M1167 HMMWV TOW Самоходный противотанковый ракетный комплек

Противотанковый ракетный комплекс TOW

BGM-71 ТOW

(сокр. от англ.Tube-launchedOptically-trackedWire-guided ) — американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), разработанный фирмой Hughes Aircraft и принятый на вооружение армии США в 1970 году. Наведение ракеты командное, полуавтоматическое, осуществляется оператором, управление производится по проводам (в последней модификации — по радиоканалу). Один из самых распространённых ПТРК в мире.

Стоит на вооружении Армии США и корпуса морской пехоты, являясь основным противотанковым управляемым оружием ВС США, ряда стран Европы, Израиля и других государств. ПТУР может запускаться с переносной пусковой установки (ПУ) или с пусковых установок различных автомобилей и бронетехники, таких как M1046 HMMWV, БМП «Брэдли», специализированных самоходных ПУ M901 ITV и многих других, а также вертолётов: американских АН-1 «Кобра», британских Lynx

и ряда других.

Выпущено более 700 тыс. ракет. В 1999—2007 годах на экспорт поставлено более 1000 ПТУР. Для поражения танка такой ракетой не надо ни облучать саму цель, ни измерять дальность. Максимальная дальность пуска ракеты — 3750 метров, Наведение ПТУРа производится с помощью обычного электронно-оптического прицела. Центральная марка наводится на цель, производится пуск, после чего до попадания ракеты в цель оператор удерживает марку на цели.

Все варианты серийно производящихся TOW используют полуавтоматическое наведение с обратной связью по трассеру. В прицельном устройстве есть так называемый координатор. Его задача — определять отклонение трассера — ксеноновой лампы, установленной в корме ракеты. В зависимости от знака и величины отклонения система наведения генерирует команды на рулевое устройство ракеты. Команды управления передаются по тонким проводам. Катушка с микропроводом также расположена в кормовой части ракеты. Некоторые варианты (TOW-2B Aero RF, TOW-2A RF, TOW BB RF) вместо проводов для передачи команд используют радиоканал.

Читайте Ракетный катер ВМС Украины открыл огонь по контрабандистам.

Для отсеивания помех координатор отслеживает только модулированное по фиксированной частоте инфракрасное излучение трассера. С разработкой TOW-2 для возможности одновременной стрельбы с близко расположенных ПУ и увеличения помехозащищённости частота стала переменной и случайно меняющейся во время полёта ракеты. Также в TOW-2 был введён дополнительный трассер, генерирующий тепло в результате реакции бора и титана. Частота его излучения модулируется с помощью механической шторки. Длинноволновое ИК излучение теплового трассера отслеживается тепловизионным прицелом (AN/TAS-4A), что обеспечивает возможность наведения в плохих погодных условиях и при задымлённости. При наличии помех переключение на управление с помощью тепловизионного прицела выполняется автоматически. Помимо координатора и трассера в процессе управления также участвуют датчики в направляющем механизме ПУ и гироскоп в ракете. Скорость полёта ракеты дозвуковая, 250-260 м/с. Боевая часть — у TOW/ITOW кумулятивная и кумулятивная тандемная у TOW-2A — на специальном штыре впереди ракеты выдвинут небольшой заряд, который инициирует элемент динамической защиты цели. Основная кумулятивная часть калибра 152 мм, масса боевой части — 6,12 кг, обеспечивает пробивание стальной монолитной брони толщиной 850-900 мм за динамической защитой. Боевая часть TOW-2B включает в себя два заряда с танталовой облицовкой, формирующих ударные ядра. Масса каждой из них — 635 г. TOW BB использует фугасную 2,8 кг боевую часть.

Уничтожение САУ «Гвоздика» из ПТРК

А вот и еще один эпизод противостояния ПТУРа и Т-72

Модификации TOW.

Ракета ПТРК TOW-2А – модернизированный вариант TOW-2. TOW-2A оснащена боевой частью (БЧ) тандемной конструкции, что позволяет ей поражать цели, защищенные реактивной броней. Расчет траектории полета обновленной модификации ракеты проводится с помощью нового алгоритма, разработанного Hughes Aircraft.

TOW-2А эффективно пробивает композиционную, стальную, реактивную броню. Это происходит за счет применения дополнительного кумулятивного заряда вместе с основным. Основной заряд весит 5,806 кг. Диаметр телескопического наконечника БЧ составляет около 50 мм. Примерно в 30 см от него находится дополнительный заряд, весящий 300 грамм. При столкновении с броней реактивный заряд подрывается. Полученная струя газа и расплавленного металла пробивает ВВ реактивной брони. Основную броню пробивает основной заряд.

Ракета TOW-2В является модификацией TOW-2А, внешне очень схожей с ней. Управляется через провода при помощи полуавтоматической системы. БЧ TOW-2B оснащена двумя зарядами, которые подрываются одновременно, поражая цель сверху, где танковый корпус наиболее уязвим. Взрыватели срабатывают в определенный момент пролета над целью. Ракета идет по отлогой траектории над прицельной линией. Принцип поражения цели носит название «ударного ядра».

В TOW-2B установлены магнитометрические и оптические датчики. В системах наведения изменено математическое обеспечение. Это обеспечивает совместимость ракеты с действующими пусковыми установками и оборудованием, обеспечивающим полет по заданной траектории. Двигатели у старой и новой версий ракеты одинаковы. Схожи системы наведения и передачи команд через провода.

Дистанционный взрыватель разрабатывали компании Fairchild и Honeywell, а производство поручили компании Aerojet.

В новой системе наведения отказались от проводной передачи команд. Была проведена разработка системы наведения по работающему в миллиметровом волновом диапазоне радио лучу. Устранение проводов из системы наведения сняло ограничения, которые накладывал механизм разматывания их с катушки. Это позволило увеличить скорость полета ракеты, его дальность, и ускорение при разгоне. Первое успешное испытание ракеты, наводимой по лучу, прошло в 1988 г.

Совершенствование комплекса продолжается и сейчас. Цель разработок – повысить пробивную эффективность ракеты, снизить громоздкость комплекса и количество оборудования в его составе.

Особенности конструкции M142 HIMARS

В состав системы залпового огня HIMARS входят:

  • боевая машина М142;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
  • средства управления огнем.

Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Двигатель — дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров — 6. Запас топлива — 56 галлонов, запас хода — 480 км. Трансмиссия — Allison автоматическая, семискоростная. Подвеска — параболическая с листовыми рессорами. Дорожный просвет — 564мм. Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м. Расчет боевой машины — 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.

Артиллерийская часть не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может быть осуществлена всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM 164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы отстрелянные ТПК заменяются снаряженными. ТПК снаряжаются реактивными снарядами и герметизируются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры весят 2270 кг и включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10–12 об/мин при выстреле. Пуск снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.

Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины М270А1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины М142. Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы (т.е. элементы и блоки, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24. Тактика применения и обучение как для РСЗО MLRS.

Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль (6Х6) с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров. На машине и прицепе перевозятся по два ТПК.

Боевая машина может транспортироваться транспортным самолетом С-130 Hercules. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. БМ М142 обладает высокой мобильностью и после залпа способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.

Общая информация[править]

Причиной создания TOW стало активное развитие в СССР бронетанковых войск и появление танков с многослойной бронёй (Т-64, Т-72). Для их поражения требовалось мощное оружие, намного более мощное, чем ручные гранатомёты и ПТРК «Дракон». Новый ракетный комплекс, разработанный компанией Hughes Aircraft, имел дальность стрельбы в 4 километра и колоссальную разрушительную мощь (масса боеголовки — 10 кг против 2,5 у «Дракона»). Комплекс получился довольно громоздким, и поэтому вариант на пехотном треножном станке получил сравнительно малое распространение. TOW оснащались и оснащаются, в первую очередь, джипы и вертолёты; он стал основным вооружением американской БМП «Брэдли».

Как следует из названия, система управления ракетой — по проводам. Длинный тонкий медный провод при выстреле тянется за ракетой; задача оператора — с помощью джойстика корректировать её траекторию. Такая система весьма эффективна при стрельбе по движущимся целям, но считается небезопасной по причине неподвижности оператора на время полёта.

В настоящее время TOW наряду с MILAN, HOT и ERYX является наиболее распространённым противотанковым ракетным комплексом армии США и других странах НАТО. Планы полного перевооружения их «Джавелином» даже не обсуждались ввиду чрезмерно высокой стоимости последнего. К тому же огромные запасы ракет TOW продержат этот комплекс на вооружении ещё по меньшей мере 20 лет. В Израиле имевшиеся на вооружении ПТРК успешно модернизировали, оснастив лазерной системой наведения.

Противотанковый ракетный комплекс TOW

BGM-71 ТOW

(сокр. от англ.Tube-launchedOptically-trackedWire-guided ) — американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), разработанный фирмой Hughes Aircraft и принятый на вооружение армии США в 1970 году. Наведение ракеты командное, полуавтоматическое, осуществляется оператором, управление производится по проводам (в последней модификации — по радиоканалу). Один из самых распространённых ПТРК в мире.

Стоит на вооружении Армии США и корпуса морской пехоты, являясь основным противотанковым управляемым оружием ВС США, ряда стран Европы, Израиля и других государств. ПТУР может запускаться с переносной пусковой установки (ПУ) или с пусковых установок различных автомобилей и бронетехники, таких как M1046 HMMWV, БМП «Брэдли», специализированных самоходных ПУ M901 ITV и многих других, а также вертолётов: американских АН-1 «Кобра», британских Lynx

и ряда других.

Выпущено более 700 тыс. ракет. В 1999—2007 годах на экспорт поставлено более 1000 ПТУР. Для поражения танка такой ракетой не надо ни облучать саму цель, ни измерять дальность. Максимальная дальность пуска ракеты — 3750 метров, Наведение ПТУРа производится с помощью обычного электронно-оптического прицела. Центральная марка наводится на цель, производится пуск, после чего до попадания ракеты в цель оператор удерживает марку на цели.

Все варианты серийно производящихся TOW используют полуавтоматическое наведение с обратной связью по трассеру. В прицельном устройстве есть так называемый координатор. Его задача — определять отклонение трассера — ксеноновой лампы, установленной в корме ракеты. В зависимости от знака и величины отклонения система наведения генерирует команды на рулевое устройство ракеты. Команды управления передаются по тонким проводам. Катушка с микропроводом также расположена в кормовой части ракеты. Некоторые варианты (TOW-2B Aero RF, TOW-2A RF, TOW BB RF) вместо проводов для передачи команд используют радиоканал.

Читайте Российские самолеты красиво работают над Евфратом

Для отсеивания помех координатор отслеживает только модулированное по фиксированной частоте инфракрасное излучение трассера. С разработкой TOW-2 для возможности одновременной стрельбы с близко расположенных ПУ и увеличения помехозащищённости частота стала переменной и случайно меняющейся во время полёта ракеты. Также в TOW-2 был введён дополнительный трассер, генерирующий тепло в результате реакции бора и титана. Частота его излучения модулируется с помощью механической шторки. Длинноволновое ИК излучение теплового трассера отслеживается тепловизионным прицелом (AN/TAS-4A), что обеспечивает возможность наведения в плохих погодных условиях и при задымлённости. При наличии помех переключение на управление с помощью тепловизионного прицела выполняется автоматически. Помимо координатора и трассера в процессе управления также участвуют датчики в направляющем механизме ПУ и гироскоп в ракете. Скорость полёта ракеты дозвуковая, 250-260 м/с. Боевая часть — у TOW/ITOW кумулятивная и кумулятивная тандемная у TOW-2A — на специальном штыре впереди ракеты выдвинут небольшой заряд, который инициирует элемент динамической защиты цели. Основная кумулятивная часть калибра 152 мм, масса боевой части — 6,12 кг, обеспечивает пробивание стальной монолитной брони толщиной 850-900 мм за динамической защитой. Боевая часть TOW-2B включает в себя два заряда с танталовой облицовкой, формирующих ударные ядра. Масса каждой из них — 635 г. TOW BB использует фугасную 2,8 кг боевую часть.

Уничтожение САУ «Гвоздика» из ПТРК

А вот и еще один эпизод противостояния ПТУРа и Т-72

Параметры ПТРК BGM-71 TOW.

Основные особенности ПТРК — запуск из трубы; оптическое наведение; управление по проводам.

В составе комплекса находятся станок, оборудование наведения и управления, пусковая установка. Стрельба происходит из одноразового контейнера либо с многоразовой пусковой установки.

Сама ракета имеет простую форму и короткий конусовидный нос, обеспечивающие стандартные аэродинамические показатели. В хвостовой и средней части находятся четыре подпружиненных закрылка, раскрывающиеся после запуска. Назначение – стабилизация полета ракеты.

Общая длина установки – 2210 мм. Диаметр самой ракеты – 127 мм (TOW-2 – 152 мм), длина — мм (TOW-2 — 1450). Ширина крыльев – 450 мм.

В зависимости от модификации бронебойность составляет – 600-1200 мм, дальнобойность – 3-5 тыс. м. Установка выпускает 2 ракеты/мин. Скорость ракет всех модификаций – 300 м/с.

Страны-эксплуатанты[править]

Выберите страну или прокрутите колесико мыши

Различные варианты ракет.

  • Аргентина — 3 HMMWV с 18 TOW-2A, на 2012 год.
  • Бахрейн — 15 ПТРК BGM-71A TOW в Армии Бахрейна и некоторое количество в ВВС на 2012 год.
  • Ботсвана — боевые машины (БМ) V-150 TOW и 6 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Великобритания — некоторое количество ПТРК TOW, на 2010 год.
  • Вьетнам
  • Германия — 128 авиадесантируемых БМ Wiesel c TOW, часть из них в Афганистане и 6 БМ в Косово, по состоянию на 2012 год.
  • Греция — 290 M901 и 70 ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Дания — 20 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Египет — 52 БМ M901 и 700 переносных ПТРК TOW-2, на 2012 год.
  • Израиль — 300 ПТРК TOW-2A/TOW-2B (в том числе БМ Ramta (M113)), на 2010 год.
  • Иран — ПТРК Toophan, на 2010 год.
  • Испания — 74 БМ TOW и 126 ПТРК TOW в Армии Испании и 24 ПТРК TOW-2 в корпусе морской пехоты, на 2012 год.
  • Италия — 295 ПТРК I-TOW, на 2010 год.
  • Иордания — 70 БМ M901 и 320 ПТРК TOW/TOW-2A в Армии Иордании и 2 эскадрильи AH-1F Cobra (25 вертолётов) с ПТРК TOW в ВВС, на 2012 год. По другим данным в ВВС Иордании имеется 22 вертолётов AH-1S и 9 AH-1F на январь 2010 года.
  • Йемен — 12 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Камерун — 24 ПТРК TOW на джипах, на 2012 год.
  • Канада — 33 БМ LAV-TOW и 35 ПТРК TOW-2A/ITAS, на 2012 год.
  • Кения — эскадрилья Hughes 500MD Scout Defender с TOW (11 вертолётов), на 2012 год.
  • Колумбия — 8 бронеавтомобилей M8 (носителей ПТРК TOW), 8 самоходных и 10 переносных ПУ, на 2012 год.
  • Кувейт — 66 HMMWV TOW, 8 БМ M901 и 44 ПТРК TOW-2, на 2012 год.
  • Ливан — 12 ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Люксембург — 6 ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Марокко — 80 БМ M901 и 150 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Норвегия
  • ОАЭ — 25 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Оман — 8 БМ VBL и 18 переносных ПТРК TOW/TOW-2A, на 2012 год.

Боевая машина «Визель» с ПТРК TOW.

  • Пакистан — БМ M901, 10500 переносных ПТРК HJ-8/TOW и 25 вертолётов AH-1F Cobra с TOW, на 2012 год. Более 3300 ракет TOW-2A с радиокомандным наведением закуплено в 2006 году.
  • Португалия — 95 ПТРК TOW, в том числе на 18 M113 и 4 M901, на 2012 год.
  • Саудовская Аравия — 400 БМП M2 Breadly с 2 ПТУР TOW, 200 БМ VСС-1 I-TOW и 950 переносных ПТРК TOW-2A в сухопутных войсках и 116 переносных TOW-2A (2000 ПТУР) в национальной гвардии, на 2012 год.
  • Эсватини
  • Сомали
  • Швейцария — 110 БМ MOWAG Piranha с TOW-2, на 2012 год.
  • Швеция — ПТРК Rb55 (шведское название TOW) в сухопутных войсках, 17 вертолётов HKP-9A с ПТРК Rb55H в ВВС, на 2010 год.
  • Таиланд — более 18 БМ M-901A5 с TOW в сухопутных войсках и 24 HMMWV TOW и переносные ПУ TOW в корпусе морской пехоты, на 2012 год.
  • Китайская Республика (Тайвань) — 1000 ПТРК TOW (переносных и в составе БМ), на 2012 год.
  • Тунис — 35 БМ M901 ITV и 55 переносных ПТРК TOW, на 2012 год.
  • Турция — 365 БМ с TOW и 48 переносных TOW в подразделениях на Кипре, на 2012 год.
  • США — 1379 HMMWV TOW и 626 M901 в Армии США, 95 LAV-TOW и 1083 переносных ПТРК TOW в корпусе морской пехоты, на 2012 год.
  • Финляндия — 100 переносных ПТРК типов TOW-2 и SPIKE на 2012 год.
  • Чили
  • Чад
  • Эфиопия
  • Южная Корея — переносные ПТРК TOW-2A, на 2012 год.
  • Япония

Разработка ПТРК.

Контракты на разработку получили компании Martin Marietta, McDonnel, Hughes Aircraft. Конкурс выиграла компания Hughes Aircraft, и в период 1963-1968 гг. вела разработки комплекса. Разрабатывали параллельно два варианта установки – для наземной стрельбы и стрельбы с воздуха.

В 1968 был заключен первый контракт на серийное изготовление установки, и в 1970 г. она появилась на вооружении американских сухопутных войск. Боевой дебют новой установки состоялся во Вьетнаме, во время войны. Установленный на вертолете TOW уничтожил гаубицу, грузовик и 4 танка с расстояния 2700 метров. Эта проверка доказала боевую эффективность комплекса, и положила начало его использованию на протяжении последующих десятилетий. Установка предназначается для поражения разнообразных целей, включая фортификационные сооружения.

Наряду с таким достоинством, как бронебойность, комплекс имеет и недостатки. Основной – невозможность вести обстрел при отсутствии прямой видимости.

Комплекс не единожды дорабатывали и совершенствовали. С каждым десятилетием он приобретал все более совершенные и эффективные формы. В 1986 г. появились TOW-2А TOW-2В, нашедшие активное применение во время Персидского конфликта в 1991 г.

Orders and deliveries

In August 2005, Kuwait requested the sale of 436 (292 TOW 2A, 144 TOW 2B) TOW missiles.

In September 2006, the US Army placed the first production contract, with five one-year options, for the new wireless version of the TOW 2B RF missile.

In October 2007, the US Congress was notified of the proposed sale of 2,000 TOW 2A missiles to Pakistan and 2,000 TOW 2A missiles to Israel.

In November 2007, Canada placed an order for 462 TOW 2A RF bunker buster missiles, the first export order for this missile variant.

In January 2008, Kuwait requested the sale of 2,106 TOW 2A RF and 1,404 TOW 2B RF missiles.

“The TOW missile system has been in service since 1970 and more than 700,000 TOW weapon systems were delivered to the US Army and allied military forces as of August 2019.”

In September 2008, Egypt requested the sale of 6,900 TOW 2A missiles to replace its ageing inventory.

In July 2010, the US Government placed a $55m contract with Raytheon to deliver TOW missiles to Saudi Arabia under a foreign military sales agreement.

Raytheon Technical Services received a $77.9m contract in March 2012 to deliver logistics and engineering support for subsystems and related equipment of the US Army TOW missiles.

In October 2012, Raytheon was awarded a $349m five-year contract to deliver 6,676 new wireless TOW missiles to the US military.

Saudi Arabia signed two foreign military sale (FMS) agreements with the US Defense Security Cooperation Agency (DSCA) in December 2013. The first FMS, worth $170m, covers 750 BGM-71 2B TOW missiles, seven Fly-to-Buy TOW2B missiles, 1,000 BGM-71 2A TOW missiles, seven Fly-to-Buy TOW2A missiles, and the support equipment.

The second FMS, worth $900m, covers 9,650 BGM-71 2A TOW RF missiles, 4,145 BGM-71 2B TOW Aero RF missiles, 91 TOW-2A Fly-to-Buy missiles, 49 TOW-2B Fly-to-Buy missiles, and the associated equipment.

An international customer signed an FMS agreement worth $750m with the US Government for the TOW 2 missile systems in April 2014.

In June 2014, Raytheon and Thales signed a 27-month development and five-year production agreement to upgrade the TOW missiles.

Jordan signed an agreement with the US for the supply of TOW missiles in May 2016. The US State Department cleared the sale of TOW 2A missiles and technical support to Morocco in December 2016. The company won a $21m contract from the US Army to develop a new propulsion system for the TOW missile in October 2018.

In May 2019, the company received a $101m three-year contract modification to deliver additional TOW missile systems to the US Army.

In September 2019, the US Administration approved the request ofMoroccofor the sale of 2,401 BGM-71-4B TOW 2A RFmissiles and 28 BGM–71–4B–RF, and 400 M220A2 TOW Launchers and/or 400 M41 Improved Target Acquisition System (ITAS) launchers. The $776m deal also includes the sale of missile support equipment and training.

Общая информация[править]

Причиной создания TOW стало активное развитие в СССР бронетанковых войск и появление танков с многослойной бронёй (Т-64, Т-72). Для их поражения требовалось мощное оружие, намного более мощное, чем ручные гранатомёты и ПТРК «Дракон». Новый ракетный комплекс, разработанный компанией Hughes Aircraft, имел дальность стрельбы в 4 километра и колоссальную разрушительную мощь (масса боеголовки — 10 кг против 2,5 у «Дракона»). Комплекс получился довольно громоздким, и поэтому вариант на пехотном треножном станке получил сравнительно малое распространение. TOW оснащались и оснащаются, в первую очередь, джипы и вертолёты; он стал основным вооружением американской БМП «Брэдли».

Как следует из названия, система управления ракетой — по проводам. Длинный тонкий медный провод при выстреле тянется за ракетой; задача оператора — с помощью джойстика корректировать её траекторию. Такая система весьма эффективна при стрельбе по движущимся целям, но считается небезопасной по причине неподвижности оператора на время полёта.

В настоящее время TOW наряду с MILAN, HOT и ERYX является наиболее распространённым противотанковым ракетным комплексом армии США и других странах НАТО. Планы полного перевооружения их «Джавелином» даже не обсуждались ввиду чрезмерно высокой стоимости последнего. К тому же огромные запасы ракет TOW продержат этот комплекс на вооружении ещё по меньшей мере 20 лет. В Израиле имевшиеся на вооружении ПТРК успешно модернизировали, оснастив лазерной системой наведения.

технологии

TOW может быть развернут с различных платформ: штативов, транспортных средств и вертолетов. В базовой версии TOW используется с пусковой системой M220 . По сути, он состоит из кронштейна для штатива , блока оптического сопровождения цели, локационного устройства и блока питания. С 1976 года компания Texas Instruments представила прибор ночного видения ТАС-4 , который можно было прикрепить к прибору цели. С 1998 по 2003 год армия США закупила 709 единиц системы управления улучшенной системой обнаружения целей TOW (TOW ITAS), разработанной Raytheon . Он имеет встроенный прибор ночного видения, лазерный дальномер и улучшенный компьютер управления огнем. TOW ITAS используется на транспортных средства типа HMMWV и наземный жгут.

Армированная стекловолокном пусковая и транспортная труба с ракетой может быть размещена на верхнем креплении рядом с блоком сопровождения цели. После того, как стрелок прицелился в цель, он нажимает на спусковой крючок и включает как генератор мощности управляемой ракеты, так и пусковой двигатель, который выбрасывает управляемую ракету из ствола. На дальности от 10 до 12 м маршевый двигатель с низким уровнем дыма зажигается и разгоняет управляемую ракету до 278–320 м / с. Твердотопливный ракетный двигатель поставляются по орбитальным АКА . По истечении времени горения от 1,6 до 2,0 секунд он сгорает, и управляемая ракета продолжает лететь без двигателя. Чтобы пролететь всю дальность полета 3750 м, управляемой ракете требуется чуть менее 20 секунд. Конечная скорость на этом этапе все еще составляет около 200 м / с. В полете управляемая ракета разматывает два провода, по которым принимает команды управления. TOW работает по системе рулевого управления SACLOS (полуавтоматическое командное рулевое управление). Здесь, устройство слежения отслеживает ракету через заднюю смонтированной Xenon — инфракрасные излучатели. Команды наведения рассчитываются в блоке сопровождения цели и передаются на управляемую ракету по проводной связи. Во время полета, стрелок нужно только , чтобы держать цель в перекрестье прицела . Версия TOW-2B самостоятельно меняет курс на последнем этапе полета и садится над целью. Две направленные вниз боеголовки EFP взрываются с помощью лазера и магнитного датчика (так называемая атака сверху ). При таком профиле атаки боеголовки должны пробивать только тонкую броню крыши основного боевого танка. Вы также можете сражаться с целями, которые находятся в укрытии.

Противотанковый ракетный комплекс TOW

BGM-71 ТOW

(сокр. от англ.Tube-launchedOptically-trackedWire-guided ) — американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), разработанный фирмой Hughes Aircraft и принятый на вооружение армии США в 1970 году. Наведение ракеты командное, полуавтоматическое, осуществляется оператором, управление производится по проводам (в последней модификации — по радиоканалу). Один из самых распространённых ПТРК в мире.

Стоит на вооружении Армии США и корпуса морской пехоты, являясь основным противотанковым управляемым оружием ВС США, ряда стран Европы, Израиля и других государств. ПТУР может запускаться с переносной пусковой установки (ПУ) или с пусковых установок различных автомобилей и бронетехники, таких как M1046 HMMWV, БМП «Брэдли», специализированных самоходных ПУ M901 ITV и многих других, а также вертолётов: американских АН-1 «Кобра», британских Lynx

и ряда других.

Выпущено более 700 тыс. ракет. В 1999—2007 годах на экспорт поставлено более 1000 ПТУР. Для поражения танка такой ракетой не надо ни облучать саму цель, ни измерять дальность. Максимальная дальность пуска ракеты — 3750 метров, Наведение ПТУРа производится с помощью обычного электронно-оптического прицела. Центральная марка наводится на цель, производится пуск, после чего до попадания ракеты в цель оператор удерживает марку на цели.

Все варианты серийно производящихся TOW используют полуавтоматическое наведение с обратной связью по трассеру. В прицельном устройстве есть так называемый координатор. Его задача — определять отклонение трассера — ксеноновой лампы, установленной в корме ракеты. В зависимости от знака и величины отклонения система наведения генерирует команды на рулевое устройство ракеты. Команды управления передаются по тонким проводам. Катушка с микропроводом также расположена в кормовой части ракеты. Некоторые варианты (TOW-2B Aero RF, TOW-2A RF, TOW BB RF) вместо проводов для передачи команд используют радиоканал.

Читайте США испытали средства РЭБ на союзниках. Всё плохо.

Для отсеивания помех координатор отслеживает только модулированное по фиксированной частоте инфракрасное излучение трассера. С разработкой TOW-2 для возможности одновременной стрельбы с близко расположенных ПУ и увеличения помехозащищённости частота стала переменной и случайно меняющейся во время полёта ракеты. Также в TOW-2 был введён дополнительный трассер, генерирующий тепло в результате реакции бора и титана. Частота его излучения модулируется с помощью механической шторки. Длинноволновое ИК излучение теплового трассера отслеживается тепловизионным прицелом (AN/TAS-4A), что обеспечивает возможность наведения в плохих погодных условиях и при задымлённости. При наличии помех переключение на управление с помощью тепловизионного прицела выполняется автоматически. Помимо координатора и трассера в процессе управления также участвуют датчики в направляющем механизме ПУ и гироскоп в ракете. Скорость полёта ракеты дозвуковая, 250-260 м/с. Боевая часть — у TOW/ITOW кумулятивная и кумулятивная тандемная у TOW-2A — на специальном штыре впереди ракеты выдвинут небольшой заряд, который инициирует элемент динамической защиты цели. Основная кумулятивная часть калибра 152 мм, масса боевой части — 6,12 кг, обеспечивает пробивание стальной монолитной брони толщиной 850-900 мм за динамической защитой. Боевая часть TOW-2B включает в себя два заряда с танталовой облицовкой, формирующих ударные ядра. Масса каждой из них — 635 г. TOW BB использует фугасную 2,8 кг боевую часть.

Уничтожение САУ «Гвоздика» из ПТРК

А вот и еще один эпизод противостояния ПТУРа и Т-72

Боевое применение M142 HIMARS

На второй день операции Моштарак, крупнейшей с начала военных действий в Афганистане в 2001 году наступательной операции ISAF, начавшаяся в ночь с 12 на 13 февраля 2010 года в провинции Гильменд в южном Афганистане, две американские ракеты, запущенные с пусковых установок HIMARS, попали в дом рядом с городом Марджа, при этом погибло 12 мирных жителей. ISAF приостановили использование HIMARS до полного изучения инцидента. Британский офицер позже сказал, что ракеты попали в цель, что цель использовалась талибами, и применение системы было возобновлено. В сообщениях указывается, что гибель мирных жителей произошла из-за использования талибами живых щитов. Силам ISAF не было известно о присутствии гражданских лиц в этом месте.

В ночь с 7 на 8 февраля 2018 года подразделения ВС США, входящие в состав международной коалиции, в ходе боестолкновения под Хашамом в сирийской провинции Дейр-эз-Зор нанесли ракетно-бомбовые удары и применили HIMARS против батальонной группы сирийских проправительственных сил.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий