Ставка на малозаметность
В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».
22 декабря в интервью «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше его советского предшественника.
- Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
- РИА Новости
«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.
На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).
Прежде всего, Ту-160М2 призваны заменить Ту-95МС, которые, как ожидается, будут сниматься с вооружения с 2025 года. «Белые лебеди» составят костяк воздушного компонента СЯС России до массового поступления ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая призвана стать универсальной боевой машиной.
ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.
- Компьютерное изображение возможного внешнего вида ПАК ДА
- Jozef Gatial
В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.
По мнению эксперта, в перспективе все дальние бомбардировщики будут включены в общее разведывательно-информационное поле межвойскового взаимодействия. С учётом развития средств доставки и поражения авиационной составляющей СЯС небесный ядерный щит страны можно считать надёжным сдерживающим фактором для потенциальных внешних агрессоров, подытожил Козюлин.
Вне зоны досягаемости
Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.
22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для . Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.
В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.
«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.
- Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
- РИА Новости
По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.
Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.
Технология стелс
В конструкции самолета будет широко применяться стелс-технология. Заметность будет снижена за счет специального радиопоглощающего покрытия российской разработки и применения композитных материалов, пишет «Российская газета». В американских самолетах для уменьшения эффективной отражающей поверхности используются угловатые обводы. Но они ухудшают аэродинамические характеристики и не будут играть основной роли в ПАК ДА.
Кроме того, свою задачу выполнят новейшие средства связи и радиоэлектронной борьбы. Также вероятность обнаружения бомбардировщика радарами противника будет снижена за счет того, что все ракетно-бомбовое оружие разместят внутри фюзеляжа и крыльев.
Стратегический бомбардировщик
Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для Так вот, стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.
Реакция «партнеров»
Первая информация о разработке ОПК Российской Федерации перспективных авиационных комплексов, появившаяся в свободном доступе, вызвала в западном мире традиционный приступ недоверия, граничащего с невоспитанностью. Традиционно громче всех о российском пиаре, фейковых новостях и неспособности «страны-бензоколонки» реализовать столь дорогостоящий проект вещал передовой отряд русофобствующих прибалтийских карликов, свободная от всего, что определяет государство как таковое, Украина и стремящаяся изо всех сил казаться значимой Польша.
Первым событием, изменившим тональность заявлений натовских экспертов, стало начавшееся в 2019 году серийное производство ПАК ФА Т-50 или Су-57. Реальных поводов для скептицизма стало существенно меньше, но привычка смотреть на мир через призму американских интересов осталась.
Очевидно, что появление в составе дальней авиации России «Посланника», как минимум аналогичного американскому Northrop B-2 Spirit, ставит нашу страну в один ряд с Соединенными Штатами, уже привыкшими к роли единственного обладателя современного малозаметного стратегического бомбардировщика.
Справедливости ради стоит заметить, что Китай, не собираясь довольствоваться статусом отстающего, также начал работу в этом направлении. И отступать нам в очередной раз некуда. Примечательно, что совсем недавно в СМИ появилась информация об успешной защите разработчиками, технологами и конструкторами окончательного проекта ПАК ДА. Представители Министерства обороны остались довольны результатами, что подтвердилось утверждением как облика «Посланника», так и его ключевых тактико-технических характеристик. Исключительность этого проекта заключается в том, что новый стратегический ракетоносец не является модернизированной версией созданных ранее машин. Это принципиально новый летательный аппарат. Как мы уже упоминали, первый полет опытного образца ожидается не позднее 2026 года, что для такого сложного и масштабного проекта – невероятно сжатый срок реализации.
Подготовил Виталий Орлов
Газета “Военно-промышленный курьер”, опубликовано в выпуске № 17 (880) за 11 мая 2021 года
Будут ли у ПАК ДА преимущества?
Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное – ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).
Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе – специальное покрытие. Не увидят его радары.
Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.
“Небесный тихоход”
Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.
ПАК ДА (“Туполев”) будет нести дальнобойные крылатые ракеты – абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна – новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, пятого поколения истребитель, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.
История
Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:
бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.
B-29, B-24 и B-17 ВВС США.
Советские Пе-8 и Ил-4.
Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.
Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.
Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).
Говорят эксперты
Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией – будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.
Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. Гиперзвуковые самолёты обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.
Основные технические характеристики:
Масса – около 125000 кг, по другим данным – 145000 кг.
Масса топлива – до 50000 кг
Масса полезной нагрузки – не менее 30 т
Дальность действия – 15000 км
Радиус действия – 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
Скорость максимальная:
– 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант) – 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник) Скорость крейсерская – более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
Вооружение:
– перспективные гиперзвуковые ракеты (источник) – КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы; – высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника); – свободнопадающие бомбы; – воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс; – ракеты “воздух-воздух” для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).
На самолете будут использоваться ракеты “воздух-воздух”, которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием “воздух-поверхность” большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.
Средства обнаружения и целеуказания
Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО “Туполев”, ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.
Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение – в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.
Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.
Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.
«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.
Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.
ТТХ НК-56:
Диаметр входа в компрессор – 2050 мм Степень двухконтурности – 4.9 Масса двигателя – 3340 кг Тяга взлётная – 18000 кг Тяга крейсерская – 3600 кг Степень повышения давления – 23-25,5 Удельный расход топлива – 0,74 кг/кг в час Температура газов перед турбиной (Тг) – 1571 К
Развитие проекта
В августе 2009 года представители оборонного ведомства России и публичного акционерного общества «Туполев» подписали контракт, по условиям которого в течение трех лет должны были быть выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективного авиакомплекса дальней авиации. Полное завершение технического проекта планировалось завершить к 2015 году. По видению конструкторов «Туполева», этот бомбардировщик должен был стать принципиально новым летательным аппаратом, в основу которого лягут концептуально свежие решения, позволяющие сохранить высокий уровень конкурентоспособности и в двадцатых годах XXI века.
Игорь Шевчук, более десяти лет (2001–2011) занимавший пост главного конструктора ПАО «Туполев», так сказал об этом проекте: «Научно-исследовательские работы следует рассматривать в качестве создания некоего научно-технического потенциала по данному направлению. Это не только и даже не столько военная тематика, сколько серьезная проработка вопросов, касающихся аэродинамики, прочности, использования новых технологий и материалов».
Ровно через три года, в августе 2012-го было официально объявлено о завершении и утверждении аванпроекта перспективного авиационного комплекса дальней авиации «Посланник» и начале опытно-конструкторских работ по проекту. В марте 2013 года был утвержден и проект нового бомбардировщика.
Примечательно, что разработкой предэскизного проекта параллельно занимались специалисты ПАО «Туполев» и Государственного научного центра ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского». В итоге победила концепция, представленная туполевцами, которые в апреле 2014 года успешно завершили этап предэскизного проектирования.
Спустя два месяца появились и первые предположения относительно силовой установки будущего ракетоносца. Как и ожидалось, в качестве создателя двигателя для «Посланника» выступило ПАО «ОДК-Кузнецов», выигравшее конкурс на заключение контракта. В двигателе для ПАК ДА было решено использовать технологии газогенератора двухконтурного трехвального турбореактивного двигателя НК-32. Большинство экспертов склоняются к мнению, что речь шла о двигателе НК-65, более известном как «Изделие 80», опытный образец которого должен был быть подготовлен к программе стендовых испытаний к концу прошлого года.
Как уже говорилось, в качестве ключевой функции стратегического ракетоносца будущего позиционируется способность эффективно и полноценно заменить стоящие сегодня на вооружении дальней авиации машины. Для этого он должен гарантированно обладать как минимум двумя характеристиками: возможностью нести весь арсенал имеющихся сейчас и разрабатываемых с прицелом на ближайшую перспективу авиационных средств поражения и быть максимально незаметным для радиолокационных средств обнаружения цели, применяемых противником. И первая, и вторая задачи вполне по силам отечественным конструкторам.
Пока не для мирных целей
«Есть возможность подумать и над гражданским вариантом», — поделился с газетой «Взгляд» мечтой Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. «В крыле можно разместить очень много пассажиров, и это не требует сильных изменений в конструкции, — рассказывает Красноперов. Но пока что «изделие-80» рассматривается исключительно как военный проект, который должен обеспечить первенство отечественной дальней авиации, в первую очередь над недружественно настроенными американцами.
Главными характеристиками «Посланника» будет малозаметность, дозвуковая скорость и большая дальность полета, пояснил газете «Взгляд» военный эксперт Антон Лавров.
Рождение идеи
Еще до начала работ по формированию технического задания на разработку ПАК ДА ведущими отечественными аналитиками была развернута достаточно жесткая дискуссия о концепции, определяющей ключевые технические и эксплуатационные характеристики будущего бомбардировщика. В ее ходе был отвергнут постулат о способности «Посланника» летать на гиперзвуковых скоростях. Главной причиной такого решения стало отсутствие определенного прогресса в создании гарантированно работоспособного гиперзвукового двигателя. Несмотря на продолжающиеся работы в этом направлении, сроки его изготовления озвучить никто не берется.
“ Появление первого опытного образца ПАК ДА руководитель авиазавода предполагает не раньше 2023 года, но не позже 2025-го, в том же году, по его мнению, он должен впервые подняться в воздух ”
Основными принципами, заложенными в стратегический бомбардировщик будущего, стали экономичность и эксплуатационная дешевизна. В качестве ключевого аспекта фигурировала стоимость самого самолета. Его цена не должна была превышать стоимости Ту-160. По мнению генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева, занимавшего до сентября 2016 года пост командующего дальней авиацией, речь должна была идти о принципиально новом бомбардировщике, оснащенном современным прицельно-навигационным комплексом. «ПАК ДА должен быть малозаметен, обладать способностью к применению всего арсенала существующего и перспективного вооружения и в распоряжение экипажа должны быть предоставлены передовые системы связи и радиоэлектронной борьбы», – говорил тогда Анатолий Дмитриевич.
«Посланнику», дозвуковому, малозаметному и абсолютно непохожему на своих старших коллег по цеху, предписывалось стать полноценной заменой стоящей на вооружении дальней авиации России стратегической триады – Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3. В качестве главных отличий от предшественников виделись искусственный интеллект и гиперзвуковое оружие.
Очевидно, что ключевой составляющей ПАК ДА является ракета, в оперативной доставке которой на рубеж пуска и заключается функциональное предназначение самолета-носителя. Это высказывание принадлежит генерал-полковнику Виктору Бондареву, занимавшему в то время должность главнокомандующего ВКС. Он считал, что на вооружении «Посланника» должна стоять ракета, способная по результатам анализа воздушной и радиолокационной обстановки самостоятельно строить маршрут, траекторию, высоту и скорость полета.
Некоторыми представителями военного экспертного сообщества был создан ориентировочный образ перспективного авиационного комплекса дальней авиации на основе набора предполагаемых летно-технических характеристик:
- силовая установка, произведенная ПАО «ОДК-Кузнецов», с тягой до 235 Н;
- максимальная скорость полета – дозвуковая;
- дальность полета – порядка 15 тысяч километров;
- максимальная взлетная масса в диапазоне 145–150 тонн;
- максимальная полезная нагрузка – не менее 35 тонн;
- состав вооружения и авиационных средств поражения: существующие в настоящее время и перспективные стратегические крылатые и противокорабельные ракеты, высокоточные авиационные боеприпасы, гиперзвуковое оружие и оборонительное авиавооружение.
Очевидно, что образ получился несколько размытый, ведь в нем не удалось конкретизировать несколько важных характеристик, например объемы заправочных емкостей.
Основные технические характеристики:
Масса — около 125000 кг, по другим данным — 145000 кг.
Масса топлива — до 50000 кг
Масса полезной нагрузки — не менее 30 т
Дальность действия — 15000 км
Радиус действия — 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
Скорость максимальная:
— 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
— 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская — более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
Вооружение:
— перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
— КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
— высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);
— свободнопадающие бомбы;
— воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс;
— ракеты «воздух-воздух» для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).
На самолете будут использоваться ракеты «воздух-воздух», которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием «воздух-поверхность» большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.
Средства обнаружения и целеуказания
Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО «Туполев», ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.
Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение — в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.
Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.
Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.
«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.
Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.
ТТХ НК-56:
Диаметр входа в компрессор — 2050 мм
Степень двухконтурности — 4.9
Масса двигателя — 3340 кг
Тяга взлётная — 18000 кг
Тяга крейсерская — 3600 кг
Степень повышения давления — 23-25,5
Удельный расход топлива — 0,74 кг/кг в час
Температура газов перед турбиной (Тг) — 1571 К
Предположения
Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения – Т-50, а кабина будет выполнена в стиле “человека – компьютерного интерфейса” (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа – автоматически.
В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии “стелс” вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).
Почему бодрые заявления неубедительны
Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем.
«Стратегические бомбардировщики — это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Не исключено, что это займет 10 лет. Но делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко», — подытожил Антон Лавров.
В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. «Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА — «летающее крыло», дозвуковой, невидимый и так далее. Но ровным счетом ничего — о количестве машин, которые в итоге планируется создать.
Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых «стратегов» хотя бы несколько полков?», — замечает источник.
Ту-95 выработает свой срок через 15—20 лет, уверены специалисты. Фото Максима Платонова
Со «стариком» Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Но не совсем понятно — вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. «Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, — напомнил источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». — Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы». Эксперт задается вопросом: «Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?».
Встает и еще один вопрос — о реальном состоянии авиационной промышленности России. «При СССР существовала целая сеть НИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, — полагает собеседник телеграм-канала. — Производственные площадки «Туполева» в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?».
Алексей Нечаев, Олег Москвин
ПромышленностьОПКМашиностроение