История
Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне
Уроки первых месяцев войны заставили военно-морское руководство держав Антанты обратить особое внимание на создание новых противолодочных средств и разработку форм и способов борьбы с подводными лодками. В качестве такового стали использовать подрывные патроны, явившиеся, в сущности, прообразом глубинных бомб: шестикилограммовые патроны с зажженным огнепроводным шнуром сбрасывались с миноносцев в предполагаемом месте нахождения подводной лодки
Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота.
Глубинные бомбы оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй мировой войне. Глубинная бомба совершенствовалась в направлении увеличения глубины взрыва и создания разнообразных калибров бомб. Росло число носителей этого оружия, им стала, в частности, и авиация.
Все подобные бомбы погружались под действием силы тяжести со скоростью 2,1—2,3 м/с, конструктивно выполнялись в виде цилиндрическо-конического корпуса, заполненного зарядом взрывчатого вещества внутри которого помещался взрыватель; эта конструкция не претерпела принципиальных изменений вплоть до 1950-х годов.
Ядерные глубинные бомбы, появившиеся после войны, были сняты с вооружения в 90-х годах.
В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, ракета-торпеда).
В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120: вес бомбы — 123 кг (из которых вес ВВ составляет около 60 кг), длина — 1500 мм, диаметр — 240 мм.
Современные морские мины
Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.
Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.
В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.
В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.
Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.
Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.
УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.
На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.
Принцип действия
Корректировщик на палубе наблюдает в стереотрубу за процессом бомбометания
Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды взрывная волна на своём пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен.
Обычно глубинные бомбы скатывают с кормы корабля или выстреливают ими из бомбомётной установки. Глубинные бомбы могут также сбрасываться с летательных аппаратов (самолёты, вертолёты), доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.
Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением — стабилизатором.
Подрыв глубинной бомбы вызывается взрывателем, который может срабатывать:
при ударе бомбы о корпус подводной лодки;
на заданной глубине;
при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя.
Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью, поэтому для уничтожения одной подводной лодки их требуется значительное количество, иногда около сотни бомб.
Морские мины время Второй Мировой войны
В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.
Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.
От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.
В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.
История создания
Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.
Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.
Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.
По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.