Носители
Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.
В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.
Внешние ссылки [ править ]
- РС-2У – ракета воздух-воздух на сайте Aviation.ru
- К-5 на airwar.ru
- (на русском языке ) K-5 в missiles.ru
- – Сайт Electromecanica: ракета “воздух-воздух”
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список ) |
| ||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список ) |
|
vтеРоссийские и бывшие советские авиационные боеприпасы | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” |
| ||||||||||||||||
Ракеты класса “воздух-земля” |
| ||||||||||||||||
Противокорабельные и крылатые ракеты |
| ||||||||||||||||
Противотанковые ракеты |
| ||||||||||||||||
Ракеты |
| ||||||||||||||||
Бомбы |
| ||||||||||||||||
Автопушки и пулеметы |
|
История создания
Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 года в МКБ «Радуга», главный конструктор — И.С.Селезнев.
С 1968 года по 1970 год ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. После активизации в 1975 году работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР было принято решение о создании подобного ракетного комплекса.
Первый вариант ракеты «изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена — в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.
Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными.
В марте 1978 года по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе № 85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 года собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 года. Всего для испытаний в течение 1981 года в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.
Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 года.
Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 года. До конца 1981 года с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты.
Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 года. Производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.
Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».
Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)
Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов «земля—воздух» и «воздух—воздух», стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу «пустил—забыл», в т.ч. с многоканальным обстрелом.
Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям — до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон — до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета — носителя.
Ракета Р-77 (см.
) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло — редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете «Точка», дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.
Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа . На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.
Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты стержневая с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
- Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг.
Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:
- РК-55 — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
- С-10 «Гранат» — крылатая ракета морского базирования.
Конструкция
Ракеты “воздух-воздух” обычно представляют собой длинные и тонкие цилиндры, чтобы уменьшить их поперечное сечение и, таким образом, минимизировать сопротивление на высоких скоростях, с которыми они летят. Ракеты разделены на пять основных систем (движущихся вперед на корму): ГСН, наведения, боеголовка, ракетный двигатель и система управления.
Спереди находится искатель: либо радиолокационная система, либо радиолокационный датчик, либо инфракрасный детектор. За этим скрывается авионика, управляющая ракетой. Обычно после этого в центре ракеты находится боеголовка, обычно несколько килограммов фугасного взрывчатого вещества, окруженного металлом, который фрагментируется при взрыве (или, в некоторых случаях, предварительно осколками металла).
Задняя часть ракеты содержит двигательную установку, обычно ракету какого-либо типа, и систему управления или CAS. Ракеты на твердом топливе с двойной тягой широко распространены, но в некоторых ракетах большой дальности используются двигатели на жидком топливе, которые могут «дросселировать», чтобы увеличить дальность полета и сохранить топливо для энергоемкого финального маневрирования. Некоторые ракеты на твердом топливе имитируют эту технику со вторым ракетным двигателем, который горит во время конечной фазы самонаведения. В разработке находятся ракеты, такие как MBDA Meteor, которые «дышат» воздухом (используя прямоточный воздушно-реактивный двигатель , аналогичный реактивному двигателю), чтобы увеличить дальность действия.
В современных ракетах используются двигатели с “малым задымлением” – ранние ракеты оставляли густые дымовые следы, которые легко видел экипаж самолета-цели, предупреждая их о нападении и помогая им определить, как от нее уклониться.
CAS обычно представляет собой электромеханическую систему срабатывания сервоуправления, которая принимает входные данные от системы наведения и управляет аэродинамическими профилями или стабилизаторами в задней части ракеты, которые направляют или направляют оружие к цели.
Ракета ближнего боя
Надо отметить, что дальность поражения цели не является главной характеристикой УРВВ-МД. Опыт локальных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, а также проведённые в нашей стране и за рубежом исследования выявили ряд характерных особенностей современного ближнего воздушного боя. Главными характеристиками таких воздушных поединков являются скоротечность, высокие значения манёвренных перегрузок, большие угловые скорости относительного перемещения цели (25-35 град/с) и ряд других. И самым эффективным оружием в подобных боевых ситуациях до настоящего времени была применяемая на российских самолётах ракета ближнего боя Р-73Э.
ktrv.ru
Ракета ближнего боя Р-73Э.
Как известно, ВВС стран НАТО в настоящее время активно пополняются модернизированными самолётами поколения 4++ и самолётами 5-го поколения. Комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) таких машин дополняются различными технологическими решениями по планеру, снижающими радиолокационную заметность, и бортовыми комплексами обороны (БКО), которые способны поставить эффективные помехи большинству УРВВ с инфракрасными головками самонаведения (ГСН).
Ракета РВВ-МД внешне похожа на ракету Р-73Э. Отличия начинаются в комплектации самой ракеты. Новая УРВВ-МД получила современную ГСН, обеспечивающую существенное улучшение ряда характеристик, отвечающих за захват и сопровождение цели. В первую очередь речь идёт о реализации принципа «выстрелил – забыл». Суть его заключается в «связи» нашлемного целеуказателя и ГСН ракеты. Когда пилот видит цель, её «видит» и ГСН. Лётчику остаётся только нажать кнопку «Пуск», и ракета идёт точно на цель.
ktrv.ru
Ракета РВВ-МД.
История
Ракета-воздух выросла из неуправляемых ракет класса “воздух-воздух”, использовавшихся во время Первой мировой войны. Ракеты Le Prieur иногда прикреплялись к стойкам бипланов и запускались электрически, обычно по аэростатам для наблюдения, такими первыми пилотами, как Альбер Болл и А.М. Уолтерс. Столкнувшись с превосходством союзников в воздухе, Германия во время Второй мировой войны приложила ограниченные усилия к исследованиям ракет, что привело к развертыванию неуправляемой ракеты R4M и разработке различных прототипов управляемых ракет. например, Ruhrstahl X-4.
Послевоенные исследования привели к тому, что Королевские ВВС приняли на вооружение Fairey Fireflash в 1955 году, но их результаты не увенчались успехом.. ВМС США и ВВС США начали оснащать управляемые ракеты в 1956 году, развернув на вооружении ВВС США AIM-4 Falcon и AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder. Советские ВВС приняли на вооружение К-5 (ракета) в 1957 году. По мере развития ракетных систем современная воздушная война почти полностью состоит из ракетных стрельб. Использование Beyond Visual Range в бою стало настолько распространенным в США, что ранние варианты F-4 были вооружены только ракетами в 1960-х годах. Высокий уровень потерь во время войны во Вьетнаме заставил США вновь ввести автопушку и традиционную тактику воздушного боя, но ракеты остаются основным оружием в воздушном бою.
В Фолклендской войне британские Харриеры с помощью ракет AIM-9L смогли победить более быстрых аргентинских противников. С конца 20-го века всесторонние конструкции с тепловым наведением могут фиксировать цель под разными углами, а не только сзади, где тепловая сигнатура от двигателей наиболее сильна. Другие типы полагаются на радиолокационное наведение (бортовое или «окрашенное» запускающим самолетом).
Эксплуатация
Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.
В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.
История
Начавшиеся в ОКБ-2 Минпрома России под руководством Д.Л. Томашевича исследования этой ракеты начались в 1951 году , первые испытательные стрельбы состоялись в году на Яковлевском Як-25 .
Изначально К-5 проектировался как легкое оружие, поэтому его можно было разместить на нынешнем истребителе МиГ-15 , и было оговорено, что этот истребитель может нести четыре, что повысит его шансы поразить цель. . В рассекреченных документах ракета получила прозвище «огненный шар» ( рус .: «ШМ» , ШМ).
Управление НИИ-17 отвечает за разработку РЛС, адаптированной к этому новому вооружению. В очень короткие сроки на базе всепогодной РЛС РП-1У «Изумуруд» ( изумруд ), установленной на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 , была разработана модель РП-2У «Изумуруд-2» , которая будет устанавливаться на следующих модификациях МиГ-17, МиГ-19 и первых серий Як-25 .
Первая автономная стрельба проекта «болид» проведена с МиГ-17П.8 октября 1953 г., в центре авиационных экспериментов в Ахтубинске , городе Астраханской области . Затем в марте 1955 года ракета произвела серию выстрелов по беспилотным мишеням и поразила первую цель с восьмого дня.
В году ракета поступила на вооружение под названием « Грушин / Томашевит РС-1У » для оснащения МиГ-17ПФУ и МиГ-19П , на которых она была связана с РЛС РП-2У (Изумруд-2) . Эта новая версия МиГ-17, МиГ-17ПФУ, была создана специально для него. Это будет единственный вариант этого самолета, который будет оснащен 4 ракетами РС-1У, размещенными на 4 пусковых установках 369-Вт .
Усовершенствованная версия К-5, К-5М , разработана для истребителя МиГ-19 с увеличенными аэродинамическими характеристиками, большей стабильностью, большей боевой частью, более мощным двигателем и увеличенной дальностью полета. Он был испытан очень быстро, во Владимировке, весной 1956 года, и быстро получил хорошие результаты с МиГ-19. После принятия резолюции п O 1343 619ss Совета Министров СССР,28 ноября 1957 г., он обозначается С-2-У ( РС-2У ). Серия МиГ-19PM ( «продукт 65» ), летательный аппарат , специально предназначенного для использования этих ракет контролируются завод п о 21 Горьких, который производит 369 единиц, из до .
К концу 1950-х годов К-5 считался устаревшим, и никаких будущих приложений для будущих устройств не планировалось. Тем не менее, обстоятельство и ситуация в СССР в то время сделали , что с некоторыми изменениями, он стал базовым вооружением Су-9 в ПВО Strany . Су-9 был самым быстрым высотным перехватчиком, доступным советским войскам в начале 1960-х годов. Этот улучшенный вариант К-5М получил обозначение К-5МС ( РС-2УС ), но в ряде документов используется обозначение К-51 .
После принятия постановления 12- й Военно-промышленной комиссии3 марта 1958 г., Было решено проверить ракету К-51 на одном из первых самолетов Су-9 продуктов в серии, серийный номер 0103. Завод п о 53 также содержит три дополнительных испытаний воздушных судов в мае и июле. ВМай 1958 г.Летчик-испытатель Владимир Ильин принимает первый самолет, оснащенный ракетами К-51, Т-43-1, опытный образец Су-9, который по этому случаю получил название ПТ-8. Под крылом этого самолета были установлены пусковые установки АПУ-19 (внутренняя пара) и АПА-20 (внешняя пара), оснащенные их ракетами. В ходе летных испытаний комбинации «Су-9 / К-51» было определено, что ракеты могут использоваться в диапазонах высот от 7 до 20 км и что автономный огонь возможен на максимальной высоте до 23 км .
В 10 октября 1960 г.Подписание указа п O 1108-460 Советом Министров СССР заявил , самолет был сертифицирован для оперативного использования ракеты К-51. По этому поводу его переименовали в Су-9-51. Он официально становится первым советским бортовым зенитным ракетным комплексом перехвата. Оснащен РЛС CDD-30 (RP9) . Впоследствии он будет оснащен радиолокационной станцией Z0T (РП-21) CD-30 CD-версии , которая затем будет установлена на большом количестве самолетов, например на МиГ-21ПФ .
После разработки новой версии К-55 , взяв на себя инфракрасную и радиолокационную головки самонаведения ракеты К-13 (Р-3), ракета также будет установлена на МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
В году были проведены испытания по отработке применения ракет РС-2УС по наземным целям. Такое использование ракеты было вполне возможно, но создавало много проблем. Это действительно было непрактично, потому что ракеты несли слишком низкий боевой заряд, а система наведения была недостаточно точной. Ракета Х-23 , являющаяся производным от К-5, в значительной степени решит эти проблемы, будучи модифицированной для несения большего военного заряда.
Китай производит его, локальная копия, то PL-1 , оснастить его перехватчик J-6B (А МиГ-19 производится по лицензии).
Устройство
Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:
- Общая длина – 3710 мм.
- Корпус в диаметре – 200 мм.
- Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
- Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
- На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
- Начальная масса изделия – около 190 кг.
В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.
Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.