Модификации ЗРК С-125
Для ПВО СССР
С-125 «Нева» — (1961) базовый комплекс, оснащался ракетами В-600П (5В24) с дальностью до 16 км.
С-125М «Нева-М» — (1970) развитие комплекса с ракетами В-601П (5В27) дальностью до 22 км.
С-125М1 «Нева-М1» — (1978) модернизированный вариант С-125М с улучшенной помехозащищённостью и оснащением ракетами В-601ПД (5В27Д) с возможностью стрельбы вдогон.
Для ВМФ СССР
М-1 «Волна» — (1962) аналог комплекса С-125 «Нева» корабельного базирования.
М-1М «Волна-М» — (1964) аналог комплекса С-125М «Нева-М» с оснащением с ракетами В-601П (5В27).
М-1П «Волна-П» — (1974—1976) модернизированный вариант с улучшением помехозащищённости, систем управления и добавлением телесистемы 9Ш33.
М-1Н «Волна-Н» — (после 1976) дальнейшая модернизация комплекса для борьбы с низколетящими ПКР, оснащался ракетами В-601М.
Экспортные
С-125 «Печора» — экспортный вариант комплекса С-125 «Нева».
С-125М «Печора-М» — экспортный вариант комплекса С-125М «Нева-М».
С-125 Печора-2М — самоходный вариант (поставлен в ряд стран).
ЗРК С-125-2Т «Печора-2Т»
История
ЗУР индекса 5В27Д ЗРК С-125М
Предпосылки создания
Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3—5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале 1950-х годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.
Разработка
В СССР работы над первым маловысотным ЗРК были начаты осенью 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для её решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.
Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров, дальности до 12 километров, и создавалась с учётом обеспечения мобильности всех её составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
Экспортные контракты[править]
В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО “Печора-2М” в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн.
Объём международного рынка модернизированных ЗРК С-125 оценивается в 500 комплексов.
В 2019 году Украина подписала контракт на $30 млн с Турецкой стороной на поставку двух зенитно-ракетных комплексов типа С-125, после их модернизации в компании “Аэротехника-МЛ” до уровня С-125М1 “Печора-M1”, предположительно для использования в Ливии. Данные комплексы, помимо модернизации электронной начинки, должны были быть перемонтированы на автомобильные платформы семейства КрАЗ, вместо ранее использовавшихся ЗИЛ-131. Также возможно, что по данному контракту предполагалась поставка дополнительных комплексов этого типа для развёртывания вблизи авиабазы “Эль-Ватыя”, взамен ранее уничтоженных комплексов MIM-23 Hawk. В январе 2020 года, после смены руководства в ГК “Укроборонпром”, украинская сторона предложила переподписание контракта уже от лица компании “Техимпекс”, на балансе которой значились закупленные комплексы за $200 000 за штуку в 2016 году в Молдове, обозначенные как нерабочие. Турецкая сторона отказалась от подписания данного контракта. Предположительно в это время Турция рассчитывала получить российско-белорусские комплексы, модернизированные до уровня С-125-2ТМ “Печора-2ТМ”. Тем не менее 8 июля 2020 года стало известно, что украинская сторона продала Турции 6 батарей ЗРК С-125, предположительно модернизированных до уровня С-125-2Д “Печора-2Д”. В конце сентября первая партия данных комплексов была поставлена.
5. История
Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».
В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.
Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
Классификация модификаций ЗРК типа С–75
•••Станция наведения ракет СНР–75В зенитного ракетного комплекса С–75М одного из египетских зенитных ракетных дивизионов. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEЭтапы модернизации ЗРК С–75МЭкраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). ВМ, ГМ — горизонтальные и вертикальные метки. В перекрестии ГМ и ВМ — отметка от цели. На правом экране (дальность–азимут изображен растр РД–75 с отметкой от цели). В нижней части экрана изображены ИЖС — индикация ждущих стробов. Метки прибора пуска АПП–75В: rв — точка встречи, rдп — дальняя граница зоны на пассивном участке, rд — дальняя граница зоны поражения, rб — ближняя граница зоны поражения. Графика Юлии ГореловойI этап модернизации ЗРК С–75М•••••••ц•••••II этап модернизации — ЗРК С–75М2Экраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). В передающих устройствах поднято высокое напряжение, переключатель «антенна–эквивалент» находится в положении «антенна», на экранах отображены отражения от местных предметов и водонасыщенных облаков, в перекрестии ВМ и ГМ — сигнал от цели. Графика Юлии Гореловой••••Объем доработок станции наведения ракет РСН–75В•••••••••••Экраны индикаторов блока И32В (офицера наведения). Ведется обстрел цели тремя ракетами. Метки прибора пуска АПП–75В находятся в следующем положении: rв — точка встречи пересекла метку rд (дальняя граница зоны поражения), пущены три ракеты, первая ЗУР в очереди находится за 5 км от цели. Графика Юлии Гореловой••••III этап модернизации — ЗРК С–75М3••••••••••••Аппаратура двухканального приема (шифрГШВ)Стартовая позиция египетского зенитного ракетного комплекса С–75. Пусковая установка СМ–90 с ракетой типа В–755. Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSEСредства радиозащиты комплекса от снарядов, самонаводящихся на источник радиоизлучения••Выводы по этапам модернизации••••••22••••2•ц
Боевое применение
Война на истощение
Обломок израильского истребителя «Фантом» в музее войск ПВО, сбитого советским ЗРК С-125 в 1970 году
После бомбардировок Израилем военных объектов[источник не указан 105 дней] на территории Египта весной 1970 года для защиты воздушного пространства была передислоцирована советская 18-я особая зенитно-ракетная дивизия.
В Египте в марте-июле 1970 года советскими дивизионами ЗРК С-125 в 17 стрельбах (расход 35 ракет) было сбито 9 израильских и 1 египетский самолёты.
Как указывал израильский ветеран Эмануэль Сакал, появление ЗРК С-125 поменяло ситуацию радикально. Министр обороны Израиля заявил, что ВВС были не в состоянии уничтожить зенитно-ракетные комплексы. В результате действий советских зенитчиков ВВС Израиля утратили превосходство в воздухе над западным берегом Суэцкого канала. Под прикрытием советских зенитчиков египтяне продвинулись вперёд на 20 километров, что позволило артиллерии под прикрытием зенитчиков обстреливать опорные пункты линии Бар Лева, а египетским зенитчикам атаковать израильские самолёты над Синаем.
Война Судного дня
По арабским данным ЗРК С-125 Египта во время Войны Судного дня с Израилем в октябре 1973 года в 61 стрельбе (расход 174 ракеты) был сбит 21 самолёт, ЗРК С-125 Сирии в 72 стрельбах (расход 131 ракета) — 33 самолёта.
По российским данным, всего арабскими С-125 было сбито 3 израильских самолёта.
Израиль же подтвердил что от огня С-125 потерял 6 самолётов.
Инцидент над Армянской ССР в 1976 году
24 августа 1976 года истребитель-разведчик RF-5A Freedom Fighter ВВС Турции в ходе проведения разведки пересёк армянскую территорию, следуя на высоте 7600 метров. Пусками расчёта советского ЗРК С-125 нарушитель был сбит, обломки сбитого истребителя рухнули на турецкой территории, там же и приземлился катапультировавшийся турецкий пилот старший лейтенант Сахир Бесерен.
Ирано-иракская война
Применялся Ираком против вторжений иранской авиации с середины 1980 года и последующей далее ирано-иракской войны. Первый самолёт (F-5E) был сбит 25 июня 1980 года, после нарушения иракской границы, пилот погиб.
Обломки американского истребителя F-16, сбитого иракским ЗРК С-125 в 1991 году
Война в Югославии
Применялся сербской стороной во время войны в Югославии 1999 года.
27 марта 1999 года, в 20:55, над Югославией югославский ЗРК С-125М «Печора» 3-й батареи 250-й ракетной бригады ВВС и войск ПВО Сербии под командованием полковника Золтана Дани двумя ракетами 5В27 впервые в мире сбил американский малозаметный самолёт F-117, в 32 км от Белграда и 13 км от пусковой установки.
2 мая 1999 года ЗРК С-125М сбил американский истребитель F-16CG (с/н 88-0550), пилот катапультировался.
В целом югославские С-125 сбили два самолёта НАТО, израсходовав 188 ракет. Кроме того, 120 зенитных ракет В-601П уничтожены авиацией НАТО на складах.
Гражданская война в Сирии
17 марта 2015 года сирийский С-125 сбил американский БПЛА MQ-1 Predator, вторгнувшийся в воздушное пространство Сирии.
14 апреля 2018 года Сирийские ПВО использовали комплексы С-125 для отражения ракетного удара США, Британии и Франции в 2018 году. Согласно официальным данным Министерства обороны России, всего США и их союзниками было применено 103 крылатые ракеты, из которых сирийскими средствами ПВО, успешно перехвачена 71 крылатая ракета. В отражении ракетного удара были задействованы средства ПВО С-125, С-200, «Бук», «Квадрат», «Оса», «Стрела-10» и «Панцирь-С1», при этом ЗРК С-125 было выпущено 13 ракет, поражено 5 целей. Согласно официальным данными Министерства обороны США, ни одна из атакующих ракет поражена не была, а большинство пусков зенитных ракет были произведены уже после того, как крылатые ракеты достигли цели.
На вооружении
Известно о портфеле заказов на Панцирь-С1 объёмом $2,5 миллиарда. Исходя из стоимости каждого ЗРПК, это означает общий заказ более 175 единиц.
- Алжир — 12 комплексов Панцирь-С1Э и 250 ЗУР 9М331 поставлены в 2012 году, всего заказано 38 комплексов Панцирь-С1Э и 750 единиц 9М311 в 2006 году (Сумма контракта: более $500 млн.).
- Бразилия — в феврале 2013 год подписано соглашение о намерении в будущем закупить несколько батарей «Панцирь-С1» (от 12 до 18 комплексов)
- Иран — 10 комплексов Панцирь-С1Э, по состоянию на 2012 год
- Марокко — заказано 50 комплексов Панцирь-С1Э.
- Бразилия — намерена приобрести комплексы Панцирь-С1.
- ОАЭ — 44 комплекса Панцирь-С1Э и 1000 единиц 9М311 поставлены из России в период с 2009 по 2011 годы (первоначально, первая поставка планировалась на 2003 год). Снабжение осуществляется в рамках контракта 2000 года, который предусматривает поставку 50 единиц 96К6 и 1000 ракет к ним. Сумма контракта составляет 800 млн.$ (включая частичное финансирование разработки).
- Оман — до 12 комплексов Панцирь-С1Э, по состоянию на 2012 год
- Россия — 28 комплексов на сентябрь 2013. (10 в 2010, 6+6 в 2012 году) (6 в 2013)
- Сирия — 36 комплексов 96К6 и 700 единиц 9М311 поставлено из России в период с 2008 по 2011 годы. Снабжение осуществляется в рамках контракта 2006 года, который предусматривает поставку до 50 комплексов 96К6 и до 700 ракет к ним.
Конструкция Панцирь-С1
Локационная система
3 локатора:
– Радар раннего обнаружения и целеуказания типа ФАР (дм-диапазон), по азимуту 360 град, по вертикали согласно применяемому режиму.- Радары сопровождения и наведения: поле зрения (см-диапазон) — горизонталь 0–60° или 26–82° (2 режима). Миллиметровый диапазон совместно. По азимуту ± 45° и за счёт вращения круговой обзор.- Поле зрения пассивного оптического локатора в составе радаров сопровождения и наведения 1,8 × 2,7 град. Вертикаль — от −5 до +82 град с учётом движения радаром. Скорость наведения максимальная — не менее 100 град/с.
«Панцирь-С1» (в центре радар сопровождения целей) — две двуствольные зенитные пушки и 12 ракет земля-воздух, готовых к запуску
Система обнаружения, сопровождения и управления огнём
Система управления огнём комплекса «Панцирь-С1» включает РЛС (на основе ФАР) обнаружения и РЛС сопровождения. Эти радары сопровождают как цели, так и ракеты земля-воздух, запускаемые комплексом.
Радиолокационная станция 1РС1-1Е обнаружения целей дм-диапазона создана в ВНИИРТ. Для целей с эффективной площадью рассеяния 2 м² дальность обнаружения равна 32-36 км. Наибольшая дальность обнаружения 80 км.
Кроме радара, система управления огнём также содержит оптико-электронный комплекс с длинноволновым приёмником излучения (инфракрасный пеленгатор), а также осуществляет цифровую обработку сигналов и автоматическое сопровождение цели. Вся система может работать полностью автоматически.
РЛС 1РС2-Е «Шлем». Основа станции — двухдиапазонная РЛС (см+мм), обеспечивающая работу ЗРПК (в том числе и в движении) по широкому классу целей — самолётам, вертолётам (в том числе находящимся в режиме «висения»), дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам (ДПЛА), высокоточному оружию, подвижным наземным объектам. Локатор миллиметрового диапазона обеспечивает обнаружение и поражение целей с ЭПР 0,1 м² на дальности 20 км. Захват цели с ЭПР 2 м² обеспечивается всей РЛС на дальности 30 км. Наибольшая дальность 36 км.
ОЭС служит и для обнаружения целей и для их сопровождения и наведения ракет в оптическом и тепловом диапазоне частот. ОЭС сопровождает цель, используя ИК-диапазон 3-5 мкм, что обеспечивает всесуточное использование ракетного вооружения в оптическом режиме работы. Дальность автосопровождения (при дальности метеовидимости 10 км) составляет: самолёта F-16 — 17-26 км; ПРР HARM — 13-15 км. Только ОЭС служит для стрельбы по морским и наземным целям.
Два независимых средства наведения — радар и оптико-электронная система — позволяют осуществлять захват четырёх целей одновременно.
Время реакции комплекса 4-6 секунд. 1,5 секунды между пусками ракет как и захватами целей системой, это мировой рекорд. Сектор работы для ОЭС от −5° до +82° по вертикали, с учётом значительной физической высоты расположения прицельного комплекса ОЭС это расширяет поле для раннего обнаружения сверхмаловысотных, морских и наземных целей.
Для обеспечения помехозащищённости система связи меняет частоту 3500 скачков/с по псевдослучайному закону в широком диапазоне.
Ракета
Официальные данные разработчика: ракета высокоманёвренная, с малым временем разгонного участка, малым снижением скорости за счёт бикалиберной схемы (разгонный блок отстреливается и калибр ракеты резко уменьшается, что снижает потери на аэродинамическое сопротивление), миниатюрная электроника, взрыватель контактный и неконтактный.
Ракета 57Э6Е, экспортная 57Э6-Е (обе: высота 15, дальность 20, до 2006 г. до 18 км по дальности), и 9М335 (высота 8, дальность 12). С 2010 принят на вооружение вариант с 57Э6Е (высота поражения в 10 км была до этого года, однако нет точных данных в каком году). Минимальная высота цели для ракеты 15 м, радиус срабатывания неконтактного взрывателя 7-9 м. Для прежнего варианта обеспечивалась для цели типа самолёт тактической авиации, включая малозаметные, движущиеся с скоростью 500 м/с и идущие на высоте 10 км.
Ракета хранится без проверок 15 лет.
Ракета обеспечивает поражение целей с ЭПР 0,1-0,3 метра на дальности 20 км и эффективное поражение всех типов перспективных средств воздушного нападения, в первую очередь высокоточного оружия со скоростями полёта до 1000 м/с и минимальной эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,03 – 0,06 м², с вероятностью не менее 0,7 одной ракетой.
К 2017 будет завершена разработка Панцирь-СМ с возможностью эффективного поражения баллистических целей.
Экспортный потенциал
«Антей-4000» — это по сути подготовленная для продажи за рубеж система С-300В4. И эксперты не исключают, что на выставке «Армия-2020» уже могут быть заключены первые контракты. Об экспортном потенциале «Антея-4000» «Армейскому стандарту» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов:
— На Форуме «Армия-2020» Концерн ВКО представил экспортный вариант зенитной ракетной системы большой дальности «Антей-4000». Данная система создана на базе серийно выпускаемой системы С-300В4, которая в этом году впервые участвовала на параде в честь Дня Победы в Москве.
Концерн последовательно продвигает на экспорт все свои современные разработки, включая системы большой дальности. «Антей-4000» имеет улучшенные тактико-технические характеристики, по сравнению с системой «Антей-2500».
Главная особенность — это возможность перехвата баллистических ракет с дальностью пуска до 4 тысяч километров. По сути, это оптимальный вариант системы нестратегической ПРО, в которой заинтересованы многие страны за рубежом.
Но «Антей-4000» еще и крайне эффективно борется с авиационными целями на больших дистанциях. Так что такого сочетания качеств в аналогах за рубежом не имеется.
С высокой вероятностью эта система может заинтересовать наших партнеров по линии военно-технического сотрудничества как в странах Ближнего Востока и Северной Африки, так в Юго-Восточной Азии.
В первую очередь, она будет привлекать за счет своих противоракетных возможностей. Стоит вспомнить, что зенитная ракетная система С-300В разработки Вениамина Павловича Ефремова в конце 1980-х годов обеспечила надежную комплексную защиту сухопутных войск от всех видов угроз, включая такие непростые цели, как баллистические ракеты «Першинг» и «Першинг-2».
Современная система «Антей-4000» не только унаследовала эти возможности, но и стала еще более эффективной благодаря современной электронной компонентной базе, новым материалам и техническим решениям.
Состав комплекса, его ТТХ и возможности
ЗРК «Оса» это не только пусковая установка с ракетами, это сложная боевая система, состоящая из нескольких элементов:
- Пусковая установка 4 ракет на многоцелевом шасси, на ней же установлена РЛС наведения, а также другое оборудование необходимое для наводки и стрельбы.
- Транспортёр боеприпасов, с оборудованием для перезарядки пусковых труб комплекса «Оса». На нем же укладка 8 дополнительных ракет для перезарядки.
- Средства технического контроля и обслуживания на самоходном шасси.
Любая погода не может помешать «Осе» опознать и двумя пусками ЗУР за несколько секунд уничтожить ЛА противника на любой высоте.
Аппаратуру на марше питает газотурбинный агрегат 9И120, на постоянной ОП — двигатель.
На трехосное шасси БАЗ-5937 установлен дизель. Водные преграды преодолевает с помощью водомета. Средства навигации обеспечивают топографическую привязку ОП и прокладку маршрута при перемещениях.
Габариты позволяют транспортировку Ж\Д платформами и военно-транспортным Ил-76.
На гусеничном самоходном шасси смонтированы:
- СОЦ, система служащая для обнаружения летательных аппаратов противника.
- ССЦ, РЛС сопровождения, её задача в контроле и сборе информации о цели противника для определения её направления и параметров движения.
- СРП, компьютер, задача которого обработка информации и определение параметров запуска боевой ракеты для уничтожения цели.
- ЗУР модели 9М33, они должны стартовав по указанной программе достичь и уничтожить цель в заданном квадрате.
Тактико — технические характеристики комплекса изложены в таблице:
9К33 | |
Классификация | Зенитный ракетный комплекс |
Боевая масса | 18 т |
Экипаж | 5 человек |
История | |
Cтрана производитель | СССР |
Годы производства 1970…1975 1970…1975 1980…1988 | 9К33 9К33М2 9К33М3 |
Годы эксплуатации | с 1971 |
Количество выпущенных | более 1200 шт. |
Основные операторы | СССР, РФ, Украина, Белоруссия |
Размеры | |
Длина корпуса | 9140 мм |
Ширина | 2750 мм |
Высота | 4200 (с опущенным радаром) |
Вооружение | |
Дальность стрельбы | 1,5 …10 км |
Другое вооружение | 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях) |
Подвижность | |
Тип двигателя | 5Д20Б-300Б |
Мощность двигателя | 300 л.с. |
Скорость по шоссе | 70 км\ч |
Скорость | 35 по бездорожью 7…10 на плаву |
Запас хода по шоссе | 500 км |
Колёсная формула | 6х6 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная на поперечных рычагах |
Преодолеваемый брод | плавает |
За успешное выполнение задания многих участников постройки новейшего ЗРК наградили Ленинской и Государственной премиями СССР.
Не представляют опасности
Опрошенные RT эксперты назвали «Печору» превосходным оружием времён холодной войны. Однако в современных условиях даже модернизированная версия С-125 не может обеспечить необходимый уровень боевой эффективности. Украинская «Печора» уязвима для комплексов радиоэлектронного подавления и почти всех современных средств огневого поражения.
Директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов полагает, что модернизированная версия «Печоры» способна доставить неприятности только самолётам предыдущего поколения. В разговоре с RT он отметил, что нынешние средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которыми вооружена российская армия, могут легко вывести из строя электронику украинского комплекса.
По его словам, кабина украинского С-125 внешне выглядит ультрасовременно. Например, пуск ракеты оператор осуществляет нажатием клавиши компьютерной мышки (на обновлённых российских ЗРК конструкторы сохранили кнопочный вариант пуска. — RT). Однако система управления комплексом осталась аналоговая (на более современных ЗРК используется цифровая). В связи с этим помехозащищённость перед РЭБ у «Печоры» крайне слабая.
«Украинский С-125 станет не только лёгкой жертвой РЭБ. Без труда он может быть уничтожен как с земли, так и с воздуха. Причина заключается в том, что на развёртывание комплекса уходит порядка 20 минут. Это непозволительно много для современной войны. Для сравнения: российские ЗРК приводятся в боевое состояние в пределах пяти минут», — отметил Кнутов.
Пуск ракеты украинского ЗРК С-125
Кроме того, собеседник RT сомневается, что украинские конструкторы смогли радикально улучшить тактико-технические характеристики ЗУР. По его мнению, увеличение дальности поражения целей, скорее всего, привело к ухудшению показателей точности.
«С-125 — эффективное оружие против малоподвижных целей. В зависимости от расстояния вероятность поражения таких целей двумя ракетами может достигать 96%, но на расстоянии в 40 км вряд ли будет превышать и 30%. Недооценивать «Печору» в любом случае нельзя, но её век как средства ПВО уже прошёл», — сказал Кнутов.
Описание
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20—18000 метров, на дальностях 3,5-25 км.
При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.
Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, стартовый ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.
ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.
За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.
Пуск ракет
Старт ракеты осуществляется с пусковой установки (ПУ) 5П73, которая наводится по углу места и азимуту. Четырехбалочная перевозимая пусковая установка была спроектирована в Конструкторском бюро специального машиностроения под руководством Б.С. Коробова. Без ходовой части и газоотражателей она может транспортироваться автомобилем ЯАЗ-214.
При стрельбе по низколетящим целям минимальный стартовый угол ракеты составляет 9°. Чтобы избежать эрозии грунта, вокруг пусковой установки настилали многосекционное круговое резино-металлическое покрытие. ПУ заряжается последовательно, с помощью двух транспортно-заряжающих машин, построенных на базе автомобилей ЗиЛ-131 или Зил-157, обладающих повышенной проходимостью.
Электропитание станции осуществлялось с помощью передвижной дизель-электрической станции, смонтированной в кузове автомобильного прицепа. Станции разведки и целеуказания тип П-12НМ и П-15 комплектовались автономными источниками электроэнергии АД-10-Т230.
Государственная принадлежность летательных аппаратов определялась с помощью аппаратуры государственного опознавания «свой-чужой».