Что такое токены NFT
Аббревиатура NFT расшифровывается как non-fungible tokens – невзаимозаменяемые (уникальные) токены. Они, как и крипто- валюта, существуют в блокчейне – цепи блоков с зашифрованной информацией, которая хранится на множестве компьютеров сразу, благодаря чему ее невозможно исправить или удалить.
Криптовалюту часто называют монетой, и она является аналогом привычных нам денег, а tokens переводится с английского как «жетоны». Выпустить или «отчеканить» («заминтить») токены может каждый желающий, но только в рамках своего проекта, где такие активы можно обменять на продукты или услуги.
Обычные токены – взаимозаменяемые, как, например, жетоны метро: мы можем воспользоваться любым для передвижения в рамках города. Но среди них есть и уникальные – NFT картинки, сопоставимые с любой вещью, существующей в единственном числе или ограниченном количестве (картиной, редкой книгой или дизайнерским аксессуаром).
Чтобы более наглядно представить себе NFT, нужно понимать, что токены, как и криптовалюта, – это кусочки зашифрованной информации в блокчейне. Она содержит в себе все данные о «жетонах». Таким образом, уникальные токены – это цифровые сертификаты с кодом, подтверждающие владение цифровым файлом или физическим объектом. В него вписаны и другие важные сведения: это могут быть данные об авторстве, покупках и продажах токена, а также ссылка на файл, если он существует в диджитал-среде.
Главное преимущество невзаимозаменяемых токенов заключается как раз в том, что вся информация о них не подлежит уничтожению. Кем и когда был «отчеканен», кому продан, переходит ли создателю какая-то прибыль от перепродажи – все это можно узнать из самого кода. Если до распространения NFT нематериальные активы были уязвимы и не воспринимались всерьез, то сейчас они обретают вес и ценность.
Бренды и проекты, вознишие на волне популярности токенов
Пока одни эксперты твердят о том, что NFT позволят больше зарабатывать только старожилам модной сферы, другие считают, что начинающим дизайнерам и компаниям также стоит исследовать возможности блокчейна. С помощью токенизации они могут выйти за рамки преград, установленных индустрией, и обойти препятствия, связанные с производством и реализацией продукции. Нужно сказать, что маленькие марки предвидят эти возможности и оказываются куда расторопнее больших брендов: многие из них уже вовсю «минтят» собственные NFT и продают их на больших маркетплейсах типа OpenSea, Nifty Gateway и KnownOrigin.
Молодые дизайнеры создают новые диджитал-бренды с использованием NFT, самым популярным из которых является RTFKT. В феврале эта студия криптодизайна в коллаборации с 18-летним цифровым художником Fewocious выпустила три модели виртуальных кроссовок, каждая из которых стоила три, пять и десять тысяч долларов соответственно. В итоге была куплена 621 пара на более чем три миллиона долларов.
От RTFKT не отстает бренд Overpriced: не так давно он продал токенизированный худи за 26 тысяч долларов. Правда, в отличие от кроссовок к виртуальной версии худи прилагалась реальная. Цифровой дом моды The Fabricant также взял курс на токенизацию: совместно с брендом Adidas и моделью Карли Клосс он про- вел конкурс 3D-дизайна одежды. 20 лучших работ были проданы на аукционе в качестве NFT.
Для того чтобы реализовывать виртуальную одежду было проще, а приобретать ее – комфортнее, появляются такие маркет-плейсы, как Neuno: на момент написания статьи его сайт еще не запущен, но уже известно, что клиенты проекта смогут покупать NFT не за криптовалюту, а пользуясь простыми кредитными картами, что значительно облегчит процесс шопинга.
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Первое. В это трудно поверить, но устойчивый спрос на цифровое имущество действительно существует. Во многом благодаря геймерам. Наверняка вам известна Dota 2 — многопользовательская игра, ставшая киберспортивной дисциплиной. В ней можно покупать цифровое имущество за реальные деньги. К примеру, один из игроков приобрел себе редкого розового пса за $38 тыс. В игре собака просто приносит персонажу предметы.
Dota 2 — продукт компании Valve. Она же создала популярный бесплатный шутер Team Fortress 2. Вокруг этой игры сформировался целый рынок цифровых шапок, объем которого в 2011 году оценивался в $50 млн. Да, да, именно шапок и именно цифровых: в Team Fortress 2 друг против друга играют две команды с одинаковым набором персонажей и выделиться среди них можно благодаря обмундированию, в том числе — шапкам.
В другой игре, Diablo 3, пользователь под ником WishboneTheDog заработал на продаже цифровых вещей — оружия, брони, украшений — около $10 тыс.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Второе. Не стоит сбрасывать со счетов заядлых коллекционеров. Они готовы платить огромные суммы за предметы, которые многим могут показаться мусором. Так, летом 2020 года коллекционную карточку с покемоном Пикачу продали за $250 тыс. В октябре бейсбольную карточку T206 Honus Wagner приобрели за $3,25 млн. За исключением носителя, они не так уж и сильно отличаются от NFT.
Карточка T206 Honus Wagner с игроком «Питтсбург Пайрэтс» Хонусом Вагнером 1909 года
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
Кстати, 27 февраля, в Международный день покемонов, американский ютубер и боксер Логан Пол устроил шоу с распаковкой суперредкого первого печатного издания карт с покемонами. Отрывки видеоролика превратили в NFT по принципу «одна карта — один отрывок». Токеном стал и сам Логан Пол, вернее, карточка с его стилизованным изображением. Всего на продажу выставили 3 тыс. NFT. Общая сумма выручки превысила $5 млн.
Изображения скачанные vs прокачанные
Итак, в чем разница между цифровым изображением, которое вы скачали, и точно таким же цифровым изображением, на которое вы приобрели у автора право владения? К примеру, в случае с фотографией существуют выполненные по указанию автора и им одобренные отпечатки, которые могут физически отличаться от изготовленных без ведома автора. По мнению исследователя Карен Говер, автор использует свой авторитет, чтобы установить, какие экземпляры являются подлинными, какие их параметры позволяют зрителю действительно встретиться с произведением и какие их признаки говорят о том, что вот это и есть подлинник. Когда же речь идет о цифровом искусстве (что бы вы ни понимали под искусством), все копии произведения будут полностью безнадежно идентичны.
Серия художника Пака (Pak), где все изображения идентичны, но продаются под разными названиями и по разным ценам. Источник
Практическая, не философская разница между бесплатно скачанным изображением и таким же, но привязанным к NFT — в возможности перепродать, подарить и даже уничтожить NFT-токен. Цифровой художник Пак даже запустил свою криптовалюту, в основе которой уничтоженные («сожженные») токены. При покупке NFT вы заключаете с продавцом соглашение о том, какие права владение этим токеном будет давать в отношении привязанного цифрового объекта.
Сфера NFT и криптовалют остается законодательно неурегулированной, и пока не до конца ясно, что представляют собой права владения на многие цифровые произведения искусства. В большинстве случаев, покупая NFT, вы покупаете не контент, а токен, который связывает ваше имя с произведением автора на блокчейне. При этом авторские права и право на воспроизведение остаются у автора.
Многие NFT-скептики просто не видят смысла в том, чтобы доказывать уникальность и право собственности на что-то в сети или внутри компьютера. К примеру, по мнению бывшего организатора торгов аукционного дома «Кристис» Чарльза Оллсоппа, «покупать что-то и не получать этого — просто странно». Писатель Уильям Паундстоун выразился еще острее: «Владение NFT дает вам право сказать “У меня есть NFT!” — и не соврать при этом».
NFT-оптимисты указывают, что появилась работающая технология, которая позволяет владеть чем-то, что существует онлайн. С их точки зрения, NFT — это потенциальный инструмент для безопасного хранения цифровых объектов собственности и подтверждения права владения на них. Ранее люди пользовались подписями, печатями, эмблемами, а теперь личность удостоверяет код. Код позволяет сказать — вот это произведение и есть оригинал, и он принадлежит мне, я купил его напрямую у художника.
Премиум способы продвижения NFT
Пока вы никому неизвестны, на вас будут пытаться заработать деньги, а следовательно премиум способ связан с бюджетом, который необходимо вам выделить с вашей стороны.
- Большинство торговых площадок, СМИ и других криптоплатформ отправляют информационные бюллетени несколько раз в неделю. Вы можете связаться с ними и попросить добавить свой выпуск NFT в предстоящий информационный бюллетень.
- В Instagram и Twitter есть несколько сообществ NFT, которые предлагают несколько вариантов продвижения искусства NFT: создаётся пост со всеми подробностями о дропе, размещают его в Stories.
- У большинства известных лиц (блогеров) есть лояльное сообщество, которое доверяет их рекомендациям и прислушивается к их мнению; скорее всего, влиятельный человек попросит у вас оплату в криптовалюте, другой валюте или вознаграждение в виде произведения искусства NFT, но помните что в русскоязычном сегменте NFT не так распространено, как в англоязычном.
- Закажите PR-статью о вашем дропе NFTили о своей коллекции NFT и распространите её через популярные тематические СМИ.
Обращаю ваше внимание, если у вас есть свой сайт, то обязательно создайте на нём раздел, посвящённый вашим NFT проектам и опубликуйте там все части NFT как вы его делали, размещали и созидали, помните о растущем потенциале NFT экономики.
Как создать NFT
Если вы начинающий цифровой художник, вас может заинтересовать создание NFT для своих работ. К счастью, существует несколько платформ, которые помогут вам начать работу. В целом, процесс довольно прост, и различные платформы помогут вам в этом.
Однако есть несколько моментов, которые вам необходимо знать, прежде чем приступить к работе:
- NFT основаны на определенном блокчейне и поддерживаются им. Самым популярным для неиграбельных токенов в настоящее время является блокчейн Ethereum.
- Вам потребуется криптовалютный кошелек, пополненный криптовалютой. В настоящее время наиболее широко используется эфир (ETH).
- Вы можете создавать и продавать свои цифровые активы на торговой площадке NFT. Платформа opensea nft – это популярная платформа на базе Ethereum. При желании вы можете зайти на binance nft и узнать, как продать nft быстро и просто.
Почему важно знать, как оценить NFT?
Ежемесячно наблюдается растущий спрос на NFT. Пользователи покупают, продают, зарабатывают, собирают бесплатные токены. Все преследуют единую цель – обогатиться. Однако, новичков часто вводят в заблуждение, предлагая им бесперспективные монеты, вешая лапшу на уши. При их выборе нужно учитывать несколько важных факторов:
- Применение;
- Редкость;
- Масштабы;
- Объем торгов;
- Потенциал;
- Источник.
Чтобы успешно зарабатывать на спекуляциях и инвестициях, важно разобраться, от чего зависит стоимость актива и насколько он перспективен. Учитывая быстро растущий децентрализованный рынок, сюда однозначно стоит погружаться, повышающаяся популярность, новые проекты, расширение возможностей и многое другое активно стимулируют спрос.