Ла-350 Буря – изделие 350

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Краткое техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней. Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М ≈ 3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр) и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Технические характеристики ракеты
ХарактеристикаПервая ступеньМаршевая ступень
Длина ступени, м18,918
Диаметр корпуса, м1,602,20
Размах крыла, м7,746
Площадь крыла, м²60
Взлётная масса, кг2 × 27 00040 860
Сухая масса, кг2 × 400013 000
Двигатель2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс2 × 68 4007650
Компоненты топливаокислитель —азотная кислота,горючее — аминыкеросин
Крейсерская скорость,число М3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км8500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла.
Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

Умение правильно прицелиться

Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,53 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40110 м ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.

Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.

После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 2030 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.

Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздухземля»

описание

Рисунок трещины

Буря представляла собой двухступенчатую ракету. Первую ступень образовали два ускорителя с жидкостными ракетными двигателями. Вторая ступень – собственно крылатая ракета – состояла из ПВРД , астроинерциальной навигационной системы и боевой части. Крылатая ракета находилась между ускорителями. Он имел треугольное крыло с размахом крыла 7,75 м. Первая ступень зажигалась в течение примерно 70 секунд, в результате чего ракета разгонялась до 17,5-18 км и разгонялась примерно до 2,85-2,9 Маха. Затем был запущен ПВРД, крылатая ракета была отключена и полет к месту назначения был осуществлен отдельно.

Начало разработки

Основная заслуга в производстве межконтинентальных ракетах принадлежит гениальному конструктору и разработчику Сергею Королеву. Именно его бюро поручили создать оружие, способное на тысячи километров переносит ядерный заряд и попадать в цель с точностью в +- 500 метров. Но также Совет Министров постановил вести разработки и в другом, параллельном направлении.

Работа была поручена ОКБ-301, руководителем проекта назначили Н.С. Чернякова. Произошло это в 1954-ом году. Были заданы требуемые технические характеристики, установлены сроки создания и выпуска первого опытного образца. Также для выполнения работ, которые не могли выполнить специалисты 301-го были привлечены другие конструкторские организации. Сформировалась рабочая команда, устаканился ориентировочный план.

Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С. Черняков

Спустя несколько месяцев был готов первый эскиз, который получил одобрение у начальства. Следующие три года заняло воплощение задумок в жизнь. Так как Черняков и его команды были первопроходцами в этой области(до этого не существовало работающих моделей межконтинентальных крылатых ракет, разве что на бумаге), то, естественно, они столкнулись с рядом вопросов, на которые никто не мог дать ответа.

Многое пришлось решать только методом проб и ошибок. Понятно, что такой подход существенно замедлял процесс. Ободряло только одно — у конкурентов, у Королева и его сотрудника, дела обстояли не лучше.

1. История создания[1]

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3.2 −3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года, лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр, первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 на полигоне Капустин Яр.

Между тем, ещё в 1957 года успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

  • сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД);
  • автоматическая астронавигационная система управления полётом;
  • механическая обработка и сварка титановых сплавов.

Почему системой ПВО сложно поразить наземную цель

Одно из серьезных отличий ПВО от ракетных комплексов для поражения наземных целей — система наведения. Для стрельбы ракетами комплекса С-300 и С-400 вводятся координаты наземной цели и высота взрыва. Однако данные задаются не самой ракете, а станции наведения. В результате радиолокатор подсветки и наводки передает ракете определенные команды в режиме реального времени для выполнения тех или иных действий. В частности, по команде радиолокатора происходит подрыв боевой части.

Из всего вышесказанного следует, что удар по наземным целям возможен только при условии, что ракета вплоть до самого поражения цели будет находиться в зоне радиовидимости. Потому дальность стрельбы не превышает 25-30 км, не смотря на то, что сама ракета может преодолевать гораздо большие расстояния. Соответственно, в движущиеся наземные цели такая ракета попасть вообще не может.

Ракета вплоть до поражения цели должна оставаться в зоне радиовидимости

Надо сказать, что дальность поражения зависит также от расположения высоты антенны радиолокаторы и высоты подрыва боевой части. При этом, чем ниже высота подрыва, тем выше мощность поражения и, соответственно, меньше дальность стрельбы. Но, в любом случае, дорогостоящая система ПВО при ударах по наземным целям оказывается в зоне поражения артиллерией противника.

История создания[1]

В 1954 г Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).Работы по первому направлению поручались ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне НПО им. С. А. Лавочкина), а главным конструктором — Н. С. ЧерняковДвигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. ИсаеваПрямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с максимальной скоростью 3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года, лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр, первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря на полигоне Капустин Яр.Между тем, ещё в 1957 г. успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 г. было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

  • сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД);
  • автоматическая астронавигационная система управления полётом;
  • механическая обработка и сварка титановых сплавов.

Ракету «Буря» можно считать отдалённым (и очень приблизительным) прототипом многоразового транспортного космического корабля «Буран», созданного в СССР спустя три десятилетия.

definition – БУРЯ РАКЕТА

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Буря (ракета)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Ракета «Буря»

Буря (изделие «350», В-350, Ла-350) — первая в мире крылатая сверхзвуковая двухступенчатая ракета, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в КБ Лавочкина С. А..

История создания

В 1954 г Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).Работы по первому направлению поручались ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне НПО им. С. А. Лавочкина), а главным конструктором — Н. С. ЧерняковДвигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. ИсаеваПрямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8 000 км), на высотах до 25 км, с максимальной скоростью 3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовый вес ракеты 95 т, вес маршевой ступени 33 т, вес полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года, лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр, первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря на полигоне Капустин Яр.Между тем, ещё в 1957 г. успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 г. было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

  • сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД);
  • автоматическая астронавигационная система управления полётом;
  • механическая обработка и сварка титановых сплавов.

Ракету «Буря» можно считать отдалённым (и очень приблизительным) прототипом многоразового транспортного космического корабля «Буран», созданного в СССР спустя три десятилетия.

Краткое техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней.Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД.Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Файл:Схема-буря.gif

Технические характеристики ракеты
ХарактеристикаПервая ступеньМаршевая ступень
Длина ступени, м18,918
Диаметр корпуса, м1,602,20
Размах крыла, м7,746
Площадь крыла, м²60
Взлётная масса, кг2 × 27 00040 860
Сухая масса, кг2 × 4 00013 000
Двигатель2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс2 × 68 4007 650
Компоненты топливаОкислитель —азотная кислота.Горючее — аминыКеросин
Крейсерская скорость, число М3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км8 500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жароупорного кварцевого стекла.Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

Это незавершённая статья о ракетной / ракетно-космической технике или космическом аппарате. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Краткое техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней.Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД.Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.

Файл:Схема-буря.gif

Технические характеристики ракеты
ХарактеристикаПервая ступеньМаршевая ступень
Длина ступени, м18,918
Диаметр корпуса, м1,602,20
Размах крыла, м7,746
Площадь крыла, м²60
Взлётная масса, кг2 × 27 00040 860
Сухая масса, кг2 × 4 00013 000
Двигатель2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс2 × 68 4007 650
Компоненты топливаОкислитель —азотная кислота.Горючее — аминыКеросин
Крейсерская скорость, число М3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км8 500

Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жароупорного кварцевого стекла.Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

Аналогии

Было два проекта с похожими целями – советский М-40 « Буран» и американский SM-64 « Навахо» . Buran и Navaho, однако, имели более высокий собственный вес и, следовательно, большую взлетную массу, чем Burja (Navaho 135 т, Buran до 175 т, Burja 95 т) и несколько меньшую маршевую скорость. Навахо оставался неудачной попыткой полета, потому что он не достиг запланированных или желаемых летных характеристик. Их максимальная дальность составляла всего 2000 километров, а скорость – около 2500 км / ч. Проект М-40 был построен в кабинете Мясищева и уже был запланирован для испытаний, но никогда не летал до того, как проект был прекращен.

История создания[1]

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.

Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого назначили ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Чернякова.

Двигательная установка (ЖРД) первой ступени разрабатывалась в ОКБ-2 под руководством главного конструктора А. М. Исаева.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель маршевой ступени был сконструирован в ОКБ-670 под руководством М. М. Бондарюка.

Конструкция ракеты была рассчитана для полётов на межконтинентальные дальности (до 8000 км), на высотах до 25 км, с маршевой скоростью 3,2—3,3 маха, с выполнением противозенитных манёвров в заданные моменты времени. Стартовая масса ракеты 95 т, масса маршевой ступени 33 т, масса полезной нагрузки (боевой части) — 2,35 т.

Эскизный проект был подготовлен в августе 1954 года. Лётно-конструкторские испытания первого опытного экземпляра начались в июле 1957 года на полигоне Капустин Яр. Первый запуск с полигона «Владимировка» в Астраханской области был аварийным.

Параллельно с опытным экземпляром на заводе № 1 в Куйбышеве в 1958 году была выпущена первая серия для летных испытаний (19 ракет).

Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.
ПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчётный.

Реально полученное КВО — 4—7 км.

Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим данным уступала Р-7: боеголовки МБР были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря».

При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций:

  • сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД);
  • автоматическая астронавигационная система управления полётом;
  • механическая обработка и сварка титановых сплавов.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий