Технические характеристики
Технические характеристики самосвала ГАЗ-САЗ-3511 на базе автомобиля ГАЗ-66:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Тип двигателя | ЗМЗ-66-06 | |
Скорость передвижения (максимум) | 90 | км/час |
Грузоподъемность (без добавочных бортов) | 3,1 | т |
Грузоподъемность (с добавочными бортами) | 2,9 | т |
Мощность двигателя | 88,3 | кВт |
Частота вращения (номинальная) | 3200 | об/мин |
Крутящий момент (максимум) | 284,4 | Нм |
Число цилиндров двигателя | 8 | шт. |
Объем цилиндра | 9,2 | см |
Ход поршня | 8 | см |
Рабочий объем | 4,25 | л |
Объем бака для горючего | 210 | л |
Потребление горючего на 100 км | от 20 до 24 | л |
Колесная формула | 4х4 | |
Радиус поворота (максимум) | 9,5 | м |
Ширина передней колеи | 1,8 | м |
Ширина задней колеи | 1,75 | м |
Колесная база | 3,3 | м |
Просвет | 0,315 | м |
Вес (полный) | 7,25 | т |
Вес (снаряженный) | 4,2 | т |
Ширина (по задним шинам) | 2,46 | м |
Высота по кабине | 2,49 | м |
Длина (полная) | 6,235 | м |
Тип кузова | с тремя прямыми откидными бортами | |
Объем кузова (без добавочных бортов) | 5 | м3 |
Объем кузова (с добавочными бортами) | 10 | м3 |
Площадь основания кузова | 8 | м2 |
Высота кузова | 0,62 | м |
Высота кузова с добавочными бортами | 1,25 | м |
Длина кузова внутри | 3,52 | м |
Ширина кузова внутри | 2,28 | м |
Угол опрокидывания кузова назад | 50 | ° |
Угол опрокидывания кузова вбок | 45 | ° |
На видео самосвал на базе шасси ГАЗ-66:
История создания
Дебютная модель новенького автомобиля сошла с завода уже в 1989 году, а к завершению того же года смогли наладить серийный выпуск данного самосвала. Немного спустя данное транспортное средство потеснил другой грузовик ГАЗ-3309, на котором был установлен дизельный силовой агрегат.
Однако при наступлении 2008 года 3307 смог получить новенький карбюраторный мотор с увеличенной мощностью и снова стал производиться до 2012 года. Вообще, грузовой автомобиль стартовал достаточно успешно, однако почти сразу потерял популяризацию. Вслед за развалом Союза Советских Социалистических Республик машина ощутимо опустилась в спросе, и ее крупносерийный выпуск на заводе был прекращен.
Горьковским автомобильным заводом выпускаются специализированные модификации для госструктур. Перед моделью 3307 на рынке существовал грузовик ГАЗ-53. Под конец 1980-х годов подобный автомобиль сильно устарел и нуждался в усовершенствовании.
Это и подтолкнуло конструкторов к началу проектирования совершенно нового автомобиля. Машину приспосабливали для функционирования на твердом дорожном покрытии. «Газон» относили к 4-му поколению машин ГАЗа. К нему тоже относят грузовики ГАЗ-3309, ГАЗ-3306 и ГАЗ-4301.
Одна из целей, которой придерживался конструкторский состав во время проектировки машины, являлась полномасштабная синхронизация по главным элементам и узлам с прошлыми моделями. В итоге, автомобилю перешли множество деталей от 53-го Газона.
Благодаря такому решению удалось облегчить техническое обслуживание машины и сократить затраты на производство. Поэтому Газон 3307 по многочисленным характеристикам смог превзойти 53-ю модель. Капотную компоновку грузовой машины было решено сохранить.
Отличало модели наличие улучшенной кабины и нового оперения. Салон стал иметь обилие свободного пространства, удалось добавить вентиляцию и отопление. Небольшие перемены смогли затронуть и силовую установку. На предприятии в Горьком планировали 3307, как переходный вариант, какой позже можно было бы сменить на дизельные вариации с увеличенными экономическими характеристиками.
На заводе немного позже стали производить силовые агрегаты, которые работали на дизельном топливе. Выпуск карбюраторных версий «Газона» 3307 был полностью остановлен с началом нового десятилетия 1990-х годов.
Вариации с дизельными моторами тоже начали терять популяризацию с каждым годом, так как их производство было уже нерентабельное. На сегодняшний день Горьковское автомобильное предприятие может предложить лишь комплектации грузовых машин только с бензиновыми силовыми агрегатами (производство осуществляется лишь под заказ).
Невзирая на то, что основа для «Газона» 3307 является автомобили специального производства, конструкционные технические характеристики предоставляют возможность для транспортировки объемных и тяжелых грузов.
Невзирая на немаленькие габаритные составляющие грузовика, модель получилась достаточно маневренным транспортным средством, посему может применяться в городском потоке вполне свободно.
Более того, ГАЗ умеет передвигаться даже и на бездорожье
Пользоваться автомобилем можно в различных условиях климата, что для Российской Федерации весьма важное подспорье. Благодаря выносливости машина смогла стать популярной моделью
Автомобиль предназначается для транспортировки и быстрой разгрузки различных сыпучих материалов. Крайне удобно им пользоваться в сельскохозяйственных нуждах, ибо он хорошо способен преодолевать грунтовые дорожные покрытия. До тех пор, пока существовали колхозы, подобные самосвалы служили явным признаком любого машинного двора.
ГАЗ-4301 серийный выпуск с 1984 г.
ГАЗ-4301 — дизельный грузовик четвёртого поколения производства
ГАЗ. Грузоподъёмность 5 тонн. Разработка и сборка первого автомобиля
завершилась в 1984 году. От автомобилей предыдущей «пятьдесят
третьей» серии семейство ГАЗ-4301 кардинально отличалось двумя
моментами: применением дизельного двигателя и заложенной на стадии
проектирования возможностью постоянной работы в составе автопоезда.
фото ГАЗ-4301
Изначально шасси предполагалось универсального назначения,
поэтому кардинальной переработке с целью усиления подверглись
многие узлы грузовиков третьего поколения, а некоторые были даже
разработаны заново (в том числе задний мост с опционной блокировкой
дифференциала, коробка передач, подвеска, передняя ось, рама,
карданная передача). Кроме того, ГАЗ-4301 получил совершенно новую
двухконтурную тормозную систему с гидроприводом и двумя
пневматическими усилителями. Широкая колея передних и задних колес,
низко расположенный центр тяжести обеспечили хорошую устойчивость
машины. К новшествам можно отнести: рулевое управление с
гидроусилителем, устройство для облегчения пуска двигателя и
повышена комфортность салона, улучшена система отопления.
фото ГАЗ-4301
«ГАЗ- 4301» и «ГАЗ-3307» внешне эти машины практически не
различались. Внешними отличительной чертами «ГАЗ-4301» является
высоко выведенная труба забора воздуха; рама, которая на этом
ГАЗоне мощнее и шире, чем у бензинового «собрата»; а также колёса
с иными вентиляционными отверстиями, которые подходят только на
эту модель. Еще одно отличие между ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307 можно
обнаружить слева на раме за кабиной перед топливным баком —
это два главных тормозных цилиндра с пневмоусилителями.
Чем “начинили” свой грузовик горьковские автостроители?
ГАЗ 4301 имеет шестицилиндровый 125-сильный дизель марки ГАЗ-542 с воздушной охладительной системой и мощностью 125 л.с., который является лицензионным аналогом дизеля фирмы Deutz (был приобретен разрешительный документ на весь ряд шести- и четырехцилиндровых моторов различной мощности). Двигатель ГАЗ 4301 является первым и единственным лично изготовленным дизелем на автозаводе ГАЗ. Он зарекомендовал себя довольно ходким, неприхотливым, тяговым и рациональным. Продолжительность равномерного движения машины, как правило, небольшая относительно общей длительности ее работы. При перемещении в городских условиях техника едет равномерно лишь 15…30% времени, 40…45% – с ускорением и 30…40% – с замедлением.
Топливная система, предназначенная для питания ГАЗ-542 дизтопливом, его хранения и очищения, включает два вида насосного оборудования: низкокомпрессионный поршневой инжектор для топлива и высококомпрессионный, механический, регулируемый, 2-хрежимный, центробежный инжектор рядного типа. Топливоподкачивающая помпа – плунжерная, с возможностью подкачивать топливо вручную. Двигатель 542 имеет следующие фильтры для топлива: грубой очистки – фильтровальный сепаратор с сетевым компонентом; тонкой очистки – сменный фильтровальный компонент сделан из бумаги. Воздушное фильтрование относится к сухой категории, имеет сменные фильтры и датчик уровня замусоренности. Воздушное охлаждение осуществляется посредством шестеренной вентиляторной передачи с использованием гидромуфты.
Трансмиссия представлена 1-дисковым замкнутым сцеплением сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравликой. КПП ГАЗ 4301 – механическая, 5-ступенчатая, 3-ходовая, синхронизированная на всех передачах, кроме первой и задней. Карданная передача осуществляется парой открытых валов с опорой в промежутке и тремя шарнирами на подшипниках.
ГАЗ-4301 оснащен современной 2-х контурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночных). Тормозные узлы смонтированы в каждом колесе, имеется 2 автономных привода для работы с ними. Для совершения процесса торможения техники с максимальной эффективностью без снижения управляемости и устойчивости требуется рациональное соответствие тормозного усилия и припадающей на каждое колесо энергией. При оптимальном соответствии этих сил обеспечивается одновременная блокировка всех колес при любых дорожных факторах. В связи с этим соответствие тормозных нагрузок всех колес определяется так, чтобы при осуществлении наибольшего торможения предотвратить преждевременное блокирование передних колес, приводящее к ухудшению управляемости, или блокирование задних колес, обуславливающих занос транспорта.
При плавной остановке ГАЗ 4301 с замедлением 0,60 м/с происходит перераспределение, из-за которого на передний мост припадает около 60 % массы, на задний мост – оставшиеся 40 %. Поэтому продуктивность передних колес следует повышать в 1,5 раза. В связи с этим самосвал ГАЗ 4301 оснащается 2-хконтурными тормозами с двумя пневмоусилителями, с разрозненным тормозом осей, с гидравлическим приводом. Также грузовик этой модели имеет 2-хпроводный пневматический агрегат, управляющий тормозным механизмом прицепа.
Тормозные барабаны каждого колеса цельные, чугунные, литые. Передние барабаны центруют и монтируют на кромках ступиц, задние – на кромках полуосей. Для облегчения контроля их производят съемными. Кроме этого, тормозная система ГАЗ 4301 оборудована прибором автоматического регулирования величины зазора в системе «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные узлы задних колес, оборудованных механическим приводом.
В машинах ГАЗ 4301 внедрены оригинальные запчасти, позволяющие увеличить потребительские характеристики техники – электрофакельный механизм для легкого запуска дизеля, кабина оборудована подрессоренным водительским креслом с функцией регулирования положения, имеется рациональная отопительная и вентиляционная система, механизм для обдувания и обмыва частично панорамного переднего стекла.
Предшественник и преемник ЗИЛ-164. Отличия от ЗИС-150
ЗИЛ-164– это созданная на базе ЗИС-150 двухосная грузовая автомашина Завода имени Лихачёва, которая находилась в серийном производстве в период с осени 1957-го по конец 1964-го года (с 1961-го года это была модернизированная версия ЗИЛ-164А). Ведущий мост – один, задний.
Этот автомобиль внешне мало отличался от своего предшественника (только вертикальными прорезями-жалюзи радиаторной решётки, а не горизонтальными). Однако обладал значительными отличиями в конструкции: усиленной рамой, более мощным двигателем с карбюратором передовой конструкции, телескопическими амортизаторами и т.п.
От ЗИС-150, ЗИЛ-164 также отличался установкой алюминиевой головки блока цилиндров вместо чугунной, повышенной жёсткостью кронштейнов креплений крыльев, иной застёжкой капота; новым отопителем и системой обдува ветровых стёкол тёплым воздухом. Был внедрён новый радиатор с увеличенной поверхностью охлаждения со 190 охлаждающими пластинами (против 125 на ЗИС-150) и уменьшенным шагом между ними.
ЗИС-150.
Крылья ЗИЛ-164 были подняты на 20 мм по сравнению с ЗИС-150. Соответственно, стала меньшей высота боковин капота, изменилась конструкция его застёжек, их крепление, а также поменялись кронштейны крыльев и места их установки на крыльях и лонжеронах рамы
На раме ЗИЛ-164 были установлены усилители лонжеронов. Изменились места крепления передней рессорной подвески и передних буксирных крюков. Передняя подвеска стала четырнадцати-листовой, а в задней подвеске установили усиленную пластину добавочной рессоры.
ЗИЛ-164.
Если проследить «родословную» ЗИЛ-164 раньше, то следующим его предком можно назвать трёхтонку ЗИС-5. Замену этому автомобилю, который был создан на базе американских грузовых машин ещё 20-х годов выпуска, начали готовить ещё в конце 30-х, но война перечеркнула эти планы, и ЗИС-150 попал в массовое производство только после Победы.
Преемником же ЗИЛ-164 в производственной программе завода стал легендарный ЗИЛ-130. Модель ЗИЛ-130 дорабатывалась и готовилась к запуску на заводской конвейер, и параллельно запустили в серийное производство модификацию ЗИЛ-164А – с новой коробкой переключения передач и однодисковым сцеплением от ЗИЛ-130, а также с ручным тормозом, карданными валами, телескопическими амортизаторами, тормозным краном тоже от ЗИЛ-130.
«ЗИСом» ЗИЛ-164 никогда не назывался (как это ошибочно указано в некоторых статьях). Заводу присвоили имя Лихачёва в июне 1956 года, через два дня после смерти прославленного директора предприятия, который управлял им с 1926 по 1950 годы. А ЗИЛ-164 встал на конвейер в октябре 1957-го года.
Модификации
- ГАЗ-3306 — бортовой с дизелем ГАЗ-544.10 (R4 воздушного охл., атмосферный, объём 4,15 л, 85 л.с., лицензия Deutz). Грузоподъёмность 3,0 т. Выпускался в 1992—1995 годах.
- ГАЗ-3307 — бортовой и шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 (с 2008 — ЗМЗ-5231.10). Грузоподъёмность 4,5 т. Серийно выпускался в 1989—1996 и в 1997–2009 годах. Мелкосерийный выпуск в 2010–2016 годах. В 2016 году грузовик ГАЗ-3307 сертифицирован с инжекторным двигателем ЗМЗ-524400 (V8, 137 л.с., Евро-5), а также с пневмогидравлическим приводом тормозов с АБС и гидроусилителем руля пластинчатого (шиберного) типа.
- ГАЗ-330701 — модификация для северного климата.
- ГАЗ-330706 — экспортная модификация для стран с умеренным климатом.
- ГАЗ-330707 — экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
- ГАЗ-33072 — шасси для самосвалов (преимущественно САЗ).
- ГАЗ-33073 — грузопассажирское такси. Бортовая платформа аналогична ГАЗ-66-11 образца 1993 года.
- ГАЗ-33074 — шасси для автобусов КАвЗ-3976 с двигателем ЗМЗ-513.10. Поставлялось с капотом и оперением, но без кабины. Выпускалось в 1990–1996 и 1997–2008 годах.
- ГАЗ-33075 — газобаллонный на сжиженном газе. Двигатель ЗМЗ-513.10. Серийно не выпускался. Аналогичный по оснащению газобаллонный грузовик на базе ГАЗ-3307 переоборудовался до 2012 года мелкими фирмами.
- ГАЗ-33076 — газобаллонный на сжатом газе. Двигатель ЗМЗ-513.10. Серийно не выпускался.
- ГАЗ-33078 — модификация с дизелем Hino W04CT мощностью 136 л.с. Выпускалась под заказ в 1992–1995 годах.
- ГАЗ-3308 «Садко» — полноприводный (4х4) грузовик двойного назначения. Грузоподъёмность 2,1 т. Двигатель ЗМЗ-513.10 (ЗМЗ-5231.10), бортовая платформа аналогична ГАЗ-33073.
- ГАЗ-33081 «Садко» — модификация с дизелем ММЗ Д-245.7. Грузоподъёмность 2,3 т. Прототип обозначался как ГАЗ-33097 (ГАЗ-3309П).
- ГАЗ-330811 «Вепрь» (ГАЗ-3901) — грузопассажирский (до 11 пассажиров) с цельнометаллическим пятидверным кузовом.
- ГАЗ-33082 «Садко» — с турбодизелем ГАЗ-562. Серийно не производился.
- ГАЗ-33085 «Земляк» — народнохозяйственный бортовой и шасси с двигателем ЗМЗ-5231.10. Двускатная задняя ошиновка, колёсные диски и бортовая платформа аналогичны ГАЗ-3307. Грузоподъёмность 4,0 т. Производился в 2001—2012 годах.
- ГАЗ-33086 «Земляк» — модификация с дизелем ММЗ Д-245.7 и модификациями. Производился в 2005–2016 годах. С 2017 года производилась модификация ГАЗ-33086-74 с дизелем ЯМЗ-53442.
- ГАЗ-33088 «Садко» — модификация с дизелем ЯМЗ-53443. Выпускалась с 2013 года.
- ГАЗ-3309 — бортовой и шасси с дизелем ГАЗ-5441.10 (R4 воздушного охл., с турбонаддувом, объём 4,15 л, 116 л.с., лицензия Deutz). Грузоподъёмность 4,5 т. Производился в 1995—1997 годах – выпуск был свёрнут в связи с прекращением производства в 1997 году дизелей воздушного охлаждения ГАЗ по лицензии Deutz.
- ГАЗ-33090 — бортовой и шасси с дизелем ММЗ Д-245.7 в модификациях Е2/ E3/ E4. Грузоподъёмность 4,5 т. Производство с 2001 года (с 2017 года только на экспорт).
- ГАЗ-33091 — длиннобазный бортовой и шасси. Грузоподъёмность 4,5 т. С 2017 года с дизелем ЯМЗ-53442 класса Евро-5.
- ГАЗ-33092 — длиннобазное шасси для пожарных и спецмашин с двухрядной кабиной. С 2017 года с дизелем ЯМЗ-53442.
- ГАЗ-33094 — длиннобазное шасси для автобусов КАвЗ-3976 и СемАР. Выпускалось в 2002–2008 годах.
- ГАЗ-33096 — бортовой и шасси с турбодизелем Cummins ISF3.8s3154. Выпускался мелкими партиями в 2006–2016 годах.
- ГАЗ-33097 — прототип ГАЗ-3308 «Садко» с дизелем ГАЗ-562. Опытная партия изготовлена в 1995 году.
- ГАЗ-33098 — бортовой и шасси с дизелем ЯМЗ-53443. Грузоподъёмность 4,5 т. Выпуск с 2013 года.
- ГАЗ-4301 — бортовой и шасси с дизелем ГАЗ-542.10 (R6 воздушного охл., атмосферный, объём 6,23 л, 125 л.с., лицензия Deutz). Грузоподъёмность 5,0 т. Первая промышленная партия собрана в апреле 1984 года. Мелкосерийное производство в 1986—1991 годах, серийное производство в 1992–1996 годах. На базе шасси ГАЗ-4301 выпускался сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-4509 для работы в составе автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп-самосвал ГКБ-8536).
ГАЗ-4301 технические характеристики
Модель | ГАЗ-4301 (ГАЗ-542.10) |
Годы выпуска | 1989 — н.в. |
Тип | грузовой |
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4 х 2 |
Габариты | |
Длина | 6420 мм. |
Ширина по зеркалам | 2380 мм. |
Высота по кабине | 2420 мм. |
Дорожный просвет | 245 мм. |
Колесная база | 3700 мм. |
Колея передних колес | 1700 мм. |
колея задних колёс (между серединами двойных скатов) | 1710 мм. |
Снаряженная масса без тента | 3900 кг. |
Снаряженная масса с тентом | 4050 кг. |
Полная масса | 9050 кг. |
Грузоподъёмность | 5000 кг., с тентом 4850 кг. |
Максимальный подъём с полной нагрузкой | 25o |
Радиус поворота | 8 м. |
Габаритные размеры платформы Д/В/Ш | 3490/2170/510 мм. |
Число мест | 3 |
Двигатель ГАЗ-4301 | |
Марка | ГАЗ-542.10 (Р-6, дизель воздушного охлаждения) |
Число цилиндров | 6 |
Рабочий объём | 6230 см3 |
Мощность | 125 л.с./ 92кВт при 2800 об/мин |
Диаметр цилиндров | 105 мм. |
Ход поршня | 120 мм. |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Направление вращения коленвала | правое |
Максимальный крутящий момент | 363 Н.м/ 37 кгс.м при 1600-1800 об/мин |
Степень сжатия | 18 |
Максимальная частота вращения на холостом ходу | 3040 об/мин. |
Минимальная частота вращения холостого хода | 575/625 об/мин. |
Система вентиляции | закрытая |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором |
Топливный насос низкого давления | поршневого типа |
Топливоподкачивающий насос | плунжерного типа для ручной подкачки топлива |
Форсунки | закрытого типа, давление начала подъема иглы 17,16 МПа (175 кгс/см2) |
Трансмиссия | |
Сцепление | Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером. Привод сцепления — гидравлический |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен |
Передаточные числа I-передача | 6,286 |
Передаточные числа II-передача | 3,391 |
Передаточные числа III-передача | 2,133 |
Передаточные числа IV-передача | 1,351 |
Передаточные числа V-передача | 1,0 |
Задний ход | 5,429 |
Карданная передача | Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Коническая, гипоидного типа |
Дифференциал | Конический, шестеренчатый |
Полуоси | полностью загруженные |
Подвеска | |
Рама | штампованная, клепаная |
Колеса | дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом |
Шины | пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508) |
Рессоры | Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске |
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси |
Рулевое управление | Глобоидный червяк с трехгребневым роликом |
Тормозная система | |
Рабочая тормозная система | с пневмогидравлическим приводом. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа с автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном |
Запасная тормозная система | Каждый контур рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам |
Общие характеристики | |
Максимальная скорость без прицепа | 90 км/ч. |
Расход топливана 100 км. при 60 км/ч. | 19,6 л. |
Расход топливана 100 км. при 80 км/ч. | 26,4 л. |
Объём топливного бака | ? л. |
Угол свеса с нагрузкой передний | 38o |
Угол свеса с нагрузкой задний | 25o |
Погрузочная высота | 1365 мм. |
Угол подъёма с нагрузкой | 14o |
ГАЗ-3309: варианты и модификации
Первоначально это был 4-х цилиндровый турбированный дизельный двигатель ГАЗ-5441.10 собственной разработки, мощностью в 122 л.с. и рабочим объёмом в 4,75 л. Впрочем, опыт его производства, продолжавшегося три года, в 1995-1997 гг. был признан в целом неудачным. Поэтому ГАЗ-5441.10 сменил на 3309-й модели ГАЗовских грузовиков мотор минский – Д-245.7, также 4-х цилиндровый, с турбонаддувом, объёмом в 4,75 л., но мощностью в 117 л.с.
В настоящее время (а именно: с 2013 года) автомобили ГАЗ-3309 комплектуются дизельными двигателями Ярославского моторного завода – ЯМЗ-53442-10 (рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 134,5 л.с.) – современными, соответствующими передовым экологическим стандартам Евро-4. Заводской индекс таких автомашин – ГАЗ-33098.
Ограниченные партии грузовиков (с индексом ГАЗ-33096) выходили также с китайскими дизелями Камминз – Cummins ISF 3.8L (рабочий объём – 3,76 л, а номинальная мощность – 152,3 л.с.). Некоторая (вовсе несущественная) часть машин была укомплектована 6-ти цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ-562.10. Они представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.
Что же касается модификаций семейства дизельных грузовиков «ГАЗ-3309», то их полный список таков:
- ГАЗ-33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
- ГАЗ-33091 – удлинённая на 1,4 метра вариация с тем же мотором;
- ГАЗ-33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей «взять на борт» одновременно семь человек. Модель также комплектовалась турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2) и используется для установки на шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобного;
- ГАЗ-33094 – удлинённый вариант, который был использован в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
- ГАЗ-33096 – бортовое шасси с импортным мотором Cummins-ISF 3.8L;
- ГАЗ-33098 – бортовое шасси с новым турбодизелем ЯМЗ-53442-10.
- ГАЗ-САЗ-35071 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с грузоподъёмностью 4,13 т и объёмом кузова в 5 кубометров (в 10 кубометров – с надставными бортами).
- ГАЗ-САЗ-35072-10 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с с грузоподъёмностью 4,13 т и несколько меньшим объёмом кузова – 4,5 метров кубических.
- ГАЗ-3309 «Добрыня» – удлинённая до 7,9 метров версия, с кабиной, которая была оснащена спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.
ГАЗ-3309 «Добрыня»
Вообще, в 2000-х годах ГАЗ-3309 стал весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой.
Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают той же грузоподъёмностью – четыре тонны, но вот возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.
Совсем не лишним является также и спальное место в кабине (если автомобиль используется для междугородних грузоперевозок).
Среднетоннажные грузовые машины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым), и имеют очень хорошее соотношение «цена / качество».
На основе базового шасси уже сам производитель предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта – самосвалов, автофургонов обычных и изотермических, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д. В базовом же варианте использована грузовая платформа с металлическими бортами. Задний и оба боковые – откидные, с дерево-металлическим основанием.
Надрамное устройство
Надрамное устройство для монтажа самосвальной грузовой платформы выполнено в виде 3-х отдельных узлов: балок передней и задней, плюс надрамника.
Передняя балка – это полый брус, изготовленный из гнутого металлопрофиля. К верхней плоскости балки приварены два кронштейна для установки резиновых буферов, к нижней плоскости — кронштейны для её крепления к раме автомашины. На концах балки, при помощи боковых накладок, приварены оси опор передних опорных кронштейнов платформы, а также кронштейны крепления переднего бокового фонаря и боковой защиты.
Надрамник – это сварная рамная конструкция, которая закреплена болтами на раме автомашины. Состоит он из двух продольных балок, которые связаны поперечинами. К поперечинам приварены опора гидроцилиндра с опорной пятой. Сюда, с помощью четырёх болтов и крышки крепления, установлена нижняя шаровая опора гидравлического цилиндра. На левой продольной балке надрамника находится предохранительный упор – для фиксации поднятой назад платформы. Также на надрамнике имеются резиновые буферы.
Задняя балка также сделана из прямоугольного профиля. К верхней её плоскости приварены опорные кронштейны и опоры, с которыми взаимодействуют задние опорно-поворотные устройства платформы, а к боковым и нижней плоскостям – кронштейны 16 для крепления этой балки к раме автомобиля. К задней балке также приварены кронштейны для крепления задних фонарей, держателя номерного знака, заднего бокового габаритного фонаря и контурного огня.
Для смягчения динамических ударов и снижения шума (в частности, при движении самосвала с порожним кузовом) предусмотрены резиновые буферы. Четыре специальных фиксатора предназначены для фиксации грузовой платформы в транпортном её положении.
Технические характеристики дизельных двигателей
ММЗ
Модель ММЗ Д-245.7Е4 (для ГАЗ-330900)
Рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный
дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха,
с непосредственным впрыском топлива, четвёртый экологический класс (Евро-4).
- рабочий объем, л 4,75
- степень сжатия 17,0
- мощность, л. с. (кВт) / об/мин 125,4 (92,2) / 2200
- макс. крутящий момент, кГс·м (Н*м) / об/мин 42,5 (417) / 1100—2100
- удельный расход топлива, г/л. с.·ч (г/кВт) 154 (210)
- масса, кг 430
- топливо: дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 вида II или III
ЯМЗ-5344 (образца 2013 года)
Модель ЯМЗ-5344 (для ГАЗ-33098)
Рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива, четвёртый экологический класс (Евро-4).
- рабочий объем, л 4,43
- степень сжатия 17,5
- мощность, л. с. (кВт) / об/мин 134,5 (99) / 2300
- макс. крутящий момент, кГс·м (Н*м) / об/мин 42,5 (417) / 1200—2100
- удельный расход топлива, г/л. с.·ч (г/кВт) — 197(145)
- контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью 60 км/ч л/100 км 15,5 и 80 км/ч 19,0
- масса — 460 кг.
- топливо: дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 вида II или III
По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем.
ЯМЗ-53443 (образца 2016 года)
Модель ЯМЗ-53443 (для ГАЗ-33098)
Рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива, пятый экологический класс (Евро-5).
- рабочий объем, л 4,43
- степень сжатия 17,5
- мощность, л. с. (кВт) / об/мин 146,9 (109,5) / 2300
- макс. крутящий момент, кГс·м (Н*м) / об/мин 49,9 (490) / 1200—2100
- удельный расход топлива, г/л. с.·ч (г/кВт) — 197(145)
- контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью 60 км/ч л/100 км 15,5 и 80 км/ч 19,0
- масса — 480 кг.
- топливо: дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005 вида III
По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем.