Фальшион — история меча для простого народа

Фальшионы из «Романа об Александре»(ROMAN D’ALEXANDRE) (1338-44)

«Роман об Александре» – по-видимому, первый рыцарский роман, считается средневековой обработкой гроригинал фальшиона из Парижского музея. В  изображения данного романа мы можем увидеть двуручные и полутороручные фальшионы в чем-то схожие с парижским фальшионом. В данном варианте (первый тип) фальшиона мы наблюдаем интересный тип гарды, она состоит из дуги, которая защищающая кисти обеих рук, что для вариантов рассмотренных выше не характерно. Различные формы защиты кисти появляются на более поздних формах крестовин фальшиона. В «Романе об Александре» встречаются аналогичные по внешнему виду фальчионы и в полутороручной версии, так на изображениях рыцари часто держат это оружие то одной рукой, то двумя. При этом на изображениях где фальчион держится одной рукой, художник оставил значительной пространство, которое подразумевает возможность хвата второй рукой. Также вызывает интерес геометрия клинка, его режущая кромка образует своеобразный шип, который вероятно служил для пробивания доспехов при колющем ударе. Исходя из изображения мы можем придти к выводу, что та часть, которая более всего похожа на обух и является лезвием. На всех изображениях этот момент присутствует, но отсутствие археологических находок клинков с похожей геометрией заставляет усомниться в факте его действительного существования… Второй тип фальшиона из «Романа об Александре», это фальшион меньшего размера, с клинком, весьма напоминающим клинок парижского фальшиона. Однако есть и основное отличие, это отсутствие, какой либо гарды на фальшионе. Данный фальшион имеет прямые формы и весьма удлиненное острие. Предположительно на фальшионе имеется дол, об этом можно судить, рассматривая изображение.  В целом в процессе изучения истории и в исторической реконструкции в частности, использование изобразительных, скульптурных и иных исторических источников всегда являлось общепризнанным.

Такие разные мечи

Для начала определимся: четкое разделение на меч и саблю существует не во всех национальных видах оружиеведения. В русском оно есть: меч – он с прямым клинком, сабля – с изогнутым.

А вот в том же английском, на секундочку, все гораздо интереснее! Термин “saber” – сабля – присутствует, но употребляется редко. При этом боевые кавалерийские сабли XVIII-XIX века у англичан именуются “swords” – мечи. Мечи, но не сабли.

Английские кавалерийские сабли середины XIX века

Подливает масла в огонь еще и наш знаменитый ГОСТ на холодное оружие. Его создатели проделали большую работу, пытаясь как-то систематизировать и свести друг с другом термины из разных языков, которые формировались в совершенно различных условиях – и изначально подразумевали совершенно различное оружие. Не только разных стран, но и разных эпох. В результате получился документ, который пригоден только для одной цели: для установления формального типа оружия для судебной экспертизы.

Знаете, как по ГОСТу переводится на английский язык слово “шашка”? Cavalry sword! Кавалерийский меч! Кто не верит – может сам открыть документ и удостовериться. Это все потому, что нет у англичан другого подходящего термина. “Скимитар” все же несколько иное. Поэтому шашку приравняли (и справедливо) к ее английским коллегам того же исторического периода и совершенно тех же боевых задач. Она тоже – sword, меч. Несмотря на то, что имеет изгиб, и далеко не всегда слабый. Многие кавказские шашки изогнуты довольно сильно.

Как вам меч?))

Слово “Меч” вообще очень емкое. Может употребляться и в узком, и в широком смысле. В узком – это обозначение типа одноручного и двуручного клинкового оружия, которое было в ходу в Европе и на Руси примерно с VII по XVI век. Меровингские, каролинские, романские, готические мечи и все это вот.

Но в широком “меч” – это практически любое клинковое оружие. Так справедливо называть и рапиру со шпагой, и цвайхандер, и гросс-мессер, и даже ту же саблю. Многие эти названия, к слову, придуманы только в наше время, люди Средневековья говорили проще: “меч” – подразумевая рапиру, “длинный меч” – подразумевая бастард, “меч в две руки” – цвайхандер или монтанте, и т.п.

Фальшион из Торпа

Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века. Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой – нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком. Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C – пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В – пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб. Некоторые характеристики меча: вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм. Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.

Кылыс

Кылыс – это своего рода якутский палаш: длинноклинковое однолезвийное оружие специфической конструкции. Кылыс был в ходу у якутов в XV-XVI веках, и свое происхождение он, скорее всего, ведет от прямых мечей монголов.

Выглядел он приблизительно вот так:

Как то, что снизу

Нижний девайс на этом фото подписан как якутская сабля XIX века. Это практически “современная” поделка, в девятнадцатом столетии национальное клинковое оружие в Якутии не использовалось за отсутствием в нем надобности. Русские власти прекратили постоянные междоусобицы, которые вели между собой якутские племена, и оружие у них сохранилось либо универсальное, либо чисто охотничье.

Так что эта “сабля” – вроде красивого сувенира, но историческим формам старинных мечей кое-как соответствует. Хотя именно что кое-как – ятаганного изгиба традиционный кылыс не имел…

Исторический боевой кылыс XV-XVI века, если верить археологическим данным, имел прямой однолезвийный клинок до 1 метра длиной (в среднем 80-90 см), который слабо расширялся к середине, и резко сужался обратно к острию. К сожалению, фотографий настоящих кылысов из музеев я найти не смог, поэтому вот вам иллюстрация из труда Ф. Ф. Васильева “Военное дело якутов”:

Традиционные кылысы из археологических материалов

Подобная форма клинка – прямой обух, но выгнутое к середине лезвие – вообще характерно для многих народов Сибири и Дальнего Востока, особенно для тюркских и тунгусо-маньчжурских.

Кстати, по-хакасски “хылыс” – сабля…)))

На правой голомени кылыса часто находится узкий дол, сдвинутый к обуху. На левой дола нет, зато заточка присутствовала обычно только с левой стороны. Это опять-таки характерно для всего клинкового оружия якутов.

Существовал также и более легкий вариант кылыса – болот, напоминающий шпагу или кончар. Возможно, кстати, что от древних кончаров монгольской тяжелой кавалерии он и ведет свою родословную.

Два крайних справа – болоты

Изогнутое клинковое оружие вроде сабли большого хождения у якутов, в отличие от других тюркоязычных народов, не имело, хотя термин, обозначающий саблю, имелся – “саабылаан”, и он – лингвистическая загадка. Это слово произошло от русского “сабля” – или от древнего прото-тюркского корня, от которого, между прочим, пошел и русский термин? Т. е. “саабылаан” появился в якутском языке до прихода русских, или уже после?

Как бы то ни было, а кривых сабель у якутских воинов как-то не отмечено. В основном все клинковое оружие – прямое, с прямым обухом и выгнутым лезвием.

Кстати, найден и один “полуторный” меч – кылыс с длиной клинка в 116 см, а хвостовика – 17 см. Длина рукояти у него, таким образом, была под 20 сантиметров. Натуральный гранд-фальшион из таежных краев!))

Еще раз повторюсь – уже в XVIII веке якутский меч умер. Прекратились, благодаря внешнему управлению, междоусобные распри, и нужда в боевом оружии исчезла. К тому же русская власть просто-напросто запретила производство мечей.

А вот пальма… Пальма осталась ))

Кто использовал Фальшион

Фальшионы были распространены среди средневековых крестоносцев. Несмотря на бытующее мнение, что мечи были низкого качества и недостойны рыцарей, они все же снискали их благосклонность. Некоторые рукописи предполагают, что фальшион был третьим основным мечом для мужчин и вторым (резервным) мечом рыцарей.

Предполагалось также, что фальшион происходит от франкского scramasax – длинного однолезвийного ножа, использовавшегося в бою. В рукописях также отмечается, что мечи с односторонней заточкой были найдены в Скандинавии, где пользовались популярностью у многих викингов. Эти мечи были прямыми с одинаковой шириной клинка по всей длине.

Наиболее известны фальшионы как дополнительное оружие английских лучников, а с середины 14 века его стала использовать и конница. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45–60 см, превращаясь в подобие боевого топора.

Окончательного ответа на вопрос о происхождении фальшионов нет.

Наиболее распространенная конструкция фальшиона представляла собой деревянную рукоятку с железным или стальным клинком, как у длинного меча. Самые ранние фальшионы, массово производившиеся в Средние века, были изготовлены из стали с низким содержанием углерода.

У фальшионов позднего средневековья клинки были гораздо лучшего качества, в основном только из стали, а не из железа.

Фальшиона из Порте де Хал, Брюссель

Весьма интересно будет рассмотреть фотоизображение фальшиона из Порте де Хал (Porte de Hal, Brussels)- фальшиона XIV века,который исключительно редко упоминается в специализированной литературе. Данный клинок указывается в монографии: Европейское и Американское Оружие Клода Блейра (“European & American Arms by Claude Blair”). Фальшион находится в оружейной палате герцога Бургундии, Брюссель ( Museum van het Leger en de Krijgsgeschiedenis” in Brussels). Форма клинка фальшиона активно обсуждалась в ходе дискуссии на форуме сайта Myarmoury.com Discussion Forums. Связано данное обсуждение с тем, что как предполагается, клинок обломан, о чем говорится и в подписи под клинком: Фальшион XIV столетия (обломан)(“14th century falchion (broken)”). Некоторые участники обсуждения предполагают что, изначально фальшион имел форму подобную клинку из Торпа. Однако другая часть участников дискуссии с данным утверждением несогласно. Они думают, что клинок фальшион из Порте де Хал не обломан и имеет изначально присущею ему форму. Так в ходе исследования фотографии из монографии Европейское и Американское Оружие Клода Блейра, была обнаружена трещина на самом клинке, возможно именно это обстоятельство было указано в подписи под клинком в музеи. Точно установить является ли клинок фальшиона обломанным так и не удалось, работники музея так и не ответили на вопрос участниковMyarmoury.com Discussion Forums. Также, можно отметить датировку Клода Блейра, которая более точна: 1300 год. Как мы видим, клинок имеет простую квадратную форму лезвия, на котором, судя по изображению, имеется дол, расположенный от гарды до «острия» клинка. Также клинок снабжен типичной для того времени гардой и навершием.

Фальшионы из изобразительных источников

После того как мы рассмотрели полностью либо частично сохранившиеся артефакты фальшионов, было бы правильным приступить к рассмотрению фальшионов чьи изображения есть в многочисленных литературных и изобразительных источниках средневековья. Данный момент весьма актуален, так как зачастую во время участия в различных мероприятиях исторической реконструкции, мы наблюдаем клинки претендующее на историчность благодаря лишь изобразительным источникам. Что же это за фальшионы?

Китайские мечи[править]

Если упрощенно, в Китае издавна существовало две основные формы мечей: цзянь и дао, которые остаются неизменными с X века н. э.

  • Дао (также этим словом называют нож и тесак, включая и каменные ножи и скребки) — изогнутый меч с односторонней заточкой, классический больше похож на европейский фальшион, но дао эпохи Хань по форме больше походили на палаш являя собой прямой меч с односторонней заточкой. Всё китайское лезвий ное оружие с односторонней заточкой носит частицу «дао»: гуань дао, дадао, водао и другие. Гарда как правило довольно большая и круглая. Одноручные варианты, включая и парные, нередко имеют слегка изогнутую рукоять. У двуручных вариантов рукоять может быть очень длинной, вплоть до того что иногда не ясно двуручный ли это фальшон с очень длинной рукоятью, или это уже не двуручный меч, а глефа — известная как да-дао, дословно большой дао. У двуручных дао, с рукоятью относительно умеренной длинны рукоять часто может оканчиваться кольцом-противовесом, удобным для хвата рукой, такое же кольцо характерно и для короткой глефы — пу-дао. А вот длинная глефа — да-дао, часто заканчивается подтоком.
    • ма-дао — сабля монгольского образца
    • ча-дао, чжаньма-дао, во-дао — китайские аналоги самурайских мечей, отличается техникой фехтования в отличие от самурайского меча которым часто рубят сверху-вниз, китайскими мечами часто проводят подрезающие удары снизу-вверх
    • худэ-дао — мечи-бабочки, короткие мечи или тесаки с градой защищающей кисть и с крюком на гарде, обычно парные, но могут использоваться и одиночный со щитом. парный вариант популярен в Вин-чун. На Юге Китая с его развитым судоходством применялся в качестве абордажной сабли.
    • гоу-дао — палаш с крюком на конце вместо острия, и специфической гардой в виде полумесяца и остриём на конце рукояти, обычно парный, любимое оружие Синтии Ротрок
    • фэй-дао — метательный нож в форме маленького фальшона
    • цзи-дао-лянь («петушиные серпы») — парные заточенные клевцы с крюком и копейным остриём (выглядит как окинавско-японский серп кама с древком из стали а не дерева и маленькой гардой к которому приделали на обухе крюк и добавили остриё)
    • пу-дао — короткая глефа
    • да-дао — большая глефа
    • ху-шоу-да-лянь-дао — двухстороння глефа (наподобие «светового шеста» у Дарт Мола в Звёздных Войнах)
    • лузцзяо-дао («оленьи рога») — популярный в Ба-гуа огромный кастет с лезвиями характерной формы ввиде двух скрещённых полумесяцев
  • Цзянь — китайский прямой меч получивший широкое распространение в эпоху Воюющих Царств. Изначально был коротким и из бронзы, но затем появились длинные бронзовые и стальные мечи. Традиционно, считается преимущественно оружием чиновников, философов и поэтов за счет более элегантной манеры фехтования. Так как в эпоху Хань был вытеснен из пехоты получившими в то время большую популярность дао. Перестав использоваться в пехоте, продолжал использоваться в коннице, до эпохи Тан, когда собственная китайская конница была окончательно вытеснена наёмниками из степи. Клинок прямой обоюдоострый, заточенный по всей длине, способный как колоть, так и рубить, гарда небольшая. От цзяней произошел японский меч цуруги.

Корд из музея в Варшаве и Фальшион Святого Михаила

Анализ обширного пласта информации привёл нас к довольно интересным аналогиям. Так, например, тяжело было не заметить сходство между кордом выставленным в музее в Варшаве и фальшионом Святого Михаила. Ввиду того что последний уже описан выше мы более подробно остановимся на первом: Этот корд датируется примерно второй половиной XV-ого века. Его нашли у озера Dabrowno рядом с замком Dabrowno (Gilgeburg) в 1898 в графстве Оструда. Общая длина: 78 см Вес: 0,72 кг Длина Клинка: 64 см Длина рукояти: 14 см Безусловно, этот корд мог быть как немецкого так и польского происхождения, но сравнительный анализ гросс-мессеров и кордов покажет насколько близко друг к другу развивались оружейные ремёсла в восточной Европе и близлежащих странах.

 

Гросс-мессеры и корды

Нельзя не отметить сходства между гросс-мессерами и тесаками/кордами используемыми в восточной Европе: Кроме схожей общей длины, а именно 1-1,2 метра, все экземпляры однолезвийные с рукоятями под двуручный хват. Отсутствие противовеса на кордах из Болгарии и польском корде позволяет сделать вывод о том, что эта черта была характерна не только для гросс-мессеров. На представленных ниже болгарских кордах и на 1 польском корде, по сути, отсутствует гарда, но присутствует нагель – характерная черта гросс-мессеров. Совокупность этих деталей и факт примерно одновременного производства в разных частях Европы говорят сами за себя.

В целом, корды, безусловно, требует систематизации и собственной типологии и мы надеемся, что в ближайшем будущем данная задача будет выполнена. Что еще можно сказать по итогам…. Имеющаяся информация о фальшиЕсли вы заметили неточности в статье либо ошибки, то можете связаться с нами по следующим адресам: мастер-ремесленик Янбенг мастер-ремесленик Varazhbit Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а “Hieb & Stichwaffen: Das Falchion”) 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX – XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: “Традиция” 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Недостатки фальшионов

Однако вес фальшиона также мог оказаться и его недостатком. Историки считают, что атака тяжелым оружием предполагает более широкие и размашистые движения, которые оставляют воинов открытыми для удара противника. Это может оказаться не таким критичным в поединке один на одни, но очень неблагоприятно на поле боя, поэтому фальшион являлся лишь вспомогательным оружием рыцарей. Еще одним недостатком является его длина. Большинство фальшионов – мечи короткие, что предполагает ближний бой. Солдаты должны были подпустить своих противников на близкую дистанцию, прежде чем нанести удар, и тем самым подвергали себя опасности.

Агрегатор новостей 24СМИ

Японская терминология

В японском языке слово “меч” обозначается целым рядом терминов. Так, например, кандзи (иероглиф) 刀 может читаться двумя способами. В первом случае, в онном произнесении, он читается как “то”, во втором, в кунном – как “катана”.

И то, и другое обозначают “меч”. Просто меч, без каких-либо уточнений

Это важно

Теперь. Тати в японском языке обозначается парой иероглифов 太刀 – читается “та-ти”, переводится как “большой меч”. Здесь “большой” – это уточнение длины, потому что… Маленькие кинжальчики танто, длиной до 30 см, тоже считаются в японском оружиеведении “то” – “просто мечами”!

Так вот. “Тати” – это меч с клинком длиной от 70 до 90 см по линии лезвия. Катана в этом смысле – тоже тати, потому что меч. Никакого уточнения насчет кривизны клинка эти термины не содержат, потому что для японца легкая кривизна клинка совершенно естественна. Она – результат специфической японской ковки и закалки.

Меч с прямым клинком японец тоже назовет “то”, “катана” или “тати”, если он длинный. Да, в японском языке есть еще термин “кэн/цуруги” (одно и то же, просто в разном прочтении), который обозначает прямой меч. Но! Подразумевается – китайского типа, ибо это название относится к очень старым мечам типа цзянь, заимствованным когда-то у китайцев.

Цзянь и кэн – одно и то же

Японцы испытывают такие же трудности, пытаясь разобраться в европейском оружии, которое европейцы ощущают, продираясь сквозь дебри их языка. Сейчас (и только сейчас) потомки самураев для простоты стали называть прямые европейские мечи и шпаги “цуруги”, а любые мечи хотя бы со слегка изогнутым клинком – “катана”/”то”.

Так, например, фальшион – тоже катана с этой точки зрения )) Если мы считаем катану саблей, то мы и фальшак должны саблей/катаной считать – закон в обе стороны работает.

А что, хороша катана, а?

Фальшион. Один из многих подвидов

Так вот. Основной вывод из всего вышеперечисленного таков: катана, тати и прочие самурайские орудия смертоубийства попросту не лезут в типовую европейскую классификацию. Ни в одну. Формально, по ГОСТу – да, они… двуручные шашки, такая вот закавыка.

А на практике, по механике боя, по способам фехтования, по характеру наносимых ударов и уколов – по всем параметрам, которые зависят от баланса, они в большинстве своем мечи. Поскольку баланс у стандартной катаны расположен по-мечевому – недалеко от гарды-цубы, примерно в 5-7 см от нее.

Обычная точка балансировки катаны

Но и это не стопроцентный, единственно верный вывод, поскольку существовали и катаны с рубящим балансом, ближе к сабельному в европейском понимании. Все зависело от желания заказчика.

Я, лично я считаю катану мечом, поскольку фехтование ею очень сильно смахивает на европейское фехтование полуторным мечом (лонгсвордом). Я занимался и тем, и другим, так что имею возможность сравнивать.

А вот на саблю катана в механике боя совершенно не похожа. На шашку – тем более. Удар ею наносится с двух рук, с использованием “рычага”, и управляется катана в полете точно так же, как лонгсворд, с поправкой на большую массу последнего. Направление удара корректируется левой рукой, которая придерживает меч за конец рукояти (навершия, как такового, у катаны нет). Лично для меня именно это – решающий аргумент – ну а вы думайте сами…)

К слову, термин, обозначающий саблю, в японском языке есть. Он заимствованный, “сабэру”, и относится только к европейским саблям…))

Типы фальшионов

Если посмотреть, как классифицируется данное оружие, то можно увидеть, что существует всего два типа:

Классический фальшион. Данное оружие чаще всего встречается на исторических гравюрах того времени. Скорее всего, именно им вооружалось большинство средневековых наёмников. Данный фальшион прямой с незаточенным обухом клинка. Считается, что это оружие — прямой потомок скрамасакса, но боевой нож древних германцев обладал клинком, который был толще как минимум в два раза;
Изогнутый фальшион, который напоминал арабские мечи. У этого оружия частично затачивалась первая половина клинка на другой стороне от лезвия. Это оружие получило популярность только в 15-16 веках.

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion)

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion) – убийца драконов или «меч владения» подтверждающий право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия.  1. Убийца Драконов . Существует легенда о фальчионе Коуниерза, повествующая о том, что именно этот меч сэр Джон Коуниерз использовал, когда поразил Сокбурнского Червя в 1063 году. Вероятно, род Коуниерз (Коньер (по Э. Окшотту)) переехал в Англию из Франции во время Норманнского Завоевания (около 1066 года). Им подарили поместье (манор) Сокбурн -на-Тизе, в настоящий момент известное как Сокбурн, в графстве Дурхем в 12 веке за то, что, как гласит легенда, сэр Джон убил дракона. 2. «Меч владения». По мнению Э. Окшотта, фальшион подтверждал право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия. Как считает Окшотта, указанные земли перешли во владения семьи Коньеров от епископа Фламбарда, после чего право на указанную землю подтвердил Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle; 5 марта 1133 — 6 июля 1189). Сама церемония передачи права на владения землей происходила так: в первый раз, когда новый епископ въезжал в свою епархию, владелец манора должен был стоять на мосту через Тис, по которому тот должен был проехать, с фальчионом в руке. Здесь он передавал свой фальчион епископу, который затем возвращал его владельцу и таким образам подтверждал права семьи на обладание землями манора до приезда нового приемника епископа, по приезду которого церемония повторялась. Данная традиция просуществовала до 1771 года, после чего прервалась на 200 лет, в 1994 году церемония возобновилась. По всем признакам становится явным то, что меч не является оригиналом. По-видимому, фальшион был переделан между 1250 и 1270. Как указывает Э. Окшотт, новый фальшион был передан семье Коньеров, скорее всего, либо Генрихом III Плантагенетом I (1207—1272), либо его братом Ричардом Корнуэльским (1209 – 1272) об этом говорят эмалевые гербы, расположенные на обеих сторонах бронзового навершия клинка: на одной три леопарда Англии, на другой черный орел Империи. Два этих герба присутствовали в гербах Генриха III и его брата Ричарда. Фальшион Коуниерза – длина всего клинка – 890 мм, при длине лезвия – 734 мм, вес – 1300 грамм. Рукоять: состоит из трех частей : яблока, черена и крестовины. Бронзовое яблоко сделано в форме диска со скошенной кромкой, на обе его стороны нанесены геральдические знаки. Диаметр навершия – 42 мм, толщина – 20 мм. Деревянный черен сделан из ясеня, длина хвата – 95 мм. Как и яблоко, крестовина (168 мм) изготовлена из бронзы. Она украшена орнаментом из драконов. На навершие имеются эмалевые гербы, о которых мы говорили высшее. Хочется отметить, что при попытке воссоздания полноразмерной копии данного клинка в условиях нашей мастерской, мы столкнулись с проблемой несоответствия веса историчного клинка и его версии для исторической реконструкции. Ведь толщина кромки лезвия клинка, для участников фестивалей исторической реконструкции, должна быть не менее 2 мм. А ведь оригинал был довольно тонок, сам клинок имел изначальную толщину 6 мм, но авторы клинка вывели скосы лезвия от самого обуха оружия. Благодаря этому клинок был легким, но по этой, же причине нужно смирится с тем, что если использовать его форму без изменений в исторической реконструкции, то клинок получится тяжелее оригинала на более чем 15%. Можно с уверенностью предполагать, что клинок не использовался как боевое оружие, этого мнения придерживается Э. Окшотт. Однако есть все основания считать, что данный фальшион был изготовлен аналогично существующим на тот период образцам. Так же, стоит отметить и то, что подобный тип клинка исчезает из употребления к 1300 году.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий