Особенности конструкции новой боевой машины пехоты Т-15
Бронированная машина создавалась целиком и полностью на гусеничной базе танка Т-14 «Армата». Вес нового боевого транспортного средства составляет 48 тонн, что больше даже веса основного российского танка Т-90. Для сравнения вес БМП-1 и БМП-2 составлял всего 12 и 14 тонн соответственно. Американская БМП М2 «Бредли» весила почти в два раза меньше, около 22-27 тонн в зависимости от модификации машины. Обзор силовой установки, позволяет говорить о том, несмотря на такой внушительный вес, российская БМП способна развить скорость до 70 км/ч. Мощность двигателя и высота клиренса обеспечивает машине высокую маневренность для машин своего класса.
Маневренность машины и движение обеспечивается двигателем, расположенным в носовой части прочного бронированного корпуса. Задняя часть корпуса оборудована для транспортировки пехотного подразделения. Предполагается, что в пассажирском отсеке смогут свободно разместиться 7-9 бойцов с полной боевой выкладкой.
Отдельного внимания заслуживает башня боевой машины. Это уже не привычная в нашем понимании башня с местом для заряжающего и командира, а боевой автоматизированный модуль «Эпоха». Управление всем комплексом оборудования и вооружением, установленным в модуле, осуществляется дистанционно. Новый модуль является дальнейшим развитием боевого модуля «Бумеранг», которым оснащались БМП «Курганец 25» и БТР нового поколения. Такое решение стало результатом реализации требования военного руководства сделать все боевые модули унифицированными. Боевые модули устанавливаются на всю новую бронированную технику, поступающую в войска.
Боевой модуль «Эпоха» представляет собой артиллерийскую платформу для 30 мм автоматической пушки. Рядом с пушкой 2А42 установлен танковый пулемет Калашникова ПКТ. Кроме пулеметно-артиллерийского вооружения на модуле установлены 4 пусковые установки ПТРК «Корнет-ЭМ». Если артиллерийское орудие и пулемет считается противопехотным видом вооружения, то противотанковые комплексы делают из новой боевой машины эффективное противотанковое средство. В ходе длительных полевых испытаний было принято решение устанавливать на новые БМП модули, оснащенные ПТУР «Атака» и несущие 57 мм автоматической пушкой. Новое орудие будет способно успешно поражать легкобронированную технику, включая образцы, стоящие на вооружении западных армий.
На новейшей БМП имеется композитная броня, расположенная в иной, чем у танка Т-14, компоновке. Основную работу по защите транспортного средства выполняет установленная система активной защиты «Афганит», благодаря которой бронированный корпус транспортного средства защищен от снарядов и ракет противника. Автоматизированная система не только выявляет противотанковые ракеты противника при подлете к машине, но и сбивает их. При условии, что вражеские ракеты преодолели защитный рубеж активной защиты, в дело вступает система двуслойного бронирования «Малахит». Обе системы обеспечивают БМП Т-15 надежный рубеж обороны, прежде чем удар примет основной броневой корпус.
Изучая историю боевых действий в Сирии, делая обзор потерь правительственной армии от огня повстанцев, можно утверждать, что новая БМП появилась вовремя. Мощная, хорошо бронированная машина, вооруженная разноплановыми видами оружия, способна успешно действовать в новых боевых условиях. Машина способна обеспечить быструю доставку подразделений пехоты в определенное место и создать на данном участке достаточно плотную и интенсивную огневую поддержку.
Для городских условий БМП Т-15 представляется идеальной машиной. Не хуже будет себя чувствовать этот стальной монстр и в полевых условиях. Обладая броней танка, хорошей скоростью и мощным вооружением, новая машина может не только быстро и успешно подавить огневые точки противника, но и прорвать укрепленную линию обороны.
Следует отметить, что новой российской разработкой заинтересовались не только потенциальные противники. Российская БМП Т-15 пришлась по душе индийский военным. Задумывается о приобретении новейших боевых машин пехоты армия Ирака, Кувейта, Таиланда и Пакистана. При доработке проекта в соответствии с экспортными условиями, Россия может успешно конкурировать в данном сегменте с американцами, которые продолжают поставлять своим БМП М2 «Бредли» в десятки других армий. Стоимость машины в несколько раз меньше стоимости боевого танка. По уровню огневой мощи и другим техническим параметрам, данный вид бронированной техники может свободно решать задачи, свойственные танковым частям.
Конструкция Т-14
В танке предусмотрена классическая компоновка основных элементов, когда силовая установка (моторно-трансмиссионный отсек) размещена в задней, кормовой части машины. Спереди располагается отделение управления с местами для экипажа, приборами и устройствами для управления. Боевой отсек находится в центре. Здесь размещена башня, отсек с боекомплектом и устройство для автоматического заряжания.
Платформа, силовая установка и подвеска
Основой танка является гусеничная платформа-трансформер тяжелой категории «Армата». Эта разработка «Уралвагонзавода» может использоваться в других типах тяжелой бронетехники. Универсальность обеспечивается модульной конструкцией, когда элементы можно переносить в различные зоны, изменяя компоновку.
Силовая установка оснащена дизельным Х-образным двигателем типа А-85-3А (12Н360) производства ЧТЗ. Он имеет 12 цилиндров. Мощность может изменяться в диапазоне 1100-1600 л. с. Достигается удельная мощность 31 л. с. на каждую тонну массы. Важная особенность – быстрота замены двигателя, что необходимо в боевых условиях. Для такой операции достаточно 30 минут.
В танке Т-14 применена подвеска активного типа. Она базируется на семи катках, установленных на лопастных амортизирующих элементах. Амортизаторы снабжены дифференциальным поворотным механизмом с гидрообъемным усилителем. Специальные датчики позволяют выявлять неровности местности и подавать сигнал на вертикальное перемещение катков. Активный принцип подвески устраняет сильное раскачивание машины при перемещении по неровностям, что значительно ускоряет захват цели электронной наводящей системой. По сравнению с прежними танками время захвата цели сокращается в 2,3 раза, а время поражения уменьшается почти в 1,5 раза.
Ходовая часть включает автоматическую коробку передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Предусмотрено по восемь передач в переднем и заднем направлении (всего 16 передач). Запас хода обеспечивается вместительными топливными баками усовершенствованной конструкции. Они спрятаны под броню и имеют экран от кумулятивного поражения, при этом сами прикрывают двигатель, усиливая его защищенность. Выхлопные трубы расположены так, что выводимые газы нарушают видимость танка в инфракрасном спектре.
Платформа снабжена электронной системой информации и контроля. Она сигнализирует о появлении неполадок в двигателе и ходовых узлах, необходимости проведения ремонта, проводит диагностику нарушений.
Бронирование
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны её происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
Критика
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типаAPDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) М791 25-мм пушки М242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Литература
Аэротранспортабельный плавающий бронетранспортер воздушно-десантных войск. Создан в КБ ВгТЗ на базе боевой машины десанта БМД-1 в рамках программы по повышению ее транспортных возможностей. Принят на вооружение в 1974 году. Серийное производство на ВгТЗ с 1974 года.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ: БТР-Д – общая компоновка БМД-1 сохранена без изменений. Корпус удлинен, в ходовую часть добавлен шестой опорный каток, отсутствует башня с вооружением. Размещение курсовых пулеметов и амбразур для стрельбы из личного оружия десанта -как у БМД-1. Установлена система запуска дымовых гранат 902В “Туча”. Во второй половине 80-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 “Пламя”, устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса.
БТР-РД (1979 г.) – противотанковый вариант. На крыше корпуса установлен ПУ комплекса 9П135М для ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 “Фагот”. Боекомплект 4 ПТУР.
БТР-ЗД (1984 г.) – зенитный вариант с дополнительным размещением шести ПЗРК “Стрела-3” или с установкой на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете.
Бронетранспортеры БТР-Д поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. В каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь 69 машин этого типа. В противотанковой батарее воздушно-десантного полка – 6 БТР-РД. На базе БТР-Д были созданы CAO 2C9 “Нона”, машина управления артиллерии 1В119 “Реостат”, командно-штабная машина КШМ-Д , бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, санитарный бронетранспортер, а также станция пуска и управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом типа “Шмель” (комплекс воздушного наблюдения местности “Малахит”).
На экспорт БТР-Д не поставлялся. Использовался Советской Армией в Афганистане, российскими миротворческими силами в Южной Осетии и Абхазии, российскими контингентами Международных сил по поддержанию мира в Боснии (IFOR) и Косово (KFOR). БТР-Д и машины на его базе применяются Российской Армией в Чечне.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-Д БОЕВАЯ МАССА, т: 8. ЭКИПАЖ, чел.: 3. ДЕСАНТ, чел.: 10. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5883, ширина-2630, высота- 1650…2000, клиренс-100…450. ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм, 4 дымовых гранатомета системы 902В “Туча”. БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов. БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное. ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у БМД-1. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять обрезиненных одинарных поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 60, на плаву – 10. ЗАПАС ХОДА, км: 500. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 32, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 0,7. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.
Начало моторизации
К началу ХХ века механизация применялась лишь в военно-дорожном строительстве, где главным подрядчиком выступало МПС. Первые самоходные паровые катки поступили в МПС ещё во второй половине XIX века. К 1990 году их поставляли Simeon & Porter, Aveling & Porter, Fowler, Marshall, «Альбарэ». Затем парк пополнился машинами Механических заводов «Ф. Сан Галли», Брянского машиностроительного завода, варшавской фирмы «Братья Гейслер, Окольский и Пачкэ», Коломенского машиностроительного завода, Механического и чугунолитейного завода «А. Вечерек» в Белостоке и Воткинского казённого завода. Параллельно артиллерийские части русской армии активно снабжали паровыми рутьерами и тракторами.
Как только автомобили стали неотъемлемым техническим средством вооружённых сил, колёсную технику начали привлекать и в инженерном деле. Во время III Международной автомобильной выставки в мае 1910 г. Главное инженерное управление Русской императорской армии испытало на шоссе между Петербургом и Москвой 16 грузовых автомобилей и 2 трактора с прицепными тележками. Выводы комиссии по использованию механического транспорта для перевозки тяжёлых грузов были положительными. Однако масштабное оснащение инженерных частей автомобилями началось лишь в 1914 г., и использовались они в основном для перевозки стройматериалов.
К 1917 г. в части моторизации войск и машинизации Российская армия выглядела вполне достойно среди ведущих держав. Более того, в Первой мировой войне инженерные части Австро-Венгрии и Германии на фоне оснащения Антанты выглядели более чем скромно.
Новое оборудование
На форуме «Армия-2020» БМП-2М с «Бережком» экспонировалась с установленным комплектом дополнительной защиты. На ней были смонтированы решетчатые экраны и навесная броня, разработанные в НИИ стали. Они защищают корпус машины от пуль крупнокалиберных пулеметов и позволяют отражать попадание гранат из РПГ-7. Вес такого комплекта составляет около одной тонны. Устанавливать и демонтировать его можно силами экипажа.
Новый дизель УТД-23 с турбонаддувом на треть сильнее установленного на версии до модернизации. Его мощность достигает 400 л.с. Гидроамортизаторы повышенной энергоёмкости и усиленные опорные катки позволяют справиться с возросшей массой лучше защищенной БМП-2М. Резинометаллические гусеницы служат дольше и меньше вредят дорогам.
Обновлена и аппаратура связи. Машины получат современную цифровую радиостанцию Р-168 «Акведук» с увеличенной дальностью и улучшенным качеством связи
Важной особенностью станет возможность подключения БМП к современным автоматизированным системам управления боевыми действиями
Контракт на БМП-2М с БМ «Бережок» лишь часть масштабных работ по обновлению Сухопутных войск. В декабре прошлого года было заявлено о намерении поставить в 2022 году в Сухопутные войска, ВДВ и береговые силы 565 единиц бронетехники. В их числе более трехсот танков, БМП и бронетранспортеров. В ближайшее время планируется довести количество современной и модернизированной техники в Сухопутных войсках до 70%. По данным военного ведомства в 2022 году этот показатель составлял 50%.
Операторы
- Россия:
- Сухопутные войска России — 8000 БМП-1, из них 7000 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
- Азербайджан:
- Армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ангола — 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Армения:
- Россия:
- Армия Армении — 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- МВД Армении — 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Болгария — 80 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Венгрия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Греция — 401 БМП-1, по состоянию на 2012 год[
- Грузия — 25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год
- ДР Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год
- Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ирак — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
- Кот-д Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Куба — около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Польша — 1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Сирия — до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год
- Словакия — 162 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Судан — 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в1993 году
- Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Туркмения — 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Украина — 994 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
- Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Чехия — 166 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год
Поплавки
Если ГАЗ-46 был окрещён «малым автомобилем водоплавающим», значит, должен был существовать и «большой». И действительно, такой автомобиль был. Аналог тяжёлой американской амфибии DUKW-353 был разработан ведущим довоенным специалистом горьковского автозавода по полноприводникам Виталием Грачёвым в период его работы на Днепропетровском автомобильном заводе. Первоначально проект имел обозначение ДАЗ-485. В июле 1951 г. Грачёва перевели на ЗИС, где и осуществилась материализация проекта. Амфибия, созданная на агрегатной базе ЗИС-151, закономерно была переименована в ЗИС-485, или «БАВ» – большой автомобиль водоплавающий. Он служил для перевозки грузов массой до 2,5 т и мог не только передвигаться по пересеченной местности, но и с ходу форсировать небольшие реки, озёра и прочие водные преграды, доставляя до 3,5 т грузов при волнении до 4 баллов. С 1958 г. тяжёлая амфибия обновила агрегатную базу. На платформе ЗИЛ-157 выпускали «земноводный» ЗИЛ-458А, или БАВ-А. Однако век этих машин оказался недолгим. С освоением надёжных гусеничных траков и расширения ареала применения автомобилей-амфибий с 1960-х армия пополняется более практичными гусеничными машинами. Среди них гусеничный плавающий транспортёр ПТГ К-61 и гусеничные вездеходы ГТ-Т и ГТ-С (ГАЗ-47). Сейчас в армии широко используют плавающие вездеходы ГАЗ-34037 (развитие ГТ-СМ), МТ-ЛБ, транспортёры ПТС и ПТС-2.
Состав модуля «Бережок»
Комплекс «Бережок» состоит из (в скобках указан боевой комплект):
Вооружение:
- 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 снарядов
- 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 в кормовой части башни (300 выстрелов)
- 7,62 мм пулемет ПКТ (2 000 патронов)
- Управляемое вооружение (4 ПТРК «Корнет»)
СУО:
- модернизированный прицел наводчика (комбинированный с визирным, тепловизионным, лазерным дальномерным каналами и каналом управления УР)
- прицел командира (панорамный с телевизионным и дальномерным каналами)
- баллистический вычислитель с новой системой датчиков
- двухплоскостной стабилизатор вооружения
- пульт управления командира
- пульт управления наводчика
- блок автоматики
- Р-168-25У-2 или «Акведук» с засекреченной связью, с повышенной защитой к перехвату и дешифровке
- автомат сопровождения целей
Эх, дороги!
В середине 1930-х после специальных испытаний для инженерных частей были отобраны различные образцы дорожных и строительных машин. В 1937–1938 гг. опыт их эксплуатации в воинских подразделениях позволил принять на вооружение модифицированную для армии спецтехнику: тяжёлый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжёлый разборный риппер (рыхлитель), а также мощный спецгрейдер СПГ и колёсный автогрейдер с кирковщиком.
Одними из первых в инженерных частях появились передвижные зарядно-осветительные электростанции АЭС-1 (в 1930 г., мощность 3 кВт на шасси Ford AA) и АЭС-3 (в 1935 г., мощность 15 кВт на шасси ГАЗ-АА). Начались поставки водоочистительных станций АСФ-500, буровых установок АВБ-100 (на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6), полевых авиаремонтных мастерских ПАРМ-1 и походных мастерских инженерных войск АПРИМ. Трёхосные ЗИС-6 послужили основой для автокранов АКЭ, АК-3 и АКМ заводов им. Январского восстания и «Красный металлист», автомобильных электростанций АЭС-4 и самоходных компрессорных станций СКС-36 для питания передвижных пневматических молотов и береговых сваебоев.
Всё большее распространение получали зенитные прожекторные установки (станции). На шасси ЗИС-5 выпускали прожекторную станцию О-15-3, на шасси ЗИС-6 – прожекторную станцию ПО-15-8. С 1938 по 1942 г. для установки зенитной прожекторной установки З-15-14 получили распространение длиннобазные ЗИС-12 с низкими бортами.
Однако основными средствами механизации работ до Великой Отечественной войны в инженерных частях оставались гусеничные и колёсные тракторы. Причём до первой половины 1930-х основу парка в народном хозяйстве и Красной Армии составляли иностранные машины. В период 1922–1930 гг. в СССР было ввезено свыше 60 тыс. тракторов, тогда как на всех заводах выпущено не более 17 тыс. С освоением производства гусеничных тракторов доля отечественной техники значительно перевесила импорт.
Наш БМП вперёд летит
Перед тем как остановиться на подробностях проводимой модернизации, рассмотрим тему бронетехники сухопутных войск в широком аспекте. Выпуск бронемашин на колёсной базе начался в нашей стране накануне Первой мировой войны, а в этом году мы отмечали столетие отечественного танкостроения. Победа в Великой Отечественной войне, 75-летие которой праздновалось в этом году, досталась дорогой ценой. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945-го наши войска потеряли 83.500 единиц бронетехники, при выпуске 105.251 танка и САУ, — это самые большие показатели среди стран-участниц Второй мировой войны.
В послевоенное время Советский Союз уверенно сохранял мировое лидерство по производству танков, но долгое время отставал от Запада в выпуске бронетранспортёров. Компенсировать это отставание решили качественно. Отечественный военно-промышленный комплекс первым создал новый класс бронемашин — боевую машину пехоты. БМП-1 приняли на вооружение в 1965 году. Она, как и бронетранспортёр, тоже перевозила пехотинцев внутри бронекорпуса, но отличалась более мощным вооружением и лучшей защищённостью.
Фото из архива БМП-1 приняли на вооружение в 1965 году.
Правда, после появления следующих поколений боеприпасов, защищённость несколько снизилась, но, как показал опыт локальных конфликтов, БМП-1/2 выдерживают выстрелы из подствольных гранатомётов, пулемётов и автоматов калибра 7,62 мм, а также защищают от осколков противопехотных мин, ручных гранат и мин миномётов калибра до 100 мм.
Советский Союз выпустил более 20 тысяч БМП-1 и несколько тысяч БМП-2, что в целом сравнимо с производством танков. Сегодня наша армия обладает близким числом БМП/БМД и танков в строевых частях и на базах хранения. Тема их взаимодействия на поле боя сохраняет актуальность, как и 55 лет тому назад, когда войска только начинали получать боевые машины пехоты.
Фото БМП Т-15
Похожее
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
СПМ – специальная гусеничная пожарная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки
БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина
РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина
“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
You have no rights to post comments
Концепция и перспективы применения[ | ]
БМП Т-15 является боевой машиной сетецентрической войны, то есть способна передавать данные по обнаруженным целям для уничтожения другим машинам тактического звена и в свою очередь принимать от них задания на уничтожение целей адекватных вооружению БМП. Практическая реализация такого сценария производится через единую систему управления тактического звена.
Система предназначена для ведения манёвренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.
Противотанковый комплекс спроектирован для поражения современных танков с комплексами активной защиты.
БМП имеет ярко выраженную поддержку работы в режиме системы ПВО ближнего боя с акцентом на уничтожение БПЛА и противотанковых вертолётов класса Apache. По заявлению разработчиков БМП Т-15 будет иметь пусковое устройство для БПЛА для разведки целей и исследования окружащей обстановки.
История[править]
В марте 2018 г. несколько источников в российском оборонно-промышленном комплексе заявили о модернизации советских БМП-1, до сих пор стоящие на вооружении российской армии и Росгвардии, новыми боевыми модулями. Для испытаний было закуплено около 20 боевых модулей БТР-82 с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Такое оружие является более современным, чем изначально стоявшее на БМП-1 орудие 2А82 “Гром”. Новый модуль может применяться против легкобронированной техники и низколетящих целей – вертолетов и даже беспилотников. Решение модернизировать БМП-1 связанно с тем, что эта неприхотливая в эксплуатации техника после улучшения боевых возможностей могла бы эффективно применяться в боевых действиях. По заявлениям российского ОПК, первая партия модернизированных БМП-1 поступит на вооружение Сухопутных войск уже летом 2018 г. После завершения предварительных испытаний модернизированной боевой машины пехоты БМП-1, проект получил шифр “Басурманин”.
В августе 2018 г. госкорпорация “Ростех” представила на форуме “Армия-2018” модернизированную боевую машину пехоты БМП-1АМ “Басурманин”. На выставке была показана модель боевой машины и БМП демонстрировалась на полигоне Алабино во время динамического показа. Машина получила новый комплекс вооружений, современную электронику системы наведения, автомат сопровождения цели и тепловизор, а также более мощную силовую установку, что привело к существенному улучшению ее боевых характеристик. Подвижность машины улучшена за счет установки нового двигателя, также улучшена плавучесть и водоходность машины за счет установки водоизмещающих крыльев. Обновления проходили на “Уралвагонзаводе”, входящим в Ростех.
В рамках проекта “Басурманин” летом 2018 г. на полигоне 38-го НИИИ бронетанковой техники (Кубинка Московской области) проходили климатические и электромагнитные испытания БМП-1 с новым боевым блоком. Осенью завершились испытания на аэротранспортабельность машины. Поставки в войска модернизированных машин запланировали на 2019 г.
На Международном военно-техническом форуме (МВТФ) “Армия-2020” впервые среди образцов, находящихся на вооружении сухопутных войск Российской армии, была продемонстрирована БМП-1АМ “Басурманин”.