Поиск

Дуэль: поединок чести или просто узаконенное убийство

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами – Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Вопрос чести

История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.

История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

  1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
  2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
  3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
  4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
  5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
  6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
  7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

https://youtube.com/watch?v=DcLk2otAehk

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали

Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.

Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.

Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули».

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре

Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба

Судебные поединки: по пояс в яме и с бараньим рогом в руках

Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.

Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Франц фон Болгар

1. Вызов может быть сделан сейчас по нанесении оскорбления или после.

2. Если вызов последовал тотчас, то вызывающий должен передать вызванному фамилию и адрес, на что последний отвечает тем же. Потом оба выбирают себе секундантов и посылают друг другу их фамилии и адрес.

3. Вызов, последовавший после, может быть сделан на словах или письменно и передается вызываемому всегда секундантами вызывающего.

Вызов на словах должен быть короток и должен определить причину просто и ясно.

Письменный вызов не должен отступать по форме и по содержанию от обычаев, принятых в интеллигентном обществе, и всегда прочитывается заранее секундантами.

4. Секунданты при вызове не вправе иметь при себе какое-либо оружие; только офицеры остаются при присвоенном им холодном оружии.

5. Секундантам при передаче вызова следует избегать всякого рассуждения с противником и требовать ответа тотчас же. Если бы последний все-таки стал бы вдаваться в объяснения, то они должны сейчас удалиться и составить о том протокол.

6. Секундантов своего противника вызванный обязан принять вежливо*, выслушивать их не перебивая и объявить свое решение немедля. По принятии вызова он вслед за сим пересылает им фамилии и адрес своих секундантов; в случае же отказа с его стороны – мотивированного или нет – секунданты должны составить о том протокол.

7. Не допускается противникам от вызова до прекращения их дела находиться в каких-либо сношениях между собою. Было бы достойною порицания опрометчивостью, если бы они сошлись еще до переговоров между секундантами и уговорились бы относительно условий дуэли, так как, несмотря на свое обоюдное соглашение, они все-таки должны будут подчиниться определению секундантов.

8. Противники не должны иметь сношений с секундантами другой стороны.

9. Вызов от имени нескольких лиц всегда отклоняется.

10. Вызов недопускаем между отцом и сыном и между братьями.

11. Должник не может вызывать заимодавца, пока с ним не окончил счетов. Вызов должника заимодавцем допускается.

12. Вызов может быть не принят:

а) от лица, про которое всем известно, что оно нарушило правила и условия дуэли;

б) от лица, о котором все знают, что оно, будучи секундантом, приняло участие в несоблюдении правил и условий дуэли или согласилось на нарушение их умышленно;

в) от лица, совершившего, как всем известно, поступок, противный понятиям о чести*.

13. Каждый оскорбленный, принося жалобу на оскорбителя, лишается права требовать рыцарского удовлетворения. Это право он теряет и тогда, когда жалобу берет назад; однако в последнем случае предоставляется право оскорбителю: принять вызов или нет.

14. Вызов должен последовать не позже 24 часов по нанесении оскорбления.

Для ответа определен тот же самый срок, считая от времени получения вызова

Замедления могут быть приняты во внимание только тогда, когда они вполне основательны

15. Если не появились бы особые осложнения и секунданты по уважительным причинам не порешили бы иначе, то дуэль должна состояться в течение 48 часов, следующих за временем принятия вызова.

16. Между офицерами, находящимися на театре военных действий, решаются дела, касающиеся оскорбления чести, не ранее как по заключении мира.

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных

Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно — / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный — кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль — оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов. Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит. Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» — возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, — поехал добровольцем на войну. Офицером был», — писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом

Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.

Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.

Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.

К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Дуэль в России

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Император Пётр I первым озаботился дуэльными поединками и издал указ, который запрещал их под страхом смертной казни. Причем за участие в дуэли предписывалось вешать не только победителя, но и проигравшего в ней, даже если на тот момент он уже находился в могиле: «…то их и по смерти за ноги повесить». Крут был Петр Алексеевич, ничего не скажешь.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

К середине столетия количество дуэлей в России стало заметно уменьшаться. Однако в царствование Александра III поединки были фактически официально разрешены. Более того, в некоторых случаях для офицеров они стали обязательными. Такое решение привело к резкому росту количества дуэлей в армии.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий