пр.20386

Взгляд за горизонт

После 2031 года в соответствии с ПВК-2050 на российских верфях должны быть заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Однако их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Предощущение появления таких платформ связано со строительством автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».

hisutton.com
Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).

Их конструктивным отличием станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как набор деталей в конструкторе LEGO — под поставленные задачи и районы боевых действий.

Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанной на новых физических принципах

Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения

Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещенных в космическом, воздушном и морском пространствах.

Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций — уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство российских авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере, включены отдельной строкой в ПВК-2050. Однако каждый новый главком ВМФ, похоже, вздыхает с облегчением, когда тяжелый груз создания авианосцев перекладывается на погоны следующего флотоводца.

wikipedia.org
Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».

Сложность проблемы заключается в ее комплексном характере.

Первая проблема — место строительства. Нужных верфей в России нет. Потребуется переоборудовать существующие эллинги под строительство двух авианосцев — строить один технологически не имеет смысла.

Второе. Без кораблей боевого обеспечения, входящих в авианосную ударную группу (АУГ), авианосец будет так же беззащитен, как «Москва» на якорной стоянке у острова Змеиный. Следовательно, для эскорта каждого авианосца потребуется построить два-три крейсера, столько же эсминцев и фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.

Третье. Необходимы два полка корабельной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, и специальная подготовка летчиков-операторов. Пока на Северном флоте, например, готовят только операторов беспилотников.

Четвертое. Нужно развернуть строительство судов снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в Мировом океане.

И наконец, в-пятых — строительство инфраструктуры базирования. Для понимания проблемы: за 31 год эксплуатации на Северном флоте единственный российский авианесущей крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и не получил своего причала.

Все эти проблемы, видимо, решено отработать в процессе будущей эксплуатации УДК проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования. Следовательно, строительство авианосцев откладывается еще как минимум на 18 лет — до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого, как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».

militaryrussia.ru
Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».

Уверен, лейтенанты, которые будут служить на нем, в этом году пойдут пока только в первый класс общеобразовательной школы.

Вооружение

На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.

Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».

Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.

А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» — оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.

На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Прорывные направления

В России активнее развиваются проекты кораблей ближней морской зоны. Прежде всего, речь идёт о корветах проекта 20380/20385 водоизмещением порядка 2 тыс. т, строительство которых ведут «Северная верфь» и «Амурский судостроительный завод».

Сегодня в строю находятся пять таких кораблей: четыре («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий») — в составе Балтийского флота, а корвет «Совершенный» получил в 2021 году Тихоокеанский флот. Летом текущего года он пополнится и кораблём «Громкий». В 2019—2021 годах предприятия планируют передать ВМФ ещё семь корветов.

В задачи судов проектов 20380/20385 входит борьба с кораблями и подлодками противника, нанесение ударов по наземным объектам, поддержка десантных операций.

Одним из прорывных направлений в развитии военно-морского флота России стало строительство малых ракетных кораблей (МРК). 12 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Татарстан) был заложен 12-й корвет проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Ставрополь».

«Шесть преступников нейтрализованы, двое задержаны»: ФСБ предотвратила серию терактов в Москве и регионах

«Буяны» получили известность после ракетного удара по позициям сирийских боевиков в октябре 2015 года. На текущий момент ВМФ уже поставлены шесть МРК («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочёк»). К 2023 году будут построены оставшиеся шесть корветов.

Несмотря на скромное водоизмещение (около 1 тыс. т), «Калибры» позволяют «Буянам» поражать цели на дальности до 1,5 тыс. км

Важное преимущество проекта 21631 — способность передвигаться по крупным рекам. Так, в июне «Град Свияжск» и «Великий Устюг» были переброшены из Каспийского моря к берегам Сирии

В дальнейших планах Минобороны — реализация проекта 22800 «Каракурт» — более совершенного МРК. К концу этого года на вооружение ВМФ поступит головной корабль «Ураган». В общей сложности флоту будет передано 12 корветов.

«Каракурт» превосходит «Буян-М» по мореходным качествам и показателю малозаметности. Помимо этого, новейший МРК защищён противокорабельным комплексом «Оникс» и морской версией «Панциря».

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» Кадр с видео Минобороны России

Современные технологии, которые освоили российские кораблестроители, воплотились также в базовом тральщике проекта 12700 «Александрит». Корабли противоминной обороны нового поколения должны стать основой трального флота РФ как минимум на ближайшие полвека.

Отличительная особенность «Александрита» — корпус, который изготовлен из стеклопластика. Этот материал прочнее и легче стали. Подобная инновация и широкое использование композитов позволили уменьшить водоизмещение корабля до 890 т и таким образом сократить расход топлива.

Минобороны рассчитывает получить до 40 кораблей проекта 12700. Сейчас в стадии строительства находятся пять тральщиков («Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»), а службу в составе ВМФ с 2021 года несёт «Александр Обухов».

Первый российский

Сегодня на смену устаревшим боевым судам пришли новые и усовершенствованные — корабли проекта 20380. Корвет “Стерегущий” был разработан Центральным морским конструкторским бюро “Алмаз” в конце 1990-х — в 2000-х годах. Кстати, до этого “Алмаз” специализировался на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и других. Спроектированный им сторожевик проекта 12441 “Гром” так и не был достроен, не был реализован и подготовленный в середине 1990-х годов проект “экспортного” корвета.

Тем не менее уже в 2000 году бюро представило восемь вариантов эскизных проектов сторожевого корабля 20380 (проектный шифр — “Корвет-1”), один из которых был принят заказчиком в 2001-м. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором — Игорь Иванов. Закладка состоялась 21 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе “Северная верфь”.

Конструкторы использовали при проектировании “модульный принцип”, что не только снизило производственные затраты, но и обеспечивало высокий модернизационный запас корабля в течение всего жизненного цикла (30 лет)

Также особое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов и новой элементной базы. Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на судне такого небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета. СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась

По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно

СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась. По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно.

16 мая 2006-го “Стерегущий” спустили на воду, и после успешного завершения государственных испытаний он вошел в состав ВМФ. За создание и освоение строительства корвета проекта 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей была удостоена премии правительства РФ в области науки и техники за 2011 год.

Корветы проектов 20380/20385 наряду с малыми ракетными кораблями проекта 21631 (“Буян-М”) — наиболее крупные серии сданных российскому флоту после 1991 года надводных кораблей (по пять единиц). Для сравнения: выпуск сторожевых кораблей предыдущего поколения — проекта 1135 “Буревестник” — составил 32 единицы за 13 лет (1968–1981).

Модернизация «Адмирала Виноградова»

Командующий ТОФ также сообщил о предстоящей модернизации большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», который получит новое ракетное вооружение и средства ПВО.

«Уже существует принципиальное решение по проведению ремонта с модернизацией очередного корабля проекта 1155 — большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». В настоящее время завершается проработка перспективного облика корабля. Предлагается серьёзно увеличить и расширить состав его ударного ракетного вооружения, стоит задача нарастить возможности по противовоздушной обороне», — приводит слова Авакянца «Красная Звезда».

  • Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» на генеральной репетиции парада ко Дню ВМФ во Владивостоке
  • РИА Новости

Командующий ТОФ подчеркнул, что каждый из модернизированных кораблей проекта 1155 — «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов» — будут по-своему уникальны из-за постоянного совершенствования корабельного вооружения.

Напомним, что ранее подобную модернизацию прошёл большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников».

По информации Минобороны РФ, в дополнение к новым противолодочным и противовоздушным системам вооружений корабль получил современные комплексы «Калибр-НК» и «Уран», а также новейшее артиллерийское вооружение и радиоэлектронные комплексы.

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что после модернизации боевые характеристики «Адмирала Виноградова» вырастут в разы по целому ряду направлений.

Также по теме


«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ

Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…

«Как противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» предназначался для поиска и уничтожения подводных кораблей противника и не мог действовать самостоятельно. После модернизации он станет многоцелевым кораблём, который сможет решать более широкий спектр задач и автономно действовать в океанской зоне. Несомненно, это грозное судно повысит возможности Тихоокеанского флота РФ», — подчеркнул аналитик в беседе с RT.

Оснащение проекта 1155 ударным ракетным оружием значительно повышает их боевую мощь, что позволяет классифицировать их уже не как противолодочные корабли, а как полноценные фрегаты, отмечают эксперты.

«Адмирал Виноградов» — мощный корабль, который способен решать задачи противолодочной борьбы. При модернизации он получит установки вертикального пуска для ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон» и вслед за «Маршалом Шапошниковым» станет фрегатом», — подчеркнул Константин Сивков.

По словам адмирала Авакянца, модернизация «Маршала Шапошникова» оправдала все ожидания.

«Могу сказать, что фрегат полностью оправдал все ожидания и доказал, что большие противолодочные корабли проекта 1155, обладая значительным водоизмещением, являются удобной и надёжной платформой для размещения на них ударного ракетного оружия, в том числе перспективного, новых артиллерийских комплексов, современных радиотехнических и противолодочных средств. Уверен, что потенциал этих кораблей не исчерпан и при должном подходе они ещё послужат флоту», — отметил командующий ТОФ.

По мнению Константина Сивкова, корветы проектов 20380 и 20385 и модернизированные корабли проекта 1155 значительно усилят возможности ТОФ.

«Безусловно, эти корабли сейчас востребованы на Тихоокеанском морском рубеже России, и они создают дополнительный потенциал по обеспечению безопасности границ РФ в этом регионе. В случае провокаций они смогут вывести из строя авианосные соединения противника и создадут серьёзную угрозу его флоту», — заключил эксперт.

Быстроходные и манёвренные

По словам экспертов, проект 20380 является уникальной разработкой, создававшейся специально под требования ВМФ России.

«У стран НАТО есть некоторые похожие проекты, которые можно отнести к этому же классу, но по количеству вооружений и функциональным задачам они сильно отличаются. Проект 20380 создавался под наши задачи. С точки же зрения технологий корабли этой серии не уступают аналогам, а в чём-то даже их превосходят», — рассказал Леонков.

Также по теме


На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года

Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…

По его словам, подобные суда необходимы прежде всего для оборонительных действий.

«Такие корабли предназначены для того, чтобы сдерживать на дальних рубежах корабельно-ударные или несущие ударные группировки вероятного противника. Для этого у них есть соответствующий арсенал», — пояснил аналитик.

В целом опрошенные RT эксперты высоко оценили проект 20380 и его последующие версии.

«Мы получаем универсальные корабли, способные выполнять боевую работу как у берегов России, так и в составе корабельных ударных групп, выполняющих боевые задачи в ближней морской зоне», — рассказал Леонков.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Литовкин.

Аналитики также отметили, что серия кораблей 20380 хорошо себя зарекомендовала в ВМФ. По их словам, это позволяет предположить, что данный проект будет развиваться и дальше.

Основные отличия

Что касается материалов, из которых построен первый корабль проекта 20385, то они значительно отличаются от материалов кораблей проекта 20380. Корвет «Гремящий» построен с применением большого количества композитных материалов, которые были разработаны отечественными предприятиями. Особую роль в этом сыграло ФГУП «Прометей», специалисты которого не только разработали, но и создали технологии производства полимерно-композитных материалов, пригодных для судостроительства.

Разрабатывая новый корвет, конструкторы учли замечания военных, которые жаловались на недостаточные мореходные качества кораблей проекта 20380, поэтому «Гремящий» будет обладать лучшей сопротивляемостью качке. Свои боевые задачи корвет сможет выполнять при волнениях до 5 баллов. Живучесть корабля существенно повысится и благодаря снижению радиолокационного фона, что поможет кораблю оставаться незамеченным для локаторов противника, повышая шансы «Гремящего» нанести внезапный удар по кораблям или береговым укреплениям.

Что касается силовой установки головного корабля проекта 20385, то в настоящее время это два мощных дизеля 16Д49, развивающих по 6 000 л/с каждый. Изначально корабли проекта планировалось оснащать немецкими двигателями, но так как в последние годы ситуация на политической арене накалилась, то от двигатель иностранного производства было решено отказаться.

В срочном порядке была поставлена задача найти или разработать не только новый двигатель, но и другие механизмы корабля, которые планировалось использовать импортного производства. С данной задачей отечественная оборонная промышленность справилась с честью. В настоящее время отечественные двигатели адаптированы для боевых кораблей и успешно прошли ряд испытаний.

малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:

 

головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630

после спуска на воду

 

 
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190

 
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»

 
мачта с РЛС

 
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10

АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля

турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»

30-мм установка АК-306

 

Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.

Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.

Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:

– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;

– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».

Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел».
 
Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно.
Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.

В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.

Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.

Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.

МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

Подведя итог:

1.

Проект 20386 не имеет сколько-нибудь серьезного военного и технического обоснования. ВМФ, получивший его, «мягко выражаясь», с «черного хода», не имеет и не в состоянии привести никаких серьезных и достойных внимания аргументов в его пользу. Серийное его строительство нецелесообразно.

2.

Промышленностью проведена большая, тяжелая и в значительной мере успешная работа по доводке проекта 20380, освоено его серийное строительство (даже на «проблемном» Амурском судостроительном заводе).

3.

Корабли проекта 20380 начали надежно ходить (в т.ч. в дальнюю и океанскую зону).

4.

Необходимо продолжение серии корветов проекта 20380(5), с безусловным полным устранением их недостатков (в т.ч. доработкой первых кораблей серии).

5.

С целью снижения стоимости целесообразна унификация РЛК проектов 20380 (новых корпусов) и 22800 (первых двух корпусов серии) и использование (в перспективе) унифицированных стоек управления для различных комплексов оружия.

6.

Применение изделий комплекса «Калибр» должно быть обеспечено с наклонных пусковых установок всех корветов (в т.ч. первых корпусов). В первую очередь это касается противолодочных ракет (корвет ОВР должен быть не «дичью» для подлодок, а «охотником» на них!), как это сделано, например на китайских корветах ОВР проекта 056.

7.

Необходимо размещение перспективных робототехнических комплексов и современных катеров на борту корветов проекта 20380.

8.

Изыскание «внутренних резервов» снижения водоизмещения кораблей проекта 20380 для проведения его доработки (с устранением недостатков), например, замена тяжелых пусковых комплекса «Пакет» на легкие пневматические торпедные аппараты.

Строительство кораблей проекта 20386 необходимо прекратить и не допускать впредь расходования денег на подобные технические авантюры.

Послесловие 2019 года

Эта статья должна была выйти под Новый год в одном крупном издании и писалась специально для него. Однако, с учетом значительного резонанса предшествующей серии статей авторов, были предприняты меры по ее невыходу в СМИ.

Негативные последствия прекращения строительства серии корветов проекта 20380 (20385) начинают осознавать и руководители. В августе 2018-го А.В. Шляхтенко, Гендиректор ЦМКБ «Алмаз», дал интервью ТАСС, в котором заявил:

«

В этом году закладка корветов 20380 и 20385 на судостроительном заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе не планируется. Однако в ЦМКБ «Алмаз» убеждены, что эти боевые надводные корабли за счет ограниченной стоимости и достаточно мощного вооружения, позволяющего им решать широкий круг боевых задач, в том числе в удаленной морской и океанской зоне, являются основой для формирования корабельного состава надводного флота….Поэтому их строительство должно вестись непрерывно и максимально возможными темпами. Мы надеемся, что решение о закладке новых кораблей этого класса будет принято государственным заказчиком в ближайшее время

А что же ВМФ? «Ответ» (точнее его полное отсутствие) – в отписке начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичникова…


Главнокомандующий ВМФ Королев В.И. и его предшественник Чирков В.В. у макета корвета проекта 20386

Уже через три года «Дерзкий» останется на стапеле один на неопределённо долгое время, как памятник тому, чем заканчиваются такие авантюры.

/

/

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий