Внешние ссылки [ править ]
- РС-2У – ракета воздух-воздух на сайте Aviation.ru
- К-5 на airwar.ru
- (на русском языке ) K-5 в missiles.ru
- – Сайт Electromecanica: ракета “воздух-воздух”
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список ) |
| ||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список ) |
|
vтеРоссийские и бывшие советские авиационные боеприпасы | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” |
| ||||||||||||||||
Ракеты класса “воздух-земля” |
| ||||||||||||||||
Противокорабельные и крылатые ракеты |
| ||||||||||||||||
Противотанковые ракеты |
| ||||||||||||||||
Ракеты |
| ||||||||||||||||
Бомбы |
| ||||||||||||||||
Автопушки и пулеметы |
|
Вооружение ПАК ФА:
9A1-4071K — скорострельная 30-мм пушка, производящая 1500 выстрелов в минуту.
BRAHMOS-NG — компактный вариант сверхзвуковой крылатой ракеты c прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Её предельная скорость составляет почти 3,5 Маха, что значительно снижает шансы быть уничтоженным другими ракетами. Длина 5 м; стартовая масса 1500 кг; вес боевой части 300 кг; дальность полёта 290 км. Х-31АД/ПД — высокоскоростная противокорабельная ракета с радиолокационным наведением. Длина 5,43 м; стартовая масса 715 кг; вес боевой части 110 кг; дальность действия 160 км.
K-74M2 — ракета ближнего действия класса «воздух-воздух» с системой инфракрасного самонаведения. Улучшенная версия R-74. Также обладает полностью цифровой и перепрограммируемой системой. Длина 2,9 м; стартовая масса 105 кг; вес боевой части 8 кг; дальность действия 40 км.
K-77M — ракета средней дальности класса «воздух-воздух», улучшенная версия R-77 с антенной на основе цифровой активной фазированной решётки и двухимпульсным мотором. Длина 3,7 м; стартовая масса 190 кг; вес боевой части 22 кг; дальность действия 110 км.
Х-38M — семейство модульных ракет класса «воздух-земля» малой дальности, предназначенных для поражения бронированной тяжёлой техники, а также легкоуязвимых наземных и надводных объектов. Длина 4,2 м; стартовая масса 520 кг; вес боевой части 250 кг; дальность действия 40 км.
ИЗДЕЛИЕ 810 — ракета очень большой дальности действия класса «воздух-воздух», предназначенная для уничтожения авиационных комплексов радиообнаружения и наведения, а также других разведывательных самолётов. Длина 4,2 м; стартовая масса 600 кг; вес боевой части 60 кг; дальность действия 400 км.
Х-58УШКЭ — последняя версия высокоскоростной противорадиолокационной ракеты. Сконструирована специальным образом, чтобы размещаться внутри оружейных отсеков фюзеляжа ПАК ФА. Длина 4,19 м; стартовая масса 650 кг; вес боевой части 149 кг; дальность действия 245 км.
Х-35УЭ — противокорабельная ракета повышенной дальности со спутниковой навигацией и пассивно-активной радиолокационной головкой самонаведения. Предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Длина 3,8 м; стартовая масса 520 кг; вес боевой части 145 кг; дальность действия 260 км.
KAБ-1500 — самый большой представитель бомб семейства КАБ. Корректируемая бомба. КАБ-1500Кр использует электронно-оптический искатель. Длина 4,63 м; общая масса 1525 кг; вес боевой части 1170 кг; высота сброса 9 км.
KAБ-500 — средний представитель бомб семейства КАБ. Предназначена для поражения неподвижных наземных и надводных малогабаритных целей. Длина 3,05 м; общая масса 520 кг; вес боевой части 380 кг; высота сброса 9 км.
KAБ-250 — самый маленький представитель бомб семейства КАБ. Наводится с использованием системы ГЛОНАСС. Длина 3,2 м; общая масса 250 кг; вес боевой части 127 кг; высота сброса 9 км.
авиациявооружениеинтереснооружиеРоссиясамолет
Атомный ад тактического уровня
Ещё не отгремели последние залпы Второй мировой войны, а американские генералы, воодушевлённые результатами «Манхеттенского проекта» (создание атомной бомбы. – Авт.), уже изучали возможность применения ядерного оружия для решения тактических задач – например, для прорыва укреплённой обороны противника.
Но идея использовать ядерные заряды малой мощности не утратила привлекательности. Уже в начале 1950-х годов в США появились первые образцы тактических атомных бомб и тактических ракет с ядерными боевыми частями, а испытание первой в мире 280-мм атомной пушки (М65) состоялось 25 мая 1953 года на полигоне в штате Невада. По результатам специалисты определили, что мощность снаряда соответствовала взрыву 10-15 тыс. тонн тринитротолуола.
wikipedia.org
Атомная пушка M65 на Абердинском полигоне.
Большое влияние на «атомное мышление» заокеанских генералов оказала монография португальского полковника Ф. Микше («Атомное оружие и армия»), который рассчитал, что одна атомная пушка способна заменить на линии фронта 5 тысяч обычных орудий. От таких подробностей у обитателей Пентагона, фигурально выражаясь, закружилась голова.
А вот самыми экзотическими орудиями «ядерной артиллерии» США стали «безоткатки» семейства «Дэви Крокет»: 120-мм М28 и 155-мм М29, которые в 1962 году поступили на вооружение американских пехотных дивизий в Европе. Орудия стреляли надкалиберными снарядами М388 с ядерным зарядом мощностью до 1 кт и считались системами «ближнего боя». Дальность стрельбы М28 составляла 2 км, М29 забрасывала снаряд на 4 км.
И ядерный конвейер заработал на полную мощь. В конце 1970-х годов в серийное производство была запущена гаубица М198. В 1978 году в строй вошла 155-мм гаубица FH70, созданная в сотрудничестве со специалистами из ФРГ, Великобритании и Италии, под которую разработали выстрелы с управляемыми активно-реактивными и ядерными зарядами. Но неотвратимо надвигался ракетный век, и в американских арсеналах появились оперативно-тактические ракетные комплексы «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс», часть которых была передана в распоряжение войск стран НАТО. Однако ядерные боезаряды должны были поставляться союзникам только в случае обострения ситуации.
wikipedia.org
Система «Дэйви Крокетт» – безоткатное орудие на треноге для стрельбы ядерным боеприпасом M388.
И вот ещё один важный момент: основным поражающим фактором тактического ядерного оружия вскоре стало нейтронное излучение, а не ударная волна. Получилось весьма «экономно»: люди гибли, а трофеи доставались в целости и сохранности.
Конструкция[править]
Корпус бронетранспортёра сваривался из листов бронированной стали на массивной стальной прямоугольной раме. Компоновка корпуса соответствует немецкому варианту и имеет капотную схему. Под бронированным капотом БТРа находился 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra Т-928-3 рабочим объемом 9 848 см3, мощностью 130 л. с. (95,6 кВт) при 2 000 об/мин.
За капотом БТР находилось отделение управления с местами механика-водителя и командира. За ними – десантное отделение, вмещающее 10 полностью экипированных пехотинцев. Обзорность водителю и командиру обеспечивалась через смотровые окна в лобовом листе и по бокам. Окна закрывались бронированными крышками со смотровыми щелями. Десантники располагались по следующей схеме: за механиком-водителем и командиром находились два десантника, сидящих по ходу машины, остальные – вдоль бортов лицами друг к другу. Посадка и высадка десанта осуществлялась через кормовые двери и люки в крыше корпуса, открываемые в стороны. Кормовые двери были оборудованы бойницами для ведения огня из личного оружия десанта.
Управление бронетранспортёром осуществлялось при помощи рулевого колеса и рычагов, управляющих бортовыми тормозными механизмами.
Подвеска имела полугусеничную компоновку, как на немецком SdKfz 251. Передние колеса управляемые и устанавливались на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задний движитель гусеничный, состоял из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра, установленных с перехлестом по выступу (три колеса идут по наружной беговой дорожке гусеницы, три – по внутренней), переднего ведущего и заднего направляющего колес по каждому борту. Колеса установлены на торсионах.
OT-810 мог транспортировать прицеп массой 3 т. Также имелись бронетранспортёры с системой защиты от оружия массового поражения с фильтровентиляционной установкой (ФВУ). В этих БТРах количество десанта было уменьшено, по причине необходимости большого пространства по правому борту для ФВУ.
Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)
Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов «земля—воздух» и «воздух—воздух», стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу «пустил—забыл», в т.ч. с многоканальным обстрелом.
Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям — до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон — до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета — носителя.
Ракета Р-77 (см.
) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло — редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете «Точка», дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.
Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа . На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.
Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты стержневая с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.
AIM-9 «Сайдуайндер» (англ. AIM-9 Sidewinder)
Ракета до 1963 года имела название AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8.
Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран мира.
Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder.
По состоянию на 2001 год, только на территории США, было собрано более 150 тысяч единиц этого оружия, с учётом ракет произведённых в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время. Сайдуайндер состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно используется по сей день.
Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями.
История
Разработка будущей AIM-9 стартовала ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил сделать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем оборудования широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Сконструированная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), расположенный за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.
Ещё одной удачной идеей, применённой в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.
Первые испытания ракеты стартовали в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был произведён первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Выпуск ракеты стартовал в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.
Изначально ракета создавалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно использовалась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).
Конструкция
Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.
Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.
Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X применяет для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.
На большинстве моделей ракеты монтировалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.
ТТХ
-Стартовая масса: 91 кг
-Масса боевой части: 9,4 кг
-Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
-Длина: 2,85 м
-Диаметр: 0,127 м
-Размах крыла: 0,63 м
Состоит на вооружении
-США 7000 AIM-9M
-Австралия — AIM-9X на F/A-18A/B Hornet и F/A-18F Super Hornet
-Польша Заказано 93 ракеты AIM-9X-2
-ОАЭ Заказано 218 AIM-9X-2 на сумму 251 млн долл.
-Марокко Заказано 20 AIM-9X-2 на 50 млн долл.
-Турция AIM-9S/X. 117 AIM-9X заказано на сумму 140 млн долл