Поиск

Сергей Павлович Королев – человек с характером полководца

Детство и юность конструктора

Родился Сергей Королёв в 1906 году в украинском городе Житомире в семье учителей Павла Яковлевича и Марины Николаевны. Через несколько лет родители Королёва переезжают в Киев. Здесь Сергей Павлович прожил несколько лет, находясь на попечении у своих тёток. Однако вскоре из-за проблем в семье мать Королёва вынуждена была уехать с сыном в родной Нежин, оставив в Киеве мужа, с которым развелась несколько лет спустя.

В Нежине трёхлетний мальчик был на попечении няни и бабушки. Также в воспитании принимал участие его дядя, жизнерадостный и весёлый Василий Николаевич, который во многом заменил ребёнку отца. В детстве Королёв был любознательным и шустрым мальчиком, всё своё свободное время он проводил среди взрослых, а вот сверстников друзей у него не было. Из-за угроз отца, который хотел увезти ребенка в Киев, мальчика практически не выпускали одного гулять на улицу.

В детстве Королёв увлекался:

  • спортом;
  • физикой;
  • летальными аппаратами;
  • авиацией.

В это же время в Нежин приезжает первый русский лётчик Сергей Уточкин. Маленький Королёв был потрясен увиденными им самолётами. Именно в это время мальчик решил связать свою судьбу с авиацией и инженерным делом. Однако такие планы пришлось отложить, началась Первая мировая война, город, где они проживали, был захвачен немцами. В Нежине шли ожесточенные бои, поэтому матери вместе со всей семьёй пришлось переехать сначала в Киев, а потом и в Одессу.

Раздел 6. История болезни и смерть

Все произошло слишком внезапно. Жил человек, трудился на благо Родины, прославлял свою страну, как вдруг его не стало. Не было ни торжественных речей, ни пышных похорон, ни даже статей на тему «Ушел из жизни С. П. Королев – академик с мировым именем».

Граждане СССР узнали о произошедшем из прессы. 16 января 1966 г. в газете «Правда» было опубликовано медицинское заключение о причине смерти Королева. Оказалось, что он долгое время болел, причем донимали его сразу несколько серьезных заболеваний: саркома прямой кишки, атеросклеротический кардиосклероз, склероз артерий головного мозга и эмфизема легких. Как раз в этот день Сергею Павловичу проводили операцию по удалению опухоли, но он умер из-за сердечной недостаточности прямо на операционном столе, не приходя в сознание.

Сергей Королев

Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев в детстве

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев.

После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным.

Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Интересные факты из биографии:

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

Сергей Королев в молодости

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

Сергей Королев в молодости

В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь. 

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась. 

Сергей Королев и Нина Котенкова | Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Вячеслав Манучаров

Российский актёр театра и кино, телеведущий

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.

Сергей Королев | HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.

Сергей Королев | Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

Далее события развиваются стремительно:

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Интересные факты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены:
    • запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
    • запуск в космос искусственного спутника земли,
    • запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
    • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
  • Королёв — единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
  • При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улица в Одессе и улицы во многих других городах, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД

Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения

Сергей Королев

Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

Сергей Королев

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Биография 2

В январе 1907 года (12.01.1907) в Житомире в  семье Королёвых родился сын Сергей Павлович Королёв.  Родители мальчика работали учителями. Ему исполнилось три года, когда его родители оформили развод. До 1917 года воспитывался у бабушки с дедушкой по линии материнской линии. Затем переезжает с матерью и отчимом в Одессу.

Учеба

Сереже пришлось получать образование на дому – гимназия была закрыта. Благо, мама и ее второй муж работали учителями. Молодой Серёжа продолжил учёбу в строительной школе (1922 – 1924).

Два последующих года был студентом института в Киеве. Для продолжения образования он оформляет перевод в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Во время нахождения в училище Сергей показывает себя как подающий надежды авиационный конструктор, с нестандартными решениями вопросов. По окончании учёбы под патронажем известного конструктора Туполева блестяще защищает диплом. Встреча с выдающимся учёным того времени Циолковским окончательно решила сферу деятельности Королева.

Работа

Вместе с Фридрихом Цандером стал создателем первой научной лаборатории по изучению и разработке ракетных систем. В 26 лет назначается заместителем директора. Одна на данном посту в Реактивном институте он проработал не долго, и из-за разногласий с руководством снят с должности. Продолжает там же работать инженером. При проведении испытаний ракеты, которое Королев проводил в ранге ведущего конструктора – став им в 1936 – произошла авария, повлекшая его арест, и приговор – десять лет на Колыме (1938).

Только благодаря протекции А. Туполева, в 1940, году осужденного Королева вызывают для создания новейшего типа бомбардировщика. Во время войны он напряжённо трудится в так называемой «шарашке» (Казань).

После окончания войны в 1948 году получает назначение на должность ведущего конструктора секретного конструкторского бюро по разработкам ракет. Именно при его руководстве были одержаны первые победы советской космонавтики – 4 октября 1957 года совершён запуск первого в мире созданного человеком искусственного спутника нашей планеты Земля. 12 апреля 1961 года первый запуск корабля с человеком на борту в космос (Ю. А. Гагарин). 16 июня 1963 года полет в космос совершила первая в мире женщина (В. В. Терешкова). А. А. Леонов совершил принесший множество не стандартных ситуаций первый выход человека в открытое космическое пространство.

Личная жизнь

Сергей Королев женился на своей однокласснице Ксении Винцентини в 1931 году. В 1935 году у супругов родилась дочь Наталья, ныне академик медицины. Через 17 лет брак распался. Второй женой стала переводчица Нина Ивановна Котенкова.

Причина смерти

Во время плановой операции возникла внештатная ситуация – будучи арестантом НКВД, подвергся допросам и избиениям, в результате чего были сломаны верхняя и нижняя челюсть – невозможно было ввести корректно в трахею дыхательную трубку. Врачи долго боролись за его жизнь, однако Сергей Королев умер 14 января 1966 года в процессе операции.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Сергей Павлович королев интересные факты. Сергей Павлович Королёв – Главный конструктор

Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.

Отсчет практического освоения околоземного пространства начался с запуска сконструированной Королевым ракеты 4 октября 1957 года. Люди прислушивались к сигналам, доносившимся из космоса, вглядывались в черное небо. Советская наука и техника получили общественное и международное признание…

Королёв родился в украинском городке Житомир, учился в Киеве, затем жил в Одессе и много времени проводил у летчиков местного авиаотряда. Любознательному пареньку показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Сергей всегда помнил их наказ и после окончания школы поступил в Киевский политехнический институт. Но программа обучения его не устроила, и он перевелся в Москву в Высшее техническое училище, по окончании которого его направили на работу в Центральном аэродинамическом институте.

Знакомство с трудом К. Э. Циолковского «Реактивный аэроплан» привело молодого конструктора к мысли, что будущее авиации принадлежит реактивной технике. В 1933 году он перевелся в только что созданный Реактивный научно- исследовательский институт, стал заместителем начальника института по научной работе. Ему было 26 лет, он строил большие планы.

В 1938 году в стране проходила массовая чистка, искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 1945-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты… В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом. Он хотел создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок.

Детские грезы

Впервые движение по воздуху аэроплана маленький Сережа наблюдал в четырехлетнем возрасте. Произошло это в 1911 году на Украине, в городе Нежине, где мальчик жил вместе с матерью в доме своего деда. Полет, который наблюдал ребенок, осуществлялся знаменитым спортсменом Уточкиным – его тезкой. То были времена расцвета популярности этого удивительного летчика, слава о котором гремела не только в России, но и за ее пределами. Вид самолета в небе произвел на пылкого мальчика самое яркое впечатление и так потряс его воображение, что врезался в память, не давая покоя долгие годы. Возможно, именно данный эпизод из детства и предопределил его жизненный путь.

Биография Королева Сергея Павловича началась в Житомире, где он появился на свет в 1907 году, 12 января. Далее он жил и воспитывался в разных городах Украины, пока с матерью не переехал в Одессу в дом инженера Баланина – своего отчима. И здесь, будучи четырнадцатилетним подростком, Сергей вновь, наблюдая за полетами над морскими водами членов отряда летчиков гидросамолетов, загорелся прежними своими мечтами, желая подняться в небо сам. Вскоре ему представился случай поближе познакомиться с начальником воздушной эскадрильи, который дал будущему конструктору первые уроки по механике летательных аппаратов.

Арест и работа в шабашке

В 1938 году по реактивному научно-исследовательскому институту прокатилась волна арестов, после чего Королёв оказался в застенках Лубянки. По анонимному доносу ему вменяли участие в троцкистской контрреволюционной организации, цель которой — ослабление оборонной мощи Советского Союза. Известно, что на допросах его страшно избивали, сломав при этом челюсть. В последующем эта травма станет причиной его преждевременной гибели. Первоначально Сергея Павловича приговорили к расстрелу, однако вскоре заменили наказание и отправили работать в закрытое конструкторское бюро, так называемую шабашку.

В закрытом конструкторском бюро он занимался:

  • разработкой дальних бомбардировщиков;
  • созданием ракетных двигателей;
  • модернизацией реактивного оружия.

Первоначально Королёва отправили по этапу, после чего он оказался на Колыме, работая на золотом прииске. С каждым днём состояние Сергей Павловича неизменно ухудшалось, он заболел цингой и находился при смерти. От гибели его спас пересмотр дела, которого добились его знакомые в Москве.

По прибытии в Москву он был определён в закрытое конструкторское бюро, где его основным занятием было проектирование ракет как для покорения космоса, так и предназначенных для использования в военных целях. В скором времени он был назначен главным конструктором группы, в том числе работая над улучшением характеристик тяжелых бомбардировщиков. Уже в 1944 году Королёва досрочно освободили, сняв с него все судимости. Сергей Павлович на некоторое время приезжает в Казань, где устраивается работать преподавателем в местный университет.

Плод большой нелюбви

Будущий украинский (в документах, в графе национальность он всегда писал «украинец») конструктор появился на свет в Житомире 12 января в 1907 году. Его родителиями были – Мария Королева (в девичестве Москаленко) и Павел Королев. Окружающие говорили, что мальчик внешностью похож на папу, но вот карие глаза унаследовал от мамы.

Родители мальчика поженились не по любви. Во всяком случае мама Сережи – Мария Николаевна не любила своего мужа, ее заставила семья выйти замуж. Девушкой она, уроженка города Нежина, мечтала уехать в Киев и поступить на высшие женские курсы. Ее родители сочли это желание блажью, они не хотели ее одну отпускать в другой город. Поэтому в 17 лет ее насильно выдали замуж за молодого преподавателя Павла Королева. 

Супруги сначала жили в Екатеринодаре, а позже переехали в Житомир. Поскольку «насильно мил не будешь» Королевы спустя три года после рождения сына разошлись.

Семья Маши стала на сторону дочери в конфликте с бывшим зятем. Они запрещали отцу Сережи – Павлу Яковлевичу встречаться с малышом. Последнему даже пришлось обратиться в суд. В итоге он добился возможности предоставлять материальную помощь на ребенка.

Практически с трехлетнего возраста мальчик жил у бабушки и дедушки, а мама его все же поступила на Киевские высшие женские курсы. Там же она устроилась работать в канцелярии, а в свободное время приезжала к сыну.

В 1914 году Москаленки решают переехать из Нежина в Киев, чтобы ребенок был ближе к матери. Мария Николаевна спустя два года официально расторгла брак с Павлом Королевым, а спустя месяц вышла замуж за инженера-электрика Григория Баланина. Он вскоре получил назначение в Одессе и там Сережа пошел в первый класс Третей гимназии.

Мать Сергея, будучи практичной женщиной, узнала, что учеба в этом заведении бесплатна для детей преподавателей и потребовала от отца Сережи, своего бывшего мужа, соответствующую справку. Разумеется Павел Яковлевич предоставил ей необходимый документ, но учиться в этом заведении Сереже не довелось – началась революция. Начальное образование мальчик получал от своего отчима. Более того, именно отчим Сережи записал его в модельный кружок портового клуба, а вскоре мальчик загорелся желанием построить планер.

Образование

Будущая звезда ракетостроения Королев Сергей Павлович, биография юных лет которого с тех самых пор была тесно связана с уже упомянутым гидроавиационным отрядом, с детства стремился учиться и делал это прилежно. Однако возможности для получения образования в его жизни, учитывая тревожные годы его юности, не всегда ему предоставлялись.

Даже в общее среднее учебное заведение ему удалось поступить не сразу. Поначалу он окончил всего лишь строительную профессиональную школу, где обучался два года. Но его пытливый юношеский ум и желание преуспеть в познании механики летательных аппаратов все же находили свое применение.

Королев принимал живейшее участие в деятельности гидроавиационного отряда, однажды даже получив шанс подняться в воздух. Он без устали и с увлечением работал в производственной мастерской. И все полученные навыки, безусловно, пригодились, когда Сергей стал сначала строить, а потом и проектировать собственные планеры.

Конкуренция и интриги

В отличие от США, которые, после отставания от СССР с запуском первого спутника и первого космонавта, сконцентрировали любые работы по космосу в одном учреждении – НАСА, Хрущёв развёл в СССР конкуренцию конструкторских коллективов за государственные заказы. Это мешало сосредоточить все усилия советской космической отрасли на выполнении какой-то одной главной задачи.

Неоднократно высказывалось мнение, что после гибели Королёва в январе 1966 года его преемник Василий Мишин тормозил реализацию лунной программы. Бугров этого не подтверждает. По его мнению, Мишин делал всё для её скорейшего выполнения, понимая, что от этого теперь зависит и заветный проект ТМК.

Арест и заключение

После того как арестовали Ивана Клейменова и еще нескольких сотрудников института, на Королева также донесли. За ним сотрудники НКВД приехали 27 июня 1938 года. В некоторых источниках указано, что его пытали — сломали верхнюю и нижнюю челюсть. Об этом сообщил хирург, который удалял полипы у конструктора. Сергей не смог достаточно широко открыть рот, что повлияло на исход операции.

Его вторая супруга Нина Ивановна также вспоминала, что супруг нервничал перед походом к стоматологу. Сам Королев писал, что следователи с фамилиями Быков и Шестаков сильно избивали его. Но доказать это у него не получилось, ведь о побоях заявить было некуда.

Причиной ареста стало донесение одного из академиков. Королева обвиняли во вредительстве. В сентябре 1938 он попал в список личностей, дела которых должен рассматривать суд Военной коллегии. Сергей стоял в первой категории — арестанты, которых должны расстрелять. 27 сентября ему выдвинули обвинение, в качестве приговора судьи определили 10 лет ИТЛ. Позже срок сократили до восьми, а освободили его в 1944.

Королев сидел и в Бутырке, и в пересыльной тюрьме Новочеркасска, был он на Колыме, золотом прииске Мальдяк, во Владлаге. В 1940 его судили вторично и отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Но и здесь деятельность Королева Сергея Павловича не прекратилась — он участвовал в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2. Также он спроектировал аэроторпеду и ракетный перехватчик.

Воспоминания его товарищей и коллег отличаются: Л. Кербер считал его циничным, пессимистичным, скептиком; летчик А. Леонов никогда не видел его озлобленным или разочарованным в жизни. Даже после стольких лет заключения Королев остался преданным своему делу. Дочь Сергея вспоминала, что после прииска ее отец оставшуюся жизнь ненавидел золото. Освободили Королева из заключения в июле 1944 по указанию Сталина. Но его оставили еще на год работать в Казани, так как считали хорошим специалистом. Позже его полностью реабилитировали.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий