Основные особенности РК 9К720 “Искандер”:
- высокоточное и эффективное поражение различных типов целей;
- возможность скрытной подготовки, боевого дежурства и эффективного нанесения ракетных ударов;
- автоматический расчет и ввод полетного задания ракет средствами пусковой установки;
- высокая вероятность выполнения боевой задачи в условиях активного противодействия противника;
- высокая вероятность безотказного функционирования ракеты при подготовке к пуску, а также в полете;
- высокая тактическая маневренность благодаря высокой проходимости боевых машин, смонтированных на полноприводных шасси,
- стратегическая мобильность за счет транспортабельности машин всеми видами транспорта, включая транспортную авиацию;
- автоматизация боевого управления ракетными подразделениями,
- оперативная обработка и доведение развединформации до соответствующих звеньев управления;
- длительный срок службы и удобство эксплуатации.
“Искандер-Э” по своим тактико-техническим характеристикам полностью соответствует положению Режима контроля за нераспространением ракетных технологий. Это “оружие сдерживания” в локальных конфликтах, а для стран с ограниченным жизненным пространством – стратегическое оружие. Структура комплекса, его системы управления, автоматизированного боевого управления и информационного обеспечения позволяют оперативно реагировать на новые требования без существенной доработки его боевых средств и, вследствие этого, гарантируют ему длительный жизненный цикл.
Для вооружения российской армии разработан вариант ракетного комплекса “Искандер-М” с увеличенной дальностью полета (более 450км) , а также “Искандер-К”, оснащенный высокоточной крылатой ракетой Р-500 (дальность до 2600 км) системы “Калибр” разработки екатеринбургского ОАО “ОКБ “Новатор”. Комплекс успешно испытан в 2007г. на полигоне Капустин Яр.
В 2007 г. комплексами “Искандер-М” (четыре боевые машины) был оснащен учебный дивизион в Капустином Яру, принявший участие в войне с Грузией в августе 2008 г.
На западе комплекс получил обозначение SS-26.
«Искандер-К»: следующий шаг…
В 2012 году испытания прошел еще один комплекс — «Искандер-К».
Он оснащен еще более точными, крылатыми ракетами, которые имеют небольшие несущие поверхности.
Фото 3. Ракетный комплекс «Искандер-К»: занял позицию
Благодаря атому появилась возможность стрельбы как по настильной траектории, так и по баллистической.
Две ракеты в залпе могут комплектоваться разными системами наведения, что сводит вероятность перехвата практически к нулю.
Комбинированное применение «Искандер-М» и «Искандер-К» дает суммарный эффект, противодействовать которому не может ни одна из существующих систем ПРО.
Разработки молодых ученых, получивших премию президента, существенно улучшили характеристики комплекса.
В частности, новые средства автоматизации и управления, созданные Алексеем Шатихиным, Виталием Даниленко из ЦНИИ автоматики и гидравлики и Георгием Васильевым из КБ машиностроения, позволили до минимума сократить время подготовки «Искандера-М» к работе и повысить его живучесть.
Основные характеристики
Назначение комплекса
Предназначен для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Предполагается, что может быть средством доставки тактического ядерного оружия.
Наиболее вероятные цели:
- средства огневого поражения (ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойная артиллерия)
- средства противоракетной и противовоздушной обороны
- самолёты и вертолёты на аэродромах
- командные пункты и узлы связи
- важнейшие объекты гражданской инфраструктуры
Состав комплекса
ТЗМ 9Т250-1 комплекса «Искандер-М» на генеральной репетиции Парада Победы-2010 в Москве.
В состав комплекса входят шесть типов машин (51 единица на ракетную бригаду):
- Самоходная пусковая установка (СПУ) (9П78-1) 12 шт. — предназначена для хранения, транспортировки, подготовки и запуска по цели двух ракет. Искандер может быть выполнен на основе специального колёсного шасси производства Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ-7930). Полная масса 42 т, полезная нагрузка 19 т, скорость передвижения по шоссе/грунтовой дороге 70/40 км/ч, запас хода по топливу 1000 км. Расчёт 3 человека.
- Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) (9Т250 (9Т250Э)) 12 шт. — предназначена для транспортировки дополнительных двух ракет. Выполнена на шасси МЗКТ-7930, оснащена погрузочным краном. Полная боевая масса 40 т. Расчёт 2 человека.
- Командно-штабная машина (КШМ) (9С552) 11 шт. — предназначена для управления всем комплексом «Искандер». Выполнена на колёсном шасси КАМАЗ 43101. Радиостанция Р-168-100КАЕ «Акведук». Расчёт 4 человека. Характеристики КШМ:
- максимальная дальность радиосвязи на стоянке/на марше: 350/50 км
- время расчёта задания для ракет: до 10 с
- время передачи команд: до 15 с
- число каналов связи: до 16
- время развёртывания (свёртывания): до 30 минут
- время непрерывной работы: 48 часов
- Машина регламента и технического обслуживания (МРТО) — предназначена для проверки бортовой аппаратуры ракет и приборов, для проведения текущего ремонта. Выполнена на колёсном шасси КамАЗа. Масса 13,5 тонн, время развёртывания не превышает 20 минут, время автоматизированного цикла регламентной проверки бортовой аппаратуры ракеты — 18 минут, расчёт 2 человека.
- Пункт подготовки информации (ППИ) (9С920, КАМАЗ 43101) — предназначена для определения координаты цели и подготовки полётных заданий для ракет с последующей их передачей на СПУ. ППИ сопряжён со средствами разведки и может получать задания и назначенные цели из всех необходимых источников, в том числе со спутника, самолёта или БПЛА. Расчёт 2 человека.
- Машина жизнеобеспечения (МЖО) 14 шт. — предназначена для размещения, отдыха и приёма пищи боевых расчётов. Выполнена на колёсном шасси КАМАЗ 43118. Машина имеет в своем составе: отсек отдыха и отсек бытового обеспечения. Отсек отдыха имеет 6 спальных мест вагонного типа с откидными верхними лежаками, 2 рундука, встроенные шкафчики, открывающееся окно. Отсек бытового обеспечения имеет 2 рундука с сидениями, складной подъёмный стол, систему водоснабжения с баком на 300 литров, бачок для подогрева воды, насос для перекачки воды, систему слива, мойку, сушилку для одежды и обуви.
- Комплект арсенального оборудования и учебно-тренировочные средства.
Боевые характеристики
- Круговое вероятное отклонение: 10—30 м (в зависимости от применяемой системы наведения); 5-7 м («Искандер-М» с применением ракеты с корреляционной ГСН)
- Стартовая масса ракеты: 3 800 кг
- Масса боевой части: 480 кг
- Длина 7,2 м
- Диаметр 920 мм
- Скорость ракеты после начального участка траектории: 2 100 м/c
- Максимальные перегрузки в процессе полета – 20-30G (ракета маневрирует в полете как по высоте так и по направлению полета). Максимальная высота траектории – 50 км.
- Минимальная дальность поражения цели: 50 км
- Максимальная дальность поражения цели:
- 500 км Искандер-К (500 км с крылатой ракетой Р-500, по некоторым источникам до 700км)
- 280 км Искандер-Э (экспортный)
- Наведение: ИНС, ГЛОНАСС, Оптическая ГСН
- Время до пуска первой ракеты: 4—16 минут
- Интервал между запусками: 1 минута (для пусковой установки 9П78 с двумя ракетами)
- Температурный диапазон эксплуатации: от −50 °C до 50 °C
- Срок эксплуатации: 10 лет, в том числе 3 года в полевых условиях
Типы головных частей
В обычном снаряжении:
- кассетная с 54 осколочными боевыми элементами неконтактного подрыва (срабатывают на высоте около 10 м над поверхностью земли)
- кассетная с кумулятивными осколочными боевыми элементами
- кассетная с самоприцеливающимися боевыми элементами
- кассетная объёмно-детонирующего действия
- осколочно-фугасная (ОФБЧ)
- фугасно-зажигательная
- проникающая (ПрБЧ)
- специальная (ядерная)
Тактико-технические характеристики комплекса «Искандер» (9К720)
Круговое вероятное отклонение……….5-7 м (“Искандер-М” с применением ракеты с корреляционной ГСН), до 2 метров.Стартовая масса ракеты………………..3 800 кгМасса боевой части………………..480 кгДлина………………..7,2 мДиаметр………………..920 ммСкорость ракеты после начального участка траектории………..2 100 м/cМаксимальная высота траектории………………..50 км.Минимальная дальность поражения цели………..50 кмМаксимальная дальность поражения цели………500 км Искандер-К (2000 км с крылатой ракетой Р-500); 280 км Искандер-Э (экспортный)Время до пуска первой ракеты………………..4—16 минутИнтервал между запусками…………1 минута (для пусковой установки 9П78 с двумя ракетами)
Первые успехи гиперзвука
В начале 2000-х гиперзвуковая гонка возобновилась с новой силой. В 2001 году США испытали ГЗЛА Х-43 с ПРД. Потребовалось 13 лет, чтобы он достиг скорости свыше 11000 км/ч на высоте 33,5 тыс. метров.
Проект советского ГЗЛА «Спираль»
В 2009 году начались испытания гиперзвукового аппарата Boeing X-51A Waverider. Его личный «рекорд» — 5,1 Маха на высоте свыше 20 тыс. метров.
В России также велись разработки в рамках проектов «Холод», «Игла» и «Клипер». Свои гиперзвуковые проекты разрабатывали Германия, Китай, Великобритания и Австралия.
Очевидно, что работы по гиперзвуковой тематике в этих странах проводились в условиях строгой секретности и, как оказалось, без особых успехов. В частности, американские опытные ГЗЛА по-прежнему сгорали в атмосфере.
Разногласия по ДРСМД
Несмотря на то что комплекс «Искандер» не нарушает условия ДРСМД, именно одна из его ракет была выбрана Вашингтоном в качестве повода для разрыва договора. В 2014 году тогдашний американский лидер Барак Обама направил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором впервые на уровне глав государств обвинил российскую сторону в нарушении условий соглашения.
Вашингтон утверждал, что Москва в нарушение положений договора проводила испытания ракеты 9М729 для комплекса «Искандер», дальность полёта которой якобы превышает 500 км.
Однако представители США и стран НАТО брифинг проигнорировали.
Испытания «Кинжала»
- С 1 декабря 2017 года 10 МиГ-31К несут опытно-боевое дежурство в Южном военном округе.
- По данным на 19.07.2018, за время несения опытно-боевого дежурства выполнено более 350 полетов, в том числе более 70 с дозаправкой самолета топливом в воздухе.
- По данным на 20.2.2019, за время несения опытно-боевого дежурства выполнено более 380 полетов на воздушное патрулирование над акваториями Черного и Каспийского морей.
- С апреля 2018 года в рамках мероприятий стратегического сдерживания самолетами МиГ-31 с комплексом «Кинжал» осуществляется плановое дежурство в воздухе над акваторией Черного и Каспийского моря.
- В ходе проводимых мероприятий личный состав получает навыки, необходимые для подготовки и успешного выполнения поставленных задач, в том числе с оперативных аэродромов.
- Совместно с экипажами Дальней авиации проведено летно-тактическое учение с отработкой практических действий по поражению наземных и морских целей. В ходе данного учения детально проработаны вопросы планирования, подготовки и совместного применения авиационных ракетных комплексов «Кинжал» и дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3, а также истребительного авиационного прикрытия действий авиационных ударных групп. На кадрах Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine, представленных МО РФ, видны в совместном полете один МиГ-31К с ракетой «Кинжал» и один Ту-22М3 с одной ракетой из семейства Х-22 «Буря» (или Х-32) под крылом. Практические действия разнотипных авиационных ударных комплексов позволили подтвердить высокую эффективность их совместного применения при нанесении ракетных ударов по объектам противника. В результате проведенных мероприятий все поставленные учебно-боевые задачи выполнены с высоким качеством и в установленные сроки, летный состав получил необходимые навыки совместных практических действий по уничтожению наземных и морских целей.
- В течение 2018 года для подтверждения точностных характеристик были выполнены практические пуски ракет в сложных метеорологических условиях по целям, расположенным на разных полигонах.
- В феврале 2019 ракеты «Кинжал» завершили успехом испытания в непростых погодных условиях, поразив при этом мишени размером не больше, чем с легковой автомобиль на дальности в 1 тысячу километров.
- 10 августа 2019 года впервые было публично продемонстрировано применение ракет «Кинжал» на конкурсе «Авиадартс» Армейских международных игр — 2019, проходившем на полигоне Дубровичи.
- В середине ноября 2019 года в Арктике были проведены успешные испытания ракеты «Кинжал» с самолета МиГ-31К.
- 21.12.2021 Министр обороны России Шойгу на расширенном заседании коллегии министерства обороны с участием президента России доложил о формировании отдельного авиационного полка истребителей МиГ-31К с ракетным комплексом «Кинжал».
АРК «Кинжал» с аэробаллистической ракетой 9-А-7660
Уже само понятие — «аэробаллистическая ракета» предполагает сочетание авиационной и наземной баллистической ракет, поэтому вполне логично, что в создании «Кинжала» приняли участие специалисты двух ведущих предприятий ВПК в этой области — концерна «Тактическое ракетное вооружение» и коломенского КБ Машиностроения, хорошо известного своим РК «Искандер-М».
Местом развертывания «Кинжала» в 2018 году стала авиабаза Ахтубинск в ЮВО. В качестве его основного носителя был выбран дальний перехватчик МиГ-31. В перспективе ими могут стать дальний бомбардировщик Ту-22М3 и многоцелевой истребитель Су-57. Как и все авиационные ракеты 9-А-7660 предельно компактна — она твердотопливная, одноступенчатая с неотделяемой БЧ, ее корпус имеет специальное теплозащитное покрытие в сочетании с малозаметностью. После отделения от носителя ракета переходит на баллистическую траекторию. При подлете к цели на основе данных радиолокационных средств и систем навигации осуществляется коррекция полета. Цель поражается вертикально.
https://youtube.com/watch?v=yz7pdHH7w4w
В полете 9-А-7660 полностью автономна с коррекцией по данным ГЛОНАСС, системы экстремальной навигации и радиолокационной карты местности.
definition – Р-11ФМ
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Р-11ФМ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Р-11ФМ | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | СССР |
Индекс | 8А61ФМ |
Назначение | БРПЛ |
Разработчик | ГРЦ |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 1 |
Длина | 10,3 м |
Диаметр | 88 см |
Стартовая масса | 5500 кг |
Забрасываемый вес | 975 кг |
Вид топлива | керосин |
Дальность полета | 150 км |
Тип головной части | ядерная, неотделяемая |
Количество боевых блоков | 1 |
Мощность заряда | 10 кт |
Система управления | инерциальная |
Способ базирования | 611АВ |
История запусков | |
Состояние | снята с вооружения в 1967 |
Принята на вооружение | 1959 |
Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.
История создания
5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».
Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.
Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.
Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.
Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°
11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.
В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
Государственные испытания
В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.
Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.
Эксплуатация
Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Носители
- Основная статья: Подводные лодки проекта 611
В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.
Файл:Agm119 penguin.gif | Это незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Основные особенности РК 9К720 «Искандер»:
- высокоточное и эффективное поражение различных типов целей;
- возможность скрытной подготовки, боевого дежурства и эффективного нанесения ракетных ударов;
- автоматический расчет и ввод полетного задания ракет средствами пусковой установки;
- высокая вероятность выполнения боевой задачи в условиях активного противодействия противника;
- высокая вероятность безотказного функционирования ракеты при подготовке к пуску, а также в полете;
- высокая тактическая маневренность благодаря высокой проходимости боевых машин, смонтированных на полноприводных шасси,
- стратегическая мобильность за счет транспортабельности машин всеми видами транспорта, включая транспортную авиацию;
- автоматизация боевого управления ракетными подразделениями,
- оперативная обработка и доведение развединформации до соответствующих звеньев управления;
- длительный срок службы и удобство эксплуатации.
«Искандер-Э» по своим тактико-техническим характеристикам полностью соответствует положению Режима контроля за нераспространением ракетных технологий. Это «оружие сдерживания» в локальных конфликтах, а для стран с ограниченным жизненным пространством — стратегическое оружие. Структура комплекса, его системы управления, автоматизированного боевого управления и информационного обеспечения позволяют оперативно реагировать на новые требования без существенной доработки его боевых средств и, вследствие этого, гарантируют ему длительный жизненный цикл.
Для вооружения российской армии разработан вариант ракетного комплекса «Искандер-М» с увеличенной дальностью полета (более 450км) , а также «Искандер-К», оснащенный высокоточной крылатой ракетой Р-500 (дальность до 2600 км) системы «Калибр» разработки екатеринбургского ОАО «ОКБ «Новатор». Комплекс успешно испытан в 2007г. на полигоне Капустин Яр. В 2007 г. комплексами «Искандер-М» (четыре боевые машины) был оснащен учебный дивизион в Капустином Яру, принявший участие в войне с Грузией в августе 2008 г.
На западе комплекс получил обозначение SS-26.
Тактико-технические характеристики комплекса «Искандер» (9К720)
Круговое вероятное отклонение……….5-7 м (“Искандер-М” с применением ракеты с корреляционной ГСН), до 2 метров.
Стартовая масса ракеты………………..3 800 кг
Масса боевой части………………..480 кг
Длина………………..7,2 м
Диаметр………………..920 мм
Скорость ракеты после начального участка траектории………..2 100 м/c
Максимальная высота траектории………………..50 км.
Минимальная дальность поражения цели………..50 км
Максимальная дальность поражения цели………500 км Искандер-К (2000 км с крылатой ракетой Р-500); 280 км Искандер-Э (экспортный)
Время до пуска первой ракеты………………..4—16 минут
Интервал между запусками…………1 минута (для пусковой установки 9П78 с двумя ракетами)
Жесткий ответ в рамках договора
Ракетный комплекс «Искандер» принят на вооружение российской армии в 2006 году. По данным 2017 года, в составе Сухопутных войск имеется десять бригад, оснащенных «Искандерами». Как сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ, в составе бригадного комплекта более десяти пусковых установок, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин.
Транспортно-заряжающая машина грузит на «Искандер-М» ракету, которую невозможно остановить ни существующими, ни перспективными средствами ПРО
Фотография: ТАСС
Недавно стало известно, что ОТРК «Искандер-М» появились в российском Калининграде. Это подтвердил председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. Отвечая на вопрос «Интерфакса», соответствует ли эта информация действительности, Шаманов сказал: «Разместили мы, и что теперь?»
Председатель комитета отметил, что размещение комплексов «Искандер» в Калининградской области является ответом на размещение военных объектов на сопредельных территориях. На вопрос, следует ли этим странам бояться размещения «Искандеров», Шаманов ответил: «Им нужно всего бояться, потому что размещение иностранной инфраструктуры автоматически попадает в перечень ударов, подлежащих первоочередному уничтожению». Он напомнил, что Россия неоднократно заявляла, что будет адекватно реагировать на угрозы, которые исходят от других государств.
ОТРК «Искандер» полностью удовлетворяет ограничениям, налагаемым режимом контроля за ракетными технологиями (РКРТ). В соответствии с ним государства, обладающие ракетными технологиями, не могут продавать за рубеж ракеты с дальностью свыше 300 км (у «Искандера-Э» — 280 км). Масса полезной нагрузки ракеты не должна превышать 500 кг («Искандер-Э» несет 480 кг). Таким образом, он может без ограничения поставляться за рубеж.
«Россия рассматривает несколько заявок от зарубежных партнеров на поставки оперативно-тактического комплекса “Искандер”, — заявил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев.
И вот в середине ноября прошлого года стало известно, что Россия поставила ракетный комплекс «Искандер-Э» в одну из стран региона Ближнего Востока и Северной Африки. Об этом сообщил РИА «Новости» в ходе выставке Dubai Airshow 2017 официальный представитель ФСВТС России.
Ракетный комплекс «Искандер» принят на вооружение российской армии в 2006 году. По данным 2017 года, в составе Сухопутных войск имеется десять бригад, оснащенных «Искандерами». В состав каждой из них входят более десяти пусковых установок, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин
В заключение стоит привести мнение предполагаемого противника. Вот что пишет автор статьи в National Interest, влиятельном американском аналитическом издании по военно-политической тематике: «Старшие офицеры НАТО считают, что тактические характеристики ОТРК “Искандер” переходят от поражения отдельных целей в стратегическое преимущество со способностью России одержать победу на локальном театре военных действий в так называемой концепции “Зона запрета доступа” (Anti-Access / Area Denial, A2/AD). Эксперты НАТО полагают, что радиус ОТРК “Искандер” существенно выше возможностей ОТРК и дивизионной артиллерии НАТО, поэтому есть риск нанесения неприемлемого ущерба войскам НАТО со стороны дивизионов ОТРК “Искандер” еще до того, как дивизионная артиллерия НАТО выйдет на дистанцию способности ведения огня».
Баллистический полет
Баллистической называется траектория, формируемая действием силы тяготения и силы аэродинамического сопротивления. Это траектория камня, брошенного античной метательной машиной баллистой. Для небольших дальностей гравитационное поле Земли нецентральное и однородное — из-за ослабления гравитационного поля масса на высоте 50 километров теряет в весе всего одну сотую, точнее — 1,24%. Кривизна Земли еще не ощущается, заменяясь горизонтальной плоскостью. В этих условиях баллистическая траектория без воздуха пройдет симметричной выпуклой горкой — параболой с вершиной в высшей точки траектории.
Сопротивление воздуха меняет форму траектории, постоянно снижая скорость и наклоняя траекторию вниз. Симметрия траекторной горки исчезает, что хорошо видно в полете пули, выстреленной под небольшим углом к горизонту. До высшей точки траектории пуля поднимается полого и ровнее, высокая начальная скорость делает кривизну траектории почти незаметной. Но непрерывная потеря скорости увеличивает кривизну траектории, и нисходящая часть уходит вниз круче, чем при подъёме до высшей точки, с быстро растущим углом падения. И сокращением дальности полета.
Вместо пули можно подобным образом разогнать ракету, которая полетит по похожей траектории, только намного бóльшего масштаба. Сделать из ракеты, ускоряя ее, огромную баллистическую пулю. Ракета обычно длиннее пули (хотя есть очень длинные пули и короткие ракеты), но с таким же заостренным носом. Воздух точно так же отнимет у ракеты скорость и сократит дальность полета, сильнее наклоняя траекторию вниз.
Корпус ракеты — оперенное заостренное бревно, сверхзвуковым гвоздем пробивающее встречный поток.
Шляпка стабилизаторов держит его острием вперед. Хвостовые рули на стабилизаторах могут управляемо поворачиваться, получая нужный угол атаки в обтекающем потоке. Это вызывает сверхзвуковое сжатие воздуха подставленной потоку поверхностью руля, с возникновением здесь зоны высокого давления. Давление на рулях создает поперечную силу в хвостовой части ракеты. Она разворачивает корпус под углом атаки к набегающему потоку.
История «Искандера»
Концептуальная разработка «Искандера» началась в 1988 году – новый комплекс должен был заменить ОТРК «Ока», при этом не подпадая под действие заключённого в 1987 году США и СССР Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Соглашение предписывало уничтожить баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью полёта 500–1000 км и 1000–5500 км.
Несмотря на то что ОТРК «Ока» имела дальность полёта 400 км и не подпадала под положения ДРСМД, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв по просьбе американской стороны включил в него этот комплекс.
Главный конструктор «Оки» Сергей Непобедимый лично ходатайствовал перед Военно-промышленной комиссией президиума Совмина СССР о разработке нового оперативно-тактического комплекса, на который бы не распространялись положения ДРСМД.
Разработка велась КБ машиностроения в Коломне при участии ЦКБ «Титан» и Научно-исследовательского института электронных приборов (НИИЭП). Впервые «Искандер» был показан публике в августе 1999 года на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в подмосковном Жуковском. На вооружение комплекс поступил в 2006 году.
Основным видом используемых снарядов является твердотопливная одноступенчатая ракета 9М723К1. После запуска она летит по квазибаллистической траектории и ведёт активное маневрирование, используя газодинамические и аэродинамические рули. Это серьёзно затрудняет её перехват.
Крейсерская скорость ракеты составляет 2,1 тыс. м/с. Наименьшая дистанция до цели – 50 км, а наибольшая зависит от модификации комплекса и вида ракеты.
Комплекс несёт на себе четыре ракеты одновременно – две на пусковой установке и ещё две на машине заряжания.
ОТРК «Искандер» предназначен для поражения крупных целей, которые находятся вне досягаемости артиллерии, – командных центров и баз противника, скоплений бронетехники и надводных кораблей.
Согласно доктрине НАТО, «Искандер» (SS-26 Stone в классификации альянса) является средством создания так называемой зоны A2D – «зоны запрета доступа». Эта концепция предполагает, что силы альянса не могут находиться или передвигаться в радиусе действия систем «Искандер» без риска получения неприемлемого ущерба.
Командно-штабная машина 9С552 (КШМ) ракетного комплекса “Искандер”
Система автоматизированного управления строится на базе унифицированной для всех уровней управления командно-штабной машины, выполненной на шасси семейства КАМАЗ. Настройка на определенный уровень управления (бригада, дивизион, стартовая батарея) осуществляется программным путем в процессе эксплуатации. Для обеспечения информационного обмена в пусковой установке размещена аппаратура боевого управления и связи. Информационный обмен может проводиться как по открытым, так и по закрытым каналам связи.”Искандер” интегрирован с различными системами разведки и управления. Информация об объекте поражения передается со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата (типа “Рейс-Д”) на пункт подготовки информации (ППИ). На нем рассчитывается полетное задание для ракеты и осуществляется подготовка эталонной информации для ракет с ОГСН, Затем по радиоканалам эта информация транслируется на командно-штабные машины (КШМ) командиров дивизиона и батареи, а оттуда – на пусковые установки. Команды на пуск ракет могут быть сформированы как в КШМ, так и поступить от пунктов управления старших артиллерийских начальников.
Ракеты
В состав комплекса «Искандер» входят два типа ракет: баллистические 9М723 и крылатые, носящие индекс 9М728.
Ракета комплекса 9М723 имеет одну ступень с твердотопливным двигателем. Траектория движения квазибаллистическая (не баллистическая, маневрирующая), ракета управляется на протяжении всего полёта при помощи аэродинамических и газодинамических рулей. Изготовлена с применением технологий понижения радиолокационной заметности (т. н. «Стелс-технологии»): малая поверхность рассеивания, специальные покрытия, малый размер выступающих частей. Бо́льшая часть полёта проходит на высоте около 50 км. Ракета ведёт интенсивное маневрирование с перегрузками порядка 20—30 единиц на начальном и конечном участках полёта. Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участках полёта и оптическая (с использованием ГСН разработки ЦНИИАГ) на конечном участке полёта, чем достигается высокая точность попадания 5—7 м. Возможно использование GPS/GLONASS в дополнение к инерциальной системе наведения. Существует несколько модификаций ракеты отличающихся боевой частью и телеметрией.
20 сентября 2014 г. в ходе командно-штабных учений «Восток-2014» впервые были выполнены стрельбы из ракетного комплекса «Искандер-М» крылатой ракетой типа 9М728. Пуски осуществила 107-я отдельная ракетная бригада (г. Биробиджан). Разработчик и изготовитель – ОКБ «Новатор». Главный конструктор – П.И. Камнев. Испытания ракеты проводились с 30.05.2007 г. Дальность стрельбы: максимальная – до 500 км.
С 2013 года в ВС России планируется поставить ракеты, оснащённые системой РЭБ, обеспечивающей прикрытие ракеты на конечном участке полёта. Эта система включает в себя средства постановки пассивных и активных помех обзорным и стрельбовым РЛС противовоздушной и противоракетной обороны противника, посредством шумов и выброса ложных целей.
На пути к гиперзвуку
Гиперзвуковой «барьер» начинается с пяти Махов — от 5400 до 6130 км/ч в зависимости от высоты полета гиперзвукового летательного аппарата (ГЗЛА). Первой его преодолела немецкая Фау-2, разгонявшаяся на завершающем участке полета до 6120 км/ч. В 60-е годы в США был разработан экспериментальный ракетоплан Х-15, стартовавший с внешней подвески СБ В-52. В 1967 году он смог достичь 6,7 Махов.
Немецкая ракета Фау-2
Помимо Х-15 в годы Холодной войны американцы пытались воплотить в жизнь несколько подобных программ, в частности, Dyna-Soar (1957-1963 г. г.) и Rockwell X-30 (80-е годы). Советским ответом стал гиперзвуковой самолет «Спираль», однако в начале 70-х проект был закрыт. Та же участь постигла и американские программы.
Причина всех неудач — отсутствие на то время необходимых технологий в решении двух главных проблем. Первая — перегрев корпуса при полете на гиперзвуке, из-за чего «жизнь» ГЗЛА того времени измерялась несколькими минутами.
Американский ГЗЛА Х-15
Вторая глобальная проблема — двигатель. ТРД не приспособлен для таких скоростей. Оптимальный вариант — прямоточный реактивный двигатель (ПРД), который, запускается при скорости не меньше 5 Махов, поэтому для него требовался специальный разгонный блок. Как следствие, в 80-90-е годы гиперзвуковая тема вынужденно «взяла тайм-аут».