Москалев Александр Сергеевич – авиаконструктор

Предисловие

Авиаконструктор Александр Сергеевич Москалёв. 1960 год

Многое достигнутое техникой уже не кажется нам удивительным

Даже новое, смелое завоевание техники лишь на время привлекает наше внимание. Большинство из нас давно перестало удивляться лучам Рентгена, радио Попова, телевидению, лазерной технике…

Волнение, с которым мы встречали сообщение о полете первого спутника Земли, восторг и ликование, вызванное подвигом Ю. Гагарина, достижение космонавтами Луны… сменилось уверенностью в могуществе человечества, в могуществе и замечательных возможностях советской и мировой науки и техники.

Ко многим чудесным изобретениям мы потеряли интерес, вспыхнувший при их появлении. Большинство из них стали обыденным явлением, или необходимостью нашей жизни. Мы далеко не всегда могли бы припомнить какие-либо подробности, связанные с новыми, даже великими для человечества, открытиями и изобретениями. Тем более, редко помним имена изобретателей, ученых и конструкторов, знаем об их жизни и судьбе, даже самых знаменитых. И совсем не знаем об именах, о жизни, творчестве и судьбе малоизвестных, даже таких, которые в свое время подарили человечеству ценные открытия и изобретения, новые прогрессивные конструкции аппаратов и машин. Некоторые из них даже не получили признания современников, хотя некоторые их работы и были использованы в дальнейшем совершенствовании техники более удачливыми и обычно известными конструкторами и учеными.

Несчастливый номер

Несмотря на неудачу, Москалев в своей работе над другим истребителем САМ-13 вновь решил соригинальничать: хвост заменил двухбалочной схемой («рамой»), в носу и сзади фюзеляжа установил два двигателя по принципу «тяни-толкай». Из-за скромных размеров машина получилась очень лёгкой и быстрой. Скорость на высоте 5 тысяч метров ожидалась в пределах 700 км/час, что по меркам 1940 года впечатляло. Вооружить конструкцию удалось лишь четырьмя пулемётами, зато очень скорострельными типа «УльтраШкас» (3000 выстрелов в минуту). В начале будущей войны САМ-13 мог стать хорошим перехватчиком, причём не только скоростным, но и довольно дешёвым в производстве. Однако и в этом случае недавно назначенный тогда на должность наркома Александр Яковлев лично «зарубил» проект. Официальные причины — слабое вооружение. Но, по мнению Москалёва, была и другая причина: только что принятые на вооружение истребители Як-1 имели меньшую скорость, чем САМ-13, и были гораздо тяжелее его. Зато на них стояла пушка, и этот аргумент оказался решающим. Жаловаться на Яковлева, бывшего тогда в фаворе у Сталина, Москалев не решился. Тринадцатый номер оказался несчастливым для очередного его детища. Между прочим, похожий по конструкции самолёт изобрели в те времена только в одной стране — Голландии. Это был тоже истребитель — «фоккер» D.XXIII, имевший гораздо более скромные данные по сравнению с «тринадцатым». В связи с захватом фашистами Нидерландов работы над необычным «фоккером» прекратились. В 1943 году к двухдвигательной схеме «тяни-толкай» обратились немцы, создав перехватчик «дорнье» Do-335, прозванный «Стрела». Он обладал хорошими скоростными показателями, но был выпущен ограниченной серией. Гитлеровцы предпочли ему ещё более быстрые реактивные самолёты.

Авиаконструктор — партизан?

У Александра Москалёва была награда, крайне редкая в среде конструкторов авиационной техники, — медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. За что же человек, ни дня не воевавший в тылу врага, был ею награждён? …Весной 1943 года гитлеровское командование в преддверии новой летней кампании решило «навести порядок» в своём тылу. К карательным операциям против партизан и местного населения были привлечены армейские части и полицаи. Люди бежали в леса, укрывались у народных мстителей. Из-за этого партизанские отряды потеряли мобильность, были вынуждены чаще вступать в бои, прикрывая мирных граждан. Особенно тяжёлая обстановка сложилась в Белоруссии, в районе Минска. Требовалась срочная помощь Центра. Для координации действий в тыл врага вылетел лично начальник Главного политического управления Красной армии Александр Щербаков. Это был человек, пользовавшийся большим доверием Сталина. Когда Щербаков доложил в Ставку свои соображения, Верховный пошёл навстречу — было решено усилить отряды партизан десантниками и тяжёлым вооружением, доставить им боеприпасы и медикаменты. Всё это было сделано с помощью 50 планеров АМ-14, которые за 25 суток по личному распоряжению Сталина изготовил авиазавод №499, располагавшийся в Тюменской области. Планеры могли садиться на небольшие площадки, подготовленные партизанами. Получив подкрепление, они вместе с десантниками отбили атаки карателей и переломили ситуацию в свою пользу. Одновременно потребовалось срочно вывезти Щербакова из тыла, так как, узнав о нем, немецкая разведка могла предпринять попытки взять в плен или уничтожить его. Однако на имевшуюся площадку транспортный самолёт Ли-2 смог бы сесть, У-2 тоже вряд ли справился бы с заданием. И тогда вновь выручил завод №499. Его опытный самолёт САМ-25 сумел приземлиться, взлететь с 40-метровой площадки и доставить Щербакова на Большую землю

Конструктор самолёта, один из разработчиков планера АМ-14 и руководитель авиазавода №499 в одном лице — Александр Москалев — за помощь народным мстителям и выполнение важного правительственного задания был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  7. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.
  8.  (недоступная ссылка). www.yak.ru (2003-2012). Дата обращения 3 апреля 2012.

Критика деятельности

А. С. Яковлев находился в особых доверительных отношениях с И. В. Сталиным. В своих мемуарах Яковлев приводит следующий диалог с ним:

Эти отношения после смерти И. В. Сталина вызвали нападки на Яковлева со стороны некоторых его коллег, пострадавших от репрессий. Так, например, конструктор Л. Кербер писал:

Следует отметить, что Кербер в данном случае явно ошибается, так как Туполев был арестован 21 октября 1937 года, а Яковлева стали вызывать в Кремль только в 1939 году; книги же Яковлев начал писать лишь в послевоенные годы. Поэтому доносы не могли быть «рассыпаны» на их страницах.

Яковлев понимал, что на должности заместителя наркома по опытному самолётостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов.

Так впоследствии и произошло. Утверждалось (ниже — подробнее), что Яковлев, опасаясь конкуренции, «свернул» некоторые возможно перспективные работы других авиаконструкторов, среди которых упоминаются СК-1 и СК-2 М. Р. Бисновата, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) Г. И. Бакшаева (1940 год) и так далее. Конструктор А. С. Москалёв в своих мемуарах ставит в вину Яковлеву прекращение работ над своими проектами сверхлёгкого истребителя САМ-13 (весна 1941 года) и сверхзвукового РМ-1 (1946).

Особенно часто в современных источниках утверждается «роковая» роль Яковлева в судьбе истребителей И-180, И-185 конструкции Н. Н. Поликарпова. Эта версия представляется сомнительной просто из-за несовпадения дат. Яковлев не мог быть ответственным за проблемы программы И-180 в 1939 году, поскольку в этот период он не имел никакого отношения к руководству авиационной промышленности СССР и занимал пост главного конструктора небольшого КБ завода № 115. Версия о противодействии Яковлева работам по И-185 также не находит документального подтверждения; более того, известно письмо Яковлева А. И. Шахурину от 4 марта 1943 года с рекомендацией срочно начать серийное производство этого самолёта:

Также следует отметить, что как заместитель наркома Яковлев занимался вопросами опытного самолётостроения, тогда как вопросами серийного производства ведали два других заместителя — П. В. Дементьев и П. А. Воронин.

Без сопровождения

Ещё в 1934-1935 годах он разработал истребитель сопровождения бомбардировщиков САМ-7 очень оригинальной конструкции. Это был двухместный бесхвостый самолёт с нехарактерным тогда стреловидным крылом. При сравнительно невысокой массе он обладал неплохим вооружением и феноменальной расчётной скоростью в 600 км/час. На тот момент САМ-7 по совокупности характеристик превосходил любой истребитель. Как нужны были такие машины для прикрытия наших бомбардировщиков, особенно в первый год войны! Но… Истребители Москалёва создавались одновременно с бесхвостым бомбардировщиком К-12, разработанным Константином Калининым. Эти машины, выполненные по схеме «летающее крыло», тоже обладали рядом уникальных особенностей. После непростых испытаний их собирались принять на вооружение, но неожиданно авиаконструктор Калинин был арестован и в 1938 году расстрелян. Вместе с закрытием проекта калининских бомбардировщиков отказались и от москалевских истребителей. Одной из причин стало то, что лётчики опасались летать на столь необычных машинах, невзирая на их высокие боевые качества. Приходилось переучиваться, приспосабливаться к непривычным образцам, а это нравилось далеко не всем. Ну а Сталин к мнению своих «соколов» тогда прислушивался.

Биография

Семья

Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве, в семье служащего. Русский. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка.
Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

Жена – Медникова Екатерина Матвеевна.
Младший сын – Яковлев Александр Александрович (дочь – Яковлева Екатерина Александровна).
Старший сын – Яковлев Сергей Александрович (у него двое сыновей от разных жён).

Карьера

В 1919—1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Яковлев выпустил свой первый самолёт АИР-1. С тех пор 12 мая 1927 года, день первого полета АИР-1, считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева.

В 1924 — 1927 годах Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда ВВИА имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в — 1956 годах был главным конструктором. Член ВКП(б) с 1938 года.

С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию:

С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:

  • лёгкие самолёты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
  • истребители Великой Отечественной войны
  • первые советские реактивные истребители и перехватчики
  • десантные планеры и вертолёты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
  • семейство сверхзвуковых самолётов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
  • первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлёта и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
  • реактивные пассажирские самолёты
  • беспилотные летательные аппараты

Генерал-полковник авиации (с 1984; с 1946 по 1951 — генерал-полковник инженерно-технической службы, с 1951 по 1984 — генерал-полковник инженерно-авиационной службы). Академик АН СССР (; член корреспондент с 1943 года).

С 1934 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тысяч самолётов «Як», в том числе более 40 тысяч самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.

Скончался 22 августа года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 11).

Награды и премии

  • дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957)
  • десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
  • орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
  • два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
  • орден Суворова I степени (16.9.1945)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта.
  • Сталинская премия первой степени () — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени () — за создание нового типа боевого самолёта
  • Ленинская премия ()
  • Государственная премия СССР ()
  • орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий