Подвижный комплекс и его колесница
Новизна мобильной установки, предназначенной для стрельбы из любой точки маршрута боевого патрулирования (позиционного района), заключается в так называемом неполном вывешивании контейнера. Эта техническая особенность предполагает возможность развертывания на любом грунте, включая мягкий. Также значительно улучшена маскировка, что затрудняет обнаружение комплекса всеми существующими средствами разведки, в том числе космическо-оптической и радиоэлектронной.
Подробно следует остановиться на транспортном средстве, предназначенном для перевозки и запуска ракеты «Тополь-М». Характеристики этой мощной машины вызывают восхищение специалистов. Она огромна – весит 120 тонн, но при этом очень маневренна, имеет высокую проходимость, надежность и скорость. Осей восемь, соответственно, шестнадцать колес высотой 1 м 60 см, все они ведущие. Восемнадцатиметровый радиус разворота обеспечивается тем, что все шесть (три передние и три задние) осей могут поворачиваться. Ширина пневматиков – 60 см. Высокий просвет между днищем и дорогой (он составляет почти полметра) обеспечивает беспрепятственное прохождение не только по пересеченной местности, но и вброд (с глубиной дна более метра). Удельное давление на грунт вдвое ниже, чем у любого грузовика.
Приводится в движение мобильная установка «Тополь-М» силовой 800-сильной дизель-турбо установкой ЯМЗ-847. Скорость на марше – до 45 км/ч, запас хода – не менее полутысячи километров.
Устройство
Замаскировать железнодорожный комплекс под обычный поезд было задачей не простой. В состав входили железнодорожные пусковые установки, вагоны обеспечения, вагоны с персоналом, и три тепловоза.
В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.
Внешне железнодорожный комплекс выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.
Пусковой вагон практически идентичный обычному рефрежиратору., только имеет восемь колёсных пар. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет. Пусковой вагон был оборудов раздвижной крышей, и специальным устройством, отводящим контактную сеть в сторону. Перед стартом ракета принимает вертикальное положение.
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.
Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.
Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.
История создания
Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.
КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:
- применение РГЧ ИН;
- использование автономной системы управления с БЦВМ;
- размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
- возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
- наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
- высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
- использование более совершенной системы управления;
- повышенная живучесть комплексов;
- увеличенный радиус поражения объектов;
- повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
- радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,км | 10100 |
Головная часть | |
---|---|
мощность заряда, Мт | 10 х 0.43 |
вес головной части, кг | 4050 |
Длина ракеты, м | |
полная | 23.0 |
без головной части | 19.0 |
в ТПК | 21.9 |
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м | 2.4 |
Стартовый вес , т | 104.80 |
Полетная надежность | 0.98 |
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс | 31 |
Скорость движения, км/час | 80 |
Первая ступень | |
длина,м | 9.7 |
диаметр,м | 2.4 |
вес,т | 53.7 |
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс | 218/241 |
Вторая ступень | |
длина,м | 4.8 |
диаметр,м | 2.4 |
тяга ДУ,тс | 149 |
Третья ступень | |
длина,м | 3.6 |
диаметр,м | 2.4 |
тяга ДУ,тс | 44 |
Пусковая установка | |
длина,м | 23.6 |
ширина,м | 3.2 |
высота,м | 5.0 |
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2 | |
в продольном направлении | 0.3 |
в поперечном направлении | 0.2 |
Боевое применение
На вооружении России сегодня стоят 75 баллистических ракетных комплексов «Сатана». Ракеты заключают в себе 750 ядерных боезарядов. Всего ядерный щит РФ насчитывает больше чем 1670 боевых зарядов и половина из них – это «Сатана». Но с 2015 года часть ракет этой модификации постепенно заменяется более современными боевыми ракетными комплексами.
Боевое применение «Сатаны» не осуществлялось ни разу из-за того, что это очень мощное смертоносное оружие может нанести непоправимый ущерб экологии и человечеству в целом. Применение даже одной ракеты может привести к исчезновению, например, целого штата на территории США. В середине 80-х гг. производилась массовая замена Р-36М на усовершенствованные установки.
Р-36М недоступна электромагнитным импульсам, так как СУ «Воеводы» продублированы пневматическими и электронными автоматами. Для преодоления противоракетной обороны неприятеля «Сатану» оснастили ложными целями, как легкими, так и квазитяжелыми, дипольными отражателями и генераторами активных помех.
Благодаря усилиям советских ученых и конструкторов, работавших над созданием баллистического ракетного комплекса «Сатана» или «Воевода», было создано уникальнейшее и сильнейшее оружие на планете. Эти межконтинентальные ракеты являются гордостью Российских РВСН и в наше время.
Несмотря на огромные прилагаемые усилия, потенциальные противники Российской Федерации до сих пор не смогли создать ничего подобного по мощи и эффективности. России можно не опасаться за безопасность нашей Родины и ее жителей.
Скорость (ракета)
«Скорость» (индекс комплекса/ракеты — 15П666/15Ж66) — подвижный грунтовый ракетный комплекс передового базирования с твердотопливной баллистической ракетой средней дальности 15Ж66, разрабатывавшийся в СССР в 1980-х годах, но не принятый на вооружение в связи с подписанием Договора РСМД.
Разработка комплекса началась в 1982 году в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе. Работа велась с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 «Пионер»/«Пионер-3». Постановление Совета Министров СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 года, в апреле военно-промышленная комиссия Министерства обороны СССР утвердила план-график разработки комплекса.
По некоторым данным, с размещением ПГРК «Скорость» в ГДР и Чехословакии планировалось освободить часть ракет РСД-10 с их передислокацией на Чукотку. В 1984 году на Чуктоку была передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального сооружения «Портал» — к месту будущей дислокации ПГРК «Пионер» .
Шасси для ПГРК разработал Минский автозавод: МАЗ-7908 (колёсная формула — 8×8) с двигателем В-58-7 мощностью 710 л.с., грузоподъемностью 36 000 кг (собственная снаряженная масса 24 000 кг) .
Разработка ракеты была завершена в 1986 году. Лётно-конструкторские испытания начались в марте 1987 года. 1 марта на полигоне Капустин Яр был выполнен первый и единственный пуск, завершившийся неудачей: из-за прогара сопла на двигателе первой ступени ракета самоликвидировалась. Меньше чем через неделю, 7 марта 1987 года указом Горбачёва дальнейшая разработка ракеты была прекращена. К этому времени на ВМЗ успели собрать 10 ракет .
Численность и цена
Каждая ракета этого типа является самой мощной в мире. Никакая уже существующая межконтинентальная ракета не способна нанести по противнику более сокрушительного ядерного удара. Именно из-за этого невиданного могущества в западных СМИ эту ракету нарекли «Сатаной». Собственно эта мощь и пугала всю мировую общественность. Так во время переговоров, на которых обсуждалось сокращение наступательного вооружения. Американскими представителями предпринимались самые разнообразные шаги по полному их сокращению и запрету по модернизации этого «тяжелого» оружия.
В 1983 году численность пусковых установок SS-18 в самых разнообразных модификациях достигала 308 единиц. В 1988 году начала происходить замена ранних модификаций на Р-36М2. Общую численность ракет с пусковыми установками оставили неизменной, а это соответствовало советско-американской договоренности. Снятые с вооружений ракеты «Сатана» должны были быть утилизированными. Все же утилизация по своей стоимости оказалась довольно-таки дорогостоящим занятием. Вследствие этого на самом верху приняли решение об использовании ракет для производства запуска спутников.
Таким образом, себестоимость вывода на орбиту килограмма полезного груза выходит дешевле, чем при помощи других имеющихся ракетоносителей. Такие относительно недорогие запуски ракетоносителей легко привлекают заказчиков. Однако при сравнительно небольшой полезной нагрузке ракеты обладали и соответствующими ограничениями. Так, запуск ракеты «Сатана» со стартовым весом приблизительно 210 тонн относился к категории «легкие баллистические ракеты».
Устройство и ТТХ характеристики
Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.
По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.
Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.
Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.
Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.
Ракета «Сармат» – не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».
Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.
Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока
По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:
- максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
- изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
- боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.
Граниту — 30 лет
В условиях начавшегося послевоенного противостояния основная угроза нашей стране исходила со стороны Мирового океана. И если на суше наша страна в военном отношении не уступала США, их союзникам по НАТО и другим военным блокам, то на море их превосходство было абсолютным. Так, в 1968 году был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения CVN 68 «Нимиц» – родоначальник большой серии кораблей этого класса. По сравнению со своими предшественниками «Нимиц» имел более высокую живучесть и повышенную ударную мощь. Новые перехватчики взаимодействовали с палубными самолетами ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), которые обладали способностью одновременно сопровождать несколько десятков самолетов и крылатых ракет, летящих на различных высотах (в том числе и предельно малых), на дальности до 300 км и наводить на них истребители-перехватчики. Рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосного соединения ВМС США значительно расширился, достигнув 450-500км. В результате «противоавианосные» возможности советских ПЛАРК проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и «дальнобойного» ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей. Так, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 539-186 от 10.07.1969 года началась разработка противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» дальнего действия для вооружения новых атомных ракетных подводных лодок и ракетных крейсеров.
Суть разработки заключалась в создании мощной группировки ударных атомных подводных лодок со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности. Именно такой «машиной» стала созданная коллективом НПО машиностроения ракета «Гранит». По замыслу конструкторского коллектива ракета может применяться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Но не только высокие летные характеристики и защищенная от радиоэлектронного противодействия головка самонаведения позволяют ракете «Гранит» устойчиво сохранять свои уникальные боевые возможности. Главное достоинство ракеты – реализация оригинальных способов наведения на цель. В ней воплотился богатый опыт НПО машиностроения по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля одной ракетой или залпом против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все непревзойденные тактические возможности российского оружия
Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные данные по современным классам кораблей
К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней – конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. После длительных и всесторонних испытаний, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19.07.1983 года комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных подводных лодок нового поколения пр.949, 949А, тяжелых атомных ракетных крейсеров пр.1144,1144.2 и тяжелых авианесущих крейсеров пр.1143.5. Сегодня в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» реализуется программа поддержки высокой эффективности ракеты «Гранит» на протяжении всего срока ее службы. Реализованные в конструкции ракеты «Гранит» технические решения уже легли в основу концепции создания нового типа противокорабельных ракет.
Константин ДАНИЛОВ, Главный конструктор по направлению
Конструкция и возможности “Тополя”
РТ-2ПМ — трехступенчатая твердотопливная МБР с последовательным расположением ступеней. Использует твердое смесевое топливо. Каждая из трех ступеней — с твердотопливным двигателем с одним неподвижным соплом. На первой ступени размещены поворотные газоструйные и аэродинамические рули. Также оснащена отдельной ступенью выведения боевого блока.
ТАСС/Минобороны РФ
Старт “Тополя” — из транспортно-пускового контейнера, “минометный”, с использованием порохового аккумулятора давления: ракета “выстреливается” из контейнера, после чего запускается двигатель первой ступени. Операции предстартовой подготовки и пуска полностью автоматизированы. Система управления — автономная инерциальная.
Комплекс патрулирует на площади по дорогам различной категории. “Для него должна быть густая сеть дорог. Если дорог будет мало, то живучесть его снизится. Поэтому необходимо, чтоб была плотность этих дорог по площади”, — подчеркивает Дворкин.
И надо иметь в виду, что он не все время движется, обычно стоит либо в “Кронах” (стационарные легкие укрытия) на пунктах постоянной дислокации, откуда он может выходить по тревоге, либо на полевых стартовых позициях. Он в основном стоит, но периодически меняет свое положение, поскольку противник может обнаружить его из космоса или другим способом Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор
На время эксплуатации ракета размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность. Пусковая установка размещена на автомобильном шасси МАЗ-7912/7917.
Развернуть
В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления
Богдан Руденко/Минобороны России
Комплекс способен преодолевать реки вброд высотой 1,1 м. Пусковая установка может перевозиться на понтонах. “Да, определенная местность должна выдерживать определенную нагрузку на грунт. Я хочу сказать, что удельная нагрузка комплекса, там делается специальное приспособление, когда шины подспускаются. Он идет по не очень твердой местности. Удельная нагрузка — это как человек весом 100 кг давит на грунт”, — рассказывает генерал-полковник Есин.
Комплекс может заходить в лесную местность, маскироваться под кронами деревьев, если его ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между этими деревьями. То есть “Тополю” не требуется инженерной подготовки местности Виктор Есин экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник
Согласно данным из открытых источников, РТ-2ПМ имеет следующие характеристики:
- дальность полета — около 10 тыс. км;
- стартовый вес — 45,1 т;
- забрасываемый груз — до 1 т;
- боевое оснащение — один термоядерный заряд мощностью 550 кт;
- точность (круговое вероятностное отклонение) — 150–900 м;
- габариты: диаметр — 1,8 м, высота — 21,5 м.
У РС-12М две модификации: “Тополь-М” — твердотопливная ракета универсального (шахтного и мобильного) базирования с новой системой управления, повышенной точностью, большей полезной нагрузкой и новым комплексом преодоления ПРО; “Тополь-Э” — экспериментальная ракета для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР.
Развернуть
Автоматический гирокомпас пусковой установки “Тополь”
Роман Азанов/ТАСС
Кстати, на многих фото комплекс “Тополь” часто показывают только с одного бока. Дворкин объясняет это обычной традицией, “потому что на другом боку находится устройство, которое помогает обеспечивать ему прицеливание”. Эта система связана с определением местоположения пусковой установки после того как она начинает развертываться. “Она определяет местоположения точки, хотя он считывает, когда идет, — у него тоже курсовая система считывается. А здесь — чтоб окончательно определить свое точное местоположение и точно азимут пуска”, — говорит о предназначении этой системы Есин.
О названии комплекса часто высказывалось много домыслов и предположений, почему вдруг “Тополь”. Генерал Есин так прокомментировал: “Все опытно-конструкторские работы (ОКР), которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, сведены в единый свод, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и оно потом утверждается. “Тополь”, “Ярс” — некоторые пытаются к чему-то привязать, а на самом деле это название ОКР, шифр который задается, чтоб не секретно можно было вести переписку по той или иной ОКР, не раскрывая ее смысл, задается такое название”. При этом заводское название уже совсем другое.
Классификация ракет РФ
Боевые ракеты представляют собой непилотируемые летательные устройства, доставляющие к цели поражающие средства полетом на реактивном двигателе.
Различают пять классов ракет:
- земля-земля;
- земля-воздух;
- воздух-земля;
- воздух-воздух;
- воздух-поверхность.
В свою очередь, выделяют различные типы ракет земля-земля:
- по траектории полета — баллистические и крылатые;
- по предназначению — тактические, оперативно-тактические и стратегические;
- по дальности.
Земля-земля
Российские ракеты земля-земля запускаются с ракетных комплексов (РК), расположенных в шахтах, на земном рельефе или на кораблях, и предназначены для поражения наводных, наземных и заглубленных в землю целей.
Пуски таких ракет возможны как с неподвижных сооружений, так и с передвижных самоходных либо буксируемых установок.
Ранее на вооружении ракетных войск состояли в основном неуправляемые ракетные снаряды (НУРС). Новые ракеты земля-земля создают и производят управляемыми, снабженными аппаратурой, регулирующей их полет и обеспечивающей достижение цели.
Земля-воздух
Зенитно-ракетный комплекс С-400
Класс земля-воздух объединяет зенитные управляемые ракеты (ЗУР), рассчитанные на уничтожение воздушных целей, в основном боевой и транспортной авиации противника.
По способу запуска и управления различают четыре вида ЗУР:
- радиокомандные;
- наводящиеся по радиолучу;
- самонаводящиеся;
- комбинированные.
Также ракеты земля-воздух различаются по аэродинамическим особенностям, дальности, высоте и скорости воздушных «мишеней».
Показательный пример российских ЗУР — зенитные комплексы с ракетами средней и большой дальности С-400, фигурирующие в скандале с планируемой поставкой Турции, вызвавшей бурные возражения со стороны США.
Воздух-земля
Воздух-земля — ракетные средства поражения наземных и заглубленных целей, находящиеся на вооружении бомбардировочной и штурмовой авиации. По предназначению и дальности классифицируются аналогично с ракетами земля-земля. По типам целей дополнительно выделяют противотанковые ракеты воздух-земля для ударов по вражеской бронетехнике и противорадиолокационные — для выведения из строя радиолокационных станций (РЛС).
Воздух-воздух
Ракеты воздух-воздух — вооружение российской истребительной авиации, созданное для уничтожения пилотируемых и беспилотных вражеских летательных аппаратов (ЛА).
По дальности бывают:
- малой — для удара по визуально обнаруженной пилотом цели;
- средней — для поражения цели на расстоянии до 100 километров;
- большой — для запуска на расстояние свыше 100 км.
Системы наведения при пусках ракет воздух-воздух используются радиокомандные (в ракетах СССР К-5), активные и полуактивные радиолокационные (АРЛС — в Р-37, Р-77 и ПРЛС — в Р-27), инфракрасные (в ракетах Р-60 и Р-73).
Ракета воздух-воздух Р-27
Воздух-поверхность
Ракетами воздух-поверхность, которые не относятся к виду воздух-земля, является противокорабельное оружие.
Оно характеризуется:
- сравнительно большой массой;
- фугасным типом поражающего средства;
- радиолокационным наведением.
Подробно о противокорабельных современных ракетах России см. ниже.
История создания
В начале 20-го века Циолковский сформулировал основные принципы ракетостроения и создал первую схему жидкого реактивного двигателя. Он предсказал, что уже через пару десятилетий человечество начнет осваивать ближний космос.В 1909 году Р. Годдард предложил идею о многоступечатой ракете, где пустая ступень отделялась от конструкции, уменьшая ее массу и увеличивая дальность полета.
В 1937 году в Германии появляется ракетный центр, возглавленный В. Фон Брауном и К. Риделем. В центре была оборудована аэродинамическая труба для испытаний, а также построен завод по сжижению кислорода. Первым созданным изделием стал самолет-снаряд ФАУ-1, на основе которого затем в 1942 году сконструировали баллистическую ракету ФАУ-2. При массе ракеты в 13 тонн дальность полета составляла 300 км со скоростью 1,5 км/с.
Образцы ФАУ-2 и наработки немецких ракетчиков в конце второй мировой войны попали в США и СССР почти одновременно.
На их основе уже через год американцами была создана ракета «Redstone». Ученые СССР в 1948 году разработали ракету Р-1, а затем в 1957 году успешно испытали МБР Р-7 (доработанная Р-1).
Особенности ракет малой и средней дальности
До начала 70-х годов XX века политика ядерного сдерживания, если не оправдывала действия верховных главнокомандующих сверхдержав, то хотя бы была проста как дважды два. Межконтинентальные ракеты могли поразить любой участок суши противоборствующего государства, но из-за продолжительного подлетного времени и легкости детектирования ракет ПРО системами существовала опасность, что противник мог приступить к контрмерам и запустить в ответ серию ядерных боеголовок. Таким образом, каждый участник войны понимал, что удар по вражескому государству был равноценен уничтожению собственной отчизны.
Все изменилось в середине 1970-х годов с развитием оружия нового поколения – ракет с инфракрасным и лазерным наведением, способных совершать удары по целям с точностью до 30 метров. Эксперты заговорили о новом типе войны, когда нет необходимости наносить массивные атаки по противникам, достаточно лишь «обезглавить» страну, нанеся точечный удар по офису главнокомандующего и стратегически важным целям, таким как системы ПРО на границах государств. Именно «обезглавливающий удар» стал основой нового концепта военной политики США, что, разумеется, отразилось на последующих решениях СССР.
Возвращаясь к ракетам малой (до 500 км) и средней дальности (до 5000 км) стоит заметить, что в отличие от континентальных они имеют на порядок меньший промежуток подлетного времени и в связке с точечным наведением позволяют нанести удар еще до момента их обнаружения вражеским государством. Баллистические и крылатые ракеты оказались идеальным оружием, поэтому нет ничего удивительного, что власти США и СССР начали синхронно наращивать количество установок ракет средней и малой дальности.
Первыми отметились США в 1974, установившие в странах Западной Европы модифицированный комплекс ракет средней дальности. Маневр не остался незамеченным и уже в 1977 году после вступления Д.Ф. Устинова на пост министра обороны СССР, советское государство на границах с западной Европой разместило более 300 ракетных комплексов средней дальности РСД-10, прозванных «Пионерами». Тотальное доминирование СССР в пределах Европы вызвало значительное опасение со стороны США, что вылилось в установку 572 ракет «Першинг-2», способных в течение 6-8 минут уничтожить все советские установки.
Эскалация конфликта не была на руку как США с Россией, так и странам Европы, поэтому уже в 1980-х начались первые переговоры по двухстороннему разоружению. Как сказать, двустороннему, действующий президент США Рональд Рейган предложил «нулевой вариант», обязующий СССР отвести все РСД-10, но не учитывающий ракетные комплексы США на территории Франции и Великобритании. Оттепель началась только с приходом Горбачева, который вероятно почувствовав будущий крах Советского Союза, пошел на ряд компромиссов, что привело в 1987 году к подписанию договора о полном уничтожении РСМД на территории США, Европы и СССР.