История строительства
Строительство подводных лодок проекта 613 велось с по 1957 годы. Всего было построено 215 подводных лодок, из них 115 — в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», 76 — в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко», 19 — в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе», 7 — в Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 «им. Ленинского Комсомола». Темпы строительства были очень высоки. В среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку. Годовое производство доходило до 73 единиц. В процессе постройки в проект часто вносились изменения.
Головными подлодками стали заложенная в Горьком С-80 и ленинградская С-61.
Производственная программа
Модель ORPОрзел
Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 Whiskeys (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайского производства часто входит в комплект советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Судостроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц.
Год | Горький | Николаев | Балтийский | Комсомольск | Всего |
---|---|---|---|---|---|
1951 | 1 | – | – | – | 1 |
1952 | 4 | 5 | – | – | 9 |
1953 | 19 | 11 | – | – | 30 |
1954 | 29 | 14 | – | 1 | 44 |
1955 | 37 | 18 | 8 | 4 | 67 |
1956 | 26 | 15 | 4 | 4 | 49 |
1957 | – | 9 | 3 | 2 | 14 |
1958 | – | – | 1 | – | 1 |
Всего | 116 | 72 | 16 | 11 | 215 |
Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:
- Албания (четыре судна, все списанные), которые базировались в Порто Палермо
- Болгария (два судна, списанные)
- Китай (пять судов и еще 21 построенное на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Type 03, все в настоящее время списаны)
- Египет (семь судов, списанные)
- Индонезия (двенадцать судов, два в качестве запасных частей списаны)
- Северная Корея (четыре судна)
- Польша (четыре судна, 1962–1986, списаны)
- ORPОрзел (292)
- ORPБелик (295)
- ORPСокул (293)
- ORPКондор (294) – 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.
Куба и Сирия заказал бывшие в употреблении подводные лодки типа «Виски» для использования в качестве зарядных устройств. Ракетные и радиолокационные дозорные катера не экспортировались.
К 1982 году в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 в действующем, 15 в боевом резерве); все были на пенсии к концу Холодная война.
Производственная программа
Модель ORPОрзел
Советский Союз построил в общей сложности 236 или 215 Whiskeys (источники различаются; похоже, что первоначальная 21 лодка китайского производства часто входит в комплект советских лодок). Вице-адмирал Буров, возглавлявший Судостроительный институт Минобороны СССР с 1969 по 1983 год, подтверждает, что построено 215 единиц.
Год | Горький | Николаев | Балтийский | Комсомольск | Всего |
---|---|---|---|---|---|
1951 | 1 | – | – | – | 1 |
1952 | 4 | 5 | – | – | 9 |
1953 | 19 | 11 | – | – | 30 |
1954 | 29 | 14 | – | 1 | 44 |
1955 | 37 | 18 | 8 | 4 | 67 |
1956 | 26 | 15 | 4 | 4 | 49 |
1957 | – | 9 | 3 | 2 | 14 |
1958 | – | – | 1 | – | 1 |
Всего | 116 | 72 | 16 | 11 | 215 |
Патрульные подводные лодки класса «Виски» экспортировались в:
- Албания (четыре судна, все списанные), которые базировались в Порто Палермо
- Болгария (два судна, списанные)
- Китай (пять судов и еще 21 построенное на месте из частей, предоставленных Советским Союзом, известных как Type 03, все в настоящее время списаны)
- Египет (семь судов, списанные)
- Индонезия (двенадцать судов, два в качестве запасных частей списаны)
- Северная Корея (четыре судна)
- Польша (четыре судна, 1962–1986, списаны)
- ORPОрзел (292)
- ORPБелик (295)
- ORPСокул (293)
- ORPКондор (294) – 10 июня 1965 г. поднятие знамени, 30 октября 1985 г. спуск знамени.
Куба и Сирия заказал бывшие в употреблении подводные лодки типа «Виски» для использования в качестве зарядных устройств. Ракетные и радиолокационные дозорные катера не экспортировались.
К 1982 году в составе ВМФ СССР оставалось всего 60 лодок (45 в действующем, 15 в боевом резерве); все были на пенсии к концу Холодная война.
Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка
Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».
Подводная лодка проекта 641Б «Сом» — видео
Значительно большей в сравнении со всеми предшествовавшими проектами советских лодок с обычной энергетической установкой была емкость аккумуляторных батарей, что было связано с увеличением объема прочного корпуса. Это позволило продлить подводную автономность на неделю до момента, требовавшего всплытия и использования РДП. Дополненные новым вооружением и средствами обнаружения, эти возможности придавали лодкам проекта 641Б «Сом» идеальные качества для применения в естественных узкостях из «засады» против западных атомных субмарин. В настоящее время строительство лодок этого типа прекращено. Однако в составе флота продолжают находиться четыре лодки унаследованные от советского ВМФ, они базируются в Полярном на Северном флоте.
Производство подводных лодок проекта 641Б «Сом» было завершено в 1982 г. Конструктивно они являлись развитием лодок типа «Фокстрот» с увеличенной емкостью аккумуляторных батарей и усовершенствованной электроникой. Корпус имел более обтекаемые обводы, что увеличивало боевые возможности лодок в подводном положении. Корпус и ограждение боевой рубки подводных лодок большой дальности плавания имеют протяженное акустическое покрытие, и по меньшей мере одна лодка этого типа была оснащена буксирно-кабельным устройством для гидроакустической антенны в корме и барабаном лебедки, расположенным на палубе.
Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 641 Б «Сом»
Водоизмещение: надводное / подводное, т | 3100 /3800 |
Длина, м | 91 |
Ширина, м | 9,1 |
Осадка, м | 7,2 |
Силовая установка | три дизеля мощностью 4,6 мегаватта (6256 л.с.) и три электродвигателя, вращающих три вала |
Скорость | надводного хода 13 уз и подводного хода 16 уз |
Глубина погружения | рабочая 250 м и предельная 300 м |
Торпедные аппараты | шесть носовых 533-мм |
Стандартный боекомплект | 24 533-мм противокорабельные или противолодочные торпеды или соответствующее количество мин |
Экипаж | 62 человека (12 офицеров) |
Фото подлодки 641Б «Сом»
Источник
Модернизации и переоборудования
Модернизация началась при строительстве первых кораблей. С начала это была установка принимаемых на вооружение новых образцов оружия и радиоэлектронного оборудования, а также внесение конструктивных изменений, связаных с совершенствованием технологии постройки. К примеру, первоначально проектом предусматривалось использование парогазовых торпед типа 53-38, 53-38У и 53-39, а также электрических торпед ЭТ-80, то есть довоенных и военных образцов. Позднее, по мере принятия на вооружение новых образцов, прежние заменялись на более современные образцы: парогазовые типов 53-51, 53-56, 53-57, 53-61, а также на самонаводящиеся электрические торпеды типа САЭТ-50 и СЭТ-56. Затем последовали целевые модернизации по совершенствованию тактических возможностей, в том числе и для морских испытаний новых или опытных образцов техники. Например, на ПЛ проекта 613М проводились испытания опытных образцов серебряно-цинковых аккумуляторных батарей и главного гребного электромотора с кремнеорганической изоляцией, а на ПЛ проекта 613Л предполагали испытывать устройства и средства протаивания льда.
Проект 613 имел множество модификаций, разработанных для улучшения характеристик лодок, испытаний новых видов вооружения, выполнения дополнительных задач. Некоторое количество модификаций не было реализовано.
Список модификаций подводных лодок проекта 613 | ||||
---|---|---|---|---|
Проект | Подлодок | Главный конструктор | Назначение | Новое вооружение, оборудование |
613В | 27 | увеличенная до 45 суток автономность | ||
613М | испытание новых систем вооружения | |||
С-384, проект 613Ц | испытание новых систем вооружения | глубина применения торпед 70 м | ||
613Э «Катран» | 1 | с электрохимическими генераторами | ||
4 | Я. Е. Евграфов | станции дальнего радиолокационного обзора (в дальнейшем модифицировались по проекту 640Ц и разрабатывались 640У и 640Т) | РЛС «Касатка» | |
П-613 | испытание ракетного комплекса | П-5 | ||
6 | П. П. Пустынцев | оснащены КР; дальнейшее развитие — 644Д и 644.7 | 2 x П-5 | |
6 | Б. А. Леонтьев | оснащены КР; развитие проекта 644. Построено 6 лодок | 4 x П-5 | |
613-А | 1 | испытание ракетного комплекса | П-70 Аметист | |
613-АД | 1 | испытание ракетного комплекса | П-70 Аметист | |
613П-120 | 1 | испытание ракетного комплекса | П-120 Малахит | |
В613 | С-229 | Р-11ФМ | ||
613Д4 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Р-21 | ||
613Д5 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Р-27 | ||
613Д7 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Д-7 | ||
613РВ | испытание ракето-торпед | |||
613С | С-43 | С. Н. Якимовский | испытание спасательного оборудования |
Две лодки, С-148 и С-227 были переоборудованы как подводные станции для биологических исследований и получили имена Северянка и Славянка, и многие другие модификации. Дальнейшим развитием проекта стал проект 633.
Вторая жизнь С-189
17 марта 1955 года после завершения комплекса испытаний вошла в строй подлодка проекта 613 С-189. В составе ВМФ она находилась 35 лет.
За этот период С-189 успешно выполнила десятки боевых задач в Атлантике и на Балтийском море, участвовала в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера. На С-189 прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров.
Музей — подводная лодка С-189 проекта 613 Юрий Белинский/ТАСС
После вывода из состава флота в 1998 году лодка затонула в порту Кронштадта и пролежала на грунте до 2005 года. После подъема, организованного усилиями ветеранов-подводников, корабль решено было восстановить и сделать из него плавучий музей.
20 марта 2010 года на борт С-189, находящейся в Санкт-Петербурге, у причала на набережной Лейтенанта Шмидта, поднялись первые посетители.
Обложка: Музей — подводная лодка С-189 проекта 613 / Mitzo/Shutterstock/FOTODOM
разработка
Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .
корпус
Чертеж правого борта катера проекта 641
Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами , поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .
Системы машин
Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.
Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.
Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала , средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода , который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.
Диапазон
При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.
Вооружение
Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре – в кормовом.
Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .
Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.
Датчики
Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии “Регул”.
Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге
Проект 641 был оборудован гидроакустической системой “Арктика-М”. Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат» , радар «Флаг» и несколько радиоантенн.
Надежная, как винтовка Мосина, крепкая, как виски
По словам капитана 1-го ранга запаса Николая Чернышева, служившего на одной из лодок проекта 613, основными задачами экипажей «шестьсот тринадцатых» были: нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам противника, постановка мин, высадка диверсионных групп на побережье противника.
Директор музея «ПЛ С-189» Николай Чернышев Юрий Белинский/ТАСС
За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина. В американской классификации подлодка носила название Whiskey. По мнению военных историков, это прозвище было присвоено советской лодке за крепкую конструкцию (с цельносварным корпусом усиленной прочности), а также за массовость и распространенность. Более 40 лодок проекта 613 были поставлены на экспорт.
Характеристики двигателей
Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.
История строительства
Строительство подводных лодок проекта 613 велось с по 1957 годы. Всего было построено 215 подводных лодок, из них 115 — в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», 76 — в Николаеве на заводе № 444 «им. Носенко», 19 — в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод им. Орджоникидзе», 7 — в Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 «им. Ленинского Комсомола». Темпы строительства были очень высоки. В среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку. Годовое производство доходило до 73 единиц. В процессе постройки в проект часто вносились изменения.
Головными подлодками стали заложенная в Горьком С-80 и ленинградская С-61.
Инциденты с подводными лодками типа “Виски”
- 27 января 1961 г. С-80 погиб из-за случайного затопления, когда лодка находилась под водой. Клапан, который должен был предотвратить попадание воды в трубку, не работал должным образом.[нужна цитата ]
- 24 ноября 1972 года подводная лодка КНМ Склинна из Королевский норвежский флот имели «контакт» с тем, что, как они предполагали, было подводной лодкой класса «Виски», после 14 дней «охоты» в Согне-фьорд. Об этом свидетельствуют военные документы, выпущенные в 2009 году.
- 21 октября 1981 г. С-178 был сбит торговым судном Рефрижератор-13 в Залив Золотой Рог, Владивосток.
- 27 октября 1981 г. С-363 сел на мель в Шведский территориальные воды вблизи Карлскруна военно-морская база.
- 19 июня 1984 года подводная лодка класса «Виски» была поймана рыболовной сетью и всплыла в норвежской экономической исключительной зоне.
- 5 февраля 2007 г. С-194 взял воду и затонул у берегов Дания во время буксировки, чтобы стать частью военно-морского музея.
- В 2009 году на территории Швеции была обнаружена ранее неизвестная и неопознанная затонувшая подводная лодка класса «Виски». ИЭЗ недалеко от острова Готланд. Это была списанная подводная лодка, которая затонула на буксире и отправилась на слом в Дании. Новости об открытии не публиковались до марта 2011 года.
Судьба первой лодки проекта
Головная подлодка проекта 613 С-80 была спущена на воду в 1951 году. Однако через десять лет, 26 января 1961 года, в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море.
Обнаружить подлодку, которая в результате аварии легла на грунт, удалось благодаря местным рыбакам лишь спустя семь лет — 23 июня 1968 года.
При помощи спускаемой подводной камеры лодку обследовали, а затем решили поднять. Как выяснилось в результате расследования специальной правительственной комиссии, ЧП произошло при всплытии из-за попадания внутрь корабля воды через шахту перископа. Причиной трагедии, унесшей жизни всего экипажа (68 подводников), были названы ошибки экипажа.
Вооружение
150px
200px
bottom
1
Носовой торпедный отсек
1
Кормовой торпедный отсек
Кормовой артиллерийский автомат СМ-24-ЗИФ
Изначально субмарины, помимо торпедных аппаратов, оснащались артиллерийскими орудиями (2М-8 калибра 25 мм и СМ-24-3ИФ калибра 57 мм). В соответствии с Решением Совета Министров СССР все артвооружение было демонтировано в 1956 году. Торпедное вооружение состояло из 6 беспузырных воздушных аппаратов (калибр – 533 мм), четыре из которых располагались в носовой части ПЛ, а два на корме. Глубина применения составляла не более 30 м, а в модернизированных лодках – до 70 м. При необходимости было предусмотрено размещение в отсеках АМД-1000 (донных мин) взамен торпед. Управление стрельбой осуществляется из третьего отсека при помощи ПУТС-Л4-2.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Подводные лодки проекта 613 оснащались преимуществено оборудованием, разработанным исключительно для данного типа подводных лодок, которое систематически модернизировалось. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей Флаг. Гидролокатор Тамир-5Л и станция шумопеленгования Марс-24КИГ (впоследствии заменялась на Феникс) обеспечивали обнаружение целей в подводном положении. Последними разработками гидроакустической системы стали ГАС Кола, обеспечивающая сопровождение цели в автоматическом режиме, и Алдан, осуществляющей круговое сканирование. Радиотехническое вооружение включает в себя пеленгатор, ответчик системы опознавания, станцию разведки и внутрикорабельную связь.
Схема водородно-кислородного ЭХГ
1- восстановитель2- окислитель3- катод4- отвод продуктов реакции5- нагрузка6- электролит7- анод
Зарубежные аналоги отечественной ПЛ пр. 613Э
Первая иностранная ПЛ энергетическая установка которой была оснащена электро-химическими генераторами появилась в ФРГ в 1988 году. В это время на немецкой верфи «Ховальдсверке дойче верфт» были завершены работы по врезке в корпус ДЭПЛ U-1 проекта 205 дополнительной секции с блоком ЭХГ. Испытания этого корабля были успешно проведены в период с 1988 по 1993 года, а полученные результаты использованы при создании первой в мире серии неатомных ПЛ с электро-химическими генераторами проекта 212.
Литература:
- А.Н.Дядик, В.В.Замуков, В.А.Дядик. Корабельные воздухонезависимые энергетические установки.- СПб, Судостроение, 2006.
- Справочник. Корабли и люди. 60 лет с подводными силами страны.- Нижний Новгород, ОАО «ЦКБ «Лазурит», 2013.
- Журнал «Судостроение», № 2, 1998.
- Подводные лодки 613 проекта. Корабли и сражения.- СПб, 2002.
- Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под общей редакцией академика РАН В.М.Пашина.- СПб, ЦНИИ им. Академика А.Н.Крылова, 2004.
Подлодки типа 613
Представляют собой самую успешную серию дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения. За всю историю отечественного флота строительство ПЛ такого типа носило массовый характер благодаря улучшенным техническим характеристикам и своему многоцелевому назначению. Всего, за период существования проекта, было выпущено 215 лодок, которые помимо нанесения торпедных ударов и разведки, могли использоваться при выполнении минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника.
Предпосылки к созданию
Во время Великой Отечественной войны стало понятно, что выпускаемые с начала 30-х годов «Щуки» устарели и уже не могут успешно противостоять подлодкам противника по глубине погружения, возможностям торпедной стрельбы и другим характеристикам. Поэтому, в 1942-м принято решение о разработке субмарин среднего водоизмещения (проект 608).
Вместе с тем, в 1944-м проект конструкторов был забракован Управлением кораблестроения. Причиной указывалось плохое вооружение и недостаточная дальность действия, тогда как на самом деле имелись совершенно другие мотивы для прекращения дальнейших разработок.
Так, в июле 1944-го немецкая подлодка U-250 (тип VIIC) была затоплена в Финском заливе и отбуксирована в Кронштадт для тщательного изучения. В дальнейшем изучению подлежали недостроенные трофейные субмарины типа ХХI, захваченные в Данциге на верфях. По результатам исследований Главкомат ВМФ Советского Союза в 1946-м году утвердил техническое задание на разработку проекта 613 вместо 608.
История проектирования и постройки
При создании чертежей особенное внимание уделялось маневренности в подводном положении, улучшению ходовых качеств, усилению вооружения, применения более совершенных средств наблюдения и связи. Необходимо отметить, что по некоторым параметрам были достигнуты результаты, превышающие указанные в ТТЗ
Так, боезапас удалось увеличить на две торпеды, а скорость подводного хода на один узел.
В целом, говоря о проекте можно сказать, что он включил в себя лучшие качества как нереализованных отечественных проектов, так и технические решения германских судостроителей. В июне 1950 года проведены первые гидравлические испытания, а в июле две субмарины серии С-61 и С-80 были спущены на воду (при 70% готовности). Однако, в ноябре того же года ДПЛ С-61 опрокинулась при выходе из дока, в результате чего были затоплены три отсека из семи. ЧП произошло по причине неправильной постановке в док.
Первые швартовые испытания выявили следующие недостатки: вибрация механизмов; гидравлические удары из-за попадания забортной воды в систему; наблюдались сбои в работе клапанов вентиляции; разворачивание выдвижных устройств в связи с отсутствием направляющих.
Глубоководные испытания проводились в июле 1951-го, а уже в мае 1954 года субмарины были одобрены комиссией по Госприемке и включены в состав ВМФ Советского Союза.
Дизайн
Индонезийский флот Подводная лодка класса виски КРИ Пасопати установлен на постаменте в Сурабая берег реки
Первоначальный дизайн был разработан в начале 1940-х годов как продолжение проекта Подводная лодка S-класса. В результате военного опыта и захвата немецкой техники в конце войны Советский Союз выпустил новое требование к конструкции в 1946 году. Пересмотренный проект был разработан Конструкторское бюро Лазурит базируется в Горьком. Как и большинство обычных подводных лодок, спроектированных в 1946–1960 годах, на их конструкцию сильно повлияли Подводная лодка типа XXI.
Варианты патрулирования
С 1949 по 1958 год в общей сложности 236 из запланированных 340 подводные лодки этого типа были сданы в Советский флот. Суда изначально проектировались как подводные лодки прибрежного патрулирования. Эти патрульные варианты известны на западе как Whisky I, II, III, IV и V, а в Советском Союзе они назывались Проект 613.
- Виски I – твин 25 мм (1,0 дюйма) пушки в боевой рубке
- Виски II – твин 57 мм (2,2 дюйма) орудия и спаренные 25-мм пушки
- Whisky III – оружие удалено
- Whisky IV – 25-мм пушки – с трубкой
- Whisky V – без оружия – обтекаемая боевая рубка и трубка
Варианты ракет
Подводная лодка Whisky Twin Cylinder
В 1950-х и 1960-х годах некоторые подводные лодки Whiskey были переоборудованы в подводные лодки с управляемыми ракетами, с возможностью вести огонь от одной до четырех SS-N-3 Shaddock крылатые ракеты. В 1956 году был готов первый прототип. Это был обычный класс Whisky, модифицированный с пусковой трубой на корме паруса, содержащей единственный SS-N-3c. Этот сосуд был известен на Западе как Whisky Single Cylinder. В период с 1958 по 1960 год шесть дополнительных подводных лодок класса «Виски» были переоборудованы для перевозки управляемых ракет. Эти лодки имели два ракетных аппарата за парусом и были известны на западе как Whisky Twin Cylinder и лодки проекта 644 в СССР.
В период с 1960 по 1963 год шесть лодок получили удлиненный парус, который мог содержать четыре ракеты Shaddock. На Западе их называли виски-лонг-бен, а в Советском Союзе – проектом 665. Все варианты управляемых ракет класса «Виски» несли на себе ракету наземного нападения P-5 / NATO SS-N-3c Shaddock и должны были всплывать для запуска своих ракет. Лодки одно- и двухцилиндрового класса также должны были поднимать свои ракетные аппараты, которые обычно располагались горизонтально.
Лодки “Лонг Бин” плохо управлялись, пусковые трубы вызывали проблемы с остойчивостью, а поток воды вокруг ракетной арматуры был очень шумным. Вскоре все были уволены со службы. Четыре переоборудованы в пр.640 радиолокационный пикет лодки (на Западе их называют холщовой сумкой для виски). Два были преобразованы для целей «промысловых исследований» и «океанографических исследований». В ВМФ СССР патрульные варианты этого класса были заменены на Ромео класс. Варианты управляемых ракет были заменены на Джульетт класс.