Тяжелые огнеметные системы «Буратино» и «Солнцепек»

Экспорт

Паспорт экспортного облика на систему в соответствии с приказом МО РФ № 300 от 25.05.2008 года (между прочим, приказ – сердюковский) был оформлен в 2008 году.

Первым зарубежным покупателем ТОС-1А стал в 2010 году Казахстан (очень может быть, что из-за волнений в Киргизии в 2010 году). Через три года система поставляется в Азербайджан. Само собой, последовал зеркальный заказ от Армении. В 2014 году систему покупает “дальнее зарубежье” – Ирак. Весной 2015 года иракские ТОС-1А были “обновлены” в боях с боевиками так называемого «Исламского государства» (запрещенного в РФ) в районе города Тикрит. Практически сразу (еще бы!) последовал новый иракский заказ, с уточнением: ТЗМ поставить на колесной базе – для пустынь все-таки колесо предпочтительней, да и дешевле. Любой каприз за Ваши деньги – ОМСКТРАНСМАШ смонтировал ТЗМ на КАМАЗы с колесной формулой 8х8 (КрАЗ – привет!).

Пуск. Видны раскрывшиеся лопасти блока стабилизатора.

Отметились “Солнцепёки” и в Сирии (2015). Больших дядек из напряженных стран сирийский опыт, похоже, сильно вдохновил и в итоге ТОС покупают Алжир и Саудовская Аравия.

Служба и боевое применение

ТОС-1А 10-го полка РХБ защиты 41-й армии.

В ВС России ТОС-1 находятся в бригадах РХБ защиты окружного подчинения, в каждой батальон с девятью ТОС-1А «Солнцепек» и в полках РХБ защиты армейского подчинения — по роте с тремя боевыми машинами в каждом. Всего в войсках 72 огнемётные системы.

Организационная структура в ВС России

  1. в/ч 71432. 1-я мобильная бригада РХБ защиты: не менее четырёх единиц БМ-1 и одна единица ТЗМ-Т.
  2. в/ч 11262. 27-я отдельная бригада РХБ защиты (27 обрхбз): некоторое количество.
  3. в/ч 16383. 40-й полк РХБ защиты (40 прхбз): некоторое количество систем ТОС-1А «Солнцепёк».
  4. в/ч 41474. 70-й отдельный огнемётный батальон (70 ооб): не менее двух единиц БМ-1.

Боевое применение

Во время Афганской войны, в период с декабря 1988 года по февраль 1989 года две машины системы «Буратино» были использованы в ходе операции «Тайфун» в боевых действиях в Чарикарской долине и на Южном Саланге. Действие термобарических боеприпасов по целям в горах наносило большой ущерб противнику из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал.

ТОС «Буратино» применялись во Второй чеченской войне, в частности в боях за село Комсомольское в марте 2000 года. Бывший командующий федеральными войсками в Чечне и Дагестане периода конфликта в Чечне генерал-полковник Геннадий Трошев в своих воспоминаниях отмечал: «Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволили достичь результатов там, где другие огневые средства оказались бессильны».

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, призванной способствовать деэскалации вооружённого конфликта на востоке Украины, осенью 2015 года сообщили об обнаружении на подконтрольном ЛНР полигоне одной установки РСЗО «Буратино».

Неизвестное количество ТОС-1А «Солнцепек» РФ дислоцировано в Сирии. В том числе для охраны авиабазы Хмеймим (провинция Латакия)

Применялся правительственными войсками при освобождении Пальмиры

Применены по территории Нагорного Карабаха в 2016 году со стороны Азербайджана

Также ВС Ирака несколько раз применяли установку ТОС-1А «Солнцепек» в ходе боевых действий. Впервые были замечены, в действиях против ИГИЛ, в боях за город Джурф Аль-Сахар.

Ни спрятаться, ни скрыться

В чем отличие ТОС-1А — этого продвинутого «Буратино»? На первый взгляд огневая мощь боевой машины БМ-1 ниже: 24 направляющих вместо прежних 30. Но зато новые боеприпасы позволяют уничтожать цели, расположенные на удалении до 6 км и в увеличенном радиусе поражения.

Стрельба ведется одиночными и парными выстрелами, темп схода снаряда — 0,5 секунды. Глазом не успеешь моргнуть. После остановки экипажу достаточно всего полутора минут, чтобы открыть огонь по цели

Немаловажно, что в «Солнцепеке» усилена броневая защищенность направляющих — они надежно защищены от пуль

220-мм неуправляемые реактивные снаряды (длина — 3,3 м, вес — 173 кг) двух типов: зажигательные и термобарические. С первыми все понятно: они создают очаги пожаров и аэрозольные ослепляющие завесы на поле боя.

Термобарические вызывают избыточное давление и тепловое поле: сначала после разрыва возникает облако легковоспламеняющейся смеси, которая затем подрывается и мгновенно создает высокое давление, которое потом резко падает — примерно на 150–160 мм ртутного столба. Даже если первоначальный подрыв не выведет личный состав противника из строя, то перепад давления гарантирует поражение жизненно важных органов и летальный исход.

Благодаря современной электронной начинке значительно улучшена система управления огнем. Это целый комплекс, обеспечивающий точную стрельбу: центральный блок управления и навигации, лазерный дальномер с точностью указания расстояния до цели до 10 м, две спутниковые навигационные антенны, доплеровские измерители скорости, инерциально-измерительный блок и др. Целеуказание автоматически поступает в баллистический вычислитель, который задает направляющим необходимый угол возвышения.

Транспортно-заряжающая машина поменяла шасси: с автомобиля «КрАЗ-255Б» — детища украинского Кременчугского завода — ее переместили на базу танка Т-72А (ТЗМ-Т). Повысилась и проходимость, и защищенность. В экипаже, как и в боевой машине, три человека: командир, оператор и механик-водитель. На полную зарядку БМ-1 24 снарядами уходит 24 минуты.

Про транспортно-заряжающую машину

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т (на стадии ОКР – объект 563) также использует в качестве базы шасси Т-72 (Т-90), масса ТЗМ (с комплектом НУРС) – 39 тонн (для Т-72). НУРС дополнительного боекомплекта размещаются в специальных ложементах на корпусе машины. Ложементы прикрыты съемными бронированными коробами, между которыми установлен гидравлический кран-манипулятор (г/п 1000 кг) с выносным пультом. Перезарядка боекомплекта осуществляется силами расчетов двух машин (6 человек) за 24 минуты. Время загрузки машины снарядами – 45 мин. Экипаж ТЗМ – 3 человека. Кроме снарядов, ТЗМ-Т перевозит 400 литров дополнительного топлива, которое можно перекачать в баки боевой машины. Каждой боевой машине приданы две ТЗМ.

ФГ-125 – фара инфракрасного свечения для обеспечения работы прибора ночного видения; ФГ-126 – фара дальнего света; ФГ-127 – фара ближнего света.

ТЗМ-Т с одной снятой броневой защитой.

Заряжание БМ-1 с помощью ТЗМ-Т. Броневая защита уложена на земле, взрыватели в НУРС не установлены.

Загрузка НУРС с транспортной машины на ТЗМ-Т.

В роли «папы Карло»

В июле прошлого года на полигоне в Вольске тяжелая огнеметная система ТОС-1 («Буратино») стала изюминкой празднования 90-летия 33-го Центрального научно-исследовательского испытательного института Минобороны РФ. Именно с впечатляющей демонстрации стрельбы началась программа празднования. Не случайно — в 33-м ЦНИИИ активно проводились теоретические и практические разработки, способствовавшие принятию этой боевой машины на вооружение.

Но не тут-то было. Против решительно выступили артиллеристы: зачем нужна такая система, если ее максимальная дальность стрельбы всего-то 3,5 км? Ведь к тому времени Сухопутные войска уже получали реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град-1» и «Ураган». Эти системы в разы превосходили по дальности ТОС-1, да и огневая мощь была впечатляющей. Дескать, зачем дублировать зарекомендовавшее себя сомнительной новинкой?

Что дальше?

Система не стоит на месте. Единственное, что смущает это волна банкротств предприятий, задействованных в разработке и изготовлении: Омск, Пермь. Нл будем надеяться, что наши оборонные кормчие не дадут помереть курицам, которые несут золотые яйца. Необходимо отметить, что конечно, объем экспорта “Солнцепеков” не так велик, как остальные наши экспортные бестселлеры, просто в силу специфики применения ТОС.

Вот так совсем без солнца собирают Солнцепёки…

А так – АО “НПО “СПЛАВ” им. А.Н. Ганичева возглавляет работы по ОКР “Тосочка” (шифры ОКР интересно обсуждали ). Ждем ТОС на колесном ходу, возможно с улучшенными характеристиками по дальности и кучности.

Так ли нужны ТОСы?

Если честно, я не совсем понимаю ажиотаж по поводу ТОС. Поясню.

1 Удачное боевое применение ТОС обеспечивается отутствием у противоборствующей стороны сколько-нибудь вменяемого противотанкового вооружения (ПТУР, ручные гранатометы, авиационные ракеты и т.д.). Проще говоря, ТОС – это большой штурмовой полицейский (контртеррористический) огнемет на каком-то шасси с весьма узким диапазоном применения.

2 Боевые части с термобарическими ВВ сейчас совершенно спокойно можно устанавливать (да и раньше ставили) на такие РСЗО, как “Ураган” и “Смерч” (например, РС 9М55С), которым не надо светиться перед противником на расстоянии 6 км, а спокойно спалить намеченные гектары, не подвергаясь излишнему риску. Правда, стоимость залпа, будет несколько другая, но безопасность того может стоить…

3 ТОС, точнее народу, который их применяет, сильно везёт. Представьте, что бы было, если пару боевых машин подорвали бравые диверсюки, да еще в гуще наступающих войск (что сродни взрыву ж/д цистерны с чем-нибудь этаким). После этого, весь ажиотаж по поводу удачного использования ТОС, быстренько сошел бы на нет.

Ну, за маскировку!

Но ТОС существуют, и как мне представляется, обойтись без них уже нельзя при решении локальных узкоспециализированных задач. В самом деле, у хирурга должен быть в распоряжении не только скальпель…

При подготовке статьи использованы рекламные материалы АО “НПК “Уралвагонзавод”.

29.10.2019

Правильные ответы на тест по ТОС-1А:

1-3; 2-1; 3-2; 4-2; 5-2; 6-4; 7-2; 8-3; 9-3; 10-1.

Модернизация ТОС-1 “Буратино”

По результатам зксплуатации (хотя и прерывистой) ТОС-1 “Буратино” были выявлены следующие основные недостатки:

– недостаточность дальности поражения;

– низкая надежность приводов артиллерийской части;

– большое время перезарядки;

– отсутствие бронирования транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), выполненной на базе КрАЗ-255Б.

Кроме того, отмечалась нерациональность использования внутреннего объема БМ и недостаточность автоматизации оборудования.

По результатам анализа были определены направления совершенствования конструкции:

  • разработка ТЗМ на той же базе, что и БМ, с целью обеспечения унификации системы при эксплуатации (боевом применении) и сокращения времени перезарядки;
  • модернизация НУРС;
  • применение оборонительного вооружения на боевой машине (БМ) – крупнокалиберного пулемета или автоматической пушки;
  • использование шасси Т-80 (практически родного для “ОМСКТРАНСМАШ”) вместо Т-72.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на модернизацию БМ и ТЗМ было выдано АО «ОМСКТРАНСМАШ», артиллерийской части БМ – ПАО «Мотовилихинские заводы», а НУРС — АО «НПО «СПЛАВ» (приведены современные названия предприятий по состоянию на октябрь 2019 года). Опытно-конструкторской работе (ОКР) по модернизации ТОС-1 был присвоен шифр “Солнцепек”, который в дальнейшем стал идентификатором модернизированной системы ТОС-1А.

Конструкторские “танцы” начали от НУРС, планировалось их удлинить при том же калибре 220 мм. Массу взрывчатого вещества в каждом НУРС должны были увеличить с 73 кг до 90 кг, дальность стрельбы планировали увеличить вдвое до 7 км за счет увеличения длины двигательного отсека ракеты. Для сохранения массы артиллерийской части БМ, количество пусковых труб уменьшили с 30 до 24 (тем более, как рассказывалось , крайние пусковые при боевой работе старались не использовать).

Как всегда, в ходе ОКР, возникла масса непредвиденного: от урезания финансирования, до “усекновения” длины НУРС. По порядку.

В БМ по компоновочным соображениям оказалась невозможной установка автоматической пушки с системами наведения и подачи выстрелов.

Для пулеметов, по тем же компоновочным соображениям, оставались места размещения только на надгусеничных полках шасси, что предопределяло их неэффективность.

Для планируемых “потяжелевших” НУРС были разработаны несколько вариантов пусковых контейнеров. Естественно, при этом, повышался центр масс опытной БМ и увеличивались инерционные моменты при наведении и движении. В итоге, новые контейнеры оказались слишком тяжелыми для шасси танка Т-80У. Передние катки и амортизаторы подвергались повышенным нагрузкам, а перемещению артиллерийской части назад с целью более равномерного распределения массы мешал двигательный отсек. Кроме того, выяснилось, что газотурбинный двигатель Т-80У отличается (неожиданно!) повышенными требованиями к очистке воздуха на входе турбины. Раскаленные газы при старте НУРС и взметнувшаяся пыль приводили к помпажу ГТД танка: скачки давления в турбине с падением ее мощности и реальной вероятностью выхода из строя.

В итоге от шасси Т-80У пришлось отказаться и вернуться к испытанному дизельному Т-72. Также уменьшили длину (соответственно и массу) НУРС относительно ранее запланированной.

На выходе получилась система на шасси Т-72 с увеличенной дальностью поражения НУРС (но не с такой, как хотелось: 6 км вместо 7 км). Вращение артчасти на опытной машине производилось не гидромотором, как на ТОС-1, а электроприводом от базового танка, предназначенного для поворота башни. Подъем и опускание артчасти осуществляется электрогидравлическим приводом. Система управления огнем, задающая угол подъема пускового контейнера, состоит из оптического прицела, лазерного дальномера, датчика крена-дифферента (наклона БМ по двум горизонтальным осям), электронный цифровой вычислительный комплекс и различные датчики, учитывающие тип боеприпасов, скорость и направление ветра и другие условия.

Кроме Т-72, в качестве базового шасси было успешно испытано шасси танка Т-90.

ТЗМ выполнили на базе того Т-72, кроме дополнительного б/к, ТЗМ “везёт” и 400 литров топлива для БМ.

Модернизированную систему приняли на вооружение российских Вооруженных Сил в 2001 году под обозначением ТОС-1А. Шифр ОКР “Солнцепек” пошел вместе с системой в массы.

Пожарно-спасательная машина ПСМ

Многоцелевая пожарно-спасательная машина  (шифр-«ПСМ») предназначена для выполнения следующих функциональных задач: тушения крупных пожаров (в т.ч. лесных) и ликвидации техногенных аварий в труднодоступных местах, зараженной местности, проведения дегазации и дезинфекции техники и местности, проведения химической обработки больших площадей, расчистки завалов леса, прокладки минерализованных противопожарных полос, валки деревьев и срезки мелколесья, доставки пожарного или спасательного отрядов численностью до 12 человек в труднодоступные районы, прокладывания дороги транспортным средствам с низкой проходимостью и буксирования неисправных машин, транспортирования и временного хранения различных жидкостей в больших объемах (9,0 м3) вместо авторазливочных станций  АРС-14К и АРС-15М.

ПСМ имеет высокий уровень защищенности и безопасности. Внутри машины имеется возможность свободного перемещения людей,  переход с одного рабочего места на другое.

Наличие 5 люков, расположенных в различных местах машины, обеспечивает возможность безопасной эвакуации людей даже в случае одновременного блокирования нескольких  люков посторонними  предметами.

Конструктивной особенностью ПСМ является применение быстросъемных модулей различного функционального назначения, устанавливаемых на поворотной платформе.

Это обеспечивает простоту сборки, ремонта, модернизации машины и переналаживания ее для выполнения различных функциональных задач.

На базе «ПСМ» могут быть созданы высокозащищенные пожарные машины  для охраны специальных объектов (артиллерийских складов, атомных предприятий), топливозаправщики и др.

ВЕЗДЕХОДНАЯ ПЛАВАЮЩАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА “ВЕТЛУГА”

Система мобильная многоствольная импульсного порошкового пожаротушения “Ветлуга”

  • Состояние в эксплуатации с начала 90-х годов
  • Разработчик КБ ГАЗ
  • Изготовитель АО ГАЗ
  • Производство серия
  • База БТР-80
  • Колесная формула 8×8
  • Боевая масса, т 14,5
  • Длина, мм 7800
  • Ширина, мм 2900
  • Высота, мм . 2700
  • Клиренс, мм . 475
  • Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09
  • Тип двигателя . дизель KAMA3-7403
  • Максимальная мощность, л.с 260
  • Удельная мощность, л. с./т . 17,9
  • Максимальная скорость, км/ч . 80
  • Скорость на плаву, км/ч 9
  • Запас хода, км 600
  • Преодолеваемые препятствия:
  • – подъем, град 30
  • – крен, град 25
  • – ров, м . 2,0
  • – стенка, м 0,5
  • – брод, м плавает

Дополнительные сведения: Создана на базе бронетранспортера БТР-80. Машина оснащена 22-ствольной реактивной установкой импульсного пожаротушения, количество зарядов 44. На “Ветлуге” также имеется лебедка с усилием на крюке 4400-6000 кгс, водоотливная система производительностью 1000 л/мин., дальность действия средств пожаротушения 50-300м. Предполагается использовать при тушении пожаров на нефтяных и газовых месторождениях.

ГАЗ-5903 “Ветлуга” . Радует хромированная защита от ожогов на глушителе, да и вообще вся концепция пожарного БТР-а

Про снаряд

НУРС М0.1.01.04М по компоновке не отличается от НУРС М0.1.01.04 и конструктивно состоит из взрывателя (1), боевой части (2), твердотопливного реактивного двигателя (двигательный отсек (5) + топливо (6), блока стабилизатора (7). Корпусные детали боевой части и двигательного отсека соединены между собой при помощи дна (4). В головной части снаряда расположен отсек (3) с термобарической смесью или зажигательным составом определенной рецептуры.

В модернизированном НУРС также наблюдается максимальная унификация с реактивным снарядом РСЗО “Ураган”: например, блок стабилизатора и дно использованы от РС 9М27. От раскрытия лопасти блока стабилизатора удерживает кольцо, сбрасываемое при старте. Корпусные детали боевой части и двигательного отсека также изготовлены на том же прокатном стане, на котором изготавливаются корпусные детали РС 9М27 методом ротационной вытяжки.

За счет пропорционального увеличения длины боевой части и двигательного отсека НУРС и получились увеличенная дальность и сохранение площади поражения, несмотря на сокращение числа НУРС в залпе. “Старый” НУРС М0.1.01.04 также может быть использован на новой БМ.

Огненное облако

Секрет успеха тяжелых огнеметов – в объемно-детонирующих боеприпасах. Снаряд распыляет над целью взрывчатый аэрозоль – тот проникает в любые щели и бункеры, а затем детонирует. Создаваемая таким образом взрывная волна вдвое сильнее, чем при использовании обычных боеприпасов. Особенно эффективны огнеметы в горах, где отраженные от скал волны накладываются и усиливают друг друга. Но это не все – температура в эпицентре взрыва достигает 800 градусов (недаром пусковые установки зовут огнеметами). Тепло от подрыва объемно-детонирующего заряда ТОС вызывает смертельные ожоги в радиусе 300 метров. Взрыв выжигает атмосферный кислород и вызывает резкий скачок давления. Он чреват тяжелыми травмами внутренних органов – в первую очередь легких и барабанных перепонок, – а защитить от искуственного вакуума не могут ни бункер, ни бронежилет.

Украина испытала БТР с “прозрачной” броней

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий