На вооружении
Операторы F-16 с 2010 года
Состоит на вооружении
- Бахрейн — 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
- Бельгия — 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
- Венесуэла — 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год
- Греция — 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год
- Дания — 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
- Египет — 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
- Израиль — 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год
- Индонезия — 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было поставлено 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989—1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).
- Иордания — 35 F-16A/AM и 13 F-16B/BM, по состоянию на 2012 год
- Нидерланды — 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
- Норвегия — 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
- ОАЭ — 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год
- Оман — 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
- Пакистан — 66 F-16А/В/С/D, по состоянию на 2012 год
- Польша — 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год
- Португалия — 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 годВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B). Было закуплено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти). Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах). F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал — 201-й «Falcões» и 301-й «Jaguares».
- Республика Корея — 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год Производится по лицензии.
- Сингапур — 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год
- Таиланд — 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год
- Тайвань — 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год
- Турция — 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год Производится по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки. До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет произведено 50 F-16 «блок-50»..
- Чили — 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
- Марокко — 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года. F-16 ВВС Марокко оснащены двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2, 4 млрд.
- США:
- ВВС США — 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год
- ВМС США — 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год
- ВВС Национальной гвардии США
Потери
В период 2000—2012 гг. было потеряно в катастрофах 89 самолётов типа F-16 ВВС США.
По данным А. Букова[неавторитетный источник?], всего за время эксплуатации типа было потеряно не менее 561 самолёта F-16, из них 317 в США и 244 в других странах.
- 8 января 2002 самолёт бельгийских ВВС разбился
- 26 февраля 2002 года истребитель ВВС США разбился в Юж. Корее
- В апреле 2002 года F-16 ВВС Бельгии разбился в Нидерландах. Один пилот погиб
- 25 октября 2002 года в США столкнулись 2 истребителя
- 14 ноября 2002 разбился ещё один самолёт, пилот погиб
- 28 сентября 2003 один самолёт упал в Бахрейне, пилот погиб
- 3 марта 2005 в Израиле упал F-16
- 9 сентября 2005 года разбился истребитель ВВС Бельгии, пилот погиб
- 30 января 2006 в Турции разбился F-16
- В апреле 2006 в штате Аризона разбился F-16 ВВС США, взорвался двигатель, пилот катапультировался.
- 16 октября 2006 истребитель ВВС Турции разбился на Юго-Востоке страны
- 26 ноября 2006 F-16 ВВС США разбился в Ираке
- 19 января 2007 в США разбился F-16
- 15 июля 2007 самолёт ВВС США разбился в Ираке
- 21 июля 2007 разбился KF-16 Южной Кореи, оба пилота погибли
- 15 марта 2008 в Аризоне разбился F-16C, пилот погиб
- 31 марта 2009 самолёт Южной кореи упал в жёлтое море
- 28 сентября 2010 года самолёт ВВС Иордании разбился во вторник, пилот погиб
- 18 октября 2010 потерпел крушение истребитель ВВС Таиланда
- 11 ноября 2010 упал самолёт F-16 в Израиле.
- 14 февраля 2011 2 F-16 ВВС Таиланда разбились
- 27 апреля 2011 F-16 ВВС ОАЭ разбился
- 21 марта 2012 истребитель ВВС США упал в Юж. Корее
- 22 июля 2012 истребитель ВВС США F-16 с авиабазы ВВС «Кадена» совершил аварийную посадку на воду в районе Северо-Курильской гряды в Тихом океане, пилот выжил
- 16 августа 2012 истребитель ВВС Бельгии потерпел крушение после столкновения с птицами. Лётчик катапультировался.
Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Работы по созданию проекта самолета F-16 были начаты компанией «Дженерал Дайнемикс» в 1971 г. В феврале 1972 г. пять авиакомпаний представили на экспертизу свои проекты перспективного истребителя, и через два месяца были выбраны проекты компаний «Дженерал Дайнемикс» и «Нортроп». Каждая из них получила контракт на строительство двух опытных самолетов YF-16 и YF-17 соответственно. Первый YF-16 поднялся в воздух 2 февраля 1974 г., а 13 января 1975 г. было объявлено, что ВВС США выбрали YF-16 в качестве основы для разработки истребителя воз душного боя. Началась обширная производственная программа по строительству самолетов F-16.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- .
- .
- ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005/ Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 706-712. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
- ↑
- The Military Balance 2010. p.247
- The Military Balance 2010. p.139
- The Military Balance 2010. p.127
- The Military Balance 2010. p.250
- The Military Balance 2010. p.256
- The Military Balance 2010. p.258
- The Military Balance 2010. p.150
- The Military Balance 2010. p.415
- The Military Balance 2010. p.431
- )
- The Military Balance 2010. p.429
- The Military Balance 2010. p.166
- ↑
- ↑
- В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. — М.: АСТ, Астрель, 2001. — С. 331.
- В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 175.
- ↑
- ↑
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации F-16C Block 50/52
Источник данных: Jane’s
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15, 03 м
- Размах крыла
с ракетами на концах крыла: 10, 0 м
: 9, 45 м
- Высота: 5, 09 м
- Площадь крыла: 27, 87 м²
- Профиль крыла: NACA 64A-204
- Коэффициент удлинения крыла: 3, 2
- Стреловидность по передней кромке: 40°
- База шасси: 4, 0 м
- Колея шасси: 2, 36 м
- Масса пустого:
- с двигателем F100: 8 910/ 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
- с двигателем F110: 9 017/ 9 466 кг (без/с конформными баками)
- Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
- с двигателем F100: 12 723/ 14 548 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 12 852/ 14 661 кг (без/с конформными баками)
- Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
- Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
- с двигателем F100: 8 855/ 9 635 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 8 742/ 9 190 кг (без/с конформными баками)
- Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
- Объём топливных баков: 3 986 л
- Подвесные топливные баки: 1 × 1 136 л или 2 × 1 402 л
- Конформные баки: 1 703 л
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50)
- Бесфорсажная тяга: 1 × н/д
- Форсажная тяга: 1 × 13100, 6 кгс
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
- Бесфорсажная тяга: 1 × 7900, 2 кгс
- Форсажная тяга: 1 × 12900, 4 кгс
- Максимальная скорость: 2, 0 Маха на высоте 12 200 м
- Боевой радиус: (Block 50)
- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
- с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
- без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
- Перегоночная дальность: (Block 50)
- с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
- без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Скороподъёмность: ~275 м/с
- Нагрузка на крыло: 781, 2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 1, 03 (без подвесок и конформных баков)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
- Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: (при +5, 5 g)
- под фюзеляжем: 1 000 кг
- внутренние: 2 × 2 041 кг
- центральные: 2 × 1 587 кг
- внешние: 2 × 318 кг
- на законцовках: 2 × 193 кг
- дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
- ракеты «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
- Бомбы:
- корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
- корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
- свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84
- Пушечные контейнеры: 1 × GPU-5/A с 30-мм пушкой
БРЛС:
- AN/APG-66
- AN/APG-68
- AN/APG-80
Декаль
Не ожидали вторым местом в обзоре увидеть декаль?! А надо ко всему готовиться! Почему сейчас декаль? Процитирую одного знакомого человека: “Просмотр рекомендую начать с декали!”.Ну вот, я и начал.
Ладно, перейдем к делу: Декаль от известнейшей во всем мире итальянской компании Cartograf, которую во всём мире считают эталоном качества (не сочтите за рекламу), на этот раз хорошо так налажала (я же говорил, что не сочтите за рекламу ). “В чем?”-спросите Вы. Да в том, что на именах пилотов на двух вариантах выскакивает желтая подложка! И если в одном из вариантов на это можно “плюнуть” (имя написано черным прямо поверх желтого и желтый цвет выглядит окантовкой), то во втором надо либо тоже “плюнуть”, либо делать новую декаль, либо делать другой вариант (все два имя синие, но в одном из них из-под двух букв выглядывает та же желтая подложка…), хотя возможно, что мне просто не повезло. Втрой недостаток (не существенный) скажу при помощи цитаты того же человека: “Что-то, мне кажется, оно как-то толсто”. Имелся ввиду слой лака.
Интересна эта декаль тем, что в ней присутствует довольно большой набор технических надписей, а также элементов, которые обозначены как “extra”, т.е. дополнительные декалюшки. А именно: переплет кабины черного и серого цветов, а также мааааааленькие рисуночки с F-16 в комплекте с некими палочками.
Отмечу, что на декали есть элементы (помимо “extra”), которые никак не указаны в инструкции, но имеющие отношение напрямую к первому варианту окраски, а именно к волку. Это надписи Wolf Pack (реклама производителя афтермаркета ) и рисунок с надписями The Wolf и номером самолета 89-2013. Если кто-то сможет разъяснить ситуацию, то милости прошу.
Конструкция и вооружение
Истребитель F-16 построен по стандартной аэродинамической схеме со средним расположением плоскости крыла на фюзеляже. Горизонтальное хвостовое оперение самолета полноповоротное. В составе конструкции использованы алюминиевые и титановые сплавы, а также стальные и углепластиковые детали.
С целью снижения заметности для радиолокационных станций применены специальные покрытия, наносимые на внутреннюю часть панелей фюзеляжа. Аналогичное по назначению покрытие нанесено на фонарь кабины пилота, который сидит в катапультном кресле.
Кликни для увеличения чертежей
Перед пилотом расположен индикатор, отображающий данные о полете и обеспечивающий прицеливание. Бортовая РЛС обеспечивает обнаружение целей на расстоянии 37 км в нижней полусфере. На борту установлен автоматический компьютер, анализирующий воздушную обстановку.
Трапециевидное крыло американского истребителя F-16 сопряжено с фюзеляжем плавным переходом, который улучшил аэродинамику самолета и увеличил подъемную силу крыла при определенных углах атаки.
Механизация кромок крыла автоматическая, в зависимости от скорости полета. Для увеличения дальности полета возможна дозаправка в воздухе, топливоприемник установлен на фюзеляже за кабиной пилота. Допускается установка подвесных топливных баков с объемом до 5542 л.
Почти все построенные самолеты F-16 оснащены турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F100 различных модификаций. Турбина расположена в хвостовой части фюзеляжа, имеет форсажную камеру.
В зависимости от модификации установка обеспечивает взлетную тягу от 10800 до 13200 кг. Воздухозаборник двигателя расположен в отдельном канале под кабиной пилота истребителя. Шасси имеет три опоры, которые убираются в специальные ниши.
Стрелковое вооружение на самолете F-16 представлено 20-мм револьверной пушкой Vulcan М61А1, установленной на боковой части корпуса в зализе крыла. Блок из шести стволов раскручивается гидравлическим приводом. Боекомплект состоит из 511 снарядов, которых хватает на несколько коротких очередей. Возможна внешняя установка 30-мм пушки, размещенной в контейнере типа GPU-5/A.
https://youtube.com/watch?v=Hc4lpk4Fh2o
Внутри самолета F-16, а также на его внешней поверхности и под крыльями имеется девять точек подвески:
- центральная, предназначенная для оружия весом до 1000 кг;
- внутренний отсек, имеет две точки для подвеса вооружения весом по 2041 кг;
- две центральные крыльевые точки, рассчитанные на груз 1587 кг;
- две внешние точки на крыле, предназначенные для установки вооружения весом по 318 кг.;
- на законцовках крыла есть возможность подвеса двух единиц вооружения весом по 193 кг.
В состав подвесного оружия истребителя входят ракеты категории «воздух-воздух» (моделей AIM-7/9/120/132, Python 3/4, Magic 2 и другие). Возможна установка ракет «воздух-земля» нескольких модификаций. Всего возможно подвесить до шести ракет. Бомбовое вооружение самолета F-16 может состоять из свободнопадающих бомб моделей Mark 82/83/84.
Возможно использование корректируемых боеприпасов GBU-10/12/15/22/27/31. Допустимо применение кассетных бомб CBU-103/104/105.
История проекта
В 1980-х – 1990-х годах американское военное ведомство инициировало целый ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder, истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки Harrier, истребителя F-16 Fighting Falcon, штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, истребителя-бомбардировщика и штурмовика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
После распада СССР сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение создать “единый ударный истребитель” (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы унифицированы между собой на 70-90% и позволяли бы заменить названные самолеты.
В 1997 году на конкурс по программе JSF компания Lockheed Martin заявила экспериментальный самолет X-35, ее конкурентом стала компания Boeing с самолетом X-32 (третий участник конкурса, компания McDonnell Douglas, отказалась от участия в нем еще в 1996 году).
Первый полет X-35A состоялся 24 октября 2000 года в Палмдейле (штат Калифорния, США). 23 июня 2001 года впервые поднялась в воздух модификация X-35B. 26 октября того же года заявка Lockheed Martin победила в конкурсе JSF. Одним из преимуществ X-35 стал метод создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (на Boeing Х-32 применялось изменение направления тяги основных двигателей, приводившее к перегреву силовой установки).
В консорциум во главе с Lockheed Martin вошли компании Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, однако сроки реализации проекта многократно сдвигались.
20 февраля 2006 года состоялась выкатка предсерийного экземпляра самолета для ВВС США – F-35А, 15 декабря он успешно выполнил первый полет. В том же году самолет получил наименование Lightning II (с англ. “Молния-2”), в честь американского тяжелого истребителя Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 года состоялся первый полет предсерийного самолета для морской пехоты F-35B, а в июне 2010 года – палубного варианта F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).
В июле 2011 года палубный самолет впервые взлетел при помощи катапульты, в октябре того же года F-35B впервые вертикально приземлился на палубу корабля (специально переоборудованного под базирование F-35 универсального десантного корабля ВМС США USS Wasp).
С 2012 года F-35B получает Великобритания. В этой стране самолет носит название F-35 Lightning (без цифры II), так как британские ВВС в разное время использовали две разных “Молнии” – Lockheed P-38 и English Electric Lightning.
В сентябре 2015 года взлетел первый F-35, собранный за пределами США: линия окончательной сборки истребителей заработала на совместном предприятии Lockheed Martin и итальянского министерства обороны в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2015 года сборка F-35 также ведется на заводе корпорации Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.
С декабря 2016 года специальную версию F-35A получает Израиль, где самолет получил армейское наименование “Адир” (с ивр. “могучий”).
21 июня 2018 года в Форт-Уэрте состоялась передача турецким вооруженным силам первых F-35A, заказанных этой страной. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, в Турцию самолеты будут доставлены в 2020 году, по окончании периода обучения в США пилотов и технического персонала. Передача состоялась несмотря на возражения Конгресса США: американские законодатели требовали отменить поставки Турции современного вооружения, в том числе F-35, из-за покупки этой страной российских зенитных ракетных систем С-400.
Детали и Деталировка
Готов сразу сказать, что модель в чертежи не вкладывал и замеры не производил, но по некоторым данным в модели не верен нос и геометрия воздухозаборника, вернее его соединения с фюзеляжем. Но есть один – баг в модели, который Вы можете увидеть на этой фотографии: этого в модели НЕТ! Так что эти детали придётся делать либо самому из листового полистирола, либо покупать фототравление. А самое веселое то, что на рисунке с коробки эти детали ЕСТЬ!
Ну и после моих небольших слов про копийность, хочу сказать, что сам пластик добротный, качество литья хорошое, есть клепка, которая смотрится масштабно, но все-же я нашел пару утяжин, расположенных симметрично (на фото не видно, но я обвел это место красным овалом):
Есть имитация решеток аппаратов отстрела тепловых ловушек других решеток тоже:
Неплохо сделан кокпит (для пластика 72-го масштаба), а катапультируемое кресло ACESS II сделано просто превосходно для пластика! Есть даже ручка катапультирования, которую многие игнорируют. Однако приборная доска оставляет желать лучшего… . ИЛС дан прозрачной деталью (тонированной). Вот Вам деталировка “ванны”:
Форсажную камеру можно окрасить, только если отпилить остальную часть сопла (а смола все-таки рулит). Смотрим на фото:
В модели очень хороша деталировка ниш шасси. Им отведено довольно много времени в сборки самой модели. Узрите:
Также вариативно наличие/отсутствие некоторых антенн.
Стоит отметить просто великолепную внешнюю подвеску. В ней присутсвуют:
- AIM-9X Super Sidewinder
- AIM-9L/M Sidewinder
- AIM-120B
- AN/ALQ-184 ECM Pod
- AGM-88 HARM
- JDAM
- LATIRN’ы
- Подвесные баки разной ёмкости
Все это сделано очень добротно:
Прозрачные детали все даны тонированными. Лично я даже не знаю, хорошо ли то, что их тонируют на заводе…Сам фонарь кабины сделан со стыком пресс-формы, что меня абсолютно не радует. Также отмечу, что зря Academy оттонировала ВСЕ прозрачные детали. Просто на многих деталях этого делать не надо.
Модификации F-16 и страны-эксплуатанты
Машины F-16A/B выпускались в нескольких модификациях (так называемый Block). Отличием версии В является двухместная кабина, благодаря которой самолет применяется для обучения пилотов. Самыми первыми стали Block 5 и 10, построенные до 1980 года.
Начиная с Block 15, стал использоваться кондиционер воздуха в кабине пилота, и расширились возможности точек подвески. По мере введения нового вооружения и узлов выпускались новые партии машин и модернизировались уже построенные. В настоящее время старые машины постепенно переоборудуются в беспилотные мишени под обозначением QF-16.
Начиная с Block 25, в серию пошел улучшенный вариант самолета F-16C/D, оборудованный новой бортовой радиолокационной станцией и модернизированное пилотажное оборудование. Индекс D присвоен двухместному учебно-боевому варианту. На Block 30 применили турбореактивный двигатель General Electric F110.
В конце 1988 года появился вариант истребителя Block 40/42, предназначенный для действий в ночное время. Самолет оснащался радаром LANTIRN и системой проецирования информации на лобовое стекло фонаря кабины. Последний вариант F-16 — Block 50/52 строится с 1990 года.
За счет увеличенной тяги удалось улучшить разгонные и маневренные характеристики машины. На базе этой версии создана модификация Block 50D/52D, предназначенная для борьбы с радиолокаторами противника. На основе Block 52 разработан двухместный вариант самолета F-16I, поставляемый для ВВС Израиля.
В 1977 году в администрации президента Джимми Картера родилась идея запрета поставок на экспорт машин, аналогичных используемым в США. Для этого был разработан «урезанный» вариант F-16/79 FX Export Fighter, оснащенный силовой установкой, аналогичной истребителю F-104/F-4.
Новый турбореактивный двигатель имел напряженный термический режим работы, поэтому конструкцию фюзеляжа усилили жаропрочными вставками, увеличившими вес на 900 кг. Применение упрощенного двигателя позволило сократить стоимость самолетов на 11%.
Машина состоит на вооружениине только ВВС США, хотя именно Америка имеет наибольшее количество строевых F-16. В 2012 году в списках числилось более 1200 машин различных версий. Крупным эксплуатантом является Турция, закупившая лицензию на производство истребителей. Различные модификации самолета F-16 числятся в составе вооруженных сил ряда государств Европы, Южной Америки, арабских государств. В Италии машины использовались по программе лизинга.
Боевое применение
Первыми F-16, вступившими в бой, стали машины ВВС Израиля. Это произошло весной 1981 года, когда ракетами были сбиты два сирийских вертолета, которые обеспечивали снабжение сил Организации Освобождения Палестины на территории Южного Ливана. Следующей операцией стал налет на ядерные объекты на территории Ирака.
Самолеты F-16А осуществили сброс свободнопадающих авиабомб весом по 450 кг, находясь под прикрытием истребителей F-15A. Слабость противовоздушной обороны Ирака не позволила обнаружить израильские машины, поэтому потерь они не понесли.
Летом 1981 года произошел воздушный бой израильского самолета F-16, ставший первым боестолкновением для истребителя. Жертвой стал МиГ-21 из состава ВВС Сирии. Масштабные бои между израильскими и сирийскими летчиками развернулись год спустя – в долине Бекаа на территории Ливана.
К этому времени относится и первая потеря истребителя F-16A, который был уничтожен ракетой класса «воздух-воздух» Р-23Р, пущенной с МиГ-23МФ.
Следующей ареной боевого применения стал конфликт Венесуэлы и Колумбии в 1987 году. К этому времени в вооруженных силах Венесуэлы было несколько десятков машин F-16A и B. До реальных боевых столкновений дело не дошло.
Позднее венесуэльские машины принимали участие в противодействии мятежу 1992 года. В 2013 и 2015 году отмечены случаи использования самолетов против легкомоторной авиации наркокартелей, использующейся для вывоза наркотиков.
В последние месяцы 1985 года самолеты F-16A поступили на вооружение ВВС Пакистана. Машины базировались на аэродромах вдоль афганской границы. Пакистанские самолеты проводили регулярные пуски ракет по советским и афганским машинам, находясь на своей территории. Ответный огонь открывать не разрешалось.
Подобная тактика привела к потере нескольких Су-22 и Ан-26. Весной 1987 года один из пакистанских F-16A был сбит в ходе воздушного боя с МиГ-23МЛД. Боестолкновения с самолетами ВВС Пакистана продолжались вплоть до вывода советских войск с территории Афганистана. Именно машиной F-16A был сбит в конце лета 1988 года штурмовик Су-25, который пилотировал А. Руцкой.
Пакистанские истребители позднее приняли участие в конфликте с Индией. Официальной информации по потерям нет. Начиная с 2001 года над Афганистаном стали применяться F-16 сил НАТО, используемые в борьбе с террористическими организациями.
Истребители F-16A и C использовались США в войне в Персидском заливе в 1991 году. Машины применялись для ударов по наземным целям. Из-за противодействия со стороны иракской армии бомбардировки выполнялись с большой высоты, что снизило эффективность ударов. Официально было потеряно шесть машин, но неофициальные данные говорят о том, что потери были в 3-4 раза выше.
Самолеты применялись в Ираке и после войны для контроля запретных зон. Позднее машины участвовали во вторжении сил коалиции в Ирак. С 2003 по 2008 год в Ираке были потеряны пять самолетов.
Позднее истребители F-16 из состава ВВС НАТО использовались на Балканах. Там стали применяться корректируемые авиабомбы, повысившие точность наносимых ударов. В 1999 году в арсенале появились бомбы с графитовым наполнителем, предназначенные для поражения линий электропередач и электростанций. В ходе боев в 1994-95 года и в 1999 были сбиты несколько самолетов F-16.
Турецкие самолеты участвовали в боях против курдов, а также использовались в конфликте с Грецией. Причем им противостояли такие же машины греческих ВВС. Всего враждующие стороны потеряли по три самолета.
Именно один из истребителей F-16 турецких ВВС сбил в конце осени 2015 года российский бомбардировщик Су-24М.
В 2001 году израильские самолеты вновь приняли участие в боевых действиях. Удары наносились по Палестинской автономии в рамках борьбы с террористическими ячейками.
В 2003 году состоялся налет на лагерь боевиков «Исламский Джихад», расположенный на территории Сирии. В последние годы машины F-16 использовались для ударов по Сектору Газа (в 2016 и 2017 году) и Сирии. В ходе атаки в феврале 2018 года один из израильских истребителей F-16I был сбит.
Выводы
С момента первого полета самолета F-16 прошло уже более 40 лет, но заложенный в конструкцию потенциал развития позволил истребителю остаться востребованным и сегодня. Несмотря на создание машин пятого поколения (тот же F-22), старая машина остается на вооружении США и многих государств.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов пониженные эксплуатационные расходы и наличие обученного персонала.
Одним из направлений дальнейшей модернизации парка самолетов является доработка до стандарта F-16V (Viper). Новый вариант истребителя оснащается радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, улучшенным компьютерным и пилотажным оборудованием. В любом случае, пройдет еще не один год, прежде чем с вооружения будет снят последний «Атакующий сокол».