Обозначение Японских танков
Для обозначения боевой техники и вооружения в Японии использовали два взаимозаменяемых варианта: числовое или при помощи иероглифов.
При числовом обозначении использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.
При другом варианте обозначения использовались названия состоящие из иероглифа обозначающего тип боевой машины и счетного иероглифа.
Например, «Ке-Ри» и «Ке-Хо». Здесь числительное значение соответствовало номеру разработки, а не году принятия на вооружение. Само собой, что были исключения, например «Ка-Ми» состоит из слова «плавающий» и начала названия копании «Мицубиси», а «Ха-Го» — из «счетного» иероглифа и слова «модель». Иногда некоторые машины получали имена по названию фирм и арсеналов – «Осака», «Сумида». В некоторых документах, включая японские, для обозначения танков и бронемашин, как привило опытных образцов, используется латинские аббревиатуры.
Если говорить в целом об японских танках, то они отличались малым весом и слабым бронированием. При удельном давлении в 0,7-0,8 кг/см2 , они имели хорошую проходимость. Но при этом имели слабое огневое обеспечение, примитивные средства наблюдения и обеспечивались плохими приборами связи.
До 1940г., когда применили сварку, танки собирались с помощью заклепок на каркасе. В расчете на не высокий рост танкистов, внутренне пространство ужималось до максимума. Ремонт и обслуживание узлов и агрегатов облегчало обилие лючков, что в тоже время ослабляло бронелисты.
Из положительных характеристик можно отметить – японцы первые в мире применили курсовые пулеметы и дизельные двигатели; на разных классах машин применялись одинаковые командирские башенки, одинаковой схемы подвески и т.д., что значительно облегчало подготовку личного состава.
История создания и производстваПравить
Средний танк Тип 1 “Чи-Хе”, запущенный в производство в 1943 году, явился значительным шагом вперёд по сравнению с более ранними Тип 97 “Шинхото Чи-Ха”, получив противоснарядное бронирование, более совершенную конструкцию корпуса, более современные средства связи и лучшее распределение функций экипажа за счёт трёхместной башни. Однако и он стал лишь частичным решением проблемы, поскольку был по-прежнему вооружён лишь 47-мм пушкой Тип 1, которая устарела с появлением у США на Тихоокеанском ТВД к 1943 году в значительных количествах танков M4 Sherman, против лобовой брони которых она была почти бесполезна. Вдобавок её осколочный снаряд обладал сравнительно невысокой эффективностью.
В качестве средства повысить огневую мощь японских танков была выбрана 75-мм полевая пушка Тип 90, являвшаяся модернизированным вариантом производившейся по лицензии французской пушки фирмы “Шнейдер”. Для её размещения на “Чи-Хе” была разработана новая, увеличенная башня изменённой формы, без кормового пулемёта, бывшего стандартным для всех более ранних японских танков. Модернизированный таким образом “Чи-Хе” получил по японской системе классификации бронетехники обозначение Средний танк Тип 3 (2603) или “Чи-Ну” (“средний десятый”).
С запуском “Чи-Ну” в производство, его развитие не закончилось. Строились планы по его перевооружению более мощной 75-мм пушкой Тип 5 с длиной ствола в 56,4 калибра, аналогичной устанавливавшейся на так и не запущенном в серийное производство среднем танке “Чи-То”. Орудие должно было устанавливаться либо в незначительно переработанной старой, сварной башне, либо в новой, литой, по форме аналогичной сварной, однако за стадию проекта перевооружение “Чи-Ну” так и не вышло.
В соответствии с опытом, полученным при эксплуатации танков в Китае и тихоокеанских островах, японскими инженерами была разработана новая шестигранная башня, с небольшими углами наклона бронелистов и кормовой нишей, где размещалась боеукладка. На крыше башни была установлена стойка для зенитного пулемета, но на серийных машинах он не устанавливался. В бортах были выполнены небольшие лючки для ведения стрельбы из личного оружия.
Испытания прототипов “Чи-Ну”, проведенные в 1944 году, дали положительные результаты и в скором времени был получен заказ на серийное производство этих машин. По сумме тактико-технических характеристик японский танк соответствовал немецкому Pz.IV последних модификаций, оснащенных длинноствольным 75-мм орудием, лишь немного уступая ему в бронепробиваемости. Впрочем, проверить на деле боевые качества “Чи-Ну” не удалось. Из-за постоянный бомбардировок японских промышленных центров выпуск новой техники шел с большими перерывами и до капитуляции было собрано всего 60 танков. Часть из них успели передать на вооружение частей 4-й танковой дивизии, дислоцированных на островах метрополии, и в боевых действиях они участия не принимали. Впоследствии много танков, в различном техническом состоянии, стало трофеями американцев, которые после конфискации пустили их на слом.
Однозначных данных о серийном выпуске “Чи-Ну”, как и о большинстве японской бронетехники, нет, в связи с тем, что значительное количество документации было уничтожено в конце войны. По одним источникам, серийный выпуск “Чи-Ну” начался в середине 1943 года, по другим же — лишь в сентябре 1944 года, и продолжался вплоть до конца войны. Объёмы выпуска были сравнительно невелики, вследствие сложностей с поставками сырья и разрушения японской промышленности, вызванного воздушными бомбардировками США. Часть источников, базирующихся на данных США, полученных после войны, приводит цифру в 60 произведённых танков. Другие источники, основывающиеся на более поздних исследованиях японских архивных данных, приводят бо́льшие цифры, такие как 144 и даже в 166 выпущенных к окончанию войны “Чи-Ну”.
Из истории танков
Попытки соединить три основных действия любого боя – нападение, защиту и маневр – делались вовсе времена. Исторических фактов, подтверждающих это – сколько угодно. Танк отвечает всем этим требованиям.
Первым в мире считается английский танк – МК-1 (Марк 1). 15 сентября 1916 г. в битве на реке Сомме, несколько таких машин, наведя ужас своим появлением, обеспечили убедительную победу англичанам. При этом потери в личном составе оказались в 20 раз меньше «расчетных».
Справедливости ради, надо отметить, что в истории танкостроения сохранились имена и отечественных изобретателей – Лебеденко, Пороховщикова, Стечкина, Микулина.
Машины на базе «Чи-Ха»
Будучи долгое время наиболее тяжёлым из доступных японцам танковых шасси, «Чи-Ха» послужил основой для большого количества машин самого разнообразного назначения.
САУ
«Хо-Ро»
Основная статья: Хо-Ро
Самоходная гаубица на базе «Чи-Ха», полученная установкой 150-мм гаубицы Тип 38 в открытую сверху и сзади рубку на месте башни. Выпущено всего 12 или 13 штук в —1943 годах.
«Хо-Ни»
Основная статья: Хо-Ни I
Основная статья: Хо-Ни II
Основная статья: Хо-Ни III
Серия самоходных артиллерийских установок (САУ), производившихся в 1942—1945 годах на базе «Чи-Ха». Конструктивно были схожи с «Хо-Ро», лишь «Хо-Ни III» получила новую полностью закрытую броневую рубку. В литературе эти САУ часто относят к противотанковым, но основным их назначением являлась огневая поддержка. Вооружение «Хо-Ни» I и III составляли 75-мм пушки Тип 1 и Тип 3, соответственно, а «Хо-Ни II» была вооружена 105-мм гаубицей Тип 91. САУ «Хо-Ни», выпущенные в количестве около 170 штук, стали единственными относительно массовыми японскими САУ Второй мировой.
Прототипы
Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К», Маньчжурия, 1941 год.
Также во второй половине войны японцы разработали целый ряд САУ на базе «Чи-Ха», большая часть которых так и осталась на бумаге, либо не зашла дальше постройки опытных образцов.
- САУ Тип 2 «Ку-Се» с 75-мм горной пушкой Тип 94, установленной в рубке по типу «Хо-Ро»;
- САУ «Хо-Чи» со 155-мм пушкой в аналогичной рубке;
- Различные варианты ЗСУ с 37, 75 или 120-мм орудиями.
Машины специального назначения на базе «Чи-Ха»
Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К»
Выпущенная в количестве 40 экземпляров в 1941 году лесоповалочная машина на базе «Чи-Ха». Первоначально «Хо-К» поступили в дислоцированные в Маньчжурии инженерные части и предполагались к использованию в Сибири в грядущем наступлении на СССР, но в связи со сменой планов были переброшены в Новую Гвинею, где использовались при строительстве аэродромов в джунглях.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Се-Ри»
В —1943 годах на базе «Чи-Ха» были собраны две или три БРЭМ «Се-Ри». Стандартная башня заменялась на них на небольшую башенку с 7,7-мм пулемётом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. В сочетании с лебёдкой и установкой двигателя «Мицубиси» Тип 100 мощностью 240 л. с. это позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков, но в серийное производство машина так и не пошла.
«Ка-Ха»
Выпущенная в количестве 4 штук на базе «Чи-Ха» машина, предназначавшаяся для уничтожения вражеских линий проводной связи. Отличалась от стандартного танка отсутствием пушки и установкой генератора высокого (до 10 кВ) напряжения.
Помимо этого, на базе «Чи-Ха» создавались бронированный мостоукладчик «Т-Г» и машина разминирования с тралом цепного типа.
Модификации
Танки «штурмовой» версии «Чи-Ха» со 120-мм пушкой, захваченные американскими войсками в 1945 году.
«Шинхото Чи-Ха»
Основная статья: Шинхото Чи-Ха
«Шинхото Чи-Ха» был разработан в 1939 году с целью повышения явно недостаточных противотанковых возможностей «Чи-Ха». Эта модификация отличалась новой башней с установленной в ней длинноствольной 47-мм пушкой. Несмотря на меньший калибр, за счёт высокой начальной скорости снаряда новое орудие значительно превосходило 57-мм пушку в бронепробиваемости. Танки этого варианта выпускались до 1943 года наряду с «Чи-Ха» базовой версии.
«Чи-Ха» со 120-мм пушкой
Разработанный по заказу морской пехоты вариант «Чи-Ха», вооружённый короткоствольной 120-мм морской пушкой с дульным тормозом в башне «Шинхото Чи-Ха». Выпускался в небольших количествах во второй половине войны.
«Чи-Ки (Ши-ки)»
Командирский вариант «Чи-Ха», предназначавшийся для командиров полков и батальонов. Отличался отсутствием в занятой радиооборудованием башне 57-мм орудия, ставилась на месте лобового пулемёта 37-мм пушка и на крыше устанавливалась подковообразная поручневая антенна. На некоторых машинах на башне крепился деревянный макет орудия.
По некоторым данным, было выпущено от 20 до 40 таких машин, некоторые применялись в боях на Малайе, вероятно в составе 3-й танковой бригады. Также командирские машины видны на фотографиях из танковой школы в Чибе (Chiba).
Советский Союз
В число стран, производящих танки, Россия, по объективным причинам, попала позже всех. Военное ведомство царской России этой темой не интересовалось. Осенью 1919 года был сделан первый шаг.
31 августа 1920 г. из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый танк «Борец за свободу товарищ Ленин!». Всего было произведено 15 танков, которые по характеристикам не уступали аналогичным моделям других стран.
Дальнейшее развитие бронетанковой техники в стране было столь активным, что разумным будет лишь тезисно обозначить вехи этого пути:
- январь-февраль 1928 г. – начало серийного производства танка МС-1 (Т-18) –малый, сопровождения. Первый серийный танк. Участвовал в боях на КВЖД;
- 1931 – 1932 г. – создание и серийный выпуск танков Т-26 и БТ-2. Вплоть до начала Великой Отечественной войны были модели были главными боевыми танками РККА;
- 1930 – 1933 г- следуя мировым тенденциям запустили в производство двухместную танкетку Т-27 и плавающего танка Т-38;
- 1931 год – первый год массового серийного производства танков. Было произведено 740 единиц техники. Для сравнения, в 1931 г. – 170;
- десятилетие 1931-1941 гг. историки называют периодом создания комплекса бронетанковой техники. Массовая разработка моделей танков всех категорий, позволила к началу Великой Отечественной войны иметь ряд образцов, ставших в последствии «оружием победы».
- середина – конец 30-х гг. на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведется разработка модели тяжелого танка КВ, решение о серийном производстве которого было принято в конце 1939 г;
- 76 мм танковую пушку на КВ заменили на 152 мм танковую гаубицу М-10Т. Новая боевая машина получила классификацию КВ 2. Танк КВ стал именоваться КВ 1;
- Сентябрь 1938 г – перед КБ Харьковского завода поставлена задача создания легкого танка А-20. Конструкторы завода во главе с М. Кошкиным предложили свой вариант – А-32, ставший в последствии средним танком Т-34. Впервые примененная наклонная лобовая броня, дизельный двигатель В-2, 76-мм пушка Ф-34, подвеска Кристи– все это в комплексе сделало средний танк лучшим для того времени.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Type-4 Chi-To
- В сети Интернет
Чи-То // Википедия
Техника Японии
Лёгкие танки | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Средние танки | II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2 • IX Type 61 • X STB-1 |
Тяжёлые танки | III Type 91 Heavy • IV Type 95 Heavy • V O-I Experimental • VI Heavy Tank No. VI • VI O-I • VII O-Ni • VIII O-Ho • IX Type 4 Heavy • X Type 5 Heavy |
Средние танки
Техника СССР | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Техника Германии | III Großtraktor – Krupp • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f) • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K • V Turán III prototípus • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat. • V Pz.Kpfw. V/IV • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25 • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10 • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71 • VIII Schwarzpanzer 58 • VIII Panzer 58 Mutz • VIII M48A2 Räumpanzer • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A • IX Kampfpanzer 50 t • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1 |
Техника США | II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved • V M4A2E4 Sherman • V M4A1 Sherman • V Ram II • VI M4A3E8 Fury • VI M4A3E8 Thunderbolt VII • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7 • VII T20 • VII T23E3 • VIII T25 Pilot Number 1 • VIII TL-1 LPC • VIII M46 Patton KR • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing • VIII T69 • VIII T95E2 • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60 • X T95E6 |
Техника Франции | III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque • VIII Lorraine 40 t • VIII AMX Chasseur de chars • VIII M4A1 Revalorisé • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4 • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B |
Техника Великобритании | I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel • V Cavalier • V Sherman III • V Matilda Black Prince • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental • VI Cromwell B • VI Sherman VC Firefly • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202 • VIII Chieftain/T95 • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC • VIII Chimera • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X |
Техника Китая | V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59 • VIII T-34-2 • VIII T-34-3 • VIII 59-Patton • VIII Type 59 G • IX WZ-120 • X • X 121B |
Техника Японии | II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2 • IX Type 61 • X STB-1 |
Техника Чехословакии | IV ST vz. 39 • V Škoda T 24 • VI Škoda T 40 • VI Škoda T 25 • VII Konštrukta T-34/100 • VIII TVP VTU Koncept • VIII Škoda T 27 • IX Škoda T 50 • X TVP T 50/51 |
Техника Швеции | IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2 • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81 • VIII Primo Victoria • VIII Lansen C • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16 |
Техника Польша | V 25TP KSUST II • VI Pudel • VI 40TP Habicha • VI T-34-85 Rudy |
Техника Италии | II M14/41 • III M15/42 • IV P26/40 • V P.43 • VI P.43 bis • VII P.43 ter • VIII Progetto M35 mod. 46 • VIII P.44 Pantera • IX Prototipo Standard B • X Progetto M40 mod. 65 |
История создания танка Type 3 CHI-NU
Японский средний танк Type 3 CHI-NU — хороший пример равномерного, эволюционного развития уже имеющейся техники. Если предыдущая модель — Type 1 CHI-HE был танком не самым плохим, но со слишком слабой 47-мм пушкой, в новой версии боевой машины оставлено все, что итак уже «работало», а изменения коснулись именно вооружения.
Итогом работ и стал Type 3 CHI-NU — машина на той же базе, что и «Чи-Хе», но с мощной 75-мм пушкой, взятой от полевой артсистемы «Тип 90». По существу, «Чи-Ну», разработанный в 1943 и выпускавшийся до 1945 года, оказался лучшим среди японских танков Второй Мировой войны. Однако, словно по иронии, увидеть его в бою никому не довелось — все изготовленные танки (а их было немного, не более 160 машин) были предназначены для обороны непосредственно Японии, в случае высадки американского десанта, и участия в боях не принимали.
Впрочем, карьера танка «Чи-Ну» с окончанием войны не закончилась. Все машины остались в строю и продолжили нести боевую службу в Силах самообороны Японии вплоть до 1960-х годов.
Японский средний танк Type 3 CHI-NU
Несмотря на то, что танк был «лучшим», здесь очень важна оговорка «для Японии», то есть на фоне всех прочих боевых машин этой страны. От прародителя «Чи-Ну» взял не только достоинства, к которым относились рациональное размещение экипажа, удачная компоновка и ходовая часть, обеспечивающую редкую для танка плавность хода. Заимствованы были и недостатки, а скорее — анахронизмы.
Противоснарядное бронирование танка было по прежнему только в лобовой части (в отличие от «Чи-Хе» броню в 50-мм имела и передняя часть башни), да и «противоснарядным» назвать его ко второй половине войны уже можно было с натяжкой. В конструкции корпуса по прежнему, хотя и в небольших количествах, использовались заклепки. В конце концов двигатель танка в 240 л.с., явно устаревшие приборы прицеливания, и отсутствие в боекомплекте подкалиберных снарядов — все это не делало чести «Чи-Ну», особенно если сравнивать его с союзническими машинами конца войны, по типу «першинга» или «Т-44«.
До наших дней сохранилось не мало танков типа Чи-Ну. Неудивительно для машины, состоявшей на вооружении до 1960-х.