Отрывок, характеризующий РБУ-1000
Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами. Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска. Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему. – Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы! Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами. – Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса. Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов. «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать. Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой. Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
21. Ф
- Фаворит — ЗРК С-300ПМУ-2
- Фаворит — мини БПЛА
- Фагот — переносной ПТРК 9К111
- Фаза — радиолиния (1РЛ51М)
- Фазан — командно-измерительная система
- Фазом — авиационная подвесная/встроенная бортовая РЛС
- Факел — светошумовая граната
- Факел — прибор бесшумной стрельбы ТКБ-069 к ГМ Искра
- Факел — РЛК палубного самолёта ДРЛО Як-44Э
- Факел — автоматизированное транзисторное радиопередающее устройство (для ПЛ)
- Фактория — переносной ПТРК 9К111М
- Фаланга — ПТРК 2К8 (3М11)
- Фаланга — 9-мм бронебойный патрон ПФАМ (для пистолета «Дятел»)
- Фальцет — АСУ артиллерии 1В12М
- Фантасмагория — авиационная станция целеуказания
- Фантаст — радиовысотомер малых и больших высот
- Фара — портативная РЛС ближней разведки СБР-3 (1РЛ136)
- Фара — (Р-380) узел управления средствами помех КВ радиосвязи
- Фараон — перспективная бортовая РЛС заднего обзора
- Фартук — магнитная приемная антенна
- Фасоль — авиационная станция РЭБ СПС-5
- Фаста — опорно-пусковая установка ПЗРК
- Фауна — перископический лазерный дальномер ПЛД-1 (1Д14)
- Феникс — КА детальной фоторазведки 11Ф624 («Янтарь-2К»)
- Феникс — оптико-электронная станция кругового обзора
- Феникс — гидроакустическая станция
- Феникс — корабельная шумопеленгаторная станция
- Фиалка — 122-мм самоходная гаубица 2С2 (не серийная)
- Фиалка — аппаратура ЗАС М-125МН
- Фианит — телеграфный комплекс
- Фидин — пассивный радиолокационный пеленгатор на Су-24
- Физик — система морского оружия
- Фикус — авиационная аппаратура РЭБ
- Филин — тактический ракетный комплекс 2К4
- Филин — пассивный радиолокационный пеленгатор (авиационный)
- Филин — авиационная станция взаимодействия с ГСН
- Филин — БПЛА радиотехнической разведки (модификация Ту-300)
- Филин — БПЛА вертолётного типа
- Филин — авиационная прицельно-поисковая система
- Филин — ночной разведывательный вертолёт Ми-4Н
- Финист — легкий патрульный самолёт для погранвойск СМ-92П
- Фитафтора — эксплуатационно-ремонтная аппаратура РЭБ Л-075
- Флаг — корабельный РЛК МР-800
- Флагман — КШМ
- Фламинго — большой гидрографический катер пр.14156
- Флейта — боевая машина ПТУР 9П137
- Фобос — станция спутниковой связи Р-440ДБ
- Фон — авиационный лазерный дальномер
- Фон — проект двухэшелонной системы ПРО с элементами космического базирования
- Фонтан — серия устройств для локализации взрыва
- Формат — проявочная машина для позитивных фотоматериалов К1-87П3
- Форос — быстроходный патрульный катер
- Форпост — КА военной связи 11Ф626 («Стрела-2М»)
- Форт — корабельный ЗРК С-300Ф
- Форт — пистолет
- Фортуна — телеграфный комплекс
- Форум — корабельная РЛС обнаружения воздушных целей
- Фот — оптическая прицельная станция АУ «Рой»
- Фотон — лазерный бинокль-дальномер
- Фотон — автоматический космический комплекс
- Фотон — оптический измерительно-испытательный комплекс
- Фрам — КА фоторазведки 11Ф635 («Зенит-4МКТ»)
- Фрегат — универсальный разгонный блок 14С44 для РН
- Фрегат — большой противолодочный корабль пр. 1155
- Фрегат — морской спасательный самолёт Ту-16С
- Фрегат — авиасбрасываемый спасательный катер
- Фрегат — корабельная РЛС МР-700
- Фрегат — корабельная аппаратура опознавания
- Фрегат — радиостанция СДВ-диапазона Р-826ПЛ (Ту-142МР)
- Фтор — разведывательная аппаратура на КА «Гектор»
- Фугас — проект атомного ракетного крейсера пр.1165
- Фуи — корабельная РЛС управления стрельбой
- Фундамент — ряд комплексов средств автоматизации радиотехнических формирований
- Фургон — РЛС П-14Ф (1РЛ113Ф)
- Фуркс — корабельная РЛС
- Фуркэ — РЛС 5П27М
- Фурнитура — специальный водолазный комплекс
- Фут — корабельная РЛС обнаружения воздушных целей
- Фут — корабельный ПУС
Стандартная комплектация и технические параметры
Основная схема включает силос для хранения цемента, бункера для инертных наполнителей и устройства по их дозированию и подачи, баки для воды и пластификаторов (хорошие модели оснащены фильтрами), пневматические системы и блоки управления. Всесезонные разновидности имеют утепленный корпус, высокопроизводительные линии дополнительно укомплектованы котлом с парогенератором. К техническим показателям бетонных узлов относят:
- Производительность – количество бетона в м3/ч, изготовленного в соответствии с заданными параметрами качества.
- Установленную и потребляемую мощность, в кВт.
- Емкость складов цемента и инертных заполнителей и число бункеров для засыпки материала с разными фракциями и свойствами, измеряется в м3.
- Тип установленного смесителя и его объем.
- Масса и габариты растворного узла.
Советы по выбору
Главным учитываемым фактором является назначение устройства, для строительных фирм лучше подходят передвижные мини-узлы с производительностью в пределах 10-15 м3/ч, для заводов, выпускающих товарные марки, требуются комплексы от 30 кубов и выше, в противном случае энергозатраты не окупаются. При планировании замесов разных марок предпочтение отдается вариантам с большим числом бункеров для инертных наполнителей (от 3 и выше) и с возможностью размещения в них перегородок
При работе со значительными объемами вяжущего обращается внимание не только на емкость и число складов, но и на систему их вентилирования, в силосах с принудительной аэрацией активность цемента сохраняется лучше, что положительно сказывается на качестве бетона
Большинство современных узлов со средней и высокой производительностью оснащены двухвальными БС с принудительным перемешиванием
Вне зависимости от типа бункера при покупке нового агрегата обращается внимание на качество металла отдельных элементов, б/у – на состояние лопастей и стенок
Дополнительно учитываются:
- Сроки проектирования, доставки, монтажа или разборки. Мобильные бетонные заводы начинают работу практически сразу после попадания на площадку и загрузки компонентов, полустационарные устанавливаются и разбираются от 3 до 4 дней, на запуск постоянных комплексов уходит от 2 до 20 дней, в зависимости от габаритов и назначения.
- Сроки гарантии и качество технического обслуживания. Хорошие компании обеспечивают устранение неполадок в течение 36 месяцев как минимум и обучают персонал.
- Возможность внесения изменений в комплектацию и увеличения производительности, ремонтопригодность отдельных узлов.
- Климатические условия региона – при планировании круглогодичного использования требуется всесезонная установка.
Стоимость моделей
Наименование | Краткое описание | Произво-дительность, м3/час | Мощность, кВт | Цена, млн. рублей |
Бетонный завод УБРС-10, Ярстройтехника | Установка с электронной системой дозирования, одним складом цемента на 20 м3, поставляемая в комплекте с порообразователем. Имеет смеситель принудительного действия на 750 л | 24 | 45 | 4,47 |
Мобильный Компакт-15, ZZBO | Оборудование, работающее в полностью автономном режиме, оснащенное двухвальным смесителем БП-2Г-375, дозирующим комплексом для основных компонентов на 2-4 емкости общим объемом до 24 м3 и блоком дозаторов | 12-15 | 25 | 3,13 |
Всесезонный БЗ Флагман-90, ZZBO | Высокопроизводительный автоматизированный узел утепленного типа с двухвальным бетоносмесителем объемом 2250 л, 3 бункерами по 18 м3 для инертных наполнителей, силосом на 100 т и блоком дозаторов БД-90 | 70-90 | 106 | 8,45 |
Ferrum mix 10, Феррум-Гарант | Мобильный БРУ летнего исполнения для приготовления сортовых бетонов любого типа со складом цемента на 20 т и встроенным пандусом. Высокая скорость сборки и демонтажа (1-2 дня), при необходимости транспортируется на автопоездах | 10-15 | 22,3 | 2,69 |
Crocus Compact 1.1.Л1, Euromix | Передвижной бетонный завод с дозированной подачей компонентов и автоматизированной СУ по принципу «одна кнопка» | До 30 | 50 | 3,3 |
Mekamix 180, Мека | Полностью автоматизированный завод всесезонного исполнения, при необходимости перемещаемый на другие площадки. Узел оснащен 2 бункерами для инертных наполнителей, 4 – для вяжущего, дозаторами воды, цемента и химических добавок | 180 | 215 | 23,8 |
Mix Master-30, Elkon | Приобъектный БСУ с планетарным смесителем и конвейерной подачей компонентов | До 35 | 50 | 2,1 |
Приобретение б/у мини-узла обходится в 500 000 рублей, линии со средней производительностью – не дешевле 3 млн. Расценки при аренде зависят от функциональности и вырабатываемого объема раствора: сдача мобильных РБУ, выпускающих до 16 м3/ч, имеет среднюю цену 12000 рублей за смену, более крупные передвижные и полустационарные комплексы – от 24000 и выше.
Характеристики глубинных бомб
В таблице приведены параметры наиболее известных боеприпасов, использовавшихся для борьбы с подводными лодками:
Название | ББ-1 | Mk.6 (США) | МкVII (Англия) | РГБ-60 (СССР) |
Вес | 165 кг | 191 кг | 185 кг | 119,5 кг |
Предел глубины | 100 м | 183 м | 305 м | До 450 м |
Скорость погружения | 2,1-2,3 м/с | 3,7 м/с | До 3 м/с | 11,6 м/с |
Радиус поражения | Около 5 м | 6,4 м | 6,1 м | Нет данных |
Тип взрывчатки | Тротил | Тротил | Минол | Тротил |
Первые три типа глубинных бомб были созданы в 30-40-е годы прошлого века, реактивная РГБ-60 – в 50-е годы. Как видно, СССР первоначально отставал от своих союзников по антигитлеровской коалиции по качеству боеприпасов, чем и объясняется использование противолодочного оружия, полученного по ленд-лизу.
«Новороссийск» — тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3
Все эти проблемы на первом корабле проекта 1143 были неизбежными «болезням роста». И разумеется, конструкторы не сидели на месте, и постоянно совершенствовали конструкцию кораблей. Ещё до передаче флоту «Киева», был готов технический проект 1143М «Кречет», значительно повышавший эксплуатационные характеристики корабля (по нему, также известному как проект 1143.2 был достроен второй авианесущий крейсер — «Минск»).
А в 1978 г. на основе опыта эксплуатации первенцев проекта 1143, был разработан следующий проект ставший основным для последующих кораблей, и получивший новый шифр: 1143.3 (с 1981 г. 11433). По нему достраивался «Новороссийск».
В отличие от первых двух авианесущих крейсеров: «Киева» и «Минска», третий корабль, «Новороссийск» значительно отличался конструктивно: перепланировке подверглись 40% помещений корпуса и надстроек, была существенно расширена авиагруппа, увеличен на 50% запас авиатоплива на борту, взлетная полоса корабля была оборудована тремя газоотводными устройствами под перспективные Як-141 (казалось, ещё немного, и они начнут поступать на вооружение), также на корабле могли базироваться летательные аппараты массой до 15 тонн, а приземление на палубу (без постановки в ангар), обеспечивалось даже для таких громад как транспортный вертолет Ми-6.
Планировалось значительно усилить ПВО корабля за счет а счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал», а 30-мм АУ АК-630М — ЗРАК «Кортик».
Однако по ряду причин, самый совершенный из трех «Кречетов» на тот момент, «Новороссийск» получился самым обиженным в плане вооружения: он не только не дождался своих Як-141, ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал», но и… лишился штатной ЗРК «Оса». РЛС «Подкат» же была установлена так нерационально, что обе её антенны имели «закрытый сектор» из-за высокой палубной надстройки, а на первых порах ещё и забивали сигнал друг друга. Исправить эти неприятные мелочи удалось далеко не сразу.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» («Баку»)
Защита от воздушного нападения
Основа противоракетной обороны на этих кораблях — С-300Ф (Форт), крутящиеся барабаны которого размещались под палубой судна. Общее число противовоздушных ракет – 96 штук. На «Петра Великого» был установлен обновленный С-300ФМ «Форт-М», который существует в единственном экземпляре. Одновременно такой комплекс может нейтрализовать до шести целей, попутно сопровождая еще 12. На каждую из «побочных» целей наводится ракета, причем этому не мешают возможные помехи в эфире, которые может ставить потенциальный противник.
Тяжелые крейсеры проекта 1144 «Орлан» в настоящее время несут по 94 таких ракеты. Уменьшение их количества обусловлено увеличением массогабаритных характеристик. Изначально сей уникальный комплекс создавался на базе сугубо сухопутного армейского ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит»
Его преимущества перед стандартным «Фортом» состоят в том, что он может поражать цели на расстоянии до 150 километров, причем минимальная высота перехвата – всего 10 метров, что чрезвычайно важно в условиях ПКР, которые «обожают» подлетать к цели на предельно малой высоте. Увеличения покрываемой зоны поражения удалось достичь за счет резкого улучшения характеристик используемо в составе комплекса электроники
История
4.1 Строительство
В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.
4.2 Испытания
В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.
4.3 Боевая служба
В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.
Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП Як-141, от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка Як-141 отменилась.
В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.
4.4 Продажа крейсера
Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей МиГ-29 К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.
Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.
Вооружение
Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:
- авиация, включая самолеты и вертолеты;
- средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
- противолодочные комплексы.
С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.
Самолеты
Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:
- 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
- 4 вертолета Ка-27РЛД;
- 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
- 2 вертолета Ка-27ПС.
Фактическая авиационная группа состоит из:
- 14 истребителей Су-33;
- двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
- 10 истребителей МиГ-29К;
- 4 истребителей МиГ-29КУБ.
ПКР «Гранит»
На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.
Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.
ЗРК «Кинжал»
Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.
ЗКБР «Кортик»
В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.
Глубинные бомбы
Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.
АК-630
В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.
Атомная глубинная бомба Mk.90 Betty (США)
Появление ядерного оружия заставило командование американского военного флота задуматься о перспективах его применения против подводных лодок. Первый опыт такого рода был получен в 1946 году во время операции Crossroads, когда две атомные бомбы были взорваны в испытательных целях над лагуной тихоокеанского атолла Бикини. Основной мишенью при этом считались надводные корабли, но удару подверглись и субмарины.
Задача по созданию глубинной ядерной бомбы была поставлена лишь в 1952-м. Спустя три года удалось создать атомный боеприпас необходимых габаритов. Мощность его составляла 32 килотонны. Испытательный взрыв был проведен 14 мая 1955 года в Тихом океане, на глубине в 600 с лишним метров.
Водяной султан, возникший при взрыве атомного заряда для глубинной бомбы Betty
Полученные результаты сочли удовлетворительными, и уже через несколько месяцев развернулось серийное производство атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Mk.90 Betty. Её масса составляла 1,12 тонны при длине в три с лишним метра. Предполагалось, что атаковать подводные лодки с помощью нового оружия смогут самолеты – сброс столь мощной боеголовки даже с самого скоростного корабля стал бы просто самоубийством.
Носителями «Бетти» стали палубные бомбардировщики Grumman S2F-2 Tracker. «Атомная» версия этого самолета имела несколько увеличенные размеры из-за удлиненного бомбового отсека. В целом же Mk.90 не очень нравилась военным морякам и летчикам из-за чрезмерно сильного заряда и значительных габаритов. Поэтому, начиная с 1958 года, её стали постепенно заменять на более совершенную Mk.101 Lulu.
Корпус и архитектура
На корабле располагаются 6 палуб, 49 коридоров и 8 ярусов надстройки. В последних размещено большое количество радаров и антенн. Там же под палубой находятся ракетные установки.
По всей длине судна насчитываются 16 основных отсеков, разделённых водонепроницаемыми переборками. Корпус ТАРКРа отличается удлинением полубакана две трети от общей длины. Высота от основной плоскости до фок-мачты рейдера составляет 59 км.
Кормовой отдел занимают ангар для вертолёта и главная силовая установка. Под ними оборудованы подъёмник вертолётов и склад для авиационного топлива и боезапасов.
Энергетическая установка и ходовые качества
Два атомных реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью в 300 МВт являются основной энергетической установкой ТАРКР. Они развивают скорость в 32 узла и имеют гарантийный срок на 50 лет. Два дополнительных нефтяных паровых котла дают возможность проплыть до 1000 миль в случае сбоя главной движущей силы.
Они обеспечивают паром две турбины по 75 тысяч л.с., крутящие два гребных вала с пятилопастными винтами.
Электроэнергией снабжают 4 электростанции общей мощностью 18 МВт, 4 паротурбогенератора по 3 МВт каждый и 4 газотурбогенератора по 1,5 МВт.
Экипаж и обитаемость
Подразделение «Петра Великого» составляет 744 человек, из них 101 офицер, 130 мичманов, 513 матросов. Лётный состав – 18 персон.
Штат корабля размещается в 1600 помещениях.
- В 140 одно- и двухместных каютах живут офицеры и мичманы.
- В 30 кубриках, рассчитанных на 8-30 человек, располагаются матросы и старшины.
- Всего на корабле насчитывается 220 тамбуров.
- Для команды оборудованы 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухэтажный медицинский блок, спортзал, три кают-компании, салон для отдыха и телестудия.
История службы
09.04.1998 г. атомный крейсер вступил в Северный флот.
13.08.2000 г. благодаря гидроакустической системе корабль первым обнаружил место в Баренцевом море, где потерпел катастрофу АПЛ «Курск».
20.08 — 14.09.2005 г. ТАРКР во главе отряда рейдеров нёс боевую службу в Северной Атлантики.
22.09.2008 г. «Пётр Великий» вместе с другими суд нами вышел на задания в Средиземное и Карибское моря.
12.02.2009 г . крейсер захватил три корабля сомалийских пиратов в Аденском заливе. Впоследствии экипаж передал преступников властям Йемена.
Весной 2009 г. завершился шестимесячный поход, ставший впервые самым длительным для надводного корабля ВМФ России.
30.03.2010 г. ТАРКР покинул порт Североморска для участия в военных учениях «Восток-2010», а затем в российско-индийских под названием «Пассекс» до ноября 2010 г.
22.10.2013 г. рейдер вышел в поход в Средиземное море и вернулся 18.05.2014 г.
15.10.2016 г. крейсер поплыл на боевую работу против боевиков в Сирии и обратно приплыл 8.02.2017 г.
Стрельба
Наведение реактивной бомбометной установки РБУ-6000 осуществлялось по горизонтали и вертикали. Двенадцать расположенных по кругу стволов заряжались автоматически.
С главного капитанского пульта вводились значения глубины подрыва, оттуда же осуществлялось управление огнем до четырех установок РБУ-6000. Время реакции между обнаружением вражеской подлодки и упреждающим залпом составляло 1-2 минуты.
Отметка цели производилась гидроакустическими системами или судовыми навигационными системами типа «Дозор-Тюльпан».
Силовые приводы считывают заданный угол стрельбы при обнаружении цели и удерживают стволы бомбомета в том же положении во время обстрела.
Подъемная сила
Авианосец у нас сейчас один, и то в ремонте. Зато есть планы по строительству новых подобных кораблей. Судя по выставкам вооружений, их два. Это проекты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ведущий институт в области проектирования кораблей) и Невское ПКБ (основной проектант больших «платформ») — авианосцы проекта 23650 «Шторм» и 11430 «Ламантин». Кроме энергоустановки их роднит то, что это циклопические машины водоизмещением от 70 до 90 тыс. т и длиной более 300 м. На них могут базироваться до 90 летательных аппаратов, в том числе и беспилотных.
Для сравнения, у «Адмирала Кузнецова» водоизмещение чуть более 60 т, и он несет 50 летательных аппаратов. Но все это пока проекты. Стоимость разработки и строительства только одного авианосца оценивается экспертами в 300–400 млрд рублей. Сумма гигантская, особенно если учесть, что для создания полноценного авианосного флота надо как минимум два, а то и четыре таких корабля.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС
Между тем даже сами модели этих кораблей весьма показательны. Ведь по ним легко проследить, куда движется конструкторская и флотская мысль в области создания авианосного флота. Прежде всего это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней вместо массивной островной надстройки, как на «Адмирале», — вышка управления. Это экономит место на палубе и снижает радиозаметность корабля в море. На корме и в носовой части самолеты и вертолеты нескольких типов: тяжелые истребители Су-57, легкие МиГ-29К/КУБ и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Як-44.
При этом на самой летной палубе две взлетно-посадочные полосы: большая и поменьше. Одна, «классическая», — с трамплином, вторая — плоская, как на американских авианосцах. На ней предполагается установить электромагнитную катапульту. У старта с трамплина более высокие требования к тяговооруженности истребителей, так как, чтобы подняться в воздух в полной боевой экипировке, самолет должен вывести двигатели в режим форсажа. Это не только вырабатывает ресурс, но и повышает расход топлива, что в итоге сокращает время выполнения боевого задания.
В то же время электромагнитная катапульта способна буквально выбросить машину с палубы, словно пушечное ядро. При этом, в отличие от трамплина, самолеты при таком старте можно поднимать в воздух при более высоких показателях качки, ветра и волнения. По некоторым данным, в отличие от самих проектов авианосных кораблей, электромагнитная катапульта не только создана, но и прошла испытания.
Зачем вообще России авианосцы?
Летчик-испытатель корпорации «МиГ» Герой России Михаил Беляев рассказал, что с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным гаком за трос аэрофинишера, что сделать без специальной подготовки очень сложно.
В условиях перманентного ремонта единственного нашего авианесущего крейсера отрабатывать навыки посадки на «коробок» сложно, но возможно. В отсутствие «палубы» наши пилоты летают на тренажерах. Компьютерный комплекс с 3D и гидроприводами, имитирующими положение самолета в пространстве, находится в Москве. Реальная палуба с трамплином — в Крыму. Это учебно-тренировочный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации) — уникальное сооружение, имитирующее палубу авианесущего крейсера. Благодаря ей летчики могут получить необходимый опыт в ожидании приземления на плавучий аэродром.
Силовая установка
В конструкции использован реактор КН-3 (с активной зоной ВМ-16). Данная установка – прямой потомок ледокольных реакторов ОК-900, но при этом сильно от них отличается. Основным дифференцирующим фактором является уран с высокой степенью обогащения. На одной заправке крейсер может работать не менее десяти лет. Реакторы двухконтурные, в каждом контуре в качестве теплоносителя используется вода (точнее, бидистиллят). Это специальная вода очень высокой степени очистки, циркулирующая сквозь активную зону под давлением в 200 атмосфер. Это обеспечивает едва ли не мгновенное закипание второго контура и высокий КПД всей установки.
Силовая установка использует схему с двумя валами, причем на каждом из них «трудится» по 70000 л. с. Полностью установка размещается в трех кормовых отсеках. Общее число атомных реакторов – два, их суммарная мощность составляет 342 МВт. Для сравнения, Пермская ГРЭС выдает 2400 Мвт, так что корабль потребляет энергию, которой хватит на город, в котором проживает 100-150 тысяч человек. В турбинных отделениях имеется (помимо основных) по два резервных котла.
Нужно помнить, что проект 1144 «Орлан» имеет резервную силовую установку (не атомную), которая позволяет кораблю развивать скорость в 17 узлов. Запасы дизельного топлива таковы, что крейсер может пройти до 1300 морских миль. При использовании атомных реакторов судно может развивать скорость до 31 узла, причем запас хода становится неограниченным. Продуманные обводы корпуса обеспечивают этим кораблям прекрасные мореходные качества, позволяющие в кратчайшие сроки покрывать огромные расстояния.