Ил-106 – ПАК ТА

1945–1965 гг.

Развитие военно-транспортной авиации в предвоенные и военные годы в основном было связано с воздушно-десантными войсками. Однако десанты случались нечасто, и потому военные обходились транспортными самолетами, переделанными из гражданских. В период «холодной войны» США решали задачу быстрой переброски людей и грузов в Европу, а Советский Союз планировал крупномасштабные воздушно-десантные операции. Это и определило облик военно-транспортных самолетов (ВТС) 1950–1960 гг.

Тяжелый военно-транспортный самолет «Боинг» C-97. США. 1944 г

Основные транспортные самолеты военного времени – Ju-52 у Третьего рейха и его союзников и С-47 (обозначение «С» – от слова Cargo, грузовой) у стран антигитлеровской коалиции – были созданы в конце 1930-хгг. И могли перевозить сравнительно небольшие грузы, габариты которых ограничивала боковая грузовая дверь. Существовали десантные планеры с рампой (например, немецкий Ме-321 «Гигант»), немцы строили и рамповые самолеты, но в небольших количествах.

Поднявшийся в воздух в 1947 г. американский транспортный самолет С-97 был переделкой бомбардировщика В-29 – бомбовые отсеки превратили в грузовые, а фюзеляж надстроили вверх, получив в сечении форму цифры «8». Этот самолет уже имел большой грузовой люк, но он был высоко над землей, и для техники приходилось устанавливать специальные трапы – погрузка и выгрузка из-за этого шла дольше. Схожие характеристики были и у американского С-124 (1949 г.), только грузовой люк у него был в передней части фюзеляжа. В СССР также создали транспортную модификацию бомбардировщика – Ту-4Т. Все эти машины оснащались поршневыми двигателями.

Транспортный самолет С.160. Высокоплан. Франция. 1963 г

Новая эра в жизни ВТС началась с появлением турбовинтовых двигателей. Кроме того, конструкторы поняли, что транспортный самолет должен быть высокопланом – крыло лежит на фюзеляже, двигатели подняты вместе с крылом, и пол грузовой кабины находится у земли. Это облегчает загрузку и разгрузку ВТС. Созданный в 1954 г. в США, С-130 «Геркулес» до наших дней остается самым популярным крупным «транспортником» – произведено более 2300 шт. Тремя годами позже КБ О.К. Антонова подняло в воздух Ан-12, ставший «рабочей лошадкой» военно-транспортной авиации СССР и других стран мира. И у С-130, и у Ан12 уже были рампы, и в них можно было быстро погрузить, например, автомобили и легкую бронетехнику. В 1963 г. у французов появился транспортный самолет С.160, который поднимал 16 т, с двумя очень мощными ТВД.

Стратегический военно-транспортный самолет «Дуглас» С-124. США. 1949 г.

Задача быстрой переброски войск из США на американские военные базы в Германии требовала скоростных ВТС. Первый транспортный самолет с ТРД С-135 (США, 1961 г.) был «эволюционным» – его построили на основе пассажирского лайнера «Боинг» 707. Но уже в 1963 г. появился специализированный ВТС С-141 – высокоплан с рампой. Этот стратегический транспортник может перебросить через Атлантический океан 42 т полезной нагрузки.

Успешные опыты по перекачке топлива в воздухе с одного самолета на другой для увеличения дальности полета проводились, начиная еще с 1920-х гг. Однако к серийному производству воздушных заправщиков (танкеров) пришли только после Второй мировой войны. Первым из них стал американский КС-97 (1949 г.), который ВВС США активно использовали в ходе войны в Корее. Все танкеры делали на базе транспортных или пассажирских самолетов. В заправщики переделывали также бомбардировщики: в СССР первый танкер создали на базе Ту-16, в Великобритании основой послужил «Вулкан».

Реактивный многофункциональный военно-транспортный самолет «Боинг» С-135. США. 1961 г.

Тяжелый военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». Высокоплан. США. 1954 г.

Впервые поднявшийся в небо в 1947 г. биплан Ан-2 заслуживает безусловного внимания. Это самый большой одномоторный самолет в истории. Тираж Ан-2 превысил 18 000 шт., кроме того, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как долгожитель – его производство до сих пор продолжается в Китае. Этот многоцелевой самолет широко применялся и применяется как транспортный, а российские десантники выполняют с Ан-2 тренировочные прыжки.

Транспортный самолет Ан-12. Высокоплан. СССР. 1957 г.

Причины появления

Начнем с того, почему появился «пятисотый».

По скорости перевозки грузов транспортная авиация до сих пор не имеет конкурентов — но это не единственная причина начала разработки проекта новой машины.

Флагманами отечественного воздушного транспортного флота являются тяжелые (по факту — сверхтяжелые) дальние транспортные самолеты 4-го поколения Ан-124 «Руслан». Многие уникальные негабаритные грузы (УНГ) в России способны транспортироваться по воздуху исключительно Ан-124. При этом эксплуатация «Русланов» достаточно дорога, а их ресурс не бесконечен.

Последнее обстоятельство выглядит особенно критично с учетом того, что разрабатывался «Руслан» в ОКБ имени О.К. Антонова, оставшегося после распада СССР на Украине, серийное производство Ан-124 было завершено в 2004 году, а все разговоры о возобновлении производства «сто двадцать четвертого» в РФ так разговорами и остались.

Таким образом, парк российской транспортной авиации явно нуждался в машине, которая, как минимум, собиралась бы исключительно из российских комплектующих, была дешевле «Руслана» в производстве и эксплуатации, а также, несколько уступая «Руслану» по максимальной грузоподъемности и дальности полета, могла перевозить ту же (а еще лучше — более широкую) номенклатуру УНГ, включая изделия ракетно-космической техники (РКТ).

Как максимум, новый российский широкофюзеляжный транспортный самолет должен был быть конкурентоспособен по сравнению с такими иностранными транспортными самолетами, как Airbus A300-600ST Beluga и Boeing 747-400LCF Dreamlifter.

Между прочим, опыт эксплуатации «Белуги» и «Дримлифтера» доказал, что для перевозки изделий РКТ тяжелого и сверхтяжелого класса использование транспортных самолетов, созданных на базе хорошо отработанных пассажирских лайнеров-низкопланов, более оптимально, чем транспортировка тех же грузов такими специализированными транспортными машинами-высокопланами, как Ан-124 «Руслан». ТТХ последнего вообще исключают перевозку ракетоносителей сверхтяжелого класса. Не исключено, что это стало еще одной причиной появления эскизного проекта Ил-96-500Т.

Надо полагать, идея конвертации первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96 в транспортник для перевозки УНГ витала в кабинетах «Ильюшина» примерно с мая 1997 года. То есть с того момента, когда совершила свой первый полет транспортная модификация «девяносто шестого» — Ил-96Т.

Тем не менее, очень долго эта идея по объективным причинам оставалась невостребованной. О ней вспомнили лишь после того, как произошел разрыв связей с Украиной, не прошедший даром для отечественного парка «Русланов», плюс «всплыл» повышенный износ Ан-124 во время обеспечения проведения антитеррористической кампании на территории САР.

Затем произошел ввод в строй космодрома «Восточный», до которого ракету-носитель «Союз-2.1а» пришлось из Самары через всю страну везти по железной дороге целых 18 дней. Что, заметим, являлось не только затратным, но и достаточно рискованным мероприятием: с точки зрения вибрационных нагрузок и прочего, возить изделия РКТ безопаснее по воздуху.

Теоретически значительно облегчало превращение классического «девяносто шестого» в транспортировщик УНГ создание еще в 2007 году очередной транспортной модификации Ил-96 — Ил-96-400Т, оснащенной отечественными авиадвигателями ПС-90А1. Однако с мертвой точки работы над Ил-96-500Т сдвинулись лишь десять лет спустя, в 2017 году. Добавим, что произошло это после того, как на должность вице-президента ОАК по транспортной авиации был назначен Алексей Рогозин, позже также утвержденный генеральным директором «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина».

Показательно, что несмотря на явную востребованность «пятисотого», работы над эскизным проектом этого самолета велись «Ильюшиным», судя по всему, исключительно в инициативном порядке. Что, как нетрудно догадаться, вкупе с недавней сменой руководства ПАО «Ил», не сильно проясняет судьбу крайне интересного проекта.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Ту-95 Медведь

Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Су-35

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Су-25 Грач

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

L-39

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».

Пчела-1М

ВИДЕО: Ил-106 — российский транспортный самолет будущего

27 августа 2015:

Разрабатываемый КБ Ильюшина перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА), известный под шифром «Ермак», получит название Ил-106. Об этом сообщил генеральный конструктор «Авиационного комплекса имени Ильюшина» Николай Таликов. Серийный выпуск самолетов планируется начать в 2024 году.

«Мы сделали технический проект, сейчас предлагаем его заказчику — Минобороны РФ. Заказчик свое видение этого самолета и его характеристики выдал, мы видим, что они совпадают с нашим предложением. Пока идут переговоры, и когда они пройдут, мы сможем что-нибудь сказать по срокам», — заявил генконструктор «Ильюшина».

Грузоподъемность машины составит 80-100 тонн. Самолет будет построен по традиционной схеме, а не по схеме несущего фюзеляжа.

Наименование Ил-106 ранее носил нереализованный проект нового тяжелого транспортника. В 1987 году аванпроект этой машины выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный оперативно-стратегический военно-транспортный самолет грузоподъемностью 80 тонн. Однако к созданию машины так и не приступили.

Ранее сообщалось, что в проекте ПАК ТА (также известен под шифром «Ермак») будет создаваться семейство сверхтяжелых широкофюзеляжных самолетов с грузоподъемностью от 80 тонн и более. Серийный выпуск самолетов планируется начать в 2024 году.

В составе ВВС новые самолеты в 2020-30-х годах должны заменить остающиеся в строю Ан-124 «Руслан» и более старые Ан-22 «Антей». Кроме того, в перспективе самолеты 80-тонного класса грузоподъемности могут заменить в строю тяжелые транспортники Ил-76 с грузоподъемностью 50-60 тонн.

Ил-106 ПАК ТА (концепт российского транспортного самолета будущего)

Ил-106 — проект тяжелого военно-транспортного самолета ОКБ Ильюшина конца 80-х/начала 90-х годов 20-го века, победивший в государственном (CCCP) конкурсе между ОКБ Ильюшина, ОКБ Антонова и ОКБ Туполева на разработку принципиально нового оперативно-стратегического самолета, который бы пришел на смену Ан-22 и Ил-76. Было запланировано производство первого прототипа на 1995-й год и начало лётных испытаний на 1997-й год, но из-за длительного экономического кризиса в стране, эти планы не были осуществлены.

Ил-106 проектировался для перевозки грузов до 80 т. на расстояния до 5000 км. Фюзеляж — цельнометаллический моноплан по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями. Герметизированная грузовая кабина длиной 34 м. Передняя и задняя грузовые рампы (что значительно ускоряет погрузку/выгрузку). Многоопорное убирающееся шасси ( что обеспечивает возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах).

Силовая установка — четыре турбореактивных двигателя НК-92, специально спроектированных под этот проект в КБ Кузнецова (Куйбышев, сейчас – Самара). Двигатель НК-93, который является развитием НК-92, демонстрировался, в частности, на Авиашоу MAKS 2007, где был признан самым мощным гражданским российским авиационным двигателем.

Самолёт предполагалось оснастить цифровой ЭДСУ, а информационное поле кабины выполнить на основе многофункциональных ЖК-индикаторов.

Предполагается, что Ил-106 станет основой для разработки в КБ Ильюшина начиная с 2016-го года семейства сверхтяжелых перспективных транспортных самолетов (ПТС) «Ермак».

Тактико-технические и летные характеристики Ил-106

Экипаж: 2 пилота Грузоподъёмность: 80 т Длина: 57,6 м Размах крыла: 58,5 м Высота: 19.93 м Площадь крыла: 370 м2 Масса пустого: 135 т Масса снаряжённого: 258 т Силовая установка: 4 × НК-92 Тяга: 4 × 176,53 кН Крейсерская скорость: 850 км/ч Практическая дальность: 5 000 км (с максимальной нагрузкой) Практический потолок: 12 000 м

Аналоги (самолеты одного класса) Ил-106: Ан-22 и Ан-124 (СССР), Boeing C-17 Globemaster III (США), Xian Y-20 (Китай).

Транспортник будущего

Американское издание National Interest опубликовало спорный материал, где на основании двух публикаций в российских СМИ автор приходит к выводу, что у военной транспортной авиации России не хватает самолетов, а у тех, что есть, наблюдаются трудности в техническом обслуживании. При этом доказательств или мнений официальных лиц не приводится, но издание прямо указывает: у российских ВВС есть слабое место, которое они не могут устранить – транспортные самолеты.

Выпуск Ан-124 “Руслан” был прекращён с 2003 года. В начале июня 2018 года Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) сообщила о возможности возобновления в России производства транспортных самолётов Ан-124 “Руслан” только под другим брендом. В августе этого года президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь говорил, что возможный облик перспективного самолета Военно-транспортной авиации ПАК ВТА обсуждается с Минобороны РФ. При этом к 2022 году “Авиакомплекс им. Ильюшина” планирует модернизировать “Руслан” в облик Ан-124-100М.

“Американское расследование явно ангажировано и создает иллюзии у читателя. Россия не столь богатая страна, чтобы в одночасье выбросить все хорошие и работоспособные машины ради некоего престижа, чтобы показать, что она все может. Мы модернизируем устаревающие машины, вполне рационально эксплуатируем имеющийся парк транспортников, но и думаем на перспективу. Пускать пыль в глаза нам просто не нужно – работаем по реальным возможностям, не опаздываем.

“Руслан” по авиационным меркам – машины еще молодые и могут эксплуатироваться еще долго. Им на смену придет ПАК ВТА – это уже будет совершенно иной уровень. Зачем клепать детали из дюралюминия, когда существует углепластик – его можно формовать и по прочности он не уступает. В конструкции будет активно использоваться композит с легированными сталями. ПАК ВТА будет более экономичным по потреблению топлива и при этом более грузоподъемным, чем его предшественник.

И в новом “сверхтяже” будут использованы все современные технологии. Возможно, конструкторы учтут успех конструкции Ан-225 “Мрия” с откидывающейся кабиной. Есть вероятность, что учтут и возможность фюзеляжной транспортировки – на внешней подвеске, такой опыт у российских конструкторов имеется. Возможно, по воздуху нужно будет перевозить стратегические ракеты или другой “негабарит”. С другой стороны, военная доктрина России не подразумевает захват новых территорий на других континентах. То есть ПАК ВТА будет создаваться под конкретные задачи российской армии, это логично и целесообразно”, – заключает Владимир Попов.

Российские перспективные проекты

В 2014 году были озвучены планы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ относительно реализации программы ПАК ТА. Характеристики нового транспортного самолета для российской армии, мягко говоря, удивили.

Согласно озвученной информации, ПАК ТА будет иметь сверхзвуковую скорость (около 2000 км/ч), дальность полета не менее 7 тыс. километров и грузоподъемность до 200 тонн. До 2024 года вооруженные силы России должны получить не менее 80 подобных монстров. По замыслу разработчиков, этот воздушный флот будет способен в кратчайшие сроки доставить в любую точку земного шара бронированный кулак из 400 (!!!) суперсовременных танков Армата и другой бронетехники, созданной на ее основе.

ПАК ТА будет иметь палубу с несколькими уровнями, а также возможность десантировать любую технику.

Подобные характеристики выглядят не слишком реалистично: сверхзвуковой летательный аппарат такой грузоподъемности (и размера) должен потреблять огромное количество топлива, для него подойдут только специальные взлетно-посадочные полосы. Кроме того, технические сложности, которые непременно возникнут перед создателями подобного самолета, вряд ли по плечу современной российской авиапромышленности, а стоимость производства и обслуживания подобных машин будут запредельными.

Кроме вышеупомянутого проекта, в отечественных СМИ с завидной регулярностью появляются материалы о других перспективных транспортных самолетах, которые также называют ПАК ТА.

В первую очередь речь идет об ильюшинских машинах Ил-106 и ПТС «Ермак».

Ил-106 – это довольно старый ильюшинский проект, разработка которого началась еще в середине 80-х. Тогда был объявлен конкурс на создание нового транспортного самолета, который бы заменил Ил-76. Свои предложения представили ОКБ Туполева, Ильюшина и Антонова, ильюшинский проект был признан победителем. Новый самолет получил обозначение Ил-106, его планировали закончить до 1995 года, а в 1997 году запустить в серию. По понятным причинам этого так и не случилось.

Согласно проекту, Ил-106 имел грузоподъемность до 100 тонн, был выполнен по классической аэродинамической схеме и мог перевозить грузы на расстояние в 5 тыс. км. Новый самолет планировали оснастить передней и задней грузовыми рампами.

О том, что новый ПАК ТА – это не что иное, как доработанный Ил-106, в 2020 году агентству ТАСС заявил генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Вероятно, что старая советская разработка послужит основой для нового транспортного самолета. Появилась информация, что новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. Есть информация, что в 2020 году началось эскизное проектирование ПАК ТА.

Вероятно, что основой для создания «Ермака» станут наработки по самолету Ил-106.

Для успешной реализации сложного проекта по созданию современного сверхтяжелого транспортного самолета будет создана новая корпорация: кроме ОАО «Ил» в нее войдет «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» и «ОАК – Транспортные самолеты», а также два крупнейших российских авиазавода – Ульяновский и Воронежский (ВАСО).

Ильюшенцы имеют весьма амбициозные планы: кроме «Ермака», в конструкторском бюро занимаются разработкой Ил-112 (грузоподъемность 6 тонн), МТА (совместный российско-индийский проект с грузоподъемностью 20 тонн) и тяжелого самолета Ил-476 (60 тонн).

Создать новый тяжелый транспортный самолет будет непросто. После развала СССР были практически прекращены работы (из-за недофинансирования) по созданию нового двигателя НК-92 (93), придется решать множество других, не менее сложных технических задач. Однако другого пути просто не существует. Новая бронетанковая техника, которую в ближайшие годы планируют поставлять в войска, требует новых средств для своей транспортировки. Ил-76 разрабатывался под габариты танка Т-72, для перевозки Т-90 его нужно разукомплектовывать. Еще острее проблема встанет после принятия на вооружение техники, созданной на базе боевой платформы «Армата». БМП «Курганец» на несколько тонн тяжелее, чем БМП-3, что серьезно усложнит переброску мотострелковых подразделений по воздуху.

Согласно планам конструкторов, проект ПАК ТА будет готов к концу нынешнего десятилетия, а в начале следующего начнутся испытания нового самолета.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Военно-транспортная авиация в предвоенные и военные годы

В период версальских ограничений Германия выпустила так много транспортных самолетов, что даже после переделки части гражданских самолетов в военные, транспортников осталось достаточно для обеспечения воздушного снабжения прорывавшихся в тыл врага немецких моторизованных частей. Это стало важным элементом тактики «блицкрига» (нем. «молниеносная война»).

«Дуглас» DC-3 (Ли-2). 1935/1939 гг. США–СССР

Самым массовым транспортником Люфтваффе (германских ВВС) стал созданный в 1931 г. фирмой «Юнкерс» Ju-52/Зт. Этот медленный самолет с гофрированной оболочкой служил бомбардировщиком в гражданской войне в Испании, а к 1939 г., с появлением у немцев настоящих бомбардировщиков, Ju-52 вернули в «грузовики». СССР в развитии транспортной авиации отставал – ресурсы шли на создание боевых машин. Рекордный по грузоподъемности экспериментальный 8-моторный самолет Туполева «Максим Горький» (АНТ-20) потерпел катастрофу в 1935 г. и потом не производился. В 1939 г. начали лицензионный выпуск американского двухмоторного «Дуглас» DC-3, под маркой Ли-2. Он и стал основным советским транспортником в годы войны.

Сбрасывать парашютный десант было опасно: парашютистов легко заметить и расстрелять с земли, ветер мог разметать десантников, и разрозненной группе приходилось в бою туго. Полностью экипированный десантник был слишком тяжел для парашюта, а его оружие запутывалось в стропах. Поэтому в 1940-е гг. оружие и снаряжение сбрасывали на отдельных парашютах в мешках, и, если их не успевали найти, приходилось вступать в бой с тем, что было при себе – пистолетами, ножами и гранатами. Посадочный метод десантирования был надежнее парашютного, но удобные посадочные площадки были не везде, и самолеты при приземлении часто разбивались. Требовалось техническое решение, обеспечивающее безопасное приземление в любых условиях.

«Юнкерс» Ju-52/Зm (1931 г. Германия), буксирующий планер DFS 230 (1937 г. Германия)

В конце 1930-х гг. немцы стали использовать для десантирования буксируемые транспортными самолетами планеры, такие как DFS 230. Этот фанерный аппарат с десантом обычно буксировал Ju-52. После взлета DFS сбрасывал ненужное шасси – садился он «на брюхо». При посадке он обычно выходил из строя, но потеря дешевой машины была приемлема. В 1940 г. на DFS высадились немецкие десантники, захватившие форт Эбен-Эмаль, прикрывавший бельгийскую границу. Легкие DFS не могли перевозить много людей и тяжелое вооружение. Поэтому уже в 1941 г. для Люфтваффе построили тяжелый планер Ме-321 «Гигант» на 120 десантников или 20 т груза. Он мог перевезти даже танк. Планер оказался настолько удачен, что на его основе создали транспортный самолет Ме-323, поднимавший 23 т. Немецкий опыт вдохновил Англию на постройку тяжелого планера «Эйрспид» AS.51, а в США появился планер «Вако» CG-4A.

В армиях самолеты при необходимости выполняли «чужие» задачи. Истребители штурмовали наземные цели, высотные бомбардировщики и штурмовики подменяли истребители, пикировщики – бомбили с горизонтального полета, транспортники служили бомбардировщиками, и наоборот, и почти все вели разведку. Но строились и специализированные самолеты-разведчики. Одним из наиболее массовых и удачных стал легкий двухмоторный разведчик-корректировщик фирмы «Фокке-Вульф» Fw 189 1940 г. Эта маневренная и живучая машина двухбалочной схемы была трудной мишенью для истребителей. Остекленная даже снизу кабина позволяла пилоту хорошо видеть цели на земле, наводя на них бомбардировщики и корректируя огонь артиллерии. Немцы прозвали Fw 189 «летающим глазом», а наши солдаты за форму фюзеляжа – «рамой». Появление «рамы» означало, что скоро враг нанесет бомбовый или артиллерийский удар.

Планер Ме-321 «Гигант» высаживает десант

Транспортный самолет Ме-323. 1941 г. Германия грузоподъемность – 23 000 кг, дальность полета – 800 км

«Арадо» Ar.232. Германия. 1940 г. грузоподъемность – 8400 кг, дальность полета – 1062 км

«ШОРТ С-23 ШЕРПА» — ящик с крыльями

Легкий военно-транспортный самолет (Великобритания, США)

В начале 1980-х годов в Западной Европе находились 20 американских авиабаз, и самолетам каждой из них требовались запасные части. Возникла необходимость в легкой машине, которая могла бы доставлять из Америки такие грузы. Габариты ее грузового отсека определялись размерами двигателя истребителя «Фантом F-4», самого крупного из всех, что ей пришлось бы принимать на борт. Американцы хотели построить такой самолет силами самих европейцев. В финал объявленного конкурса вышли британская фирма «Шорт» и испанская CASA, причем последней оказывала поддержку американская «Макдоннел-Дуглас». Однако предпочтение все же было отдано «Шорту».

С-23 очень популярен в США, где его используют для доставки небольших грузов на слабо оборудованные полевые аэродромы, расположенные в глухих уголках страны

Новая машина получила название «Шерпа» (Sherpa), что значит «воздушный змей». Первый полет «Шерпа» совершил 23 декабря 1982 года. Затем последовали демонстрационные полеты в странах Западной Европы.

В марте 1984 года фирма «Шорт» получила от ВВС США контракт на 165 млн долларов для постройки 18 машин. «Шерпа» напоминал пассажирский самолет этой же компании «Шорт-330», только на нем было установлено новое радиоэлектронное оборудование, увеличен объем топливных баков, появились рабочие места для бортмеханика и штурмана. Пассажирский салон переоборудовали в транспортный отсек, снабженный устройствами для погрузки и выгрузки. К настоящему времени построено около 34 таких машин, и их производство продолжается.

Кроме грузов «Шерпа» может взять на борт 30 экипированных солдат либо 15 раненых на носилках

Неказистый с виду самолет получился очень удачным во всех отношениях. Его охотно эксплуатируют не только военные, но и многие гражданские авиаперевозчики

Перспективы российских ВВС

В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.

Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты Ил-112 и Ил-214, разработанные  его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель МиГ-35, завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин Ка-60 и Ми-38. Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА, обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий