусом и были известны на западе как Whisky Twin Cylinder и лодки проекта 644 в СССР.

В период с 1960 по 1963 год шесть лодок получили удлиненный парус, который мог содержать четыре ракеты Shaddock. На Западе их называли виски-лонг-бен, а в Советском Союзе – проектом 665. Все варианты управляемых ракет класса «Виски» несли на себе ракету наземного нападения P-5 / NATO SS-N-3c Shaddock и должны были всплывать для запуска своих ракет. Лодки одно- и двухцилиндрового класса также должны были поднимать свои ракетные аппараты, которые обычно располагались горизонтально.

Лодки “Лонг Бин” плохо управлялись, пусковые трубы вызывали проблемы с остойчивостью, а поток воды вокруг ракетной арматуры был очень шумным. Вскоре все были уволены со службы. Четыре переоборудованы в пр.640 радиолокационный пикет лодки (на Западе их называют холщовой сумкой для виски). Два были преобразованы для целей «промысловых исследований» и «океанографических исследований». В ВМФ СССР патрульные варианты этого класса были заменены на Ромео класс. Варианты управляемых ракет были заменены на Джульетт класс.

Производственная программа

Модель ORPОрзел

Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 Whiskeys (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайского производства часто входит в комплект советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Судостроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц.

ГодГорькийНиколаевБалтийскийКомсомольскВсего
195111
1952459
1953191130
19542914144
195537188467
195626154449
195793214
195811
Всего116721611215

Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:

  • Албания (четыре судна, все списанные), которые базировались в Порто Палермо
  • Болгария (два судна, списанные)
  • Китай (пять судов и еще 21 построенное на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Type 03, все в настоящее время списаны)
  • Египет (семь судов, списанные)
  • Индонезия (двенадцать судов, два в качестве запасных частей списаны)
  • Северная Корея (четыре судна)
  • Польша (четыре судна, 1962–1986, списаны)
ORPОрзел (292)
ORPБелик (295)
ORPСокул (293)
ORPКондор (294) – 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.

Куба и Сирия заказал бывшие в употреблении подводные лодки типа «Виски» для использования в качестве зарядных устройств. Ракетные и радиолокационные дозорные катера не экспортировались.

К 1982 году в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 в действующем, 15 в боевом резерве); все были на пенсии к концу Холодная война.

Дизайн

Индонезийский флот Подводная лодка класса виски КРИ Пасопати установлен на постаменте в Сурабая берег реки

Первоначальный дизайн был разработан в начале 1940-х годов как продолжение проекта Подводная лодка S-класса. В результате военного опыта и захвата немецкой техники в конце войны Советский Союз выпустил новое требование к конструкции в 1946 году. Пересмотренный проект был разработан Конструкторское бюро Лазурит базируется в Горьком. Как и большинство обычных подводных лодок, спроектированных в 1946–1960 годах, на их конструкцию сильно повлияли Подводная лодка типа XXI.

Варианты патрулирования

С 1949 по 1958 год в общей сложности 236 из запланированных 340 подводные лодки этого типа были сданы в Советский флот. Суда изначально проектировались как подводные лодки прибрежного патрулирования. Эти патрульные варианты известны на западе как Whisky I, II, III, IV и V, а в Советском Союзе они назывались Проект 613.

  • Виски I – твин 25 мм (1,0 дюйма) пушки в боевой рубке
  • Виски II – твин 57 мм (2,2 дюйма) орудия и спаренные 25-мм пушки
  • Whisky III – оружие удалено
  • Whisky IV – 25-мм пушки – с трубкой
  • Whisky V – без оружия – обтекаемая боевая рубка и трубка

Варианты ракет

Подводная лодка Whisky Twin Cylinder

В 1950-х и 1960-х годах некоторые подводные лодки Whiskey были переоборудованы в подводные лодки с управляемыми ракетами, с возможностью вести огонь от одной до четырех SS-N-3 Shaddock крылатые ракеты. В 1956 году был готов первый прототип. Это был обычный класс Whisky, модифицированный с пусковой трубой на корме паруса, содержащей единственный SS-N-3c. Этот сосуд был известен на Западе как Whisky Single Cylinder. В период с 1958 по 1960 год шесть дополнительных подводных лодок класса «Виски» были переоборудованы для перевозки управляемых ракет. Эти лодки имели два ракетных аппарата за парусом и были известны на западе как Whisky Twin Cylinder и лодки проекта 644 в СССР.

В период с 1960 по 1963 год шесть лодок получили удлиненный парус, который мог содержать четыре ракеты Shaddock. На Западе их называли виски-лонг-бен, а в Советском Союзе – проектом 665. Все варианты управляемых ракет класса «Виски» несли на себе ракету наземного нападения P-5 / NATO SS-N-3c Shaddock и должны были всплывать для запуска своих ракет. Лодки одно- и двухцилиндрового класса также должны были поднимать свои ракетные аппараты, которые обычно располагались горизонтально.

Лодки “Лонг Бин” плохо управлялись, пусковые трубы вызывали проблемы с остойчивостью, а поток воды вокруг ракетной арматуры был очень шумным. Вскоре все были уволены со службы. Четыре переоборудованы в пр.640 радиолокационный пикет лодки (на Западе их называют холщовой сумкой для виски). Два были преобразованы для целей «промысловых исследований» и «океанографических исследований». В ВМФ СССР патрульные варианты этого класса были заменены на Ромео класс. Варианты управляемых ракет были заменены на Джульетт класс.

2020: Снижение объема экспорта водки из РФ на 7,7%, до $148,7 млн – ФТС РФ

Объем экспорта водки из России по итогам 2020 года достиг $148,7 млн, снизившись на 7,7% в сравнении с 2019-м. Такие данные приводят в Федеральной таможенной службе (ФТС).

В 2020 году поставки водки за рубеж составили 2 млрд 293,3 млн декалитров, что на 2,8% меньше показателя месячной давности. В декабре экспорт поднялся на 21,3%, до 291 млн 259,3 тыс. декалитров, а в деньгах зарегистрирован 39-процентный рост, до $20,3 млн.

Снижение объема экспорта водки из России по итогам 2020 года связан с пандемией коронавируса COVID-19, из-за которой полностью или частично были закрыты бары, ресторан и клубы — большой канал реализации алкогольной продукции. Кроме того, пандемия сильно сократила международные пассажирские авиаперевозки, что привело к падению продаж в магазинах duty free.

Россия в 2020 году сократила экспорт водки на 7,7%

В 2020 году российская водка поставлялась в 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия, Германия и Великобритания. В топ-10 стран-импортеров российской водки также входили Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария. В 2020 году Россия занимала третье место по объему экспорта водки с долей в размере 7,4%, сильно уступая Швеции (21%) и Франции (19%).

С 1 января 2020 вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс России, в рамках которых у производителей подакцизной алкогольной продукции появилась возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным для развития производства экспортного алкоголя.

По мнению президента Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игоря Косарева, для развития экспорта необходимо распространить на алкоголь инструменты господдержки, действующие в других отраслях АПК, среди которых льготное кредитование, транспортные субсидии, маркетинговая поддержка и содействие в защите интеллектуальной собственности.

Судьба первой лодки проекта

Головная подлодка проекта 613 С-80 была спущена на воду в 1951 году. Однако через десять лет, 26 января 1961 года, в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море.

Обнаружить подлодку, которая в результате аварии легла на грунт, удалось благодаря местным рыбакам лишь спустя семь лет – 23 июня 1968 года.

При помощи спускаемой подводной камеры лодку обследовали, а затем решили поднять. Как выяснилось в результате расследования специальной правительственной комиссии, ЧП произошло при всплытии из-за попадания внутрь корабля воды через шахту перископа. Причиной трагедии, унесшей жизни всего экипажа (68 подводников), были названы ошибки экипажа.

Вооружение

150px
200px
bottom

1

Носовой торпедный отсек

1
Кормовой торпедный отсек

Кормовой артиллерийский автомат СМ-24-ЗИФ

Изначально субмарины, помимо торпедных аппаратов, оснащались артиллерийскими орудиями (2М-8 калибра 25 мм и СМ-24-3ИФ калибра 57 мм). В соответствии с Решением Совета Министров СССР все артвооружение было демонтировано в 1956 году. Торпедное вооружение состояло из 6 беспузырных воздушных аппаратов (калибр – 533 мм), четыре из которых располагались в носовой части ПЛ, а два на корме. Глубина применения составляла не более 30 м, а в модернизированных лодках – до 70 м. При необходимости было предусмотрено размещение в отсеках АМД-1000 (донных мин) взамен торпед. Управление стрельбой осуществляется из третьего отсека при помощи ПУТС-Л4-2.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Подводные лодки проекта 613 оснащались преимуществено оборудованием, разработанным исключительно для данного типа подводных лодок, которое систематически модернизировалось. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей Флаг. Гидролокатор Тамир-5Л и станция шумопеленгования Марс-24КИГ (впоследствии заменялась на Феникс) обеспечивали обнаружение целей в подводном положении. Последними разработками гидроакустической системы стали ГАС Кола, обеспечивающая сопровождение цели в автоматическом режиме, и Алдан, осуществляющей круговое сканирование. Радиотехническое вооружение включает в себя пеленгатор, ответчик системы опознавания, станцию разведки и внутрикорабельную связь.

Производственная программа

Модель ORPОрзел

Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 Whiskeys (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайского производства часто входит в комплект советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Судостроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц.

ГодГорькийНиколаевБалтийскийКомсомольскВсего
195111
1952459
1953191130
19542914144
195537188467
195626154449
195793214
195811
Всего116721611215

Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:

  • Албания (четыре судна, все списанные), которые базировались в Порто Палермо
  • Болгария (два судна, списанные)
  • Китай (пять судов и еще 21 построенное на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Type 03, все в настоящее время списаны)
  • Египет (семь судов, списанные)
  • Индонезия (двенадцать судов, два в качестве запасных частей списаны)
  • Северная Корея (четыре судна)
  • Польша (четыре судна, 1962–1986, списаны)
ORPОрзел (292)
ORPБелик (295)
ORPСокул (293)
ORPКондор (294) – 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.

Куба и Сирия заказал бывшие в употреблении подводные лодки типа «Виски» для использования в качестве зарядных устройств. Ракетные и радиолокационные дозорные катера не экспортировались.

К 1982 году в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 в действующем, 15 в боевом резерве); все были на пенсии к концу Холодная война.

История проектирования

В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. Первоначальный предложенный конструкторами вариант имел водоизмещение 770-800 тонн, однако заказчики посчитали такие размеры слишком большими и проектное водоизмещение было задано в 640-660 тонн. Параллельно в КБ завода №194 разрабатывался вариант проекта, обозначенный 608-1. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.

U-2540 типа XXI — музей-памятник

30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608 и начиналось создание проекта 613, который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.

Дизайн

Индонезийский флот Подводная лодка класса виски КРИ Пасопати установлен на постаменте в Сурабая берег реки

Первоначальный дизайн был разработан в начале 1940-х годов как продолжение проекта Подводная лодка S-класса. В результате военного опыта и захвата немецкой техники в конце войны Советский Союз выпустил новое требование к конструкции в 1946 году. Пересмотренный проект был разработан Конструкторское бюро Лазурит базируется в Горьком. Как и большинство обычных подводных лодок, спроектированных в 1946–1960 годах, на их конструкцию сильно повлияли Подводная лодка типа XXI.

Варианты патрулирования

С 1949 по 1958 год в общей сложности 236 из запланированных 340 подводные лодки этого типа были сданы в Советский флот. Суда изначально проектировались как подводные лодки прибрежного патрулирования. Эти патрульные варианты известны на западе как Whisky I, II, III, IV и V, а в Советском Союзе они назывались Проект 613.

  • Виски I – твин 25 мм (1,0 дюйма) пушки в боевой рубке
  • Виски II – твин 57 мм (2,2 дюйма) орудия и спаренные 25-мм пушки
  • Whisky III – оружие удалено
  • Whisky IV – 25-мм пушки – с трубкой
  • Whisky V – без оружия – обтекаемая боевая рубка и трубка

Варианты ракет

Подводная лодка Whisky Twin Cylinder

В 1950-х и 1960-х годах некоторые подводные лодки Whiskey были переоборудованы в подводные лодки с управляемыми ракетами, с возможностью вести огонь от одной до четырех SS-N-3 Shaddock крылатые ракеты. В 1956 году был готов первый прототип. Это был обычный класс Whisky, модифицированный с пусковой трубой на корме паруса, содержащей единственный SS-N-3c. Этот сосуд был известен на Западе как Whisky Single Cylinder. В период с 1958 по 1960 год шесть дополнительных подводных лодок класса «Виски» были переоборудованы для перевозки управляемых ракет. Эти лодки имели два ракетных аппарата за парусом и были известны на западе как Whisky Twin Cylinder и лодки проекта 644 в СССР.

В период с 1960 по 1963 год шесть лодок получили удлиненный парус, который мог содержать четыре ракеты Shaddock. На Западе их называли виски-лонг-бен, а в Советском Союзе – проектом 665. Все варианты управляемых ракет класса «Виски» несли на себе ракету наземного нападения P-5 / NATO SS-N-3c Shaddock и должны были всплывать для запуска своих ракет. Лодки одно- и двухцилиндрового класса также должны были поднимать свои ракетные аппараты, которые обычно располагались горизонтально.

Лодки “Лонг Бин” плохо управлялись, пусковые трубы вызывали проблемы с остойчивостью, а поток воды вокруг ракетной арматуры был очень шумным. Вскоре все были уволены со службы. Четыре переоборудованы в пр.640 радиолокационный пикет лодки (на Западе их называют холщовой сумкой для виски). Два были преобразованы для целей «промысловых исследований» и «океанографических исследований». В ВМФ СССР патрульные варианты этого класса были заменены на Ромео класс. Варианты управляемых ракет были заменены на Джульетт класс.

По трофейным чертежам

После Великой Отечественной войны советский флот, потерявший в боях более трети подводных лодок, остро нуждался в пополнении. При этом стояла задача не только восполнить потери, но и построить новые образцы. Стоявшие на вооружении ВМФ СССР “Щуки” (серия средних дизель-электрических подлодок, выпускавшаяся с 1930 года) к тому времени уже устарели и сильно уступали иностранным лодкам по глубине погружения и возможностям торпедной стрельбы.

Подводная лодка типа “Щука” Черноморского флота, 1944 год

Источник изображения: Министерство обороны РФ

Познакомиться с мировыми достижениями в этой области отечественные инженеры могли благодаря немецким, британским и американским подлодкам. Одни были трофейными, другие – получены по ленд-лизу.

Изучив иностранные образцы, советские инженеры приступили к созданию новых лодок в рамках проекта 613, которые позволили ВМФ укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время.

разработка

Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .

корпус

Чертеж правого борта катера проекта 641

Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами , поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .

Системы машин

Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.

Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.

Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала , средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода , который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.

Диапазон

При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.

Вооружение

Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре – в кормовом.

Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .

Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.

Датчики

Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии “Регул”.

Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге

Проект 641 был оборудован гидроакустической системой “Арктика-М”. Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат» , радар «Флаг» и несколько радиоантенн.

Структура рынка виски: производство, экспорт, импорт, потребление

Рост производства в конце 2016-2017 гг. был обусловлен вступлением в силу упрощенных ГОСТов для производства зерновых дистиллятов (виски и самогона), соответствующих международным стандартам, а также запуску проектов по производству виски из импортного сырья на предприятиях ГК «КиН» и ОАО» Татспиртпром». Кроме того, в 2017 году был осуществлен запуск линий розлива импортного виски на предприятиях ООО «Геогриевский завод. Традиции качества» (ГК «Белуга Групп») и ЗАО «Игристые вина».

Основной объем российского рынка формируется за счет импортной продукции: на нее приходится около 98,1% от совокупного объема потребления. На долю виски российского производства приходится около 1,9%. Производство виски из местного сырья в настоящее время осуществляется только на АО «Прасковейское» в Ставропольском крае и ООО «НПП «Виски России» в Республике Дагестан.

Основной объем продукции потребляется в стране. Подавляющее большинство экспорта виски представлено продукцией зарубежного производства, то есть РФ реэкспортирует продукцию, производимую преимущественно в Великобритании, США и Ирландии.

Предпосылок к значительным изменениям в структуре российского рынка виски в ближайшей перспективе не выявлено.

Инциденты с подводными лодками типа “Виски”

  • 27 января 1961 г. С-80 погиб из-за случайного затопления, когда лодка находилась под водой. Клапан, который должен был предотвратить попадание воды в трубку, не работал должным образом.[нужна цитата ]
  • 24 ноября 1972 года подводная лодка КНМ Склинна из Королевский норвежский флот имели «контакт» с тем, что, как они предполагали, было подводной лодкой класса «Виски», после 14 дней «охоты» в Согне-фьорд. Об этом свидетельствуют военные документы, выпущенные в 2009 году.
  • 21 октября 1981 г. С-178 был сбит торговым судном Рефрижератор-13 в Залив Золотой Рог, Владивосток.
  • 27 октября 1981 г. С-363 сел на мель в Шведский территориальные воды вблизи Карлскруна военно-морская база.
  • 19 июня 1984 года подводная лодка класса «Виски» была поймана рыболовной сетью и всплыла в норвежской экономической исключительной зоне.
  • 5 февраля 2007 г. С-194 взял воду и затонул у берегов Дания во время буксировки, чтобы стать частью военно-морского музея.
  • В 2009 году на территории Швеции была обнаружена ранее неизвестная и неопознанная затонувшая подводная лодка класса «Виски». ИЭЗ недалеко от острова Готланд. Это была списанная подводная лодка, которая затонула на буксире и отправилась на слом в Дании. Новости об открытии не публиковались до марта 2011 года.

Подлодки типа 613

Представляют собой самую успешную серию дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения. За всю историю отечественного флота строительство ПЛ такого типа носило массовый характер благодаря улучшенным техническим характеристикам и своему многоцелевому назначению. Всего, за период существования проекта, было выпущено 215 лодок, которые помимо нанесения торпедных ударов и разведки, могли использоваться при выполнении минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника.

Предпосылки к созданию

Во время Великой Отечественной войны стало понятно, что выпускаемые с начала 30-х годов «Щуки» устарели и уже не могут успешно противостоять подлодкам противника по глубине погружения, возможностям торпедной стрельбы и другим характеристикам. Поэтому, в 1942-м принято решение о разработке субмарин среднего водоизмещения (проект 608).

Вместе с тем, в 1944-м проект конструкторов был забракован Управлением кораблестроения. Причиной указывалось плохое вооружение и недостаточная дальность действия, тогда как на самом деле имелись совершенно другие мотивы для прекращения дальнейших разработок.

Так, в июле 1944-го немецкая подлодка U-250 (тип VIIC) была затоплена в Финском заливе и отбуксирована в Кронштадт для тщательного изучения. В дальнейшем изучению подлежали недостроенные трофейные субмарины типа ХХI, захваченные в Данциге на верфях. По результатам исследований Главкомат ВМФ Советского Союза в 1946-м году утвердил техническое задание на разработку проекта 613 вместо 608.

История проектирования и постройки

При создании чертежей особенное внимание уделялось маневренности в подводном положении, улучшению ходовых качеств, усилению вооружения, применения более совершенных средств наблюдения и связи. Необходимо отметить, что по некоторым параметрам были достигнуты результаты, превышающие указанные в ТТЗ

Так, боезапас удалось увеличить на две торпеды, а скорость подводного хода на один узел.

В целом, говоря о проекте можно сказать, что он включил в себя лучшие качества как нереализованных отечественных проектов, так и технические решения германских судостроителей. В июне 1950 года проведены первые гидравлические испытания, а в июле две субмарины серии С-61 и С-80 были спущены на воду (при 70% готовности). Однако, в ноябре того же года ДПЛ С-61 опрокинулась при выходе из дока, в результате чего были затоплены три отсека из семи. ЧП произошло по причине неправильной постановке в док.

Первые швартовые испытания выявили следующие недостатки: вибрация механизмов; гидравлические удары из-за попадания забортной воды в систему; наблюдались сбои в работе клапанов вентиляции; разворачивание выдвижных устройств в связи с отсутствием направляющих.

Глубоководные испытания проводились в июле 1951-го, а уже в мае 1954 года субмарины были одобрены комиссией по Госприемке и включены в состав ВМФ Советского Союза.

История проектирования

В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. Первоначальный предложенный конструкторами вариант имел водоизмещение 770-800 тонн, однако заказчики посчитали такие размеры слишком большими и проектное водоизмещение было задано в 640-660 тонн. Параллельно в КБ завода №194 разрабатывался вариант проекта, обозначенный 608-1. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.

U-2540 типа XXI — музей-памятник

30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ , в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608 и начиналось создание проекта 613, который должен быть основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.

Интересные факты

В системе кодовых обозначений NATO советские подводные лодки проекта 613 получили название «Whiskey». В 1980 году с субмариной виски-класса произошел курьезный случай – она довольно нелепо села на мель у берегов Швеции. Все мировое сообщество не отказало себе в удовольствии поупражняться в остроумии по поводу ошибки советских моряков. В народе этот инцидент называли «Whiskey on the rocks» — по наименованию популярного коктейля, которое в переводе означает «виски на камнях».

История знает всего 2 случая гибели подводных лодок, подобных С-189 в мирное время. Одна из них (С-80) потерпела крушение в Баренцевом море в 1961 году по неустановленным причинам. Вторая (С-178) пошла ко дну после столкновения с гражданским теплоходом ровно через 20 лет после первого инцидента.

Инциденты с подводными лодками типа “Виски”

  • 27 января 1961 г. С-80 погиб из-за случайного затопления, когда лодка находилась под водой. Клапан, который должен был предотвратить попадание воды в трубку, не работал должным образом.[нужна цитата ]
  • 24 ноября 1972 года подводная лодка КНМ Склинна из Королевский норвежский флот имели «контакт» с тем, что, как они предполагали, было подводной лодкой класса «Виски», после 14 дней «охоты» в Согне-фьорд. Об этом свидетельствуют военные документы, выпущенные в 2009 году.
  • 21 октября 1981 г. С-178 был сбит торговым судном Рефрижератор-13 в Залив Золотой Рог, Владивосток.
  • 27 октября 1981 г. С-363 сел на мель в Шведский территориальные воды вблизи Карлскруна военно-морская база.
  • 19 июня 1984 года подводная лодка класса «Виски» была поймана рыболовной сетью и всплыла в норвежской экономической исключительной зоне.
  • 5 февраля 2007 г. С-194 взял воду и затонул у берегов Дания во время буксировки, чтобы стать частью военно-морского музея.
  • В 2009 году на территории Швеции была обнаружена ранее неизвестная и неопознанная затонувшая подводная лодка класса «Виски». ИЭЗ недалеко от острова Готланд. Это была списанная подводная лодка, которая затонула на буксире и отправилась на слом в Дании. Новости об открытии не публиковались до марта 2011 года.

Производственная программа

Модель ORPОрзел

Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 Whiskeys (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайского производства часто входит в комплект советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Судостроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц.

ГодГорькийНиколаевБалтийскийКомсомольскВсего
195111
1952459
1953191130
19542914144
195537188467
195626154449
195793214
195811
Всего116721611215

Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:

  • Албания (четыре судна, все списанные), которые базировались в Порто Палермо
  • Болгария (два судна, списанные)
  • Китай (пять судов и еще 21 построенное на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Type 03, все в настоящее время списаны)
  • Египет (семь судов, списанные)
  • Индонезия (двенадцать судов, два в качестве запасных частей списаны)
  • Северная Корея (четыре судна)
  • Польша (четыре судна, 1962–1986, списаны)
ORPОрзел (292)
ORPБелик (295)
ORPСокул (293)
ORPКондор (294) – 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.

Куба и Сирия заказал бывшие в употреблении подводные лодки типа «Виски» для использования в качестве зарядных устройств. Ракетные и радиолокационные дозорные катера не экспортировались.

К 1982 году в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 в действующем, 15 в боевом резерве); все были на пенсии к концу Холодная война.

История строительства

Строительство подводных лодок проекта 613 велось с по 1957 годы. Всего было построено 215 подводных лодок, из них 115 — в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», 76 — в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко», 19 — в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе», 7 — в Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 «им. Ленинского Комсомола». Темпы строительства были очень высоки. В среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку. Годовое производство доходило до 73 единиц. В процессе постройки в проект часто вносились изменения.

Головными подлодками стали заложенная в Горьком С-80 и ленинградская С-61.

Боевая эффективность

Технические характеристики ДПЛ проекта 613 выгодно отличают от зарубежных конкурентов, что позволило нашей стране выйти на международный рынок. К наиболее значимым следует отнести:

  • водоизмещение – 1347 (подводное), 1055 т (надводное);
  • время погружения – от 35 до 38 секунд;
  • возможность работы в автономном режиме составляет 30 суток;
  • скорость хода – подводная составляет 13,6 узла, надводная – 18,2;
  • максимальная глубина – 200 м (рабочая – 170 м);
  • дальность хода – надводная от 8580 до 13000 миль (в зависимости от скорости хода), подводная – от 13,35 до 353 миль (в зависимости от скорости);
  • непрерывное пребывание под водой возможно до 200 часов.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и используемого оборудования, субмарины проекта 613 являлись самыми надежными и бесшумными из линейки ДПЛ ВМФ Советского Союза.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий