Джеральд Р. Форд – авианосец США

2022: Введение в эксплуатацию новый авианосец за $13 млрд

4 октября 2022 года авианосец ВМС США USS Gerald R

Ford отправился в свое первое плавание, что стало важной вехой для корабля на военно-морской станции Норфолк в штате Вирджиния.. Авианосец стоимостью более $13 млрд будет работать со странами, включая Канаду, Францию и Германию, во время развертывания, которое будет включать в себя тренировки по противовоздушной обороне, противолодочной войне и амфибийным операциям.

Авианосец стоимостью более $13 млрд будет работать со странами, включая Канаду, Францию и Германию, во время развертывания, которое будет включать в себя тренировки по противовоздушной обороне, противолодочной войне и амфибийным операциям.

ВМС США ввели в эксплуатацию новый авианосец

Развертывание корабля продемонстрирует его непревзойденную, многодоменную, полноспектральную смертоносность в Атлантике, сообщил адмирал ВМС США Дэрил Каудл. По его словам, в развертывании примут участие 9 тыс. человек, 20 кораблей и 60 самолетов из девяти различных стран, не предоставив при этом разбивки по странам.

Введенный в эксплуатацию в 2017 году, авианосец имеет размеры – более 335 метров в длину и водоизмещение 101 тыс. тонн при полной загрузке. Но при этом USS Gerald R. Ford может плыть со скоростью более 54 км в час.

Авианосец, названный в честь 38-го президента США, требует на сотни меньше членов экипажа для управления, чем предыдущие авианосцы, и спроектирован так, чтобы иметь возможность нести футуристическое энергетическое оружие, которое все еще находится в стадии разработки.

USS Gerald R. Ford

Ключевым улучшением по сравнению с предыдущими авианосцами должна стать скорость, с которой USS Gerald R. Ford может запускать и забирать самолеты, однако, согласно отчету, представленному Конгрессу в июне 2022 года, возникли проблемы с соответствующими системами. Как следует из отчета экспертов, даже притом, что сенсорные системы удовлетворительно обнаруживали, отслеживали цели и наводили на них», способность уничтожать учебные цели была ограничена из-за не слишком удачной работы перехватчиков, радаров и систем передачи данных. Кроме того, говорят эксперты, надежность спуско-подъемных систем авианосца «дурна или неизвестна вовсе», а недавние стресс-тесты определили ранее неизвестные недостатки. Оружейные лифты корабля – которые перемещают ракеты и бомбы из магазинов на палубу, чтобы их можно было погрузить на самолеты – также испытывали проблемы. Наконец, по словам экспертов, уже определены некоторые показатели обеспечения выживаемости корабля, которые могут быть повышены. Корабль по заказу ВМС США строит компания Huntington Ingalls Industries.

История

555-тонная рубка устанавливается на место на взлётной палубе во время церемонии на верфи в Ньюпорт-Ньюс в январе 2013 года

Строительство

10 сентября 2008 ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиарда на проектирование и строительство авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding, которая начала строительство авианосца заранее по контракту на $2,7 миллиарда в 2005 году. Строительство началось в компании Huntington Ingalls Industries (ранее Northrop Grumman) на верфи Newport News Shipbuilding (19 000 сотрудников), в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Киль нового корабля был торжественно заложен 14 ноября 2009 года в сухом доке № 12 дочерью Форда, Сьюзан Форд Бейлс. В своей речи к собравшимся рабочим и представителям министерства обороны она сказала: «Отец столкнулся со сложным вызовом — восстановить доверие к президентству и вылечить раны нации после Уотергейта, и только он знал как это сделать — с абсолютной честностью и неподкупностью. И это наследие мы вспоминаем сегодняшним утром.».

Как было заявлено в августе 2011, авианосец «конструктивно наполовину готов». В апреле 2012 года готовность оценивалась на 75 %. 24 мая 2012 была достигнута важная веха в завершении строительства корпуса корабля выше ватерлинии, когда носовая часть была поднята и установлена на место. Это была 390-я (из примерно полутысячи) грузоподъёмная операция цельных модульных частей (из которых собран корабль). 8 октября 2012 года Huntington Ingalls Industries в своём пресс-релизе доложили что они «достигли 87 % завершения конструкционных работ CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 конструкционные строительные работы достигли 90 %. «Из около 500 подъёмных работ, необходимых для завершения корабля, 446 были завершены.»

USS Gerald R.Ford в сухом доке во время строительства.

Установка рубки, изначально запланированная на 2012 год, прошла 26 января 2013.

9 апреля 2013 года взлётная палуба авианосца была завершена вслед за пристройкой верхней носовой секции, доведя корабль до 96%-й готовности конструкционных работ.

7 мая 2013 года последняя из 162 основных грузоподъёмных работ была завершёна, доведя корабль до 100%-й готовности конструкционных работ. Оставшиеся работы — покраска корпуса, работы по установке валов, завершение электрических работ, установка и наладка швартового оборудования и радарных антенн, и заполнение водой сухого дока.

11 июля 2013 года, в продолжении традиций ВМФ США, на авианосце была заварена капсула времени.

9 ноября 2013 года в 11:00 (по времени Восточного побережья) состоялась церемония спуска авианосца на воду, бутылку о борт корабля разбила Сьюзен Форд Бейз, дочь Джеральда Форда. Готовность корабля на этот момент, по заявлениям представителей ВМС США, составила 70 %.

В июне 2016 года агентство Bloomberg опубликовало новость, что авианосец не прошёл проверку боеспособности, его ввод был перенесён на 2017 год. В управлении операционного тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы корабля имеют серьёзные неполадки, часть из которых можно устранить только перепроектированием. Проблемными являются системы взлёта и посадки самолётов (предварительно, взлётно-посадочная полоса нуждается в замене) и управления воздушным движением (катапультой), а также в системы самообороны корабля и доставки вооружений (специалистам комиссии не удалось провести испытания 11 подъёмников для боеприпасов). Электромагнитная катапульта корабля может произвести только 400 запусков, после чего с большой вероятностью даст сбой (вместо положенных 4166 взлётов). Аэрофинишёр может принять подряд 25 самолётов, после чего даст сбой (вместо положенных 1600 посадок). Также неизвестны возможности двухдиапазонной радиолокационной станции — радар тестировался только на суше, причём с незавершённым программным обеспечением.

8 апреля 2017 года авианосец впервые вышел в море на ходовые испытания.

31 мая 2017 года «Джеральд Р. Форд» введён в состав ВМС США. В церемонии ввода в эксплуатацию принимал участие действующий президент США Дональд Трамп. Он назвал авианосец «100 000-тонным посланием миру».
В настоящее время авианосец не имеет сформированной авиагруппы, что делает его небоеготовым.

Нужно ли готовиться к уничтожению авианосца «Джеральд Р. Форд»

По данным ВМС США, опубликованным западными СМИ, на авианосец было потрачено почти 13 миллиардов долларов, но он почти год стоял в доках, поскольку корабль пришлось дорабатывать и этот процесс еще не завершен.

Военный эксперт, Роберт Фарли, анализируя для отечественного журнала «Наука и техника» особенности авианосца, отмечает, что главным военным противникам США – России и Китаю нет необходимости топить «Джеральд Р. Форд», поскольку авианосцы сами по себе как единицы военной техники бесперспективны. Фарли убежден: в случае возможного обострения отношений между странами авианосцы США в военных конфликтах использоваться не будут по причине их высокой стоимости – это главный недостаток подобной техники: такие корабли просто поберегут.

Фарли считает, что американские авианосцы суперкласса не являются уникальными – к примеру, в китайской армии в ближайшее время появится второй по мощности корабль в мире. Военный эксперт убежден: расходы на постройку подобных авианосцев в США негативно сказываются на оборонной политике Америки, поскольку они нецелесообразны – столь дорогостоящая техника применима лишь при глобальных военных конфликтах, которых в обозримом будущем не предвидится.

Куин Элизабет

Современный авианосец «Куин Элизабет» проектировался в паре с «Принц Уэльс» для ВМС Великобритании, корабли имеют схожие характеристики. Особенностью «Куин Элизабет» является строительство двух надстроек для управления полётами (в задней части) и самим судном (спереди). За счёт распределения функционала и перемещения блоков управления на корму и хвост корабля значительно увеличена площадь палубы. Расположение службы управления самолётами в задней части авианосца позволяет отслеживать и корректировать заход на посадку и саму посадку.

Технические характеристики:

  • Дата постройки: 07.07.2009
  • Сдан в эксплуатацию: 07.12.2007
  • Водоизмещение: 70 600 тонн
  • Длина: 284 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин.
  • Численность экипажа: 600 человек
  • Численность авиаперсонала: 900 человек

Нимиц | 332 метра

Авианосцы типа “Нимиц” (США) – самые крупные военные корабли в мире, находящиеся на вооружении Военно-Морских Сил США. Всего было построено 10 таких авианосцев. Также это самые дорогие морские судна: стоимость каждого составляет порядка 4,5 млрд. долларов. На своей палубе “Нимиц” готов принять до 90 самолётов и вертолётов – это максимальный показатель вместительности среди существующего морского транспорта. Помимо этого, на борту могут разместиться более, чем 5000 членов экипажа, включая авиагруппу. Длина одного такого морского сооружения составляет 332,8 метров. Авианосцы активно участвуют в военных операциях (Югославия, Ирак), а также оказывают гуманитарную поддержку пострадавшим странам от природных катастроф (цунами в Индонезии – 2004; землетрясение на Гаити – 2010). Средний срок эксплуатации такого судна – 50 лет.

Модернизации и переоборудования

По мере постройки CVN-78 судостроитель обнаружил изменения в конструкции, которые он будет использовать для обновления модели перед строительством последующих кораблей. Некоторые из этих изменений в конструкции были связаны появлением новой катапульты EMALS, что потребовало электрических, проводных и других изменений внутри корабля. Кроме того, установка и тестирование усовершенствованной системы посадки AAG тоже потребовало многих дополнительных конструктивных изменений. В результате решения правительства о внедрении улучшений во время строительства в боевые системы корабля, в общей сложности было выявлена необходимость внести около 19 000 изменений.

Будущие системы защиты, такие как лазерное оружие с направленной энергией на свободных электронах, электрическая броня и системы слежения, потребуют большей мощности. По оценках специалистов, на CVN-78 только половина мощности по выработке электроэнергии необходима для запуска запланированных в настоящее время систем, включая EMALS. Таким образом, авианосцы типа Gerald R. Ford обладают запасом мощности, которого не хватает типу Nimitz для запуска лазеров и электрической брони.

Компания PyroGenesis Canada Inc. совместно с подразделением Carderock Военно-морского центра надводной обороны в 2008 году получила контракт на оснащение корабля системой PAWDS (Plasma Arc Waste Destruction System). Эта компактная система будет обрабатывать все горючие твердые отходы, образующиеся на борту судна.

Авианосцы типа Gerald R. Ford предназначены для размещения нового ударного истребителя F-35C в палубном варианте, но задержки в разработке и испытаниях самолета повлияли на интеграционные мероприятия. Эти мероприятия по интеграции включают тестирование F-35C с электромагнитной катапультой EMALS и усовершенствованной системой аварийного торможения AAG, а также тестирование возможностей хранилища для литий-ионных аккумуляторов F-35C (которые обеспечивают пусковое и резервное питание), шин и колес. В результате задержек в разработке F-35C ВМС США не планировали использовать этот самолет по крайней мере до 2017 года, что вызывает задержку в его интеграции на новых авианосцах и создает риск несовместимости систем и дорогостоящей модернизации корабля после его передачи Военно-морскому флоту.

ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США

Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением пере­рывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.

Авианосец ВМФ США «Гарри С. Трумэн» (CVN-75), современный корабль подкласса «Теодор Рузвельт» атомных авианосцев класса «Нимиц», идет через Атлантический океан.

Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».

Следующей новинкой для американской авиации морского базирова­ния станет футуристический авианосец, который служит сейчас пред­метом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.

Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия — вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управ­ления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.

Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспи­лотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.

На пороховой бочке

Прибытие «Джеральда Форда» непосредственно к европейским берегам ожидается в середине ноября. По замыслу такое «явление АУГ народу» должно не только продемонстрировать, что хоронить однополярный мир, в котором единолично доминируют США (пока что доминируют!) ещё рано, но и поставить на место население Европы, которое, особенно в последнее время наперекор политически коррумпированному руководству ЕС, стало выражать недовольство политикой «Вашингтонского обкома». Осознали, что остались в дураках, вот и прорезался голос…

Понятно, что американские авианосцы, сколько бы их ни было, не принесут европейцам счастья и от кризиса, в буквальном смысле взявшего Старый свет за глотку, не спасут. Но когда в зоне прямой видимости появляется атомная громада в сто тысяч тонн водоизмещением да ещё с авиакрылом в 90 самолётов и вертолётов на борту, желание митинговать уменьшается обратно пропорционально предъявленной боевой мощи. А если к этому добавить ещё ракетный крейсер класса «Тикондерога», три эсминца класса «Арли Бёрк», одну подводную лодку (а может и не одну), патрульный корабль и вспомогательные суда, которые находятся в боевом охранении авианосца, мастерство публичных выступлений как-то само собой уходит на второй план.

flickr.com/minoru_tanaka
Эсминец типа «Арли Бёрк».

Но кто сказал, что Россия вот так взяла и сразу испугалась?

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота

Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов

Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост — новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Что собой представляют лучшие американские авианосцы Нимиц и Форд

США уже давно делают упор на развитие военно-морских сил, поэтому на сегодняшний день их корабли характеризуются уникальным инженерно-техническим оснащением. Они единственные в мире (за исключением французского авианосца «Шарль де Голль») оснащены атомными энергетическими установками, благодаря чему способны проводить в море гораздо больше и плавать гораздо дальше своих ближайших конкурентов. Ни одна страна не располагает кораблем, который по своему техническому оснащению мог бы сравниться с авианосцем класса Нимиц, а их в США было построено 10 штук. При этом данный тип кораблей в США уже считается устаревшим и на его смену начали поступать новые авианосцы класса Джеральд Р. Форд.

Авианосцы США характеризуются гигантским водоизмещением и размерами. Среднее водоизмещение такого корабля составляет 100 тыс. т, а длина – 310-330 м. По этим показателям они являются одними из самых больших кораблей в мире, а авианосец США Enterprise уже больше 50 лет носит титул самого длинного боевого корабля на планете. Благодаря этому авианосцы США способны нести на своём борту огромный арсенал вооружения, включая десятки самолетов и вертолетов, крылатые ракеты, торпеды, средства ПВО и даже танки. Кроме этого на палубе авианосца может находиться около 3000 человек экипажа, 2500 членов авиакрыла и 400-500 офицеров. 

Но самое главное в авианосце не это. Так как это очень большой и ценный корабль, он никогда не ходит в одиночку. Все авианосцы США находятся в составе авианосных группировок, самая мощная разновидность которых носит название ударной. В состав авианосной ударной группировки (АУГ) обычно входит около десятка кораблей охраны, включающих в себя ракетные крейсеры, эсминцы, фрегаты и многоцелевые подводные лодки. Все эти корабли оснащены собственным мощным вооружением, состоящим из сотен крылатых, противолодочных и ядерных ракет, торпед, средств радиоэлектронной борьбы и т.д. С неба все это прикрывает самая современная в мире сеть спутников и БПЛА. 

Маленькая история

Легкий авианосец CVL-27 Langley , будущий французский La Fayette .

С 1970-х годов только ВМС США , ВМС США , имеют флот авианосцев . Таким образом, одиннадцать единиц, находящихся в настоящее время на вооружении, позволяют Соединенным Штатам обеспечить превосходство в морях и океанах земного шара. Они действительно могут развернуть в любой точке мира два-три авианосца на постоянной основе, позволяя авианосцам авианосца своей военно-морской авиации оперативно вмешиваться в любую цель.

Авианосцы никогда не плавают в одиночку, их всегда сопровождает военно-морской флот, состоящий из десяти различных судов ( крейсеры Aegis , эсминцы , фрегаты , подводные лодки и корабли снабжения), обеспечивающих защиту и поддержку самолетов-авианосцев. Эта группа судов представляет собой боевую группу авианосцев ( GCA на английском языке CVBG ( Carrier Vessel Battle Group )), способную быстро вмешаться в любую точку доступа в мире.

При каждом крупном кризисе на помощь приходили GCA . Прибытие в зону кризиса авианосца и его группировки в целом дает возможность поразить воюющий потенциал. Так как Франклин Д. Рузвельт , все американские президенты , по крайней мере , один раз во время их мандата задал роковой вопрос: «Где авианосцы»?

Однако Соединенные Штаты не всегда благосклонно относились к авианосцам, и до начала Второй мировой войны у них было всего восемь единиц. Нападения японцев на Перл – Харбор на7 декабря 1941 г.продемонстрировали стратегическое значение этого корабля, который военно-промышленный комплекс США начал производить в больших количествах. Во время конфликта было построено не менее 26 тяжелых единиц (CV, CVB и CVL) и почти в три раза больше небольших эскортных авианосцев (CVE), некоторые из которых были построены по технологии строительства ”  Liberty Ships  “. всего за несколько недель. Человеческие потери на борту американских авианосцев во время этого конфликта (без учета потерянных в полете самолетов) составили 4636 человек убитыми и 4068 ранеными.

Авианосцы USS  Saratoga  (CV-3) , USS  Enterprise  (CV-6) , USS  Hornet  (CV-12) и USS  San Jacinto  (CVL-30) в Аламеда, Калифорния , после окончания войны (ми – Сентябрь 1945 г.)

Две другие войны продемонстрировали незаменимую сторону авианосцев: война в Корее и война во Вьетнаме . Невозможность иметь адекватные аэродромы вынудила американские истребители и вертолеты (некоторые CVE были преобразованы в вертолетоносцы ) взлетать с кораблей, расположенных у корейского, а затем вьетнамского побережья, что позволяло осуществлять воздушные налеты на территорию. подвергая эту «  авиабазу  » огню противника.

После вывода американских войск из Вьетнама содержание такого большого количества авианосцев в действующей эксплуатации больше не было оправдано, и некоторые из них были списаны в 1970-х годах. Некоторые из них были размещены как NISMFNaval Inactive Ship Maintenance Facility и могут, в в случае серьезного конфликта быстро вернуть в строй.

Окончание холодной войны , последовавшее за распадом СССР , резко сократило оборонный бюджет США, но не повлияло на количество эксплуатируемых зданий. В настоящее время бюджетная ситуация из-за войны с терроризмом , войны в Афганистане и войны в Ираке привела к тому, что флот сократился до 10 единиц в 2013 году .

План реагирования флота с тех пор наложилМай 2003 г.что по крайней мере 6 из 12 имеющихся на тот момент авиационных групп ВМФ были готовы к вылету в любое время в течение максимум 30 дней, а еще две – в течение 90 дней. Раньше авианосные боевые группы отправлялись в плавание через равные промежутки времени, и каждое развертывание имело фиксированную продолжительность в шесть месяцев (так что развертывание сил было полностью предсказуемым). Если эта организация была эффективной во время холодной войны , то сегодня она уже не актуальна.

Вывод

Вне сомнения авианосец «Джеральд Форд» – это супер корабль, который способе выполнять самые разные боевые задачи. На фоне всех его достоинств можно выделить и несколько недостатков. Главные минусы заключаются в гигантских размерах, которые проблематично спрятать от радаров противника, а также высокая стоимость строительства. Под вопросом остаются и электромагнитные катапульты, но вскоре обязательно станет ясно лучше ли они нежели паровые модели или нет.

Отличительной особенностью нового авианосца является ресурс его атомного реактора. Так, у тех же «Нимицов» эксплуатационный срок составлял 20 календарных лет. По окончанию которых, двигатель необходимо было перезаряжать, соответственно корабль становился на долгосрочный ремонт. Возможности продлить срок службы атомных реакторов CVN-78 Gerald R. Ford попросту нет. Установка рассчитана на 50 лет исправного функционирования, после чего корабль навсегда теряет производительность. Конечно, американцам было бы намного проще снова зарядить проверенные и надежные «Нимицы», но они уже довольно устаревшие. Поэтому закрывая глаза на колоссальные расходы, США начала глобальную замену авианосцев.

Рекомендуется к прочтению:Каким будет новый Российский авианосец «Шторм»Авианосец Ляонин – самое выгодное приобретение Китая

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий