Военно-транспортный самолет Ил-76

Пилотажно-навигационный комплекс

Основные задачи ПНК:

  1. Автоматическое, директорное и ручное самолётовождение с выполнением действующих и перспективных норм продольного, бокового и вертикального эшелонирования при полетах по трассам РФ, международным трассам и вне трасс в любых физико-географических условиях, в любое время суток и года, на всех этапах полета;

  2. Выполнение полетов в соответствии с нормами RNAV10 (RNP10), RNAV5, RNAV2, RNAV1, RNP4, RNP2, PBN, VNAV.”   

  3. Автоматизированный ввод и хранение не менее двух глобальных аэронавигационных баз данных (АНБД) в формате ARINC 424, базы магнитных склонений, пользовательских баз данных маршрутов и навигационных точек (НТ).

  4. Автоматизация решения задач самолетовождения на всех этапах полета по запрограммированной траектории;

  5. Автоматизированный наземный предполетный контроль работоспособности комплекса, выявление неисправного конструктивно-сменного блока и линий связи.

  6. Навигация, в том числе вертикальная по внутренним и международным воздушным линиям в соответствии с действующими требованиями ICAO при автоматическом, директорном и ручном управлении полетом:

  • при полете по запрограммированным маршрутам;

  • при маневрировании в зоне аэродрома (SID, STAR; HOLD, APPR).

Двигатель ПС-90А-76 сертифицирован в 2003 году – дополнение к сертификату типа ПС-90А, имеет модульную конструкцию. Тяга – 14 500 кгс, с возможностью увеличения до 16 000 кгс, а у двигателя Д30-КП – 12 000 кгс. Двигатель ПС-90А-76 соответствует требованиям ИКАО по шуму и эмиссии. Для двигателя ПС-90А-76 не устанавливаются фиксированные ресурсы. Назначенные ресурсы основных деталей «холодной» части  –  5 000 … 48 000 циклов; «горячей» части – 3 600 … 10 000 циклов. Вспомогательная силовая установка ТА-12А – межремонтный срок службы – 10 лет, межремонтный ресурс – 1000 часов, 1500 запусков.

Самолет Ил-76ТД-90А может эксплуатироваться по техническому состоянию. Назначенный срок службы – 40 лет, ресурс – 30 000 л/час, 10 000 полетов. Силовая установка самолета эксплуатируется по техническому состоянию. Серийное производство самолетов предусмотрено в широкой кооперации на заводах ПАО «OAK» с финальной сборкой на ЗАО «Авиастар-СП».

Предприятие приступило к производству самолета Ил-76МД-90А в 2008 году. Первый полет первого самолета Ил-76МД-90А выполнен 22 сентября 2012 года. К маю 2016 года выпущено четыре самолета Ил-76МД-90А, три из которых построены в рамках контракта с Министерством обороны Российской Федерации.

Оформление дополнения к аттестату на самолет Ил-76ТД-90А запланировано на второй квартал 2017 года. С учетом цикла производства, возможный срок начала поставок первых самолетов Ил-76ТД-90А в эксплуатацию – 2019 год.

Модификации

На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:

– А-50 (первый полет в 1978 году), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);

– А-60 (1981 год), летающая лаборатория – носитель лазерного оружия;

– Ил-76МД (1981 год), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;

– Ил-76ЛЛ (1991 год), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;

– Ил-76КТ (1981 год), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;

– Ил-78 (1983 год), топливозаправщик для Дальней авиации;

– Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987 год), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;

– Ил-76ТД-90А (2012 год), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;

– Ил-76МД-90А (2012 год), глубокая модернизация, самолеты новой постройки. В 2012 году Минобороны заключило с производителем контракт на поставку 39 единиц до 2020 года 4 октября 2016 года гендиректор ОАО “Ил” Сергей Вельможкин сообщил ТАСС, что сроки исполнения этого контракта могут быть продлены до 2024 года.

– Ил-76МД-М (2016 год), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД. 13 марта 2018 года первый Ил-76МД-М был передан Минобороны РФ после модернизации;

– Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик. Первый полет совершил 25 января 2018 года, по состоянию на апрель 2018 года проходит государственные испытания.

Основные конструктивные отличия самолета

  • Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило:

    • увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 10,5 %,
    • увеличить максимальный посадочный вес самолёта на 9,5 %;
    • увеличить максимальную полезную нагрузку на 25%;
  • Новые серийные маршевый ТРДД ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолета с увеличенной топливной эффективностью и надёжностью.
  • Новый прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол Ш-76М(А)» позволяет автоматизировать выполнение поставленных задач и осуществлять полеты по международным трассам без ограничений, в соответствии с существующими требованиями IСАО;
  • Новый цифровой программируемый комплекс связи обеспечивает:

    • организацию и ведение в автоматическом режиме с гарантированным качеством телефонной радиосвязи;
    • автоматический обмен данными с воздушными судами и наземными пунктами управления.
  • Модернизированные шасси и тормозная система

    • усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
      жесткости и снижения величин боковых перегрузок при тряске;
    • на основных опорах применены новые колеса с тормозами увеличенной энергоёмкости КТ-199.  
  • Новая топливная система обеспечивает;

    • эффективную, более полную выработку топлива,
    • повышает безопасность полёта за счёт введения режима срочного слива топлива в аварийных ситуациях,
  • Модернизированная система электроснабжения

    общей мощности электроснабжения на 40%;

    обеспечивает увеличение:

  • Гидравлическая система: модернизирована для подключения к цифровой общей самолётной системе объективного контроля.
  • Новый цифровой автопилот САУ-76 – обеспечивает требуемые в настоящее время точности самолетовождения в автоматическом режиме и позволяет осуществить заход на посадку по II категории ICAO.
  • Новая система управления приводами механизации – позволяет реализовать функции управления, защиты и контроля системы, информационного обмена с самолетными системами и уменьшить массу системы.
  • Новая вспомогательная силовая установка на базе серийного ВГТД ТА-12А:

    • позволила увеличить высотность запуска до 7000 метров (в 1,5 раза):
    • время непрерывной работы увеличилось в 5 раз;
    • уменьшился расход топлива.
  • Новая система регистрации полетной информации:

    • выполнена на современной элементной базе;
    • возможность записи цифровых сигналов;
    • твердотельные накопители увеличили надежность работы системы и объёмы фиксируемой информации.
  • Прицельно-навигационный пилотажный комплекс

    • высокопроизводительная сдвоенная управляющая вычислительна система, обеспечивающая решение задач самолетовождения и десантирования;
    • внедрение комплексной системы электронной индикации и сигнализации;
    • возросла производительность вычислительных средств;
    • пропускная способность каналов информационного обмена обеспечивает выполнение современных требований;
    • унификация вычислительных средств;
    • повышение точности в основных режимах навигации и самолетовождения;
    • внедрены режимы автоматического обмена данными по каналам комплекса связи,
    • что снизило нагрузку на экипаж.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий