Боевая машина МТЛБ: технические характеристики вездехода
Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:
- высокий уровень надежности;
- высокая мощность;
- простое обслуживание;
- проходимость обеспечивается за счет гусеничного тракта.
- относительно небольшой вес;
- возможность проведения ремонтных работ вне бокса;
К сведению: помимо того, что вездеход числиться на вооружении в России, тягач приобретается десятками других государств по всему миру.
С момента запуска в серию МТЛБ был выпущен свыше девяти тысяч раз. На 2010 г. в ВС РФ находится порядка четырех тысяч машин разной модификации.Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных плит небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от стрелковых видов оружия. Тем не менее, это позволило сохранить вес у МТЛБ — 9,7 т.
ВЗЯТЬ ЗА РОГА
Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП. Через несколько секунд пушка двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.
Думаете, и там, в недрах боевой машины, теснота?
Сцепления нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад). А рулить я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют – это управление правым и левым курсовыми пулеметами.
Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.
БМП, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!
Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.
Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП послушно тормозит двигателем. Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.
И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП непролазных мест вообще не существует.
В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.
Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!
Технические характеристики
Специальная кабина полностью изолирована от внешнего шума и максимально сохраняет тепло внутри самого танка. Бронетранспортёр МТЛБ оборудован кузовом закрытого типа на одиннадцать пассажирских мест, а водительская кабина вмещает до двух человек. В рабочем состоянии общая масса агрегата составляет почти десять тысяч килограмм, но в эту цифру не входит возможное количество пассажиров. Максимальная скорость танка составляет 61 км/час на нормальной дороге, а на сухой грунтовке примерно тридцать километров.
Машина оснащена двумя отдельными входами и двумя люками для быстрой высадки и посадки солдат. Кабина и основная платформа вездехода хорошо отапливается, а в специальных моделях, предназначенных для дальних северных регионов, включены дополнительные тепловые установки.
Несмотря на все защитные комплектации, танк сохраняет широкий панорамный обзор на дорогу, благодаря которому оператор может вести машину в ночное время. Помимо двух основных фар, вездеход МТЛБ имеет специальную фару-искатель для хорошего видения в тёмное время суток. Благодаря новым мощным двигателям, автомобиль передвигается по воде со скоростью шесть километров в час и беспрепятственно преодолевает любые болота средней глубины.
Важно отметить, что, несмотря на все технические характеристики, машина не предназначена для наступательных операций и силовые установки крепятся исключительно в средствах самообороны! Общая длина вездехода составляет около 6500 мм, а ширина 2860 мм. Все органы управления танком находятся в непосредственной доступности для оператора, и любые операции осуществляются в течение нескольких секунд
Помимо основных механизмов передвижения, водитель может регулировать температуру на платформе и кабине, а также приводить в действие все дополнительные установки
Все органы управления танком находятся в непосредственной доступности для оператора, и любые операции осуществляются в течение нескольких секунд. Помимо основных механизмов передвижения, водитель может регулировать температуру на платформе и кабине, а также приводить в действие все дополнительные установки.
Двигатель и эксплуатация
Стандартные модели современного российского бронетранспортёра оснащены мотором ЯМЗ-238В. Мощность агрегата составляет 240 л.с, позволяя быстро передвигаться на труднопроходимых участках. Двигатель работает на дизеле и является продуктом Ярославского завода, который на сегодняшний день поставляет моторы для многих отечественных компаний. ЯМЗ-238В имеет v-образную форму и состоит из восьми цилиндров.
МТЛБ может использоваться для выравнивания грунта и перевозки грузов
Качественная комплектация агрегата позволяет передвигаться по болотам и мягкому зубчатому грунту. Дополнительно за проходимость вездехода отвечают увеличенные ленточные гусеницы, снижающие нагрузку на почву и увеличивающие предельную скорость, которая составляет 61 км/час. На каждые сто километров вам понадобится примерно 110 литров топлива в зависимости от сложности трассы.
Затрагивая вопрос эксплуатации, стоит отметить, что срок жизни вездеходов МТБЛ будет зависеть от нагрузок и регулярного ремонта
Согласно инструкции производителя владельцу необходимо ежедневно осуществлять проверку всех механизмов агрегата, включая технические характеристики, и уделять особое внимание частям, которые потенциально могут повредиться при пересечении водной местности. Также не стоит забывать о сезонных проверках и подготовке автомобиля к зимнему времени года, когда он требует особого бережного отношения
Корпус машины
Корпус транспортера сделан из стальных плит, которые не имеют большую плотность, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого получилось сохранить небольшую массу относительно других машин подобного класса – 9,7 тонны. С таким весом конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одно преимущество машины – это малое давление гусениц на поверхность, что повышает проходимость тягача. Корпус делится на зоны: управления, моторная, транспортно-грузовая и трансмиссионная. Для всех, находящихся на борту, обеспечены комфортные условия перевозки.
МТЛБ | Главная передача
Трансмиссия вездехода МТЛБ состоит из главной передачи, сцепления, карданного вала и бортовых передач. Главная передача МТЛБ служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для изменения скорости движения вездехода, а также для поворота транспортера.Главная передача МТЛБ двухпоточная, механическая, состоит из конической пары, коробки передач и двух планетарно-фрикционных механизмов поворота, смонтированных в одном картере.
Устройство МТЛБ
Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.
В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.
Сиденье механика -водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.
В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.
Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.
История
Первый гусеничный тягач был представлен в 1958 году, но окончательный модернизированный вариант выпустили только в 1960. Производством агрегата занялся Харьковский тракторный завод, который буквально за несколько лет стал одним из основных поставщиков тяжёлых машин. Например, ГТТ полностью вытеснил такие модели, как ЗИЛ-Э167 и многие другие.
Вездеход ГТГ прекрасно маневрирует даже на водной поверхности
Вскоре после презентации вездеход поступает на конвейерное производство и начинает использоваться в различных сферах. Правда, массовым выпуском автомобилей занялся уже Рубцовский машиностроительный завод, построенный в конце 50-х годов. Руководство СССР приняло решение перенести производство в Алтайский край по причине создания нового модернизированного завода, который на то время соответствовал всем современным требованиям.
Изначально гусеничный тягач поставлялся в очень маленьком количестве, и, например, за 1963 год выпустили всего 120 машин. Для сравнения уже в 1966 Рубцовский завод вышел на стабильный показатель 110 автомобилей в месяц. В 70-х годах на базе вездехода даже была разработана специальная лесосплавная машина, получившая широкое распространение на ВДНХ. В 1980 году массовым производством гусеничных тягачей также занялся Семипалатинский завод, которому удалось быстро выйти на показатель 700-800 вездеходов в год.
Если рассматривать современную историю автомобиля, то последний вездеход ГТТ новой серии был поставлен на конвейер в 2007 году. На сегодняшний день сохранилось немало агрегатов, как советского производства, так и российских модернизированных моделей.
Технические характеристики
Вездеход МТЛБ способен перевозить 11 человек личного состава, при этом в кабине может находиться три человека. Остальной коллектив располагался во фронтальном отсеке кузова с улучшенной шумовой изоляцией. Вход в транспортное средство осуществлялся через пару люков и две двери. При эксплуатации в зонах с холодным климатом, техника оборудовалась дополнительным обогревателем.
Комфортное управление в любое время суток обеспечивалось благодаря хорошей обзорности, а также наличию пары световых элементов с дополнительной фарой-искателем. В воде вездеход способен разгоняться до шести километров в час. В штатную комплектацию входил пулемет с механическим поворотом на башенке. Калибр оружия — 7,62 мм.
ЗРК «Стрела-10»
1. Назначение и устройство гусеничного движетеля, подвески и корпуса Ходовая часть транспортера состоит из гусеничного движителя и подвески.
Гусеничный движитель служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение транспортера. Гусеничный движитель состоит (рис.1) из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами и двенадцати опорных катков. Рис.1. Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ) Гусеницы с закрытым шарниром (рис 2).
Каждая новая гусеница состоит из 108 звеньев. Звено представляет собой фасонную штамповку. Звенья пятипроушинные, гребневые.
Звенья соединяются в гусеницу обрезиненными пальцами. Резиновые кольца пальцев служат для уплотнения шарниров от воздействия внешней среды, что улучшает ходовые качества гусеничных цепей.
Рис.2.
Гусеница с закрытым шарниром : 1 – звено; 2 – обрезиненный палец Ведущие колеса (рис. 3)
Технические характеристики
В зависимости от модели вездеход ГТТ оснащён дизельным двигателем с мощностью до 240 л.с. Например, стандартный ГТ-Т имеет шести цилиндровый мотор В-6А, чья мощность составляет 200 л.с. В среднем такой вездеход разгоняется до 45 км/час, а предельная скорость на плаву не превышает шесть километров в час. Грузоподъёмность агрегата составляет всего 2000 кг, а общая масса при полной комплектации 8200 кг. Стоит отметить, что силовые возможности ГТ-ТБУ 2007 года равняются 4000 кг, что является в два раза больше его предшественников. Модель ГТ-ТБ разгоняется до 55 км/час и имеет грузоподъёмность в 2500 кг.
Ходовая часть бронетранспортёра включает в себя 6 опорных катков, которые являются подвижной подставкой для общей платформы автомобиля. Ведущие колёса расположены в переднем блоке вездехода, а в заднем — направляющие. Тягач имеет качественную торсионную подвеску, которая отвечает за равномерное распределение нагрузки и не допускает внезапной поломки двигательных механизмов.
Коробка передач на автомобиле механическая и включает пять передач, не считая дополнительной установки, которая распложена в задней части конструкции и может развивать скорость максимум до семи километров в час. Дополнительно вездеход ГТТ имеет специальные поворотные механизмы, помогающие легко маневрировать при бездорожье. Система поворота работает следующим образом: идёт отключение одной гусеничной ленты, пока вторая продолжает сохранять баланс и автоматически поворачивать автомобиль в сторону. Стоит отметить, что благодаря оригинальному механизму поворота, вездеход ГТТ может крутиться на одном месте вокруг своей оси.
Вездеход ГТТ имеет высокие предельные температурные показател
Обращая внимание на визуальные характеристики, следует выделить качественный несущий корпус, который выполнен из металлической каркасной конструкции с дополнительным открытым кузовом. Для удобства эксплуатации вездеход ГТТ условно разделён на три зоны: кабину водителя, кузов и моторно-трансмиссионное отделение
Стоит отметить, что кузов не отделён от кабины, и его можно дополнительно закрыть при помощи специальных тканевых покрытий.
Боевой опыт
В сфере военных бытует мнение, что рассматриваемая техника обладает низким скоростным показателем и слабо защищена от вражеских атак, а также не отличается высокой огневой мощью. Эти выводы сделаны при сравнительном анализе вездехода МТЛБ с БТР и БМП. Следует учитывать, что указанная модификация только с одной стороны позиционируется, как аналог боевой машины пехоты. С другой стороны — это совсем иная категория армейского транспортного средства.
В отличие от бронетранспортеров, МТЛБ не предназначался для поддержки войск изначально, а проектировался как объект для перевозки грузов, буксировки артиллерийских орудий, шасси для установки разнообразных баз и для санитарных целей. Учитывая указанные требования, легкая бронезащищенность и пулемет Калашникова позиционируются не как недостаток, а как преимущество. По сравнению с колесными грузовиками, тягач оснащен гусеничным ходом, что значительно повышает его проходимость, а вооружение позволяет обеспечить безопасность экипажа в случае реального боя.
Транспортное средство не ориентировано на наступательные действия. Пулемет служит только в качестве оборонительного вооружения. Рассматриваемая машина участвовала в Афганском конфликте, опыт которого показал, что тягач способен не только защитить себя, но и боевые расчеты, за которыми машина закреплялась, как рабочая единица.
Техническое обслуживание легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача мт-лб (мт-л)
Снятие и установка топливного насоса высокого давления на двигатель Технологическая карта 5. Снятие и установка форсунок на двигатель Технологическая карта 6.
Регулировка привода управления двигателем Технологическая карта 7.
Регулировка привода управления коробкой передач Технологическая карта 8. Регулировка педали главного фрикциона и педали остановочного тормоза Технологическая карта 9. Регулировка остановочных тормозов.
7 Технологическая карта 20. Регулировка рычагов управления Технологическая карта 2. Регулировка свободного хода хвостовика поводковой коробки фрикциона механизма поворота Технологическая карта 22.
Регулировка фрикционов механизма поворота Технологическая карта 23. Регулировка зазора между роликом рычага тормоза механизма поворота и впадиной кулака Технологическая карта 24.
Регулировка приводов остановочных тормозов Технологическая карта 25. Регулировка натяжения гусениц Приложения:.
МТЛБу | Технические характеристики
Вездеход МТЛБу после модернизации получил новое усовершенствованное шасси с 7 катковой гусеницей, а также более мощный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. В результате, вездеход превзошел своего предшественника МТЛБ как по техническим характеристикам, так и по проходимости.
Ходовые характеристики, мощный двигатель, увеличенная грузоподъемность МТЛБу позволяют эксплуатировать вездеход на всей территории России, как в условиях бездорожья, так и в районах крайнего Севера и Сибири.
МТЛБу | Двигатель
Вездеход МТЛБу оснащен новым восьмицилиндровым, четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1 с системой турбонаддува, мощностью 300 л.с.
Отличительными чертами двигателя ЯМЗ-238Н-1 вездехода от предыдущих конструктивных версий являются серьезные конструкторские доработки: масляный картер глубокий с обечайкой, привод вентилятора без шкива и упругой муфты.
Универсальный солдат. Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Шасси МТ-ЛБ оказалось настолько удачным, что на его базе разместили около двух десятков различных образцов техники и вооружения, например: зенитный ракетный комплекс «Стрела 10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационную станцию (РЛС) разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машину радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот».
Дополнительно расширились возможности применения МТ-ЛБ в качестве многоцелевого шасси для размещения различного вооружения после разработки более вместительной модификации — МТ-ЛБу с удлиненной на один каток ходовой частью.
МТ-ЛБу стал рекодсменом по количеству размещенных на нем комплексов вооружения и военной техники — более пятидесяти! Это и командно-штабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и т.д. Серийное производство МТ-ЛБ началось в 1968 году на Харьковском тракторном заводе им.
Модификации
Универсальность вездехода позволяет модифицировать МТЛБу под различные цели и задачи от геологоразведки и перевозки грузов, до командно-штабных машин и буровых установок.
- МТ-ЛБу — базовый вариант.
- МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
- МТ-ЛБу-М — модифицированный вариант тягача с увеличенной кабиной.
- МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
- МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
- МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
- 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
- 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
- 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
- 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
- 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
- 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
- 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
- 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
- 1В13 — машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
- 1В14 — машина командира батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2a.
- 1В15 — машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.
- 1В16 — машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
- 1В12-3 «Машина-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
- 1В12М-3 «Фальцет-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
- 1В181 «Ринг-2» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины управления огнём артиллерии.
- 1В185 — унифицированная командно-наблюдательная машина.
- 1В186 — унифицированная командно-штабная машина.
- 1В197 — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
- 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
- 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
- КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
- ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
- МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
- МП21 — командно-штабная машина.
- МП22 — разведывательно-информационный центр армии.
- МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
- МП95 «Бета-4» — АСУВ.
- МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
- ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
- Р-149БМРг — командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
- Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
- Р-161БМ «Реквием» — модернизированная версия.
- Р-166-0,5Б — автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
- Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
- Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
- Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
- Р-378Б — автоматизированная станция помех.
- Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
- Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
- Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
- Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
- Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
- Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
- Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
- ТГМ — транспортная гусеничная машина.
МТЛБУ | Вездеход МТЛБУ | МТ-ЛБу
МТЛБУ | Вездеход МТЛБУ | МТ-ЛБу Технические характеристики, Купить, Цена МТЛБу — модернизированный транспортер МТЛБ легкий бронированный с универсальным корпусом.
В ходе модернизации МТЛБу получил новую 7 катковую ходовую часть, увеличенный корпус большой вместимости, а также новый двигатель мощностью 300 л.с., что значительно повысило грузоподъемность вездехода.
Универсальность вездехода МТЛБу позволяет устанавливать на базе 7 катковой шасси различного оборудования, лабораторий, буровых установок, а также для перевозки пассажиров и грузов. Вездеход МТ-ЛБу эксплуатируется в нефтегазовой отрасли, геологической разведке, как транспортное средство в условиях бездорожья и преодоления водных преград.
Бронетранспортер МТЛБу разрабатывался как универсальная платформа для установки вооружения и гаубиц советской армии.
В ходе испытаний выяснилось, что 6 катковая шасси МТЛБ не справляется с нагрузкой, а корпус слишком мал для установки тяжелого вооружения и ПВО.