Поиск

БТР-70 – «переходный» вариант бронетранспортёра

Оружие

Эта пехотная машина вооружена очень серьезно

Первое, на что обычно обращает внимание по старой привычке любой военный обозреватель, – это башенное орудие. В штатном варианте, анонсированном в прессе, оно скорострельное (2А42), имеет калибр 30 мм и управляется дистанционно

Однако есть сведения и о том, что существуют опытные экземпляры БТР «Бумеранг» с 57-мм автоматической пушкой. Роботизированный боевой модуль, изолированный от экипажа, включает также пулемет ПКТМ калибра 7,62 и две ПУ «Корнет», способные поражать цели на дистанции до 10 км. Вооружения управляются АСУ, осуществляющей поиск целей (в том числе замаскированных) в автоматическом режиме при любой погоде и освещенности.

Существует также вариант, в котором артиллерийское скорострельное орудие заменено 12,7-мм пулеметом, также имеющим компьютеризированное управление.

Модификации

  • БТР-70КШМ — командно-штабная машина
  • БТР-70МС — машина радиосвязи. Снята башня, оборудованы дополнительные радиостанции
  • БТР-70М – модернизация БТР-70. Бензиновые двигатели сменил дизель КамАЗ-7403 (260 л.с.). Установлены агрегаты трансмиссии от БТР-80
  • ТАВ-77 — модифицированный БТР-70. Создан в Румынии
  • БТР-70М — модифицированный БТР-70. Создан в Украине, для миротворцев. Бензиновые двигатели сменил многотопливный дизель. Вооружен спаренным пулеметом ПКТ, калибра 7,62 мм и пулеметом КПВТ, калибра 14,5 мм
  • БТР-70Т – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Оборудован радиостанцией Р-173, задними и передними габаритными фонарями БТР-80, боковыми люками десанта БТР-80, усовершенствованными колесами с бескамерными шинами и двумя новыми дизелями Д245.30Е2, общей мощностью 312 л.с. Возможно дополнение остальными боевыми модулями
  • БТР-70 КБА-2 – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Бензиновые двигатели сменил дизель УТД-20 (300 л.с.), а пулемет КПВТ – пушка КБА-2, калибра 30 мм
  • БТР-70ДИ (БТР-7) – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Оборудован двумя дизелями FPT “Iveco” Тектор, автоматической системой пожаротушения, 6-ступенчатой механической коробкой передач, кондиционером, комплексом активной защиты «Заслон», системой панорамного обзора «Панорама», телевизионным, комбинированным ночным и  дневным прицелом с лазерным дальномером, ПТРК «Барьер» (четыре ПТУР) и автоматическим гранатометом АГС-17, калибра 30 мм.  Возможно оборудование летательным беспилотным аппаратом, с радиусом действия 20 км. и автоматической пушкой ЗТМ-2, калибра 30 мм. Проведена модернизация боевого отделения и усиление противоминной защиты до уровней 3А и 3В (NATO)
  • БТР-70М-А1 – модификация, созданная в Белоруссии. Установлены два дизеля (136 л.с.), управляемые электронно. Возможна замена кондиционера и стандартной башни боевым модулем БМ-30
  • Кобра-К – модификация, созданная совместно Белоруссией и Словакией. Установлены  дымовая система «Туча», боевой модуль Cobra (улучшенная система управления огнем, автоматическая пушка 2А42, калибра 30 мм и спаренный пулемет ПКТ) и система кондиционирования DATO-V. Возможна замена двигателей на дизель КамАЗ-7403 (260 л.с.). Экипаж – 3 человека + 8 служащих пехоты
  • БТР-70М — модификация, принадлежащая Азербайджану. Установлен боевой модуль «Шимшек», оборудованный автоматической пушкой 2А42, калибра 30 мм либо Зу-23, калибра 23 мм. Произведено усиление противоосколочного и противоминного бронирования.
  • БТР-70МД — модифицированный БТР-70, принадлежащий Казахстану. Установлены 7.62 и 14,5 мм пулеметы, тепловизоры ATS-10 и двигатель Д-235.9Е2, мощностью 270 л.с.

Силовая установка и ходовая часть

Подробности неизвестны, равно как и мощность дизельного двигателя, которым оснащен БТР «Бумеранг». Технические характеристики не разглашаются, но очевидно, что они значительно превосходят показатели машин более ранних выпусков (БТР-80, БТР-82 и тем более БТР-70), из чего можно сделать вывод, что силовая часть просто не может быть слабее 600 лошадиных сил. Размеры по сравнению с предшествующими моделями увеличены, защита усилена, следовательно, для обеспечения скорости и маневренности требуется и соответственная мощь. Еще одно обстоятельство – смещение дизеля от центральной оси и наличие прохода механика-водителя к резервному люку – свидетельствует о том, что передача усилий к колесам осуществляется необычно. Скорее всего, каждый каток имеет собственный электропривод, а переднерасположенный двигатель служит для энергообеспечения вала генератора. В пользу этой версии говорит и изящество, с которым к бронекорпусу прикреплены водометы.

Бронетранспортеры как вид техники

БТР и БМП представляют собой машины, предназначенные для выполнения двойной задачи: они должны доставлять пехотные подразделения к месту боя и оказывать им огневую поддержку. В некоторых случаях их используют для прикрытия корпусами наступающих солдат, но это возможно лишь тогда, когда обороняющиеся силы не имеют в своем распоряжении мощных средств борьбы с бронетехникой. В противном случае машины, имеющие относительно легкую защиту (как правило, противопульную и противоосколочную), обречены на скорое поражение снарядами, ПТУРами или ручными гранатометами.

У бронетранспортёров, разработанных в СССР и других странах, есть еще один недостаток: они весьма уязвимы для минных заграждений. Машины традиционно стремятся облегчить, обеспечив им максимальную скорость и огневую мощь, а также аэромобильность, а потому днище имеет слабую защиту. При взрыве фугаса или противотанковой мины в момент наезда существует серьезная опасность гибели экипажа и всех остальных военнослужащих, находящихся внутри корпуса, от компрессионного воздействия. Именно по этой причине во время вооруженных конфликтов последних десятилетий (в том числе и Афганской войны) солдаты, как правило, на марше предпочитали находиться на броне, вполне резонно опасаясь вражеских пуль меньше, чем коварных мин, установленных на дороге.

Проектируя новый российский БТР «Бумеранг», конструкторы «Военно-промышленной компании» постарались нивелировать обстоятельства, препятствующие успешному выполнению основных функций этого вида вооружений, и расширить его возможности.

Производство

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) в мае — июле 1942 года в связи с жалобами командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. С целью снижения общей массы танка были несколько уменьшены его габариты и ослаблено бортовое бронирование. В результате этих мер возросли средняя и максимальная скорости движения танка, вместе с введением новой коробки передач удалось несколько повысить общую надёжность машины при её эксплуатации в войсках. По сравнению с КВ-1 вооружение осталось прежним, но эффективность его использования возросла — место командира танка стало оснащаться наблюдательной башенкой, что улучшило обзор поля боя.

Производство танков КВ-1с и КВ-8с на ЧКЗ (по данным Военной приемки)
ГодМодель123456789101112Всего
1942 КВ-1с2*34174166**125***125 626
КВ-8с6910**** 25*****
Всего 2* 34 180 175 135 125 651
1943 КВ-1с9272525075305239 462
КВ-8с73 10
Всего 99 75 52 50 75 30 52 39 472
Итого 1123

*По отчетным документам проходили как КВ-1, но фактически это были опытные КВ-1с, сданные к 27 июля и имевшие серийные номера 15001 и 15002.

**65 из них имели корпуса КВ-1.

***5 из них имели корпуса КВ-1.

****7 из них имели корпуса КВ-8.

*****все 25 танков имели башни КВ-8.

Всего выпустили 1086 КВ-1с и 35 КВ-8с.

Что известно о «Бумеранге»

Помимо опубликованных изображений, достоверно известен вес снаряженной машины – он составляет 20 тонн, но предполагается, что в определенных модификациях он может достигать и 25. Компоновка двигателя рациональна: он занимает переднюю и частично среднюю длину бронекорпуса, защищая экипаж и пехотинцев. Внутренний объем десантного отделения увеличен по сравнению с БТР-82 и другими машинами мотопехоты советской разработки. Обусловлено это тем, что в современных условиях военнослужащие обладают более объемным снаряжением, в том числе и бронежилетами. Солдаты могут покинуть просторную машину намного быстрее, чем тесную, таким образом, увеличение габаритов – вопрос не только комфорта, но и безопасности

А ей уделено большое внимание

КВ-1с в компьютерных и видеоиграх

КВ-1с присутствует в следующих компьютерных играх:

  • В варгейме «Линия Фронта: Битва за Харьков» (мировое название: «Achtung Panzer: Kharkov 1943»).
  • В танковой MMO-игре «World of Tanks», как советский тяжёлый танк 6 уровня в ветке тяжёлых танков СССР с танковой 122 мм пушкой.
  • В игре «Close Combat III: The Russian Front»  (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron»  (англ.).
  • В стратегии «Блицкриг».
  • В модификации «Освобождение 1941—45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance.
  • В игре «Red Orchestra: Ostfront 41—45».
  • В стратегии «Sudden strike 2» («Противостояние 4») и в её модах (Real War Game).
  • В стратегии «В тылу врага 2» .
  • «World of Tanks Blitz» как советский тяжёлый танк 6 уровня в ветке тяжёлых танков СССР с танковой 122 мм пушкой Д-2-5Т.
  • В War Thunder в модификации КВ-85, также КВ-1С с 76-мм пушкой.
  • В танковой MMO-игре «Ground War: Tanks» от Mail.ru.

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою в компьютерных играх часто очень далеко от реальности. Так-же в некоторых играх КВ-1с получил прозвище «квас».

Универсальность платформы

С самого начала (разработка началась предположительно в 2010 году) новый БТР России «Бумеранг» создавался не просто как средство доставки пехоты и ее огневой поддержки. Он должен стать основой (платформой), на которой предусмотрена техническая возможность выпуска машин разнообразного назначения, а в случае надобности – еще и иметь потенциал быстрого переоборудования путем смены модулей. На базе ходовой части планируется производство противотанковых мобильных комплексов, эвакуаторов раненых, средств фронтовой разведки, ПВО и радиоэлектронной борьбы. Поэтому и отличаются ставшие достоянием СМИ изображения секретной машины. Новый БТР России «Бумеранг», фото которого иногда демонстрирует отсутствие башни или наличие каких-то устройств неизвестного назначения, может иметь самую разнообразную комплектацию.

Боевое применение

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка новой, более мощной пушкой калибра 85-мм. Но дальше экспериментов в 1942 году дело не пошло, так как установка 85-мм орудия потребовала бы более серьезной переработки конструкции башни, чем предполагали в начале, а в перспективе обещало некоторое сокращение объема выпуска КВ-1с зимой 1942—1943 годов: быстро развернуть выпуск новых танковых пушек калибра 85-мм не представлялось возможным.

После появления в германской армии тяжёлых танков Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Осенью 1943 года было выпущено некоторое количество КВ-85 (разработанный на базе КВ-1с танк с 85-мм пушкой), но затем производство КВ было свёрнуто в пользу ИС-1.

Небольшое количество КВ-1с продолжало использоваться и в 1945 году; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, участвовавшая в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.

На 1 января 1944 в РККА числились 1067 КВ всех типов, из них 555 на фронтах. Безвозвратные потери за 1944 год составили:

Отчет БТ и МВ КА за 1944 год (ЦАМО РФ)
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьВсего
8149493336821016163586 421

На 1 января 1945 в РККА числился 581 танк, из них 180 на фронтах.

Сохранившиеся экземпляры

До настоящего времени сохранился только один полностью аутентичный танк КВ-1с, ещё два сохранившихся танка являются опытным и переходным от КВ-1 вариантами «скоростной» модификации.

  • В 2006 году в г. Кировск (Ленинградская область) был установлен поднятый со дна болота и отреставрированный по корпусу (но практически без траков правой гусеницы) танк КВ-1с.
  • В музее под открытым небом на Поклонной горе (Москва) экспонируется танк с подписью «КВ-1С»
  • Ещё один мемориальный танк КВ в пос. Парфино Новгородской области, выпущенный в 1942 году, представляет собой переходный вариант от КВ-1 к КВ-1с: от первого использован бронекорпус, а от последнего — башня и ряд элементов ходовой части.
  • Опытный танк КВ-1с (он же «Объект 238» или КВ-85Г), у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие, экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Модификации бронетранспортера БТР-70

  • БТР-70М — модернизированный вариант БТР-70. Новый дизельный (вместо бензиновых) двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с., агрегаты трансмиссии взяты от БТР-80.
  • БТР-70КШМ — командно-штабная машина на базе БТР-70

БТР-70МС — машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.

  • ТАВ-77 — румынский вариант БТР-70 производившийся по лицензии.
  • БТР-70МД — (Казахстан) Модификация с двигателем Д-235.9Е2 (270 л.с.) и тепловизорами ATS-10 турецкой компании «Аселсан».

БТР-70М — (Украина) Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки — по типу БТР-80.

БТР-70 «Гром» — (Украина) Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 и боевой модуль «Гром» (1х 30-мм автоматическая пушка, 1х 7,62-мм пулемёт, 1х 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» с боезапасом в 4 ПТУР) вместо штатной башни. Боковые люки — по типу БТР-80.

БТР-70 КБА-2 — (Украина) Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20, пулемет КПВТ заменен на 30-мм пушку КБА-2. Боковые люки — по типу БТР-80.

БТР-70Т — (Украина, ООО НПК «Техимпекс»). Боковые люки как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами. Вместо башни может быть установлен боевой модуль.

Бронетранспортер БТР-70. Поворотными служат обе передние пары колес, что дает довольно крупной по габаритам машине, довольно малый радиус разворота. Характерная деталь на фото — волнолом в передней части БТР, приведенный в режим преодоления водной преграды.

БТР-70ДИ (БТР-7) — (Украина, «Николаевский бронетанковый завод»). На машине установлен комплекс активной защиты «Заслон», телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT «Iveco» Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км.

БТР-70М-А1 — (Белоруссия) Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л.с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30, вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.

БТР-70МБ1 — (Белоруссия, ОАО «140-й ремонтный завод»). Установлены боковые десантные люки, водомётный движитель, сиденья и элементы трансмиссии от БТР-80, дизельный двигатель мощностью 260 л.с., радиостанция Р-173М

Кобра-К — (Белоруссия и Словакия). Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной системой управления огнем. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотрена замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403, мощностью 260 л.с. Экипаж увеличен до 3 человек (число десантников не изменилось).

Операторы

Карта операторов БТР-70

БТР-70 слева-спереди. Казань. 2009

БТР-70 сзади-слева. Казань. 2009

БТР-70 слева в Парке Победы. Казань. 2009

Современные

  •  Азербайджан:

    • Армия Азербайджана — 132 БТР-70, по состоянию на 2016 год
    • Пограничные войска Азербайджана — 19 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
    • Внутренние войска МВД Азербайджана — 7 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
  •  Армения:

    • Армия Армении — 18 БТР-70, по состоянию на 2016 год
    • МВД Армении — 24 БТР-152, БТР-60 и БТР-70, по состоянию на 2016 год
    • Пограничные войска Армении — 18 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 39 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 25 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 20 БТР-70, по состоянию на 2018 год
  •  Киргизия — 25 БТР-70 и 10 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — 6 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  •  Северная Македония — 57 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 9 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Мексика — 26 APC-70 (БТР-70), по состоянию на 2016 год
  •  Монголия — 40 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 120 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — несколько БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  •  Россия: — 200 БТР-70 всех модификаций, дополнительно 4000 единиц БТР-60/-70 на хранении, по состоянию на 2018 год
  •  Сирия — 1000 БТР-50, БТР-60 и БТР-70, по состоянию на 2012 год На 2016 год количество неизвестно
  •  Таджикистан — 23 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 300 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 25 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  •  Украина — 237 БТР-70 (дополнительно несколько единиц в Нацгвардии Украины), по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  •  Афганистан — некоторое количество БТР-70, по состоянию на 2010 год
  •  Босния и Герцеговина — 3 БТР-70, по состоянию на 2010 год
  •  Венгрия — 309 БТР-70[неавторитетный источник?]
  •  ГДР — 1266 единиц БТР-70 поставлены из СССР в период с по 1990 годы, использовались под обозначением SPW-70
  •  Государство Палестина — 50 БТР-70 со снятым вооружением поставлено в 2010 году из России в качестве гуманитарной помощи
  •  Казахстан — 190 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2012 год, по другим данным 45 БТР-70[неавторитетный источник?]
  •  Молдавия — 20 БТР-70[неавторитетный источник?]
  •  Непал — 135 БТР-70[неавторитетный источник?]
  •  Румыния — производится по лицензии под обозначением TAB-77, в период с по 1991 годы произведено 159 единиц, после распада СССР производство продолжено под лицензией РФ, по состоянию на 2012 год Румыния имеет 150 TAB-77
  •  СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  •  Судан — 10 БТР-70М Кобра поставлены в 2007 году из Белоруссии
  •  США — 7 единиц БТР-70 поставлены из ФРГ (5 БТР-70 в 1991 году, ещё 2 в 1993 году)
  •  Республика Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год[неавторитетный источник?]
  •  Южная Осетия — 90 БТР-70 и БТР-80 в МЧСиО, по состоянию на 2008 год

Служба и боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье — 10 бронетранспортёров БТР-70 молдавской армии были захвачены в качестве трофея Приднестровскими вооружёнными силами в мае 1992 года в боях.
  3. Грузино-абхазский конфликт
  4. Россия, Чечня — Чеченские войны (—, —)
  5. Грузино-южноосетинский конфликт
  6. Югославские войны
  7. Единственное государство из блока НАТО, которое приобрело и использовало БТР-60ПБ в боевых условиях — Турция. После объединения Германии власти Турции закупили БТР-60ПБ и БТР-70 из арсеналов расформированной ННА ГДР и использовали их в боевых действиях против курдских повстанцев. На основании положительных оценок данных турецкими военными в 1996 году Турция закупила у России большую партию БТР-80.
  8. Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — настоящее время).
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий