Дополнительное вооружение
Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».
Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27
На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.
Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.
Командиры крейсера
Посещение американской делегацией корабля «Пётр Великий» во время визита начальника штаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»
- Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
- Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
- Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000 — июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
- Якушев Владимир Анатольевич (2005—2008) — капитан 1 ранга.
- Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
- Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
- Никитин Игорь Александрович — капитан 1 ранга.[источник не указан 484 дня]
Оценка проекта
Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.
Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.
Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.
Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.
Примечания
- (1 августа 2013). Дата обращения 14 января 2014.
- . Интерфакс (4 июля 2010). Дата обращения 24 февраля 2013.
- ↑
- ↑
- . ТАСС. Дата обращения 27 сентября 2017.
- ↑
- . militaryrussia.ru. Дата обращения 27 сентября 2017.
- Mark Episkopos. (англ.) (недоступная ссылка). The National Interest (29 November 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2007.
- . argumenti.ru. Дата обращения 14 января 2019.
- . www.baltinfo.ru. Дата обращения 14 января 2019.
- . Байкал24. Дата обращения 14 января 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 18 апреля 2010.
- . РИА Новости (20100422T1530+0400Z). Дата обращения 14 января 2019.
- Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU – сайт «Комсомольской правды» (30 апреля 2010). Дата обращения 14 января 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2012.
- . Kremlin.ru (10 января 2013). Дата обращения 12 января 2013.
- (недоступная ссылка). Информационное агентство «Оружие России» (18 апреля 2014). Дата обращения 18 апреля 2014.
- . РИА Новости (20170209T0044+0300Z). Дата обращения 14 января 2019.
Характеристики:
Основные характеристики:
Водоизмещение | 24100 (24400) т |
Размеры: | |
– длина | 251 м |
– ширина | 28.5 м |
– осадка | 10.33 м |
Силовая установка | АЭУ (2 ВВР, 2 ГТЗА, 2х70000 л.с.) + паротурбинная, 2 винта |
Экипаж | 727 чел. |
Ходовые характеристики:
Тип хода | Скорость | Дальность/Расход топлива |
---|---|---|
Максимальный | 31 (14 с резервной ЭУ) узл | неограничена |
Крейсерский | 18 узл | |
Экономичный | 18 узл | |
Малый |
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 3 Ка-27 в ангаре | |
ПКРК | 20х1 ПУ ПКР «Гранит» | 20 П-700 |
ПВО | 2х6 ВПУ С-300Ф «Форт» | 96 ЗУР 5В55РМ |
2х2 «Оса-МА» | 40 ЗУР 9М33 | |
8х6 АК-630М | 48000 снарядов | |
Артиллерийское | 2х1 АК-100 | 1200 выстр. |
Противолодочное | 1х2 УРПК-3 «Метель» | 10 85Р |
2х5 533 мм ПТА-53-1134 | 10 СЭТ-65 или 53-65К | |
2х6 РБУ-1000 | 48 РГБ-60 | |
1х12 РБУ-6000 | 72 РГБ-60 | |
АСУ | «Аллея-2М» | |
РЛС | MP-710М «Фрегат-М» | |
МР-600 «Восход» | ||
2хМР-212 «Вайгач» | ||
ГАС | «Полином» | |
РЭБ | 4х«Гурзуф А/Б» активных помех | |
8х10 ПК-10 | ||
2х2 ПУ ПК-2М |
Аббревиатуры
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входил противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября по 1 октября 2013 года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
К 2014 году корабль прошёл в общей сложности 140 000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблём «Адмирал Нахимов».
Вступление
1144-е эпичны. Отказываться от таких — грех.
Тема крейсеров для действий в составе АУГ на самом деле достаточно спорная. Тут есть много мнений, начиная от «крейсера России не нужны» (видел и такое) и «крейсера сугубо под одну задачу» до «нужно строить одни ТАРКРы» (жаль, автора забыл) и «нам нужны многоцелевые корабли этого класса». Собственно сам я придерживаюсь последней точки зрения в своей альтернативе — пока экономика позволяет, деньги есть и есть цели для этих кораблей, то нужно строить, причем чем универсальнее — тем лучше. И даже если ради универсальности придется строить крупные корабли, а не «ракетные лидеры эсминцев» — то так тому и быть. Кроме того, с учетом серьезного развития тяжелых противокорабельных ракет в моей альтернативе, нужен еще один тип крейсеров — собственно носитель тяжелых ПКР, суровый и брутальный. Вот про эти два крейсера и пойдет речь в альтернативе — и если с 1144-м изменений получилось не особо много, то с 1164-м я «оторвался по полной».
Как и в прошлый раз, текст сведен к минимуму дабы не мучать коллег своим крайне х….м слогом в случаях, когда я текст «не хочу». Да и коплю я тут потенциал для одного дела — надеюсь, там хоть получится написать складно…
Конструкция
Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2016 год.
Основные ТТХ
- Длина: 250,1 м.
- Ширина: 25 м. (по ватерлинии)
- Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
- Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
- Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
- Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
- Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
- Скорость: 32 узла (около 60 км/час).
- Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.
Конструкция корпуса и надстройки
Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.
Энергетическая установка
Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей.
Экипаж
Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.
Без авианосцев, но с пилотами. Российский флот смотрит в будущее
Дмитрий Литовкин — о том, зачем России нужны авианосцы и как удалось сохранить палубную авиацию в 1990-е годы
30 лет назад, 17 февраля 1990 года, в Комсомольске-на-Амуре летчик-испытатель ОКБ “Сухой” Игорь Вотинцев поднял в воздух палубный истребитель Су-33. Первую серийную машину, определившую начало новой эры советской, а затем и российской палубной авиации. Конечно, до “сушки” наш флот имел в своем составе не менее уникальные и значимые для обороноспособности самолеты с вертикальным взлетом Як-38, но именно “Сухой” расширил палубу наших авианосцев до американских размеров. Впрочем, история нашего авианосного флота куда глубже и интересней, чем это может показаться.
Проект 1164 «Атлант» Русско-Балтийской верфи
1164-е реальные довольно симпатичные, но увы — у меня они абсолютно другие.
На другом берегу Финского залива, в Ревеле (название Таллин так и не прижилось, хотя и оставалось официальным наименованием столицы автономной Эстонии) тем временем шел другой процесс — Русско-Балтийская верфь, крупнейшее судостроительное предприятие империи «отхватил кус» в виде проектирования крейсера II ранга для нужд флота. От нового крейсера требовалось обеспечение ПВО крупных соединений, а также возможность ведения самостоятельных действий или в составе небольших боевых групп. Водоизмещение стандартное на сей раз ограничили 12 тысячами тонн, но и этого оказалось много — одни из лучших конструкторов империи уложились и в меньшее. Вооружение состояло из 300 ячеек для ракет (преимущественно зенитных), 152-мм артустановки АК-252 и шести ЗАК «Кортик». Крейсер обладал значительными возможностями по обнаружению и поражению воздушных целей благодаря новым ракетами и РЛС 3Р100 «Зенит», но обладал возможностями и для иного применения. Какое-то время обсуждалась возможность использования ядерной ЭУ на корабле, но вместо этого было решено использовать ГТД. Значительные запасы топлива обуславливали высокую дальность плавания — 7500 миль экономического хода.
Постройка крейсеров велась исключительно силами РБВ, причем одновременно два крейсера строились на стапелях, и два — у достроечной стенки. Высокое качество работ и чрезвычайно удачный проект обусловили высокую популярность этих кораблей на флоте, а изящный и стремительный внешний вид стали причиной популярности «Атлантов» (проект получил серийный номер 1164 и шифр «Атлант») среди журналистов и иностранцев. Крейсера этого типа хоть и стоили заметно дороже эсминцев, но благодаря своим широким возможностям чрезвычайно ценятся моряками и сегодня, продолжая службу в составе всех флотов Российской империи.
Водоизмещение: стандартное 11750 тонн, полное 14200 тонн
Размерения: 184,2х20,5х6,6(8,8)м
Механизмы: 2 вала, 2 ГТА, 6ГТД, 120000 л.с. = 32 узла
Дальность: 7500 миль (18 узлов)
Вооружение: 1х2 152/70-мм АК-252, 6х2 30-мм ЗАК «Кортик», 200 ячеек УВП «Довод-Б», 100 ячеек УВП «Довод-К», 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 2 вертолета
БИУС: «Ультиматум-Б», СОИ «Орфей»
РЛС: РЛС МР-750 «Фрегат-М2», РЛС «Восход» или «Форум-М», 3 РЛС МР-212 «Вайгач», 2 РЛС 3Р100 «Зенит», 1 РЛС МР-900 «Пантера», РЛК «Минерал-2Б»
РЭБ: комплекс средств РЭБ «Кантата-М», 2 станции постановки активных помех «Гурзуф-А» и 2 «Гурзуф-Б», станции РТР «Ограда» + «Старт», 4 СППП ПК-2М, 8 СППП ПК-10
ГАК: МГ-355 «Полином»
Прочая электроника: СОНО 12КР, навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, системы космической навигации «Шлюз» + «Парус» + «Цикада», радиопеленгатор «Румб», КРС «Тайфун-2», ПУСБ «Буря», СППВ «Привод-В»
Экипаж: 55/451 человек
Примечания
1) У меня это будут именно тяжелые ракетные крейсера — СВВП за борт, меньше водоизмещение, больше «Базальтов».
2) Без понятия, что это будет конкретно, но в общем — автоматическая 152-мм установка. У британцев была в реале, у меня будет и у русских в альтернативе, а там глядишь и американцы таки утвердят использование своих Mk.71 на крейсерах и может даже эсминцах…
3) И так могло бы быть в реальности. Но случилась ПМВ, потом революция — и в результате потенциально самый крупный судостроительный завод империи, растасканный на все 4 стороны, оказался не нужен молодой независимой Эстонии. Что-то это мне напоминает…