«АЭРМАККИ МВ-339» — штурмовик для бедных
Легкий штурмовик (Италия)
На концах крыльев МВ-339 крепятся дополнительные топливные баки
В 1970-х годах «оружие бедных», как называли учебно-тренировочные машины, преобразованные в боевые самолеты, решила создавать и Италия. В 1972 году «Аэрмакки» получила от итальянских ВВС контракт на разработку нового реактивного учебно-боевого самолета для замены «Аэрмакки МВ-326». Первый прототип МВ-339 поднялся в воздух в августе 1976 года.
Первые серийные МВ-339А начали поступать на вооружение в августе 1979 года.
Серийный выпуск наиболее современной модификации этого самолета — МВ-339С — был начат в 1987 году.
Штурмовик нес управляемые ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — земля», в фюзеляже имелись встроенная 30-мм пушка и 12,7-мм пулеметы, а под крылом находились свободнопадающие и корректируемые бомбы. Весь арсенал управлялся самой современной на тот момент электронной системой.
МВ-339 оборудован катапультируемыми креслами, позволяющими покинуть самолет даже во время стоянки или движения по аэродрому
Также на самолете было установлено модернизированное цифровое электронное навигационное оборудование, имелись многофункциональный экранный индикатор на монохромной ЭЛТ в кабине и индикатор на лобовом стекле. Единственный случай боевого применения МВ-339 был , зафиксирован во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть аргентинских МВ-339 использовались в качестве легких штурмовиков. МВ-339 стал одним из самых распространенных учебно-боевых самолетов в мире.
Помимо ВВС Италии эта модель нашла применение в авиационных частях Аргентины, Перу, ОАЭ, Ганы, Малайзии и Нигерии. Всего построено 177 самолетов «Аэрмакки МВ-339», которые до сих пор состоят на вооружении перечисленных стран.
МВ-339 относительно недорогой учебно-боевой самолет с неплохими летно-техническими характеристиками
Под крыльями этого МВ-339 подвешены контейнеры со смертоносными 30-мм пушками DEFA 553
Модификации
Установка Х-25 на пилон самолёта
Разработаны следующие модификации Х-25 (литера «М» в наименовании означает «модульная»):
- Х-25 («изделие 69», Х-25Л) — базовый вариант с лазерной ГСН
- Х-25МА — с активной радиолокационной ГСН, предлагается на экспорт с 1999 года
- Х-25МЛ («изделие 713») — с полуактивной лазерной ГСН 24Н1 и тандемной БЧ способной пробивать до 1 метра бетона
- Х-25Р/Х-25МР («изделие 714») — с помехозащищённым радиокомандным наведением
- Х-25МТ — с телевизионной ГСН
- Х-25МСЭ
- Х-25МТП — с тепловизионной (инфракрасной) головкой самонаведения
- Х-27ПС («изделие 72», имеет обозначение НАТО: AS-12 Kegler) — базовый противорадиолокационный вариант Х-25
- Х-25МП («изделие 711», AS-12 Kegler) — модульная противорадиолокационная ракета (с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП) предназначенная для поражения РЛС широко распространённых ЗРК типа «Хок» и «Усовершенствованный Хок». В основном идентична Х-27ПС, имеет модифицированную в части введения признака системы наведения и изменения закона управления систему управления, позволившую уменьшить минимальную дальность пуска с 9,5-10 км у ракеты Х-27ПС до 3-5 км у ракеты Х-25МП. Также, был удлинён и стал самостоятельным шестым отсеком хвостовой обтекатель, ранее входивший в состав отсека энергообеспечения.
- Х-25МПУ (AS-12 Kegler) — модернизированный вариант Х-25МП. Имеет РЛГСН с расширенным диапазоном частот способным работать по РЛС ЗРК типа «Crotale» и «Roland», также, ракета снабжена инерциальной системой наведения, что дало возможность пролонгировать наведение и осуществлять повторный захват цели в случае временного выключения РЛС-цели. Имеет значительно увеличенную по сравнению с Х-25МП дальность стрельбы.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-25ПЛ.
Технические характеристики
- Экипаж 2
- Пассажировместимость: 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров
- Длина
- Длина фюзеляжа 9,75 м
- Диаметр несущего винта 15,74 м
- Диаметр рулевого винта:
- Размах крыла:
- Максимальная ширина фюзеляжа 3,76 м
- Высота 5,37 м
- Площадь, ометаемая несущим винтом:
- База шасси:
- Колея шасси:
- Масса пустого: 4765 кг
- Нормальная взлётная масса: 6970 кг
- Максимальная взлётная масса 7140 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг
- Силовая установка 2 × турбовальных ГТД-3Ф
- Мощность двигателей: 2 × 900 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме:
- на крейсерском режиме: 738 л. с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 220 км/ч
- Крейсерская скорость 185 км/ч
- Боевой радиус: 200 км
- Практическая дальность: 450 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)
- Практический потолок 4000 м
- Статический потолок 600 м
- Динамический потолок 4500 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка
Вооружение
- Боевая нагрузка: 1100 кг
- Основное вооружение:
- Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н
- Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М
Общее описание самолета СУ-25 «Грач»
Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.
Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.
Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.
Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.
Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу
Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков
При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы
Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.
Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.
Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.
Модификации Су-25
- Су-25 – Боевой одноместный штурмовик.
- Су-25К – Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
- Су-25Т- Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
- Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
- Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
- Су-25СМ3 – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
- Су-25КМ – Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
- Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
- Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
- Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
- Су-25УБМ – Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО
- Су-25М1 – Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».
- Су-25УБМ1 – Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1.
К-37 / Р-37 / РВВ-БД – AA-13 ARROW
ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)К-37 / Р-37 / “изделие 610” – AA-X-13 ARROWК-37М / РВВ-БД / “изделие 610М” – AA-13 ARROW
Ракета “воздух-воздух” большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата ГосМКБ “Вымпел” по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) – совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).Первое появление на публике – Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) – ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа – ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией “Тактическое Ракетное Вооружение” (КТРВ) в лице ГосМКБ “Вымпел” ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД – AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).
Авиационная ракета Р-77 средней дальности
Проектировалась для истребителя пятого поколения МиГ – 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 “Adder”. Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.
· Масса – 700 кг.
· Длина изделия – 3,5 м.
· Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами – 22 кг.
· Максимальная дальность поражения объектов – 100 км.
Операторы [ править ]
Карта с операторами R-60 синим и бывшими операторами красным
Текущие операторы
Алжир Армения Ангола Болгария Хорватия Куба Грузия Индия Иран Ливия Малайзия Северная Корея Перу Польша Румыния Россия Словакия Сербия Сирия Украина Вьетнам
Бывшие операторы
Чехословакия Перешел на государства-преемники. Республика Чехия Восточная Германия Финляндия Использовался на МиГ-21Бис. До начала 2000-х годов использовался одновременно и впоследствии на BAE Hawks, заменен на AIM-9M. Германия Венгрия Используется на МиГ-29 Ирак С эпохи Саддама . Советский союз Перешел на государства-преемники. Югославия Перешел на государства-преемники.
СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2
Штурмовик (СССР/Россия)
Су-25 спроектирован так, что может беспрепятственно продолжать полет на одном двигателе при отказе второго
В середине 1960-х годов, в эпоху частых мелких войн и локальных конфликтов, стала очевидной бессмысленность упования лишь на ядерное превосходство. Для достижения победы в войне требовалось и обычное оружие.
В какой-то момент авиастроителям пришлось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл противника, но и постоянно находиться на передовой. Существовавшие в то время машины для этого не подходили.
Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались малопригодными в обычном бою. К тому же из-за отсутствия надежной брони они становились удобной мишенью для снайперов, как только снижались.
В 1969 году Министерством авиационной промышленности СССР был объявлен конкурс проектов по созданию самолета-штурмовика. В нем приняли участие четыре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2. Неприхотливая в эксплуатации и удобная в управлении, она в итоге и победила в конкурсе. Поскольку машине предстояло постоянно находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 км/ч.
Летчик Су-25 со всех сторон защищен титановой броней
К 7 ноября 1974 года был построен первый опытный самолет. При его испытании произошла авария, задымился и разрушился один из двигателей. Тем не менее 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.
В декабре приступили к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони. К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе изготовили еще два таких самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана. Благодаря применению особых устройств управления крылом, скорость машины удалось увеличить до 1000 км/ч.
Год спустя из этих самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья. Нос машины украсили рисунком птицы, благодаря чему самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.
Примерно два десятка машин были потеряны. Однако чтобы сбить такой самолет, моджахедам требовалось совершить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами. Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с поврежденным крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.
«Грач» получился чрезвычайно живучим самолетом
В 1992 году выпуск Су-25 прекратился, к тому времени их количество увеличилось до 700 штук. Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты планируется оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.
Боевое применение
В 1978 году советский истребитель МиГ-23М с помощью ракет Р-60 сбил иранский военно-транспортный вертолёт CH-47 «Чинук», нарушивший границу. В ирано-иракской войне иракские истребители с помощью ракет Р-60 сбили неизвестное число иранских самолётов и вертолётов. В одном из боёв иракский истребитель МиГ-21бис сбил с помощью ракеты Р-60 иранский перехватчик четвёртого поколения F-14A Tomcat. С помощью Р-60 был сбит ещё как минимум один F-14A в 1984 году, тогда воздушную победу одержал иракский МиГ-23МЛ.
Ракета Р-60 применялась сирийскими лётчиками в боях с израильскими самолётами над Ливаном в 1982 году. Сообщается о ряде случаев попадания ракеты точно в сопла двигателей самолётов противника (что, однако, возможно только при неисправности взрывателя, т.к. подрыв осуществляется на расстоянии от цели). По данным skywar.ru достоверно подтверждено только одно такое попадание, после которого израильский F-15D вернулся на базу и был отремонтирован. По данным ACIG ракетами Р-60 достоверно подтверждённо был сбит «Кфир», подбиты F-15D и RF-4E.
В 1988 году иракский истребитель МиГ-29 сбил ракетой Р-60 другой иракский самолёт этого же типа.
В 2002 году израильский БПЛА был сбит сирийским истребителем МиГ-23МЛ, вероятно с помощью ракеты Р-60.
Техническое описание Су-25УТГ
Самолет создан для проведения летчиками посадки и взлета на наземном комплексе с механизмом укороченного взлета – наклонной рампы-трамплина, отработки посадки – аэрофинишера и проведения контроля летчиков и курсантов строевых частей и летных училищ.
Летно-технические характеристики Су-25УТГ практически не имеют особого отличия от характеристик учебного Су-25УБ. Благодаря установленному на воздушный аппарат оборудованию пилотажно-навигационного назначения обеспечивается отработка взлета и посадки самолета при любых метеоусловиях для учебно-тренировочных полетов.
Су-25УТГ сильно схож с серийным Су-25УБ в отношении аэродинамической компоновки, силовой установки и ее систем, габаритно-весовых характеристик, оборудования, самолетных систем и конструкции планера со структурой шасси.
Процесс тренировочных полетов Су-25УТГ заключается в исполнении поставленных задач летной подготовки:
Взлет с трамплина.
Посадка на аэрофинишер с использованием цепляющего гака.
Проработка техники пилотирования в любое время суток и при любых метеоусловиях.
Совершение полетов по приборам и проведение «слепого полета».
Обучение принципу действий в том случае, когда произошло чрезвычайное происшествие, или с имитацией отказа навигационно-пилотажного оборудования.
Самолетовождение (дневное и ночное).
Изначальное обучение в летных центрах и училищах.
Боевой серийный самолет Су-25УТГ имеет ряд отличий от базовой учебной модели. Различия в основном касаются элементов и систем конструкции. На Су-25УТГ отсутствуют блоки прицельного оборудования и систем управления вооружением, установки с пушками, балочные держатели и пилоны, бронеэкраны двигателей, радиостанции связи, блоки и элементы системы обороны. Но в то же время в хвосте фюзеляжа установили посадочный гак, который представляет собой крюк для торможения с боковыми стабилизаторами и демпфером-подъёмником. Прикрепили модифицированную хвостовую балку фюзеляжа, способную воспринимать нагрузки от посадочного гака.
Поскольку парашютно-тормозную установку сняли, пришлось укоротить законцовку хвостовой балки. Нишу, предназначенную для пушечной установки, зашили (размещена в головной части). Во вторую кабину установили перископ обзора переднего (ПОП-1), а в центральной части заменили бронированные люки плитами из алюминиевого сплава. Вместо убранных боевых пультов вмонтировали заглушки и иллюминаторы дальномера.
Когда самолет перебазировали, решили сохранить возможность установки четырех топливных подвесных баков. Каждый из них мог вместить в себя 800 л. ПТБ-800 размещались по два под каждым крылом, с учетом возможной аварийной ситуации их можно сбросить.
Когда самолет взлетает с трамплина, он выводится на полетные значения угла атаки с учетом кривизны трамплина. Благодаря этому длина разбега существенно сокращается. Перед взлетом пилот выруливает и ставит самолет на задержник, потом производит включение максимального режима работы двигателей и опускает стабилизатор к взлетному положению. После команды воздушная машина освобождается от задержника и производит разгон по взлетной полосе по направлению к трамплину. Вывод во взлетное положение угла атаки осуществляется после схода с трамплина, и через три секунды разгоняется до полетной скорости.
НОСП (наземно-оптическая система посадки) отвечает за процесс ввода самолета в зону посадки. Попав в луч оптической системы, летчик при помощи приборов переводит машину в режим снижения высоты по заданной глиссаде. Полет по ней совершается на рассчитанном угле атаки с выдержкой максимальной скорости. Процесс происходит до момента прикасания колес шасси к взлетно-посадочной полосе.
Во время посадки крюк тормозного гака скользит по верху взлетно-посадочной полосы и цепляется за трос аэрофинишера. После зацепки троса самолет проходит дистанцию в 90 метров с самым большим значением перегрузки во время торможения (4-5 единиц).
История создания и производства
История отечественной авиации отмечает ряд летательных аппаратов-долгожителей, представляющих собой сплав совершенства конструкции, надежности и безопасности полетов Это Ан-2, Ил-14, Ми-4, МиГ-21, прославившие своих создателей К их числу, несомненно, относится и Ка-25 фирмы «Камов» Мне, участнику проведения государственных испытаний вертолета Ка-25, представляется важным подробнее рассказать об этой замечательной машине. В канун празднования 300-летия Российского флота уместно вспомнить об одном из интересных этапов создания нашего океанского флота, тесно связанном с развитием отечественного вертолетостроения.
Прежде всего надо сказать, что современные боевые корабли с мощными силовыми установками и разнообразными системами создают такой собственный уровень шумов, который не позволяет надежно обнаруживать шум подводных лодок В то же время уровень шума подводных атомных лодок вследствие специально внедренных конструкторских решений и тактики применения с использованием преимуществ подводного положения оказывается настолько мал что позволяет им побеждать в дуэльных ситуациях с надводными кораблями Дальность действия корабельных РЛС и других радиоэлектронных систем по обнаружению надводных целей ограничены пря мой видимостью из-за естественной кривизны водной поверхности.
Для решения поставленных перед океанским флотом задач потребовались принципиально новые корабли-вертолетоносцы для борьбы с атомными подводными лодками и надводными кораблями противника Как следствие возникла необходимость появления корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, траления мин, выполнения спасательных и других работ Легкий корабельный вертолет Ка-15 уже не мог удовлетворять неизмеримо выросшим требованиям флота.
Создание в ОКБ Н И Камова первого корабельного вертолета Ка-10(1949 г. ), а затем Ка-15 (1953 г) и их адаптация к корабельным условиям базирования показали, что это сложная научно-техническая проблема Учитывая накопленный ОКБ опыт в этой области, Министерство обороны поручило ему разработку и постройку нового вертолета Ка-25, оснащенного необходимым пилотажно-навигационным и поисково-прицельным бортовым оборудованием, а также средствами поражения подводных лодок.
Первый полет корабельный боевой вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 г. Пилотирование осуществлял летчик-испытатель Д К Ефремов Построенные на вертолетном заводе г Улан-Удэ в 1965 г серийные образцы положили начало успешной летной эксплуатации этих машин Таким образом, Ка-25 первый боевой вертолет в нашей стране. Для сведения боевой армейский вертолет Ми-24 появился в 1969 г.
Впервые ОКБ предстояло не только построить и испытать Ка-25 но и обеспечить его совместимость с одновременно создаваемым кораблем-носителем Корабль, в свою очередь, должен был иметь взлетно-посадочную полосу и стоянки командно-диспетчерский пункт управления полетами В межпалубных и трюмных объемах его предусматривалось создание ангаров для вертолетов, отсеков для средств технического обслуживания и горюче-смазочных материалов Требовалось обеспечить комфортное размещение летного и инженерно-технического состава.
Чтобы корабль-вертолетоносец стал действительно эффективной боевой системой, на вертолете предстояло разместить современный многофункциональный комплекс, аналогов которому в то время не существовало Только с его помощью был возможен надежный поиск подводных лодок, обнаружение надводных кораблей на больших удалениях и передача их координат кораблю и береговым базам — при пилотировании вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях над безориентирной водной поверхностью Такой комплекс обеспечивал эффективное применение средств поражения для уничтожения атомных подводных лодок.
Корабельный вертолет должен иметь минимально возможные размеры Этому условию в наибольшей степени отвечает соосная схема, на основе которой проектируются вертолеты с маркой «Ка». Однако для размещения бортового комплекса на одном аппарате-носителе потребовалось бы создание машины больших размеров со взлетной массой около 15000 кг, что вошло бы в явное противоречие с требованиями к габаритам аппарата. Специалисты ОКБ и Министерства обороны смогли найти удачный выход.