Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Подводный флот. Информация о подводных лодках

  • Серия 627 Кит. Поисковые (чисто теоретические) работы по исследованию облика атомной подводной лодки начались в СССР в 1949 г., когда были достигнуты первые реальные результаты в создании советского ядерного оружия и уже четыре года работал исследовательский ядерный реактор.
  • Серия 633 Ромео. Проектирование ПЛ «633 Ромео» было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями—А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. Технический проект «633 Ромео» был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
  • Серия 641. По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта «641» океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект «641» был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР.
  • Серия 644. В 1956-1957 гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5 был разработан проект «644» переоборудования лодки проекта 613. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.
  • Серия 651 Джульетта. ДЭПЛ проекта «651 Джульетта» поступили на вооружение советского ВМФ в конце 1950-х годов. Они вооружались 4-мя крылатыми ракетами с ядерными боеголовками П-70 Аметист. Более точные самонаводящиеся ракеты П-6 и П-500 Базальт появились позднее и предназначались для поражения американских авианосцев.
  • Серия 659. Постановление правительства о создании ПЛАРК проект «659» было принято 25 (26) августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658 ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5, – проекту «659». Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки.
  • Серия 670 Скат. В конце 50-х годов в СССР развернулись работы по формированию облика атомных подводных лодок 2-го поколения, предназначенных для крупносерийного производства и призванных решать различные боевые задачи, одной из которых традиционно являлась борьба с авианосцами, а также другими крупными кораблями противника.
  • Серия 671 Ерш. Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с «противолодочным уклоном», способные вести борьбу с ракетными ПЛ «потенциального противника» на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ , а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок.
  • Серия 675. Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ “Рубин”. ПЛАРК типа «675» предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи П-5) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.
  • K-162. В 70-80-х годах на Северном флоте проходила боевую службу подводная лодка, подобной которой не было ни в одном флоте мира. 31 декабря 1969 г. без выполнения ракетных стрельб правительственная комиссия подписала акт о приёме в состав Военно-морского флота атомной подводной лодки «K-162».

автостекла audi лобовое стекло Установка Замена.

Подводные лодки проекта 651

Из 16 лодок девять были закреплены за Северным флотом и совершили учебно-патрульные походы с боевым оружием в Северной Атлантике . Четыре катера были переведены в Тихий океан , остальные распределены в другие районы боевых действий.

В начале 80-х подводные лодки впервые были выведены из эксплуатации. После реактивации в 1985 году лодки ушли в резерв до 1988 года. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в первой половине 1990-х годов.

Так в 1991 году вышел из строя B-124 (бывший K-24 ), был продан в 1994 году и сейчас находится в Пенемюнде как корабль-музей. К-77 также был демилитаризован и продан, был открыт для посетителей в Провиденсе , штат Род-Айленд, до апреля 2007 года , а затем затонул после шторма.

Историю отдельных лодок сложно подтвердить из-за противоречивой информации. Таким образом, К-77 продавался как К-81 и рекламировался операторами. Лишь документы, найденные при подготовке интерьера, подтвердили личность.

обозначениеНомер верфиУкладка киляЗапускВведение в эксплуатациюКарьера
К-24 (с 1987: Б-124)51115.10.196115 декабря 1962 г.31.10.1965Северный флот, с 1987 года Балтийский флот, проданный в 1994 году, сегодня корабль-музей в Пенемюнде.
К-58 (Б-58)52115.07.196312.02.196623.09.1966Северный флот, списан в 1990 году, затонул в 1992 году у причала под Мурманском.
К-63 (Б-63)51325.04.196226.07.196312.06.1966Северный флот, с 1987 г. Балтийский флот, списан в 1991 г.
К-67 (Б-67)52431.01.196529 октября 1966 г.30.09.1967Черноморский флот, списан в 1994 г.
К-68 (Б-68)51225.01.196230.04.196328.12.1965 Северный флот , Балтийский флот , с 1979–1985 гг. Пр. 651Э, 1986 г. Северный флот, 1992 г. выведен из эксплуатации, списан в 2005 г.
К-70 (с 1987: Б-70 / Б-270)51425.08.196206.02.196431 декабря 1964 г.Тихоокеанский флот, списан в 1991 г.
К-73 (Б-73)52301.08.196431.05.196615 декабря 1966 г.Тихоокеанский флот, списан в 1991 г.
К-77 (Б-77)51531 января 1963 г.11.03.196531.10.1965Северный флот, из 1987 Балтийский флот, продан в 1994, сейчас корабль-музей в США, затонул в 2007 году.
К-78 (с 1987: Б-78 / Б-478)52525.07.196530.03.196701.11.1967Северный флот, Балтийский флот с 1987 года, списан в 1991 году, затонул в Лиепайском порту в 1992 году , списан в 1994 году.
К-81 (Б-81)52220.11.196307.08.196414 декабря 1965 г.Северный флот, Балтийский флот с 1981 г., списан в 1991 г., затоплен в порту Лиепая в 1992 г., списан в 1994 г.
К-85 (Б-85)55326.10.196131 января 1964 г.30.12.1964Северный флот, с 1987 г. Балтийский флот, списан в 1988 г.
К-120 (Б-120)53425.03.196711.07.196826 декабря 1968 г.Тихоокеанский флот, списан в 1991 г.
К-156 (с 1987: Б-156)55216.11.196031.07.196210 декабря 1963 г.Северный флот, с 1987 г. Балтийский флот, списан в 1988 г.
К-203 (Б-203)53125 декабря 1965 г.30.06.196702.12.1967Северный флот, с 1987 г. Балтийский флот, списан в 1994 г.
К-304 (Б-304)53206.08.196524.11.196721.06.1968Северный флот, с 1987 г. Балтийский флот, списан в 1994 г.
К-318 (Б-318)53329 марта 1966 г.28.03.196829.09.1968Черноморский флот, списан в 1994 г.

Замечания

  1. Дж. Апалькоу упоминает в Корабли ВМФ СССР Том I – Подводные лодки. Часть 1 – Ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые подводные подводные подводные лодки на стр. А.Б. Широкорад называет в « Кораблях СССР» – Ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые подводные лодки. на стр. 109 водоизмещение 4 137 м³ в затопленном состоянии. Максим Вольнов, напротив, упоминает 3750 тонн в К-85 на странице 149.
  2. Только японские подводные лодка класса Сен Ток и класс AM от Второй мировой войны имели водоизмещение больше воды.

варианты

Проект 651К

Проект 651К явился идентификатором прототипа установки перспективной боевой информационной системы на лодке К-81. Работы проводились в Северодвинске с 1972 по 1973 год . На башне была установлена ​​мощная антенна, которая могла принимать данные с дружественных спутников , так что К-81 также мог атаковать своими ракетами цели, которые находились за пределами досягаемости его собственных радарных датчиков. Оснащение данной системой соответствовало нововведениям, реализованным на атомных лодках с 1968 года .

Проект 651Э

Проект 651Е – это название испытательного образца, который исследовал, можно ли оснастить проект 651 ядерным реактором в случае войны . С 1977 по 1985 год на лодке Б-68 в Горках для этого был установлен вспомогательный реактор ВАУ-6. Реакторный блок был установлен в горизонтальном цилиндрическом контейнере под кормой прочного корпуса. Он имел мощность около 600 кВт, а водоизмещение увеличилось примерно на 100 тонн. После испытаний прототипа в Северном море проект переоборудования был прекращен, и B-68 был окончательно списан.

советская подлодка К-77 в качестве корабля музея

 

 
подлодка музей «Juliett U484»

 
Подлодки проекта 651 «Джульетта» продолжали успешно бороздить просторы мирового океана и решать боевые задачи, вплоть до наступления «перестройки». Несомненно, к этому времени былые технические новшества утратили свою новизну, а корабли за двадцать лет интенсивной эксплуатации изрядно поизносились.
 
В 1987 году две подлодки «К-67» и «К-318» перешли на Черноморский флот, а остальные несколько субмарин соединения были переброшены на Балтику, с базированием в Лиепае. Но едва подводники обжились на новом месте, как некогда могучего Советского Союза, защите которого они отдали столько сил, распался. Передовая база Советского ВМФ превратилась в осажденный осколок «империи» на территории независимой Латвии. Следуя поспешно данным обязательствам по выводу соединений и частей из Прибалтики, тогдашнее политическое руководство так стремительно подало приказ об «отступлении», что в акватории лиепайской военно-морской базы осталось в разной степени затопления 22 подводных лодки.
 
Вскоре командование уже начало задумываться – куда же девать устаревшие подлодки. К тому времени в Лиепае оставалось еще две подлодки проекта 651, одной из которых была «Б-77», которая находилась на плаву и в относительно хорошем состоянии. Так случилось, что пост атташе по торговле в Советском посольстве в Финляндии в то время занимал отставной командир советской подлодки. Он то и стал посредником в первой операции по приобретению подводной лодки проекта 641 «Фокстрот» в качестве памятника эпохи «холодной войны».
 
Весной 1994 года подлодку «Фокстрот» сменила более крупная субмарина «К-77», в которой удалось поместить бар и ресторан. Последний органично вписался в одну из обширных аккумуляторных ям. Лодка была переименована в «Джульетта U484».
 

Подлодка «Джульетта», хоть и не была золотой жилой, но доход обеспечивала вполне стабильный. Особенно по выходным на нее устремлялись сотни посетителей, среди которых частыми гостями были и бывшие противники – подводники из Франции, США и даже Австралии. Их стремление поглазеть на советскую субмарину, что-то пощупать, казалось какой-то манией.
 
Через несколько лет за 1 миллион долларов, подлодка К-77 стала киносъемочной площадкой к ленте «К-19, оставляющая вдов» о трагической судьбе одноименной советской подводной лодки. Для этого подлодке предстоял 2000-мильное морское путешествие в канадский порт Галифакс.
 
На борту подводной лодки были установлены генераторы для функционирования холодильников, обогревателей, освещения и вентиляторов, а также микроволновая печь, что позволило сделать субмарину вполне обитаемой.
 

Подводная лодка «Джульетта U484» благополучно прибыла в Галифакс и была помещена в док. Корпус был удлинен 25-метровой насадкой в корме, увенчанной характерным гребнем, а поверх оригинальной закрепили огромную пластиковую рубку, в которой подразумевались три баллистические ракеты. С большой дистанции силуэт дизельной лодки действительно стал напоминать «К-19».
 
Мысли о съемках внутри подлодки «К-77» были решительно отметены, отчасти из-за неприглядного вида отсеков субмарины, которую было совершенно невозможно выдать за новостройку, а отчасти из-за технических трудностей в размещении аппаратуры. Поэтому было принято решение построить береговой макет в натуральную величину, декорировав его подлинными приборами с «К-77».
 
По окончании съемок «К-77» была выставлена для всеобщего обозрения. В день открытия публичного доступа билет стоил 50 долларов, а мероприятие было обставлено соответствующей помпезностью.
 
Когда интерес горожан к макету «К-19» стал спадать, городские власти решили продать подлодку компании, которая снимала фильм, однако последние отказались.
 
Новый поворот в судьбе бывшей «К-77» наступил, как повелось, внезапно. Ею заинтересовался расположенный в американском городе Провиденс Фонд музея авианосца «USS Saratoga». Для привлечения средств на реализацию проекта не хватало изюминки. Ею по замыслу президента фонда Франка Леннона и должна была стать «Джульетта-484». С августа 2002 года советскую подлодку «Juliett U484» посетило более 10 тысяч человек.
 

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.4. Отсек управления.5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.7. Отсек электоромоторов.8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки. Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом

Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

Сорванная сделка

14.03.200917:18

  Навеяло. Когда мой директор, бывший сотрудник КГБ, подпольная кличка «СС», по инициалам, узнал, что у меня связи на Балтике, он и начал эту историю…   До этого два горбоносых товарища из Хайфы разрабатывали, на полном серьезе, план перехвата золота у «верблюдов» в Африке.  «Верблюдами» там называют переносщиков драгметалла от незаконных добытчиков до «барыги». Он металл перепродает и легализует.  Цена растет с каждым пройденным по пустыне километром. Этапов передачи несколько. Слаб человек, тяжел путь под раскаленным солнцем. И золото-груз нелегкий. «Хайфяне» предлагали забирать (скупать) на третьем этапе из семи.    Все выглядело красиво. После моего вопроса, а есть ли у нас деньги на танки, ракеты «земля-воздух», наем бандитов, подкуп полиции на обеспечение порядочности этих бандитов, да и просто на сотню автоматов «Калашникова», а так же на разрешение стрельбы «на поражение», СС как-то потух, а хайфяне исчезли. Незаметно. По-аглицки.   И СС, вместо пустыни, вдруг полюбил море и корабли. Дальше- без фамилий. Госизмена, то-се. Хотя, за давностью лет…  Через неделю мы познакомились с миллионером из ЮАР. У него, по-моему, до сих пор где-то там рестораны со стеклянным полом, живность видно, кораллы, рыбок. Экзотика! Назовем его, к примеру, Бобом.  СС попросил. Я связался с ОФИ флота (отдел фондового имущества. Если ошибся, Ник поправит). Да, есть корабли на продажу!   Должен сказать, я в то время часто мотался в Калининград. Участок главному авторитету области продавал. Да и женщина была. Тогда любимая, теперь просто в памяти. А настоящему кобелю и тысяча верст –не крюк…   Сели, поехали. Боб в «Мерседесе», стареньком, я –на «Москвиче» с приятелем.   Боб был проинструктирован, что он –немой. Четыре границы все-таки. И паспорт одного из наших работников. Хорошо, что хоть белый миллионер, а то где бы мы на фирме негра искали? Разве что , на работу брать…   Боб молчал всю дорогу, а под Калининградом в кому впал. Это когда «мерс», с затертым лобовым стеклом, за сто метров до знака «Калининград» в кювет слетел. Вечером уже. А вед я ССу предлагал на моем «Москвиче» ехать. «Не престижно», то, се…   Утром на нем , родимом, мчимся в Балтийск.  Пока «Мерсу» стекло вставляют.     Закрытый город. Я звоню, коменданта на месте нет, чтоб пропуск выписал. Спрашиваем, сколько денег платят «церберам» на КПП. Платим месячную зарплату (долларов десять) и проезжаем. К пирсам проехали запросто, на КПП номер моей машины еще в списках.   У Боба ступор и взгляд стеклянный. Увидел, как я с адмиралом(комдив) и начпо(капраз), обнимаемся-оживать начал.   Гражданин ЮАР, с чужим паспортом, в сердце Балтийского флота…Понимаю…. Обходим СДК, БДК. Все хорошо, только очень старые.      Боб говорит:-Страховку не дадут.      Я ему:-А ты что , топить их собрался?  Он мне:-У нас штормы. А им металл возить. Ржавый.Понял я его. И под твое обогащение продать корабли, на которых я в море ходил? Пусть «куратором», пассажиром? А вот хрен тебе, морда африканская!  И по моему шепоту возраст кораблей увеличили. Вдвое. Комдив с начпо.  Хотя можно было не шептать, переводил-то я…   Поблагодарили начальство, уехали. КПП на выезде из Балтийска честь отдало…Значит, правильно я поступил…  Завез в любимый ресторан. У речки-вонючки, коллектора, еще немецкого,  Калининградского. Когда едешь-воняет дерьмом, когда сидишь-нет. Физика процесса… Зал сверху и по бокам затянут маскировочной сеткой. По залу бродят русские борзые, летают попугаи и павлин ходит, кричит дико…   Заняли домик. Боб с удовольствием топил камин и кричал, что я- лучший в мире драйвер!   Понимаю, принимал как должное. Да я б и Биллу Гейтсу руль своего «Москвича» не доверил. Через две минуты разбил бы, падла.  Гидроусилители, АБС, Джи-пи эс, подушки… Вы с мое, на «тазике» поездите, потом поспорим. И длиной померяемся, кто из нас больше мужчина…Да я каждую ямку на память помню. Их лет двадцать не заделывали, берегли…Да и своя машина-это своя машина.    Короче, недовольный Боб уехал на «мерсе» в Киев. Мы с приятелем остались. В «Пирс» родной сходили, в г. Светлом,он девушку снял. Я не напрягался, у меня была. И помнила.  А по приезду в Киев ушел я от СС. Нельзя корабли, на которых в море ходил, продавать. Как и друзей…

Просмотров:11736

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий