Самолеты Г. В. Новожилова[6]
- Ил-76 — Средний военно-транспортный самолёт. Первый полет в 1971 году. Первый в СССР транспортный военный самолёт с турбореактивными двигателями. Экипаж 6-7 человек. В десантном варианте 140 солдат или 128 парашютистов. Эксплуатируется и серийно производится по настоящее время.
- Ил-78 — Самолёт-заправщик. Первый полет в 1983 году. Создан на базе Ил-76МД. Экипаж 6 человек. Серийно производится с 1984 года. выпущено 53 самолёта.
- Ил-80 — Воздушный командный пункт. Первый полет в 1985 году. Создан на базе Ил-86. Производится с 1987 года. Эксплуатируется с 1992 года. Всего выпущено 4 самолёта.
- Ил-86 — Среднемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полет в 1976 году. Экипаж пять человек. 350 пассажирских кресел. Серийно производился с 1976 по 1997 годы. Эксплуатировался с 1980 по 2011 годы. Всего было изготовлено 106 самолётов.
- Ил-90 — Проект дальнемагистрального пассажирского самолёта. Проект был одобрен, но из-за экономического кризиса в начале 90-х годов так и не был реализован.
- Ил-96 — Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полет в 1988 году. Экипаж 2-3 человека. Полезная нагрузка 300 пассажиров или 40 000 кг груза. Серийное производство с 1988 года. Эксплуатируется с 1993 года. Всего изготовлено 30 самолётов.
- Ил-102 — Экспериментальный тяжелый штурмовик. Первый полет в 1982 году. Экипаж два человека. Был построен один летный экземпляр. Испытания и доводка продолжались с 1982 по 1987 годы. Несмотря на хорошие летные качества в серию Ил-102 запущен не был.
- Ил-103 — Легкий многоцелевой четырёхместный самолёт. Первый полет в 1994 году. Изготовлено 66 экземпляров, из них 23 поставлено в Южную Корею. Самолёт изготавливают на Луховицком авиазаводе. в 1995 году на Брюссельской выставке Ил-103 получил Золотую медаль.
- Ил-106 — Проект тяжелого военно-транспортного самолёта. Самолёт проектировали для возможности транспортировки груза 80 т. на расстояние 5 000 км. Планировалось выпустить первый самолёт в 1995 году, однако в это время в стране не было ни финансовой возможности, ни интереса со стороны ВВС.
- Ил-108 — Проект административно-служебного самолёта. Рассчитан на перевозку от 9 до 15 пассажиров на расстояние до 6 000 км. Экипаж два пилота и бортпроводник.
- Ил-112 — Легкий военно-транспортный самолёт. Первый полет март 2019 года. Экипаж два человека. Проектировался для замены устаревших самолётов типа Ан-26.
- Ил-114 — Пассажирский ближнемагистральный самолёт. Первый полет в 1990 году. Экипаж два человека. Полезная нагрузка 64 пассажира или 6 500 кг груза. Эксплуатируется с 2001 года. Выпущено 20 самолётов.
Девиз жизни
О своём Великом учителе и созданных им самолётах Генрих Васильевич вспоминал с особым уважением. «Мне очень повезло в жизни, что пришлось работать с этим выдающимся, всемирно известным авиаконструктором. Его советы и пожелания пригодились мне на всем многотрудном пути создания новых авиалайнеров с маркой «Ил». От него Генрих Васильевич услышал: «Нет такой работы, которую нельзя было бы сделать лучше. Всегда руководствовался этим правилом». И ещё: «Не думайте, что чего-то путного можно достичь в жизни, работая только 8 часов в день». О том, каких высот достиг Ильюшин, свидетельствуют его самолёты. «Они удивляли мир ещё до войны, — говорил Генрих Васильевич. — В 1936 году лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки впервые в мире на бомбардировщике ЦКБ-30 показал Сталину петлю Нестерова. Не прошло и трёх лет, как на том же самолёте Коккинаки совершил перелёт из Москвы на север США. Американские военные ахнули: в отличие от Чкалова и Громова, прилетавших туда ранее на специально построенных для рекордов машинах, в этот раз русские достигли Америки на обычном серийном бомбовозе!». А потом в истории Опытно-конструкторского бюро был легендарный «летающий танк» — Ил-2, ставший в годы войны кошмаром для фашистов. Об этом самолёте дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов сказал так: «Это был один из самых доступных для освоения самолётов. Его отличала простота пилотирования, неприхотливость в обслуживании на земле как при подготовке к полёту, так и после его выполнения». Дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов прошёл Великую Отечественную войну, как принято говорить, «от звонка до звонка». Летал на штурмовике Ил-2. Вспоминал, что немцы со страхом и ненавистью называли этот самолёт «чёрная смерть» и за каждый сбитый Ил-2 установили награду — две тысячи марок. Наши бойцы и командиры называли лётчиков-штурмовиков «воздушной пехотой» — на бреющем полёте они «утюжили землю» чуть выше человеческого роста, решая боевые задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, поддерживая их, поражая всей мощью боевую технику и живую силу врага
Это было важно и для поднятия морального духа наших войск. Люди видели, что не только земля горит под ногами фашистов, но и небо ставит им огненный заслон
Одинцов провёл много дерзких штурмовок. Снижаясь до высоты бреющего полёта, дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулемётов. «Нужно до земли поклониться создателю Ил-2 конструктору Сергею Владимировичу Ильюшину», — это мнение главного маршала авиации Александра Александровича Новикова. Коротко и ясно. Ещё был Ил-4 — основной бомбардировщик Великой Отечественной войны. Именно они 8 августа 1941 года нанесли удар по Берлину. Всего было выпущено 5500 машин, и символично, что на Поклонной горе установлен именно памятник Ил-4. «Сам Сергей Владимирович меньше говорил о штурмовике Ил-2, а больше о бомбардировщике Ил-4. Чувствовалось, что он ему дороже…». Но даже в годы войны Ильюшин думал о мирной жизни и ещё в 1943 году начал проектировать первый пассажирский советский самолёт Ил-12. Ему никто не давал задания, но Сергей Владимирович и сам понимал, что после победы понадобится самолёт лучше, чем Ли-2. И он такой самолёт сделал…
В трудовой — одна запись
ОКБ Ильюшина и был направлен в 1948 году на преддипломную практику студент авиационного института Новожилов. Авиацией Генрих Васильевич бредил с детства: «У нас были свои «звёздные» герои — Чкалов, Громов, Коккинаки, с которых мы брали пример, на которых хотели быть похожими». Естественно, Генрих очень хотел стать лётчиком, но не довелось. В 1939 году он сильно повредил ногу, перенёс несколько операций, и с мечтой о профессии лётчика пришлось расстаться. Но не с авиацией! Когда пришло время выбирать институт, предпочёл авиационный: «Он был ближе моему сердцу и несбывшимся мечтам о лётной работе. Пускай конструктор, но всё равно в авиации». Когда защитил диплом, пригласили на работу. Так что с 1948 года у Новожилова одна запись в трудовой книжке: «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Новожилов особо отметил, что Сергей Владимирович серьёзно и заинтересованно относился к молодым специалистам, доверял им ответственные участки работы, обеспечивал быстрое продвижение по службе, разумеется, если они этого заслуживали. Впрочем, всестороннюю поддержку оказывала новичкам и вся «старая ильюшинская гвардия»: «Приход очередной группы молодых специалистов, несущих новые знания, сочетание их с опытом специалистов с многолетним стажем создавало то, что можно назвать движущей силой конструкторского бюро». В ОКБ в те годы запускали в серийное производство бомбардировщик Ил-28. Новожилова сразу включили в работу. Потом были модификации: Ил-28 — разведчик, Ил-28 — торпедоносец. За несколько лет этих бомбардировщиков было выпущено более 5500 машин. Возникал вопрос: зачем столько в мирное время? И только через 50 лет открылось, что готовился массированный ядерный удар по городам нашей страны. Руководство это знало и соответствующим образом готовилось… Много пришлось Новожилову поработать над пассажирским самолётом с турбовинтовыми двигателями Ил-18, которому он адресовал немало добрых слов: «Ил-18 — это целая эпоха в отечественном самолётостроении. На этой надёжной, комфортабельной машине летали не только простые люди, но и руководители государства. Он был первым самолётом, который по своим техническим и лётным характеристикам успешно конкурировал с зарубежными аналогами и продавался за границу. Из 500-520 произведённых машин около сотни было продано в 16 стран мира, и до сих пор в некоторых государствах находятся в эксплуатации». Примечательна история появления этого самолёта. Как вспоминает Новожилов, Сергей Владимирович предпочитал проводить отпуск в родных вологодских местах, в селе Дилялево. Там охотился, рыбачил. Но однажды слетал на юг, в Сочи. Вернулся и говорит: «Ребятушки, а вот у нас летают командировочные либо богатые люди. Надо сделать, извините, авиацию достоянием советского народа, чтобы билет на самолёт был не намного дороже купейного железнодорожного билета!». К тому времени Новожилов был уже конструктором 1-й категории и ведущим конструктором по лётным испытаниям. Ильюшин неожиданно для него предложил стать его заместителем и возглавить работы по внедрению в эксплуатацию самолёта Ил-18: «Я стал отказываться, боялся, что не справлюсь, но он настоял. Было мне тогда всего 33 года, и огромная ответственность легла на мои плечи». Машине нелегко далась репутация сверхнадёжной. Были катастрофы, титаническая работа по доводке самолёта. Генрих Васильевич работал, как привык, по 12-14 часов. Тот самолёт особо ему дорог, как всякий «трудный ребёнок». Ил-18 он отдал шесть лет. Говорил, что без той производственной школы не было бы и Генерального конструктора Новожилова… В 1964 году Ильюшин назначил Генриха Васильевича Главным конструктором, первым заместителем Генерального конструктора с задачей — поставить «на крыло» дальнемагистральный Ил-62 и организовать его серийное производство. Самолёт в это время находился на стадии заводских испытаний. Пришлось проводить лётные и государственные испытания, запускать самолёт в серийное производство. 15 сентября 1967 года начались пассажирские перевозки — и сразу по международному маршруту Москва — Монреаль, затем летали Москва — Нью-Йорк и т.д. За эту работу в 1970 году Новожилов в составе группы ильюшинцев был удостоен Ленинской премии. Кстати, именно на самолёте Ил-62 появился тот аварийный самописец, который мы называем «чёрным ящиком», хотя корпус имеет ярко-оранжевый цвет. Его записи на магнитную плёнку были достаточно информативны, а корпус защищён. Кто придумал название «чёрный ящик», Новожилов не знал.