Бронетранспортер БТР-90 «Росток»

История создания

«Бумеранг» является продолжением двух проектов по созданию нового БРТ, которые велись в России на протяжении последних лет. Первоначально проект назывался «Гильза» и в нем активно использовались наработки, полученные во время создания БТР-90 «Росток».

Российские военные отказались от обеих машин, мотивируя это тем, что эти бронетранспортеры не отвечают их требованиям. На машине, которая создавалась в ходе реализации проекта «Гильза», планировали разместить силовую установку в средней части корпуса, поставить модуль вооружения, сходный с тем, что стоит на БТР-82 и применить систему динамической защиты. Однако, машина получилась не слишком удачной: пространство внутри корпуса получилось очень тесным, возможностей для дальнейшей модернизации у нее не было. Но опыт работы над этими проектами весьма пригодился в разработке «Бумеранга»: все удачные конструкторские решения были перенесены на новую машину. Однако, несмотря на это, «Бумеранг» является абсолютно новой машиной, он не является глубокой модернизацией советских образцов.

Впервые официальная информация о разработке в России принципиально нового бронетранспортера появилась в 2010 году. Об этом заявил командующий Сухопутных войск Александр Постников.

Одной из основных проблем БТР-80 был довольно слабый уровень защиты, особенно от мин и фугасов. Поэтому бойцы предпочитают передвигаться сверху на машине, а не внутри ее. Именно слабость противоминной защиты являлась одной из основных причин начала работы над новым бронетранспортером. Модернизировать старые советские бронетранспортеры в этом направлении не представлялось возможным, они полностью исчерпали свой модернизационный ресурс. Нужно было создавать БТР с новой формой корпуса, новой компоновкой и броней, сделанной из современных материалов

При создании «Бумеранга» особое внимание было уделено именно защите экипажа и десантников от мин и фугасов

Также большую опасность в современном бою представляют различные противотанковые средства

Разработчики машины особое внимание уделили защите БТР от кумулятивных боеприпасов

БТР «Бумеранг» был впервые показан на закрытой презентации, которая состоялась в 2013 году. Широкой публике машина была показана во время парада Победы в 2021 году. Серийные поставки новой техники планируют начать в 2021 году.

История создания бронетранспортера БТР-90 «Росток»

Российский бронетранспортер БТР-90 «Росток» был создан в 1994 году и представлял собой дальнейшее развитие советских бронемашин с колесной формулой 8х8 (БТР-60, БТР-70, БТР-80) предназначенных для доставки пехоты к полю боя и её непосредственной огневой поддержки. По сравнению с предшественниками, машина получила значительно усиленное бронирование (броня не пробивается 14,5-мм пулями), мощное вооружение (включая противотанковые ракеты), мощный двигатель. Также значительно увеличились габариты и весовые показатели бронетранспортера.

Можно сказать, что модель БТР-90 это вершина развития той концепции, что была заложена ещё полвека назад в конструкции БТР-60. Хорошо защищенный, мощный, к тому же впервые оснащенный бортовой информационно-управляющей системой, позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины. Одним словом — бронетранспортер в том виде, в каком он и задумывался изначально.

Чертеж бронетранспортера БТР-90 «Росток»

Однако, БТР-90 «Росток» пришелся явно не ко времени. Долгое время армии было просто не до новой машины, так что впервые показанный публике в 1994 году, он прошел госиспытания только в 2004 году! Дальше больше — в 2008 году БТР-90 «Росток» был принят на вооружение России, в войска поступила установочная партия новых машин, а на 2011 год было назначено начало серийного производства… И вдруг, оказалось, что новая машина армии не особо и нужна. За 20 лет изменилось представление о конфликтах будущего, и как следствие — о концепции такого средства вооружения, как бронетранспортер.

Согласно последним представлениям, компоновка БТР-90 с задним расположением двигателя может считаться устаревшей и требует переработки. Однако, естественно, что такой замечательный образчик военной техники как «Росток» глупо было бы просто взять и выбросить, перечеркнув, таким образом всю проделанную работу. Скорее всего в настоящий момент проект не закрыт, а находится в стадии концептуального изменения, и что из этого выйдет, покажет время.

Сколько стоит бтр?

Рынок гражданской бронетехники начинается с модели бтр 152. Разработанная в 1940-х годах, она получила военное признания и была запущена в серийное производство. Отличалась сильным противопульным бронированием. Нужно сказать, что на тот момент это была революция военной инженерной мысли. БТР 152 и по сегодняшний день является актуальным вездеходом на который есть устойчивый спрос. Цена на БТР 152 может быть на уровне БТР 70 или БТР 80.

Моделей бронетранспортеров достаточно много. Одной из первых появилась в 1940-х годах модель бтр 40. Этот броневик стал основой для дальнейших разработок ученых, и явился началом выпуска военной техники. В экипаж входило 2 человека. Стрелять можно было из специальных бойниц внутри машины. Стоимость бтр 40 обозначивается скорее исторической ценностью этой машины и может достигать уровня бтр 80 или современного Тигра.

Самые лучшие разработки военных того времени машин бтр были представлены в модели бтр 60. Сначала эта модель была не плавающая и имела ограничения по местам прохождения. После усовершенствования и дополнений, машина стала обладать хорошей проходимостью и возможностью «плавать». Огонь может вестись из люка, из башни и даже изнутри. Сразу бросается в глаза, что модель помимо люков сверху, имеет специальные двери, позволяющие осуществить безопасную посадку и высадку пассажиров.

Характеристики бронетранспортера БТР-90 «Росток»

Страна:
Россия

Тип:
Бронетранспортер (8 × 8)

Дата выпуска:
1994 г.

Длинна:
8,2 м

Ширина:
3,1 м

Высота:
3 м

Броня, лоб:
Противопульная и противоосколочная

Броня, борт:
Противопульная и противоосколочная

Броня, башня:
Противопульная и противоосколочная

Экипаж:
3 человека + 7 десантников

Двигатель:
1х дизельный 2В-06-2С, мощностью 510 л.с.

Дальность хода:
800 км (по шоссе)

Максимальная скорость:
100 км/ч (12 км/ч на плаву).

Масса:
22 тонны

Вооружение:

  • 1х 30-мм пушка 2А42 (500 выстрелов)
  • 1х Автоматический гранатомёт АГС-17 (400 выстрелов)
  • 1х 7,62-мм пулемёт ПКТ (2000 патронов)
  • 1х ПТРК «Конкурс-М» (4 ракеты)

Примечания

  1. БТР-90 Архивировано 15 января 2010 года. (недоступная ссылка — история ,копия )
  2. В АРЗАМАСЕ НАЛАДЯТ ВЫПУСК БТР-90. Военно-промышленный курьер (04 ноября 2009 года.). Архивировано 25 февраля 2012 года.
  3. БТР нового поколения выйдет в серийное производство. Наука и технологии . РИА «Новости» (01.12.2004). Архивировано 25 февраля 2012 года.
  4. Бронетранспортер ГАЗ-5923 — «БТР-90». Оружие России . Архивировано 4 июня 2012 года.
  5. Министерство обороны утвердило проект броневика, превосходящего технику НАТО
  6. 123 Новый российский бронетранспортер БТР-90 «Росток» :: NoNaMe (недоступная ссылка) (недоступная ссылка —история ,копия )
  7. 12 Десятый арбитражный апелляционный суд: Дело № А41-39023/09 (недоступная ссылка)
  8. Князев М. БТР-90 // Русские танки. — Киев: Юнивест принт, 2012. — Вып. 40. — С. 6. — ISSN 2073-543X.
  9. ООО «Военно-промышленная компания» представит на «МВСВ-2008» несколько новинок. Оружие России . Архивировано 4 июня 2012 года.
  10. Стенограмма рабочей встречи председателя Правительства России В. В. Путина с вице-премьером С. Б. Ивановым. Интернет-портал Правительства Российской Федерации (06.05.2009). Архивировано 25 февраля 2012 года.
  11. Минобороны России отказалось закупать бронетранспортеры БТР-90 — Новости — Политика — Интерфакс
  12. На «АМЗ» прошел научно-технический совет на тему «Анализ состояния и определение перспектив развития легкобронированного колесного семейства бронетанковой техники и бронированных автомобилей» (31.07.2009). Архивировано 26 июня 2012 года.
  13. Арзамасский машиностроительный завод приступил к разработке нового БТР «Гильза» на базе БТР-90. НИА Нижний Новгород (24.02.2010). Архивировано 25 февраля 2012 года.

БТРы России: история развития, технические характеристики и новые технологии

Чтобы транспортировать для выполнения боевых задач солдат и командование мотострелкового, пехотного, мотопехотного и десантного подразделений, а также все необходимые материальные средства, нужны специальные бронированные машины. В армии такие транспортные средства известны как бронетранспортеры. Преимущественно их называют сокращенно – БТР. Судя по отзывам, многих интересует сколько БТР в России и каких именно? Создавать бронетранспортеры начали еще в советское время. По сравнению с современными БТР России их характеристики значительно хуже. Тем не менее некоторые бронетранспортеры используются в российской армии и по сей день. Об истории создания и технических характеристиках БТР СССР и России вы узнаете из данной статьи.

Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики

  • Двигатель – 2В-06-2С (дизельный, турбонаддув)
  • Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 382 (520)
  • Трансмиссия – гидромеханическая с автоматичсекой коробкой передач
  • Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах
  • Максимальная скорость, км/ч – на суше – 100
  • Бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923) разработан в конце 90-х годов конструкторским бюро ОАО «ГАЗ». Он продолжает линию развития бронетранспортёров БТР-60, БТР-70 и БТР-80, но существенно отличается от них по основным показателям — огневой мощи, подвижности и защищенности.

Корпус бронетранспортёра сварен из катаных броневых листов повышенной толщины. Броня обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Для повышения уровня защиты может быть смонтировано дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты.

Внутри БТР-90

Внутреннее пространство корпуса разделено на отделение управления, боевое и десантное отделения, а также моторно-трансмиссионное отделение. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса, слева оборудовано место механика-водителя. В целях повышения защищенности экипажа и десанта большие смотровые окна с лобового листа корпуса убраны и заменены перископическими приборами наблюдения. Здесь же может быть установлен прибор ночного видения.

ПТРК «Корнет» на БТР-90

В боевом отделении установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, в которой смонтировано основное вооружение бронетранспортёра: 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17 и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс».

(ПТРК) «Конкурс»

Вооружение стабилизировано в двух плоскостях наведения; угол наведения по горизонтали составляет 360° а по вертикали от -5° до +75°. Вооружение БТР-90 позволяет ему вести борьбу с танками и другими бронированными целями на дальности до 4000 м, поражать живую силу расположенную как открыто, так и на обратных скатах высот и в окопах, уничтожать вертолеты и такие малоразмерные цели, как расчеты ПТРК и артиллерийских орудий В боевом отделении размещены командир машины и наводчик-оператор, каждый из которых при необходимости может вести стрельбу из всего вооружения БТР В распоряжении командира имеется дневной прибор наблюдения 1П-13, наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневным и ночным) прицелом БПК-З-42. На месте наводчика-оператора установка прицела БПК-М модулем французской фирмы «SAT».

В десантном отделении бронетранспортёра могут разместиться семь полностью экипированных пехотинцев Их посадка и спешивание производятся через две двустворчатые двери в бортах корпуса и через люки в крыше корпуса. Пехотинцы могут вести стрельбу из стрелкового оружия через амбразуры (по три с каждого борта) или через верхние люки. В моторно-трансмиссионном отделении установлен многотопливный дизельный двигатель с турбонаддувом 2В-06-2С мощностью 520 л.с. Трансмиссия гидромеханическая с автоматической коробкой передач.

Бронетранспортер БТР-90 Россия

Колёсная ходовая часть выполнена по колесной формуле 8х8. Подвеска независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Благодаря большому ходу подвески, наличию энергоемких телескопических амортизаторов и широкопрофильных шин с системой централизованного регулирования давления воздуха, машина может двигаться по сильнопересечённой местности со скоростью до 50 км/ч, а на шоссе она развивает скорость до 100 км/ч. Конструкция ходовой части озволяет продолжать движение даже при полном повреждении четырех колес. Водные преграды машина преодолевает вплавь без предварительной подготовки. Движение на плаву осуществляется за счет двух водометных движителей. Бронетранспортёр оборудован системой защиты от ОМП, противопожарной системой, необходимыми средствами радиосвязи и навигации. Для постановки дымовых завес по обе стороны башни смонтированы дымовые гранатомёты.

Конструкция БТР-90

Кузов сделан из толстых бронелистов. Они соединены между собой сваркой под острым углом. Броня защищает технику от попаданий из крупнокалиберных орудий и осколков артиллерийских снарядов. Днище V-образной формы справляется с воздействием ударной волны (например, днище защищает экипаж от подрыва мины).

Технические характеристики:

  • Вес — 22 000 килограмм;
  • Длина — 8 150 миллиметров;
  • Высота — 3 040 миллиметров;
  • Ширина — 3 100 миллиметров;
  • Броня — противопульная;
  • Максимальная скорость — 100 км/ч;
  • Запас хода — 800-900 километров;
  • Вместимость — 10 человек;
  • Мощность — 510 лошадиных сил.

Моторный отсек бронетранспортера

Дизельный силовой агрегат с турбонаддувом собирают в Челябинске для БТР-90. Для охлаждения используется жидкостная система. Двигатель развивает до 510 лошадиных сил. Он размещён в кормовой части. Техник имеет к нему доступ с салона и снаружи (на моторно-трансмиссионом отделении есть два больших люка). Радиатор, топливные баки и заправочные горловины разместили у заднего бронелиста. В роли дополнительной защиты выступают специальные крышки. Водомётные движители применяются для передвижения по воде.

В конструкцию торсионной подвески всех колёс вошли поперечные рычаги, энергоёмкие телескопические гидроамортизаторы и широкопрофильные шины (выдерживают попадания пуль). Для улучшения проходимости в устройство введена система централизованной регулировки давления в шинах. Это система также позволяет передвигаться при повреждённых колёсах (до 4 из 8), так как при полной нагрузке способна поддерживать постоянное давление в шинах.

Кузов и технологии

БТР-90 Росток оснащён бортовой информационно-управляющей системой. Эта техника первая в России получила подобную технологию. Через неё водитель может дистанционно управлять силовым агрегатом и трансмиссией. Она также используется для контроля состояния всех механизмов бронемашины. Главными отличиями от предыдущих поколений стали компоновка и новое, более мощное вооружение.

Места водителя и старшего стрелка находятся в передней части кузова. Сиденье шофёра может подниматься до люка. Также в комплектацию входит специальный колпак, закрывающий люк при дожде. Места этих двух специалистов относятся к вращающей башне. Огневая универсальность достигается за счёт стабилизации боевого отделения в двух плоскостях (вести огонь можно как на ходу, так и стоя). Для хорошего обзора дороги водитель пользуется любым из пяти перископическим прибором. Такие же приспособления под рукой имеет старший стрелок.

Для атаки огнестрельным оружием в бортах присутствует три пары окон с шаровыми опорами, которые закрываются герметичными бронезаслонками. Две передние бойницы используют для ведения огня из ручных пулемётов, ещё одна есть справа в передней части кузова. Пара окон расположена рядом с посадочными люками. Для комфортной посадки и высадки створки сделаны так, что они являются опорами для солдат. Благодаря ним можно стрелять, высунувшись из люка, из гранатомёта.

Корпус БТР-90 Росток защищён от ударной волны ядерного взрыва, проникновения радиации, радиоактивной пыли, проникновения вредных бактерий и прочих вредных веществ. Экспортные версии, направляющиеся в страны с жарким климатом, оснащаются кондиционером и дополнительной вентиляцией.

Вооружение

Первая в списке вооружения — автоматическая 30-миллиметровая пушка 2А42. Рассчитана на 500 зарядов. Для обильного обстрела противника используется 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ на 2000 патронов. Снаружи башни присутствует 30-миллиметровый гранатомёт АГ-17, рассчитанный на 400 выстрелов. Вершина айсберга — ПТРК «Конкурс» на четыре ракеты. Угол наведения по горизонтали — 360 градусов, по вертикали — от -5 до +75 градусов. Максимальная дистанция поражения «Конкурса» — 4 километра по земле и 2-2,5 километра по воздуху.

БТР-80

Как утверждают специалисты, российская армия располагает 1500 бронетранспортерами данной модели. Серийно БТР-80 производится с 1984 г. Управленческий экипаж состоит из 3 человек, боевой – из 7. Двигаются эти БТРы России со скоростью 80 км/ч. Запас хода – 600 км. Техника со стальной катанной броней. Снабжается крупнокалиберным пулеметом Владимирова калибра 14,5 мм и спаренным с ним 7,62-миллиметровым ПКТ. В машину встроили двигатель из КамАЗа 7403 мощностью 260 л.с. Данные БТРы в России с 1991 года являются основными. Для последних модификаций характерно усиленное вооружение, в связи с чем военные эксперты эти транспортные средства причисляют к классу боевых машин пехоты. Российскими конструкторами на базе БТР-80 советского образца созданы следующие варианты:

  • БТР-80А. В армии России БТР с 1994 года. Башня с лафетной компоновкой. Пулемет Владимирова заменен 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72.
  • БТР-80С. Данная модель предназначена для Нацгвардии. Стреляет из пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
  • БТР-80М. В отличие от предыдущих моделей имеет увеличенную длину корпуса и пулестойкость. На бронетранспортер установили двигатель от ЯМЗ-238 с мощностью 240 лошадиных сил.

Особенности конструкции БТР-90 «Росток»

Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортера осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.

О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.

Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортера изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стекла были упразднены.

Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колесами.

Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.

Традиционно советские и российские бронетранспортеры выпускались оснащенными крупнокалиберным пулеметом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемет, автоматический гранатомет АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несет не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.

Еще сильнее вооружен БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомет у этой модификации заменен более современным и легким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счет установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в свое распоряжение тепловизор и систему управления огнем с автоматическим баллистическим вычислителем.

Наконец, БТР-90М оснащенный боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемет дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведет огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатометы калибра 81мм — шесть установок размещены на бортах башни.

Экипаж бронетранспортера БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.

В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нем установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.

БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.

Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъемной передачи. Она дает возможность вращать колеса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортер буквально на месте.

Изменилась конструкция водометного движителя. Вместо одного водомета, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водометов трехлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.

Помимо этого, бронетранспортер имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.

Бронетранспортёр БТР-Т. Россия

Глядя на такие проекты, не перестаёшь гордится нашими конструкторами и инженерами.

Я до этого выкладывал несколько зарубежных вариантов модернизации устаревших танков Т-54/55. Их объединяет одно, они получились разной степени неудачности. Хотя об этом можно было догадаться и заранее, ведь как не модернизируй морально устаревшую машину, современный танк всё равно не получиться. А вот это действительно реальный вариант второй жизни старых машин. Из старого танка получили великолепный БТР. И очень приятно что наши до такого простого решения додумались первыми. Хотя вру, практически параллельно с нами такие же машины начали делать, по-моему, и в Израиле. Но Израильских конструкторов, так же, с некоторой натяжкой, можно считать нашими. Вероятно, в ближайшем будущем, по такому же пути пойдут и другие страны, и подобным образом будут модернизировать свои устаревшие танки.

Эту замечательную машину разработало КБ транспортного машиностроения, под руководством главного конструктора проекта Д. Агеева совместно с ГПО «Завод транспортного машиностроения».

Бронетранспортер БТР-Т имеет следующую компоновку: в корме корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, а переднюю и среднюю части корпуса машины занимает отсек, выполняющий одновременно функции отделения управления, боевого и десантного отделений. Слева в передней части этого отсека находится место механика-водителя, справа от него смонтирована низкопрофильная башня с вооружением, а задняя часть отсека предназначена для размещения пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.

Полностью закрытый корпус БТР отличается от корпуса базовой машины прежде всего встроенной динамической защитой, а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле +30° уровень эквивалентной броневой защиты доведен до 600 мм . Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом, обеспечивается противокумулятивная защита бортов. Защищенность машины повышена также за счет использования двенадцати дымовых гранатометов типа 902, установленных в кормовой части корпуса. Вместе с тем, для посадки и спешивания десантники должны пользоваться люками в крыше корпуса, что в современном бою ведет к большим потерям. Обитаемые отделения оборудуются современной системой жизнеобеспечения, позволяющей экипажу и десанту действовать в условиях применения оружия массового поражения в любых климатических условиях.

Для вооружения подобных машин пока разработано 5 модулей:

1 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»; 2 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17; 3 — двухствольный, 30-мм автомат 2А38; 4 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»; 5 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.

Но как вы понимаете, такой принцип вооружения, даёт возможность создавать неограниченное количество конфигураций и сочетаний оружия. Это даёт машине огромный экспортный потенциал. Так как мало того что в мире разбросано огромное количество Т-54/55, так и модульный принцип позволяет без особого напряжения установить на машину боевые модули как под наши калибры вооружения так и под НАТОвские. Более того, по этому принципу, можно модернизировать практически любую устаревшую машину, как нашего, так и западного производства.

История создания

Работа над созданием нового колесного бронетранспортера началась в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х годов, сразу после получения ТТЗ от Министерства обороны.

Следует сказать, что требования военных к новой машине были довольно жесткими. В задании предусматривалось наличие внутри корпуса десяти мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера

Особое внимание заказчики требовали уделить броневой защите. И все вышеперечисленное не должно было отрицательно сказываться на авиатранспортабельности боевой машины

Подготовка тактико-технического задания бронетранспортера, да и вся его дальнейшая разработка велась с учетом опыта использования подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было предостаточно.

В 1994 году на Арзамасском заводе собрали опытный образец машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В том же году БТР-90 был представлен широкой общественности.

Параллельно шли работы над созданием бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они начались в 1997 году. Разработчиком этого проекта была выбрана . Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.

БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, однако статус его оставался неопределенным. Дело в том, что в государственном оборонном заказе шла речь только о производстве БТР-82А, никакого другого колесного бронетранспортера в документе не было. В это же время шла разработка новой концепции вооружений сухопутных войск ВС РФ, и места в ней для БТР-90, увы, нашлось – в 2011 году Министерство обороны официально отказалось от бронетранспортера, и не включила его в государственную программу закупок до 2020 года.

Вероятно, предполагая такой исход событий заранее, в 2010 году на том же Арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростка». Он получил название «Гильза». В этой машине конструкторы попытались выполнить главное требование военных – изменить саму компоновку боевой машины. Планировалось перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть бронетранспортера, а отсек для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.

Объект 141

Как утверждают военные эксперты, к концу Великой Отечественной на вооружении советской армии числились самые совершенные в мире тяжелые и средние танки. Для поддержки бронетанковых подразделений требовались пехотинцы. А для их доставки к месту боя нужны были бронированные легкие машины с повышенной проходимостью. Уже в послевоенное время, а именно в 1947 г., в опытном конструкторском бюро Горьковского автозавода начали проектировать легкий колесный бронетранспортер «Объект №141». Одновременно в Москве инженеры ОКБ во главе с Кравцовым А.Ф. создавали гусеничный БТР. Работа заняла два года. Для изготовления ходовой части советские конструкторы воспользовались танковым шасси Т-70. Двухтактный четырехцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением и мощностью в 140 л.с. взяли из ЯАЗ-204Б. Из данной машины была позаимствована и трансмиссия. С топливными баками, рассчитанными на 220 л, показатель запаса хода составил 170 км. В управленческом отделении располагался боевой расчет, который был представлен механиком-водителем и стрелком-радистом.

Последний вел стрельбу из 7,62-миллиметрового пулемета СГ-43. В боекомплекте имелась 1 тыс. патронов в четырех лентах и гранаты Ф-1 (12 шт.). Также в его распоряжении была радиостанция 10 РТ-12. В десантном отделении находилось 16 бойцов. БТР имел стальной корпус из сшитых 13-миллиметровых броневых листов. Толщина листа в днище составила 3 мм. БТР можно было также использовать для перевозки грузов массой до 2 т. После успешно пройденных испытаний в апреле 1949 г. бронетранспортер приняли на вооружение армии СССР как БТР-40.

Изготавливался работниками завода ГАЗ им. Молотова. Серийное производство длилось до 1960 г. Данная модель не состояла на вооружении России. БТР послужил основой для нескольких последующих модификаций. Всего было собрано 8500 единиц техники.

Замена

В 2009 — 2010 годах в КБ Арзамасского машиностроительного завода началась разработка нового БТР «Гильза» на базе БТР-90. В соответствии с новыми требованиями заказчика, БТР должен быть скомпонован с размещением МТО в передней части машины и десантного отделения в корме, что позволит усилить защиту и улучшить условия для десанта (примером может быть такая машина как финский БТР «Patria»). Планируется произвести глубокую унификацию с БМП-3М силовой установки, вооружения, единой бортовой информационной управляющей системы, системы бронирования машин и другие усовершенствования.

“Росток” на вооружении у РФ

БТР-90 стал официально частью вооруженных сил России лишь в 2009 году. Эта машина стала самой первой из подобных колесных моделей, которая могла проходить по болотам и водоемам. Но вот самих моделей в армии не было, так как они не имели массового выпуска. И уже буквально через пару лет от этой модели отказалось Министерство обороны и не приняло программу по закупке этих машин. Экспортировать эти машины на продажу за границу также запретили.

Но вот эта машина послужила базой для создания более модифицированного варианта БТР, который называется “Линза” и усовершенствовался.

Фото с https://guns.allzip.org/topic/51/564832.html

История создания и производства

По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.

Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий