Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

АК-630 — зенитная корабельная 30-мм шестиствольная установка

На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.

Видео уничтожения сомалийских пиратов из установки АК-630

Работы по созданию установки АК-630 были начаты в феврале 1963 г., полигонные испытания проводились с 1972 по 1973 гг., на вооружение ВМФ СССР она была принята в 1976 г. Установка АК-630 включает автомат А-213 и прибор (систему) управления стрельбой МР-123 «Вымпел». Автомат А-213 отличается весьма высокой скорострельностью — 4000-5000 выстр./мин. Он имеет блок из шести стволов, вращающийся под действием пороховых газов, отводимых поочередно из каналов ствола. Это позволило реализовать достаточно простую и надежную схему параллельной перезарядки каждого ствола после очередного выстрела. Питание автомата патронами при стрельбе осуществляется из ленты, состоящей из стальных звеньев, расцепляющихся при стрельбе. В первоначальном варианте установки лента укладывалась в плоский магазин емкостью 2000 патронов. В конце 70-х годов установка была модернизирована с целью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения. При этом вместо плоского был введен круглый магазин такой же емкости, а в барбете смонтирован дополнительный бункер, вмещающий еще 1000 патронов. Автомат с круглым магазином получил обозначение А-213М, а установка — АК-630М.

В качестве боеприпасов используются осколочно-фугаснозажигательные и осколочно-трассирующие снаряды весом 0,39 кг. Установки обоих модификаций имеют одинаковую жидкостную систему охлаждения стволов во время стрельбы. Наведение установки на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. При этом обеспечивается круговое вращение установки, максимальный угол возвышения блока стволов составляет 88°. Стрельба из установки ведется, как правило, с использованием системы МР-123 «Вымпел» с радиолокационной станцией, пригодной для использования в качестве РЛС общего обнаружения. Система «Вымпел» обеспечивает управление одной (двумя) 30-мм или разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В конце 70-х годов система «Вымпел» была модернизирована, что позволило использовать ее для управления стрельбой одной 30-мм и одной 76-мм установками. На случай выхода РЛС из строя и при стрельбе по плавающим минам или береговым объектам может быть использован выносной пульт управления с оптическим прицелом.

Тактико-технические характеристики установки АК-630

Калибр, мм30
Длина ствола, калибров54
Количество стволов6
Максимальный угол возвышения, град.88
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с50
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с70
Скорострельность на ствол, выстр./мин5000
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, с400/15
Дальность стрельбы, км8,1
Досягаемость по высоте, м500
Вид снарядаОФ, ОТ
Масса снаряда, кг0,39
Начальная скорость снаряда, м/с880
Количество готовых к стрельбе выстрелов2000
Масса артустановки, т1.85

Фото зенитной установки АК-630

Источник

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое – это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

Применение

  • Крейсера проекта 58
  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
  • Большие противолодочные корабли проекта 1155 — в строю 6 кораблей, имеющих по 4 АК-630
  • ТАРКР «Адмирал Лазарев»
  • ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — имеет 6 АК-630
  • ТАКР проекта 1143 «Кречет»
  • Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» — в строю 3…6 кораблей (еще 2 — у Китая), имеющих по 4 АК-630М
  • Крейсера проекта 1164 — в строю 2 (с 15 апреля 2022) корабля, имеющих по 6 АК-630
  • Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
  • Сторожевые корабли проекта 11351 — в строю 2 корабля (ещё 1 — затопленный флагман Украины) имеющих по 2 АК-630
  • Фрегаты проекта 11356Р — в строю 3 корабля (ещё 2 строятся для Индии), имеющих по 2 АК-630
  • Корветы проекта 20380 — в строю 7 кораблей, имеющих по 2 АК-630
  • Малые ракетные корабли проекта 1239 — в строю 2 корабля, имеющих по 2 АК-630
  • Малые противолодочные корабли проекта 1124(М) — в строю 22 корабля, имеющих по 1 АК-630
  • Малые ракетные корабли проекта 1234 — в строю 10 кораблей (ещё 3 — у Алжира???), имеющих по 1 АК-630
  • Ракетные катера проекта 1241 — в строю 21 корабль (ещё до 20 — за рубежом), имеющих по 2 АК-630
  • Малые противолодочные корабли проекта 12412 — в строю 6…8 кораблей, имеющих по 1 АК-630
  • Сторожевые катера проекта 10410 — в строю 28 кораблей (ещё 7 — у Вьетнама, 1 — у Словении), имеющих по 1 АК-630
  • Облегчённый вариант пушки под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на истребителе-бомбардировщике МиГ-27
  • Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 — в строю 2 корабля (ещё по 4 — у Китая и Греции), имеющих по 2 АК-630
  • Большие десантные корабли проекта 775/III — в строю 3 корабля, имеющих по 2 АК-630М
  • Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081 — в строю 1 корабль, имеющий 2 АК-630
  • Пограничные сторожевые корабли проекта 1248 — в строю 15 кораблей, имеющих по 1 АК-630
  • Патрульные корабли проекта 22460 «Охотник» — в строю 13 кораблей, имеющих по 1 АК-630

Умножаем на два

В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 — 5000 выстр./мин. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во‑первых, применить новые конструктивные схемы автомата — например, сочетать многоствольную схему с револьверной, а во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя – таран, механизмы для повреждения корпуса корабля, мачт и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое – это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

Сравнение с текущим CIWS

Сравнение некоторых современных CIWS
АК-630 АК-630М1-2 Фаланга CIWS Вратарь CIWS ДАРДО
Масса9,114 кг (20,093 фунтов)11819 кг (26 056 фунтов)6200 кг (13 700 фунтов, включая встроенные радары)9902 кг (21830 фунтов)5500 кг (12100 фунтов)
Вооружение30 мм (1,2 дюйма) 6 стволов ГШ-6-30 вращающаяся пушка2 × 30 мм (1,2 дюйма) 6 стволов ГШ-6-30 вращающаяся пушка20-мм (0,79 дюйма) 6-ствольный M61 Вулкан вращающаяся пушка30 мм (1,2 дюйма) 7 стволов ГАУ-8 вращающаяся пушка40-мм (1,6 дюйма) 2 ствола
Скорострельность5000 выстрелов в минуту10000 выстрелов в минуту4500 выстрелов в минуту4200 выстрелов в минуту600/900 выстрелов в минуту (опционально: с бесконтактными взрывателями)
(эффективная / плоская траектория)4000 м (13000 футов)4000 м (13000 футов)3600 м (11,800 футов)2000 м (6600 футов)4000 м (13000 футов)
Склад боеприпасов2000 патронов4000 патронов1550 патронов1190 патронов736 патронов
Начальная скорость900 м (3000 футов) в секунду900 м (3000 футов) в секунду1100 м (3600 футов) в секунду1109 м (3638 футов) в секунду1000 м (3300 футов) в секунду
ВысотаОт −12 до +88 градусовОт −25 до +90 градусовОт −25 до +85 градусовОт −25 до +85 градусовОт −13 до +85 градусов
Траверс± 180 градусов± 180 градусов± 180 градусов360 градусов360 градусов

Артиллерийская установка АК-630 (СССР)

Это медиаплатформа, которая вбирает в себя все то разнообразие продуктов, которые выпускаются Группой компаний «Калашников».

Боевое оружие, уже более 60 лет выпускаемое под брендом «АК», является непревзойденным во всем мире стандартом надежности и простоты.

Оружие под брендом Baikal получило признание среди охотников и специалистов пяти континентов. Его линейка насчитывает свыше 50 моделей, 200 модификаций и более 1500 исполнений.

Спортивные винтовки под брендом IZHMASH несут сквозь поколения традиции победы, легендарное качество и надежность, обеспечивают спортсменов передовыми технологиями для достижения максимальных результатов.

Группа компаний ZALA AERO является ведущим отечественным разработчиком и производителем беспилотных летательных аппаратов.

Российская компания, занимающаяся разработкой и производством военного и туристического снаряжения — рюкзаки, верхняя одежда, аксессуары специального назначения.

Специализируется на выпуске средне- и малотоннажных морских и речных судов и катеров военного и гражданского назначения. Серийно производит боевые ракетные и патрульные катера нового поколения.

АО «Рыбинская верфь» является судостроительным предприятием полного цикла, основными направлениями деятельности которого являются: проектирование, строительство и продажа скоростных катеров и моторных яхт.

Концерн «Калашников»

АО «Концерн «Калашников» является одним из мировых лидеров в производстве боевого и граждансокго стрелкового оружия, славящегося высочайшей надежностью и эффективностью.

Ижевский Механический завод

ОАО «Ижевский Механический Завод», известный по своей марке «Baikal», производит современное охотничье и служебное оружие, электроинструмент, медицинское оборудование и точное стальное литье.

Мытищинский Машиностроительный Завод

ОАО «ММЗ» — один из российских лидеров в производстве гусеничных машин и шасси повышенной проходимости, служащих базой для современных комплексов вооружения и их обслуживания.

Калашников инжиниринг

Калашников Инжиниринг — системный интегратор, специализирующийся на консалтинге, технологических аудитах, интерим-менеджменте, проектах по оптимизации производственных площадок.

НПО «Молния»

НПО «Молния» — Одно из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности Советского Союза и России, созданное для решения сложных наукоемких задач.

История эксплуатации

АУ АК-230 были установлены на части крейсеров пр.68бис, ВПК пр.57А, МПК пр.1159Т; катера пр.205, 205М, 205П, 206, 206ЭР и других. АУ АК-230М были установлены на тральщиках пр.257А, 266, 1252, 1265.

Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Решение о конце производства АК-230 было принято в 1983 году.

— 1959 г. — произведено 20 шт; — 1960 г. — произведено 37 шт; — 1961 г. — произведено 52 шт; — 1962 г. — произведено 51 шт (в т.ч. 12 шт АК-230М); — 1963 г. — произведено 80 шт (в т.ч. 23 шт АК-230М); — 1964 г. — произведено 108 шт (в т.ч. 32 шт АК-230М); — 1965-1969 г. г. — данных нет; — 1970 г. — произведено всех модификаций 121 шт; — 1983 г. 30 декабря — решение о прекращении производства АК-230. (производство прекращено в 1984 г.).

Установка поставлялась на экспорт в составе вооружения кораблей и отдельно.

В Китае — с 1973 года выпускается артиллерийская установка «тип 69», которая является точной копие АК-230.

Операторы [ править ]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален( Август 2012 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Карта операторов АК-630 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Национальный флот Алжира на корвете типа «Стерегущий»
  • Болгария
  • Камерун
  • Китайская Народная Республика
  • Хорватия
  • Куба
  • Египет
  • Индия
  • Индонезия
  • Греция
  • Кения
  • Мьянма
  • Северная Корея
  • Пакистан
  • Польша
  • Румыния
  • Россия
  • Словения
  • Украина
  • Вьетнам
  • Йемен

Тактико-технические характеристики

Огневые характеристики:

  • Калибр: 30 мм.
  • Патрон: 30 × 165 мм.
  • Длина ствола: 54 калибра.
  • Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин.
  • Длина очереди:
    • 6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 сек.
    • 6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1 сек.
  • Масса патрона: 0,83 кг.
  • Начальная скорость снаряда: 1030 м/сек.
  • Дальность стрельбы: 4000 м.
  • Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град.
  • Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек.
  • Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град.
  • Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек.

Другие характеристики:

  • Масса: 3800 кг.
  • Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное.
  • Боевой расчёт: 1 чел.
  • Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)
  • Управление огнем может осуществляться системой МР-123-02/3 «Багира»

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука – баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

Лес стволов

Американские 40-мм автоматы «Бофорс» оказались не лучше наших 70К, и янки решили взять числом. На своих кораблях они везде, где можно, натыкали зенитные автоматы. На линкорах их стало свыше ста, а на крейсерах — до 60, причем половина была 40-мм калибра, а половина — 20-мм. Лес стволов создавал море огня. Тем не менее камикадзе прорывались сквозь него и поражали палубы и надстройки кораблей. Им удалось потопить сравнительно немного кораблей, зато десятки были превращены в огромные костры, которые хотя оставались на плаву, но затем годились лишь на лом.

С появлением реактивных самолетов и крылатых противокорабельных ракет (ПКР), действовавших на низких и сверхнизких высотах, роль классических зенитных автоматов практически свелась к нулю. Мне врезался в память фотоснимок 1967 года: над израильскими зенитчиками пролетает египетский МиГ-17, а они даже не реагируют на него. По лицам видно, что они ничего не видят и не слышат.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий