Авиагруппа
ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29. С конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования – Североморск-3, Мурманская обл.), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база – Североморск-1).
Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 гг. на “Адмирале Кузнецове” во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К “Катран”.
Последняя стоянка
Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.
Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.
На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.
Служба
Вступил в строй Тихоокеанского флота 31 октября 1984 года.
С 21 августа по 22 ноября 1985 года совершил переход из Североморска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и в порты Вьетнама.
До сентября 1987 года командиром корабля был капитан 1-го ранга Евгений Григорьевич Здесенко. Он пользовался огромным уважением как военного руководства, так и команды личного состава[источник не указан 2831 день]. В момент перевода Здесенко Е. Г. и его схода с корабля, вопреки запрету нового командования, были приведены в действие все существующие звуковые устройства, а также большая часть механически вращающихся антенн. Весь личный состав срочной службы вышел на левый борт и прощался со своим командиром.
Новым командиром корабля был назначен капитан 1-го ранга М. Щербаков.
22 апреля 1992 года ТАРКР «Фрунзе» переименован в «Адмирал Лазарев».
В 1990-х годах корабль был небоеспособен, вследствие чего его законсервировали и вывели из боевого состава флота, оставив на хранении в бухте Абрек.
В 1999 году в связи с отсутствием средств на ремонт его готовили к утилизации. К июню 2000 года были найдены небольшие средства для поддержания корабля в законсервированном состоянии, но для прохождения полного ремонта на региональных судоремонтных предприятиях в то время требовалось от 2 до 7 миллиардов рублей.
6 декабря 2002 года на законсервированном крейсере стоящем в Фокино возник пожар — загорелся один из нежилых кубриков. Спустя четыре часа огонь был локализован и потушен.
В 2004 году корабль поставлен в центр судоремонта «Звезда» в городе Большой Камень, где были выгружены атомные энергетические установки и продлён срок нахождения корабля в законсервированном состоянии. В 2005 году корабль вернулся на отстой в Залив Стрелок.
В связи с невозможностью осуществления перезагрузки активной зоны реактора в ЦС «Звезда» предназначался для утилизации. Косвенно это подтверждается планами по передаче Тихоокеанскому флоту крейсера «Адмирал Нахимов» после завершения его ремонта. Однако, по сообщениям прессы, появившимся в 2011 году, модернизация крейсера всё-таки планируется.
По состоянию на 17 декабря 2014 года корабелы 30-го судоремонтного завода Тихоокеанского флота завершили очередной доковый ремонт атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».
В 2015 году в связи с изменением морской доктрины принято решение сохранить и возродить корабль для будущей службы в дальней океанской зоне[источник не указан 1607 дней]. Но позже появилась информация, что корабль будет утилизирован.
По состоянию на ноябрь 2016 дальнейшая судьба корабля не определена. Вопрос находится в компетенции главного командования ВМФ.
18 апреля 2019 года “Известия” со ссылкой на источники в министерстве обороны сообщили что крейсер планируется утилизировать до 2021 года.
Решение о модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера Тихоокеанского флота (ТОФ) “Адмирал Лазарев” проекта 1144 шифр “Орлан” до сих пор не принято из-за отсутствия средств на эти работы, в то же время утилизацию специалисты считают нецелесообразной.
Тактико-технические характеристики
– Длина по ватерлинии – 270 м;
– наибольшая длина (палубы) – 306 м;
– ширина по ватерлинии – 33,4 м;
– наибольшая ширина – 72 м;
– высота – 64,5 м;
– стандартное водоизмещение – 46 тыс. 540 т;
– полное водоизмещение – 59 тыс. 100 т;
– скорость полного хода – 29 узлов;
– дальность плавания при скорости 29 узлов – 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов – 8 тыс. 417 миль;
– автономность плавания – до 45 суток;
– экипаж – 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.
Главная энергетическая установка – котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.
Конструкционные особенности
Процесс проектирования, а затем производства конструктивных элементов и сборка корабля растягивается на несколько лет. Эту особенность приходится учитывать сотрудникам Генерального Штаба, разрабатывающим военно-стратегические планы. За три года, в течение которых собирается корабельный корпус, на вооружение принимаются более совершенные и эффективные виды вооружений. В ПВО на «Адмирале Лазареве» устаревшие установки заменили новыми системами. На крейсере установили зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» и зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик». Создаваемая плотность огня не позволяет самолетам противника приблизиться к кораблю для прицельного бомбометания.
Серьезную угрозу для надводных объектов создают подводные лодки. Самый прочный корпус корабля «прошивается» прямым попаданием торпеды
В боевой обстановке очень важно своевременно обнаружить угрозу и нейтрализовать ее. Для решения это задачи на крейсере установили поисковый комплекс «Водопад» и реактивную установку для глубинного бомбометания
В результате проведенного обновления эффективность противолодочной обороны значительно повысилась.
На военно-техническом совете приняли решение модернизировать кормовую часть корабля. Здесь оборудовали взлетно-посадочную площадку для вертолетов и ангар на три машины. Тяжелые вертолеты способны выполнять разведывательно-поисковые операции и проводить бомбометание по подводным целям. Под палубой расположено топливохранилище и площадка для складирования боезапаса. Для пилотов и обслуживающего персонала отгорожены отдельные каюты.
Главная ударная сила «Адмирала Лазарева» – противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». Двадцать таких установок размещены в носовой части корабля. Крылатые ракеты со стартовой массой семь тонн способны поражать цели на расстоянии до 600 км. Низколетящие крылатые ракеты после старта летят в автономном режиме. Обнаружить ракету средствами ПВО очень сложно. Вероятность поражения назначенной цели составляет более пятидесяти процентов. Такого уровня эффективности до сих пор не могут достичь военно-морские силы вероятного противника.
Примечания
- При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
- Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Фрунзе» в 728 человек взята из работы Александрова-Апалькова.
- 21КМ – салютные пушки.
- Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
- В честь лёгкого крейсера «Фрунзе» Черноморского флота – а тот, в свою очередь, был назван в честь советского военачальника Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925), народного комиссара по военным и морским делам СССР.
- В честь русского флотоводца и мореплавателя XIX века, открывателя континента Антарктида адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). С датой переименования крейсера есть расхождения: часть источников утверждает, что это произошло 27 мая 1992 года.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности (если звание менялось в этот период, новое приводится в скобках).
На боевой вахте
В октябре 1984 года ТАРК «Адмирал Лазарев» заступил на боевую вахту. После ходовых испытаний и проверки системы управления, ракетоносец принял участие в масштабных учениях ы акватории Северного моря. Следующим важным этапом стал переход из порта Североморск к месту постоянной приписки во Владивосток. Этот нелегкий маршрут проходили многие советские корабли. Обогнув Африканский континент, крейсер пересек Индийский океан и прибыл на базу ТОФ в порт Фокино. После краткосрочной стоянки и регламентных работ, ракетоносец получил первое боевое задание.
Весной 1985 года крейсер вышел в открытое море, чтобы в указанном квадрате провести учебные стрельбы. На тот момент для военно-морских сил Советского Союза было важным зафиксировать свое присутствие в центральной части Тихого океана. До этого времени американский флот занимал здесь доминирующее положение. Демонстрация военной силы обычное явление на просторах мирового океана. Седьмой флот США проводил учения на этих широтах в любой удобный для этого момент. Присутствие кораблей вероятного противника создавало для американских адмиралов определенные трудности.
Зоной ответственности ракетоносца «Адмирал Лазарев» включала акваторию океана восточнее Японских островов
Важно подчеркнуть, что линейные крейсера выходят в открытое море только в сопровождении кораблей поддержки. Кроме судов сопровождения лидер Тихоокеанского флота взаимодействовал с авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент»
Совместные учения позволяли совершенствовать боевую выучку экипажа, сохранять боеспособность основных и вспомогательных систем корабля.
История службы
Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.
По состоянию на август 2017 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть – в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один – в Северную Атлантику (2004). В 2000 году “Адмирал Кузнецов” был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 “Курск”.
Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года – январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях – палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций “Исламское государство” и “Джебхат ан-Нусра” (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в т. ч. 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.
Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годы.
Корабли проекта 1144
ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.
Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.
ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2018 году передан Северному флоту.
«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.
Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.
Литература и источники информации
Литература
Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.
Петровичева Р. Ф. (составитель) Городской хронограф – 2010. Календарь знаменательных и памятных дат г. Фокино. — Фокино: Централизованная библиотечная система ЗАТО г. Фокино, 2010. — 178 с.
Ссылки
Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru
Фотографии ТАРКР «Фрунзе» на navsource.narod.ru
Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Лазарев» в блоге Олега Кулешова
Сообщение о встрече 30-летнего юбилея корабля экипажем ТАРКР «Фрунзе»/«Адмирал Лазарев» в 2015 году