Пилотажно-навигационный комплекс
Основные задачи ПНК:
Автоматическое, директорное и ручное самолётовождение с выполнением действующих и перспективных норм продольного, бокового и вертикального эшелонирования при полетах по трассам РФ, международным трассам и вне трасс в любых физико-географических условиях, в любое время суток и года, на всех этапах полета;
Выполнение полетов в соответствии с нормами RNAV10 (RNP10), RNAV5, RNAV2, RNAV1, RNP4, RNP2, PBN, VNAV.”
Автоматизированный ввод и хранение не менее двух глобальных аэронавигационных баз данных (АНБД) в формате ARINC 424, базы магнитных склонений, пользовательских баз данных маршрутов и навигационных точек (НТ).
Автоматизация решения задач самолетовождения на всех этапах полета по запрограммированной траектории;
Автоматизированный наземный предполетный контроль работоспособности комплекса, выявление неисправного конструктивно-сменного блока и линий связи.
Навигация, в том числе вертикальная по внутренним и международным воздушным линиям в соответствии с действующими требованиями ICAO при автоматическом, директорном и ручном управлении полетом:
при полете по запрограммированным маршрутам;
при маневрировании в зоне аэродрома (SID, STAR; HOLD, APPR).
Двигатель ПС-90А-76 сертифицирован в 2003 году – дополнение к сертификату типа ПС-90А, имеет модульную конструкцию. Тяга – 14 500 кгс, с возможностью увеличения до 16 000 кгс, а у двигателя Д30-КП – 12 000 кгс. Двигатель ПС-90А-76 соответствует требованиям ИКАО по шуму и эмиссии. Для двигателя ПС-90А-76 не устанавливаются фиксированные ресурсы. Назначенные ресурсы основных деталей «холодной» части – 5 000 … 48 000 циклов; «горячей» части – 3 600 … 10 000 циклов. Вспомогательная силовая установка ТА-12А – межремонтный срок службы – 10 лет, межремонтный ресурс – 1000 часов, 1500 запусков.
Самолет Ил-76ТД-90А может эксплуатироваться по техническому состоянию. Назначенный срок службы – 40 лет, ресурс – 30 000 л/час, 10 000 полетов. Силовая установка самолета эксплуатируется по техническому состоянию. Серийное производство самолетов предусмотрено в широкой кооперации на заводах ПАО «OAK» с финальной сборкой на ЗАО «Авиастар-СП».
Предприятие приступило к производству самолета Ил-76МД-90А в 2008 году. Первый полет первого самолета Ил-76МД-90А выполнен 22 сентября 2012 года. К маю 2016 года выпущено четыре самолета Ил-76МД-90А, три из которых построены в рамках контракта с Министерством обороны Российской Федерации.
Оформление дополнения к аттестату на самолет Ил-76ТД-90А запланировано на второй квартал 2017 года. С учетом цикла производства, возможный срок начала поставок первых самолетов Ил-76ТД-90А в эксплуатацию – 2019 год.
Модификации
На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:
– А-50 (первый полет в 1978 году), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
– А-60 (1981 год), летающая лаборатория – носитель лазерного оружия;
– Ил-76МД (1981 год), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
– Ил-76ЛЛ (1991 год), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
– Ил-76КТ (1981 год), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
– Ил-78 (1983 год), топливозаправщик для Дальней авиации;
– Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987 год), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
– Ил-76ТД-90А (2012 год), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
– Ил-76МД-90А (2012 год), глубокая модернизация, самолеты новой постройки. В 2012 году Минобороны заключило с производителем контракт на поставку 39 единиц до 2020 года 4 октября 2016 года гендиректор ОАО “Ил” Сергей Вельможкин сообщил ТАСС, что сроки исполнения этого контракта могут быть продлены до 2024 года.
– Ил-76МД-М (2016 год), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД. 13 марта 2018 года первый Ил-76МД-М был передан Минобороны РФ после модернизации;
– Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик. Первый полет совершил 25 января 2018 года, по состоянию на апрель 2018 года проходит государственные испытания.
Основные конструктивные отличия самолета
Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило:
- увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 10,5 %,
- увеличить максимальный посадочный вес самолёта на 9,5 %;
- увеличить максимальную полезную нагрузку на 25%;
- Новые серийные маршевый ТРДД ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолета с увеличенной топливной эффективностью и надёжностью.
- Новый прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол Ш-76М(А)» позволяет автоматизировать выполнение поставленных задач и осуществлять полеты по международным трассам без ограничений, в соответствии с существующими требованиями IСАО;
- Новый цифровой программируемый комплекс связи обеспечивает:
- организацию и ведение в автоматическом режиме с гарантированным качеством телефонной радиосвязи;
- автоматический обмен данными с воздушными судами и наземными пунктами управления.
- Модернизированные шасси и тормозная система
- усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
жесткости и снижения величин боковых перегрузок при тряске; - на основных опорах применены новые колеса с тормозами увеличенной энергоёмкости КТ-199.
- усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
- Новая топливная система обеспечивает;
- эффективную, более полную выработку топлива,
- повышает безопасность полёта за счёт введения режима срочного слива топлива в аварийных ситуациях,
- Модернизированная система электроснабжения
общей мощности электроснабжения на 40%;
обеспечивает увеличение:
- Гидравлическая система: модернизирована для подключения к цифровой общей самолётной системе объективного контроля.
- Новый цифровой автопилот САУ-76 – обеспечивает требуемые в настоящее время точности самолетовождения в автоматическом режиме и позволяет осуществить заход на посадку по II категории ICAO.
- Новая система управления приводами механизации – позволяет реализовать функции управления, защиты и контроля системы, информационного обмена с самолетными системами и уменьшить массу системы.
- Новая вспомогательная силовая установка на базе серийного ВГТД ТА-12А:
- позволила увеличить высотность запуска до 7000 метров (в 1,5 раза):
- время непрерывной работы увеличилось в 5 раз;
- уменьшился расход топлива.
- Новая система регистрации полетной информации:
- выполнена на современной элементной базе;
- возможность записи цифровых сигналов;
- твердотельные накопители увеличили надежность работы системы и объёмы фиксируемой информации.
- Прицельно-навигационный пилотажный комплекс
- высокопроизводительная сдвоенная управляющая вычислительна система, обеспечивающая решение задач самолетовождения и десантирования;
- внедрение комплексной системы электронной индикации и сигнализации;
- возросла производительность вычислительных средств;
- пропускная способность каналов информационного обмена обеспечивает выполнение современных требований;
- унификация вычислительных средств;
- повышение точности в основных режимах навигации и самолетовождения;
- внедрены режимы автоматического обмена данными по каналам комплекса связи,
- что снизило нагрузку на экипаж.