CH-74 Chinook – двугорбый верблюд армии США
Абсолютное большинство современных вертолётов построены по одновинтовой схеме. Исключения случаются настолько редко, что становятся своеобразной визитной карточкой конструкторов, а то и страны-производителя. В СССР и России таким исключением стало КБ Камова, проектирующее геликоптеры соосной схемы.
А в Соединенных Штатах “против правил” пошёл Фрэнк Пясецки – его фирму прославили вертолёты с двумя винтами, расположенными продольно. Самый известный из них – “Чинук”, эксплуатируется и поныне, непрерывно совершенствуется, и остаётся основным тяжёлым вертолётом армии США.
Внешний вид
Чинук производит впечатление сильной, мощной собаки.
Голова имеет среднюю длину, при этом длина морды немного короче длины лба. Переход ото лба к морде выражен умеренно. Голова сухая, кожа не образует складчатости. Нос большой, обязательно чёрного окраса, слегка выступающий. Губы чёрного цвета, слегка висячие. Морда зауженная. Глаза имеют миндалевидную форму, среднего размера. Цвет тёмно-карий или янтарный. Веки выражено пигментированы. Уши среднего размера, широко расставлены, слегка опущены. Внешние края ушей загибаются внутрь. Кожа уха плотная, имеет хорошее опушение. Шея сильная, имеет небольшой изгиб. Кожа на шее образует небольшой подвес.
Тело имеет слегка вытянутый формат, верхняя линия спины прямая, круп имеет небольшой скос. Грудная клетка вытянутая, округлой формы, заметно выступает вперёд. Живот подтянутый, общее телосложение сухое, мускулистое. Передние конечности расположены прямо под холкой, крепкие, хорошо развитые, прямые, со слегка скошенной пястью. На передних лапах у чинуков допустимо сохранение прибылых пальцев. Задние конечности имеют мощные бёдра и вытянутый скакательный сустав, стоят параллельно друг другу. Задний прибылой палец должен быть удалён. Пальцы передних и задних лап сильно выражены, плотно собраны друг к другу. Подушечки лап жёсткие, тёмные. Между пальцами наличествует небольшая перепонка, сильно развит межпальцевый волос. Хвост имеет саблевидную форму, хорошо опушён. По низу хвоста идёт более длинный украшающий волос. Будучи опущенным вниз, хвост имеет длину примерно до скакательного сустава.
Шерсть состоит из подшёрстка и ости, граница между которыми явно выражена. Подшёрстком мягкий, хорошо развит, имеет плотную текстуру и даёт хорошую набивку. Ость грубая, плотно прилегающая к шкуре. Украшающий волос наиболее развит на хвосте и шее. Допустимые окрасы — от светло-медового до красновато-золотого. Допустимо наличие небольшой затемнённости на морде и ушах. Недопустимо наличие белых отметин. Недостатком является любой другой окрас, кроме названных.
Высота в холке — 53—69 см, средний вес — 25—32 кг.
История появления CH-47
Создание “Чинука” – история довольно простая и краткая, без трагических эпизодов.
В 1956 армия США выразила желание заменить вертолёт CH-37 с поршневыми моторами новой машиной с газотурбинным двигателем. Позже требования расширились – «вертушка» должна была заменить грузовые H-21 и H-34, при этом имея возможность перебрасывать до 15 десантников.
Создатель геликоптера H-21 – фирма Piasecki Helicopter (к этому времени переименованная в Vertol), уже разрабатывала прототип нового вертолёта – V-107, и он военных устраивал. Но, в итоге V-107 сочли слишком лёгким для транспортных задач и слишком тяжёлым – для штурмовых.
Отныне обеспечивать тактическую мобильность предстояло будущему “Ирокезу”, а инженерам – создавать другой «летающий вагон».
V-107 всё-таки попал на вооружение ВМС США и Корпуса Морской Пехоты под названием CH-46.
Новый, более крупный и мощный вертолёт фирмы Vertol получил внутреннее обозначение V-114, и “военное” – HC-1B.
https://youtube.com/watch?v=Ifr_NpgG7Es
В первый полёт “модель 114” отправилась в сентябре 1961, после покупки компании фирмой Boeing. Уже в 1962 V-114 приняли на вооружение, переименовав в CH-47. А возникшая традиция называть вертолёты в честь индейских племён принесла CH-47 ещё одно имя – “Чинук”.
Модификации вертолёта CH-47
Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.
Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.
Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций – Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.
Новейшая «вертушка» спецназа – MH-47G, имеет улучшенное электронное оборудование и элементы конструкции от CH-47 F.
Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.
Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.
“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.
В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.
Вооружение «Чинука»
Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.
Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).
Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.
История разработки
Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.
В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.
В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.
Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.
Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.
За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.
Боевое применение «Чинука»
Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолеты возили солдат, вытаскивали поврежденную технику, перебрасывали бронетранспортеры и легкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.
Другими словами — перевозили все, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.
После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.
Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.
На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолета — один британцы уничтожили на земле, а другой — захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвертый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.
Задачами заслуженного вертолета остаются переброска войск, эвакуация поврежденной легкой техники, снабжение отдаленных блокпостов.
Примечания и ссылки
- ↑ и (in) , О Boeing ,16 августа 2012 г.(по состоянию на 30 декабря 2017 г. ) .
- (in) Стэнли С. Макгоуэн , Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия , ABC-CLIO,24 мая 2005 г., 351 с. , стр. 129.
- (ru) ,21 июля 2010 г.(по состоянию на 15 февраля 2011 г. )
- (in) Стивен Тримбл, ,11 февраля 2011 г.(по состоянию на 15 февраля 2011 г. )
- ↑ и (ru) Квентин Мишо, , Leonardocompany.com,18 июля 2013 г.(по состоянию на 22 сентября 2016 г. )
- (in) Годовой отчет DOT & E за 2013 финансовый год , Директор, Операционные испытания и оценка (in) ,Январь 2014 , с. 89.
- .
- ↑ и .
- (in) на www.helis.com ,15 декабря 1999 г.(по состоянию на 5 января 2019 г. ) .
- .
- (in) Вивек Рагхуванши, , Defense News,22 сентября 2015 г.(по состоянию на 23 сентября 2015 г. )
- « Армейское снаряжение, отчет 2015 (1/5): Африка и Америка », Revue Défense Nationale ,2016 г., стр. 2
- (in) Boeing, (видео) на www.youtube.com ,14 декабря 2020 г.(по состоянию на 14 декабря 2020 г. )
Chinook engines
The helicopter is equipped with two T55-L-712 turboshaft engines from Honeywell (formerly AlliedSignal), which are pod-mounted on either side of the rear pylon under the rear rotor blades. The engine provides a continuous power of 3,000shp and maximum power of 3,750shp. The Honeywell T55-714 engine, which is being fitted to CH-47D, F and G models, is equipped with FADEC from Goodrich.
Its self-sealing fuel tanks are mounted in external fairings on the sides of the fuselage. The fixed tanks hold 3,900l of fuel. Three additional fuel tanks can be carried in the cargo area. The range of the helicopter can be extended by in-flight refuelling.
Landing gear for the CH-47F is supplied by Cirtor Aerospace of Corona, California.
Эксплуатанты
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2010 года |
Военные
Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook
- Аргентина Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
- ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)
Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2021 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года
Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама
- Вьетнам
- Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
- Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2021 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2021 г.
- Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
- Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F
- Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
- Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2021 год
- Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2021 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
- Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2021 год
- Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2021 год
- Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2021 год
- ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2021 год
- Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
- США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
- Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2021 год
- Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2021 год
- Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2021г
- Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
- Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2021 год
Боевое применение
Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме
Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.
США
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A
Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.
70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.
В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.
Иран
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
- Разведка на советской границе
В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.
- Война с Ираком
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время дневного вылета в операции «Хайбер» в 1984 году, иранский CH-47 был сбит иракским «МиГом», погибли все 33 десантника и весь экипаж. После этого случая всем иранским пилотам вертолётов запретили летать в светлое время суток.
- Борьба с афганским наркотрафиком
Иранские «Чинуки» использовались в операциях против афганских наркоторговцев, массово проникавших через границу.
6 мая 2001 года в районе приграничного с Афганистаном города Торбете-Хейдерие, потерпел крушение иранский вертолёт CH-47C, участвующий в боевой операции, погибло 5 из 18 человек находившихся на борту.
Фолклендская война
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.
Война в Чаде
В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе.
Вертолет CH-47 Чинук – видео
В 1956 г. по контракту с армией США фирма «Боинг-Вертол» начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД. Армией были заданы следующие требования к вертолету: перевозимая нагрузка 2725 кг при статическом потолке без учета влияния земли 1850 м и температуре окружающею воздуха 35‘С, максимальная крейсерская скорость 240 км/ч, тактический радиус действия 185 км с перевозкой на обратном пути половины нагрузки (1363 кг).
Первый из пяти опытных вертолетов YCH-47A с двумя П Д Лайконинг T55-L-5 мощностью по 1640 кВт/2200 л. с. совершил первый полет 21 сентября 1961 г, а серийное производство вертолетов СП-47 началось в 1962 г. Всего фирмой «Боинг-Вертол» было поставлено 752 военно-транспортных вертолета СП-47 всех модификаций для армии США, а также 136 военных вертолетов для других стран, включая 5 вертолетов для Аргентины, 12 для Австралии, 41 для Великобритании, 19 для Испании, 9 для Канады, 6 для Нидерландов, 6 для Сингапура, 6 для Таиланда, 5 для Тайваня и 2 для Японии. Дополнительно поставлено 13 гражданских вертолетов.
Вертолеты СН-47 производились с 1970 г. по лицензии в Италии фирмами Агуста и «Меридионали», которые произвели более 200 вертолетов, в том числе 41 вертолет армии Италии, 68 Ирану, 15 Египту, 10 Греции, 20 Ливии, 9 Марокко, а также 11 вертолетов для национальной гвардии США. Кроме того, 43 вертолета произведены по лицензии в Японии фирмой «Кавасаки».
Характер ездовой собаки
Чинук — отличный друг, ведь для него характерны:
преданность, верность. Эти собаки славятся особой чувствительностью и любовью по отношению к своему хозяину, поэтому в лице чинука человек приобретёт друга на всю жизнь;
- высокий уровень интеллекта. Порода создавалась для работы в тяжёлых условиях Севера, для этого животному необходимо уметь ориентироваться, анализировать обстановку и принимать верные решения в пути. В снежных метелях и непроглядной тьме человек был бессилен, и только собаки в упряжке обеспечивали его выживание;
- спокойствие. Влияние северных широт ощущается и в холодном, рассудительном темпераменте чинука. Ему чужда агрессия, он её проявляет только в качестве защиты, а также может нервничать при смене обстановки;
- доброта и дружелюбие. Этот прекрасный пёс найдёт общий язык и с детьми, и с домашними животными, в том числе и с другими собаками. Он плохо переносит одиночество, даже может заболеть из-за этого;
- молчаливость. Сторож из чинука неважный, эта порода редко лает. Но не стоит считать его при этом трусом. Такой пёс способен дать отпор любой угрозе, что нависла над ним или хозяином. Храбрость, вкупе с немалыми размерами, чаще всего обеспечивает чинуку победу над противником;
- активность и работоспособность. Изначально предполагалось, что эта собака должна часами мчаться по снегу с грузом за спиной. И хотя сегодня необходимость в подобном отпала, запас энергии остался.
Личность
Они очень любят учиться, любят быть с человеком заодно и выполнять одно дело, они очень выносливы и вообще любят труд, в чём бы он не заключался
К незнакомцам относятся осторожно, но без агрессии. Эти собаки очень любят детей, и могут быть отличными няньками, хотя, если ребёнок совсем маленький, нужно учитывать что одним неосторожным движением чинук, просто из-за своих размеров, может cбить ребёнка с ног. Данная порода стремится угодить хозяину, но без тупого пресмыкания, скорее, они любят чувствовать себя в команде
Потому, в дрессировке с ними не возникает никаких проблем — они очень универсальны. Если вам, например, нужен сторожевой пес, вы вполне можете этого добиться. Как и других собак, их не стоит садить на цепь, так как это крайне негативно скажется на их психике
Данная порода стремится угодить хозяину, но без тупого пресмыкания, скорее, они любят чувствовать себя в команде. Потому, в дрессировке с ними не возникает никаких проблем — они очень универсальны. Если вам, например, нужен сторожевой пес, вы вполне можете этого добиться. Как и других собак, их не стоит садить на цепь, так как это крайне негативно скажется на их психике.
Чинук имеет высокий уровень энергии и нуждается в регулярных прогулках и различных видах активности. Он прекрасно адаптируется к различным условиям проживания, может жить в городской квартире, но лучше всего будет чувствовать себя в частном доме с просторным двором. Подводя итог, можно сказать что это большой, умный добряк, который всегда рад помочь своему хозяину и никогда не даст в обиду его семью.
Какому хозяину подойдёт
Первое требование к будущему владельцу чинука — наличие времени на питомца. Каждая собака нуждается во внимании, однако такой пёс станет ещё одним членом семьи. Притом активным членом. Ему нужна будет дрессура, регулярные тренировки, длительные пробежки на свежем воздухе, весёлые игры, чтобы расходовать огромный энергетический запас. И хозяину следует быть готовым к этому.
Чинук — порода стайная. У такого пса должен быть вожак, иначе собака решит, что вожак — это он. В таком случае хозяину не позавидуешь. Чтобы управлять таким зверем, нужно обладать сильным характером и волей. Эти черты особенно пригодятся в процессе обучения.
Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук
– Начало эксплуатации: декабрь 1962 года- Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)
СтоимостьCH-47 Чинук
– US$ 28,9 млн (2012)
Экипаж CH-47 Чинук
– 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)
Вместимость CH-47 Чинук
– 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими
Габаритные размеры CH-47 Чинук
– Длина: 30,14 м- Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)- Высота: 5,59 м- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²- База шасси: 7,87 м
Габариты грузовой кабины
– Длина: 9,19 м- Ширина: 2,51 м- Высота: 1,98 м- Площадь пола: 21,0 м²- Полезный объём: 41,7 м³
Вес CH-47 Чинук
– Масса пустого: 12210 кг- Нормальная взлётная масса: 22680 кг- Максимальная взлётная масса: 24494 кг
Грузоподъемность CH-47 Чинук
– Масса полезной нагрузки: 12284 кг
Объем баков CH-47 Чинук
– Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)- Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг
Двигатели CH-47 Чинук
– Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714- Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)- Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
Скорость CH-47 Чинук
– Максимальная скорость: 285 км/ч- Крейсерская скорость: 259 км/ч- Скороподъёмность: 9,35 м/с
Дальность полета CH-47 Чинук
– Боевой радиус: 935 км- Перегоночная дальность: 2333 км
Практический потолок CH-47 Чинук
– 3090 м
Статический потолок CH-47 Чинук
– Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м- Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м
Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.
Параметр | CH-47 E | CH-53 D | Ми-6 | SA.321 SuperFrelon |
Длина фюзеляжа, мм | 1554 | 20470 | 33160 | 19400 |
Высота, мм | 5770 | 5220 | 9160 | 6660 |
Диаметр основного винта, мм | 18590 | 22020 | 35000 | 18900 |
Длина грузового отсека, мм | 9200 | 9140 | 12000 | 7000 |
Ширина грузового отсека, мм | 2290 | 1980 | 2500 | 1830 |
Высота грузового отсека, мм | 1980 | 2290 | 2650 | 1900 |
Максимальная скорость, км/ч | 298 | 307 | 340 | 249 |
Вес груза в кабине, кг | 8164 | 13608 | 12000 | 6700 |
Вес груза на подвесе, кг | 10341 | 9072 | 8000 | 5000 |
Дальность полета, км | 2026 | 1641 | 1450 | 1020 |
Потолок, м | 3215 | 2195 | 2250 | 2170 |
Пассажировместимость | до 55 | до 55 | до 90 | до 37 |
Вооружение | 3 x 7.62мм пулемёта | 2 х 12.7мм пулемёта | 1 х 12.7мм пулемёт | 1 х 20мм пушка |
Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник — вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.
Вертолёт CH-53
Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.
Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.
Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.
Вертолёт МИ-6
Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» — гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.
Описание конструкции CH-47
Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам – можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.
Первые серии вертолётов CH-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью в 2200 л.с.
Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B – T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.
Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.
Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти – стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.
Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.
Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь – с правого борта CH-47, в задней части – погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний – по 7140 кг.
Пилоны несущих винтов CH-47 – сверху фюзеляжа.
Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.
Ёмкость основных баков «Чинука» – 3900 литров, каждого дополнительного – 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.
Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.
От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка – газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.
Обзор вертолета
С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.
Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую. Соответственно программе развития армии Америки, по одному вертолету всякой модели — СН-47А, СН-47В, а также СН-47С демонтировали до главного каркаса с дальнейшим проведением реконструкции для получения совершенствованного стандарта, который стал в качестве опытного образца СН-47D.
Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.
Видео о вертолете
https://youtube.com/watch?v=qWU5eOHfSqE
тут
Автор статьи:
Никифоров Владислав