Тяжёлый танк «объект 770» – опережающий время

Особенности конструкции

Танк имел полностью литой корпус и башню. При этом максимальная толщина корпуса составляла 187 мм. Башня была ещё лучше забронирована. В лобовой проекции её толщина составляла 260 мм. Основное оружие танка, так же было новым, для советских тяжёлых танков. 122 мм пушка Д-25 и её модификации, по мнению конструкторов, уже не соответствовала требованиям времени и её должна была сменить 130 мм пушка М-65. Данное орудие имело двухплоскостной стабилизатор. Для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора.

Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Танк имел раздельное заряжание, а полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов и была механизирована. Правда это был ещё не автомат заряжания, механизм включал в себя только транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

Масса танка составила 55 тонн. Для уверенного перемещения столь тяжёлой машины на ней был установлен новейший дизельный двигатель водяного охлаждения ДТН-10, с турбонаддувом, мощностью 1000 л. с. Этот дизель имел 10 цилиндров, расположенных V-образно. Впервые двигатель на танк устанавливался не продольно, а поперечно. С этим силовым агрегатом советский тяж разгонялся по шоссе до максимальной скорости в 55 км/час.

Чертёж Объекта 770

Важной особенностью танка являлось удобство его управления. Теперь машина управлялась не традиционными рычагами, а штурвалом

Кроме этого машина могла развернуться на месте, вращая гусеницы в разных направлениях. Коробка передач у танка была автоматической!

Ходовая часть танка включала в себя по 6 крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией. Подвеска у танка была гидропневматическая, что обеспечивало высокую плавность хода.

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

Как уже упоминалось выше на испытаниях танк проявил себя очень хорошо, однако были выявлены и серьёзные проблемы. Эти проблемы были связаны с двигателем который сильно вибрировал. Но их планировали устранить, перенастроив дизель.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

Двигатель и трансмиссия

Разработкой силовой установки на «Объект 770» (танк) занимался коллектив конструкторов под руководством Чудакова. Им, в качестве исходного образца, было предложено использовать дизельный двигатель В-10. В результате на свет появился четырехтактный 10-ти цилиндровый агрегат ДТН-10 с двурядной компоновочной схемой.

Цилиндры располагались вертикально. Мотор имел водяную систему охлаждения и надув от компрессора, а располагался в передней части танка, перпендикулярно продольной оси. Мощность установки при 2500 тыс. оборотов в минуту в ходе испытания составила тысячу лошадиных сил.

История создания[править]

В мае 1945 г. конструкторским бюро “ЧК3” (СКБ-2) и Опытного завода № 100 (ОКБ) была поручена разработка эскизных проектов различных вариантов тяжелых танков мощного бронирования. Вариант тяжелого танка, создававшийся в СКБ-2 “ЧК3” под руководством Н.Л. Духова, имел индекс Объект 705. Изначально боевая масса танка должна была составить 100 т. Разработку эскизно-технического проекта этой боевой машины (ответственный – Г.В. Крученых) закончили в октябре 1946 г. Несмотря на то, что приказом №80 от 2 апреля 1946 г. масса разрабатываемых тяжелых танков ограничивалась 65 т, работа по танку Объект 705 (Объект 705А) продолжалась до 1948 г. После рассмотрения проекта в СКБ-2 приступили к выполнению технического проекта, срок представления которого на утверждение был определен 15 ноября 1947 г. Были скорректированы требования к машине с новым сроком представления технического проекта в августе 1948 г.

Сжатые сроки, установленные правительством, сложность решения ряда технических проблем и новшества, примененные в новых танках, продиктовали необходимость одновременного ведения работ как в Ленинграде, так и в Челябинске, при этом исходные моменты проектирования, разработка эскизных проектов машин, конструкции отдельных узлов, вся научно-исследовательская работа, изготовление и испытания основных узлов, механизмов и действующих макетов проводились ВНИИ-100 в Ленинграде. Разработка технических проектов машин, выпуск рабочих чертежей, их изготовление и испытания в целом осуществлялись “ЧКЗ”, куда была откомандирована значительная часть ведущих конструкторов и испытателей ВНИИ-100 (41 человек). В Челябинске в конструкторский коллектив влились ведущие сотрудники СКБ-2 ЧКЗ. Возглавил объединенный конструкторский коллектив и разработку нового тяжелого танка директор и главный конструктор ВНИИ-100 Ж.Я. Котин (одновременно он являлся и главным конструктором ЛКЗ).

За время проектирования в СКБ-2 “ЧКЗ” отработали вопросы установки мощной 152-мм танковой пушки М51, конструкцию ПКП (наряду с шестиступенчатой ПКП также предусматривалось использование ГМТ и электромеханической трансмиссии), бортовых редукторов, элементов ходовой части (торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы, направляющие колеса с механизмами натяжения, опорные катки с внутренней амортизацией). В связи с повышением уровня броневой защиты и использованием более мощного основного оружия запроектировали установку нового дизеля повышенной мощности ДМ-45 – 1800-2000 л.с., масса танка возросла до 100 т. Новый эскиз получил индекс Объект 705А. Кроме того, для танка создали конструкцию гидроприводов башни на основе узлов гидропередач больших габаритов, выпускаемых “ЧКЗ”. Однако при рассмотрении эскизно-технического проекта машины в 1948 г. эти гидроприводы одобрения не получили. Отмечалось, что разработкой гидропривода для установки вооружения, близкого по мощности и другим параметрам к приводу, необходимому для башни данного танка (но значительно меньших размеров), занимались специализированные организации, такие как завод №279 МАП и ЦКБ-34. В том же году с их разработками были ознакомлены представители ОГК филиала Опытного завода №100. Поэтому, чтобы избежать непроизводительных затрат времени сотрудников и загрузки оборудования “ЧКЗ” и “Опытного завода №100”, связанных с изготовлением и испытанием образцов несовершенного гидропривода с использованием муфт Дженни, заместитель начальника Главного управления танкового производства Н.В.Барыков предложил его дальнейшую разработку и выпуск для опытного тяжелого танка передать заводу №279 МАП и ЦКБ-34.

Однако проект танка Объект 705А так и не был завершен из-за необходимости доработки конструкции серийно выпускавшегося ИС-4 и проведения его дальнейшей модернизации. В октябре 1949 г., работы по машине были прекращены.

История создания

Данная машина разрабатывалась в самом конце 50-х годов, а точнее, в 1958 году. Разрабатывалась она в Челябинском КБ под руководством П. П. Исакова. Всего было построено 3 опытных экземпляра танка, один из которых до сих пор хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Один из Объектов 770 в Киеве

На испытаниях машина показала себя очень хорошо. Высокая проходимость, мощная, 130 мм пушка, прекрасная защищённость. У танка были все шансы встать на вооружение и стать одним из лучших танков в мире, по своей моще, соизмеримой с машинами конца 80-х.

Однако, тогдашнее руководство СССР, во главе с Хрущёвым, уже поставило крест на тяжёлых танках, и он так и не вышел из статуса опытной машины.

История создания Т-64

В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.

Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В  итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.

Как все начиналось

Во второй половине 20-го века обстановка между странами запада и СССР стала стремительно накаляться. Это противоборство известно всем как гонка вооружения, или Холодная война. Конфронтация заставляла постоянно совершенствовать военную технику, дабы быть готовым к отражению внезапного нападения.


тяжелой технике.

Разработкой занялся конструкторский коллектив ЧТЗ под руководством Павла Павловича Исакова. К тому времени руководитель проекта был известен созданием нового класса военной техники – БМП, а также участием в проектировании Т-10 и ряда других моделей. Конструктору помогал В. Д. Чудаков, которому было поручено создать оригинальную силовую установку.

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий