Ракетный комплекс 9М21 «Луна»

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна”

В состав оперативно тактического комплекса “Луна”, принятого на вооружение в 1961 году, входили: – гусеничная пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76); – ракеты 3Р10 (с ядерной БЧ 3Н14) и 3Р9 (с осколочно-фугасной БЧ 3Н15; – транспортная машина-полуприцеп с тягачом “ЗИЛ-157”, которая перевозила две запасные ракеты; – самоходный кран для перегрузки ракет.

Новый ракетный комплекс обладал рядом существенных недостатков, которые сильно снижали эффективность боевого применения комплекса. В частности стоит отметить неудачный выбор шасси для пусковой устновки, которое не обеспечивало достаточной скорости движения, а по грунтовым дорогам и плавность хода которой, была недостаточной для безопасной транспортировки ракет с ядерной БЧ. Невысокими были и характеристики применявшихся ракет по дальности и точности стрельбы. По этому ещё до поступления на вооружение комплекса “Луна” по Постановлению Совета министров от 17.02.1961 г. начинается создание модернизированной ракеты – “Луна-М” (9М21).

Новая неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 для комплекса “Луна-М” 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н-18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н-18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н-18А. Осколочно-фугасная боевая часть содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н-18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг.

Для новой ракеты 9М21 были созданы новая ПУ 2П113 на базе колесного шасси ЗИЛ-135ЛМ, которая была оснащена собственным гидромеханическим краном грузоподъёмностью 3т.. и транспортная машина на шасси ЗИЛ-135ЛТМ, перевозившая три запасные ракеты вместо двух у комплекса “Луна”. Новая ПУ 2П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, а толчки и перегрузки боевой части при движении по грунтовым дорогам были существенно уменьшены. Первый пуск “Луны-М” 9К52 состоялся 27 декабря 1961 года на полигоне Капустин Яр, а на вооружение и в серийное производство на Волгоградском заводе “Баррикады” она поступила в уже 1964 году.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-МВ” 9К53 В 1962 началась разработка ещё одного комплекса “Луна-МВ” 9К53, отличавшегося от “Луны-М” пусковой установкой 9П114 на колёсном шасси, допускавшем десантирование в зону предполагаемого пуска вертолётами МИ-6 или В-10. Из-за множества технических трудностей разработка проекта была прекращена ещё на стадии испытаний опытных образцов. Впрочем надо сказать, что позднее была предпринята попытка реализовать эту идею на системах серии “Скад”, которая также закончилась неудачей.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-3”

Комплекс “Луна-М” как и его предшественник “Луна” имел весьма существенный недостаток – большое рассеивание (малую точность стрельбы). При этом даже при применении ядерной БЧ не обеспечивалось поражение точечных хорошо защищенных целей. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», обладавшей системой коррекции и довольно примитивной системой управления, управлявшей аэродинамическим щитком. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет “Луна-3” не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания ракет “Луна-3”, запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для “Луна-М”. Корректор дальности работал неудовлетворительно и проведение дальнейших ОКР по “Луна-3” было признано нецелесообразным .

Тактико – технические характеристики ОТРК “Луна-М” 9К52 Диаметр ракеты,мм 540 Длина ракеты, мм 9100 Масса ракеты, т 2,3-2,5 Масса БЧ, кг 200-450 Масса БЧ (химическая), кг 36 Дальность стрельбы максимальная, км 70 КВО,м 500-700 Масса ПУ 2П113 вместе с ракетой, т 17,6 Шасси ЗИЛ-153ЛМ (8х8) Максимальная скорость, км/ч 60 Запас хода, км 850 Время подготовки БМ к стрельбе, мин 15-30 Численность боевого расчёта,чел 7 Год принятия на вооружение 1964

Как создавалось оружие?

Ракета П-700 “Гранит” разрабатывалась в НПО машиностроения под руководством главного конструктора В. Н. Челомея. В 1984 году он был сменен Гербертом Ефремовым. Впервые на государственное испытание крылатая ракета П-700 комплекса “Гранит” была предъявлена в 1979 году.

Бортовую автономную селективную систему, осуществляющую управление крылатой сверхзвуковой ракетой, собрали ученые и конструкторы Центрального научно-исследовательского института “Гранит”. Ответственным за работу данного участка был назначен генеральный директор В. В. Павлов.

Тестирование выполнялось при помощи береговых стендов, подводной лодки и крейсера “Киров”. С 1983 года были окончены все конструкторские работы, и Военно-морской флот СССР получил в свое распоряжение комплекс П-700 “Гранит”. Фото внизу представляет особенности оформления противокорабельной ракеты.

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

Второе поколение «крылатых кораблей» Алексеева

В 1964 году ЦКБ Алексеева разработало газотурбоход «Буревестник»: при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч, перевозя до 150 человек.

Единственный экземпляр, несмотря на статус, эксплуатировался по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький, а после — Ярославль — Горький. Более быстрого способа перемещаться по стране тогда ещё не придумали.

История судна завершилась только в 1993 году, когда его сдали на металлолом. И это вопреки более сложному управлению, чем у большинства СПК.

Более крупным был только «Спутник», который спустили на воду в 1961: длина составляла 47 метров, а пассажировместимость — 300 человек! Увы, авария заставила снять его с эксплуатации.

Между тем, его морской вариант под названием «Вихрь» должен был уметь «летать» при шторме в 8 баллов. Но корпус из авиационного алюминия, а так же невероятная прожорливость двигателей поставили точку.

Наработки по этим типам легли в основу проекта «Восход», сменившего к началу 70-х годов устаревшие «Ракеты» и «Метеоры».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и другие).

Основным заказчиком в двухтысячных стала нидерландская фирма-оператор общественного транспорта Connexxion. Нидерланды вывели из эксплуатации последний «Метеор» в 2004 году, а «Восходы» — в 2014.

Венгрия, Болгария, Китай, Египет, Чехия, Греция, Вьетнам, Марокко и Румыния ещё эксплуатируют оставшиеся суда.

Боевые катера на подводных крыльях. Первые серийные СПК

Торпедный катер проекта 123К “Комсомолец”

В результате Алексеев получил задание разработать перспективное боевое судно. Основой первого боевого корабля на подводных крыльях стал десяток серийных торпедных катеров проекта 123К.

Разработанные конструктором крылья получили уже стоявшие в стапелях корпуса, попутно лишившиеся брони. Главной защитой «москита», как их часто называют моряки, стала скорость: развивал 50 узлов (90 километров в час) при осадке всего в 0,8 метра.

Такой мог бороздить моря, безбоязненно ныряя в прилежащие реки. А пара торпедных аппаратов с 3 пулемётами были достаточны для прибрежного патрулирования. Выстрелил — убежал.

Следом появился модернизированный катер проекта 184 чуть больших габаритов, который в последствии в дополнение к носовому крылу получил турбореактивный двигатель РД-9. Тот самый, что в МиГ-19 возил советских «Ли-Си Ци-Нов» во Вьетнаме.

Благодаря этому судно достигло рекордной скорости в 69 узлов, что составляет 127 километров в час. Но одного торпедного аппарата с парой боезарядов казалось мало.

Поэтому проект был забыт, а следом появился сторожевой СПК проекта 125А с бомбосбрасывателями вместо торпедных аппаратов. Всего их с 1963 по 1967 выпустили 16 экземпляров.

Разработки Алексеева в дальнейшем послужили подспорьем в работах ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз»): серийных ракетоносцы проекта 206-М «Шторм» и 206МЭ «Вихрь» и уникального ракетного корабля проекта 1240 «Ураган» с титановыми крыльями.

ЦКБ Алексеева к теме боевых кораблей вернулось только с проектом 133 «Антарес», спроектированными для морских частей КГБ. В составе пограничных частей им удалось дослужить до 2010 года.

Пара газотурбинных агрегатов разгоняли эти торпедные катера до 112 км/ч. Среди серийных кораблей им равных так и не появилось.

Морской гиперзвук

3М22 «Циркон» — российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, разрабатываемая «НПО машиностроения». Её принципиальное отличие от других российских и зарубежных ракет морского базирования — значительно большая скорость полёта.

Эта ракета является одним из наиболее закрытых проектов российского ВПК. Долгое время о её тактико-технических характеристиках ничего не было известно. Однако 20 февраля 2019 года в послании Федеральному собранию их частично раскрыл президент России Владимир Путин.

  • Атомная подводная лодка «Казань» прибыла в пункт постоянного базирования на Северном флоте

Он рассказал, что скорость полёта боеприпаса составит 9 Махов (скоростей звука), а дальность — свыше 1 тыс. км. Ракета сможет уничтожать как морские, так и наземные цели. 

В мае 2020 года замминистра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил, что принятие комплекса на вооружение намечено на 2021—2022 годы.

Также по теме

Восточный рубеж: какие корабли усилят Тихоокеанский флот ВМФ России в ближайшие годы

В ближайшее время на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) будут заложены новые корветы проектов 20380 и 20385. Об этом сообщил…

«Циркон» предназначен для вооружения атомных подводных лодок проектов 885, 885М, 949АМ, надводных кораблей проектов 22350, 23560, а также перевооружения крейсера проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов», — сказал Криворучко журналу «Национальная оборона».

Тогда Криворучко также рассказал о планируемых испытательных пусках ракеты с надводных кораблей проекта 22350 и многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885М. ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщал, что ракета может быть испытана на подлодке «Северодвинск» в августе этого года.

В июле 2021 года прошли успешные запуски ракеты с борта фрегата «Адмирал Горшков». Фрегат произвёл пуск «Циркона» из акватории Белого моря, после чего ракета прямым попаданием поразила цель на побережье Баренцева моря, которая находилась на расстоянии 350 км.

Алексей Криворучко 10 августа сообщил, что испытания «Циркона» завершатся в этом году.

В свою очередь, официальный представитель американского оборонного ведомства Джон Кирби заявил, что «новые российские гиперзвуковые ракеты несут потенциально дестабилизирующее воздействие и представляют серьёзные риски, поскольку способны доставлять ядерные заряды».

Кирби добавил, что США разрабатывают гиперзвуковые системы, не предназначенные для доставки ядерных снарядов. Стоит отметить, что различные американские военачальники, правительственные службы и экспертные издания неоднократно указывали, что Соединённые Штаты серьёзно отстают от России в сфере создания гиперзвукового оружия.

Ни США, ни другие страны НАТО не обладают подобными технологиями, отметил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.

«Сейчас в Соединённых Штатах только ведутся разработки такого оружия для сухопутных войск, которое представляет собой двухступенчатую ракету, где первая ступень выполняет роль разгонного модуля. Учитывая, что страны Запада созданием сверхзвуковых противокорабельных ракет не занимались, сразу прыгнуть от обычных ракет до гиперзвуковых в кратчайшие сроки нереально, для этого потребуется не одно десятилетие», — пояснил эксперт.

Подлодки получают П-500

Первыми новые крылатые ракеты получили на вооружение подводники. Поскольку ракеты П-500 разрабатывались с таким расчетом, чтобы для них можно было после небольшого удлинения использовать транспортно-пусковые контейнеры от ракет П-6, под применение комплекса «Базальт» стали переделывать атомные подлодки проекта 675. Ведь они с самого начала проектировались под комплекс крылатых ракет П-6, а значит, их проще всего было адаптировать под применение новинки.

Подлодка проекта 675МК, вооруженная крылатыми ракетами П-500 комплекса «Базальт».

В общей сложности по проекту 675МК, который предусматривал установку на подлодках восьми транспортно-пусковых контейнеров для ракет П-500, модернизировали девять субмарин. Еще одна лодка — та самая К-28 — прошла модернизацию по проекту 675МУ: на ней установили систему целеуказания «Успех». И это были последние советские субмарины, которые имели на вооружении противокорабельные крылатые ракеты с надводным стартом. Увы, лишнее время, которое лодки тратили на всплытие и подготовку к залпу и необходимость оставаться в надводном положении до тех пор, пока все восемь ракет не поразят цели, делали субмарины проекта 675МК слишком уязвимыми. А самое главное, надводный старт крылатых ракет лишал подлодки их самого главного преимущества — скрытности, откровенно демаскируя положение подводной лодки в момент старта ракет.

Намного более удачной была судьба П-500 на надводных кораблях. Как уже говорилось вначале, П-500 стала первой крылатой ракетой ОКБ-52, разработанной как универсальное оружие для подводных лодок и надводных кораблей. Но если носители-подлодки к моменту принятия комплекса «Базальт» на вооружение уже были готовы, то первые корабли под него — авианесущие крейсера типа «Киев» — только достаивались и закладывались. Так что у разработчиков, которые отвечали за создание системы запуска ракет П-500 комплекса «Базальт» в варианте надводного базирования было время и возможности, чтобы справиться с одной неприятной особенностью новых ракет, выявившейся в процессе испытаний.

Пусковые установки комплекса «Базальт» на полубаке авианесущего крейсера «Баку».

Регламент запуска ракет П-500 предусматривал почти полуминутный разгон маршевого двигателя в открытом контейнере, после чего ракета стартовала к цели. При залповой стрельбе полагалось одновременно начинать разгонять маршевые двигатели всех восьми ракет. Но во время первых испытательных залпов выяснилось, что пороховые газы от стартовых двигателей первой ракеты попадают в воздухозаборники остальных — и глушат их маршевые движки! Происходило это из-за недостатка кислорода и высокой температуры газов. На подводных лодках справиться с этой проблемой удалось только после того, как разработчики пусковой установки для надводных кораблей решили ее с помощью программных методов. В результате был найден оптимальный порядок запуска ракет в залпе, позволявший избегать глушения маршевых двигателей: в последовательности 4-7-3-8-1-6-2-5.

Новороссия

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

Раскрыты подробности атаки украинских крылатых ракет “Нептун” на Черноморский флот России

Для успешного разгрома Черноморского флота ВМФ России, Украине потребуется очень много ракет.

Специалисты раскрыли подробности успешной атаки Украины на Черноморский флот ВМФ России, и пришли к заключению, что хоть каким-то потенциалом украинская сторона сможет обладать только в случае, если вложит в производство таких ракет и ракетных комплексов несколько миллиардов долларов. С учётом того, что на вооружении ЧФ ВМФ России находится 89 боевых кораблей и подводных лодок, для успешного разгрома украинским военным потребуется не менее 150-180 ракетных комплексов, причём, последним потребуется провести атаку практически одновременно, так как в течение последующих 10-15 минут, Россия нанесёт ответный удар.

Около 500-600 ракет, выпущенных по кораблям ВМФ России, находящимся в водах Чёрного моря, вполне могут нанести очень серьёзные потери Черноморскому флоту, однако, российские средства противовоздушной и противоракетной обороны также не следует недооценивать. Даже в случае попадания крылатой ракеты в боевой корабль, последний не будет мгновенно уничтожен, хотя и получит значительный ущерб, однако, с учётом наличия крылатых ракет, уже в последующие несколько минут по противнику будете нанесён гораздо более мощный удар.

Помимо прочего .аналитики обращают внимание на тот факт, что большинство кораблей Черноморского флота ВМФ России находятся за зоной поражения украинских крылатых ракет «Нептун», и в случае атаки они готовы будут мгновенно атаковать противника, в связи с чем, доводы украинских военных о готовности разгромить российский флот, являются скорее элементом пропаганды, нежели несут какую-либо серьёзную угрозу. Поделитесь этой новостью с друзьями:

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Крылатые ракеты: история вопроса

Специалисты НИИ вооружения ВМС Народной освободительной армии Китая (НОАК) отмечают, что развитие технологий КР стало возможным после появления в США, а затем и в СССР разработок в области создания компактных турбореактивных двигателей одноразового применения.

Советские специалисты создали надежнейший образец подобных силовых установок под обозначением “ТРДД-50БМ”. Двигатель позволяет запускать крылатые ракеты, которые оборудованы системой наведения по каналу ГЛОНАСС и оснащаются либо обычной фугасной боевой частью (БЧ) весом 450 кг, либо ядерной БЧ с мощностью 100 кТ в тротиловом эквиваленте.

Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ

В публикациях специализированного издания КНР “Корабельное знание” отмечается, что первыми разработку КР завершили американские специалисты. Они создали известную ракету берегового базирования BGM-109G “Томахок” (Tomahawk). Несколько позже советские конструкторы разработали целую серию КР морского (РК-55), воздушного (Х-55) и берегового (РК-55) базирования.

КР воздушного базирования Х-55

Технические особенности проектов

Создавая крылатые ракеты, советские конструкторы учитывали, прежде всего, максимальную длину (8,2 метра) и калибр (533 мм) основного торпедного аппарата (ТА). Советская КР РК-55 требовала 20 минут на подготовку к старту и имела дальность пуска 3000 км, что на 500 км больше, чем у американского “Tomahawk”.

В версии для ПЛ советскую РК можно запускать из подводного положения (глубина 30–60 м) и на скорости 5–7 узлов. Следует отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за процессом эволюции как советских/российских КР морского базирования, так и самих носителей – надводных кораблей и подводных лодок.

В начале 80-х гг. прошлого столетия специалисты “НПО машиностроения” на базе РК-55 создали двухступенчатую двухрежимную противокорабельную ракету (ПКР) 3М55(П-800) “Оникс”/”Яхонт” под калибр ТА 533 мм.

Противокорабельная ракета 3М55 “Яхонт”

Ракета имеет вес 2000 кг. Способна менять скорость полета с дозвуковой (0,8 МАХа) на сверхзвуковую (2,2 МАХа) на протяжении всего полета (200 км). На ее базе уже после распада СССР создана универсальная ПКР 3М-51 “Альфа”. После некоторой доработки пускового твердотопливного ускорителя ракета получила дальность 2300 км и новое обозначение 3М-54, а для экспорта создана версия 3М-54Э.

Для нужд ВМФ РФ выпускаются аналоги ракет серии “Клаб” под условным обозначением “Калибр”. Их вариантом является оперативно-тактическая ракета Р-500 комплекса “Искандер”. Ракета обладает дальностью пуска 500 км и создана, чтобы “обойти” условия соглашения по ограничению дальности пуска ракет средней и меньшей дальности.

Ракетный комплекс “Искандер”

ТОП 5

В соцсетях Севастополя сообщают о работе ПВО над бухтой

Как сейчас выглядит здание правительства Севастополя с выбитыми от взрыва стеклами

Что известно о ночной атаке ВСУ на Севастополь 22 марта

Три вида орехов лучше других помогают продлевать жизнь

В Севастополе уничтожено три беспилотника ВСУ – губернатор Развожаев

Показать все новости

Популярную кофейню в центре Севастополя решили снести

Что известно о ночной атаке ВСУ на Севастополь 22 марта

В Севастополе согласовали демонтаж и новое строительство в центре города

Два из трех украинских дронов в Севастополе уничтожили девушки-военные

Суд вырвал севастопольскую землю из рук иностранца

Показать все новости

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий