Х-55 – Х-55СМ – Х-65 – Х-555 – AS-15 KENT

Варианты

  • Х-55 (НАТО ‘Кент-А ‘, РКВ-500А, Изделие 120) – оригинальная модель с запасом хода 2500 км.
  • Х-55-ОК – с оптическим наведением.
  • Х-55СМ (НАТО ‘Кент-Б ‘, РКВ-500Б, Изделие 121) – с дополнительными топливными баками для увеличения дальности до 3000 км.
  • Х-101/102 (Изделие 111) – разработан как очень незаметный замена Х-55СМ в конце 1990-х годов, Х-101 имеет обычную боеголовку, а Х-102 – термоядерную. Эта ракета весит 2200 – 2400 кг, масса боевой части – 400–450 кг. По имеющимся данным, Х-101 имеет максимальную дальность полета 4500–5500 км. и изменяемый профиль полета на высотах от 30–70 м до 6000 м, крейсерская скорость 190–200 м / с и максимальная скорость 250–270 м / с. Ракета оснащена оптико-электронной системой коррекции траектории полета и телевизионной системой наведения для оконечного наведения. Его официальная дальность полета составляет 4500 км или 3000 км с обычной полезной нагрузкой. Это повторно нацеливаемый. Ожидается, что ракеты будут точными в пределах 10–20 м CEP. Планируется, что к 2023 году они будут находиться на вооружении в необходимом количестве. Новый ракетный комплекс успешно прошел испытания и в последние годы запущен в серийное производство для оснащения модернизированных Ту-160. и бомбардировщики Ту-95МСМ.[нужна цитата ]
  • Х-65СЭ – анонсированная в 1992 году тактическая версия с 410 кг обычной боевой частью и ограниченная дальность действия 600 км. предел договора РСМД.
  • Х-55 / 65СД (средней дальности Средние Дальности – ‘Medium Range’) – обычная версия с дальностью 300 км, объявленная в 1995 году, возможно, на экспорт. Общие компоненты с Х-101, по сообщениям, дальность полета увеличилась до 600 км при заходе на большую высоту, но Х-СД, по-видимому, был отложен в 2001 году. Альтернативный вариант активной радиолокационной ГСН был предложен для использования против судов.
  • Х-555 (НАТО ‘Kent-C ‘, Х-55СЭ, Х-55Ш) – вариант с обычным вооружением с улучшенной системой наведения и боевой частью. Он начал работать в 2000 году. Введен в эксплуатацию в 2004 году.
  • Х-БД версия с обычным и ядерным вооружением с указанной дальностью действия до 3000 км или более, дальностью около 5000 км или более.
  • Х-50 или же Х-СД новый малозаметный малый и средний (от 300 до 1500–1900 км) диапазон и обычный (а также ядерный) вариант (своего рода аналог AGM-158 JASSM). Длина 6 м, используется инерционный /ГЛОНАСС /DSMAC руководство
  • Сумар – Ракета, скорее всего, является производной от Х-55 иранского производства.

Первоначально считалось, что РК-55 (SSC-X-4 ‘Slingshot’ и SS-N-21 ‘Sampson’) были производными от Х-55, запускаемыми с суши и с подводных лодок, но теперь известно, что Х-55 отличается от двух других, поскольку во время полета его двигатель опускается под ракету.

Разработка

В конце 1960-х гг. Исследование «Эхо», проведенное ГосНИИАС Институт пришел к выводу, что было бы более эффективно развернуть много небольших дозвуковых крылатых ракет, чем гораздо более дорогие сверхзвуковые ракеты, в пользу. Работа над крылатой ракетой воздушного базирования в ОКБ «Радуга» началась в 1971 году, а первый испытательный полет состоялся в 1976 году. Внешний вид ВВС США AGM-86 ALCM В этом году программа получила новый импульс: в декабре 1976 года советские ВВС официально объявили о выпуске новой крылатой ракеты воздушного базирования. Х-55СМ большей дальности был разработан через несколько лет после того, как оригинал был принят на вооружение. В конце 1980-х началась работа по замене ракеты с обычными (Х-101) или ядерными (Х-102) боеголовками. и большая скрытность. Его разработал Игорь Селезнев из «Радуги»

Важность современных ракет как «умножителей силы» возросла по мере того, как в начале 1990-х годов у России сократился парк имеющихся крылатых ракет-бомбардировщиков

Отмена амбициозного Х-90 прямоточный воздушно-реактивный двигатель Ракета из-за договора о РСМД в 1987 году привела к тому, что особое внимание было уделено совершенствованию Х-55, в частности, для достижения точности

После окончания холодной войны и договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские предприняли усилия по разработке тактических версий Х-55 с обычными боеголовками. Сначала появился Х-65СЭ с дальностью 600 км (производный от Х-55), анонсированный в 1992 году, затем тактическая версия Х-101 с дальностью полета 300 км, предназначенная для экспорта, и, наконец, Х-555. Предполагается, что в 2001 году российские ВВС выбрали для разработки Х-101 и Х-555.

В российском документе 1995 года говорилось, что в Шанхай был передан весь производственный комплекс для разработки крылатой ракеты с ядерным вооружением. Первоначально считалось, что это базируется на 300-километровом “Радуге”. Х-15 (AS-16 ‘Kickback’), но теперь выясняется, что именно Х-55 был передан Китаю.

Х-101/102

Последняя разработка Х-55, включающая низкий поперечное сечение радара около 0,01 кв. Х-101/102 специально спроектирован для запуска с воздуха, в нем вместо круглого поперечного сечения фюзеляжа Х-55 вместо носовой и передней части фюзеляжа “аэродинамической формы” для обеспечения подъемной силы. Его длина 7,45 м (24,4 фута), стартовая масса 2200–2400 кг (4900–5300 фунтов), он оснащен осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боеголовкой массой 400 кг (250 кг).kT ядерная боевая часть для Х-102. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRDD-50A, развивающим крейсерскую тягу 450 кг (990 фунтов) на скорости 700–720 км / ч (430–450 миль в час; 0,57–0,59 Маха) с максимальной скоростью 970 км / ч ( 600 миль / ч; 0,79 Маха) при полете на 30–70 м (100–230 футов) над землей и поражение фиксированных целей с использованием предварительно загруженной цифровой карты для следование местности и ГЛОНАСС /INS для коррекции траектории до точности 6–10 метров; Утверждается, что он может поражать небольшие движущиеся цели, такие как автомобили, с помощью терминала электрооптический датчик или же инфракрасное изображение система

Оценки дальности полета варьируются от> 2000 км (1200 миль) до 4 500–5 000–5 500 км (2 800–3 100–3 400 миль), до 10 000 км (6200 миль) с продолжительностью полета 10 часов; большое расстояние очень важно, поскольку у России мало баз за границей и она не может обеспечить дальнее сопровождение истребителей. Ту-95МС может нести восемь единиц вооружения на четырех подкрыльевых пилонах, а Ту-160 может быть оснащен двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых загружена шестью ракетами, всего 12 ракет, но меньший Ту-22М3 по-прежнему будет нести Х- 555, хотя он также может нести Х-101 / Х-102

По состоянию на конец 2018 года ракеты оснащены бортовой системой РЭБ. Первые испытания были проведены в 1995 году, а в 2012 году ракета была принята на вооружение.

Варианты

  • Х-55 (НАТО ‘Кент-А ‘, РКВ-500А, Изделие 120) – оригинальная модель с запасом хода 2500 км.
  • Х-55-ОК – с оптическим наведением.
  • Х-55СМ (НАТО ‘Кент-Б ‘, РКВ-500Б, Изделие 121) – с дополнительными топливными баками для увеличения дальности до 3000 км.
  • Х-101/102 (Изделие 111) – разработан как очень незаметный замена Х-55СМ в конце 1990-х годов, Х-101 имеет обычную боеголовку, а Х-102 – термоядерную. Эта ракета весит 2200 – 2400 кг, масса боевой части – 400–450 кг. По имеющимся данным, Х-101 имеет максимальную дальность полета 4500–5500 км. и изменяемый профиль полета на высотах от 30–70 м до 6000 м, крейсерская скорость 190–200 м / с и максимальная скорость 250–270 м / с. Ракета оснащена оптико-электронной системой коррекции траектории полета и телевизионной системой наведения для оконечного наведения. Его официальная дальность полета составляет 4500 км или 3000 км с обычной полезной нагрузкой. Это повторно нацеливаемый. Ожидается, что ракеты будут точными в пределах 10–20 м CEP. Планируется, что к 2023 году они будут находиться на вооружении в необходимом количестве. Новый ракетный комплекс успешно прошел испытания и в последние годы запущен в серийное производство для оснащения модернизированных Ту-160. и бомбардировщики Ту-95МСМ.[нужна цитата ]
  • Х-65СЭ – анонсированная в 1992 году тактическая версия с 410 кг обычной боевой частью и ограниченная дальность действия 600 км. предел договора РСМД.
  • Х-55 / 65СД (средней дальности Средние Дальности – ‘Medium Range’) – обычная версия с дальностью 300 км, объявленная в 1995 году, возможно, на экспорт. Общие компоненты с Х-101, по сообщениям, дальность полета увеличилась до 600 км при заходе на большую высоту, но Х-СД, по-видимому, был отложен в 2001 году. Альтернативный вариант активной радиолокационной ГСН был предложен для использования против судов.
  • Х-555 (НАТО ‘Kent-C ‘, Х-55СЭ, Х-55Ш) – вариант с обычным вооружением с улучшенной системой наведения и боевой частью. Он начал работать в 2000 году. Введен в эксплуатацию в 2004 году.
  • Х-БД версия с обычным и ядерным вооружением с указанной дальностью действия до 3000 км или более, дальностью около 5000 км или более.
  • Х-50 или же Х-СД новый малозаметный малый и средний (от 300 до 1500–1900 км) диапазон и обычный (а также ядерный) вариант (своего рода аналог AGM-158 JASSM). Длина 6 м, используется инерционный /ГЛОНАСС /DSMAC руководство
  • Сумар – Ракета, скорее всего, является производной от Х-55 иранского производства.

Первоначально считалось, что РК-55 (SSC-X-4 ‘Slingshot’ и SS-N-21 ‘Sampson’) были производными от Х-55, запускаемыми с суши и с подводных лодок, но теперь известно, что Х-55 отличается от двух других, поскольку во время полета его двигатель опускается под ракету.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. В Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).
В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

  • Х-55 — базовый вариант;
  • Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC);
  • Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. На вооружение принята в 1987 году;
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей;
  • Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.
  • Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается кассетной боевой частью ,либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.

Разработка

В конце 1960-х годов «  Эха  » исследование осуществляется ГосНИИАС институт (Государственный институт научно – исследовательских и авиационных систем) пришли к выводу , что было бы более эффективно развернуть большое количество маленьких крылатых ракет. Дозвуковой , чем гораздо более дорогие сверхзвуковые ракеты , которым тогда отдавали предпочтение военные власти.

В году началась работа над созданием крылатой ракеты бортового назначения, первый испытательный полет был проведен в 1976 году . Дальнейшие испытания последовали в 1978 году, и несколько экземпляров были установлены на бомбардировщике Ту-95МС в 1984 году . Появление КРВБ в течение года дало дополнительный импульс программе, в которой участвовали ВВС СССР с месяцаДекабрь 1976 г.Быстрая потребность в крылатой ракете воздушного базирования.

Затем появились три версии этой ракеты: Х-55 (по- русски  : Изделие-120 , «изделие-120» ), также известная как РКВ-500 . Обозначенный НАТО ”  AS-15A  ” , он принят на вооружение31 декабря 1983 г.. Вскоре за ним последовал Х-55ОК ( Изделие-124 ) с оптическим наведением, а несколько лет спустя, в 1987 году , Х-55СМ (на русском языке  : Изделие-125 , “изделие-125″ ), обозначенный НАТО ”  АС”. -15B  ” и имеющий большую дальность полета. Это улучшение стало возможным за счет добавления пары податливых баков вокруг фюзеляжа, что увеличило массу ракеты почти до 1700 кг, но увеличило дальность ее действия почти до 3000  км при оснащении ее ракетой.  Ядерный заряд 200  кт. Морской вариант этой ракеты получил обозначение РКВ-500Б .

В конце 1980-х годов были проведены дальнейшие работы по замене ракеты, несущей либо обычный ( Х-101 ), либо ядерный ( Х-102 ) заряд и обладающей большей скрытностью . Их спроектировал инженер «Радуга» Игорь Селезнев

Важность владения ракетами как “мультипликаторами мощности” значительно возросла в то время, когда количество крылатых ракет-бомбардировщиков начало сокращаться в начале 1990-х годов. Отказ от амбициозного ракетного проекта ПВРД Х-90 , вызванный Договором о РСМД в 1987 году , заставило Советы серьезно переосмыслить, как улучшить Х-55, в частности, для достижения требуемой точности менее 20  м , необходимой для эффективного поражения целей без использования «простых» обычных боеприпасов

Первый полет Х-101 состоялся в 1998 году , а его оценочные испытания начались в 2000 году .

После окончания холодной войны и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские приложили немало усилий для разработки тактических версий Х-55 с обычными зарядами. Появился первый вариант – Х-65СЭ , представленный в 1992 году на Московском авиасалоне . Производное от Х-55 и с диапазоном ограничивается «только» 600  км , это позволяет россиянам соблюдать предписания , указанные в соглашений , которые обозначают каждый самолет , на борту ракеты с большей дальностью , чем 600  км , как существо стратегический. Однако в этих соглашениях оговаривается, что количество устройств этого типа строго контролируется и не должно превышать определенного количества. Первый вариант этой ракеты был представлен в 1993 году (в феврале в Абу-Даби и в сентябре в Жуковском и Нижнем Новгороде ). Представленные ракеты не сильно отличались от более старых версий, за исключением их дальности, отображаемой на уровне 250  км при запуске на малой высоте и 280  км при запуске с большой высоты. Х-65 был предназначен для использования против крупных целей с эквивалентной площадью РЛС более 300  м 2 , в частности военных кораблей в условиях сильных радиопомех. Впервые испытан в полете на13 января 2000 г.и использовался в учениях над Черным морем с 17 по22 апреля того же года.

За ним последовала Х-СД , тактическая версия Х-101, предназначенная для экспорта, с дальностью стрельбы 300  км , а затем, наконец, в марте 2000 г. стало известно, что российские войска испытали новую ракету, оснащенную ракетным вооружением. условная нагрузка. Это был Х-555 , созданный на основе оригинального Х-55, с дальностью полета от 2000 до 3000  км . Считается, что Х-555 поступила на вооружение в 2004 году , хотя первые изображения ракеты не были видны до 2007 года .

В российском документе 1995 года говорилось, что завод по производству ядерной крылатой ракеты был переведен в Шанхай . Первоначально предполагалось, что она будет основана на Х-15 с дальностью полета 300  км , но теперь ясно, что ракета, переданная Китаю, действительно была Х-55.

Дизайн

ТРДД Р-95-300

Питается от одиночного 400 кгс украинского производства, Мотор Сич ОАО Р95-300 турбовентилятор двигатель с выдвижными крыльями для крейсерской эффективности. Его можно запускать как с больших, так и с малых высот, а также летать с дозвуковой скоростью на малых высотах (ниже 110 м / 300 футов). После запуска развернуты сложенные крылья, оперение и двигатель ракеты. Он управляется комбинацией инерциальная система наведения плюс сопоставление контуров местности система наведения, которая использует радар и изображения, хранящиеся в памяти бортового компьютера, для поиска цели. Это позволяет ракете наводиться на цель с высокой степенью точности.

Оригинальный Х-55 имел двигатель с опускающимся двигателем; Х-65СЭ имел стационарный внешний турбореактивный двигатель, а Х-СД – двигатель внутри корпуса ракеты. Серийные версии оснащаются двигателем ТРДД-50А российского производства НПО «Сатурн» повышенной мощности 450 кгс.

Статьи по Теме

  • РК-55  : очень похож на Х-55.
  • AGM-86 ALCM  : ракета массой 1430  кг , дальность полета более 2400  км и скорость полета 0,73 Маха .
  • AGM-129 ACM  : (Усовершенствованная крылатая ракета) стелс-ракета массой 1330  кг с дальностью полета 3700  км .
  • BGM-109 Tomahawk  : американская ракета, очень близкая к Х-55.
  • Hatf-7  : пакистанская крылатая ракета .
  • Nirbhay  : Индийский проект недорогих крылатых ракет в стадии разработки.
  • CJ-10  : китайская крылатая ракета. В его конструкцию предполагается включить элементы Х-55.

Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначения НАТО )

Ракеты класса “воздух-воздух” Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь )  • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 )  • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб )  • Шило AA-4  • Ясень AA-5  • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий )  • R-23 ( AA-7 Apex )  • R-60 ( AA-8 Aphid )  • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos )  • R-27 ( AA-10 Alamo )  • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer )  • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder )  • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow )
Ракеты класса “воздух-поверхность” КС-1 Комет ( Питомник АС-1 )  • К-10С ( АС-2 Киппер )  • Х-20 ( АС-3 Кенгуру )  • Х-22 ( Кухня АС-4 )  • КСР-2 ( АС-5 Кельт )  • KSR-5 ( AS-6 Kingfish )  • Kh-23 ( AS-7 Kerry )  • Kh-28 ( AS-9 Kyle )  • Kh-25 ( AS-10 Karen )  • Kh-58 ( AS-11 Kilter )  • Х-25 ( АС-12 Кеглер )  • Х-29 ( АС-14 Кедж )  • Х-55 ( АС-15 Кент )  • Х-15 ( АС-16 Отдача )  • Х-31 ( АС-17 Криптон )  • Х-59 ( АС-18 Казу )  • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала )  • Х-35 ( Байдарка АС-20 )  • Х-47М2 ( Кинжал )
Зенитные ракеты
Зенитные ракеты С-25 Беркут ( Гильдия СА-1 )  • С-75 Двина ( Гайд по СА-2 )  • С-125 ( СА-3 Гоа )  • 2К11 Круг ( СА-4 Ганеф )  • С-200 Ангара / Вега / Дубна ( СА-5 Гаммон )  • 2К12 Куб ( СА-6 Гайнфул )  • 9К32 Стрела-2 ( СА-7 Грааль )  • 9К33 Оса ( СА-8 Геккон )  • 9К31 Стрела-1 ( СА-9 Гаскин )  • С-300 ( SA-10 Grumble )  • SA-11 Овод  • S-300 ( SA-12 Gladiator / Giant )  • 9K35 Стрела-10 ( SA-13 Gopher )  • 9K34 Стрела-3 ( SA-14 Gremlin )  • 9K330 Tor-M1 ( SA-15 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-16 Gimlet )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-17 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-18 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-19 ​​Grison )  • S- 300 ( SA-20 Gargoyle )  • S-400 Triumph ( SA-21 Growler )  • Панцирь S-1 ( SA-22 Greyhound )  • S-300VM ( SA-23 Gladiator / Giant )  • 9K38 Игла ( SA-24 Grinch )  • Наземный Тор-М2У ( СА-Тор-М2У )  • С-500
Ракеты класса “воздух-воздух” СА-Н-1 Гоа  • С-75 Двина ( Гайд по СА-Н-2 )  • М-11 Шторм ( Кубок СА-Н-3 )  • 9К33 Оса ( СА-Н-4 Геккон )  • 9К32 Стрела-2 ( СА -Н-5 Грааль )  • С-300 ( СА-Н-6 Грамбл )  • 9К37 Бук-М1-2 ( СА-Н-7 Овод )  • 9К34 Стрела-3 ( СА-Н-8 Гремлин )  • 9К330 Тор- М1 ( SA-N-9 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-N-10 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-N-11 Grison )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-N-12 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-N-14 Рябчик )  • С-300 ( Горгулья SA-N-20 )
Ракеты класса “земля-земля”
Ракеты класса “земля-земля” GR-1 ( SS-X-10 Scrag )  • R-1 ( SS-1 Scunner ) / SS-1 Scud  • R-2 ( SS-2 Sibling )  • R-5 Победа ( SS-3 Shyster )  • R- 12 Двина ( SS-4 Sandal )  • R-14 Чусовая ( SS-5 Skean )  • R-7 Semiorka ( SS-6 Sapwood )  • R-16 ( SS-7 Saddler )  • R-9 ( SS-8 Sasin )  • Циклон Р-6 ( SS-9 Scarp )  • UR-200 ( SS-10 Scrag )  • UR-100 ( SS-11 Sego )  • Temp-S ( масштабная доска SS-12 )  • RS-12 ( SS-13 Savage )  • RT-15 ( SS-14 Scamp / Scapegoat )  • PL-1 ( SS-15 Scrooge )  • RS-14 ( SS-16 Sinner )  • RS-16 ( SS-17 Spanker )  • R-36 ( SS- 18 Satan )  • UR-100N ( SS-19 Stiletto )  • RSD-10 Pioneer ( SS-20 Sabre )  • OTR-21 Tochka ( SS-21 Scarab )  • OTR-23 ( SS-23 Spider )  • RT-23 Молодец ( Скальпель SS-24 )  • Тополь РС-12М ( Серп SS-25 )  • Искандер ( Камень SS-26 )  • 9М729 ( SSC-8 )  • Тополь-М ( Серп SS-27 В1 )  • Ярс РС-24 ( SS -X-29 )  • РС-28 Сармат ( SS-X-30 )
Ракеты класса “море-море” P-1 ( SS-N-1 Скруббер )  • P-15 Termit ( SS-N-2 Styx )  • P-5 Пятиорка ( SS-N-3 Shaddock )  • R-13 ( SS-N-4 )  • R -21 ( SS-N-5 Sark )  • R-27 Zyb ( SS-N-6 серб )  • P-70 Ametist ( SS-N-7 Starbright )  • R-29 ( SS-N-8 Sawfly )  • P -120 Малахит ( SS-N-9 Siren )  • P-35 Bazalt ( SS-N-12 Sandbox )  • R-27 Zyb ( SS-NX-13 )  • Противокорабельный комплекс Metel ( SS-N-14 Silex )  • РПК-2 «Вьюга» ( SS-N-15 Starfish )  • 100-RU Ведер ( SS-N-16 Stallion )  • RSM-45 ( SS-N-17 Snipe )  • RSM-50 Volna ( SS-N-18 Stingray). )  • П-700 Гранит ( кораблекрушение SS-N-19 )  • РСМ-52 Тайфун ( SS-N-20 Осетр )  • РК-55 ( SS-N-21 Сампсон )  • П-270 Москит ( SS-N-22 Загар )  • Р-29РМ Штиль ( SS-N-23 Skiff )  • R-29RMU Sineva ( SS-N-23 Sineva )  • R-29RMU2 Layner ( лайнер SS-N-23 )  • Метеорит Х-90 ( SS-N -24 Scorpion )  • Х-35 ( SS-N-25 Switchblade )  • P-800 Оникс ( SS-N-26 Strobile )  • Калибр 3M-54 ( SS-N-27 )  • R-30 Boulava ( SS-NX -30 )  • Циркон ( SS-N-33 )
Противотанковые ракеты Люциан  АТ-1  • Мухобойка АТ-2 (ru)  • Малютка 9М14 ( Саггер АТ-3 ) • Фагот 9К111 ( штуцер АТ-4 ) • 9М113 Конкурс ( Спандрель АТ-5 ) • 9К114 Чтурм ( Спираль АТ-6 ) • AT -7 Saxhorn  • AT-8 Songster  • 9M120 Ataka -V ( AT-9 Spiral-2 ) • AT-10 Stabber  • 9M119 ( AT-11 Sniper ) • AT-12 Swinger  • AT-13 Saxhorn-2  • 9M133 Kornet ( АТ-14 Спригган ) • АТ-15 Спрингер  • 9К121 Вихрь ( АТ-16 Лук )
Код НАТО в курсивом

Обвинения в незаконном экспорте

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 июня 2021 года

На презентации так называемой «Белой книги по оружию массового уничтожения» вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о незаконной продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000—2001 годах осуществила , дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».

Данный факт в марте 2005 года признал генпрокурор Украины Святослав Пискун. Именно он тогда в интервью британской газете «Файненшл таймс» рассказал о том, как и почему Пекин и Тегеран стали обладателями КР Х-55. Расследование проводилось по требованию группы депутатов Верховной Рады.

Крылатые ракеты вывозились по подложным документам, в которых они фигурировали как изделие «Икс-11». Странным образом ни одна украинская контролирующая инстанция не заметила подлога, равно как и тогдашний премьер-министр страны Виктор Ющенко. Но будущего президента от уголовного преследования спас бывший руководитель Службы безопасности Украины Игорь Смешко. Ведь, по его словам, глава кабинета министров не имел реального влияния на оружейный экспорт. Сам Ющенко впоследствии говорил, что контрабандой занималась «прежняя власть». К каковой он, видимо, себя не причислял…[стиль

Между тем в ходе следствия, о результатах которого поведал СМИ Святослав Пискун, выяснилось, что в 2000 году в Китай были проданы шесть ракет Х-55СМ, а в 2001 году — также шесть ракет Х-55 и комплект проверочного оборудования КНО-120 — в Иран. За эти коммерческие операции гендиректор Владимир Евдокимов в 2005 году получил по приговору суда 6 лет лишения свободы. Еще два фигуранта уголовного дела — экс-глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев и австралиец Хайдер Сарфраз — погибли в странных автокатастрофах. Их «соратнику», российскому бизнесмену Олегу Орлову, повезло больше: в феврале 2006 года он, живой и невредимый, был экстрадирован на Украину из Чехии. Кроме продажи крылатых ракет Китаю, ему вменяется контрабандная поставка в Эритрею радиолокационной станции П14Ф в 1999 году.

Официальные Пекин и Тегеран опровергли факт покупки КР Х-55. При этом МИД Исламской Республики заявил, что не имеет документального подтверждения сделки с Украиной. Однако представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафарзаде утверждает, что две из шести доставшихся Тегерану ракет подверглись реверсивному инженерному анализу и на их основе была создана технология производства собственных КР. Оборонные предприятия, по словам оппозиционера, уже ее освоили. Однако эксперты скептически оценивают заявление Джафарзаде, поскольку противники «режима аятолл» известны своей склонностью преувеличивать его возможности.

Согласно данным Wikileaks конгресс США знал о продаже 6 ракет Китаю и 12 ракет Ирану в 2001 году.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

ТТХ двигателя
Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Изначально планировалась установка двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). После ряда испытаний в серию пошёл двигатель разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода Р95-300 (изделие 95).

Размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется «децилин Т-10» — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает

Так как Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО

Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, гарантировало поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на Многопозиционной катапультной установке (МКУ) осуществляется на 4 узла подвески.

Дизайн

ТРДД Р-95-300

Питается от одиночного 400 кгс украинского производства, Мотор Сич ОАО Р95-300 турбовентилятор двигатель с выдвижными крыльями для крейсерской эффективности. Его можно запускать как с больших, так и с малых высот, а также летать с дозвуковой скоростью на малых высотах (ниже 110 м / 300 футов). После запуска развернуты сложенные крылья, оперение и двигатель ракеты. Он управляется комбинацией инерциальная система наведения плюс сопоставление контуров местности система наведения, которая использует радар и изображения, хранящиеся в памяти бортового компьютера, для поиска цели. Это позволяет ракете наводиться на цель с высокой степенью точности.

Оригинальный Х-55 имел двигатель с опускающимся двигателем; Х-65СЭ имел стационарный внешний турбореактивный двигатель, а Х-СД – двигатель внутри корпуса ракеты. Серийные версии оснащаются двигателем ТРДД-50А российского производства НПО «Сатурн» повышенной мощности 450 кгс.

Боевое применение

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

ДатаРакетаКоличествоНосительЦель
17.11.2015Х-5558 Ту-95МСБоевики ИГИЛ в Сирии
18.11.2015Х-5558 Ту-160Боевики ИГИЛ в Сирии
19.11.2015Х-5555Ту-95МСБоевики ИГИЛ в Сирии
20.11.2015Х-5556+8Ту-95МС, Ту-160Боевики ИГИЛ в Сирии

В 2022 году Х-55 и модификация Х-555 использовалась в ходе вторжения России в Украину, так Х-555 использовалась в ходе ракетного удара по международному аэропорту в Виннице

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий