Варианты ракеты «БраМос»
- Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям.
- Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям.
- Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям.
- Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года).
- Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году).
- Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году).
- Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году).
- Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году).
- «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года).
Технические характеристики
крылатая ракетаINS Trikand
Высокая скорость BrahMos, вероятно, обеспечивает лучшую проникающую способность. характеристики, чем у более легких дозвуковых крылатых ракет, таких как Томагавк. Будучи вдвое тяжелее и почти в четыре раза быстрее, чем Томагавк, BrahMos имеет более чем в 32 раза большую кинетическую энергию в крейсерском режиме, чем ракета Томагавк, хотя он несет только 3/5 полезной нагрузки и лишь часть дальности проект, который говорит о том, что ракета была с другой тактической ролью. Его скорость 2,8 маха означает, что он не может быть перехвачен некоторыми существующими системами противоракетной обороны, а его точность делает его смертоносным для водных целей.
Хотя BrahMos в первую очередь был противокорабельной ракетой , BrahMos Block III также может поражать наземные цели. Он может запускаться как в вертикальном, так и в наклонном положении и способен прикрывать цели на горизонте 360 градусов. Ракета BrahMos имеет идентичную конфигурацию для наземных, морских и подводных платформ. Версия с воздушным запуском имеет меньший ускоритель и дополнительные хвостовые оперения для дополнительной устойчивости во время запуска. В настоящее время BrahMos сконфигурирован для использования в воздухе Су-30МКИ в качестве носителя. 5 сентября 2010 г. BrahMos установил рекорд по первому сверхзвуковому крутому погружению.
Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»
Дальность стрельбы…………..минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) кмСкорость ракеты………………300-500 м/сСтартовая масса………………2010 кгТяга двигателя………………9788 кгсВремя работы………………18—28 сПодлётное время на максимальную дальность…………136 сБоевые части (БЧ)………массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуреВремя подготовки к пуску……..из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)……………18145 кгМаксимальная скорость передвижения ПУ с ракетой…….по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/чЗапас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)…………650 кмТехнический ресурс боевых машин………………15000 кмЭкипаж………………4 чел.
Носители крылатых ракет «Калибр»
Морские системы
- ракетный комплекс «Калибр-НК» (Club-N), устанавливаемый на надводные корабли. Интегрирован в вертикальную пусковую установку 3С14.
- модульный ракетный комплекс Club-U, устанавливаемый на надводные корабли.
- ракетный комплекс Калибр-ПЛ (Club-S), устанавливаемый на подводные лодки. Интегрирован в 533-мм торпедные аппараты.
Сухопутные системы
Самоходная пусковая установка Club-M на базе МЗКТ-7930
Сухопутные варианты комплекса при условии использования ракет дальностью свыше 500 км являются наиболее дискуссионными, так как потенциально нарушают договор об РСМД. По мнению разведки США, такие комплексы с крылатыми ракетами «Калибр» были созданы в РФ не только в варианте прототипа, а приняты на вооружение и пусковые установки и системы управления пуском разработаны на базе ОТРК «Искандер». По мнению ЦРУ, на боевом дежурстве находятся 2 дивизиона таких комплексов из 8 самоходных пусковых установок с большим запасом таких ракет. Другая версия, что ракета, используемая данными комплексами, является наземным вариантом ракеты X-101, а не «Калибр».
- ОТРК «Искандер-К» (предположительно)
- контейнерный ракетный комплекс Club-K. Интегрированный в 20- и 40-футовые ISO-контейнеры.
Носители
Макет пусковой установки 3С14
Ракетами семейства «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оснащаются следующие корабли российского и иностранных флотов:
- Фрегаты проекта 22350;
- Фрегаты проекта 11356;
- Фрегаты типа «Тальвар»;
- Фрегаты типа «Шивалик»;
- Корветы проекта 20385;
- Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
- Малые ракетные корабли проекта 21631;
- Малые ракетные корабли проекта 22800;
- Патрульные корабли проекта 22160 (в зависимости от модификации);
- Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения); [источник не указан 1537 дней]
- Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
- Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
- Подводные лодки проекта 677 «Лада»;
- Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»;
- Подводные лодки проекта 877 «Палтус»;
- К-150 «Томск»[нет в источнике].
По словам бывшего Главкома ВМФ Виктора Чиркова, в ближайшем будущем большинство кораблей ВМФ РФ советской постройки, включая крейсера проекта 1144, эсминцы проекта 956 и большие противолодочные корабли проекта 1155, пройдя модернизацию, получат на вооружение ракетные комплексы с ракетами Калибр и Оникс.
«За последние годы разработано, сдано или сдаётся в эксплуатацию пусковое оборудование и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96, а также для малогабаритного торпедного комплекса „Пакет“, размещаемых на новейших кораблях ВМФ России. Семейство вертикальных пусковых установок надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделий комплекса 3К14 , а на НК проектов 22350, 20385, 11442М кроме того ещё и изделий комплексов 3М55 и 9К . КБСМ является разработчиком и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов с разрушаемой крышкой для изделий комплексов 3К14 и 9К. Для загрузки изделий указанных комплексов в ПУ НК созданы комплексы средств погрузки (КСП) типа СМ-456». Маловероятно, что неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 (без ТПС) имеют примерно одинаковую длину (по некоторым данным − около 8,1 и 8,6 м). Скорее всего боекомплект 3С14 урезается искусственно за счёт системы управления. Особенно нелепо это выглядит на примере 20385 (корвет с «Ониксом») и 11356 (фрегат без «Оникса»).
Новейшее вооружение России
Двадцать третьего сентября 2014 года командующий Черноморским ВМФ доложил президенту о том, что в Новороссийске станут базироваться подлодки, на которых установлены крылатые ракеты большой дальности. Когда президент попросил уточнить, о какой именно дальности идет речь, командующий флотом ответил, что дальность ракет составляет тысяча пятьсот километров. Эксперты полагают, что новые крылатые ракеты России являлись ракетами 3М14 семейства «Калибр».
Дело в том, что дизельно-электрические подводные лодки, находящиеся в Черноморском флоте, запускают торпеды диаметром пятьсот тридцать три миллиметра. Именно такими характеристиками и обладает упомянутая выше крылатая ракета «Калибр». Такая ракета запускается с вертикальных установок или из торпедных аппаратов субмарин. По некоторым данным, она состоит из двух видов боевых частей: специальной и конвенциональной. Благодаря специальной части дальность действия ракеты удалось намного увеличить.
Такое новейшее вооружение России дает возможность Черноморскому флоту поражать цели за пределами Черного моря, не выходя из пункта постоянной дислокации.
Так широкой общественности была представлена информация о дальности ракет в полторы тысячи километров. Однако эксперты давно знали о такой и еще большей дальности ракет. В 2012 году командующий Каспийской флотилией уже заявлял, что ракеты «Калибр», которые были установлены на его корабли, могли наносить удары дальностью в две тысячи шестьсот километров.
Таким образом, российские крылатые ракеты догнали и обогнали американские ракеты «Томагавк» дальностью в две с половиной тысячи километров с ядерной боевой частью и в тысячу шестисот с осколочно-фугасной БЧ.
Характеристики противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт»
ПКР «Яхонт» характеризуется полной автономностью боевого применения, высокой сверхзвуковой скоростью на всех участках полета, возможностью выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), полной унификацией для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей, а также использованием технологии «стелс», обеспечивающей высокую степень незаметности для современных радиолокационных средств обнаружения. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складывающимся крылом и оперением, комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом и активной радиолокационной на конечном участке траектории полета) и высокоэнергетической двигательной установкой (маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно‑реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем) с носовым осесимметричным воздухозаборником и центральным конусом. Хорошая аэродинамика планера и эффективная силовая установка обеспечили высокую маневренность ПКР и ее низкую уязвимость от средств противоракетной обороны противника.
Конструктивно ракета выполнена как совмещенная с планером силовая установка, у которой все внутренние объемы, в т. ч. и воздушный тракт прямоточного двигателя, заполнены маршевым топливом и встроенной стартово‑разгонной ступенью. Блоки системы управления, антенна бортовой радиолокационной станции (РЛС) самонаведения и боевая часть размещены в центральном конусе воздухозаборника.
ПКР «Яхонт» находится в герметичном транспортно‑пусковом контейнере (ТПК), в котором будучи полностью готовой к боевому применению, она покидает завод‑изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель для боевого применения. Техническое состояние ракеты контролируется через специальный разъем без извлечения ее из ТПК, в котором она размещена при почти полном отсутствии зазоров между корпусом ПКР и внутренней поверхностью контейнера. После выхода ракеты «Яхонт» из ТПК включается твердотопливный разгонный блок, установленный в камере сгорания маршевого двигателя, и за несколько секунд работы разгоняет ракету до скорости 2 маха. После окончания работы он выбрасывается набегающим потоком воздуха и начинает работать маршевый двигатель, обеспечивающий автономный полет ПКР на скорости в 2,5 маха по данным бортового источника целеуказания.
Радиолокационная головка самонаведения (РГСН) ракеты может захватить надводную цель типа «крейсер» на дальности до 75 километров. После захвата цели бортовая РЛС выключается и ракета снижается до высот 5‑10 метров, что резко снижает возможности средств ПВО противника по своевременному ее обнаружению и перехвату. Повторно РГСН включается на конечном участке полета для захвата цели, ее сопровождения и наведения ракеты. Малое полетное время и большая дальность действия РГСН позволяют использовать целеуказание невысокой точности.
Одно из главных достоинств ПКР «Яхонт» — бортовая «интеллектуальная» программа, которая особенно эффективна при залповом пуске ракет
В этом случае программа самостоятельно распределяет и классифицирует по важности цели, выбирает тактику атаки и план ее проведения. При этом учитываются возможность применения противником средств радиоэлектронной борьбы и выбираются приемы уклонения от огня средств ПВО
При уничтожении главной цели, остальные ракеты направляются на другие корабли и исключают возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Это обеспечивается наличием в бортовой вычислительной машине ракеты электронных портретов всех современных классов кораблей и других сведений, что позволяет определить тип корабельной группы (конвой, авианосец, десантная группа) и атаковать главные цели.
Технические характеристики: Длина ракеты — 8 м (корабельная), 6,1 м (авиационная) Длина ТПК — 8,9 м (авиационная) Дальность стрельбы максимальная ‑ до 300 км Высота полета — 5‑15000 м Скорость полета — до 750 м/с (2,6 М) Траектория — комбинированная и низковысотная Система управления — инерциальная с РГСН Стартовая масса ракеты — 2500 кг (авиационная), 3000 кг (корабельная) Масса в ТПК — 3900 кг Боевая часть: тип/масса — проникающая/до 300 кг Срок службы — до 10 лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Примечания
- ↑ . Оф. сайт газеты Коммерсантъ (28 августа 2010). Дата обращения 11 января 2014.
- . www.aif.ru. Дата обращения 15 сентября 2017.
- (недоступная ссылка). www.yellow.ml. Дата обращения 15 ноября 2017.
- (недоступная ссылка). maailm.tk. Дата обращения 15 ноября 2017.
- . rusila.su. Дата обращения 29 сентября 2017.
- ↑ . Сайт “Ракетная техника”. Дата обращения 11 января 2014.
- ↑ . Оф. сайт НПО машиностроения. — Рекламная листовка. Дата обращения 11 января 2014.
- Litovkin, Dmitry (8 August 2013).
- (недоступная ссылка). Дата обращения 31 мая 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2014.
- (рус.) (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 3 апреля 2018.
- . rbase.new-factoria.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . testpilot.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . armedman.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- (рус.) (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . m.allpravda.info. Дата обращения 23 ноября 2017.
- (рус.) (неопр.) ?. Международные новости (25 сентября 2019). Дата обращения 25 сентября 2019.
- Минобороны России. (15 ноября 2016). Дата обращения 15 ноября 2016.
Носители
Ракетами серии «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оборудуются следующие корабли иностранных и российских флотов
- Фрегаты проекта 22350;
- Фрегаты проекта 11356;
- Фрегаты типа «Тальвар»;
- Фрегаты типа «Шивалик»;
- Корветы проекта 20385;
- Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
- Малые ракетные корабли проекта 21631;
- Малые ракетные корабли проекта 22800;
- Патрульные корабли проекта 22160 (в зависимости от модификации);
- Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения);
- Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
- Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
- Подводные лодки проекта 677.
По словам Виктора Чиркова, бывшего главнокомандующего ВМФ в скором будущем большинство кораблей ВМФ России советской постройки, в том числе и крейсер проекта 1144, эсминцы проекта 956 и противолодочные корабли проекта 1155, после модернизации, получили на вооружение ракетные комплексы с ракетами Оникс и Калибр.
В последние годы создано, сдано или сдается в эксплуатации ПО и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96 и для малогабаритного торпедного комплекса «Пакет», находящихся на современных кораблях ВМФ РФ. Семейство вертикальных ПУ надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделия комплекса 3К14, а на НК проектов 22350, 20385, 11442М, к тому же еще и изделий комплексов 3М55 и 9К ОКБ. КБСМ является создателем и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов, имеющих разрушаемую крышку для изделий комплекс 9К и 3К14. Для загрузки изделий указанных комплектов в ПУ НК разработаны комплексы средств погрузки типа СМ-456.
Вряд ли неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК как-то связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 имеют приблизительно одинаковую длину (по некоторой информации около 8,1 и 8,6 метров). Вероятней всего боевой комплект 3С14 за счет системы управления урезается искусственно. Особенно нелепо это выглядит с 20385 (с «Ониксом») и 11356 (без «Оникса).
Операторы
- Россия.
- Китай.
- Индия.
Примечания
- ↑ 12 Россия и Индия создадут гиперзвуковую ракету – www.kommersant.ru/News/1001809
- ↑ 123 Ракета PJ-10 «Brahmos» – www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/800/brahmos/brahmos.htm
- В Индии состоялось успешное испытание новой версии КР «Брамос» «блок-2» – arms-tass.su/?page=article&aid=67516&cid=25 — arms-tass.su
- armstass.su – armstass.su/?page=article&aid=32008&cid=25
- ↑ 12 Российско-индийская ракета показала первое в истории сверхзвуковое пике – www.lenta.ru/news/2010/09/05/bramos/ — lenta.ru
- | BRAHMOS TEST FIRED. Пресс-релиз Минобороны Индии. 29.10.2003 – pib.nic.in/archieve/lreleng/lyr2003/roct2003/29102003/r291020038.html
- ↑ 12 | Year End Review 2004 — Ministry of Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.12.2004 – pib.nic.in/release/release.asp?relid=6205
- One Year of UPA Government : Major Decisions and Initiatives — Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 15.05.2005 – pib.nic.in/release/release.asp?relid=9283
- Army version of BrahMos missile successfully testfired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 30.11.2005 – pib.nic.in/release/release.asp?relid=13713
- Brahmos successfully test fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.05.2010 – pib.nic.in/release/release.asp?relid=18143
- Brahmos naval version tested successfully. Пресс-релиз Минобороны Индии. 05.03.2008 – pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=36060
- Supersonic Cruise Missile Test Successful. India Journal, США. 28.12.2008 – www.indiajournal.com/pages/event.php?id=5493
- BrahMos launch successful. The Hindu, Индия. 29.03.2009 – www.hindu.com/2009/03/30/stories/2009033056860100.htm
- Brahmos Block III Successfully Test Fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 02.12.2010 – pib.nic.in/release/release.asp?relid=68008
- ↑ 123 Сверхзвуковую ракету «БраМос» впервые пустят из-под воды – lenta.ru/news/2011/06/14/bramos/
- ПКР “Брамос” – ВПК.name – vpk.name/news/54482_pkr_bramos.html
- Ракеты «БраМос» могут быть размещены на новом фрегате ВМФ России, rian.ru, 20/ 06/ 2008 – rian.ru/society/20080620/111492744.html
- Рособоронэкспорт, обзор прессы – www.roe.ru/news/lenty/lenta_11_02_10.html
- Индия оснастит российско-индийские истребители пятого поколения сверхзвуковой крылатой ракетой «БраМос» – interfax.ru/news.asp?id=180977
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса “Точка-У”
Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом – т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа – в одном случае передача гидравлическая, а в другом – механическаяОрганизационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады ( по 2-3 РДН), в дивизионе – 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.
«Перспективная работа»
Помимо продвижения подводной модификации «БраМос», ещё одним направлением деятельности предприятия, по словам Патхака, является разработка ракеты нового поколения. Он прогнозирует, что проект будет завершён в ближайшие три-четыре года.
«Сейчас мы работаем над «БраМос-NG». Это New Generation, новое поколение. Ожидаем, что через три-четыре года выйдем на рынок с этой ракетой. Её можно будет установить на те же платформы, что и сегодня», — рассказал Патхак.
- «БраМос» на тяжёлом истребителе Су-30МКИ
Представитель BrahMos Aerospace отметил, что основной акцент в разработке нового поколения «БраМос» сделан на уменьшении массогабаритных характеристик. Более компактные размеры позволят увеличить боекомплект на носителях.
Ключевым условием для экспорта новой ракеты, помимо взаимного согласия Москвы и Нью-Дели, станет её установка на Tejas и российские самолёты, включая Су-57, подчеркнул представитель BrahMos Aerospace.
Также по теме
Война дронов: чем уникальна новейшая российская система обнаружения и борьбы с БПЛА
Российские специалисты продолжают совершенствовать элементы комплекса обеспечения безопасности и нейтрализации беспилотников ROSC-1….
По словам Патхака, масса ракеты нового поколения должна составить около 1,5 тыс. кг. Сегодняшние модификации «БраМос», как следует из буклета BrahMos Aerospace, весят намного больше. Так, масса наземного и морского вариантов российско-индийского боеприпаса составляет порядка 3 тыс. кг, авиационного — 2550 кг. Скорость ракеты также будет выше — 3—5 Махов против нынешних 2,5—2,8 Махов.
«Работа над «БраМос-NG» и производство ракет строго распределяются. Но при этом всё устроено так, что мы можем дополнять друг друга. У нас крупное СП. Например, в Индии расположено 205 производственных объектов», — сообщил собеседник RT.
Ранее в интервью РИА Новости содиректор компании BrahMos Aerospace с российской стороны Александр Максичев заявил, что максимальная дальность новой ракеты достигнет 500 км. Сейчас этот показатель составляет 400 км.
Как отмечают эксперты, «БраМос» в современном виде представляет собой необычайно мощный ударный комплекс. Масса боеголовки ракеты составляет 200—300 кг. Попадания одного российско-индийского боеприпаса достаточно для уничтожения крупной наземной или морской цели.
«Один «БраМос» может потопить практически любой современный корабль, а три-четыре ракеты — авианосец. Но ракета габаритная, тяжёлая, её не всегда удобно размещать на малотоннажных кораблях. Для авиации также было бы предпочтительнее использовать уменьшенную ракету», — пояснил Корнев.
В комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин предположил, что сокращение массогабаритных характеристик «БраМос» будет происходить за счёт уменьшения размеров силовых агрегатов, различных узлов, установки более совершенной бортовой электронной аппаратуры.
Дмитрий Корнев также разделяет подобную точку зрения. По его словам, сокращение массогабаритных характеристик вряд ли повлияет на ударную мощь «БраМос» нового поколения. К тому же, как говорит эксперт, с увеличением скорости «будет некоторый прирост кинетической энергии при попадании в цель».
«В принципе, «БраМос» постоянно модернизируется. Например, регулярно улучшаются системы управления и наведения. Ракета способна поражать цель в полностью автоматическом режиме, а при групповом пуске ракеты самостоятельно «договариваются» между собой. Если требуется, то они могут выйти на одну главную цель с разных направлений», — отметил Корнев.
Важным достоинством «БраМос», помимо эффективной системы целераспределения, собеседник RT назвал высокий уровень защиты от поражения средствами ПВО.
«Значительную часть пути «БраМос» летит низко и на сверхзвуковой скорости. Такой объект сложно обнаружить, взять на сопровождение и перехватить. Средства зенитного ракетного комплекса, скорее всего, не будут поспевать за такой ракетой. Логично предположить, что новый «БраМос» с 3—5 Махами скорости будет практически неуязвим для систем ПВО», — резюмировал Корнев.
7. Варианты
- Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям
- Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям
- Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям
- Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года)
- Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
- Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
- Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
- Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
- “БраМос” 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)
Описание ракеты
Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.
Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.
Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.
В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.
Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.
«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, радиовысотомер, систему встроенного самоконтроля.
Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.
Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.
Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.
Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.
В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.
Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.
Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.
Боевое применение
Крылатые ракеты серии «Калибр» часто применялись во время российской военной операции в Сирии. Вдобавок это их первое боевое применение.
Дата | Ракета | Количество | Носитель | Цель |
07.10.2015 | 3М14Т | 26 | РК «Дагестан» МРК «Град Свияжск» МРК «Углич» МРК «Великий Устюг» | 11 целей в Сирии на расстояние свыше 1500 км |
20.11.2015 | 3М14Т | 18 | корабли Каспийской флотилии | По 7 целям позиций террористов в сирийских провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. |
08.12.2015 | 3М14К | 4 | ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» | Удар по двум крупным пунктам террористов «Исламского государства» на территории Ракки в Сирии |
19.08.2016 | 3М14Т | 3 | МРК «Зеленый Дол» МРК «Серпухов» | По целям террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии. |
15.11.2016 | 3М14Т | 3 | фрегат «Адмирал Григорович» | По террористам в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. |
31.05.2017 | 3М14Т/К | 4 | СКР «Адмирал Эссен» ДЭПЛ «Краснодар» | По позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры. |
23.06.2017 | 3М14Т/К | 6 | фрегат «Адмирал Эссен» фрегат «Адмирал Григорович» ДЭПЛ «Краснодар» | Удар по объектам «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. |
05.09.2017 | 3М14Т | 6 | фрегат «Адмирал Эссен» | По объектам ИГ в Сирии в районе Дейр-эз-Зора. |
14.09.2017 | 3М14К | 7 | ДЭПЛ «Великий Новгород» ДЭПЛ «Колпино» | По объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км. |
22.09.2017 | 3М14К | 3 | ДЭПЛ «Великий Новгород» | По объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км. |
05.10.2017 | 3М14К | 10 | ДЭПЛ «Великий Новгород» ДЭПЛ «Колпино» | По террористам запрещенной в России группировки ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами «Калибр». |
31.10.2017 | 3М14К | 3 | ДЭПЛ «Великий Новгород» | По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль. |
03.11.2017 | 3М14К | 6 | ДЭПЛ «Колпино» | По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль. |