Преимущества и недостатки
Как известно, крупные автомобили, предназначенные для транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, редко встречаются на городских дорогах. Причину этого знают не все: многие считают, что это связано с большими размерами автомобилей, но это лишь часть правды. Большегрузные самосвалы очень редко используются в условиях городов еще и в связи со своей низкой маневренностью, и именно в этом кроется основной недостаток большинства таких машин. Зато самосвал 55111 обладает достаточно хорошей маневренностью, позволяющей без особых проблем использовать автомобиль в повседневном городском дорожном движении.
Кроме того, перечень преимуществ автомобиля включает в себя следующие вещи.
Какие особенности имеет автомобиль
Что это даёт водителю
Отлично подходит для эксплуатации в условиях бездорожья.
Конструкция автомобиля позволяет ему успешно преодолевать практически любые препятствия.
Средние в сравнении с другими самосвалами размеры.
Благодаря этому автомобиль обладает меньшим радиусом поворотов — это ещё одно важное преимущество в случае необходимости езды по городским улицам и дорогам.
Длительный период эксплуатации, а также неприхотливость в ремонте и обслуживании.
В автомобиле очень редко возникают поломки и неполадки, что означает серьёзное снижение расходов на обслуживание.
Водители останавливают свой выбор именно на этом самосвале благодаря превосходным техническим показателям, надёжности и долговечности, удобству эксплуатации, а также доступности и простоте замены неисправных деталей и запчастей, включая модификации (КамАЗ 55111а и т. д.). Последний фактор играет очень важную роль, поскольку именно сложности с ремонтом часто оказываются важнейшей проблемой для владельцев других аналогичных автомобилей.
К недостаткам рассматриваемой автомашины можно отнести такие аспекты.
- Недостаточная эргономичность, из-за которой очень многие предприятия и физические лица отказались от покупки КамАЗа 55111.
- Модель снята с производства Камским автозаводом, поэтому в редких случаях для замены какой-либо детали при ремонте может потребоваться поиск запчастей с рук;
- Объём кузова, составляющий всего 6,6 кубометра, может оказаться недостаточным для эффективного выполнения определенных видов работ.
Самосвал 55111 с задней загрузкой отлично справляется с задачами по транспортировке сыпучих и навалочных материалов, а также их автоматической выгрузке путём опрокидывания кузова. Эта процедура осуществляется за малый промежуток времени и с минимальными трудовыми затратами, в связи с чем автомобиль получил широкое применение в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство и благоустройство различных территорий.
Рама, грузовая платформа, подвеска и ходовая часть «КамАЗ-6520»
Для достижения более высоких показателей грузоподъёмности, мощности и экономичности, чем у предшественников, «КамАЗ-6520» обзавёлся совершенно новой современной гидравликой, усиленной рамой и рядом агрегатов не только отечественного, но и зарубежного производства. К примеру, немало машин выпущено с ведущими мостами венгерской компании «Madara».
КамАЗовский 20-тонник оснащён опрокидывающим гидравлическим устройством с приводом от коробки отбора мощности, мощным подрамником и упором кузова. Грузовую платформу поднимает гидроцилиндр фасадной конструкции, увеличивающий показатели устойчивости при разгрузке.
Тяжёлый самосвал получил цельнометаллическую усиленную сварную платформу, которая откидывается назад. Изначально кузов не имел системы обогрева, но в 2007 году это техническое решение было реализовано. Управление платформой осуществляется прямо из водительской кабины. Кузов защищен козырьком, прикрывающим пространство между ним и кабиной.
«КамАЗ-6520» оснащается ведущими мостами с одноступенчатой главной передачей и колёсными редукторами планетарного типа
Подобная конструкция не только увеличивает клиренс моста, но и в значительной степени повышает надёжность работы и долговечность мостов, что особенно важно при эксплуатации грузовика с перегрузкой
Долговечность несущей конструкции обеспечена лонжеронами рамы прямого сечения, снабженными усилителями. На заднем мосту и передней оси установлены поперечные стабилизаторы, которые способствуют большей устойчивости тяжёлого грузовика на поворотах и при маневрировании. Механизм блокировки межколёсных дифференциалов даёт значительную прибавку в проходимости грузовика, что делает его пригодным к эксплуатации и в условиях бездорожья тоже.
Подвеска – рессорная. Колёса установлены дисковые, с пневматическими бескамерными шинами. Размер обода – 9,00-22,5. Размер шин – 315/80 R22.5.
Цены в России
КамАЗ-5320 сейчас можно найти только на поддержанном рынке, так как его производство завершилось в начале 2000-ых годов. На смену этой модели пришли более современные аналоги. Не смотря на это, модель 5320 пользуется высоким спросом благодаря своей доступной цене. Более того, на сегодняшний день КамАЗ-5320 подешевел до такого уровня, что с ним теперь не сравниться ни один даже самый доступный импортный грузовик. Причем это касается не только цены, но и тяговых характеристик, грузоподъемности, возможностей на бездорожье и т. д.
КамАЗ-5320 в неплохом состоянии стоит в пределах 150 – 500 тысяч рублей. Более дешевые экземпляры придется дорабатывать и проводить капитальный ремонт. К тому же, окончательная цена может зависеть от комплектации.
Арендовать КамАЗ-5320 можно за 1000-1500 рублей в час.
Из аналогов легендарному грузовику можно считать ЗИЛ-170, который тоже покинул конвейер в 2000 году. По сути, данный автомобиль послужил прообразом для создания КамАЗа-5320.
Технические параметры
К отличительным особенностям автомашины можно отнести гидроцилиндр подъёма кузова КамАЗа 55111, который обеспечивает автомобилю удобство задней разгрузки. Кроме того, потребители отмечали оптимальную стоимость автомобиля, удобство обзора, высокую устойчивость, превосходные показатели управляемости и маневренности, а также оптимальный уровень теплового комфорта. Также машину отличает экономичное потребление топлива, удобство сервисного обслуживания и высокий уровень безопасности.
Самосвал 55111 имеет следующие технические характеристики:
- колёсная база — 6 колёс, 4 ведущих;
- номинальная масса — 9,150 т;
- грузоподъёмность КамАЗ — от 10 до 13 т, среднее значение — 12,8 т;
- предельная скорость 80–90 км/ч;
- габаритные размеры — полная высота 276,5 см; длина 670 см, ширина 250 см;
- максимальный угол подъёма кузова — 60°.
Устройство модели 55111, аналогично любым другим автомобилям, имеет определённые преимущества и недостатки по сравнению с конкурентами. Самосвал оснащён цельнометаллической сварной платформой ковшового типа, предусматривающей наклон в направлении переднего борта. Свободный промежуток между кабиной и кузовом закрывается козырьком. Отработанные газы используются для обогрева днища, предотвращая примерзание сыпучих грузов к основанию.
В сравнении с предшествующей моделью, обновлению подвергся и дизайн кабины. В частности, был увеличен её объём и немного приподнята крыша. Спереди установлены прямоугольные фары. Металлическая кабина, рассчитанная на трёх человек — водителя и двух пассажиров, имеет наклон вперёд. Изнутри кабина имеет качественную гидро- и шумоизоляцию. Вход и выход рассчитаны на обе стороны.
Трансмиссия «КамАЗ-6520»
Сцепление установлено диафрагменного, однодискового типа. Привод – гидравлический, с пневмоусилителем. Коробка передач в настоящее время на «КамАЗ-6520» устанавливается «ZF-16S1820» – механическая, шестнадцати-ступенчатая. Передаточное отношение двойной главной передачи КПП составляет 5,11.
На «дорестайлинговые» автомобили «КамАЗ-6520», кстати, тоже устанавливали современную импортную коробку передач, также фирмы «Zahnrad Fabrik», только восьми-ступенчатую: «ZF-8S1820». Впрочем, теперь эти МКПП уже являются импортными «лишь наполовину», поскольку производятся по лицензии немецкой компании на заводе в Набережных Челнах.
Трансмиссия «КамАЗа-6520» обеспечивает машине высокие тягово-динамические показатели при сравнительно небольшом уровне потребления топлива: 40-55 л на 100 км пробега (в зависимости от типа установленного двигателя и условий эксплуатации). Также данная модель оборудована блокируемыми межколёсными и межосевыми дифференциалами и современной системой АБС.
Трансмиссия
В трансмиссии автомобилей КамАЗ-55111 применялись следующие механические коробки передач: 5-ти ступенчатая 14-я модификация – без делителя, с передаточным числом главной передачи 7,22, и 5-ти ступенчатая 15-я модификация с делителем и передаточным числом главной передачи 6,53. Привод коробки переключения передач – механический, дистанционный, с напольным рычагом. С делителем количество передач составляет 10.
Для передачи крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии применялось диафрагменное или фрикционное сухое двухдисковое сцепление. Управление сцеплением – гидравлическое, с пневмоусилителем.
Назначение
Основное предназначение самосвала «КамАЗ-65115» осталось тем же, что и у предшественников. Это перевозки всевозможных сыпучих грузов, главным образом, строительных материалов: песка, щебня, гравия и т.п. При оборудовании самосвальной платформой с возможностью трёхстронней разгрузки самосвал находит широкое применение в агропромышленном комплексе. В частности, как зерновоз; для транспортировки силоса и сенажа Данный самосвал предназначен исключительно для перевозок на небольшие расстояния – для выполнения текущих повседневных задач на стройплощадках и на рейсах внутрирегионального типа. Применять эту модель на дальних расстояниях было бы весьма затруднительно: подвеска жёсткая, спального места в кабине не предусмотрено.
«КамАЗ-65115» оборудован цельнометаллической самосвальной платформой с наклонным передним бортом. Кузов имеет коробчатый, ковшеобразный либо корытообразный тип и защитный козырёк, который надёжно прикрывает пространство между платформой и кабиной. Отработанные газы обогревают днище кузова, не давая грузу прилипать и примерзать к грузовой платформе. Для применения с прицепами, в составе автопоездов, автомобиль оснащается тягово-сцепными устройствами «шкворень-петля» либо «беззазорная сцепка», а также электрическими и пневматическими выводами питания систем прицепа. Грузовик может использоваться как самостоятельно, так и с прицепом, в составе самосвальных автопоездов. Помимо самосвальных кузовов, на шасси «КамАЗ-65115» также устанавливаются и другие надстройки: миксеры-бетономешалки, мусоровозы, автоцистерны, автокраны, краны-манипуляторы, ломовозы/металловозы.
Устройство
КамАЗ 5320 построен на жесткой раме, которая заклепана и проштампована. Она имеет 2 лонжерона со швеллерным сечением, соединенных поперечинами. В передней части располагается буфер, а окончания лонжеронов оборудованы буксирными крюками. В задней поперечине рамы имеется тягово-сцепное устройство с надежными резиновыми частями, обеспечивающими качественную двустороннюю амортизацию.
Передняя подвеска выполнена на полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами, функционирующих вместе с гидравлическими телескопическими амортизаторами с двойным действием. Задняя подвеска имеет балансирный тип и полуэллиптические рессоры со скользящими задними и передними концами. Для самих рессор выбраны листы с Т-образным сечением.
КамАЗ 5320 оснащался несколькими тормозными системами: основной, вспомогательной, запасной и стояночной. Для всех колес применялись тормозные механизмы барабанного типа с 2 колодками. Пневматический двухконтурный привод основного тормоза имел раздельное действие на колеса задней и передней оси. При стоянке техника удерживалась за счет тормозных механизмов задних колес, которые работали от пружинных энергоаккумуляторов. Элементы вспомогательного тормоза монтировались в приемных трубах глушителя и функционировали на основе создания противодавления в процессе выпуска газов за счет заслонок, перекрывающих сечения прохода. В случае аварийного отказа основной тормозной системы водитель мог использовать запасной стояночный тормоз. Управление основным тормозом осуществлялось посредством педали, связанной с 2-секционным тормозным краном тягами и рычагами. Рядом с водительском креслом находился кран с рукоятью стояночного тормоза. Вместе с ней запускалась запасная система. Вспомогательный тормоз включался с использованием кнопочного включателя, установленного под рулевой колонкой на полу.
Эффективность торможения повышалась за счет бездисковых колес с радиальными шинами и универсальным протектором.
Главной особенностью коробки передач грузовика было наличие делителя (мультипликатора) – дополнительной 2-ступенчатой КП, монтируемой перед основной трансмиссией. Первая передача делителя была прямой, вторая – повышающей. Коробка передач у КамАЗ 5320 была 5-ступенчатой с синхронизацией на 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой скоростях. Ее управление выполнялось дистанционно и имело механический привод. В делителе переключение осуществлялось при помощи пневматического привода. Также автомобиль комплектовался карданной передачей открытого типа. Средний мост имел блокируемый симметричный межосевой дифференциал.
Кабина КамАЗ 5320 получила 3-местную компоновку с одним водительским креслом. Спального места внутри предусмотрено не было. По показателям термической защиты и шумоизоляции автомобиль существенно превосходил своих конкурентов. Высоким был и уровень безопасности пассажиров. В кабине устанавливались специальные сдерживающие ремни. Водительское кресло было подрессоренным и регулировалось с учетом массы человека. Также оно имело настройки длины, высоты и наклона спинки. Комфортно в нем было даже высоким пассажирам.
На приборной панели размещались все необходимые приборы и индикаторы, позволяющие водителю легко отслеживать информацию, касающуюся работы грузовика. На панели устанавливалась сигнальная система. Ее отличали хорошая обзорность со всех точек и удобство в работе. Особенностью внутренней организации было наличие 2-стрелочного манометра, электронного тахометра и специального переключателя, позволяющего регулировать положение платформы. Рулевое управление имело гидроусилитель.
Были у автомобиля и недостатки:
- внешние элементы (арки, подкрылки, щитки) были подвержены частым поломкам и требовали регулярной замены;
- устаревшая подвеска не обеспечивала плавность хода;
- малая маневренность делала технику неудобной при использовании на маленьких участках;
- оснащение кабины оставляло желать лучшего.
Особенности конструкции и эксплуатации
Специально для модели 65222 компания КамАЗ разработала внушительные колеса R20 с особым внедорожным протектором. Кроме того, в конструкции подвески предусмотрены мощные мосты от болгарской фирмы Madara.
Все это обеспечивает высокую грузоподъемность вкупе с рекордными возможностями на труднопроходимой местности. Однако есть конструктивный просчет, заставивший инженеров Камского завода отказаться от автоматической системы подкачки шин.
Получается, что в каком-то смысле эта система была заменена на более жесткие шины и болгарские мосты.
Как и подобает настоящему проходимцу, КамАЗ-65222 оснащен множеством межосевых и межколесных блокировок, которых, как показывает практика, не всегда бывает достаточно на бездорожье. В связи с этим от водителя требуется мастерство и профессионализм, чтобы в полной мере реализовать прекрасные возможности шасси КамАЗ-65222.
Дизельный двигатель оснащен 16-ступенчатой механической коробкой ZF, в которой применен демультипликатор и делитель. Сцепление и раздаточная коробка – тоже немецкого производства, от компании ZF. Как показывает мировой опыт, применение импортных комплектующих является залогом надежности на долгие годы.
КамАЗ-65222 получил в основном положительные отзывы. Для своей цены автомобиль получился на зависть более именитым конкурентам. Само собой, недостатки никуда не делись.
Если большинство владельцев уживаются с минусами автомобиля, то некоторые нередко критикуют машину за сбои в работе АБС и Вебасто.
Также владельцы сетуют на сильные вибрации, приводящие к самопроизвольному откручиванию различных креплений, например фиксаторов основной и раздаточной КПП. Замечена посредственная надежность ступиц переднего моста, который требует к себе своевременного обслуживания.
Есть и другие проблемы, но все они легко решаемы благодаря простой и проверенной конструкции. Сервисная база для КамАЗ-65222 – выше всяких похвал. Запчасти недорогие и качественные, их можно найти не только в магазинах, но и на вторичном рынке.