Ares (Великобритания)
Самый лучший БТР в мире Ares — это британская бронетехника. Он был разработан для перевозки боевых инженеров, боевых разведывательных или зенитных ракетных команд с соответствующим оборудованием. По сути, это сильно модифицированный вариант БТР ASCOD 2. Первые предсерийные бронемашины были поставлены британской армии в 2019 году.
Эта новая бронемашина технологически продвинута. Она имеет модульную броню и инновационную защиту от минных взрывов. Утверждается, что он лучший по защите и живучести в своём классе. Он даёт высокоуровневую защиту от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и взрывов мин. Экипаж и пассажиры располагаются на специальных минно-взрывостойких сидениях.
Этот бронетранспортёр также оснащён лазерной системой предупреждения, местной системой ситуационной осведомлённости и некоторыми другими необходимыми системами. Это показывает Ares как один из самых защищённых бронетранспортёров, доступных на сегодняшний день.
При необходимости на него можно установить дополнительный комплект брони. Бронемашина Ares весит порядка 30 тонн. С дополнительной бронёй его вес увеличивается до 40 тонн. Таким образом, уровень защиты Ares соответствует уровню защиты БМП.
К сожалению, при создании Ares больший упор делался на защиту, но не на противодействие вражеской бронетехнике. Его вооружение носит чисто оборонительный характер и ограничивается дистанционно управляемым 12,7-мм пулемётом. Большинство других бронированных машин в этом списке способны нести пушки и даже противотанковые ракеты.
Ares обладает превосходной мобильностью благодаря гусеничной конфигурации. Он превосходит любые колёсные БТРы по внедорожной мобильности.
Eitan (Израиль)
Самый мощный бронетранспортёр Eitan — новая израильская разработка. Он был разработан в соответствии с потребностями Армии Обороны Израиля. Можно сказать, что это первый колёсный БТР 8х8, разработанный в Израиле. Прототип этой машины был впервые публично представлен в 2016 году. После пройденных испытаний машину одобрили к закупке. Серийное производство началось в 2020 году. Появился на вооружении в 2021 году.
Eitan имеет типичную компоновку для современного БТР. Имеет вес 30-35 тонн и хорошо защищён. Его вполне можно назвать одним из самых защищённых колёсных бронетранспортёров в мире. Автомобиль имеет V-образный корпус для улучшенной защиты от мин и сву. Однако до сих пор нет никаких официальных данных относительно его баллистической и противоминной защиты.
Скорее всего, фронтальная дуга выдерживает попадание из 25-30-мм пушек, а круговая защита от 12,7-мм или 14,5-мм бронебойных снарядов. Eitan будет оборудован системой активной защиты Iron Fist advanced.
Прототип Eitan обеспечен дистанционно управляемой боевой станцией, вооружённой 12,7-мм пулемётом. Другие виды оружия, такие как автоматические пушки 30-мм и 40-мм, также будут доступны на серийной версии «Эйтан». Этот самый мощный БТР оснащён дизельным двигателем с турбонаддувом, 750 л.с. Развивает максимальную скорость в 90 км/ч.
Особенности БТР “Бумеранг”
Одним из основных преимуществ, и в то же время недостатком машины, является ее броня. Конструкторы уменьшили количество стальных листов в корпусе БТР, заменив их керамическими плитами. Керамика значительно легче стали, такая подмена обеспечила “Бумерангу” большую мобильность. Машина с относительно меньшим весом значительно прибавила в скорости и маневренности.
Скептики в свою очередь настаивают, что использование керамических блоков исключает возможность полевого ремонта машины: при попадании снаряда в керамическую плиту, она гасит инерцию выстрела всей своей площадью. Такая встряска приводит к усталости материала и выходу его из строя. Заменить керамические щиты в полевых условиях нет возможности. Выбирая между надежностью и маневренностью, больше голосов за надежность. Впрочем, недовольство керамикой чисто условное. Конструкторы предусмотрительно сделали броню съемной. При желании листы керамики можно заменить на классическую сталь.
Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3_(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)
История создания
В 1959 году Армия США приняла на вооружение бронетранспортер М113 – простую и дешевую машину. Он прошел полномасштабное «крещение огнем» во Вьетнаме, и оно показало – даже если ядерное оружие применяться не будет — идея боевой машины, позволяющей пехоте воевать, не покидая ее, имеет смысл. Солдат, которые пытались спешиться с БТРа, немедленно накрывали огнем.
В рамках работ над улучшенной боевой машиной фирма FMC предложила XM734 – М113 с бортовыми амбразурами и защищенной турелью со спаренными пулеметами. Его успели испытать в полевых условиях, но к этому моменту стало ясно, что такие доработки – тоже полумеры.
Самостоятельно вести бой М113 не мог, а десанту было трудно долгое время находиться в этой машине.
Следующим шагом, предпринятым фирмой FMC, стал XM765 – переделанный M113, вооруженный 20мм пушкой и защищенный разнесенной комбинированной броней. В США на вооружение его не приняли, однако некоторое количество машин удалось продать на экспорт.
Тем временем, в конце 60-х годов, первые БМП получили воплощение. В СССР, кроме того, приняли на вооружение новые БТР-60ПБ с 14,5мм пулеметами, способными легко уничтожать М113. Опасаясь отстать безнадежно, американцы начали новый этап исследовательских работ. К фирме FMC обратились с просьбой создать машину, схожую с XM765, но с лучшими проходимостью и подвижностью (чтобы БМП могла эффективно взаимодействовать с будущими танками), а так же лучше защищенную.
В итоге, на шасси тяжелого БТР морской пехоты LVT-7 построили опытную БМП XM723. Она и станет будущим «Брэдли». Однако разработки машины задерживались из-за желания сменить 20мм пушку М139 на орудие с внешним приводом автоматики, а так же из-за отмены программы по разработке перспективной БРМ.
Теперь в качестве разведывательной машины предполагалось использовать модификацию БМП, и для XM723 стали конструировать новую двухместную башню.
Немецкие «Мардеры» и французские AMX-10P были сочтены неподходящими, а переделка в тяжелые БМП корпусов устаревших танков М48 оказалась не более дешевой, а вдвое дороже, чем производство новой техники. Наконец, вопрос о броне решили так – она может либо надежно защищать от огня стрелкового оружия, вплоть до крупнокалиберного, либо от противотанковых ракет, а все варианты «посередине» нецелесообразны.
В 1977 году проект БМП получил индекс ХМ2, а БРМ – ХМ3. В начале 1980 года они были официально одобрены, а в производство попали в 1981 году. Тогда же БМП и назвали в честь недавно умершего генерала.
Описание БТР-80
Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.
Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.
За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.
Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.
Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.
БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.
MRAP у нас
Ну а у нас, на необъятных просторах 1/7 части суши, осознание жизненной необходимости подобного типа машин пришло относительно недавно. Во время первой чеченской кампании на вооружение Российской армии поступило изделие под названием «Звезда». Концептуально оно практически повторяло бронеавтомобиль AMX конца пятидесятых: на раму полноприводного грузовика «Урал-4320» установили бронекапсулу с V-образным днищем, а кабину обшили листами стали. Кто-то может прийти в изумление: как же так, в середине девяностых и такой примитивизм родом из середины прошлого века? Да, всё это так, но нельзя забывать, как отстала наша оборонка в постперестроечный период! И стоит упомянуть, что даже в таком виде эта машина спасла жизни сотням российских военных. Такие вот реалии…
Дальнейшим развитием этой темы стал проект «Тайфун». Естественно, основанный уже совершенно на ином техническом и технологическом базисе. В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», в которой предусматривалось развитие семейств высокоунифицированных бронеавтомобилей. Итогом стало появление на свет MRAP-вездеходов КАМАЗ-63968, «Урал-63095», «Урал-63099» и укороченной версии последнего – «Урал-53099». Существует ещё два броневика с названием «Тайфун» – КАМАЗ-53949, который нельзя в полной мере отнести к классу MRAP, и КАМАЗ-63969, от дальнейшей разработки которого отказались. Так что о них не имеет особого смысла рассказывать в этой статье…
Производитель | IVEMA | Force Protection | International | КАМАЗ | «Урал» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Gila MBPV | Cougar | MaxxPro | 63968 | 63099 | |
Страна производства | ЮАР | США | США | Россия | Россия | |
Колёсная формула | 4х4 | 6х6 | 4х4 | 4х4 | 6х6 | 6х6 |
Экипаж+десант, чел. | 2+9 | 2+8 | 2+4 | от 2+4 до 2+10 | 2+16 | 2+12 |
Длина | 6500 | 7087 | 5918 | 6451–7163 | 8990 | 8470 |
Ширина | 2750 | 2743 | 2591 | 2515 | 2550 | 2550 |
Высота | 2500 | 2642 | 2642 | 3048 | 3300 | 3220 |
Дорожный просвет, мм | 395 | 410 | 410 | 356/280 | 575 | 500 |
Полная масса, кг | 13 600 | 23 587 | 17 237 | 14 300–18 600 | 22 500 | 24 000 |
Грузоподъёмность, кг | 3200 | 5897 | 2722 | 1650–5000 | 4000 | 4000 |
Двигатель | MTU 4R 106TD21 | Caterpillar C7 | MaxxForce D | КАМАЗ-740.354 | ЯМЗ-5367 | |
Мощность, л.с. | 215 | 330 | 330 | 330 | 450 | 450 |
Макс. скорость, км/ч | 105 | Н. д. | 104 | Н. д. | 105 | 105 |
Terrex (Сингапур)
Самый мощный БТР Terrex — один из новейших и наиболее совершенных бронетранспортёров Сингапура. Он поступил на вооружение армии в 2006 году.
Максимальный уровень круговой защиты — от бронебойных снарядов калибра 14,5 мм. Бронемашина имеет двойной V-образный корпус, который даёт надёжную защиту от минных взрывов. Terrex может выдержать взрыв до 12 кг тротила под корпусом, и автомобиль при этом, всё ещё продолжит двигаться.
Базовый вариант вооружён дистанционно управляемым 40-мм автоматическим гранатомётом и спаренным 7,62-мм пулемётом. В качестве альтернативы он также оснащается дистанционно управляемым 12,7-мм пулемётом.
Terrex имеет мощный двигатель, 450 л.с. Этот бронетранспортёр очень мобилен благодаря усовершенствованной независимой системе подвески и сильному двигателю. Этот самый мощный бронетранспортер в мире является амфибией, плавает до 10 км/ч. Вмещает в себя двух членов экипажа и одиннадцать пассажиров. Всего было выпущено 135 машин.
Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами
За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:
- командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
- БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
- БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
- БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.
Кроме России эти транспортеры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:
- BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
- BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
- BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
- BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
- BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.
Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине
Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле
В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.
Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.
Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.
LAV 6.0 (Канада)
Рейтинг Самый Мощный БТР продолжает канадский LAV UP или LAV 6.0, который является модернизированной версией LAV 3 Kodiak. Он был создан фирмой General Dynamics Land Systems. Модернизация была основана на уроках, извлечённых армией Канады в ходе боевых действий.
Эта компания получила контракт на модернизацию 615 машин канадской армии LAV 3 до нового стандарта. Они составляют костяк канадского парка бронетехники. Новый LAV 6.0 также производится на экспорт. Например, Саудовская Аравия заказала для своей армии в общей сложности 900 бронемашин LAV 6.0 в различных модификациях.
Модернизированный LAV 6.0 имеет вес значительно больше, чем оригинальный LAV 3. Вместе с дополнительным комплектом брони БТР весит 30 тонн. Защита была улучшена, хотя многие основные элементы остались неизменны. В современном мире это один из самых защищённых бронетранспортёров в мире. Его вполне можно рассматривать как колёсную БМП.
Наиболее заметным отличием LAV 6.0 является двойной V-образный корпус. Он был добавлен специально для улучшения защиты от наземных мин и СВУ. Члены экипажа и пассажиры сидят на энергопоглощающих сиденьях. Бронеавтомобиль сохраняет керамический комплект брони оригинального LAV 3. Броня выдерживает попадание от 14,5-мм бронебойных снарядов, а фронтальная дуга выдерживает попадания из 30-мм пушек.
Базовая версия бронемашины имеет двухместную башню, вооружённую 25-мм пушкой M242 Bushmaster. Это оружием имеет эффективную дальность 2,5 км. Также имеется в наличии спаренный пулемёт 7,62-мм. Ещё один 5,56-мм пулемёт расположен на крыше.
Самый лучший БТР в мире имеет усовершенствованную систему управления стрельбой с интегрированной системой обнаружения, распознавания и идентификации целей. Также в наличии есть автоматическая корректировка дальности цели и скорости пересечения. Новые тепловизионный прицел и оптический прицел обладает увеличенной дальностью действия. Таким способом улучшена способность наблюдения. Наводчик может обнаружить человека на расстоянии 1,2 км.
Этот бронетранспортёр оснащён дизельным двигателем Caterpillar мощностью 450 л.с.
Куда податься
Многие специалисты, к слову, критикуют саму концепцию колесного (и вообще легкого) танка в приложении к российским вооруженным силам. При этом есть и мнения, что такая техника пригодилась бы в условиях современной маневренной войны на открытых пространствах против противника, отстающего на несколько фаз развития — как в той же Сирии с ее бесконечными «войнами на Тойотах» и машинами-камикадзе.
Насколько такая машина вообще нужна в современной системе вооружения сухопутных войск, решать, безусловно, Минобороны. В любом случае следует отметить, что тема колесного танка на основе «Бумеранга» имеет хоть какие-то шансы на развитие только после принятия на вооружение приоритетных образцов, создаваемых на этой платформе: уже упомянутых БМП К-17 и БТР К-16.
Бумеранг
БМП «Бумеранг»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Безусловно, для машины такого класса есть место на мировом рынке вооружений. Но нетрудно заметить, что этот рынок, имеющий ограниченный объем, и так затоварен. Помимо старых образцов, таких как французский AMX-10RC или бразильский Cascavel (особенно популярный в Третьем мире), давление на рынок оказывают новые образцы техники: уже упомянутый Centauro, а также американские машины на платформе Stryker. При этом страны, потенциально наиболее заинтересованные в подобном танке, наименее и платежеспособны — это небогатые государства Африки и Южной Азии.
Особенности конструкции БТР-90 «Росток»
Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортера осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.
О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.
Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортера изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стекла были упразднены.
Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колесами.
Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.
Традиционно советские и российские бронетранспортеры выпускались оснащенными крупнокалиберным пулеметом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемет, автоматический гранатомет АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несет не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.
Еще сильнее вооружен БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомет у этой модификации заменен более современным и легким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счет установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в свое распоряжение тепловизор и систему управления огнем с автоматическим баллистическим вычислителем.
Наконец, БТР-90М оснащенный боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемет дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведет огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатометы калибра 81мм — шесть установок размещены на бортах башни.
Экипаж бронетранспортера БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.
В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нем установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.
БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.
Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъемной передачи. Она дает возможность вращать колеса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортер буквально на месте.
Изменилась конструкция водометного движителя. Вместо одного водомета, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водометов трехлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.
Помимо этого, бронетранспортер имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.
Конструкция[править]
Компоновочно представляет собой трёхосный полноприводной автомобиль повышенной проходимости с V-образным днищем — такая форма и, сообразно, размещение экипажа внутри, предназначена для уменьшения последствий подрыва на мине.
Благодаря ряду мер, в том числе V-образной форме днища, бронетранспортёр обладает повышенной защитой от поражающих факторов мин и самодельных взрывных устройств. Применяется для создания проходов и перевозки десанта на заминированных территориях. Оснащён подвижным 9-метровым манипулятором, предназначенным, в первую очередь, для дистанционного обезвреживания взрывных устройств.
БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka)
БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) — Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМП и других эквивалентных по массе машин из зоны боевых действий и обеспечения технического обслуживания и ремонта боевых машин в полевых условиях.
Тактико-технические характеристики БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka)
БРЭМ-Л Беглянка, вид слева
- Длина 7,64 м, ширина 3,15 м, высота 2,35 м
- Экипаж 3 чел
- Масса 18,7 т
- Грузоподъемность платформы 1,7 т на суше, 0,3 т на плаву
- Клиренс (дорожный просвет) 450 мм
- Колея 2,38 м
- Длина опорной поверхности 3,25 м
- Силовая установка: многотопливный дизельный двигатель УТД-29Т, мощностью 450 л.с. (331 кВт)
- Запас хода 600 км по шоссе
- Максимальная скорость 70 км/час по шоссе, 9 км/час на плаву
- Вооружение: 7,62-мм пулемет ПКТ, дымовые гранатометы
- Тяговое усилие лебедки 14 тс
- Длина троса 150 м
- Грузоподъемность крана 5 т
- Ширина сошника 3,15 м
- Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,8 м, ров шириной 2,5 м, угол наклона 25°, угол подъема 35°
БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) разработана конструкторским бюро Курганского машиностроительного завода на базе БМП-3 в конце 1980-х годов.
БРЭМ-Л Беглянка с выдвинутой крановой стрелой
БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) имеет бронированный корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков. БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) снабжена системой защиты от оружия массового поражения с фильтро-вентиляционной установкой, системой противопожарной защиты, а также специальным ремонтно-эвакуационным оборудованием. Машина преодолевает водные препятствия вплавь.
В комплект специального оборудования БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) входит полноповоротная крановая установка, тяговая лебедка, сошник-упор, выполняющий роль и бульдозерного отвала, электросварочное оборудование, включая и аппарат для сварки деталей из алюминиевых сплавов, средства буксировки машин, грузовая платформа грузоподъемностью 1,7 т на суше и 0,3 т на плаву с откидывающимися правым и задним бортами и другое ремонтное оборудование.
Крановое оборудование БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) имеет стрелу грузоподъемностью 5 т, с двойным полиспастом 11 т (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), углом поворота 360° и максимальным вылетом 4,85 м. Тяговое усилие механической лебедки составляет 14 тс, длина троса 150 м. Сошник используется не только для упора машины на местности, но и в качестве бульдозерного отвала. Ширина сошника 3,15 м, глубина врезания в грунт 0,34 м.
БРЭМ-Л Беглянка, вид на корму
БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ и блоками дымовых гранатометов для постановки дымовой завесы.
Экипаж БРЭМ-Л Беглянка (BREM-L Beglyanka) состоит из 3 человек: командира, механика-водителя (крановщик) и специалиста по электрооборудованию. Машина имеет радиостанцию, танковое переговорное устройство, смотровые приборы и прибор ночного видения.
Боевое применение
БМП «Брэдли» активно применялись во время обеих американских кампаний в Ираке. Машина показала высокую надежность и эффективность. Большая часть иракских танков в первую кампанию была подбита именно при помощи «Бредли». 25-мм автоматическая пушка показала себя весьма эффективным и универсальным оружием. Она прекрасно уничтожала легкобронированную технику и живую силу противника. Известны несколько случаев, когда эта пушка выводила из строя иракские танки.
Армия Саудовской Аравии использовала «Брэдли» во время вторжения в Йемен. В ходе боевых действий было потеряно 17 машин.
Бронемашины против партизан
БТР «Страйкер» поступают на вооружение американской армии с 2002 года. Как и вышеупомянутый «морпеховский» БТР LAV-25, «Страйкер» не является американской машиной. Он производится в Канаде, где также создан на основе швейцарской «Пираньи» (только другой ее модификации). При этом в начале ХХI века специально под «Страйкеры» была по сути создана новая концепция боевого применения сухопутных войск.
Машинами «Страйкер» укомплектованы бригады «Страйкер», которые отличались очень высокой мобильностью – как тактической, так и стратегической. То, что «Страйкеры» неспособны вести бой против полноценной классической регулярной армии, недостатком в тот момент не считалось, поскольку вести подобную войну США не собирались. Американская армия получила 1972 БТР М1126, 545 БРМ М1127, 134 БМТВ со 105-мм пушкой М1128, 441 самоходный миномет М1129, 348 КШМ М1130, 188 машин артиллерийской поддержки М1131, 168 инженерных машин М1132, 304 медицинские машины М1133, 133 самоходных ПТРК «Тоу» М1134, 234 машины РХБЗ М1135. Общие потери этих машин в Ираке и Афганистане, возможно, достигают 77 единиц. Первым зарубежным покупателем «Страйкеров» стал Таиланд.
В рамках породившей «Страйкеры» концепции войн исключительно против заведомо более слабого противника (примитивных небольших регулярных армий либо партизанских формирований) уже в самих США было создано семейство бронеавтомобилей класса MRAP (mine resistant ambush protected – защищенный от мин и атак из засад). Они предназначались для использования в Ираке и Афганистане армией, морской пехотой, ССО. Общее производство машин этого класса с 2007 по 2012 год составило почти 30 тысяч единиц. Бронеавтомобиль RG-31 «Ньяла» фактически был создан в ЮАР. ВС США приобрели 2370 таких машин, часть из них – вне программы MRAP. На основе RG-31 также в ЮАР был разработан бронеавтомобиль RG-33, ВС США приняли на вооружение от 2316 до 2384 этих машин (в том числе 128 медицинских). Отчасти южноафриканское происхождение имеют также бронеавтомобили «Кугар» и «Буффало».