Божественный ветер из-под воды по имени «Кайтен»

Кто строил самолеты камикадзе

Самолеты, которые использовались для смертельных таранов, строили несколько заводов в Японии. Как правило, они имели в некотором роде унифицированную конструкцию, позволявшую устанавливать на них разные двигатели с мощностью от 800 л.с. до 1300 л.с.

Самолеты камикадзе.

Среди основных производителей можно назвать таких, как Yokosuka и Nakajima. Кроме этого, для атак часто использовались самолеты всем известной компании Kawasaki. Сейчас она известна, в первую очередь, своими мотоциклами, но в те времена они делали самолеты, которые очень пригодились японцам в войне. Если слышали о приведенных компаниях, напишите об этом в нашем Telegram-чате.

Кстати, во многом именно поэтому японские мотоциклы и автомобили сейчас считаются лучшими в мире. После войны Япония не имела права производить военные самолеты, и многие производители переключились на товары мирного назначения, направив все свои силы, ресурсы, наработки и трудолюбие именно на эту сферу. Но это тема отдельной статьи.

Характеристики «металлического фитинга диаметра шесть»

Итак, февраль 1944 года ознаменовался полномасштабными разработками «кайтен»-торпед. Этот термин можно перевести как «воля небес», знаменующаяся кардинальным изменением ситуации. Термин соответствует немецкому «шверпункт», переложенному на японский манер с мистическими нотками.

Имелись и менее известные имена квази-субмарины: «конготоай» и «кукусуйтай». Первое – производное от названия горы Конго. А второе имя буквально означает «хризантема на воде».

В соответствии с планами, фитинг получался весьма эффективным. Кроме того, что управляемые торпеды скрытно доставлялись в район применения на палубах подводных лодок, сами «кайтены» обладали внушительным запасом хода. В экономном режиме чудо-оружие могло преодолеть максимальное расстояние свыше 70 километров.

Предусмотрена была и возможность погружения на глубину до 80 метров. Носителями человеко-торпед могли выступать и надводные корабли. По крайней мере, до 20 единиц японского флота были оборудованы рельсами и кранами для спуска на воду «кайтенов», но не применяли их в боях. Противостоять возможному десанту американцев должна была и сеть береговых баз подводных камикадзе.

В целом, «кайтены» первой серии отличались от базовой торпеды (помимо установленного обитаемого отсека с набором приборов и органов управления) рядом доработок.

Среди наиболее существенных следует отметить установку цистерн дифферента, увеличенные горизонтальные и вертикальные рулевые поверхности, гироскоп, обеспечивавший курсовое автопилотирование и кислорододобывающую установку. Кроме того, квази-лодки довооружили взрывчаткой и оборудовали верхним и нижним люками.

Поскольку двигатели «кайтенов» активно потребляли кислород, дальность этих торпед напрямую зависела от скорости хода. Чем медленнее перемещалась мини-лодка, тем дольше оказывался ее переход. При скромных 12 узлах камикадзе мог преодолеть 78 км!

Первые трудности

Перспективность идеи была оценена далеко не сразу. Во-первых, изобретатели поняли, что их квалификации не достаточно, чтобы «просто» вписать в обводы торпеды камикадзе.

Буквально он означает «божественный ветер» — титул, которым японские историки присвоили тайфунам, чудесным образом сорвавшим высадку монгольских войск на острова при непосредственном участии военных кораблей.

Авторам усовершенствования пришлось обратиться за помощью к Хироси Судзукаве – представителю Военно-морского арсенала в Куре. В итоге, документация на получившийся гибрид сверхмалой подлодки и торпеды была готова уже в начале 1943 года. Осталось заинтересовать ею людей во флотском штабе.

Основные технические характеристики торпед Японии

Таблица основных характеристик торпед Японии
Тип Год разработки Год начала службы Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса боеголовки, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип Применяемость
14″ Shu Shiki Type 84 1883 1884 356 4,57 275 20 400 22 газовая надводные корабли
14″ Shu Shiki Type 88 1887 1888 — 356 4,62 332 57 400600 2624 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 26 1892 1893 356 4,46 338 49 600 26 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 30 1896 1897 356 4,56 338 50 800 24 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 32 1898 1899 356 4,56 338 50 8002500 2415 газовая миноносцы
18″ Ho Type 30 1896 1897 450 4,95 532 100 1000 27 газовая броненосцы типа Fuji
18″ Ho Type 32 1898 1899 450 4,95 541 90 10003000 2815 газовая
18″ Type 37 1904 1904 450 4,95 541 90 10003000 2815 газовая
18″ Ho Type 38 No. 1 1904 1905 450 5,15 615 100 10003000 2720 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 38 No. 2A 1904 1905 450 5,09 614 95 10003000 3120 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 38 No. 2В 1904 1905 450 5,09 614 95 10004000 4023 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 42 1908 1909 450 5,15 660 95 10005000 4022 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 43 1909 1910 450 5,19 663 95 5000 26 парогазовая надводные корабли
18″ Type 44 No. 1 1910 1911 450 5,39 719 110 4000 36 парогазовая корабли программы « 8-8»
18″ Type 44 No. 2 1910 1911 450 5,39 750 110 40008000 3526 парогазовая корабли программы «8-8»
21″ Type 43 1909 1910 533 6,39 1187 130 8000 27 парогазовая надводные корабли
21″ Type 44 No. 1 1910 1911 533 6,7 1325 160 700010000 3527 парогазовая надводные корабли
21″ Type 44 No. 2 1910 1911 533 6,7 1283 160 700010000 3527 парогазовая надводные корабли
53,3 см Type 6 1917 1918 533 6,84 1432 203 70001000015000 353226 парогазовая эсминцы и подводные лодки
53,3 см Type 89 1929 1931 533 7,163 1668 300 5500600010000 454335 парогазовая подводные лодки
61 см Type 8 No. 1 1919 1920 610 8,415 2215 300 620010000 4337 парогазовая эсминцы и легкие крейсера
61 см Type 8 No. 2 1919 1920 610 8,415 2362 346 100001500020000 383227 парогазовая эсминцы и легкие крейсера
61 см Type 90 1928 1933610 8,485 2605 375 70001000015000 464235 парогазовая тяжелые крейсера и эсминцы типа Fubuki
45 см Type 91 Mod 1 1931 1933 450 5,275 784 150 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 2 1940 1941 450 5,486 935 205 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 1941 1942 450 5,486 849 240 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 улучшенная 1942 1943 450 5,275 849 240 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 усиленная 1943 450 450 275 849 240 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 4 1943 1944 450 5,275 921 308 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 7 1943 1944 450 5,715 1052 420 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 94 Mod 2 1934 450 5,283 848 150 3000 48 парогазовая авиация
45 см Type 97 1937 1939 4505,6 980 350 5500 46 парогазовая малые подводные лодки
45 см Type 98 1941 1942 450 5,6 950 350 3200 42 парогазовая малые подводные лодки
45 см Type 2 1942 1943 450 5,6 984 350 3000 41 парогазовая малые подводные лодки и торпедные катера
45 см Type 2 специальная 1942 1943 450 5,61 975 350 2000 40 парогазовая малые подводные лодки и торпедные катера
45 см Type 4 Mark 2 1944 1945 450 5,975 984 313 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 4 Mark 4 1944 1945 450 5,715 1104 417 1500 42 парогазовая авиация
53,3 см Type 92 1932 1934 533 7,15 1720 300 7000 30 электрическая подводные лодки
53,3 см Type 95 Model 1 1935 1938 533 9,0 1665 405 900012000 5147 парогазовая подводные лодки
53,3 см Type 95 Model 2 1943 1944 533 9,0 1730 550 55007500 5147 парогазовая подводные лодки
53,3 см Type 96 1941 1942 533 9,0 1730 550 4500 50 парогазовая подводные лодки
61 см Type 93 Model 1 1933 1935 610 9000 2700 490 200003200040000 504238 парогазовая надводные корабли
61 см Type 93 Model 3 1943 1944 610 9000 2800 780 150002500030000 504238 парогазовая надводные корабли
61 см F3 1934 610 8,55 2700 500 8000 60 парогазовая турбина надводные корабли
28 см Type 5 1945 279 3,8 230 60 1500 23 парогазовая малые торпедные катера
48 см Type 80 1980 1984 482 3,429 649 150 30 электрическая подводные лодки типов Uzushio и Yūshio
53,3 см Type 89 1989 1992 533 267 3940049380 5540 водометный подводные лодки

Подводные камикадзе

Пока камикадзе смертельным вихрем (или божественным ветром) налетали на корабли противника с воздуха, нечто не менее страшное творилось и под водой. Смертники работали внутри специальных подводных лодок, которые были скорее торпедами, чем действительно глубоководными аппаратами.

Начало таким войнам положила битва рядом с атоллом Мидуэй недалеко от Гавайев. Там развернулось самое серьезное сражение в той части земного шара в рамках второй мировой войны. Императорская армия потеряла 4 авианосца, множество боевых кораблей и количество личного состава, достаточное для того, чтобы подорвать боевой дух выживших.

Флоту были нужны новые воины, с искрой в глазах, с твердой рукой и не боящиеся смерти. Они появились, и специально для них были разработаны те самые подводные лодки, получившие название Кайтен (в переводе с японского — ”воля небес”).

Признание «кайтена»

И здесь создатели нового оружия столкнулись с очередным препятствием. Командование попросту отмахивалось от идеи. По свидетельству Екоты Юдаки, прошедшего подготовку японского человека-торпеды и оставившего об этом воспоминания, такая ситуация вызывала недоумение у лейтенантов-изобретателей.

Они сами подчеркивали неизбежность противостояния американскому флоту за обладание стратегически важными островами и атоллами. Как раз для уничтожения кораблей противника на якорных стоянках подходили быстроходные управляемые торпеды со значительным запасом автономности!

Достаточно хотя бы четырем подводным лодкам с таким оружием на борту скрытно подобраться к базам врага – и у Императорского флота появится шанс разом уничтожить 16 кораблей!

В итоге энтузиасты ударов камикадзе вынуждены были написать письмо руководству собственной кровью.

Сложно сказать однозначно, что стало решающим фактором: необычное послание или постепенный захват союзными войсками новых баз и все более отчетливая перспектива высадки американцев непосредственно на основной гряде японских островов. Но, в итоге, разработка получила добро. Тогда же она получила название «кайтен»

Модификации

Торпеда «Тип 93», модифицированная в «Кайтэн». Ясукуни, Токио.

Всего с 1933 до 1945 гг. были разработаны и производились следующие модификации знаменитой торпеды:

  • Тип 93, Модель 1, модификация 1 – первая серийная кислородная торпеда, производилась с 1935 г.
  • Тип 93, Модель 1, модификация 2 – модель, в которую был внесен ряд улучшений, направленных на увеличение стабильности хода, предотвращение протечек воздуха, совершенствование механизмов двигателя. Производилась с 1936 г. С 1941 г. на торпедах Модели 1 начали устанавливать боевую часть более заостренной формы, что позволило увеличить скорость торпеды примерно на 2 узла.
  • Тип 93, Модель 2 – экспериментальная торпеда, полученная в 1937-1942 гг. в рамках программы по увеличению скорости Типа 93. Достигла 56 узлов. С началом производства Модели 3 программа была свернута.
  • Тип 93, Модель 3, находилась на вооружении с 1944 по 1945 гг., отличалась от Модели 1 увеличенным количеством взрывчатого вещества (780 кг.) за счет некоторого уменьшения дальности (торпеда могла пройти 15 тыс. м. на 48-50 узлах, 25 тыс. м на 40-42 узлах, 30 тыс. м. на 36-38 узлах). Другим нововведением стал отказ от «баллона первичного воздуха» – вместо него использовался сосуд с тетрахлоридом углерода в качестве ингибитора – замедлителя реакции, обеспечивающего горение кислородно-керосиновой смеси, вместо ее взрыва. Всего было произведено 560 торпед, из которых 200 были использованы на кораблях, а остальные – при производстве управляемой пилотами-смертниками торпеды «Кайтэн» Тип 1.
  • Тип 93, Модель 1, модификация 3 – гибрид торпед Модель 1, модификация 1 и двигательной установки Модели 3. Разрабатывалась в 1944, производство начато в 1945 гг. На вооружении не состояла.

К 1941 г. было произведено порядка 1300 торпед Тип 93 различных моделей и модификаций, всего за годы войны около 2600 единиц.

Так же на основе торпеды «Тип 93» были разработаны:

  • Тип 95 — модификация с калибром 533 мм для подводных лодок.
  • Тип 97 — модификация с калибром 450 мм для сверхмалых подводных лодок.
  • «Кайтэн» (яп. 回天, букв. «изменяющие судьбу») — модификация в торпеду, управляемую пилотом-смертником.

Боевая часть была увеличена до 1,6 т, длина составляла 15 метров, общий вес 8 т. «Кайтэн» имел дальность 23 км со скоростью 30 узлов, 70 км со скоростью 12 узлов. Единичного попадания было достаточно чтобы потопить или тяжело повредить линкор, однако ВМФ США утверждали, что в 1945 г. неопознанный эсминец не был потоплен, не смотря на прямое попадание «Кайтэна».

Боевое применение

20 ноября 1944 в районе атолла Уитли появилась пара подлодок – I-36 и I-47 – носителей торпед «кайтен». Третья субмарина, которая принимала участие в операции, I-37, до Каролинских островов не дошла, будучи потопленной американскими эсминцами. В атаку на американские корабли ушли восемь вместо двенадцати смертников.

Первой в сторону врага отправилась торпеда под управлением Сэкио Нисина. Этот бой стал последним не только для лейтенанта, который выдвинул идею пилотируемых торпед, но – в определенном смысле – и для Хироси Куроки. Хотя Куроки погиб 6 сентября 1944 на испытаниях «кайтена», урна с его прахом находилась на борту «воли небес» Нисины.

По итогам боя 20 ноября, нанести удар смогла только одна торпеда (две утонули, две – не достигли цели из-за поломки при запуске, одна – взорвалась на курсе, одна – пропала).

В результате подрыва «кайтена» загорелся и пошел ко дну танкер «Mississinewa». Японская пропаганда признала атаку успешной и поначалу даже распространяла сведения о потопленном авианосце. Но – в целом – этот эпизод действительно можно считать едва ли не наиболее эффективным случаем применения человеко-торпед.

Дело в том, что японцы претендовали на потопление 32 кораблей ВМФ США. В их список, помимо авианосца, вошли линкоры, эсминцы и многочисленные грузовые суда. На деле же, в результате применения «кайтенов» считаются подтвержденными потери танкера, десантного корабля и эскортного эсминца.

Например, относительно успешной для японской стороны была атака 9 января 1945 года. Однако, все поврежденные в ходе этой операции корабли (за исключением потопленного «десантника») вскоре вернулись в строй.

Причины появления камикадзе

Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.

Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.

Самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi (передние шасси отваливались при взлете, заднего нет вообще)

На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так, на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.

Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.

Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.

Так выглядела атака на военные корабли противника

Общие сведения о торпедном оружии Японии

Японцы на заводе Роберта Уайтхеда в Фиуме

SchwarzkopffWhiteheadSchwarzkopffWhiteheadяп.魚雷яп.魚яп.雷SHU 84 Shiki Nen Shiki gyoraiрус.Шу 84 Сики Нен гёрайSchwarzkopff

Торпеды собственной разработки в обозначении как правило содержали цифры, характеризующие калибр торпеды, подобно артиллерийским орудиям, и год разработки по эпохе Мэйдзи либо по старому императорскому календарю. Дополнительно в конце могла обозначаться модификация основного типа.

Японская авиационная торпеда 45 см Type 91

В годы Второй мировой войны японские торпеды имели некоторое превосходство в ходовых характеристиках за счет использования кислорода вместо воздуха. Это делало заряженные торпеды взрывоопасными, поэтому применение кислорода в торпедах других стран было ограничено опытными образцами. Эксперименты по применению кислорода в торпедах начались в Японии в 1917 году, но прекратились год спустя из за высокой взрывоопасности. Через 10 лет Шизую Ояги, будущий контр-адмирал японского флота, посетил Великобританию и получил сведения об использовании кислорода в торпедах для британских линкоров. На самом деле британские торпеды не работали на чистом кислороде, а использовали кислородно-воздушную смесь. Неточность полученных сведений заставило японцев начать разработку кислородных торпед и постройку кислородного завода в Кюре Кайгун Кошо (яп. 呉海軍工廠).
В качестве взрывчатого вещества в зарядах торпед Whitehead и Schwarzkopff использовалась пикриновая кислота или шимоза. В более поздних торпедах применялась смесь, состоявшая из 60 % тринитротолуола (ТНТ) и 40 % гексанитродифениламина (гексила).
Японцы уделяли большое значение тренировочным стрельбам, благодаря чему им удавалось не только быстро совершенствовать свои торпеды, но и добиваться высокого уровня боеготовности экипажей. Стрельбы выполнялись как правило боевыми торпедами по реальным целям.

Оценка эффективности Камикадзе

О высокой эффективности проведения военных действий с помощью смертников, говорила только японская пресса, рассказывая о том, что один смертник уничтожал один корабль. Но это было не правдой. Ряды камикадзе стали пополняться с еще большей силой после того, как информация о них стала рассекречена, а их заслуги преувеличенны. А американское правительство, наоборот сообщало о малых потерях среди своей армии, вводя тем самым в заблуждение японцев, которые считали, что смертники действуют весьма эффективно.

Японское СМИ сообщало, что, используемые в войне подразделения смертников, уничтожило огромное количество вражеских кораблей (цифра была преувеличенна, так как, исходя из фактов, у Америки не было такого большого флота, который был указан японскими СМИ). Но американское правительство твердило, что все усилия смертников, не нанесли какого-либо существенного вреда. Все жители Японии верили в то, что им говорили, так как самурай, по их мнению, не мог врать. Если он рассказал, что в одиночку вырезал сотню человек, значит, так оно и было.

К окончанию войны для смертников и их семей были сделаны специальные льготы. Перед смертью, солдат должен был роскошно пожить, а после его ждал всеобщий почет и уважение. Даже владельцы ресторанов никогда не брали с них денег и считали за честь принять такого человека.

На задание смертники выходили, выполняя специальные правила, написанные только для них. На голову должна была быть одета специальная белая повязка «хатимаки». На ней был изображен символ солнца – герб Японии, который означал, что человек уже готов перейти из обычной земной жизни, в священный духовный мир.  Перед посадкой в самолет или торпеду, смертники говорили друг другу ритуальную прощальную фразу: «До встречи в храме «Ясукуни»». Направляться к выбранной цели нужно было с открытыми до последнего мига глазами. Смерть нужно было встречать без эмоций, согласно средневековым традициям. Все это считалось идеалом воина.

Вся эта пропаганда смертников должна была показать духовное превосходство Японии над Америкой. Как отметил японский Генерал Кавабе Торасиро : «до последнего вздоха, японцы верили в то, что борьба с Америкой идет на равных – духом против машин».

Главное отличие в понимании смерти между Европой и Японией, заключалось в том, что европейские солдаты любят жизнь, и даже попав в плен, будут пытаться бежать с него и продолжат свою борьбу, а японец не станет. Для самурая попасть в плен — значит опозорить себя и свою семью. Смерть для него означает победу.

Номер газеты с сообщением о Капитуляции Японии в 1945 году

Объединить возможности лодки и мощь торпеды

В историографии Второй мировой установилось мнение, что именно после Мидуэя сроки и условия сдачи Японии стали вопросом времени. Как бы то ни было, после упомянутого сражения офицеры подплава – младший лейтенант Сэкио Нисине и лейтенант Хироси Куроки выдвинули идею создания подводного оружия, управляемого смертниками.

Примечательно, что оба автора перспективной разработки командовали сверхмалыми подводными лодками. Таким образом, они представляли, каков должен быть минимальный набор бортового и навигационного оборудования, достаточный для работы торпеды и ее управления.

Боевая часть серийно выпускаемых «рыбок», вмещавшая более полутора тонн взрывчатки, позволяла топить надводные корабли любого класса и водоизмещения. Оставалось реализовать принцип «одна торпеда – одна цель».

Поскольку управление зарядами по радио либо по проводам отсутствовало, оставался выход, продвигаемый разработчиками: разместить на торпеде типа «кайтен» пилота. Правда, и покидание японским смертником выпущенной в направлении цели получившейся квази-подлодки тоже не предусматривалось.

Японские смертники — арсенал самоубийства

Одним из самых основных и самых опасных видов японского оружия считались смертники. Этот вид войск был разделен на несколько категорий. Надводные камикадзе (синье токкотай), управляли быстрыми и маневренными катерами, начиненными взрывчаткой, либо бомбами весом в 120 кг, либо глубинной миной в 300 кг, либо специальной ракетой. Одним из символических названий катеров было – «Синье», означавшее «сотрясение океана», что и послужило основой для названия надводных камикадзе — «синье токкотай». Этот вид катеров был изготовлен из дерева и оснащался мотором, выдающим 68 л.с, и способным развивать скорость до 19 узлов, а топливного бака хватало на 250 км. Атаки такой категории камикадзе были весьма эффективны, поэтому американские военные очень их боялись.

Один из видов подводных камикадзе – минген-герай (человек-торпеда). Так же они могли носить название «кукусуйтай» (хризантема на воде). Торпеды, которыми управляли минген-герай, называются «кайтен» либо «конготай». Кайтен представляло из себя довольно опасное оружие, так как ее уничтожение было практически не возможным, из-за того что торпеда наводилась на цель и управлялась одним человеком, в ручную. Ее скорость составляла 28 миль в час, а спереди на носу было сконцентрировано большое количество взрывчатки.

Человеко-торпеда «Кайтен» в музее

Кайтен — торпеда, управляемая смертником

Другой не менее опасный вид подводных камикадзе – это подразделения водолазов, снаряженные минами, которые носили название «фукурю» (драконы счастья). Для флота они представляли большую угрозу, так как они имели возможность скрытно подобраться под водой к дну корабля, и взорвать его миной (вместе с собой).

О деятельности подразделения «фукурю» известно немного. Одним из источников информации о них является книга В. Бру «Подводные диверсанты». Но помимо весьма ценных знаний о японских диверсантах-камикадзе, в этой книге довольно много нелепых мифов. В особенности миф о том, что сконструированный для японских водолазов-диверсантов кислородный аппарат, позволял им опускаться на глубину более 50 метров и передвигаться там со скоростью 2 км/ч. Но это не возможно, так как на глубине более 10 метров, водолаз, чей дыхательный аппарат работает на кислороде, пострадает от отравления кислородом. Подобное погружение стало доступным намного позже, когда появились аппараты с замкнутой системой дыхания на основе смеси азота и кислорода. Еще один миф – это мнение американских солдат о том, что при входе в гавань были расположены японские посты для прослушивания, на глубине около 60 метров. В то время как минимум это было технически не возможно. Ведь необходимо было подавать этим постам воздух с берега, либо обеспечить им систему подобную подводным лодкам. Создавать такие посты, с точки зрения военного дело было крайне бессмысленно. Намного проще и эффективнее держать на входе в гавань дежурную подводную лодку. Другое дело – это создавать подобные убежища в затопленных на небольшой глубине судах. Для бойцов подразделения «фукурю» этот способ являлся самым оптимальным, так как им все равно пришлось бы умереть.

Флот Японии славился хорошо подготовленными и экипированными водолазами. Их снаряжение по меркам тех времен считалось передовым, взять хотя бы ласты, которые они применяли еще до войны.  Еще можно вспомнить, использовавшуюся в 20-х годах для поисков «черного принца», специальную рейдовую маску. Для советских водолазов она казалась верхом технического прогресса. Но для использования подобного устройства во время диверсий, она была не пригодна.

Весной 1942 года водолазы японского флота с облегченным снаряжением, успешно обезвредили заграждения из подводных мин недалеко от берегов Гонконга и Сингапура, позволив тем самым своему флоту беспрепятственно войти в бухту. Правда была одна проблема. Она заключалась в том, что количество таких водолазов было ограниченно, да и снаряжать новых пловцов современной экипировкой у Японии не было возможности. Поэтому опять вся надежда была на массовый героизм.

Личная информация

Деятельность

скрыта или не указана

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Интересы

Легкие самолёты, тяжелые бомбардировщики, торпеды “Кайтен”, напалм…, Тайский бокс и карате

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимая музыка

Ayria – My Revenge on the World, GLIS – No pulse, Leather Strip – Suicide bombers, Neuroticfish – The Bomb, ПТВП

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимые фильмы

Kami no Kaze со мной в главной роли

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимые телешоу

скрыты или не указаны

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимые книги

Всё о технике и технологии уничтожения – от средневековых пыток до психических воздействий.

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимые игры

Сапер

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Любимые цитаты

скрыты или не указаны

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
да

Что такое кайтен

Кайтены представляли из себя небольшие лодки-торпеды, прикрепленные к субмарине-носителю. Общее количество таких ”прилипал” было от 4 до 6. Большая субмарина курсировала под водой и в нужный момент капитан подавал команду специальным людям, которые по узкой трубе пробирались внутрь кайтен, занимали места и отправлялись в последнюю атаку.

Спуск кайтен на воду

Тут стоит отметить, что сначала они оснащались системой катапультирования, но позже от нее отказались, а места было настолько мало, что даже японцу внутри было тесно. Во многом из-за этого орудие часто не доплывало до цели. Человек просто задыхался и кайтен тонул. В более поздних моделях их снабжали таймерами, чтобы они хоть как-то взрывались.

Управление было сложным, а обучать персонал было негде. Школы появлялись стихийно и часто почти сразу же уничтожались американскими бомбардировщиками. Кроме этого, ”пилоты” действовали почти вслепую. Поднимать перископ можно было максимум на три секунды, чтобы лодку нельзя было обнаружить. Поэтому кайтен управлялись почти вслепую.

Управление кайтеном было примитивным. По большому счету было предусмотрено только две ручки, одна из которых отвечала за скорость, а вторая — за поворот. В ногах был рычаг, который пускал в отсеки заборную воду для компенсации плавучести.

Внешний вид кайтен

Работали кайтены на чистом кислороде. Такие двигатели позволяли разгоняться до 40 узлов. Этого было более чем достаточно для поражения любого корабля того времени и усиливало эффект взрыва. Минусом конструкции было то, что сделана лодка была из стали толщиной всего 6 мм. Такая толщина была выбрана из экономии, но после нескольких рейдов кайтены начинали ржаветь, а после глубокого погружения их могло сплющить.

Модификации человеко-торпед

После проведения испытаний беспилотного образца вооружения в марте 1944 года «кайтены» были запущены в серию. В июле того же года была развернута постройка человеко-минисубмарин «Тип1» на ряде верфей. Всего торпед «Кайтен Тип1» и их модификаций было передано заказчику в количестве около 330 штук.

Особенность этой разработки в том, что создатели решили не опираться на базовую торпеду, а проектировать оружие с нуля. Флотское руководство решило, что нуждается в такой торпеде, которую смертник смог бы разогнать до 50 узлов, погружаться на ней до 275 метров и преодолевать расстояния до 50 километров.

Особенностью второго типа стала двигательная установка. При поддержке немецкой стороны японцам удалось создать торпедный двигатель мощностью 1490 лошадиных сил. «Питание» — пероксид водорода и гидразин. Впрочем, торпеда с увеличенным диаметром, длиной корпуса и водоизмещением (18370 кг) на стендовых испытаниях впечатляющих характеристик не выдала и в море так и не вышла.

Продолжением разработки второго Типа стал «Кайтен Тип 4». Эта человеко-торпеда унаследовала двигатель предыдущей модификации, однако ввиду дефицита перекиси водорода решено было вернуться к топливной системе, опробованной еще на торпеде Тип 93. Чудо-оружие снова заправлялось кислородом и керосином. Массу заряда удалось повысить до 1800 кг.

Однако заказчика не устраивала продемонстрированная на морских испытаниях скорость в 20 узлов. К марту 1945 года проект был закрыт, не выйдя за рамки выпущенных промышленностью 50 единиц управляемых «рыбок».

Всего шестью опытными образцами ограничилась разработка «кайтен Тип 10». Принципиальное отличие этих машин в том, что они создавались на базе торпед Тип 92 с электрическим ходом.

Параметры также были заметно скромнее:

  • длина – 9 м;
  • диаметр – 0,53 м;
  • масса – 3050 кг;
  • масса взрывчатки — 300 кг.

Отсутствовала и дифферентная цистерна. Зато «ужатые» характеристики компенсировались радиусом применения в 38 км. Это, по мнению разработчиков, могло обеспечить хоть сколько-нибудь эффективную дополнительную оборону островов.

Проектирование

610-мм торпеда Тип 93. 1. Боевая часть. 2. Танк с окислителем. 3. Топливный танк. 4. Технический отсек 5. Приводы рулей направления и глубины. 6. Гребные винты

Первая попытка создания кислородной торпеды была предпринята в 1916 г., но около 1924 г., после ряда взрывов и пожаров, это напра­в­ле­ние было признано бесперспективным и закрыто. В 1927 г. Императорский флот Японии направил в Великобританию делегацию из восьми специалистов во главе с капитан-лейтенант-инженером Сидзуо Ояги для ознакомления с новыми британскими торпедами – с целью выбора моделей для закупки. Получив информацию о том, что Великобритания секретно испытывает и пла­ни­рует принять на вооружение 610-мм кислородные торпеды, в конце 1928 г. в лабораториях арсенала ВМФ в Куре работы по созданию кислородной торпеды были возобновлены.

Работы, проходившие в обстановке полной секретности, возглавляли контр-адмирал Канэдзи Кисимото и капитан 1-го ранга Тосида Асакума. Уже в 1930 г. был испытан экспериментальный образец торпеды, работавший на 50% кислорода, а через три года — полноценный прототип будущего «Длинного копья». На вооружение флота 610-мм кислородная торпеда поступила в 1935 г. под обозначением «Тип 93».

Итог неутешителен

«Кайтены» были задуманы как грозное оружие, способное нанести существенный урон противнику в океанских базах и при отражении десантных операций. Однако больше ущерба от них понес сам Императорский флот Японии. Применение человеко-торпед обернулось не только потерей восьми подлодок-носителей «кайтенов».

А главное – утратой свыше сотни подготовленных пилотов. Механизмы и корпуса торпед ржавели и выходили из строя в результате длительных погружений носителей.

Не лучшим образом обстояли и дела с навигационной подготовкой водителей «кайтенов». Ведь их применение подразумевало старт с носителя из подводного положения и следование к цели на максимальной скорости. Причем подвсплытие и коррекция курса возможны были не ближе 1000 метров от цели.

В общем, чуда не произошло и очередной «божественный ветер» не спас империю от поражения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий