Технические характеристики
Источник
Параметр | Х-55 | Х-55СМ | Х-555 |
---|---|---|---|
Длина, м | |||
Диаметр корпуса, м | |||
Размах крыльев, м | |||
Стартовый вес, кг | |||
Масса боевой части, кг | |||
Мощность боевой части, кт ТНТ | |||
Дальность полёта, км | |||
Двигатель | |||
Скорость полёта, км/ч | |||
Высота пуска, м | |||
Высота полёта на маршевом участке, м | |||
Точность (КВО), м |
* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.
Применение
Сегодня ПКР «Оникс» стоят на вооружении сразу нескольких стран. В России этот комплекс установлен на ракетный корабль проекта 1234.7 «Накат», на корабли проекта 21631 «Буян-М», а также на МПЛАТКР «Северодвинск». В 2014 году эта ракета была установлена на 35 самолетов Су-30 СМ. Кроме того, именно «Оникс» является основой берегового комплекса «Бастион».
Кроме России ракетный комплекс «Оникс» стоит на вооружении Вьетнама (2 единицы), Сирии (количество неизвестно) и Индонезии (количество неизвестно). Модификациями ракеты «Оникс» (BrahMos) вооружены эсминцы и фрегаты ВМФ Индии, также этими ракетами вооружены индийские Су-30 МКИ.
Современное состояние
В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.
НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. В Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»). В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.
Подвижный ракетный комплекс РК-55 «Рельеф» (СССР)
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет. Однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились.
Многие считали ненужным создание стратегических крылатых ракета, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) транспортных средств, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет малой высоты полета и, как следствие, малой радиолокационной заметности.
В конце концов, советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков» — РК-55. Ракеты типа РК-55 близки по своим характеристикам к американским ракета морского базирования «Томагавк» и наземного базирования BGM-109G.
Ходят слухи, что в ходе испытаний один из опытных образцов ракеты «Томагавк» залетел на Кубу, а оттуда попал в Свердловск. Так или иначе, но в 1975–1976 гг. в КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) под руководством Л.B.Люльева была начата разработка нового поколения советских крылатых ракет, предназначенных как для корабельного, так и для наземного базирования. На базе морской стратегической крылатой ракеты «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса. В 1984 г. ракета РК-55 была принята на вооружение. Ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности РК-55 не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД (развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах). В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок, изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве.
Ракета РК-55 оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7; максимальная дальность 3000 км, система наведения инерциальная, с корреляцией по рельефу местности. Ракета представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
В ракете РК-55 применена инерциальиая система наведения с коррекцией местоположения, основанная на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты являлась одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Комплекс состоял из:– автономной СПУ;– машины транспортировки и заряжания;– машины управления МБУ;– наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных.
Данные крылатой ракеты средней дальности РК-55Длина ракеты со стартовым ускорителем, м 8,09Диаметр ракеты, м 0,514Размах крыла, м 3,3Вес ракеты, т:в контейнере 2,44без контейнера 1,70Дальность стрельбы максимальная, км 300Скорость полета, м 0,7–0,9
Данные пусковой установкиБаза МАЗ-543МГабариты, м:длина 12,80ширина 3,05высота 3,0Число ракет на пусковой установке 6Вес пусковой установки с ракетами, т 29,1Время перевода в боевое положение, мин 15Максимальная скорость, км/ч 60Запас хода, км 850
Варианты
- Х-55 (НАТО ‘Кент-А ‘, РКВ-500А, Изделие 120) – оригинальная модель с запасом хода 2500 км.
- Х-55-ОК – с оптическим наведением.
- Х-55СМ (НАТО ‘Кент-Б ‘, РКВ-500Б, Изделие 121) – с дополнительными топливными баками для увеличения дальности до 3000 км.
- Х-101/102 (Изделие 111) – разработан как очень незаметный замена Х-55СМ в конце 1990-х годов, Х-101 имеет обычную боеголовку, а Х-102 – термоядерную. Эта ракета весит 2200 – 2400 кг, масса боевой части – 400–450 кг. По имеющимся данным, Х-101 имеет максимальную дальность полета 4500–5500 км. и изменяемый профиль полета на высотах от 30–70 м до 6000 м, крейсерская скорость 190–200 м / с и максимальная скорость 250–270 м / с. Ракета оснащена оптико-электронной системой коррекции траектории полета и телевизионной системой наведения для оконечного наведения. Его официальная дальность полета составляет 4500 км или 3000 км с обычной полезной нагрузкой. Это повторно нацеливаемый. Ожидается, что ракеты будут точными в пределах 10–20 м CEP. Планируется, что к 2023 году они будут находиться на вооружении в необходимом количестве. Новый ракетный комплекс успешно прошел испытания и в последние годы запущен в серийное производство для оснащения модернизированных Ту-160. и бомбардировщики Ту-95МСМ.[нужна цитата ]
- Х-65СЭ – анонсированная в 1992 году тактическая версия с 410 кг обычной боевой частью и ограниченная дальность действия 600 км. предел договора РСМД.
- Х-55 / 65СД (средней дальности Средние Дальности – ‘Medium Range’) – обычная версия с дальностью 300 км, объявленная в 1995 году, возможно, на экспорт. Общие компоненты с Х-101, по сообщениям, дальность полета увеличилась до 600 км при заходе на большую высоту, но Х-СД, по-видимому, был отложен в 2001 году. Альтернативный вариант активной радиолокационной ГСН был предложен для использования против судов.
- Х-555 (НАТО ‘Kent-C ‘, Х-55СЭ, Х-55Ш) – вариант с обычным вооружением с улучшенной системой наведения и боевой частью. Он начал работать в 2000 году. Введен в эксплуатацию в 2004 году.
- Х-БД версия с обычным и ядерным вооружением с указанной дальностью действия до 3000 км или более, дальностью около 5000 км или более.
- Х-50 или же Х-СД новый малозаметный малый и средний (от 300 до 1500–1900 км) диапазон и обычный (а также ядерный) вариант (своего рода аналог AGM-158 JASSM). Длина 6 м, используется инерционный /ГЛОНАСС /DSMAC руководство
- Сумар – Ракета, скорее всего, является производной от Х-55 иранского производства.
Первоначально считалось, что РК-55 (SSC-X-4 ‘Slingshot’ и SS-N-21 ‘Sampson’) были производными от Х-55, запускаемыми с суши и с подводных лодок, но теперь известно, что Х-55 отличается от двух других, поскольку во время полета его двигатель опускается под ракету.
Особенности конструкции
Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.
ТТХ двигателя | |
Р95-300 | |
---|---|
Тяга | 300—350 кг |
Длина | 850 мм |
Диаметр | 315 мм |
Вес | 95 кг |
Изначально планировалась установка двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). После ряда испытаний в серию пошёл двигатель разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода Р95-300 (изделие 95).
Размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.
В качестве топлива на КР используется «децилин Т-10» — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает
Так как Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО
Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.
При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.
Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.
Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.
Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, гарантировало поражение цели.
В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на Многопозиционной катапультной установке (МКУ) осуществляется на 4 узла подвески.
Обвинения в незаконном экспорте
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 июня 2021 года |
На презентации так называемой «Белой книги по оружию массового уничтожения» вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о незаконной продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000—2001 годах осуществила , дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».
Данный факт в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файненшл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Расследование проводилось по требованию группы депутатов Верховной Рады.
Крылатые ракеты вывозились по подложным документам, в которых они фигурировали как изделие «Икс-11». Странным образом ни одна украинская контролирующая инстанция не заметила подлога, равно как и тогдашний премьер-министр страны Виктор Ющенко. Но будущего президента от уголовного преследования спас бывший руководитель Службы безопасности Украины Игорь Смешко. Ведь, по его словам, глава кабинета министров не имел реального влияния на оружейный экспорт. Сам Ющенко впоследствии говорил, что контрабандой занималась «прежняя власть». К каковой он, видимо, себя не причислял…[стиль
Между тем в ходе следствия, о результатах которого поведал СМИ Святослав Пискун, выяснилось, что в 2000 году в Китай были проданы шесть ракет Х-55СМ, а в 2001 году — также шесть ракет Х-55 и комплект проверочного оборудования КНО-120 — в Иран. За эти коммерческие операции гендиректор Владимир Евдокимов в 2005 году получил по приговору суда 6 лет лишения свободы. Еще два фигуранта уголовного дела — экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев и австралиец Хайдер Сарфраз — погибли в странных автокатастрофах. Их «соратнику», российскому бизнесмену Олегу Орлову, повезло больше: в феврале 2006 года он, живой и невредимый, был экстрадирован на Украину из Чехии. Кроме продажи крылатых ракет Китаю, ему вменяется контрабандная поставка в Эритрею радиолокационной станции П14Ф в 1999 году.
Официальные Пекин и Тегеран опровергли факт покупки КР Х-55. При этом МИД Исламской Республики заявил, что не имеет документального подтверждения сделки с Украиной. Однако представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафарзаде утверждает, что две из шести доставшихся Тегерану ракет подверглись реверсивному инженерному анализу и на их основе была создана технология производства собственных КР. Оборонные предприятия, по словам оппозиционера, уже ее освоили. Однако эксперты скептически оценивают заявление Джафарзаде, поскольку противники «режима аятолл» известны своей склонностью преувеличивать его возможности.
Согласно данным Wikileaks конгресс США знал о продаже 6 ракет Китаю и 12 ракет Ирану в 2001 году.
Современное состояние
В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.
НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. В Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).
В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 — базовый вариант;
- Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC);
- Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. На вооружение принята в 1987 году;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей;
- Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается кассетной боевой частью ,либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
- Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг.
Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:
- РК-55 — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
- С-10 «Гранат» — крылатая ракета морского базирования.
Боевое применение
С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.
Дата | Ракета | Количество | Носитель | Цель |
---|---|---|---|---|
17.11.2015 | Х-555 | 8 | Ту-95МС | Боевики ИГИЛ в Сирии |
18.11.2015 | Х-555 | 8 | Ту-160 | Боевики ИГИЛ в Сирии |
19.11.2015 | Х-555 | 5 | Ту-95МС | Боевики ИГИЛ в Сирии |
20.11.2015 | Х-555 | 6+8 | Ту-95МС, Ту-160 | Боевики ИГИЛ в Сирии |
В 2022 году Х-55 и модификация Х-555 использовалась в ходе вторжения России в Украину, так Х-555 использовалась в ходе ракетного удара по международному аэропорту в Виннице
История
В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года, но из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.
В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть, ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске. Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.
31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет.
В декабре 1986 года производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда в городе Киров (ныне ОАО «ВМП „АВИТЕК“»). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.
Х-55СМ
Х-55
Х-55
Крылатая ракета Х-55
Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.
История создания
В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.
В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.
31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.
Особенности конструкции
Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.
голоса
Рейтинг статьи